Научная статья на тему 'Византийская певческая традиция в музыкально-образовательном пространстве современной России'

Византийская певческая традиция в музыкально-образовательном пространстве современной России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
992
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗАНТИЙСКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ДРЕВНЕРУССКОЕ ЦЕРКОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / ШКОЛЫ ВИЗАНТИЙСКОГО ПЕНИЯ / ВИЗАНТИЙСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ / ДРЕВНЕРУССКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ / CIVILIZATIONAL IDENTITY / ORTHODOX CULTURE / BYZANTINE SINGING TRADITION / ANCIENT ECCLESIASTICAL HERITAGE / SCHOOL OF BYZANTINE SINGING / BYZANTINE CHANTS / OLD RUSSIAN CHANTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красова Маргарита Владимировна, Скотникова Галина Викторовна

Византийская певческая традиция становится в последние годы новым ярким феноменом в музыкально-образовательном пространстве России, способствуя постижению духовно-ценностных оснований, цивилизационного кода отечественной культуры. Об этом свидетельствует обогащение клиросного и концертного пения, возникновение школ византийского пения, проведение специальных хоровых конкурсов, мастер-классов, фестивалей, например крупного Международного фестиваля «Академия Православной музыки». Впервые проводится обзор, содержательное описание и анализ профессиональных методов работы церковно-певческих школ, образовательных учреждений и творческих коллективов, возрождающих древние певческие традиции, основанные на системе канонического византийского осмогласия. Отмечается влияние политики Российского государства в отношении сохранения и актуализации национального культурного наследия и повышения интереса широкой общественности к византийским и древнерусским певческим моделям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Красова Маргарита Владимировна, Скотникова Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Byzantine singing tradition in recent years has become a new bright phenomenon in the musical and educational space of Russia, contributing to the comprehension of the spiritual and value bases, the civilization code of the national culture. This is evidenced by the enrichment of choir and concert singing, the emergence of schools of Byzantine singing, conducting special choral competitions, master classes, festivals, for example, the International Festival «Academy of Orthodox Music». A review, a meaningful description and analysis of the professional methods of work of the church singing schools, educational institutions and creative teams reviving the ancient singing traditions based on the system of Byzantine canonical chants was made for the first time. The authors emphasize the influence of the Russian state policy on preserving and actualization of the national cultural heritage and increasing the interest of the general public in the Byzantine and old Russian singing models.

Текст научной работы на тему «Византийская певческая традиция в музыкально-образовательном пространстве современной России»

УДК 78.033.2:783.6(=161.1)

М. В. Красова, Г. В. Скотникова

Византийская певческая традиция в музыкально-образовательном пространстве современной России

Византийская певческая традиция становится в последние годы новым ярким феноменом в музыкально-образовательном пространстве России, способствуя постижению духовно-ценностных оснований, цивилизационного кода отечественной культуры. Об этом свидетельствует обогащение клиросного и концертного пения, возникновение школ византийского пения, проведение специальных хоровых конкурсов, мастер-классов, фестивалей, например крупного Международного фестиваля «Академия Православной музыки». Впервые проводится обзор, содержательное описание и анализ профессиональных методов работы церковно-певческих школ, образовательных учреждений и творческих коллективов, возрождающих древние певческие традиции, основанные на системе канонического византийского осмогласия. Отмечается влияние политики Российского государства в отношении сохранения и актуализации национального культурного наследия и повышения интереса широкой общественности к византийским и древнерусским певческим моделям.

Ключевые слова: цивилизационная идентичность, православная культура, византийская певческая традиция, древнерусское церковное наследие, школы византийского пения, византийские песнопения, древнерусские песнопения

Margarita V. Krasova, Galina V. Skotnikova Byzantine singing tradition in musical and educational space of modern Russia

Byzantine singing tradition in recent years has become a new bright phenomenon in the musical and educational space of Russia, contributing to the comprehension of the spiritual and value bases, the civilization code of the national culture. This is evidenced by the enrichment of choir and concert singing, the emergence of schools of Byzantine singing, conducting special choral competitions, master classes, festivals, for example, the International Festival «Academy of Orthodox Music». A review, a meaningful description and analysis of the professional methods of work of the church singing schools, educational institutions and creative teams reviving the ancient singing traditions based on the system of Byzantine canonical chants was made for the first time. The authors emphasize the influence of the Russian state policy on preserving and actualization of the national cultural heritage and increasing the interest of the general public in the Byzantine and old Russian singing models.

Keywords: civilizational identity, Orthodox culture, Byzantine singing tradition, ancient ecclesiastical heritage, school of Byzantine singing, Byzantine chants, old Russian chants

В России на протяжении последних двух десятилетий, особенно ближайших прошедших лет, все более востребованным становится художественно-культурное наследие Византии, духовной наставницы Древней Руси. Со всей очевидностью об этом свидетельствует масштабное возведение новых храмов, эстетическое оформление которых предполагает одухотворенное мастерство, освоение церковного мира в его сущностной целостности, неотъемлемой составляющей которой является певческая традиция. Глубинный смысл обращения к истокам православной культуры состоит в поиске нашим современником жизненных опор - духовных, нравственных, цивилизационных. Именно в византийско-русском православном средневековье сложились фундаментальные, формообразующие принципы, определившие типологическое своеобразие отечественной культуры.

Выдающийся современный отечественный медиевист Г. А. Пожидаева пишет, что певческое искусство средневековья «должно входить в культурный оборот современного общества, а сохранение нашей древней традиции, реконструкция

и реставрация памятников певческого искусства, воссоздание музыкального мира наших предков, его жизнь в монастырской и старообрядческой культуре, в клиросной и концертной практике - все это актуально сегодня и будет актуально, жизненно необходимо и в будущем. Без сохранения прошлого у нас нет будущего, и будущего для музыкального искусства в частности» [1].

Глас Византии, древние созерцательные распевы становятся все более слышимыми в музыкальном пространстве современной России. Речь идет о таких формах освоения византийской певческой традиции как клиросное пение, концертное исполнение, создание школ византийского пения, византийских хоров, проведение специальных международных конкурсов и фестивалей, мастер-классов. Обратимся к рассмотрению наиболее значимых составляющих этого яркого, нового музыкально-образовательного феномена.

Однако прежде чем приступить к решению поставленной задачи, подчеркнем следующее. Во-первых, в настоящее время происходит актуализация, прежде всего, древнерусского певческого

наследия, неразрывно связанного с византийским, но ставшего самобытным на ранних этапах своего бытования. Во-вторых, обращение к византийской певческой традиции выявляет потребность в постижении глубинной линии преемственности православной певческой культуры.

Древняя Русь заимствовала у Византии систему осмогласия как структурную каноническую опору. Однако знаменный распев стал самобытным феноменом национальной культуры. Вопрос о его своеобразии, исторических путях проявления - один из ключевых и плодотворно разрабатываемых в русской музыкальной медиевистике настоящего времени. У каждого вида церковного искусства Древней Руси свои пути к самобытности. Отметим весьма интересный факт. Подобно древнерусской церковной архитектуре, как будто не проходившей периода ученичества, исследователей поражает феномен возникновения чина древлеправославных богослужебных распевов. Древнерусский «храм никогда не спутаешь с византийским», - пишет выдающийся искусствовед М. В. Алпатов [2, с. 111]. Певческая культура Древней Руси обрела свою самобытность также очень рано, почти сразу. Уже к концу XI в. годовой певческий круг был не только распет, но и записан принципиально новой нотацией, система которой имела с византийской лишь внешнее сходство, что явилось ярким «свидетельством созидательной мощи славянской культуры» [1]. В то время как в русской домонгольской иконописи «трудно разграничить произведения собственно греческие и русские, гораздо правильнее рассматривать их как создания греческо-русской художественной среды» [3, с. 18]. Об этом феномене убедительно говорит О. С. Попова: «Большое число, если не большая часть русских икон домонгольского времени, почти не отличаются от византийских - это становится все более ясно в свете современных научных представлений. Так что для раннего периода речь может идти не о влиянии византийского искусства, а о почти полной общности последнего с первым. Должно признать, что живопись Киева, а также Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, равно как и Новгорода домонгольского периода, несмотря на все их локальные особенности, является в полном смысле частью византийской» [4, с. 818]. Вопрос о причинах столь различных путей преломления византийской традиции в древнерусском церковном искусстве домонгольского времени весьма интересен и остается открытым для углубленной разработки.

В современной культуре обращение к византийской певческой традиции являет собой процесс искания подлинной церковной музыки, прикосновения к древнему певческому церковному преданию. Важно, чтобы возвращение к истокам

осуществлялось на научно выверенной церковно-певческой традиционной основе.

Выделим культурные феномены, свидетельствующие о качественно новом уровне общественного и личностного интереса к византийскому певческому наследию.

Учредительное собрание первого Российского Византийского клуба состоялось в пресс-центре Министерства иностранных дел РФ 24 декабря 2015 г. Византийский клуб - это новый общественно-политический проект, миссия которого - формирование идеологической платформы цивилиза-ционной идентичности как в России, так и в Греции Болгарии, Украине, Белоруссии, Сербии, Черногории, Боснии, Герцеговине, Македонии, Румынии, Грузии, Армении, Молдавии, Абхазии и на Кипре.

В нашем городе также планируется открытие Петербургского отделения Византийского клуба, который объединит сообщество ученых, общественных и культурных деятелей.

Важное событие современности произошло 31 мая 2017 г. в историко-архитектурном ансамбле Рогожской старообрядческой общины, поселке московских староверов: визит Президента РФ В. В. Путина в резиденцию митрополита Корнилия. Это первая встреча главы России и Предстоятеля Русской старообрядческой церкви за последние 350 лет, со времени раскола в Русской православной церкви. Духовный центр старообрядцев в Рогожском был основан еще 250 лет назад, во времена Екатерины Великой, а в 2000 г. началась реставрация архитектурного ансамбля. Русские купцы и промышленники, такие как Морозовы, Рябушинские и Рахмановы, были щедрыми ктиторами Рогожского духовного центра. В. В. Путин во время визита в беседе с митрополитом Корнилием обсудил вопросы возвращения русских староверов из-за границы и подчеркнул значимость для России духовного опыта древней культуры. В Покровском кафедральном соборе, где находится чудотворный лик Спасителя кисти Андрея Рублева, для Президента были исполнены богослужебные песнопения древлеправославной традиции.

В 2007 г. состоялся первый Всемирный конгресс по византийской гимнографии и нотирован-ным рукописям на родине Демосфена в Пеэнии (Греция), на котором выступали ученые специалисты со всего мира. Санкт-Петербург представлял доцент Санкт-Петербургского государственного университета о. Владимир Василик с докладом «Изучение унициальной греческой Триоди-палимпсеста IX в.».

В 1993 г. в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на Музыковедческом факультете была создана кафедра древнерусского певческого искусства, которая занимается подготовкой квалифицированных исследователей

истории и теории русского церковного пения и художественных руководителей вокальных ансамблей. Кафедру возглавляет А. Н. Кручинина - ученица выдающегося исследователя церковного пения М. В. Бражникова, основоположника отечественной медиевистики и создателя уникальной концепции развития русской церковно-певческой традиции. Студенты и педагоги участвуют в научных конференциях, посвященных проблемам певческой культуры Древней Руси. Актуальными для медиевистов консерватории стали «Бражниковские чтения», «Научные чтения, посвященные памяти протоиерея Дмитрия Разумовского», «Наследие монастырской культуры» и др. Ансамбли студентов кафедры древнерусского пения «Ключ разумения» Н. Мосягиной и «Знамение» Т. Швец - постоянные участники городских музыкальных фестивалей, проходящих в русле отечественной хоровой традиции (Пасхальный фестиваль, Невские хоровые ассамблеи и др.). Учащиеся кафедры изучают средневековый певческий стиль и аутентичную «крюковую» древнерусскую систему записи песнопений, поют за богослужениями в храмах Санкт-Петербурга, ведут занятия по церковному пению в приходских воскресных школах. Исследовательская деятельность в области церковного пения выдающихся русских ученых: Ст. В. Смоленского (1848-1909), С. М. Ляпунова (1859-1924), А. В. Преображенского (1870-1929), М. В. Бражникова (1902-1973), Н. Д. Успенского (1900-1987), - способствовала открытию в Санкт-Петербурге не имеющей мировых аналогов кафедры древнерусского пения. Ценнейшие кодексы XVI-XVШ вв. круга церковных песнопений монодической традиции находятся в библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова благодаря Степану Васильевичу Смоленскому. Одним из создателей науки о сопоставительном изучении греческого и русского музыкального письма явился Антонин Викторович Преображенский, хорошо изучивший греко-византийские певческие рукописи во время научной экспедиции на Афон.

Кураторами международного фестиваля «Академия православной музыки», проходившего в Санкт-Петербурге с 2009 г. на протяжении 7 лет и имевшего духовно-просветительские и научно-исторические цели, являлись преподаватели кафедры древнерусского певческого искусства. В 2016 г. закончилось госфинансирование, но проект продолжило «Общество возрождения художественной Руси, 1915», восстановленное в 2015 г. Просветительской целью фестиваля было вернуть людям утраченное духовное наследие и познакомить их с миром древней православной музыкальной культуры. «Академия православной музыки» возводилась на мощном историческом фундаменте. Первую музыкальную академию основал Иван IV

в Александровской слободе, где были собраны лучшие певческие силы России - распевщики, писцы, певчие и хор Государевых певчих дьяков.

Большим вкладом в развитие музыкальной культуры Петербурга являются возрождение традиции «Великопостных концертов», «Крещенских вечеров» в концертном зале «Октябрьский», организация композиторского конкурса «Роман Сладкопевец», «Валаамского певческого международного фестиваля», концертов духовной музыки в Исаакиевском соборе. В рамках фестиваля «Академия православной музыки» слушатели могли познакомиться с лучшими исполнителями Сербии, Греции, Грузии и России, поддерживающими древние певческие традиции, такими как группа певчих «Фомадес» кельи святого Фомы скита малой Анны Свято-Афонского монастыря, протопсалтом из Сербии Николой Попмихайловым и его замечательным сербским хором «Моисей Петрович», архимандритом Серафимом Бит-Хариби, возрождающим древнюю арамейскую певческую традицию, замечательной сербской певицей с ангельским голосом Дивной Любоевич, грузинским ансамблем «Басиани».

Прекрасная профессиональная школа византийского пения создана 27 лет назад в 1990 г. выпускницей консерватории, регентом и композитором Ириной Валентиновной Болдышевой при храме Владимировской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Хор был создан по благословению владыки Иоанна (Снычева), в те годы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Освоив трехголосный церковный обиход, певчие обратились к тихому сокровенному пению - древнерусским и византийским распевам. С тех пор с певчими подробно изучается знаковая система древнерусского пения, где каждый знак сообщает певчему не только как его исполнить, но и обращенную лично к поющему духовную заповедь. Исполнительская манера хора И. В. Болдышевой отличается особым звукоизвлечением, обеспечивающим естественность, ясное слово, живость и теплоту интонации, без которых все попытки петь древнерусскую монодию и византийские распевы невозможны. Хор Ирины Болдышевой исполняет средневековые песнопения в академической хоровой манере, соответствуя привычным эстетическим критериям столичных слушателей. Постепенно хор преобразовался в церковно-певческую школу, где на спевках обучают знаменному пению (по крюкам) и византийскому пению (по невмам). Ведется обучение греческому языку и сольфеджио. В настоящее время во всех группах школы занимаются около 200 детей, как правило из воцерковленных семей. С 1996 г. хор «Иоанн Дамаскин» принимает участие в концертах в Малом зале им. Глазунова Санкт-Петербургской государственной консерватории

им. Н. А. Римского-Корсакова и в зале Академической Капеллы им. Глинки.

На VI Пасхальном фестивале в Санкт-Петербурге хор познакомился с ученым-византологом и мелургом Григорием Стафисом, руководителем замечательного греческого хора «Мастера псалтического искусства». Это был первый опыт восприятия живой византийской традиции. С 1998 г. Ирина Болдышева начинает преподавать знаменное пение на кафедре древнерусского певческого искусства в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корса-кова, много занимается расшифровками певческих рукописей и переложениями для церковнославянского языка византийских песнопений. Труды регента обогатили репертуар хора многочисленными песнопениями, которые вошли в богатую фонотеку хора. Древние распевы в исполнении хора «Иоанн Дамаскин» звучали в Троице-Сергиевой Лавре Сергиева Посада, Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью, Полоцком Спасо-Евфросиниевском, Стефано-Махрищском и Николо-Сольбинском монастырях, на Валааме, Соловках и Анзере, в Ростове Великом, Оптиной пустыни и Калуге, в монастырях и храмах Польши, Сербии и Черногории, на Святой Земле: у Гроба Господня, в Горнем монастыре и монастыре Креста в Иерусалиме, в Вертепе Рождества Христова в Вифлееме, в Капернауме. В 2017 г. издан новый CD «Лучи Византии», в который вошли византийские песнопния Божественной литургии, всенощного бдения, праздников и тропари святым.

В последние годы византийские распевы в нашем городе постоянно звучат в исполнении хора «Пахомий Логофет», созданного в 2012 г. юным целеустремленным протопсалтом Серафимом Астаховым, студентом теологического факультета РХГА, в храме Федоровской иконы Богородицы (ул. Миргородская, д. 1), в домовом храме во имя Святителя Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе на Дворцовой набережной, а также на Тихвинском подворье (ул. Дегтярная, д. 18а). Хор назван именем афонского инока и знаменитого гимнографа XVI в.

В настоящее время есть два состава «Пахомия Логофета» - мужской и женский, которые священноначалие приглашает украсить праздничные богослужения в монастырях и храмах Санкт-Петербурга и области. Серафим Астахов является большим энтузиастом невменного пения и регулярно выкладывает на сайте хора в Интернете авторские видео-уроки, что необычайно способствует росту популярности коллектива и приводит в хор единомышленников. В 2009 г. регент, путешествуя с отцом-священником по странам православного Востока, впервые услышал византийские распевы и проникся любовью к древней певческой традиции. Год он обучался невменному пению на клиросе сербского Ковильского монастыря, затем по счаст-

ливой случайности познакомился с протопсалтом Николой Попмихайловым - руководителем хора «Моисей Петрович», который стал его творческим наставником и другом. Репертуар русского византийского хора «Пахомий Логофет», ставшего неотъемлемой частью культурного пространства Санкт-Петербурга, неизменно украшают песнопения Иоанна Кукузеля, Петра Лампадария, Иакова Протопсалта и других знаменитых гимнографов и мелургов. Песнопения звучат как на церковнославянском, так и на греческом языке. К 2017 г. мужской византийский хор насчитывает 12-15 певчих, с которыми регент регулярно принимает участие в богослужениях и дает концерты. Поскольку Серафим Астахов не имеет классического музыкального образования и является талантливым самоучкой, то и хор поет в специфической фольклорной манере. Непревзойденным по красоте звучания и мастерству исполнения византийских песнопений является пение греческого протопсалта архимандрита Никодимоса Каварноса.

Византийская традиция пения поддерживается на архиерейском афонском подворье в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на ул. 5-й Советской (бывшей Рождественской), д. 31-33 литера А, где управляет хором энергичный регент Алексей Жуков, выпускник хорового училища им. М. И. Глинки, более 20 лет возглавлявший Праздничный хор Валаамского монастыря. В настоящее время в храме поют за богослужениями два хора: мужской и женский, организована школа церковного пения. В храме Державной иконы Богородицы на пр. Культуры, д. 4 корп., 3 много лет богослужения сопровождает знаменное пение. На базе Российского института истории искусств (РИИИ) в Петербурге 17-18 октября 2016 г. проходила Международная научно-практическая конференция «Духовные ценности Афона и Русский Север». Участники имели возможность услышать византийские песнопения в исполнении протопсалта из Греции Дмитрия Ма-нусиса, художественного руководителя хора «Фи-латоните» подворья Сименопетрского афонского монастыря в Салониках (Греция). Хор «Филатоните» был создан в 2010 г. Его название означает «друзья Святой горы». Все певцы хора, так или иначе, связаны с Афоном. Многие из участников - внуки или племянники сименопетрских монахов. Именно на Афоне они постигали древние традиции византийского пения.

Отдельно следует отметить певческие заслуги валаамских регентов, которые нашли пути интерпретации средневековых византийских распевов и постижения древнерусской монодии - основы основ русского певческого стиля. В середине 1990-х гг. братия Валаамского монастыря совершила паломничество на Святую землю и Афон, откуда были принесены традиции византийского

пения на клиросы Валаама. В наши дни за богослужениями помимо валаамского обихода весьма употребительны мелодии греческие, болгарские, сербские, т. е. византийской традиции, что подчеркивает значение Валаамского монастыря как Северного Афона.

Регент о. Герман (Рябцев), возглавлявший с 1991 по 2003 г. Валаамский хор, ввел в практику исполнение песнопений различных распевов с исоном. Исон систематически используется при богослужении и в таких крупнейших обителях, как Оптина Пустынь и Троице-Сергиева Лавра [5, с. 18]. Эта традиция прочно закрепилась в современной певческой практике Валаамского монастыря. Неоценимую помощь в изучении знаменного распева оказала певчим профессор Санкт-Петербургской консерватории А. Н. Кручинина, которая обучила о. Германа расшифровке крюковой нотации и постижению музыкальной формы древнерусских распевов. Много времени провел регент в рукописном отделе Российской национальной библиотеки и на лекциях в Консерватории, изучая крюковую нотацию. Плодом столь кропотливой работы стал выпуск 35 аудио-альбомов древних песнопений, в том числе с братским хором Валаамского монастыря. По благословению священноначалия ныне о. Герман пребывает на Московском подворье Валаамского монастыря, продолжая управлять хором и совершать дьяконское служение. В настоящее время замечательный братский Валаамский хор создает неповторимый колорит звучания под управлением иеромонаха Давида, большого знатока древних распевов. В Новом Валааме в Финляндии византийская певческая традиция активно присутствует и развивается, так же как и на других приходах Финской православной церкви, с 1920 г. вошедших в состав Константинопольского патриархата.

Мы живем в период возрождения в церкви и обществе живого интереса к нашему прошлому и духовным корням. Многие современные церковные композиторы в своем творчестве обращаются к средневековым музыкальным интонациям, подчас, к прямому цитированию древних распевов. Владимир Мартынов, монахиня Иулиания Денисова, о. Силуан (Туманов) - авторы замечательных музыкальных стилизаций, столь полюбившихся на клиросах православных храмов. Настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке Санкт-Петербурга о. Силуан - составитель учебников по катехизису и литургике, автор нотного сборника «Сочинения и переложения для однородного хора» в 11 частях. В своем творчестве о. Силуан обращается к попевкам знаменного, византийского и прочих древних напевов, близких духу православного человека. Издание подобных церковно-певческих нотных сборников помогает

регентам и руководителям хоровых коллективов в подборе песнопений в духе древних певческих традиций.

В Москве в 2004 г. при Издательском доме «Святая гора» была открыта школа византийского пения, как филиал школы византийского пения «Схолион Псалтикис» («ЕхоХеюу ФаХикпс») в Афинах. С 2010 г. московская школа носит название «Псалтика», традиции в ней перенимаются непосредственно от греческих певцов. У истоков создания прекрасного византийского хора был Константин Фото-пулос - выпускник афинской консерватории, протопсалт храма Св. Косьмы Этолийского (Афины). В школе созданы три хора: мужской, женский и детская группа, сделаны переводы византийских музыкальных текстов на церковнославянский язык, ведется исследовательская деятельность. Ученики школы получают практические и теоретические навыки преподавания византийского пения. Обучение рассчитано на 5-6 лет. В качестве основного теоретического пособия используется учебник византийского пения Захария Пасхалидиса «Церковная византийская музыка: краткая теория и практика» (Москва: Святая Гора, 2004), в основе которого классическая теория Хрисанфа с добавлениями и исправлениями музыкальной комиссии Вселенского патриархата (1881). В настоящее время на русском языке существует едва ли не единственный практически направленный труд, посвященный невменному письму, сохраняемому византийской певческой традицией. Это книга «Современное нотописание Греческой Церкви» (Москва: О-во любителей древ. письменности, 1907). Особенностью этой работы является то, что авторы уделяют большое внимание теоретическим вопросам и идут по пути переложения певческого материала на пятилинейную нотацию, которую З. Пасхалидис принципиально не использует.

Учителя и ученики «Псалтики» вместе поют на клиросе, что помогает быстрому освоению традиции. Изучаются песнопения, переложенные на церковнославянский язык из классических певческих книг «Анастасиматария»и «Ирмология». Певчие «Псалтики» поют на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, а также в храмах и монастырях московского благочиния, выступают с концертами по России и за рубежом. В 2007 г. издательство «Святая Гора» выпустило CD «Гласом моим ко Господу воззвах». За годы своей деятельности К. Фотопулос воспитал пять русских преподавателей. В настоящее время хоры школы поют в храмах Болгарского подворья и подворья русского Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Основная миссия школы «Псалтика» вернуться к подлинным певческим традициям и певческому преданию православной Церкви, максимально раскрыть духовный смысл и избавить от самостоятельных музыкальных экспериментов и поисков. Многие выпускники «Псалтики» разъезжаются по разным городам России и на местах организуют свои византийские школы пения, возрождая таким образом древние церковно-певческие традиции.

Певчие хора «Псалтика» исполняют песноп-ния византийской традиции, следуя принятому «ифосу» (оригинальной манере исполнения музыкальных текстов церковных песнопений) и добиваются однородности звучания голосов. Единая непрерывающаяся традиция византийского пения имеет различия в ифосах. Различаются константинопольский ифос патриаршего богослужения, афонский ифос монастырей Святой горы, а также ифос выдающихся псалтов и мелургов. Хоровое пение (унисонное), когда все поют одну основную мелодию в сопровождении исократимы, характерно для византийской музыки наряду с сольным [6].

В общем ценностном поле современной русской культуры отмечается возрождение интереса к национальным духовным корням, обращение широких слоев общества к существовавшим на Руси с давних времен народным традициям, нравственным заповедям и соборному образу жизни. Бесценными сокровищами древлеправославной культуры, отражающими средневековый уклад народной жизни и избежавшими влияния западной цивилизации, являются старообрядческие общины - хранительницы русского цивилизационного кода. Особенно значимым феноменом является древнее церковное пение, которое прошло многовековой путь развития в культурном пространстве России от бурного расцвета в XV-XVI вв. до полного забвения и отвержения ориентированной на запад музыкальной общественностью. Выросшее из недр Византийского православия, средневековое певческое искусство Руси обогатилось художественными традициями народной песенной культуры и процвело в уникальном чине распевов. Приметами нашего времени являются: возрастающий интерес молодого поколения к духовной музыке средневековья и актуальность звучания знаменного распева. Древнее пение из археологического музейного экспоната, доступного научным исследованиям в основном ученых-медиевистов, изучающих крюковую нотацию, с успехом переместилось в живую богослужебную практику церкви и в концертные залы, что необычайно способствует культурной самоидентификации современной России. Особый мелодический и интонационный язык распевов является неким звуковым кодом, по-

зволяющим соединиться с древней культурой своего народа и осознать свое великое историческое прошлое.

Список литературы

1. Пожидаева Г. А. Церковно-певческие традиции в культурно-историческом контексте русского средневековья: выступление на секции // Музыкальная народная культура Святой Руси: XIX всемир. рус. нар. собор, 9-10 нояб. 2015 г. URL: http: // voskres.ru (дата обращения: 10. 11. 2017).

2. Алпатов М. В. Рублев и Византия // Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. Москва: Искусство, 1967. Т. 1. С. 103-111.

3. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII в. в России. Москва: Индрик, 2005. 768 с.

4. Попова О. С. Древняя русская живопись и Византия // Попова О. С. Проблемы византийского искусства: мозаики, фрески, иконы. Москва: Северный паломник, 2006. С. 813-906.

5. Турчин Е. Е. Пение с исоном в православной богослужебной традиции: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Санкт-Петербург, 2012. 19 с.

6. На пути возрождения традиции византийского пения: беседа с С. Галковым, ст. преподавателем шк. ви-зант. пения «Псалтика», 4 марта 2011 г. / беседовал иером. Игнатий (Шестаков). URL: http: // pravoslavie.ru (дата обращения: 10. 11. 2017).

References

1. Pozhidaeva G. A. Choral tradition in cultural-historical context of Russian Middle Ages: performance on section. Musical folk culture of Holy Russia: 19th world Russ. people's council, 2015. Nov. 9-10. URL: http: // voskres.ru (accessed: Nov. 10. 2017) (in Russ.).

2. Alpatov M. V. Rublev and Byzantium. Alpatov M. V. Studies on history of Russian art. Moscow: Iskusstvo, 1967. 1, 103-111 (in Russ.).

3. Etingof O. E. Byzantine icons from 6 - first half of 13th century in Russia. Moscow: Indrik, 2005. 768 (in Russ.).

4. Popova O. S. Ancient Russian painting and Byzantium. Popova O. S. Problems of Byzantine art: mosaics, frescoes, icons. Moscow: Severnyi palomnik, 2006. 813-906 (in Russ.).

5. Turchin E. E. Singing with Eason in Orthodox liturgical tradition: abstr. of dis. on competition of sci. degree PhD in art history: 17.00.02. Saint Petersburg, 2012. 19 (in Russ.).

6. monk Ignatii (Shestakov). On way of revival of traditions of Byzantine singing: conversation with S. Galkov, senior lecturer in school of Byzantine singing «Psaltika». 2011. March 4: interview. URL: http: // pravoslavie.ru (accessed: Nov. 10. 2017) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.