Научная статья на тему 'Церковно-педагогическая журналистика в России в конце XIX начале XX века'

Церковно-педагогическая журналистика в России в конце XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
763
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ЖУРНАЛИСТИКА / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нетужилов Константин Евгеньевич

Статья посвящена истории и типологии одного из видов церковной периодической печати России XIX начала XX в. Церковно-педагогические издания освещали проблемы, связанные с деятельностью церковно-приходских школ, получивших широкое распространение на рубеже столетий. Рассматриваются центральные, местные и частные церковно-педагогические журналы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history and typology of one kind of clerical periodicals in Russia of the 19th and early 20th centuries. Clerical-pedagogical periodicals covered the problems connected with church schools, which got widespread development at the turn of the centuries. Central, local and private clerical-pedagogical journals are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Церковно-педагогическая журналистика в России в конце XIX начале XX века»

К. Е. Нетужилов

ЦЕРКОВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Работа представлена кафедрой истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

Статья посвящена истории и типологии одного из видов церковной периодической печати России XIX - начала XX в. Церковно-педагогические издания освещали проблемы, связанные с деятельностью церковно-приходских школ, получивших широкое распространение на рубеже столетий. Рассматриваются центральные, местные и частные церковно-педагогические журналы.

Ключевые слова: синодальный период, журналистика, периодическая печать, русская православная церковь, церковно-приходские школы.

K. Netuzhilov

CLERICAL-PEDAGOGICAL JOURNALISM IN RUSSIA OF THE 19th - EARLY 20th CENTURIES

The article is devoted to the history and typology of one kind of clerical periodicals in Russia of the 19th and early 20th centuries. Clerical-pedagogical periodicals covered the problems connected with church schools, which got widespread development at the turn of the centuries. Central, local and private clerical-pedagogical journals are examined in the article.

Key words: synodal period, journalism, periodical press, Russian Orthodox Church, parochial schools.

Трагические события 1 марта 1881 г. стали отправной точкой нового периода в отношениях государства и православной церкви. Проекты изменений церковной жизни в духе реформ 1860-х гг. были преданы забвению. Государственная политика по отношению к

православной церкви быстро приобрела новые черты. Контроль за ней полностью сосредоточился в руках обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева.

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) происходил из духовной среды -

его дед и отец были приходскими священниками, причем отец еще вдобавок преподавал русскую словесность в Московском университете. Он получил нетипичное для его сословия образование, окончив Училище правоведения. После нескольких лет службы в Московском департаменте Сената К. П. Победоносцев занял кафедру гражданского права в Московском университете, где в течение пяти лет (1860-1865) приобрел заслуженную репутацию блестящего цивилиста. Разработанный им курс гражданского права считался классическим и неоднократно переиздавался вплоть до 1917 года. В 1860-1870-е гг. он преподавал законоведение наследнику престола цесаревичу Николаю, а после его смерти новому наследнику Александру (будущему императору Александру III), а еще позже его детям, в том числе будущему Николаю II. В 1868 г. Победоносцев стал сенатором, а с 1872-го членом Государственного Совета. Когда в 1880 г. граф Д. А. Толстой выразил желание уйти со своих постов и был назначен в Государственный Совет, руководимое им двойное министерство разделили - министром народного просвещения стал А. А. Сабуров, а обер-прокурором К.П. Победоносцев. В течение целой четверти века, с 1880 по 1905 г. К. П. Победоносцев занимал пост обер-прокурора Св. Синода. Но его деятельность не ограничивалась бюрократической карьерой. Уже в молодости он заявил о себе и как о талантливом публицисте. В «эпоху гласности» конца 1850-х - начала 1860-х гг. его статьи и памфлеты печатал в заграничных изданиях А. И. Герцен. Но во второй половине 1870-х гг. во взглядах К. П. Победоносцева произошли серьезные перемены, вызванные впечатлениями от революционных настроений в интеллигентской среде. Цареубийство 1 марта 1881 г. окончательно сделало его сторонником самодержавного пути развития России. Либеральные реформы предыдущего царствования он считал роковой ошибкой. Православная церковь, по его мнению, должна была играть решающую роль в укреплении самодержавной власти. Победоносцев всемерно пытался усилить влияние церкви на российское общество.

По его мнению, церковь не должна была ограничиваться литургической деятельностью; церковь должна была стать полноценным воспитателем для всей страны. По мнению Победоносцева, это должно было осуществиться через церковное участие в жизни школы, университетов, через повседневную деятельность различных братств, объединяющих клириков и мирян, а также через церковную печать.

Церковная периодика в идеале Победоносцева - это прежде всего нравоучительная журналистика. «Ученого» богословия Победоносцев не любил и не признавал. Спорным вопросам церковно-государственных или церковно-общественных отношений также не должно было иметь места на страницах повременных изданий: они должны были разрешаться в тиши кабинетов. Открытие нового церковного журнала или газеты, программа которых выходила бы за пределы, установленные обер-прокурором, было почти невозможно - Св. Синод попросту не давал на такое издание разрешения. В 1895 г. священник М. П. Фивейский обратился в Св. Синод с прошением о разрешении ему издавать в Москве журнал «Христианская речь». Программа будущего журнала показалась неблагонамеренной из-за наличия раздела, в котором предполагалось помещать материалы о современной церковной жизни в России. М. П. Фивей-ского ни в коем случае нельзя причислить к кругу церковных либералов той эпохи. Настоятель московской церкви Николая Чудотворца, преподаватель Закона Божьего в ряде учебных заведений, М. П. Фивейский был совершенно благонадежен, что доказал впоследствии, редактируя журнал «Душеполезное чтение». Но в результате обсуждения программы намечаемой к изданию «Христианской речи», было принято решение об отказе [6].

Результатом политики, проводимой обер-прокурором, стало довольно быстрое изменение общей картины церковной периодической печати. За короткое время появилось большое количество новых церковных газет и журналов назидательного православно-национального направления. Укрепление

назидательной функции духовной журналистики началось с изменения облика педагогических изданий духовного ведомства.

Уже в начале 1881 г. К. П. Победоносцев инициировал в Кабинете министров обсуждение вопроса о церковно-приходских школах, которые он считал оптимальными для распространения «правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования» [5, с. 27]. В результате под председательством архиепископа Леонтия была создана Особая комиссия, состоявшая из представителей Св. Синода, Министерства народного просвещения и земских учреждений, которая в короткий срок выработала «Правила о церковно-приходских школах», утвержденные вскоре императором [11, с. 197]. «Правила» четко указывали, что цель цер-ковно-приходских школ заключается в распространении в народе православного учения веры и христианской нравственности. Собственно образование («первоначальные полезные знания») стояло лишь на втором месте. Учителями могли быть лишь те педагоги, что сами получили образование в учебных заведениях Ведомства православного исповедания. Преподавание Закона Божьего возлагалось на приходских священников. Они же должны были наблюдать, чтобы ученики регулярно посещали богослужения, приобщаясь тем самым к литургической жизни церкви. Надзор за деятельностью церковноприходских школ возлагался на специальных наблюдателей, назначаемых местным архиереем из числа благочинных. Для общей координации и контроля со стороны Св. Синода при нем с 1885 г. создавалось особое ведомство - Училищный совет. На средства Училищного совета был открыт ряд образцовых школ при духовных семинариях и женских епархиальных училищах. В 1889 г. в Санкт-Петербурге начала свою деятельность Свято-Владимирская женская церковно-учительская школа, во главе которой стояла супруга обер-прокурора, и где предполагалось реализовать идеальную модель церковно-школьного взаимодействия. Материалы, связанные с деятельностью Училищного совета и созданных по его инициативе учреждений регуляр-

но публиковались в «Церковных ведомостях», где существовала постоянная рубрика («От Училищного совета при Святейшем Синоде»).

В дальнейшем К. П. Победоносцев приложил немало усилий для перехода в руки церкви всего начального образования страны. Ввиду отсутствия в России единой системы начальных школ (одновременно существовали школы Министерства народного просвещения, земские и церковно-приход-ские) время от времени возникали проекты их объединения в руках одного ведомства. В 1887-1897 гг. между Св. Синодом и Министерством народного просвещения шла затяжная борьба за право возглавить единую систему начального образования. Борьба шла с переменным успехом. В конце 1880-х гг. обсуждалась даже возможность повторения прежней практики совмещения в одних руках управления обоими ведомствами, причем мало кто сомневался, что новым «сугубым» министром станет именно К. П. Победоносцев. В этом случае можно было ожидать сплошной клерикализации всего школьного дела. Но инициатива обер-прокурора встретила решительный отпор со стороны министра народного просвещения И. Д. Делянова. Межведомственная борьба, ареной которой стали заседания Комитета министров, продолжалась вплоть до середины 1890-х гг. Точки зрения сторон обсуждались на страницах периодической печати. «Церковные ведомости» вели активную полемику с «Журналом Министерства народного просвещения». Лишь со смертью Александра III и воцарением Николая II, не желавшего никаких решительных изменений в сложившейся системе управления, вопрос был закрыт. Св. Синод не получил в свои руки всей системы начального образования; деление школ на министерские, земские и церковно-приходские было сохранено. В качестве своеобразного отступного было резко увеличено государственное финансирование церковно-приходских школ: в 1896 г. им было выделено 3,4 млн руб. против 875 тыс. в 1895 г. [1, с. 236]. Золотой дождь, пролившийся на Училищный совет, принес ему, в том числе, и возможность соз-

дать свой собственный периодический орган. Начиная с 1896 г. стал издаваться капитальный ежемесячник «Народное образование», посвященный церковно-педагогическим вопросам. Название журнала демонстративно не содержало элементов, характерных для церковного издания («церковный», «православный» и т. п.). Официальная сухость и универсальность названия отчасти отразили сохраняющееся стремление обер-прокурора и части синодской коллегии к унифицированной образовательной системе под властью церкви. Журнал предназначался для учителей церковно-приходских школ, а также для общей координации школьного дела в епархиях. В «Народном образовании» широко публиковались материалы учебно-методического характера, произведения художественной литературы, тексты духовных песнопений и ноты к ним. Редактором журнала был назначен авторитетный в педагогической среде С. И. Миропольский - автор многочисленных учебников для начальной школы, многолетний член Учебного комитета при Св. Синоде, ревизовавший учебные заведения.

Параллельно с «Народным образованием», еще с 1885 г. в Санкт-Петербурге частным образом издавался журнал «Церковная школа». Но оказавшись в тени официального издания Училищного совета, «Церковная школа» быстро сошла на нет и в 1888 г. была закрыта.

Позже, с 1896 г., вся структура управления церковно-приходскими школами была преобразована. Свои училищные советы были созданы еще и в епархиях. В епархиальных училищных советах, собиравшихся под председательством местного епископа или протоиерея с академическим образованием, входили педагоги и особые епархиальные наблюдатели, которые осуществляли непосредственный контроль над деятельностью церковно-приходских школ. Деятельность епархиальных училищных советов широко освещалась на страницах Епархиальных ведомостей, где с этого времени в большинстве случаев появились соответствующие разделы. В некоторых епархиях эти разделы постепен-

но разрослись до отдельных приложений. Образцом для многих из них стал журнал «Церковно-приходская школа», издававшийся еще с 1887 г. в Киеве при епархиальном педагогическом совете, созданном по инициативе митр. Платона (Городецкого) почти за десять лет до повсеместного появления по указанию обер-прокурора аналогичных учреждений. Такое приложение чаще всего носило название «Церковно-школьного листка» (с указанием соответсвующей епархии). Периодичность «Церковно-школьных листков» колебалась от одного до двух раз в месяц при объеме в 1-2 печатных листа. Кроме освещения деятельности епархиальных училищных советов, вопросов развития местных церков-но-приходских школ и публикации различных учебно-методических материалов в этих изданиях также присутствовали материалы воспитательного характера, заметки по церковной истории края, литературные опыты местного духовенства.

В соответствии с «Правилами о церковноприходских школах» 1884 г. учащихся следовало воспитывать в духе православного учения и верности трону. Как отмечалось в литературе, К. П. Победоносцев, никогда не примыкавший к славянофилам, все же перенял от них мысль, что национальное развитие России зависит от слоев народа, наиболее тесно связанных с православной церковью -т. е. от крестьянства и мещанства, составлявших почти 90% населения [9, с. 108]. В связи с этим воспитание народа на основе названных принципов становилось важнейшей государственной задачей. Часть этой задачи возлагалась и на периодическую печать. Церковно-приход-ские школы, по замыслу К. П. Победоносцева и разделявших его взгляды церковных и государственных деятелей, должны были формировать базовое мировоззрение народа. Периодические издания для «простых людей» должны были формировать свое содержание на основе соответсвующего образовательного и мировоззренческого горизонта. Именно 1880-1900-е гг. стали периодом расцвета совершенно особого вида церковной журналистики, обязанной своим существованием появлению нового массового читателя - кре-

стьян и мещан, получивших грамотность и представления об окружающем мире в цер-ковно-приходской школе. О массовости такого читателя говорят следующие цифры. Согласно официальной статистике (пусть и несколько приукрашенной, что было вполне в духе К. П. Победоносцева) в 1884 г. в стране было 4064 церковно-приходские школы, в которых обучалось чуть более ста тысяч человек. Спустя десять лет, в 1894 г. число школ возросло до 31835, а число учащихся приблизилось почти к миллиону [4, с. 102].

Наиболее яркая страница в истории назидательной периодики для народа связана с именем архимандрита (а позже епископа и архиепископа) Никона. Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) (1851-1918) был достаточно нетипичным для мира церковной журналистики деятелем. Обладавший хорошими способностями, он не сумел получить академического образования из-за недостатка средств и проблем со здоровьем (с детства был слеп на один глаз). Среди тех, кто принимал участие в духовной журали-стике тех лет, отсутствие академического образования было большой редкостью (что свидетельствует об общем интеллектуальном уровне; напомним, что поступить в духовную академию могли лишь лучшие выпускники семинарий, а в семинарии, в свою очередь, принимали лучших учеников из духовных училищ). Отсутсвие академического этапа в жизни наложило заметный отпечаток на личность Никона. Несмотря на очень серьезную, хотя и одностороннюю начитанность, его культурный горизонт был достаточно низким. Родившийся в бедной семье сельского дьячка (он был двадцать первым ребенком в семье), он не знал и не видел мира, находящегося за пределами Четьи-Миней; все, что выходило за рамки традиционных представлений его круга, воспринималось им крайне враждебно. Не терпимый к чужим мнениям, не пытающийся никогда понять оппонента, Никон был готов заклеймить любые проявления чужеродности. В своих статьях он беспощадно обрушивался на студентов, интеллигентов, либералов, евреев, европейцев, которые сливались у него в без-

ликую темную силу, мечтающую о погибели Святой Руси. Само православие Никона было предельно ортодоксальным, воинствующим, чуждым милосердия и сострадания. Окружающий мир воспринимался им не как Мир Божий, а как обитель зла, единственным спасением от которого является молитвенный аскетизм. Яркий и страстный публицист, Никон первым в истории отечественной церковной журналистики стал провозглашать принципы и использовать приемы, которые впоследствии стали основой так называемый черносотенной печати.

В 1874 г. Николай Рождественский стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря, основанного еще в XVII в. патриархом Никоном. После того как его настоятель архим. Леонид (Кавелин) был переведен наместником в Троице-Сергиеву лавру, Н. Рождественский последовал за ним. В 1880 г. он принял постриг с именем Никона. Атмосфера монастыря, бывшего одним из самых главных духовных центров страны наложила особый отпечаток на личность и мировоззрение Никона. Воспитанный в набожной традиционалистской семье, получивший образование на медные деньги, Никон встретился в лавре с феноменом народного православия: тысячи странников-богомольцев, преодолевавших порой тысячи верст для встречи с Троицкой обителью. Для Никона только эти люди и были русским народом - других он просто не знал. С 1879 г, еще послушником Никон начал выпускать «Троицкие листки», которые потом раздавались или продавались за копеечную цену многочисленным паломникам, приходивших в Лавру тысячами. Троице-Сергиева лавра тогда не располагала собственной типографией и Никон договаривался о благотворительной помощи изданию, что-то оплачивала лавра (один из богатейших в стране монастырей). «Троицкие листки» стали печататься сотнями тысяч экземпляров. Они представляли собой небольшие по формату брошюрки объемом 8-10 страниц. Сначала их содержание составляли отрывки из проповедей и краткие поучения, но постепенно «Троицкие листки» стали принимать вид периодического издания - воз-

никла преемственность содержания, систематичность в публикации определенных материалов - пояснения к богослужению и важнейшим молитвам, краткие переложения житий святых и т. п. А главное, стали появляться материалы, связанные со злободневными вопросами современности (толчок был дан цареубийством 1 марта 1881 г.). В 19801990 гг., несмотря на строгий церковно-кон-сервативный характер, монархическая идеология «Троицких листков» обнаруживалась еще лишь время от времени; их решительная политизация в праворадикальном духе произошла лишь после 1905 г. Никон обладал несомненным литературным и публицистическим талантом (еще в духовном училище он издавал рукописный журнал, для которого сам писал стихи и очерки). На Никона обратил внимание сам К. П. Победоносцев. В приватном письме Александру Ш от 6 ноября 1885 г. обер-прокурор охарактеризовал деятельность Никона следующим образом: «В Троице-Сергиевой лавре есть молодой достойный иеромонах Никон, из ученых, хилого здоровья, умный, усердный и отличной жизни. Он задумал посвятить себя доброму делу - выбирать из знакомой ему старой и новой духовной литературы статьи, просто и тепло написанные, понятным для народа языком, и издавать их отдельными листками для раздачи народу, приходящему в лавру. Он обнаружил вкус и искусство в выборе, и издание, начавшееся с 1880 г., имело и имеет успех замечательный, и приобрело под названием «Троицких листков» популярность во всей России. Их разошлось уже свыше 10 миллионов, и многие из самых отдаленных мест выписывают их сотнями для раздачи. При этом, конечно, нет никакого расчета на прибыль, - единственный расчет - на поддержание издания, что возможно лишь с помощью благотворителей» [5, с. 89]. На самом деле, «Троицкие листки» раздавались бесплатно лишь отчасти, со временем значительная часть тиража стала поступать в руки перекупщиков для распространения по епархиям. Стоимость составляла 60 копеек за сотню экземпляров, т. е. 0,6 копейки за один экземпляр. В приходах они продавались по копейке, принося тем са-

мым, с учетом накладных расходов, 20-30-процентную прибыль. Ввиду невиданных астрономических тиражей дело приносило неплохой доход. Так что К. П. Победоносцев, прося Александра III выделить пятьсот рублей на поддержку издания «Троицких листков» [5, с. 89] предлагал скорее моральную, а не материальную поддержку. Иеромонах Никон, очень умело ведя дела, через некоторое время сумел накопить денег на типографию и переплетную мастерскую. В марте 1894 г. он обратился с письмом к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию, в котором обосновал необходимость устройства при Лавре собственной типографии. Тот ходатайствовал перед Синодом, и в сентябре 1894 г. было получено разрешение от московского губернатора. Летом 1895 г. с московского склада принадлежностей тиснения Ивана Флора доставили две скоропечатные машины, которые в июне уже были готовы приступить к работе. С этого времени тиражи «Троицких листков» возросли еще больше (по подсчетам В. Рождественского, суммарный тираж «Троицких листков», изданных в период 1879-1899 гг. достигал 90 миллионов) [7, 156]. С. Г. Рункевич писал о Никоне: «Троицкие листки»...собрали своему издателю по полушке порядочный капитал, давший ему возможность устроить собственную типографию и развивать дело: кроме «Листков» о. Никон стал издавать еще «Троицкие книжки», ценой по 1 копейке и «Троицкие образки», но последнее предприятие не удалось из-за конкуренции со стороны нарядных и дешевых икон из жести» [8, с. 209]. В дальнейшем, продолжая совмещать духовно-нравоучительное дело с предпринимательством, Никон организовал еще несколько периодических изданий (ежемесячник для церковно-приходских школ «Божия нива», издававшийся с 1903 по 1917 г., с приложением детского журнала «Зернышки Божией нивы», а также церковно-общественный еженедельник крайне правого направления «Троицкое слово» (1910-1917)). Но славы «Троицких листков» и широты их распро-транения новые издания уже не получили. По данным В. Ф. Зыбковца, исследовавшего

экономику ряда крупных монастырей России в начале ХХ в., к 1917 г. Троице-Сергиева лавра получала ежегодный доход в сумме 1млн 340 тыс. рублей, из которых 178 тыс. рублей приходились на доходы от типографии и продажи литературы [2, с. 131]. Таким образом, в бюджете Троице-Сергиевой лавры доход от деятельности типографии составлял примерно 13%. В общей структуре доходов этого богатейшего монастыря типографский доход стоял по величине на третьем месте, уступая лишь доходам, получаемым от переданных в аренду земель и зданий (440 тыс.) и от продажи свечей (201 тыс.). Из других статей доходов только продажа икон (168 тыс.) могла сравниться с доходами от типографии, все остальные - кружечные сборы, плата за требы, торговля лесом и пр. оставались далеко позади [2, с. 131]. Опыт издания «Троицких листков» вызвал попытки подражания в других регионах. С 1883 г. аналогичные по форме и содержанию «Киевские листки религиозно-нравственного чтения для народа» стали выпускаться еженедельно при журнале «Воскресное чтение», а с 1886 г. появился «Почаевский листок», издававшийся при По-чаевской Успенской лавре.

За «Троицкие листки» Никон в 1900 г. был удостоен престижной Макарьевской премии. Эта премия, учрежденная императором Александром II, вручалась с 1867 г. за исследования в области церковной истории. В основе премиального фонда были авторские гонорары, полученные митр. Макарием (Булгаковым) за его «Историю Русской церкви». Единственный «исторический» труд о. Никона - жизнеописание Сергия Радонежского -научной ценности не представлял, это понимали и его покровители. Премия была назначена именно за публицистику. В марте 1904 г.

состоялась хиротония Никона - он стал епископом Муромским, а уже в ноябре того же года переведен на серпуховскую кафедру и сделался викарием Московской епархии. Епископ Никон являл собой полную противоположность так называемым «ученым монахам», из которых в большинстве случаев формировался епископат того времени. По подсчетам С. Л. Фирсова, к 1905 г. из насчитывавшихся в Русской Церкви 109 епископов 99 являлись выпускниками духовных академий и имели ученую степень магистра или доктора богословия [10]. Большинство из них приняли постриг молодыми людьми еще в стенах академии и прошли традиционный в этом случае карьерный путь - должность инспектора в семинарии, настоятельство (часто номинальное), должность ректора семинарии или инспектора академии и, наконец, епископский посох. Приобретенный на этом пути жизненный и духовный опыт часто не соответствовал требованиям, предъявлявшимся задачами епархиального управления. Епископ Никон находился вне академической корпорации, не был связан многочисленными неформальными нитями с другими епископами. Воспитанный в уважительной покорности к церковноначалию, лишенный «суемудрия» и в то же время чрезвычайно деятельный, энергичный, он воплощал собой тот тип архиерея, который так привлекал К. П. Победоносцева, тщетно пытавшегося найти среди епископата активных подвижников и тружеников, которые бы при этом не искали самостоятельности и независимости от обер-прокурорской власти.

Развитие церковно-педагогической публицистики было прервано революцией. Все без исключения периодические издания, выходившие под эгидой церкви, были закрыты в 1917-1918 гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. 1856-1904 гг. СПб., 2003.

2. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975.

3. Никон, архим. Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. Сергиев Посад. 1885.

4. Обзор деятельности Ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб. 1901.

5. Победоносцев К. П. Письма к Александру III. 1881-1894 гг. М. 1925. Т.2.

6. РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. № 913.

7. Рождественский В. Троицкие листы // «Христианское чтение». 1902. 1.

8. Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX в. СПб., 1901.

9. Смолич И. К. История русской церкви. 1700-1917. М., 1997. Ч. 2.

10. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2002.

11. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867-1900. Собрал и издал А. Завьялов. СПб., 1901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.