Научная статья на тему 'Церковная иерархия русского православного духовенства'

Церковная иерархия русского православного духовенства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / иерархия / духовенство / обязанности / orthodoxy / hierarchy / clergy / duties

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжу Сянюй

Статья посвящена исследованию церковной иерархии русского православного духовенства. В процессе исследования определены особенности иерархии в Русской Православной Церкви (РПЦ), функции и обязанности православного духовенства РПЦ разной степени в исторической ретроперспективе. Значимость работы заключается в выяснении русской православной иерархии, определении различий в функциях и обязанностях представителей православного духовенства России разной степени, осознании новых требований к современному духовенству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Church hierarchy of the Russian Orthodox Clergy

The article is devoted to the study of the church hierarchy of the Russian Orthodox clergy. In the course of the research, the features of the hierarchy in the Russian Orthodox Church (ROC), the functions and duties of the Orthodox clergy of the ROC of varying degrees in historical retrospect are determined. The significance of the work lies in clarifying the Russian Orthodox hierarchy, identifying differences in the functions and responsibilities of representatives of the Orthodox clergy of Russia of varying degrees, and understanding new requirements for the modern clergy.

Текст научной работы на тему «Церковная иерархия русского православного духовенства»

Чжу Сянюй

Кандидат филологических наук, старший преподаватель.

Цзянсуский Педагогический университет.

Церковная иерархия русского православного духовенства*

Аннотация. статья посвящена исследованию церковной иерархии русского православного духовенства. В процессе исследования определены особенности иерархии в Русской Православной Церкви (РПЦ), функции и обязанности православного духовенства РПЦ разной степени в исторической ретроперспективе. Значимость работы заключается в выяснении русской православной иерархии, определении различий в функциях и обязанностях представителей православного духовенства России разной степени, осознании новых требований к современному духовенству.

Ключевые слова: православие, иерархия, духовенство, обязанности.

Zhu Xiangyu

PhD in Philology, Senior Lecturer. Jiangsu Normal University.

The Church hierarchy of the Russian Orthodox Clergy

Abstract. The article is devoted to the study of the church hierarchy of the Russian Orthodox clergy. In the course of the research, the features of the hierarchy in the Russian Orthodox Church (ROC), the functions and duties of the Orthodox clergy of the ROC of varying degrees in historical retrospect are determined. The significance of the work lies in clarifying the Russian Orthodox hierarchy, identifying differences in the functions and responsibilities of representatives of the Orthodox clergy of Russia of varying degrees, and understanding new requirements for the modern clergy.

Key words: orthodoxy, hierarchy, clergy, duties.

Введение. Православие — самая распространенная религия в России, история которой насчитывает более тысячи лет. В процессе исторического развития православная церковь в России подверглась значительному влиянию национальных факторов преимущественно в обрядовой сфере, системе церковных праздников, формировании русской богословской традиции, языке,

церковном пении, архитектуре, иконописи, одежде священнослужителей. Вместе с тем, система вероучения осталась неизменной [1]. существование национальных особенностей в обря-дово-культовой сфере дает основания говорить о русской церковной самобытности, а в более широком смысле -феномене русского православия [8]. современные исследователи под

* © Чжу сянюй, 2022.

Церковная иерархия русского православного духовенства

русским православием понимают христианское вероучение и культ, организацию церковной жизни, преломленные через призму особенностей национальной духовности, религиозных традиций русского этноса, его исторического бытия и культуры и впитанные в роли идентификаторов его духовности [7]. В литературе [7] отмечается, что русское православие в условиях сложного исторического бытия русского народа вышло за пределы простой институ-циональности и стало своеобразным культурно-историческим феноменом с большим количеством черт, которые его представляют и обнаруживают его функциональность.

начиная с XII века, заимствованное из Византии христианство, то есть устойчивая религиозная система богослужебной практики, закрепленная соответствующим церковным статусом (архитектурное оформление, убранство храма, иконопись, церковное пение), начинает систематически приобретать местные черты [3]. Таким образом, христианство по мере утверждения на Руси постепенно теряло византийскую форму и приобретало элементы местной культуры, перерабатывалось в соответствии с местными духовными и эстетическими потребностями, адаптировалось к особенностям русского народа.

и хотя распространение православия в России уже имеет долгую историю, даже в настоящее время проблема православного вероучения является актуальной темой, вызывающей широкие дискуссии в обществе. однако, большинство исследований посвящено истории Русской Православной Церкви (РПЦ), а также ее взаимоотношениям с государством. При этом работ, уделяющих внимание исследованию духовенства РПЦ и его иерархии, на наш взгляд, недостаточно, что обуславлива-

ет актуальность темы исследования.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение русской православной церковной иерархии и жизни духовенства в РПЦ.

В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются: дать характеристику церковной иерархии в РПЦ с подробным анализом каждой степени священства; определить обновленные требования к российскому православному духовенству; осуществить анализ перевода званий духовенства на китайский язык.

Значимость нашей работы заключается в выяснении особенностей русской православной иерархии, определении разных функций и обязанностей духовенства разной степени, а также новых требований, предъявляемых к современному православному духовенству.

1. Общее представление о православной церковной иерархии

В 988 году в Киевской Руси состоялось великое событие - Крещение Руси, с этого момента православие, как господствующая религия, возникло на исторической арене России. изначально Русская церковь являлась одной из митрополий Константинопольского Патриархата, однако в 1589 году в России было учреждено патриаршество, означавшее освобождение от Константинопольского Патриархата и ставшее важнейшим событием в истории русской церкви. В период с 1700 г после учреждения в царствование Петра I святейшего синода до большевистской революции 1917 года патриаршество было отменено, но с 11 ноября 1917 года до настоящего времени в РПЦ продолжает функционировать институт патриаршества. [3]

Говоря об иерархии в РПЦ, следует в первую очередь остановиться на том, что в православной церкви существует

деление на белое духовенство (женатые священнослужители) и черное духовенство (монашествующее). иногда, как исключение, в священный сан посвящаются те, кто, не принимая монашества, дали обет безбрачия (целибаты).

В свою очередь, белое и черное духовенство иерархически подразделяется на три степени (ступени) священства: диаконов (младший священный чин), священников (пресвитеров) (второй священный чин) и епископов (высший священный чин), которые различаются по степени благодати, т.е. праву совершать те или иные церковные Таинства и обряды [2]. При этом, епископами могут стать только представители черного духовенства. Помимо них, в РПЦ есть и другие представители клира (церковнослужители), поддерживающие функционирование церкви на необходимом уровне.

1.1. Характеристика высших священных чинов

В высшую ступень священства (епископ) входят патриарх (глава церкви), архиепископы (наиболее заслуженные епископы), митрополиты (главы митрополий), епископы (надзирающие архиереи) и викарии (помощники епископов или их наместники). Патриарх как глава РПЦ пользуется правом управления всей церковью, а митрополиты и архиепископы являются главами одной или несколько епископий.

Епископы обладают всей полнотой апостольской власти, включая совершение всех таинств, всех видов богослужений, а также освящение мира и антиминса. По степени благодати все епископы между собой равны, но в зависимости от масштаба управляемой ими территории и преимущества чести имеют разные наименования. Епископ, управляющий всей РПЦ, именуется Патриархом, а прочие эпископы, име-

ющие в управлении отдельные церковные области (митрополии, епископии), именуются митрополитами, архиепископами и епископами. Титул митрополита и архиепископа дается епископам, которые вносят наибольший вклад в деятельность и развитие церкви.

Поскольку патриарх является главенствующим епископом РПЦ, его слова и поведение являются примером для остального духовенства. Поэтому в РПЦ кандидат в патриархи должен быть архиереем (епископом), иметь высшее богословское образование и обладать достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться хорошей репутацией и доверием у клира и народа, иметь гармоничную связь со светской властью.

В соответствии с действующим Уставом РПЦ от 2000 года, патриарх «имеет первенство чести среди епископа Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам... имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею со священным синодом, являясь его Председателем» [4]. Патриарх имеет право созывать Архиерейские и Поместные соборы, осуществляет руководство ими, одновременно отвечает за исполнение их постановлений. Патриарху можно иметь дело как с другими церквями, в частности с зарубежными, так и со светской властью. В его основные обязанности входят, в том числе, поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, осуществление контроля за деятельностью архиереев.

Митрополит - чин священнослужителя высшей степени церковной иерар-

хии РПЦ. Митрополит происходит от слова «митрополия», обозначающего столичный город, поскольку со времени Крещения Руси до учреждения патриаршества митрополит являлся высшим епископским титулом в русской церкви, возглавляя ее.

с 988 года до провозглашения Русской Церкви в 1448 году автокефальной, Русь в церковном отношении являлась единой митрополией (Киевской), подчиненной Константинопольскому Патриархату, назначавшему митрополитов-греков. В 1458 году единая русская митрополия в силу различных исторических обстоятельств была разделена на Киевскую и де-факто независимую Московскую, а с учреждением патриаршества в России епископские кафедры превратились в митрополичьи, а московский митрополит уступил титул главы РПЦ патриарху. сегодня сан митрополита даруется архиерею либо в качестве награды, либо в случае перехода на кафедру, обладающую главным статусом в митрополии [5].

В период с принятия христианства в качестве государственной религии до отделения от Константинопольского Патриархата митрополит как ставленник Константинополя работал над укреплением влияния Византии на русские земли. Тем не менее, киевский митрополит испытывал нарочитое унижение, поскольку занимал лишь 60-е место по старшинству в Константинопольском Патриархате. При этом на Руси сложилась ситуация, что митрополит пользовался наибольшим авторитетом во всех сторонах жизни общества. В период феодальной раздробленности митрополит выступал в качестве посредника, играл важную роль в урегулировании отношений и разрешении конфликтов между удельными русскими князьями, тем самым не только управляя всей русской

церковью, но и укрепляя единство русского государства.

сегодня наиболее очевидные и традиционные обязанности митрополита состоят в контроле и утверждении выбора епископов. он наблюдает за церковным порядком в митрополии, осуществляет контроль деятельности епископов, имеет право на посещение и контроль всех епископий своей митрополии, право созывать поместные соборы и руководить ими, осуществлять судебные функции в сфере церковных отношений.

Архиепископ - чин священнослужителя высшей степени церковной иерархии РПЦ, глава административно-территориального церковного округа - епархии. В церковной иерархии титул архиепископа следует за епископом. Архиепископ имеет право контролировать епископов, созывать епархиальные собрания и назначать кандидатов в епископы в управляемой им области.

Епископ - чин священнослужителя высшей степени церковной иерархии РПЦ, третий по старшинству титул черного духовенства, является главой епархии. Епископы обладают той же мерой апостольской власти, что и вышестоящие митрополиты и архиепископы, но размеры управляемой ими территории меньше.

1.2 Характеристика священных чинов второй ступени

священники (пресвитеры) являются вторым священным чином в иерархии РПЦ. Как правило, священники могут совершать шесть церковных Таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, таинство брака и елеосвящение), кроме Таинства рукоположения, а также проводить богослужения. В сан священников может рукополагаться как белое духовенство, так и монашествующие диаконы, при-

чем представители белого и черного духовенства равны, хотя носят разные наименования. священникам, принадлежащим к белому духовенству, за заслуги может быть присвоен чин протоиерея/протопресвитера, а монашествующим священникам (иеромонахам), в свою очередь, - чин архимандрита и игумена [6].

Архимандрит - чин священнослужителя второй степени церковной иерархии РПЦ, четвертый по старшинству титул черного духовенства, является высшим монашеским чином во второй ступени церковной иерархии. До XIX века чин архимандрита присваивался только одному из игуменов монастырей в епархии. Но сегодня в сан архимандрита могут входить и другие монашествующие лица, занимающие высокие административные должности, например, глава духовной семинарии или духовной миссии.

Первым архимандритом на Руси в 1330 году стал игумен московского Данилова монастыря иоанн. После разделения монастырей по классам, в соответствии с высочайшим указом от 26 февраля 1764 года, архимандриты возглавляли монастыри только 1-го и 2-го класса, и только в исключительных случаях - 3-го. С отменой разделения монастырей на классы и до настоящего времени архимандритами в РПЦ являются настоятели лавр и крупных монастырей, главы духовных миссий, ректоры духовных учебных заведений, монашествующие на высоких церков-но-административных должностях [5].

игумен - в настоящее время чин настоятеля монастыря. По традиции сан игумена давался монашествующему священнослужителю в награду за служение (заслуженный иеромонах). В связи с уменьшением числа монастырей особенно после революции 1917-го

года сан игумена являлся наградой для монашествующего духовенства, принимающего активное участие в монастырских делах. В 2011 году Патриарх Кирилл отменил присуждение сана игумена как иерархической награды и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они занимаются управлением монастырем [4].

Иеромонах - низший чин священнослужителя второй степени церковной иерархии РПЦ, принадлежит к черному духовенству. на Руси иеро-монашество возникло одновременно с организацией монашеской жизни Фео-досием Печерским в XI веке.

Протопресвитер - высшее звание белого духовенства второй степени в православных церквях. Титул протопресвитера соответствует титулу архимандрита, и подобно сану архимандрита предоставляется в качестве церковной награды. Протоиерей - священнослужитель второй степени церковной иерархии РПЦ, первый по старшинству титул белого духовенства. Являясь старшим священником в православной церковной иерархии, протоиерей пользуется правом выступать в качестве главы данного храма, поэтому его обычно считают настоятелем храма.

иерей (пресвитер, священник) -священнослужитель второй степени церковной иерархии РПЦ, второй по старшинству частный титул белого духовенства. Наименование «иерей» является официальным, однако параллельно широко распространены наименования «пресвитер» и «священник», которые употребляются наряду с «иереем» [6]. иерей является ближайшим наставником прихожан. Кроме совершения Таинств, в обязанности иерея входит обучение прихожан основам вероисповедания, посещение членов церкви,

ведение миссионерской работы и т.д.

1.3 Характеристика младших священных чинов

Первый чин церковной иерархии из младших священных чинов - диакон. Хотя диакон не может самостоятельно совершать никаких Таинств, он прислуживает при совершении всех Таинств и богослужении. Диаконы могут быть женатыми, но вступать в брак они должны единожды до Таинства хиротонии (рукоположения, священства).

В черном духовенстве высшим чином третьей ступени является чин архидиакона (старшего иеродиакона), которому предшествует чин иеродиакона, имеющего возможность возвестись в сан архидиакона. стоит отметить, что архидиакон, служащий при патриархе, получает наименование патриаршего архидиакона. При этом, патриарший архидиакон единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. сан архидиакона не получил широкого распространения, он обычно существует в крупных монастырях и некоторых соборах. Архидиакон ближайший помощник или исполнитель воли епископов, имеет широкие полномочия, берет на себя обязанности по подготовке низших клириков, надзору за остальными диаконами и управлению благотворительными делами епархии [5].

Протодиакон - старший диакон в белом духовенстве, главный диакон епархии при кафедральном соборе; его положение соответствует положению архидиакона в монашестве. Диакон -священнослужитель младшего священного чина церковной иерархии, третий по старшинству титул белого духовенства. Диакон имеет право непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем Таинств, но не может совершать их самостоятельно, за исключением Крещения, которое

могут при необходимости совершать и миряне. Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. [2]

Таким образом, существующая церковная иерархия обеспечивает порядок и функционирование РПЦ. Духовенство разной степени как основная часть РПЦ принимает на себя определенные церковные обязанности, превращает церковь в место, позволяющее мирянам получить духовную поддержку.

2. Требования к современному духовенству

история православия в России насчитывает более тысячи лет. со дня принятия православия на Руси канонические законы православной церкви движутся в ногу со временем, реформируя православную церковь, чтобы ее развитие соответствовало развитию общества и способствовало укреплению светской власти. сегодня российское общество стремится не только к материальному благополучию, но и к духовному совершенствованию, поэтому происходит постоянные рост православных верующих, среди населения возрастает значимость православия и церкви, дающих простым людям духовную опору. Таким образом, с православным духовенством связываются большие ожидания и к нему предъявляются новые требования, не только образцового поведения и духовной опоры.

В первую очередь священник должен обладать необходимым корпусом знаний и навыков, интеллектуально соответствовать ожиданиям общества, поскольку сегодня к церкви приобщаются представители разных слоев населения. Как правило, люди обращаются к священникам за помощью. В таких случаях священнику надо суметь поставить себя на их место и предоставить верные ответы на актуальные вопросы.

В современном обществе является довольно устойчивым предубеждение, что духовное образование качественно уступает светскому, что оно слишком оторвано от современности, и выпускник духовной академии уступает по уровню образованности выпускнику светского университета. Поэтому священнослужителям необходимо соответствовать реалиям современного общества, уметь адаптироваться к современным технологиям и темпу жизни.

Каждая религия, в том числе христианство, в центре догмата веры ставит очищение простых людей и осуществление спасения. Являясь основными действующими лицами православной церкви, священнослужители должны взять на себя общественные и гуманитарные обязанности по сохранению мира в государстве, урегулированию отношений конфликтующих сторон, содействию социальной гармонии.

Заключение. Православие как религия занимает важное место как в делах управления государством, так и в жизни русского народа в целом, одновременно выступая средством познания прошлого и настоящего России. При этом, церковная иерархия православного духовенства является одной из фундаментальных характеристик института православия.

Результаты исследования показали, что церковная иерархия РПЦ состоит из трех степеней (ступеней) священства: диаконов, священников (пресвитеров) и епископов, которые различаются по степени благодати, величине церковно-административной власти, особым заслугам перед РПЦ или просто сроку служения.

В настоящее время русское православное духовенство пользуется почетом и уважением у населения России, и

к нему, кроме оказания духовной поддержки, предъявляются новые требования, обусловленные современными реалиями.

References

[1] Alfeev I. Sacrament of faith. An Introduction to Orthodox Dogmatic Theology. - Klin.: Publishing House «Christian Life», 2004. 301 p.

[2] Mark, ep. Egorevsky. Church protocol. - M.: Ed.

Council of the Russian Orthodox Church, 2007. 183 p.

[3] Pamphilus Eusebius. Church history. - St. Peters-

burg: Amphora, 2007. 491 p.

[4] Orthodox Church under the new patriarch / ed. A. Malashenko and S. Filatov. - M.: ROSSPEN, 2012. 415 p.

[5] Ruban Yu.I. Orthodox church hierarchy // Diocesan magazine «Living Water: St. Petersburg Church Bulletin». 2007. № 5. Р. 62-63.

[6] Degrees of priesthood. // URL: https://pravosla-vie.ru/104975.html

[7] Chumakova T.V. Orthodoxy. - St. Petersburg, Pe-

ter Press, 2007.

[8] Shmeman A. The historical path of Orthodoxy. -M.: Palomnik, 2007. 400 p.

Список литературы

[1] Алфеев И. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - Клин.: Изд-во «Христианская жизнь», 2004. 301 с.

[2] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол.

- М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.

[3] Памфил Евсевий. Церковная история. - СПб.:

Амфора, 2007. 491 с.

[4] Православная церковь при новом патриархе /

под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - М.: РОССПЭН, 2012. 415 с.

[5] Рубан Ю.И. Православная церковная иерархия// Епархиальный журнал «Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник». 2007. № 5. С. 62-63.

[6] Степени священства. // URL: https://pravoslavie.

ru/104975.html

[7] Чумакова Т.В. Православие. - СПб., Питер Пресс, 2007.

[8] Шмеман А. Исторический путь православия. -

М.: Паломник, 2007. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.