Научная статья на тему 'СЛУЖЕНИЕ В США'

СЛУЖЕНИЕ В США Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ / ПРАВОСЛАВИЕ В КАЛИФОРНИИ / СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН (МАКСИМОВИЧ) / ФОРТ РОСС / СВЯТОЙ МУЧЕНИК ПЕТР АЛЕУТСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабушкин Виталий

Автор статьи, несколько лет прослуживший в Свято-Николаевском соборе Русской Православной Церкви в Сан-Франциско, делится своими наблюдениями и впечатлениями, рассказывает об истории и современной жизни православных приходов и монастырей в США. Наибольшее значение имеет описание эпохального события в жизни Русского православия - восстановления канонического единства Русской Православной Церкви Московской Патриархии и Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) - поскольку автору пришлось наблюдать за ходом этого исторического процесса фактически изнутри православных общин Америки. Преодоление церковного разделения явилось следствием глубокого внутреннего духовного единства между православными России и Америки, которое никогда не прерывалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVING IN THE USA

The author, who had served several years in the St. Nicholas Cathedral of the Russian Orthodox Church in San Francisco, shares his observations and impressions about the history and contemporary life of Orthodox parishes and monasteries in the United States. It is the description of the landmark events in the life of Russian Orthodoxy - the restoration of canonical unity of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate and the Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR) that has the most significance, because the author had to observe that historic process actually inside the Orthodox communities of America. Overcoming the separation of the church was the result of a deep inner spiritual unity between Orthodox Russia and America, which had never been interrupted.

Текст научной работы на тему «СЛУЖЕНИЕ В США»

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

Священник Виталий Бабушкин СЛУЖЕНИЕ В США

После окончания Костромской духовной семинарии меня пригласил для служения в США назначенный настоятелем Никольского собора в Сан-Франциско архимандрит Павел (Фокин), бывший в свое время наместником Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря города Костромы. Ныне отец Павел является митрополитом и проходит свое служение в Ханты-Мансийском автономном округе. Вскоре по приезде в Америку меня рукоположили в диаконы Никольского собора.

Свято-Николаевский собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата в городе Сан-Франциско, где мне довелось несколько лет служить диаконом, был основан 12 марта 1934 года епископом Аляскинским и Вашингтонским Антонином Покровским (|1939) по благословению Патриаршего Экзарха Митрополита Вениамина (Федченкова) (|1961).

Первоначально храм и община прихода расположились на улице Дивиза-деро, дом 443. Церковь оказалась очень маленькой для общины, поэтому в 1960 году верующие приобрели здание бывшего лютеранского храма 1919 года постройки и переделала его в православный Николаевский собор.

В воскресение 24 июля 1960 года состоялось торжественное освящение нового храма Свято-Николаевского кафедрального собора. Освящение по большому архиерейскому чину совершил Экзарх Московского Патриарха, Митрополит Борис (Вик) Севе-

133

Священник Виталий Бабушкин, выпускник Костромской духовной семинарии, клирик костромского кафедрального собора, помощник инспектора Костромской духовной семинарии. Несколько лет диаконского служения провел в Никольском приходе г. Сан-Франциско штата Калифорния.

Выпуск 2007 года

роамериканский и Алеутский (f1965). С тех пор в соборе регулярно совершаются богослужения, а также все таинства и обряды Православной Церкви.

«По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян.17, 22). Эта строчка из Священного Писания вспомнилась по приезде в Сан-Франциско. На каждом шагу, на каждой улице есть храм. Православные, католические протестантские и иных верований. Приходы в большинстве небогатые, а иные откровенно бедные.

Порой православные общины не могут содержать духовенство, поэтому стандартной практикой здесь является ситуация, когда священник работает на светской работе, а по выходным дням служит в храме. При таком положении дел, становится понятно, почему там практически нет диаконов.

Поэтому когда храм Святителя Николая Московской Патриархии был «доукомплектован» диаконом, то наш приход оказался в очень завидном положении. Настоятели храмов Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America) стали приглашать меня на все богослужения, которые только могли. В это время мне довелось побывать во многих местах Америки, принимая участие в разных богослужениях на многих православных приходах.

Господь судил мне стать свидетелем восстановления канонического единства Русской Православной Церкви Московской Патриархии и Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и наблюдать за ходом этого исторического процесса фактически изнутри православных общин США.

Все началось с того, что 24 сентября 2003 года в Нью-Йорке в Генеральном консульстве Российской Федерации состоялась

Свято-Николаевский собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата в городе Сан-Франциско

встреча Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра и членов Архиерейского Синода с Президентом России В.В. Путиным, во время которой им передали письмо Патриарха Алексия II с приглашением посетить Москву.

В ноябре 2003 года состоялся визит в Россию представительской делегации РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом), которая была с любовью принята Патриархом Алексием II. В мае 2007 года произошло объединение - состоялось торжественное подписание акта о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, то есть документ, провозглашающий объединение Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) с Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ).

Акт о каноническом общении был подписан 17 мая 2007 года в Москве в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром. С этого момента началось духовное каноническое общение между священнослужителями и верующими двух ветвей Русского Православия, но обычное общение началось, конечно, раньше.

За несколько лет до воссоединения, в день памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, архимандриту Павлу и мне довелось посетить один из главных храмов РПЦЗ - Скорбященский собор (храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»). В этот день собор оказался заполненным до отказа. Приход двоих священнослужителей из Московской Патриархии не остался не замеченным. Сначала к отцу Павлу подошел алтарник, а чуть позже нас пригласили зайти в алтарь. Там мы впервые встретились и познакомились с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом. После службы владыка Кирилл пригласил нас на беседу к себе

Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев)

Андрианов игумен Феодосии Георгий (Владимирович ^й (Белобородое) проректор по

■ЩЩН 'Михаил 'Насонов этом епархии паучной работе

воспитательной работе ректор семинарии 'Костромской и Таличсщй проректор по

Александр учебной работе

Андрей (Вавилов иеРс"

инспектор семинарии 'Евгений Иванов архимандрит Геннадий___

проректор по (Тоголев) Архиепископ

иереи Григорий Чекмсчев

протоиереи щютоиерси Сергий Степанов Андрей %цэарип протоиереи игумен Серафим протоиерей протоиерей Иоанн Гуи,ул

(Виталий Шастин (фирстов) Сергий Я'аршуто (Валерий <Бунтее.

, Г?. :Несмеховл

0.\ьга Ннчеславолна Ъереснева ЩШШ^ЯШ ШШШ АШЯЯЬ ШЯШШШ ННЩ |Ш М

■■ М Ц ШШ «Б КШ ¡^Ш " ..... Ш^Ш ИвИ в* ■РЧР-*

К*»« ЩЛ.^нШщМ ч>1 Щ*1 •1" Ч™ ~

■Ил^имир'Ви'^ормци Штн») Ам^аидр'Ры.йм ^мрп^ианое ^

Чистят (ром""

иереи

2008 -И» ТуКР

домой и там рассказал, как вообще в РПЦЗ относятся к России и к РПЦ в частности.

Из этой беседы, других встреч с владыкой, а также из своего общения со священнослужителями и прихожанами РПЦЗ у меня сложилось определенное мнение. Определенная часть русских людей в американской эмиграции имела обиду. Обиду на советскую власть от потери Родины, семьи, друзей, имущества и т.д. Эта обида, передавалась последующим поколениям. Вторым поколением, то есть детьми эмигрантов, рассказы родителей несомненно принимались близко к сердцу. Третье поколение условно знало, что их дедушки бабушки приехали из царской России, но о самой России уже ведало не очень много, плюс американская пропаганда о России как «империи зла» тоже делала свое дело.

Поэтому среди прихожан РПЦЗ имело место мнение, что Россия находится во власти темных сил, а в церкви служат одни предатели, которые носят под рясой погоны. Проповедь после службы была примерно такой. Выходил священник на амвон и начинал говорить: в этот воскресный день мы собрались и вознесли молитвы ко Господу, и вот Бог услышал их, смотрите как ярко светит солнце, прямо внутрь храма. Это явный знак того, что Господь среди нас, а не то, что в России. Там одни предатели и приспешники КГБ, и конечно Бога у них нет. Конец проповеди.

Такая проповедь в разных вариациях произносилась в храмах РПЦЗ из года в год. Думаю, что нет ничего удивительного в том, что люди воспитанные так, не очень-то хотели объединяться. Но время шло, люди менялись, четвертое и пятое поколение были уже коренными американцами и переставали ходить в храмы РПЦЗ, которые начали стремительно пустеть.

Владыка Кирилл родился и вырос в Америке. Так же как и другие, он никогда не был в России, и имел такое же представление о ней и об РПЦ, как описано выше. По его словам, когда он впервые поехал в Россию в 2003 году в составе делегации, никто не испытывал особых надежд на воссоединение. Но во время поездки он испытал некое потрясение. По его словам, «в храмах Росси я увидел то, чего давно не видел на приходах РПЦЗ - Веру». Владыка Кирилл сказал: «Я покаялся и не стыжусь этого». По возвращении из России, архиепископ собрал всю паству, духовенство и рассказал о перемене, произошедшей с ним; о том, что он увидел в России, и Русской Православной Церкви. Призвал духовенство и паству изменить свое мнение и принять новую Россию и поднимающуюся Русскую Православную Церковь.

Уже после объединения, беседуя с одним клириком РПЦЗ, я узнал, что владыка Кирилл своей проповедью склонил многих иерархов и клириков ПРЦЗ к воссоединению. Именно благодаря ему в Западной части США объединение прошло наиболее гладко. Вскоре после этого архиепископ Кирилл приехал к нам на приход и совершил Божественную литургию. После этого нас часто приглашали на службы в храмы РПЦЗ, а владыка Кирилл очень по-доброму к нам относился.

Побывав на многих богослужениях в американской церкви (Orthodox Church in America) и пообщавшись со множеством прихожан, меня поразила одна вещь - это простота людей, даже немного детская наивность. Когда молишься в храме, то создается впечатление, что сейчас апостольские времена: священноначалие очень просто в общении, а прихожане ловят каждое слово священника и с радостью его принимают.

Вспоминается интересный случай. Нас пригласили на литургию в один из храмов в Калифорнии, на престольный праздник. На трапезе после службы отец Павел сказал приветственное слово. Все прихожане плакали, от того что к ним в гости пришли батюшки из Русской Церкви. После трапезы люди обступили архимандрита с расспросами, а я пошел осматривать приходской комплекс.

У одного здания стояла пожилая женщина, по виду китаянка, и занималась приборкой. Подойдя к ней, я поздоровался и начал расспрашивать ее о приходе, не быстро подбирая английские слова. Она в ответ улыбнулась и заговорила со мной по-русски. Выяснилось, она в детстве была привезена из Шанхая святым владыкой Иоанном (Максимовичем) (1896-1966). Женщина с радостью рассказала про владыку Иоанна, а потом вздохнула и добавила, что рядом со святителем всегда было хорошо.

Во время служения в Китае святитель Иоанн организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя святителя Тихона Задонского. В вначале в нём было восемь детей, а затем - уже сотни (всего воспитанниками приюта были около 3,5 тысяч детей). Епископ сам подбирал больных и голодающих детей на улицах шанхайских трущоб и приводил их в приют. В апреле 1949 года владыка Иоанн вместе со своей паствой и детьми из приюта был эвакуирован на остров Тубабао на Филиппинах. Служил на острове в лагере беженцев, в котором проживали примерно 5 тысяч выходцев из России. Здесь он прожил три месяца, после чего отбыл в США, где добился того, чтобы многим православным беженцам

разного происхождения разрешили въезд в Америку. Встреченная мной прихожанка оказалась из числа детей, спасенных святителем.

Светлой седмице мы приехали на службу в мужской монастырь в Калифорнии, по приглашению на-

Однажды на

Мощи святеля Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Фрацисского

стоятеля отца Ионы. Зная, что монастырь стеснён в средствах, сами купили продуктов на трапезу после богослужения (в 90% американских храмах после службы бывает трапеза для всех прихожан). Приехав в обитель, архимандрит Павел пошел поприветствовать настоятеля, а я понес продукты на кухню.

На кухне среди блестящих кастрюль и белоснежных тарелок на табурете скромно сидел какой-то человек в подряснике. Я подошел и поздоровался, думая, что это один из братии монастыря. Мы кратко поговорили, а после я сказал, что пора идти на службу. Тогда мой собеседник встал и благословил меня. Оказалось, что это был епископ Берклийский Бенджамин (Вениамин), ныне - епископ Сан-Францисский и Запада, постоянный член Священного Синода епископов Православной Церкви в Америке. Позже епископ Вениамин часто приглашал меня на свои службы.

Вспоминая церковную жизнь в Калифорнии, конечно необходимо рассказать про Форт Росс. Прежде всего, следует отметить, что название Форт Росс не совсем правильное название, а просто прямой перевод на английский язык нашего названия Крепость Росс. Это бывшее русское поселение на побережье Северной Калифорнии, в 80 км к северу от Сан-Франциско, основанное Российско-Американской компанией для промысла и торговли пушниной в 1812 году. Крепость Росс являлась самым южным русским поселением в Северной Америке.

В настоящее время это исторический парк штата Калифорния и Национальный исторический памятник Соединенных Штатов. Ежегодно, в последнюю субботу июля, при участии российского

генконсульства, в Форт Росс проходит «День живой истории» праздник, посвященный истории города и его русским поселенцам. Во время праздника создаются специальные музейные экспозиции и выставки русского искусства, устраиваются театральные представления и исторические реконструкции, демонстрируется русское ремесленное дело, устраивается стрельба из исторического оружия, выступают фольклорные ансамбли.

В крепость на праздник приезжают не только русские люди. Всегда очень много американцев, которые с большим интересом, уважением и многие с любовью относятся к нашей истории. Многие готовятся к празднику, самостоятельно шьют национальные русские костюмы, в которые надевают в этот день в крепости. На этот праздник в Форт Росс приезжает настоятель Свято Николаевского Патриаршего собора г. Сан Франциско со своей паствой, чтобы традиционно открыть это торжество литургией в старинной Троицкой церкви.

Обычно дело происходило так. Весь наш приход приезжал с духовенством в этот день. Всё необходимое для службы мы привозили с собой. После литургии совершали молебен и крестный ход вокруг всей крепости с молебным пением. У набережной Тихого океана освящали отремонтированные и вновь изготовленные лодки-байдарки. По освящении лодок крестный ход следовал на русское кладбище крепости, где служилась панихида по усопшим.

На литургию к нам приходили и православные американцы. Директор исторического парка Форт Росс по имени Сарра, с группой верующих православных американцев, всегда приходила к нам на службы. Она рассказала нам историю местночтимого святого мученика Петра Алеутского. Этот святой родился на острове Кадьяк (Аляска). Принял крещение с именем Петр и работал в русском поселении Форт-Росс в Калифорнии. Когда в 1816 году испанское колониальное правительство приняло решение вытеснить русско-американских поселенцев, Петр был арестован с

Епископ Берклийский Бенджамин (Питерсон)

тринадцатью другими алеутами. Католические монахи пришли в тюрьму ночью для того, чтобы с помощью пыток заставить их отказаться от Православной веры и принять католичество. Они отрезали Петру пальцы, сустав за суставом на руках, а затем на ногах, пока у него не осталось ни рук ни ног. Он истек кровью до смерти. Когда святой Герман Аляскинский (+1836) услышал эту историю от выживших алеутов, он встал перед иконой и произнес: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас».

Директор музея также принесла и икону святого Петра Алеутского. На ней святой держит в руках крест, свидетельствующий о его мученичестве. Другая его рука поднята, показывая ее полное восстановление в Воскресении. Эта икона написана рукой иконописца, который пожелал остаться неизвестным. Святой Петр прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке в 1980 году. Память совершается 24 сентября.

Вспоминая годы служения в США с любовью, хотелось бы отметить, что именно вдалеке от Родины начинаешь ценить красоту православного богослужения, размеренный строй церковной жизни. После возвращения из заграничной командировки в Кострому меня рукоположили в сан священника и направили на служение в кафедральный собор, где находится всероссийская святыня - чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Здесь пред древним ликом Божьей Матери совершается молитва за всех православных христиан, в том числе за наших братьев и сестер из Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.