ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ
Священник Виталий Бабушкин СЛУЖЕНИЕ В США
После окончания Костромской духовной семинарии меня пригласил для служения в США назначенный настоятелем Никольского собора в Сан-Франциско архимандрит Павел (Фокин), бывший в свое время наместником Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря города Костромы. Ныне отец Павел является митрополитом и проходит свое служение в Ханты-Мансийском автономном округе. Вскоре по приезде в Америку меня рукоположили в диаконы Никольского собора.
Свято-Николаевский собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата в городе Сан-Франциско, где мне довелось несколько лет служить диаконом, был основан 12 марта 1934 года епископом Аляскинским и Вашингтонским Антонином Покровским (|1939) по благословению Патриаршего Экзарха Митрополита Вениамина (Федченкова) (|1961).
Первоначально храм и община прихода расположились на улице Дивиза-деро, дом 443. Церковь оказалась очень маленькой для общины, поэтому в 1960 году верующие приобрели здание бывшего лютеранского храма 1919 года постройки и переделала его в православный Николаевский собор.
В воскресение 24 июля 1960 года состоялось торжественное освящение нового храма Свято-Николаевского кафедрального собора. Освящение по большому архиерейскому чину совершил Экзарх Московского Патриарха, Митрополит Борис (Вик) Севе-
133
Священник Виталий Бабушкин, выпускник Костромской духовной семинарии, клирик костромского кафедрального собора, помощник инспектора Костромской духовной семинарии. Несколько лет диаконского служения провел в Никольском приходе г. Сан-Франциско штата Калифорния.
Выпуск 2007 года
роамериканский и Алеутский (f1965). С тех пор в соборе регулярно совершаются богослужения, а также все таинства и обряды Православной Церкви.
«По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян.17, 22). Эта строчка из Священного Писания вспомнилась по приезде в Сан-Франциско. На каждом шагу, на каждой улице есть храм. Православные, католические протестантские и иных верований. Приходы в большинстве небогатые, а иные откровенно бедные.
Порой православные общины не могут содержать духовенство, поэтому стандартной практикой здесь является ситуация, когда священник работает на светской работе, а по выходным дням служит в храме. При таком положении дел, становится понятно, почему там практически нет диаконов.
Поэтому когда храм Святителя Николая Московской Патриархии был «доукомплектован» диаконом, то наш приход оказался в очень завидном положении. Настоятели храмов Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America) стали приглашать меня на все богослужения, которые только могли. В это время мне довелось побывать во многих местах Америки, принимая участие в разных богослужениях на многих православных приходах.
Господь судил мне стать свидетелем восстановления канонического единства Русской Православной Церкви Московской Патриархии и Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и наблюдать за ходом этого исторического процесса фактически изнутри православных общин США.
Все началось с того, что 24 сентября 2003 года в Нью-Йорке в Генеральном консульстве Российской Федерации состоялась
Свято-Николаевский собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата в городе Сан-Франциско
встреча Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра и членов Архиерейского Синода с Президентом России В.В. Путиным, во время которой им передали письмо Патриарха Алексия II с приглашением посетить Москву.
В ноябре 2003 года состоялся визит в Россию представительской делегации РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом), которая была с любовью принята Патриархом Алексием II. В мае 2007 года произошло объединение - состоялось торжественное подписание акта о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, то есть документ, провозглашающий объединение Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) с Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ).
Акт о каноническом общении был подписан 17 мая 2007 года в Москве в храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром. С этого момента началось духовное каноническое общение между священнослужителями и верующими двух ветвей Русского Православия, но обычное общение началось, конечно, раньше.
За несколько лет до воссоединения, в день памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, архимандриту Павлу и мне довелось посетить один из главных храмов РПЦЗ - Скорбященский собор (храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»). В этот день собор оказался заполненным до отказа. Приход двоих священнослужителей из Московской Патриархии не остался не замеченным. Сначала к отцу Павлу подошел алтарник, а чуть позже нас пригласили зайти в алтарь. Там мы впервые встретились и познакомились с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом. После службы владыка Кирилл пригласил нас на беседу к себе
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев)
Андрианов игумен Феодосии Георгий (Владимирович ^й (Белобородое) проректор по
■ЩЩН 'Михаил 'Насонов этом епархии паучной работе
воспитательной работе ректор семинарии 'Костромской и Таличсщй проректор по
Александр учебной работе
Андрей (Вавилов иеРс"
инспектор семинарии 'Евгений Иванов архимандрит Геннадий___
проректор по (Тоголев) Архиепископ
иереи Григорий Чекмсчев
протоиереи щютоиерси Сергий Степанов Андрей %цэарип протоиереи игумен Серафим протоиерей протоиерей Иоанн Гуи,ул
(Виталий Шастин (фирстов) Сергий Я'аршуто (Валерий <Бунтее.
, Г?. :Несмеховл
0.\ьга Ннчеславолна Ъереснева ЩШШ^ЯШ ШШШ АШЯЯЬ ШЯШШШ ННЩ |Ш М
■■ М Ц ШШ «Б КШ ¡^Ш " ..... Ш^Ш ИвИ в* ■РЧР-*
К*»« ЩЛ.^нШщМ ч>1 Щ*1 •1" Ч™ ~
■Ил^имир'Ви'^ормци Штн») Ам^аидр'Ры.йм ^мрп^ианое ^
Чистят (ром""
иереи
2008 -И» ТуКР
домой и там рассказал, как вообще в РПЦЗ относятся к России и к РПЦ в частности.
Из этой беседы, других встреч с владыкой, а также из своего общения со священнослужителями и прихожанами РПЦЗ у меня сложилось определенное мнение. Определенная часть русских людей в американской эмиграции имела обиду. Обиду на советскую власть от потери Родины, семьи, друзей, имущества и т.д. Эта обида, передавалась последующим поколениям. Вторым поколением, то есть детьми эмигрантов, рассказы родителей несомненно принимались близко к сердцу. Третье поколение условно знало, что их дедушки бабушки приехали из царской России, но о самой России уже ведало не очень много, плюс американская пропаганда о России как «империи зла» тоже делала свое дело.
Поэтому среди прихожан РПЦЗ имело место мнение, что Россия находится во власти темных сил, а в церкви служат одни предатели, которые носят под рясой погоны. Проповедь после службы была примерно такой. Выходил священник на амвон и начинал говорить: в этот воскресный день мы собрались и вознесли молитвы ко Господу, и вот Бог услышал их, смотрите как ярко светит солнце, прямо внутрь храма. Это явный знак того, что Господь среди нас, а не то, что в России. Там одни предатели и приспешники КГБ, и конечно Бога у них нет. Конец проповеди.
Такая проповедь в разных вариациях произносилась в храмах РПЦЗ из года в год. Думаю, что нет ничего удивительного в том, что люди воспитанные так, не очень-то хотели объединяться. Но время шло, люди менялись, четвертое и пятое поколение были уже коренными американцами и переставали ходить в храмы РПЦЗ, которые начали стремительно пустеть.
Владыка Кирилл родился и вырос в Америке. Так же как и другие, он никогда не был в России, и имел такое же представление о ней и об РПЦ, как описано выше. По его словам, когда он впервые поехал в Россию в 2003 году в составе делегации, никто не испытывал особых надежд на воссоединение. Но во время поездки он испытал некое потрясение. По его словам, «в храмах Росси я увидел то, чего давно не видел на приходах РПЦЗ - Веру». Владыка Кирилл сказал: «Я покаялся и не стыжусь этого». По возвращении из России, архиепископ собрал всю паству, духовенство и рассказал о перемене, произошедшей с ним; о том, что он увидел в России, и Русской Православной Церкви. Призвал духовенство и паству изменить свое мнение и принять новую Россию и поднимающуюся Русскую Православную Церковь.
Уже после объединения, беседуя с одним клириком РПЦЗ, я узнал, что владыка Кирилл своей проповедью склонил многих иерархов и клириков ПРЦЗ к воссоединению. Именно благодаря ему в Западной части США объединение прошло наиболее гладко. Вскоре после этого архиепископ Кирилл приехал к нам на приход и совершил Божественную литургию. После этого нас часто приглашали на службы в храмы РПЦЗ, а владыка Кирилл очень по-доброму к нам относился.
Побывав на многих богослужениях в американской церкви (Orthodox Church in America) и пообщавшись со множеством прихожан, меня поразила одна вещь - это простота людей, даже немного детская наивность. Когда молишься в храме, то создается впечатление, что сейчас апостольские времена: священноначалие очень просто в общении, а прихожане ловят каждое слово священника и с радостью его принимают.
Вспоминается интересный случай. Нас пригласили на литургию в один из храмов в Калифорнии, на престольный праздник. На трапезе после службы отец Павел сказал приветственное слово. Все прихожане плакали, от того что к ним в гости пришли батюшки из Русской Церкви. После трапезы люди обступили архимандрита с расспросами, а я пошел осматривать приходской комплекс.
У одного здания стояла пожилая женщина, по виду китаянка, и занималась приборкой. Подойдя к ней, я поздоровался и начал расспрашивать ее о приходе, не быстро подбирая английские слова. Она в ответ улыбнулась и заговорила со мной по-русски. Выяснилось, она в детстве была привезена из Шанхая святым владыкой Иоанном (Максимовичем) (1896-1966). Женщина с радостью рассказала про владыку Иоанна, а потом вздохнула и добавила, что рядом со святителем всегда было хорошо.
Во время служения в Китае святитель Иоанн организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя святителя Тихона Задонского. В вначале в нём было восемь детей, а затем - уже сотни (всего воспитанниками приюта были около 3,5 тысяч детей). Епископ сам подбирал больных и голодающих детей на улицах шанхайских трущоб и приводил их в приют. В апреле 1949 года владыка Иоанн вместе со своей паствой и детьми из приюта был эвакуирован на остров Тубабао на Филиппинах. Служил на острове в лагере беженцев, в котором проживали примерно 5 тысяч выходцев из России. Здесь он прожил три месяца, после чего отбыл в США, где добился того, чтобы многим православным беженцам
разного происхождения разрешили въезд в Америку. Встреченная мной прихожанка оказалась из числа детей, спасенных святителем.
Светлой седмице мы приехали на службу в мужской монастырь в Калифорнии, по приглашению на-
Однажды на
Мощи святеля Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Фрацисского
стоятеля отца Ионы. Зная, что монастырь стеснён в средствах, сами купили продуктов на трапезу после богослужения (в 90% американских храмах после службы бывает трапеза для всех прихожан). Приехав в обитель, архимандрит Павел пошел поприветствовать настоятеля, а я понес продукты на кухню.
На кухне среди блестящих кастрюль и белоснежных тарелок на табурете скромно сидел какой-то человек в подряснике. Я подошел и поздоровался, думая, что это один из братии монастыря. Мы кратко поговорили, а после я сказал, что пора идти на службу. Тогда мой собеседник встал и благословил меня. Оказалось, что это был епископ Берклийский Бенджамин (Вениамин), ныне - епископ Сан-Францисский и Запада, постоянный член Священного Синода епископов Православной Церкви в Америке. Позже епископ Вениамин часто приглашал меня на свои службы.
Вспоминая церковную жизнь в Калифорнии, конечно необходимо рассказать про Форт Росс. Прежде всего, следует отметить, что название Форт Росс не совсем правильное название, а просто прямой перевод на английский язык нашего названия Крепость Росс. Это бывшее русское поселение на побережье Северной Калифорнии, в 80 км к северу от Сан-Франциско, основанное Российско-Американской компанией для промысла и торговли пушниной в 1812 году. Крепость Росс являлась самым южным русским поселением в Северной Америке.
В настоящее время это исторический парк штата Калифорния и Национальный исторический памятник Соединенных Штатов. Ежегодно, в последнюю субботу июля, при участии российского
генконсульства, в Форт Росс проходит «День живой истории» праздник, посвященный истории города и его русским поселенцам. Во время праздника создаются специальные музейные экспозиции и выставки русского искусства, устраиваются театральные представления и исторические реконструкции, демонстрируется русское ремесленное дело, устраивается стрельба из исторического оружия, выступают фольклорные ансамбли.
В крепость на праздник приезжают не только русские люди. Всегда очень много американцев, которые с большим интересом, уважением и многие с любовью относятся к нашей истории. Многие готовятся к празднику, самостоятельно шьют национальные русские костюмы, в которые надевают в этот день в крепости. На этот праздник в Форт Росс приезжает настоятель Свято Николаевского Патриаршего собора г. Сан Франциско со своей паствой, чтобы традиционно открыть это торжество литургией в старинной Троицкой церкви.
Обычно дело происходило так. Весь наш приход приезжал с духовенством в этот день. Всё необходимое для службы мы привозили с собой. После литургии совершали молебен и крестный ход вокруг всей крепости с молебным пением. У набережной Тихого океана освящали отремонтированные и вновь изготовленные лодки-байдарки. По освящении лодок крестный ход следовал на русское кладбище крепости, где служилась панихида по усопшим.
На литургию к нам приходили и православные американцы. Директор исторического парка Форт Росс по имени Сарра, с группой верующих православных американцев, всегда приходила к нам на службы. Она рассказала нам историю местночтимого святого мученика Петра Алеутского. Этот святой родился на острове Кадьяк (Аляска). Принял крещение с именем Петр и работал в русском поселении Форт-Росс в Калифорнии. Когда в 1816 году испанское колониальное правительство приняло решение вытеснить русско-американских поселенцев, Петр был арестован с
Епископ Берклийский Бенджамин (Питерсон)
тринадцатью другими алеутами. Католические монахи пришли в тюрьму ночью для того, чтобы с помощью пыток заставить их отказаться от Православной веры и принять католичество. Они отрезали Петру пальцы, сустав за суставом на руках, а затем на ногах, пока у него не осталось ни рук ни ног. Он истек кровью до смерти. Когда святой Герман Аляскинский (+1836) услышал эту историю от выживших алеутов, он встал перед иконой и произнес: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас».
Директор музея также принесла и икону святого Петра Алеутского. На ней святой держит в руках крест, свидетельствующий о его мученичестве. Другая его рука поднята, показывая ее полное восстановление в Воскресении. Эта икона написана рукой иконописца, который пожелал остаться неизвестным. Святой Петр прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке в 1980 году. Память совершается 24 сентября.
Вспоминая годы служения в США с любовью, хотелось бы отметить, что именно вдалеке от Родины начинаешь ценить красоту православного богослужения, размеренный строй церковной жизни. После возвращения из заграничной командировки в Кострому меня рукоположили в сан священника и направили на служение в кафедральный собор, где находится всероссийская святыня - чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Здесь пред древним ликом Божьей Матери совершается молитва за всех православных христиан, в том числе за наших братьев и сестер из Америки.