Научная статья на тему 'От «Апостола» до «Аутодафе»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики»'

От «Апостола» до «Аутодафе»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Добрушина Екатерина Роландовна, Польсков Константин, Литвинцева Кристина Викторовна, Хангиреев Илья Александрович

В публикации представлена третья и завершающая часть статей на букву «А» фрагмент словаря христианской лексики русского языка, работа над которым ведется в ПСТГУ силами специалистов филологического и богословского факультетов. Вступительная статья, в которой описаны основные принципы работы, и первая часть словарных статей были опубликованы в номере 3 (25) за 2011 г., вторая часть статей в номере 2 (28) за 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Добрушина Екатерина Роландовна, Польсков Константин, Литвинцева Кристина Викторовна, Хангиреев Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM «

The publication presents the third part of entries beginning in the letter «A», the fragment of the dictionary of Christian words in Russian, which is being compiled by staff members of the Department of Philology and the Department of Theology of St. Tikhon’s Orthodox University for the Humanities. The introductory article setting out the main principles of the work was published in Issue 3 (25), 2011, the second part of entries in Issue 2 (28), 2012.

Текст научной работы на тему «От «Апостола» до «Аутодафе»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики»»

Вестник ПСТГУ III: Филология

2012. Вып. 3 (29). С. 114—133

От «апостола» до «аутодафе»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики»

Е. Р. Добрушина, свящ. Константин Польсков,

К. В. Литвинцева, И. А. Хангиреев1

В публикации представлена третья и завершающая часть статей на букву «А» — фрагмент словаря христианской лексики русского языка, работа над которым ведется в ПСТГУ силами специалистов филологического и богословского факультетов. Вступительная статья, в которой описаны основные принципы работы, и первая часть словарных статей были опубликованы в номере 3 (25) за 2011 г., вторая часть статей — в номере 2 (28) за 2012 г.

АПО’СТОЛ М. Одуш. (Греч. адоатоіоа «посланник»).

1. Библ. Каждый из 12 ближайших учеников Иисуса Христа (Мф 10. 2—4; Мк 3. 16—19; Лк 6. 13—16; Деян 1. 2, 13), а также Матфий, избранный после отпадения Иуды Искариота (Деян 1. 15—26), и Апостол Павел. /// Если термин используется при имени, то допустимо: с большой буквы (Апостол Павел). Слово апостол имеет общее значение, объединяющее знач. 1—3: ученик Иисуса Христа, особо избранный Им для проповеди Слова Божия; при этом именование конкретного лица словом апостол возможно только при наличии соответствующей церковной традиции. БПр.: Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем (Лк 6. 13—16); Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию (Рим 1. 1).

О Святой апостол. Пр .: Антиквитет Церковь Святаго Апостола Матфия, деревянная, которая прежде была Соборная Святых Апостол Петра и Павла, со всею утварью (Богданов А. И. Описание Санктпетербурга (1751); НКРЯ).

0 Первоверховные / верховные апостолы (Церк. Именование апостолов Петра и Павла как апостолов, приложивших наибольшие труды по распространению христианства среди народов). Пр.: Источниками для св. Луки служили, кроме его

1 Помимо перечисленных здесь основных авторов и редакторов публикуемых словарных статей над словарем в разное время работали и принимали участие в обсуждении и редактировании данных статей К. А. Александрова, Е. В. Барский, А. С. Бакулева, Е. Э. Виснап, М. Е. Ионов.

собств. воспоминаний, рассказы самого ап. Павла, св. Марка (жителя Иерусалима, спутника первоверховных апостолов), дьякона Филиппа, к-рого Лука посещал в Кесарии, а также письменные документы и традиции древней Церкви Иудеи и Антиохии (Мень А., прот. Библиологический словарь (1985)).

О (Великий) Апостол языков (Ц.-сл. Рекомендуется: с большой буквы. Апостол язычников (Рим 11. 13) — об апостоле Павле). Пр.: ...когда великий Апостол языков говорит: «Какая польза без любви, даже в такой вере, которая двигала бы горы?»... (Хомяков А. С. Церковь одна (1844—1845); НКРЯ).

О Великий Апостол (Рекомендуется: с большой буквы. Чаще об апостоле Павле). Пр .: Великий Апостол с воздыханием вопиет, да кто либо избавит его от тела смерти сея (Платон (Левшин), архиеп. Слово на день Рождества Христова (1779); НКРЯ).

О Всехвальный апостол Андрей Первозванный.

О «Правила святых апостолов» (То же, что «Апостольские правила»).

О «Деяния святых апостолов» (Название пятой книги новозаветного канона).

2. Библ. реалия (Лк 10. 1). Чаще в сочетании семьдесят апостолов. Один из 70 учеников Иисуса Христа, упомянутых в (Лк 10. 1). /// Имена этих 70-ти не известны. Иногда по отношению к этой же реалии используется число 72. В Новом Завете слово апостол в этом значении не используется, кроме немногочисленных спорных случаев. Термин семьдесят апостолов чаще используется не в знач. 2, а в знач. 3; в знач. 2 обычно используется сочетание семьдесят учеников. Пр .: Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. Одним из них был, говорят, Варнава, которого особо упоминают и Деяния, а также Павел в Послании к Галатам. Был, говорят, из них и Сосфен, вместе с Павлом писавший коринфянам. Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников. Павел свидетельствует, что по Воскресении Христос явился сперва Кифе, затем двенадцати, а после них сразу более пятистам братьям, из которых иные, по его словам, умерли, но большинство в то время, когда он составлял свое Послание, были живы. Потом, по его словам, Он явился Иакову — одному из тех, кто слывут братьями Спасителя. И наконец, так как, кроме двенадцати, в подражание им, было еще много апостолов, среди которых находился и Павел, он добавляет: «...а затем явился всем апостолам». Вот что об апостолах (Евсевий Памфил. Церковная история (1993)); Ибо хотя и сих семьдесят апостолов Христос же избрал, но они были ниже двенадцати, и впоследствии были их учениками и спутниками (Феофилакт Болгарский. Толкование на Четвероевангелие).

О Апостол из числа семидесяти / от семидесяти.

3. Церк., правосл. Семьдесят членов Церкви (см. пример), которых иногда отождествляют с семьюдесятью учениками (см. апостол в знач. 2), однако такое отождествление не может быть признано достоверным. Пр.: Церковь почитает Луку в лике «Семидесяти Апостолов», память которых совершается 4 января. Но эти Семьдесят не допускают отожествления с теми, о которых идет речь в Лк. 10. В список «Семидесяти Апостолов» вошли все члены Церкви, упоминаемые по именам в Новом Завете, в том числе и обращенные Павлом Филимон (ср. Филим. 19), Они-сим (ср. Филим. 10) и др. (Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение (1950)).

О Апостол из числа семидесяти / от семидесяти.

О Апостол Лука. Апостол Марк.

4. Церк., перен. Святой, в результате деятельности которого христианство принимали целые народы. Близко к равноапостольный. Пр.: А когда пришло время просветить светом Христова учения Русский народ, Господь поставил для него Апостолом Князя Владимира, призвав его к благочестивой вере христианской и даровал ему Апостольскую ревность и мудрость (Русь Святого Владимира (1938)); Подобно преподобному Герману Аляскинскому, скончался, не разлучившись со своей паствой, архиепископ Николай, получивший именование Апостола Японии (f1912; пам. 3 февр.) (Веретенников М. Заметки по русской агиологии (1996)); Сщмч. Григорий Просветитель (ум. 335), апостол и первый епископ Армении, родом из Персии (Мень А., прот. Таинство, слово, образ (1969)).

5. Сектантск. Самоименование ближайших сподвижников крупных сек-танских религиозных лидеров. Пр.: В феврале 1996 года Киевский суд приговорил Марию Дэви Христос к 4-летнему заключению, Кривоногова-Юоана Свами — к 7-летнему и апостола Петра Ковальчука — к 6-летнему тюремному заключению (из СМИ).

{6. Лит., перен. Чего-либо. Реже: чей-либо. Последователь, проповедник и защитник какой-либо идеи. Пр.: Где благородные, бесстрашные, горящие верой в добро и человечность вожди передовой демократии и социализма, изобличители зла, апостолы социальной правды, защитники угнетенных — или они только казались нам такими? (Франк С. Л. Крушение кумиров (1923); НКРЯ); Толстый, благосклонный, апостол неги, или попросту лени, Галич был далек от предрассудков (Тынянов Ю. Н. Пушкин (1935—1943); НКРЯ); Утонченный апостол ортодоксии отец Георгий Флоровский, казалось бы, ни в чем не согласный с Бердяевым, именно в этом абсолютно с ним совпадает (Кузнецов П. Деревенский дневник // «Звезда». 2002; НКРЯ); А Чуев опубликовал это в своей книге «Так говорил Каганович. Исповедь сталинского апостола» (1992). (Аннинский Л. На краю Отечества // «Нева». 2003; НКРЯ).

Упр.: чего-либо (апостол правды), реже в том же значении чей-либо (сталинский апостол).}

АПО’СТОЛ М. Неодуш. Литург., правосл.

1. Имя собств. С большой буквы. Допустимо в «». Богослужебная книга; включает часть Нового Завета, а именно: Деяния и Послания Апостолов, разбитые на отрывки, соответствующие литургическим чтениям (см. зачало) и снабженные необходимой для богослужебного использования информацией. /// Различаются два основных вида; первый — Апостол-апракос (то же, что Апракос, лекттио-нарий (знач. 2)) — используется в современной богослужебной практике греческой традиции; второй — служебный Апостол, или Апостол с непрерывным текстом, — в славянской традиции. Апостол-апракос содержит отрывки текстов, называемые зачало, перикопа, чтение, апостол (знач. 2), перемежаемые про-кимнами и аллилуариями. Апостол с непрерывным текстом разбит на зачала, снабженные указанием дня использования и другими богослужебными указаниями. В западной традиции Апостолу соответствуют эпистолярий и лекттионарий.

Пр .: Когда чтец будет произносить последние слова апостола, священник встает со своего места, идет в царские врата, благословляет, стоя в царских вратах, читающего апостол и говорит ему: «Мир ти», а диакон произносит: «Премудрость» (Диомидов С. А. Указатель порядка архиерейских служений (1915); НКРЯ); Он умер без всяких мучений на светлый день Христова Воскресенья, после обедни, за которою сам читал Апостол (Лесков Н. С. Захудалый род (1874); НКРЯ).

◊ Апостол-апракос / Апостол-лекционарий.

◊ Апостол с непрерывным текстом, Служебный Апостол.

◊ Апостол-тетр (Церк.-просторечн. Не рекомендуется. То же, что Апостол с непрерывным текстом).

◊ Апостол четий (Ист. Церкви., правосл. Использовавшийся в древности Апостол для домашнего чтения).

◊ Толковый Апостол (Ист. Церкви., правосл. Использовавшийся в древности Апостол, содержащий святоотеческие комментарии к Деяниям и Посланиям).

◊ Читать Апостол (Не рекомендуется просторечн. читать Апостола).

2. Имя нариц. С маленькой буквы. Церк.-разг. То же, что зачало по отношению к Апостолу (знач. 1).

◊ Апостол к Тимофею / к Галатам и др.

АПОСТОЛА’Т М. Катол.; церк.

Близко к апостольство (в знач. 2) и к апостольское служение. Пр.: Встречался Гоголь и с Мицкевичем. Нужно думать, польские братья рассказывали Гоголю о своем деле, о своем обществе или ордене Воскресения, о польском мессианизме. И то был некий возбужденный «апостолат истины», программа религиозного действия (Флоровский Г., прот. Пути русского богословия (1936); НКРЯ).

Упр.: чего-либо (апостолат семьи), реже, в том же значении, какой-либо (семейный апостолат).

◊ Апостолат верных. Апостолат мирян. Домашний апостолат. Апостолат через мученичество.

АПОСТОЛИ’ЧЕСКИЙ Прил. Ед. Церк., катол.

Именование папы римского как преемника апостола Петра либо обозначение чего-либо, связанного с папой римским или исходящего от него. /// Близко к папский. Пр.: Цитирует Жоанну, также монахов Феодосия и Феодора, которые в послании к папе Мартину I с восточной пышностью именуют его «верховным и апостолическим папой, главой всей священной иерархии под солнцем, папой самодержавным и вселенским, князем апостолическим» (Цыпин В., прот. Церковное право (1996)); Что касается постепенного укрепления папской власти, то этот процесс связан в первую очередь с престижем древней столицы империи и лишь во вторую очередь с претензией Рима на обладание апостолическим престолом в память об апостолах Петре и Павле... Чтобы придать большее значение своему правлению, Дамасий ввел в римскую церковную терминологию выражение «апостолический престол», которое было принято западными епископами и другими иерархиями как обозначение главенствующей епископской епархии (Донини А. У истоков Христианства (1979)); Когда Ратти был уже шестьдесят один год, его вызвал папа, пригласив из

тишины библиотеки на дипломатическую службу... В апреле 1918года его назначили апостолическим визитатором Польши и ее приграничных территорий (Прибалтики) (Гергей Е. История папства (1996)).

◊ Апостолическая Церковь (Католическая Церковь). Пр.: В период правления Льва I апостолическая церковь развилась в авторитарную церковь (Гергей Е. История папства (1996)).

◊ Апостолический престол. Апостолическая булла.

АПОСГОЛИ’ЧНОСТЬ Ж. Ед. Богосл., общехр.

Чаще в составе словосочетания апостоличность Церкви. То же, что апостольство (знач. 2). Пр.: .ее, Церкви, апостоличность заключается в силе Того же Духа, Которого даровал Христос апостолам в Своем дуновении (Ин. 20, 22) и Который передается их преемникам (Лосский В. О третьем свойстве Церкви (1950)).

АПО’СТОЛЬСКИЙ Прил. от апостол. Пр.: Для исполнения своего апостольского назначения Церковь и по самому своему существу всегда должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века (Давыденков О., свящ. Катехизис (2000)).

◊ Апостольские мужи / отцы (Ист. раннехр. Церкви. Ряд авторов христианских произведений, бывших учениками апостолов или учениками учеников апостолов). Пр.: Оно [«типологическое толкование» Ветхого Завета] уже ясно намечается как в сочинениях мужей апостольских (например, в «Послании Варнавы»), так и у греческих апологетов II века (например, у св. Мелитона Сардийского) (Сидоров А. И. Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (2007)).

◊ Апостольское служение (Служение, к которому Иисус Христос призвал апостолов (знач. 1) (Мф 10. 1—4; Мк 3. 13—19; Лк 6. 13—16), а также любое служение христианина во имя Иисуса Христа).

◊ Апостольская Церковь (См. апостольство в знач. 2). Пр.: Церковь является апостольской: 1) по основанию, 2) по учению, 3) по способу сохранения и передачи благодатных даров Св. Духа, 4) по цели своего бытия (ПЭ: Емельянов Н., свящ. Апостольство (2001)).

◊ Апостольское предание (Утраченный раннехристианский литургико-канонический памятник III в.; /// автором, возможно, является сщмч. Ипполит Римский).

◊ Апостольская благодать (Божественная благодать, полученная апостолами и сохраняемая и предающаяся внутри Церкви (в знач. 1)).

◊ Апостольский символ веры (Древнейший христианский символ веры; используется в богослужении римско-католической Церкви; не используется в Православии).

◊ Апостольский Собор (Библ. реал. Первое совещание апостолов в Иерусалиме (Деян. 15)).

◊ Апостольская община (Ист. раннехр. Церкви. Древнехристианская община, основанная непосредственно апостолами).

◊ Римский Апостольский Престол (Катол. См. престол.), то же, что Апостольская столица.

◊ Апостольский чин (Иконопись. Часть деисусного чина: изображения апостолов).

◊ Апостольская администрация / администратура, префектура; апостольский викарий, экзархат (Катол.).

АПО’СТОЛЬСКОЕ ПРЕЕ’МСТВО С. Ед. (Допустимо: апо’стольская

прее’мственность Ж.) Библ. реал. (Еф 2. 19—22), общехр.

Сохранение и передача членами Церкви Божественной благодати, истинного вероучения и дара жизни во Христе, полученных апостолами (знач. 1) от Иисуса Христа и Святого Духа, а также восходящая к апостолам (знач. 1) непрерывная чреда канонических епископских хиротоний, /// являющаяся, наряду с Евхаристией, основным из видимых проявлений такой передачи. Близко к апостольство (в знач. 2), апостоличность. Пр.: Единство и святость церкви проявляются в пространстве как ее универсальность, или кафоличность, и во времени — как апостольское преемство (Соловьев В. С. Оправдание добра (1894—1899); НКРЯ); Мы помним, что Ваши Блаженные предшественники многократно посещали Русскую Православную Церковь, и наш русских народ всегда с любовью принимал представителей, а особенно Предстоятелей Святой Александрийской Церкви как носителей апостольского преемства и традиций Православия (Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому и всей Африки Петру VII в Успенском соборе Московского Кремля (2004) // Журнал Московской патриархии (23.02. 2004); НКРЯ).

◊ Апостольское преемство какой-либо Церкви.

◊ Иметь / сохранить / прервать апостольское преемство. Доказать апостольское преемство.

◊ Непрерывность апостольского преемства.

◊ Истинное / прямое апостольское преемство.

АПО’СТОЛЬСТВО С. Ед.

1. Библ. Дар, статус и проистекающее из них служение апостолов (знач. 1, 2). БПр.: ...о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы (Рим 1. 5); Пр.: Харисма апостольства имеет объективное отличие от харисмы архиерейства — дар чудот-ворений. Этот дар приняли все апостолы — «священники по чину Мелхиседекову» в качестве заповеди: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте»... Каждый из апостолов осуществлял эту заповедь как свое харизматическое служение в покаянии, терпении, смирении вплоть до мученической кончины (Адельгейм П., свящ. Догмат о Церкви (2002)).

2. Богосл. Чаще в составе словосочетания апостольство Церкви. Существенное свойство Церкви (в знач. 1): заключается в том, что, будучи основанной апостолами (знач. 1), Церковь во все времена и во всяком месте сохраняет неповрежденным их учение и продолжает их служение и проповедь; /// термин обозначает одно из четырех свойств Церкви, названное в Никео-Константинопольском

Символе Веры наряду с единством, святостью и соборностью. То же, что апо-столичность. Пр .: В Символе веры указаны четыре существенных свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостольство... Будучи сам послан в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего, Церковь называется апостольской по цели своего бытия (Давыденков О., свящ. Катехизис (2000)); В самом общем смысле А. [постольство] Церкви означает, что все существенное, чем Церковь, основанная Христом, обладала при апостолах, всегда в ней сохраняется. Она до скончания века будет тождественна той Церкви, к-рая была основана Самим Христом. Развитие и изменение исторических форм бытия Церкви не нарушают свойств А. [постольства], существенные признаки к-рого остаются при этом неизменными (ПЭ: Емельянов Н., свящ. Апостольство (2001)); Но при этом мы склонны забывать, что одно из служений Церкви — это апостольство, то есть посланничество в мир (Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Журнал Московской Патриархии (2004); НКРЯ).

3. Божественный дар проповеди и служения во имя Иисуса Христа, данные всем верным как членам Церкви (в знач. 1), а также такое служение. Близко к апостольское служение. Пр.: ...вспоминал он, что у него нет дара слова, что он труслив и малодушен, что равнодушные люди едва ли захотят слушать и понимать его, студента-юриста третьего курса, человека робкого и ничтожного, что истинное апостольство заключается не в одной только проповеди, но и в делах (Чехов А. П. Припадок (1889); НКРЯ).

◊ Апостольство кого-либо (совершающий): апостольство мирян (Катол.). Апостольство чего-либо (способ): апостольство молитвы. Пр.: Понятие «А. м. [апостольство мирян]» появилось во 2-й пол. XIX в., когда были созданы объединения мирян, гл. обр. в рабочей среде, стремившиеся с позиций католич. вероучения преодолеть социальные противоречия... Целью А. м. [апостольства мирян] является «искание Царства Божия посредством ведения мирских дел». Задачи католиков-мирян: участвовать в разъяснении, защите и верном применении христ. принципов в решении совр. проблем; поддерживать дела милосердия и начинания по социальной помощи, сотрудничая со всеми людьми доброй воли... [ПЭ: Поташинская Н. Н. Апостольство мирян (2001)).

АПОФАТИ’ЧЕСКИЙ Прил. Богосл. (От греч. адорла^шоа «отрицательный»).

В области гносеологии исходящий из представления о том, что невозможно описать Бога, Его свойства и действия при помощи человеческого языка и понятий по причине изначальной несоизмеримости сотворенного с Творцом. /// На пути апофатического богопознания отрицается всякая возможность ограничения Бога (по времени (Бог вечен), месту (Бог вездеприсущ), мере Его могущества (Бог всемогущ), знания (Бог всеведущ) и т.д. Противопоставленное понятие: катафатический. Пр.: И, однако, познание Бога в Его превысшем бытии возможно. Но не в понятиях разума, а в сверхмысленном видении, в экстазе... Самое апофати-ческое отрицание есть вместе с тем и отречение. Отречение и умолкание мысли,

отречение и высвобождение ее из категориального строя дискурсивного познания... Весь смысл апофатического богословия в том, что оно напоминает об этом экстатическом опыте («мистическое богословие») (Флоровский Г. В. Византийские отцы У—УШ вв. (1933)); Ибо, как мы уже знаем, Плотин, идя апофатическим путем, все еще оставляет понятие единого как определение абсолютного, между тем у Дионисия, в апофатическом аспекте, оно не есть ни единое, ни единство, но есть полное и окончательное НЕ-кто и НЕ-что (Булгаков С. Н. Свет Невечерний (1916)).

◊ Апофатическое богословие / теология.

◊ Апофатический метод / путь / апофатическое познание.

АРМАГЕДДО’Н М. Ед. С большой буквы. Не рекомендуется: другие варианты орфографии.

1. Имя собств. Библ. [Откр 16. 16]. Название места эсхатологической битвы. Пр .: Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр 16. 16) (Основы социальной концепции Русской православной церкви // Альфа и Омега (2000); НКРЯ); Почему же Иоанн обозначил именно Армагеддон местом последней битвы сил Зла против сил Добра? (Келлер Л. Армагеддон (2003) // Вестник США (2003.11.26); НКРЯ); Армагеддон. Даже первоклассники в Израиле знают, что это слово — не что иное, как искаженное ивритское «Хар Мегидо» (гора Мегидо), на которой в древности действительно происходили крайне драматические события (Там же).

{2. Лит., перен. Именование священной войны — преимущественно у сектантов (например, иеговистов) и оккультистов. Пр.: Развивая учение об Армагеддоне, Д. Рутерфорт и затем его преемник Н. Норр отмечали: Армагеддон — это отнюдь не борьба великанов: с одной стороны, лагерь финансовых магнатов, с другой — рабочий класс. Иисус Христос со своей армией святых Ангелов приведут в замешательство всех властителей народных... так что они сослепу обратят свое орудие уничтожения против себя в начале битвы, а потом покончат со всеми, кто убежит. Подчеркивалось, что небесные Ангелы первыми начнут войну (Ефимов И., свящ. Ложные свидетельства свидетелей Иеговы (1997)); Согласно же учению Рерихов Армагеддон уже произошел. «Н. К. Рерих относит это событие к сороковым годам двадцатого столетия (Вторая мировая война)», — пишет Н. А. Стаднико-ва, демонстрируя этим или свою нечестность, или неосведомленность (по уверениям Елены Рерих, космический Армагеддон произошел в 1947г., а отнюдь не в годы Второй мировой войны) (Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции (1997)).

3. Лит., перен. То же, что апокалипсис (знач. 4). Пр.: Большинство предвидений обещает человечеству скорый Армагеддон — то бишь конец света (Лесков С. На воздухе можно заработать. Виновато ли человечество в изменении климата

(2001) // Известия (2001.12.11); НКРЯ).

4. Лит., перен. Катастрофа. /// Близко к апокалипсис в знач. 5, но, как правило, обозначает событие реального мира, а не духовной сферы. Пр.: Действительно, какая апокалиптическая картина — прямо автомобильный Армагеддон: несчастных автовладельцев лишают права ездить из Ульма в Мюнхен на работу только потому, что «Мерседесу» бюргера исполнилось семь с половиной лет (Мальцев И. Знакомый запах // Автопилот (2002.04.15); НКРЯ); — Тогда объясните, как вы попали под...

этот обстрел. — Как и вы — совершенно случайно. Зашел, знаете ли, перекусить, а тут кошмар, Армагеддон!(Баконина М. Девять граммов пластита (2000); НКРЯ).}

А’РТОС М. Церк. С маленькой буквы. Допустимо: с большой буквы. (Греч. артоо «квасной хлеб»).

Святыня (знач. 1): хлеб, освящаемый на Пасху по особому чину; /// освящается в первый день Светлой Седмицы на Литургии после заамвонной молитвы и раздается верующим в субботу Светлой Седмицы. То же, что просфора всецелая. Пр .: После заамвонной молитвы освящается Артос — хлеб, символизирующий невидимое присутствие Господа Иисуса Христа. Он носится во время крестных ходов, стоит всю Светлую седмицу на особом столике перед иконой местной Христа Спасителя, а в Светлую субботу, после литургии, по прочтении особой молитвы на раздробление Артоса, раздробляется и раздается молящимся, вместо антидора (Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика (1951—1976)); Порядок шествия: фонарь, за ним запрестольные крест и икона, за ними хоругви, за ними артосы (если служба совершается на Светлой седмице) или икона храма или праздника (если ее предполагается нести мирянам), духовенство, иподиаконы, Архиерей, затем хор (Константин (Островский), иеродиак. Последование архиерейских богослужений (2002)); Итак, сейчас будем раздавать вам святой артос. Вы, вероятно, помните, как в первый день Пасхи мы его освящали святой водою и читали особую молитву, вы видели, как всю седмицу после обедни ходим с ним и крестным ходом вокруг храма, мы сейчас читали молитву перед его разделением. Откуда ведет начало этот обычай поставлять святой артос, а затем после особой молитвы раздроблять и раздавать верующим? Что означает и зачем мы должны его потреблять? (Трифон (Туркеста-нов), митр. Проповеди и молитвы (1918)).

◊ Святой артос.

◊ Освящать /раздроблять / потреблять артос. Освящение /раздробление / потребление артоса.

АРХА’НГЕЛ М. Одуш. Церк. (Греч. арслаууеіоо «ангелоначальник»).

1. Допустимо: с большой буквы. Библ. / богосл., общехр. / лит. Чиноначальник Небесных сил. /// В Священном Писании упомянуты имена двух архангелов — Гавриила и Михаила, в неканонических и апокрифических книгах есть еще шесть имен; общепринятого с точки зрения Церкви (знач. 1) мнения о количестве архангелов не существует. Пр.: Видишь ли это пространство от неба до земли? Или — лучше — начнем с низу: видишь ли, какое расстояние от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горнего, а от этого до ангелов, до архангелов, до вышних сил, до самого престола царского? (Иоанн Златоуст, свт. Беседа на вознесение Господа нашего Иисуса Христа); Причиною падения рода человеческого был первый из всех ангелов — Денница, сильный, мудрый, прекрасный, пресветлый, сам падший гордостью и непослушанием. Причиною восстановления падшего человека долженствовал быть также первый Ангел, или Архангел. Каков и был избран Богом Архангел Гавриил (Иоанн Кронштадтский. Дневники (1908); НКРЯ).

◊ Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил.

2. Как правило, Мн. Библ. / богосл., общехр. Восьмой чин небесной иерархии согласно классификации Дионисия Ареопагита. Пр.: Чин же святых архангелов находится в одном порядке с небесными началами. Ведь у них одна иерархия с ангелами и в ней один уровень. Однако, поскольку нет иерархии, которая не имела бы первых, средних и последних сил, святой чин архангелов благодаря срединнному положению в иерархии соединяет в общении крайние чины (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии).

АРХА’НГЕЛЬСКИЙ Прил. по архангел.

О Архангельский Собор (см. собор).

О Архангельская труба. (Библ.). Пр.: И нечаянно возгласит архангельская труба: се грядет Судия: возстаните, мертвии, идите на суд (Мф 24) (Игнатий (Брянчанинов), еп. Отечник (1863); НКРЯ).

О Архангельское приветствие / обрадование (Библ. реалия. / Церк. Слова благовещения (знач. 1) архангела Гавриила, а также название молитвы «Богородице Дево, радуйся»). Пр.: С глубоким благоговением смотрели мы на это место, а в душе звучало архангельское приветствие: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Торопцева Н. Паломничество по Святой Земле в конце XX века (1996) // Альфа и Омега (2000-2001); НКРЯ).

АРХИДИА’КОН М. Мн. Одуш.: АРХИДИА’КОНЫ. [арх’ид’]а’кон]. Не рекомендуется: другие варианты орфографии и словоизменения. (Греч. арХ'Ф-йшкоуоо «старший диакон»).

1. Библ. реалия. Преимущественно в словосочетании Архидиакон Стефан — именование первомученика Стефана как первого среди семи мужей, избранных Церковью Иерусалимской для особого служения (Деян 6. 5); /// не рекомендуется использовать термин для именования других избранных со Стефаном мужей. Пр.: Первые пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому они называются первомучениками (Из СМИ).

2. Ист. Церкви., общехр. Церковная административная должность. /// В некоторых восточных Православных Церквях (до XV в.) — старший диакон при епископе. В Римской Церкви — значимый административный титул, ныне почти повсеместно упраздненный. В Англиканской Церкви должность сохраняется до сих пор. У некоторых протестантов — звание второго священника главной церкви в большом городе. Пр.: Англикане еще в прошлом веке начали переговоры с православной Церковью о воссоединении (памятником этим неосуществленным возможностям осталась богословская переписка А. С. Хомякова с архидиаконом Англиканской церкви Пальмером) (Кураев А., диак. Традиция. Догмат. Обряд (1995)); На этот вопрос в[аше] пр[еосвященство] отвечали мне в присутствии двух ваших домашних сановников — протосинкелла иеромонаха Леонтия и архидиакона патриарха Александрийского, что если бы это чудо действительно совершалось в наше время, то все турки давно бы уверовали в [Иисуса] Христа (Иов (Гумеров), иеро-мон. Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков (2008)); Этот спор был инициирован архидиаконом Сотерихом Пантевгеном, нареченным Патриархом Антиохийским (Давыденков О. Догматическое богословие (1997)).

3. Церк., правосл. Высший чин правительственной иерархии (см.) для диаконов; его носитель является первым диаконом при патриаршем богослужении, реже при служении епархиального архиерея. /// В РПЦ сан архидиакона является высшей иерархической наградой для иеродиакона. Награждение производится указом патриарха. Сана архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен старший диакон Патриаршего кафедрального собора. Пр.: Возведение в сан архидиакона /для монашествующих/— Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией (Положение о наградах Русской Православной Церкви (2004)); Следует заметить, что при причащении у нас установилось обыкновение причащаться с поминовением своего чина и даже отличия, т. е. «причащается священнодиакон» или «иеродиакон» или «протодиакон» или «архидиакон» или же «причащаюсь аз... иерей», или «протоиерей», или «игумен», или «архимандрит» (Киприан (Керн), архим. Евхаристия (1947)); После восстановления Патриаршества патриаршим архидиаконом стал знаменитый Константин Розов — фигура колоритная, исключительно одаренный артистически человек с громоподобным голосом, натура целиком народно-традиционная (Алексеев А. Московские протодиаконы (1974)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Великий Архидиакон (именование архидиакона Константина Розова (1874— 1923)). Пр .: В1921 году, 19 сентября, в Москве торжественно отмечалось 25-летие священного служения Церкви архидиакона К. В. Розова. В этот день состоялось наречение Константина Васильевича Великим Архидиаконом. Такое наречение было впервые в Русской Православной Церкви (Розова Л. К. Великий Архидиакон (1994)).

4. Церк.-разг., правосл. Старший диакон при архиерее.

АРХИЕПИ’СКОП М. Одуш. Церк.

1. Ист. Церкви. Епископ (знач. 1), управляющий областью из нескольких епархий, которому подчинены управляющие этими епархиями епископы (знач. 1); позже епископ, управляющий крупной епархией. /// Термин встречается в христианской литературе с середины IV в. В настоящее время в Православных Церквях греческой традиции сан архиепископа стоит выше сана митрополита (см. архиепископ в знач. 3), притом что в других Поместных Церквях этот сан ниже сана митрополита (см. архиепископ в знач. 2). Пр.: Папа Юлий пригласил представителей обеих сторон на Собор в Рим, но евсевиане, усиливая натиск на А. В. [Афанасия I Великого], собрали в кон. 338 г. Собор в Антиохии, определивший быть архиепископом Александрийским Григорию Каппадокийцу (ПЭ: Герасименко Н. В. Афанасий I Великий (2001)); В 530 г. еп. Петр принял из рук Патриарха К-польского Епифания митру архиепископа, имевшую, по-видимому, лишь символическое значение почетного дара, т. к. до VIII в. вся Юж. Италия находилась под церковной юрисдикцией папы (ПЭ: Беляев Л. А. Бари (2002)); Правящий архиерей с титулом «архиепископ Американский, ипертим и экзарх океанов Атлантического и Тихого». назначается Свящ. Синодом К-польской Патриархии. Кафедра находится в Нью-Йорке. С авг. 1999 г. архиепископом Американским является Димитрий (Тракателлис) (ПЭ: Беляев Л. А. Американская архиепископия (2001)).

О Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.

2. Правосл. В русской православной Церкви и в некоторых других Церквях славянской традиции — чин правительственной иерархии (см.) архиереев, следующий за чином епископа и предшествующий чину митрополита; /// дается указом патриарха за особые заслуги. Титулование архиепископа — Высокопреосвященство (см. титулование). Пр.: Сан митрополита и архиепископа дает лишь преимущество чести, но не власти над другими архиереями (Певцов В., прот. Лекции по церковному праву (1914)); В конце 1966 года Владыка Владимир назначается епископом Кировским и Слободским, через девять месяцев — епископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом в Средней Европе, и возводится в сан архиепископа (Биография митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Владимира // Журнал Московской патриархии (2004.07.26); НКРЯ); Высшее управление ею [Сербской церковью] принадлежит митрополиту Сербскому (архиепископу Белградскому) и архиерейскому Собору (Певцов В., прот. Лекции по церковному праву (1914)).

3. Правосл. Титул глав некоторых Поместных Православных Церквей, например в Греции, на Кипре, в Албании. Пр.: Макарий III(вмиру Михаил Мускос; 1913—1977), архиепископ Кипрской Православной Церкви (с 1950) и государственный деятель, первый президент Кипра (1960—1977) (Шмеман А. Дневники (1973— 1983)); 3 октября на официальном сайте КПбыло опубликовано письмо архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия Варфоломею I, в котором Предстоятель Албанской Православной Церкви выражает полную солидарность с позицией Константинополя по «делу епископа Василия» (Из СМИ (2006)).

4. Катол. Титул митрополита (знач. 4), являющегося главным в иерархии епископов (знач. 4) в церковном округе (см. суффраган), или епископа, возглавляющего епископат, не входящий в состав какого-либо церковного дистрикта, например Люксембург, Вадуз. Пр.: ...Екатерина IIвзамен нек-рыхуступок по отношению к греко-католикам на территории Российской империи выдвинула требования о признании Могилевской кафедры: Б.-С. [Богуш-Сестренцевич] становится архиепископом Римско-католической Церкви в России.. .(ПЭ: Богуш-Сестринцевич

(2002)); В наст. время в Б. [Бари] находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая (ПЭ: Беляев Л. А. Бари (2002)).

5. Протест. В англиканской Церкви — титул, присваиваемый примасу церковного округа (архидиоцеза), например округов Кентрбери, Йорк. Пр.: Патриарх [Тихон в 1921 г.] обращался за помощью и к папе Римскому и к архиепископу Кентерберийскому, — но и тут оборвали его, разъяснив, что вести переговоры с иностранцами уполномочена только советская власть (Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛаг (1958—1973); НКРЯ); Это 26 духовных пэров, представляющих англиканскую церковь (архиепископы Кентерберийский, Йоркский и 24 епископа), а также 9 лордов высшего апелляционного суда (Овчинников В. Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах (1974—1978) // Новый мир (1979); НКРЯ).

6. Протест. В некоторых лютеранских церквях — титул почетных священнослужителей, причем вне зависимости от наличия титульной архиепископии.

АРХИЕРЕ’Й М. Одуш. (Греч. арсл^ереио «старший священник»).

1. Церк., общехр. Священнослужитель высшей ступени церковной иерархии христианской Церкви. /// То же, что епископ (в знач. 2). Согласно учению Церкви, через рукоположение архиереев передается апостольское преемство, идущее от Иисуса Христа, Архиерей имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью (см. Архиерейский Собор). Только архиереем может совершатся ряд таинств и священнодействий, а именно: хиротония, хиротесия, освящение антиминса, освящение мира, великое освящение храма и др. Как правило, управляет епархией (см. викарий). Архиерей может иметь следующие чины правительственной иерархии: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ (в знач. 3), экзарх. В традиции Православной Церкви архиерей поставляется из монашествующего духовенства. См. также архиерейский, титулование. Пр.: Никакой священник не может совершать литургию силою Духа или вообще исполнять что-либо в церкви, если не имеет рукоположения, а так как рукоположение получено от архиерея, то, следовательно, через священников действует архиерейская благодать. Священник не может служить без антиминса, антиминс же освящен св. миром, а св. миро может приготовлять только архиерей; таким образом, без архиерея не было бы ни жертвы, ни священника, ни престола, а все это бывает через его посредство (Писания свв. отцов и учителей церкви (1856)); Слово «А. [архиерей]» и производные от него употребляются в наст. время преимущественно в богослужебном, а также церковно-адм. контексте: Архиерейский Собор, архиерейское совещание, в то время как в богословских текстах в аналогичном значении чаще употребляется слово «епископ» (ПЭ: Цыпин В., прот. Архиерей (2001)); Если служат несколько Архиереев, то после возгласа 1-го священника его действия повторяет 2-й священник в отношении 2-го архиерея, 3-й священник в отношении 3-го архиерея и т.д. (Константин (Островский), иеродиак. Последование архиерейских богослужений (2002)).

О Епархиальный архиерей / правящий архиерей (Архиерей, возглавляющий епархию, то же, что епархиальный начальник). Пр.: В русской Церкви епархиальный начальник, согласно канонам, ограничен в своей власти пределами своей епархии. Управляя своими епархиями с равной степенью власти, все епарх. архиереи независимы друг от друга. Общая для всех епархиальных архиереев в России высшая церковная власть есть Св. Синод... (ПевцовВ., прот. Лекции по церковному праву (1914)).

О Викарный архиерей (Архиерей, помогающий правящему архиерею в управлении той или иной епархией или ее частью; имеет титул по одному из городов этой епархии. То же, что викарий в знач. 1. Близко к хорепископ). Пр.: В силу того, что в крупных городах, как правило, находились кафедры правящих и викарных архиереев, постановления, принятые на съездах и собраниях городского духовенства, имелируководящее значение для всей епархии (Бабкин М. Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году // «Лебедь» (Бостон) (2003.09.14); НКРЯ).

2. Библ. реалия. Иконопись / в переводах. Священнослужитель высшей ступени ветхозаветного священства. То же, что первосвященник. См. Архиерей Великий. Пр .: Поза Христа говорит о космократоре, необычное одеяние — о первосвященнике. По определению литургического толкования, «он есть освящающий и прославляющий как единый Царь и Архиерей»... Представленный в конхе Софии

Охридской образ «Христа-архиерея, освящающего храм», заключающий в себе все основные идеи храмовой декорации, является смысловым центром иконографической программы росписи (Лидов А. Образ «Христа-архиерея»... (1989)).

АРХИЕРЕ’Й ВЕЛИ’КИЙ М. Одуш. Имя собств. Все слова с бол. буквы. Иконопись, правосл.

Одно из символических именований Иисуса Христа (см. Спас); /// основано на (Пс 109. 4) и (Евр 5. 6, 10); именованию соответствует иконографическая традиция изображения Иисуса Христа как литургисающего (см. литургисать) архиерея (знач. 1): либо в архиерейском облачении на троне, либо в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву Самого Себя. Пр.: Христос воплотившийся, распятый, вознесшийся и вечно пребывающий на небесах как второе лицо Троицы, есть великий архиерей, дающий начало и освящение любому земному храму (Лидов А. Образ «Христа-архиерея». (1989)).

О Архиерей Великий Христос. Спас Архиерей Великий.

АРХИЕРЕ’ЙСКИЙ Прил. по архиерей.

Пр .: Большой отрадой для семинариста было участие в архиерейском хоре Троицкого Собора Симбирска (Розова Л. К. Великий Архидиакон (1994)); Устав архиерейского всенощного бдения почти не отличается от обычного чина. Поэтому, если хор храма хороший, то даже если он и не имел опыта проведения архиерейских служб, то может петь (Константин (Островский), иеродиак. Последование архиерейских богослужений (2002)).

О Архиерейское богослужение (Богослужение, возглавляемое архиереем (знач. 1) или совершаемое в его присутствии; производится по особому уставу, в частности, в нем принимают участие иподиаконы). Близко к Архиерейская служба / литургия (Церк.-разг.). Пр.: По Уставу его [ирмос 5-й песни канона недели Ваий: «На гору Сион...»] надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении (Константин (Островский), иеродиак. Последование архиерейских богослужений (2002)).

О Архиерейский жезл /посох (То же, что архипастырский (см.) жезл). Пр.: От лица московского духовенства Предстоятеля Русской Православной Церкви поздравили протоиерей Владимир Диваков, протоиерей Михаил Рязанцев и протоиерей Леонид Ролдугин, которые преподнесли Святейшему Патриарху архиерейский жезл (Церковно-государственные торжества, посвященные 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Журнал Московской патриархии (2004.06.28); НКРЯ); Из Астраханской епархии сюда прибыли святыни, которыми особенно дорожат астраханцы: архиерейский посох священномученика Митрофана... портрет священномученика Фаддея... митра архиепископа Филиппа... (О жизни и роли в церковной истории XX века архиепископа Астраханского Филиппа (Ставицкого) // Журнал Московской патриархии (2004.05.24); НКРЯ); До реформы патриарха Никона навершия русских архиерейских посохов за некоторыми исключениями не имели каких-либо украшений, но традиционно представляли собою два отрога, выгнутых книзу. Исследователями отмечено, что посох с рукоятью, украшенной головами змей, появился на Руси как копия греческого архиерейского по-

соха конца XVI — начала XVII века... (Меньшов Н. П. Заметки о происхождении, семантике и символике двух змей на архиерейском посохе (2009)).

О Архиерейская мантия. Архиерейское седалище.

АРХИЕРЕ’ЙСКАЯ КА’ФЕДРА Ж. Церк., правосл.

1. Должность епархиального архиерея (знач. 1). Пр.: Чтоб поднять русские школы и образовать ученых священников, надобны были ученые архиереи; в Великой России их взять было неоткуда, надобно было обратиться к Малороссии, вызвать оттуда ученых монахов и поставить их на архиерейские кафедры в Великой России (Соловьев С. М. Петровские чтения (1871); НКРЯ); Наряду с Иоанном в новгородских преданиях фигурировало и другое популярное имя — архиепископа Моисея, дважды занимавшего архиерейскую кафедру — в 1325—1329 и в 1352—1359 гг. (Гудзий Н. К. История древней русской литературы (XI—XV вв.) (1938); НКРЯ); 29 апр. 1917г. Святейший Синод в послании к верующим сообщил о том, что Российская Церковь начинает подготовку Поместного Собора, на к-ром предполагалось решить многообразные вопросы церковной жизни, а также говорилось о введении выборного начала при замещении архиерейских кафедр (ПЭ: Алексий I (2001)).

2. Центр власти епархиального архиерея (знач. 1); /// термин используется или по отношению к титульному городу епархии, в котором находятся архиерейские административные учреждения, исторически архиерейский дом, или по отношению к кафедральному собору — собору, в котором проводятся архиерейские богослужения. Пр.: Топография архиерейских кафедр РПЦ периода с 1893 г. по июнь 1963 г. (Иоанн (Снычев), игум. (1963)); В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году собор стал кафедральным (Торжества в Курске // Журнал Московской патриархии (2004.08.30); НКРЯ); Заслуга его еще и в том, что он сумел открыть второй храм, в честь святых Жен-мироносиц, тоже кладбищенский, но величественный и красивый. Туда он перенес и архиерейскую кафедру (Тимаков В. Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Пензенский и Саранский (1998) // Альфа и Омега (2000-2001); НКРЯ).

3. То же, что архиерейский амвон (см.). /// Термин архиерейская кафедра (в знач. 3) малоупотребителен, в настоящее время чаще используется термин кафедра (в знач. 2).

АРХИЕРЕ’ЙСКИЙ СОБОР М. Церк., правосл.

Высший орган управления Поместной Церкви, а также ее самоуправляемых частей (например, РПЦЗ), основную часть членов которого составляют епархиальные архиереи (знач. 1). /// Согласно Уставу РПЦ (2000 г.), Архиерейский Собор — высший орган иерархического управления РПЦ, наряду с Поместным Собором и Священным Синодом; Архиерейский Собор является органом управления РПЦ в период между Поместными Соборами; Священный Синод, в свою очередь, — между Архиерейскими Соборами; членами Архиерейского Собора РПЦ с правом полного голоса являются епархиальные архиереи, а также некоторые викарные архиереи — у остальных право совещательного голоса. Пр.: Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в пред-

дверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных, в частности, п. 20 раздела V настоящего Устава (Устав РПЦ (2000)); В связи с проведением с 13 по 17 декабря в Нью-Йорке Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился с посланием к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру и Преосвященным членам Собора (Определения Священного Синода // Журнал Московской патриархии (2004.01.26); НКРЯ); Для рассмотрения этого прошения был созван внеочередной Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, который принял решение о принятии митрополита Иоанна в лоно Сербской Православной Церкви в сущем сане и о назначении его правящим архиереем Охридской архиепископии и всей Македонии (Антоний (Пантелич), архим. В Москве открылось Сербское Подворье // Церковный вестник (2002.11.10); НКРЯ).

О Архиерейский Собор какой-либо Церкви.

О Определение Архиерейского Собора о чем-либо / по чему-либо (Положение, принятое на Архиерейском Соборе). Пр.: Определение Освященного Архиерейского Собора по докладу Синодальной Комиссии по канонизации святых (Определение Освященного Архиерейского Собора по докладу Синодальной Комиссии по канонизации святых // Журнал Московской патриархии (2004.10.25); НКРЯ); В соответствующем же определении Архиерейского Собора 1997года, в частности, говорится... (Основы социальной концепции Русской православной церкви // Альфа и Омега (2000); НКРЯ).

О Члены / участники Архиерейского Собора.

О Освященный Архиерейский Собор (Торжественное именование Архиерейских Соборов).

О Юбилейный Архиерейский Собор (Именование Архиерейского Собора РПЦ 2000 г.).

АРХИМАНДРИ’Т М. Одуш. Правосл. (Греч. арСФ- «старший» и цаубра «загон, ограда»).

1. Ист. Церкви. Один из высших монашеских чинов. /// Термин появился в Восточной Церкви в V в. как название административной должности епархиального надзирателя за монастырями. Пр.: А.[архимандритами] назывались вначале игумены, к-рых епископы назначали для надзора за всеми мон-рями епархии. Затем, после того как эта обязанность стала возлагаться на великих сакеллариев, звание

А. [архимандрита] стало почетным титулом игуменов важнейших мон-рей епархии (ПЭ: Архимандрит (2001)).

2. Ист. Церкви. Почетный титул игуменов важнейших монастырей епархии. /// На Руси используется с 1174 г. Сейчас в близком значении используется термин Святттенноархимандрит (знач. 2). Пр.: Так, командированный им в качестве депутата духовного ведомства архимандрит московского Спасо-Андрониева монастыря в жалобах Петербургскому и Московскому окружным судам доказывал, вопреки закону, что следствия в Петербурге и Москве начаты совершенно неправильно, оскорбительны для звания игуменьи и производятся крайне пристрастно (Кони А. Ф. Игуменья Митрофания (Из записок и воспоминаний судебного деятеля) (1908); НКРЯ).

О Великий архимандрит (Титул игумена Киево-Печерского монастыря).

3. Церк. Высший чин правительственной иерархии для пресвитеров из монахов. /// Соответствует чину протопресвитера и протоиерея (митрофорного) у белого духовенства. Возведение в сан архимандрита в РПЦ производится указом Святейшего Патриарха, в Украинской Православной Церкви — ее Предстоятеля митрополита Киевского. См. также Свяшенноархимандрит. В этом значении термин используется с XIX в. и до настоящего времени. Пр.: Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода от 7 мая 1991 года протоиерею Дмитрию Будько, клирику Новосибирской епархии, было определено стать епископом Томским, викарием Новосибирской епархии, — по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита (40 лет священнической хиротонии архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония // Журнал Московской патриархии (2004.04.26); НКРЯ).

АРХИПА’СТЫРЬ М. Одуш. Церк., правосл.

1. Именование архиереев (знач. 1), а также обозначение наиболее известных, уважаемых архиереев; подчеркивает пастырское служение. Пр .: Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIархипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси (2004)); Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! (Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Журнал Московской патриархии (2004.10.25); НКРЯ); Вскоре после этого поповцы обращались с просьбами о постав-лении себе епископа к груз. архиепископу, крымскому митрополиту, приглашали перейти к ним нек-рыхрус. архипастырей, в частности свт. Тихона (Соколова) (ПЭ: Панкратов А. В. Белокриницкая иерархия (2002)).

2. Именование епархиального архиерея (знач. 1) как окормляющего епархию и являющегося пастырем по отношению ко всем священникам (всем пастырям) епархии. Пр.: Как архипастырь, он [архиерей] имеет право изменить или отменить частный духовный суд (эпитимью) подчиненных ему пастырей (Певцов

В., прот. Лекции по церковному праву (1914)); Русская Православная Церковь в настоящее время насчитывает 132 епархии. Число архипастырей на сегодняшний день — 154, из них 130 — епархиальных, 24 — викарных, 12 архипастырей находятся на покое (Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси. Ежегодное епархиальное собрание города Москвы // Журнал Московской патриархии (2004.02.23); НКРЯ); [Антоний, еп. Пермский и Тобольский] Проявил себя деятельным архипастырем: совершал частые поездки по епархии, освящал храмы, ставил священников, устраивал мон-ри (ПЭ: Белобородов С. А. Антоний (2001)).

АСКЕ’ЗА Ж. Ед. (Греч. аакБаш «упражнение»).

1. Богосл., правосл. Состояние христианина, который направляет свою волю на стяжание благодати, используя, в первую очередь, (помимо других средств, основное из которых — молитва) самоограничение во всем телесном и эмоцио-

нальном, /// в том числе, пост, безбрачие (при этом аскеза возможна и в браке), отшельничество (при этом аскеза возможна и вне отшельничества). С точки зрения светских людей, термин, из-за ассоциации с литературным значением слова аскетический (знач. 2), в первую очередь связан с ограничениями, между тем как основная составляющая православной аскезы — молитва, без молитвы аскеза бессмысленна. То же, что аскетизм (знач. 1). Близко к подвижничество. См. также исихия. Пр .: Ведь аскеза есть средство, а не цель; цель — это близость к Богу. Те же, кто находится рядом с Сыном Человеческим, достигли ее, и поэтому пост им не нужен. Впрочем, Он не порицал аскезы и Сам постился, когда жил в пустыне (Мень А. Сын Человеческий (1969); НКРЯ); Экклезиология должна сопоставить, связать, а где надо — разграничить различные формы церковности. Индивидуальную аскезу, глубоко личное духовное делание, с одной стороны, и соборное литургическое служение, совместное участие членов Церкви в евхаристическом таинстве общения с Богом — с другой (Филарет (Вахромеев), митр. Вступительное слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха вся Белоруссии // Журнал Московской патриархии (2003.11.24); НКРЯ); Св. Дорофей (VI в.) — подвижник в Палестине, ученик старцев Варсануфия и Иоанна Газских, вместе с ними учивший более о практических сторонах аскезы (Хоружий С. С. К феноменологии аскезы (1998)); Таким образом, только непрестанная аскеза, вкупе с усиленным стяжанием смиренномудрия и прочих добродетелей, отверзает, согласно отцам-подвижникам, сердце и ум человека для действия благодати Божией, которая просвещает дух человеческий, делает его способным к постижению Священного Писания (Сидоров А. И. Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (2007)).

{2. Лит., перен., стилиз. Крайнее воздержание, самоограничение. III Близко к аскетизм (знач. 2), но является менее распространенным и в некоторой степени стилистически выделенным: в большей степени, чем аскетизм (знач. 2) связано с богословским значением. Пр.: Наука приносит к алтарю тот дар, который она имеет: она не умеет верить, не умеет молиться, ей чужда любовь сердца, но и она ведает amor Dei intellectualis, и ей присуща добродетель, соответствующая этой любви, — интеллектуальная честность, вместе с неусыпным труженичеством, аскезой труда и научного долга (Булгаков С. Н. Свет невечерний (1916); НКРЯ); В тюрьме Солженицыну понравилось. Она идеально питала его психическую склонность к аскезе, схиме, рахметовским гвоздям, помноженную на рахметовскую же гордыню (Сердюченко В. Солженицын: непреклонный пророк // «Лебедь» (Бостон) (2003.12.21); НКРЯ); Взявшись питаться по Волкову, вы соглашаетесь еще на одно условие — отказ от лекарств, за исключением немногих оговоренных с врачом, да и то в редких случаях. И берете вы на себя эту аскезу, чтобы стать здоровым человеком и совершенно избавиться от необходимости принимать лекарства (Мода на Волкова // Домовой (2002.04.04); НКРЯ).}

ЛТЕИ’ЗМ М. (Греч. а отрицательная приставка + rneos «Бог»).

Мировоззренческая позиция, основанная на представлении о том, что Бога не существует. Близко к: безбожие. Пр.: Что такое атеизм? Безбожие, неверие, заговор и бунт против религии? Нет, не то. Атеизм есть не более, не менее, как из-

вестная форма развития, которую может принять всякий порядочный человек, не боясь сделаться через то диким зверем, и кому ж какое дело, что я нахожусь в той или другой форме развития (Помяловский Н. Г. Очерки бурсы (1862); НКРЯ); Нам необходимо ясно понять, что именно является сегодня самой злой противоположностью нашей веры. Атеизм старого закала, искавший для себя научных или псевдонаучных обоснований, давно уже не страшен... Радикальный релятивизм и прагматизм порождают состояние души, при котором вопрос о бытии Божьем, не получая отрицательного ответа, утрачивает заодно со всеми остальными последними вопросами всякую серьезность. И в перспективе антропологической это гораздо страшнее, чем атеизм (Аверинцев С. С. О перспективах христианства в Европе: попытка ориентации (1994)).

О Научный атеизм (Советизм. Научная дисциплина, изучающая религию с позиции атеизма).

ЛУTОДЛФЕ С. Неизм. (Португ. аutodaf6 , испан. auto de fe «дело веры»).

1. Ист. Церкви, катол. Церемония торжественного оглашения приговора католических церковных судов об отлучении от Церкви еретиков; /// проводилась с XIII по начало XIX в. После аутодафе Церковь передавала нераскаявшихся еретиков в руки светских властей, которые выносили приговор в соответствии со светскими законами и осуществляли его. Использование термина как обозначающего сожжение инквизицией еретиков является ошибочным. Пр.: Процедуры вынесения приговора светскими властями и его исполнения определялись законами и обычаями конкретных стран; общим, однако, являлось то, что эти процедуры всегда отделялись от А. [аутодафе] тем или иным временным промежутком и устраивались в др. месте, чтобы соблюсти строгие правила неучастия Церкви в пролитии крови (ПЭ: Попова Г. А. Аутодафе (2001)); Самое большое число А. [аутодафе] приходится на XVI—XVIIвв., в т. ч. А. [аутодафе] против протестантов на территории испан. Нидерландов при имп. Карле V, со 2-й пол. XVIII в. в связи с упразднением инквизиции их количество сокращается. Последнее А. [аутодафе], завершившееся передачей осужденного в руки светской власти, прошло в Валенсии 29 сент. 1826 г. (Там же).

{2. Лит. / разг. Казнь сожжением. Пр.: В «Страшном суде» Сикстинской капеллы, в этой Варфоломеевской ночи на том свете, мы видим сына божия, идущего предводительствовать казнями; он уже поднял руку... он даст знак и пойдут пытки, мученья, раздастся страшная труба, затрещит всемирное аутодафе... (Герцен А. И. Былое и думы. Ч. 3. Владимир-на-Клязьме (1853—1856); НКРЯ); — Нет никакого снисхождения человеку, который имел дух так поступить с женщиной. — Сжечь его? — пошутил Бодростин. — А?сжечь?Аутодафе, сраздуваньем дамскими опахалами? (Лесков Н. С. На ножах (1870); НКРЯ]); Филипп Испанский, заменивший Рудольфу отца, с детства готовился сжигать людей. Сначала истреблял мух и бабочек, потом терзал несчастных кошек, а под конец устроил аутодафе для любимой обезьянки (Парнов Е. Александрийская гемма (1990); НКРЯ).

З. Лит. /разг., перен. Публичное уничтожение книг, документов, много реже еще чего-либо сожжением. Пр.: Не только завел он в Симбирске Библейское общество и принуждал всех чиновников и дворян вступать в оное членами, но и стал жечь на площади сочинения Вольтера и других подобных писателей XVIIIвека: он знал их

очень хорошо, ибо до ссылки своей был безбожником и кощуном первого класса. Это аутодафе (сожжение) понравилось государю, и хотя для виду порицали в газетах излишнее усердие губернатора, но на деле увидели в нем сильного поборника и верного друга (Греч Н. И. Записки о моей жизни (1849—1856); НКРЯ); Мама «со слезами заклинаний» умолила меня сжечь даже «Историю новейшего социализма» Каутского. Индекс расширялся с каждым днем. Аутодафе принимало грандиозные размеры. Даже книжку Сталина «Об оппозиции» пришлось сжечь. В новых условиях и она стала нелегальщиной (Гинзбург Е. С. Крутой маршрут (1990); НКРЯ); И прекратились ежеквартально устраивавшиеся «аутодафе» — сжигание на плацу бангкокской полицейской академии конфискованных партий опиума, марихуаны, каннабиса и остальной «травки» (Скворцов В. Каникулы вне закона (2001); НКРЯ).

4. Лит. / разг., перен. Публичное предание позору. Пр.: Совещания в Министерстве экономического развития регулярно превращаются в настоящие аутодафе. Герман Оскарович способен неспровоцированно размазать по стенке любого своего подчиненного. От регулярных экзекуций избавлена лишь очень узкая группа лиц (Ростовский М. Трое в лодке, не считая народа // Московский комсомолец (2003.01.11); НКРЯ); Но Гришин, как мне рассказывали, не пожелал выслушивать объяснения в своем кабинете: раз, мол, режиссер наболтал глупости публично, то пусть публично и признает свою неправоту. Вот такое аутодафе (Медведев А. Территория кино (1999—2001), НКРЯ). }

From «Апостол» то «Аутодафе»:

A FRAGMENT OF THE «ENCYCLOPAEDIC DICTIONARY

of Christian Words in Russian»

E. R. Dobrushina, Revd. K. O. Pol’skov,

K. V. Litvintseva, I. A. Khangireev

The publication presents the third part of entries beginning in the letter «A», the fragment of the dictionary of Christian words in Russian, which is being compiled by staff members of the Department of Philology and the Department of Theology of St. Tikhon’s Orthodox University for the Humanities. The introductory article setting out the main principles of the work was published in Issue 3 (25), 2011, the second part of entries in Issue 2 (28), 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.