Научная статья на тему 'Церковь Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палехори (Кипр)'

Церковь Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палехори (Кипр) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
321
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / XVI ВЕК / КИПР / ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА / АНАЛИЗ / НАСТЕННЫЕ РОСПИСИ / СЮЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Победимская Светлана

Статья посвящена анализу архитектуры и росписи церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы (Златой Всецарицы) на Кипре, относящейся к XVI веку. Автор тщательно исследует мотивы и сюжеты росписей церкви, показывая их канонические и специфические черты. Материалы статьи могут быть использованы в деятельности по реконструкции и реставрации памятников православной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковь Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палехори (Кипр)»

Архитектура ^■

УДК 72.03 ПОБЕДИМСКАЯ С.

Церковь Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палехори (Кипр)

Статья посвящена анализу архитектуры и росписи церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы (Златой Всецарицы) на Кипре, относящейся к XVI веку. Автор тщательно исследует мотивы и сюжеты росписей церкви, показывая их канонические и специфические черты. Материалы статьи могут быть использованы в деятельности по реконструкции и реставрации памятников православной архитектуры.

Ключевые слова: церковь, XVI век, Кипр, храмовая архитектура, анализ, настенные росписи, сюжеты.

POBEDIMSKAYA S.

ST. MARY CHURCH IN CHRYSE PANTANASSY PALEOCHORA (CYPRUS)

This article analyzes the architecture and painting of the Blessed Virgin Mary Church Hrisopantanassy (Zlata Vsetsaritsy) in Cyprus relating to the XVI century. The author carefully examines the motives and subjects of painting the church, showing their canonical and specific features. Proceedings articles can be used in the work of reconstruction and restoration of monuments of Orthodox architecture.

Keywords: Church, XVI century, Cyprus, temple architecture, analysis, wall paintings, stories.

Светлана Победимская, Ph.D

Главный редактор издательства «Yianel» Никосия, Кипр

e-mail:

afroland@spidernet.com

В самом центре села Палехори, известного в истории Кипра с византийских времен, сохранилась до наших дней удивительная церковь, возведенная во имя Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы (Златой Всецарицы). Храмовая икона Богородицы, датируемая началом XVI в., размещена на резном аналое в самом центре основного нефа. Всецарица Небесная изображена на престоле с Младенцем Христом, благословляющим коленопреклоненного ктитора, в образе которого, как полагают ученые, запечатлена Черубина де Акре — женщина-феодал, жившая в Палехории в 1507 г.

Внешний облик древнего храма, построенного в XVI в., традиционен для горной местности Троодоса. Это типичная трехнефная базилика, в которой два ряда арочных галерей отделяют центральный неф от боковых приделов. Над всем внутренним пространством церковного здания возвышается крутая двускатная кровля, крытая плоской черепицей, которую в те далекие времена изготавливали прямо на месте в специально оборудованных для этих целей печах.

Изначально все стены храма были украшены настенными росписями, богатыми по тематике и цветовой палитре. К сожалению, с течением времени стенопись храма частично утрачена, и сегодня лишь на софитах и тимпанах полукруглых арок присутствуют фрески минувших столетий. Техника письма сюжетов, схожая с манерой исполнения росписей в храме Святого Иоанна Крестителя в Аскасе, позволила ученым отнести их создание к XVI в.

И хотя в росписях храма присутствуют элементы западного искусства, доминирующей все же остается традиция и эстетика византийских канонов. Стенопись древнего храма донесла до современников уникальные композиции Христологического и Богородичного циклов, расширенных житийными сценами из апокрифического Протоевангелия Иакова. Здесь присутствуют и сюжеты, повествующие об истории обретения Истинного Креста святой Еленой, и целый ряд эпизодов, рассказывающих о благочестивой жизни и чудесах святителя Николая.

Иконографическую программу храмового убранства открывают богородичные сюжеты, которые в церковном искусстве были извест-

Иллюстрация 1. Церковь Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палехори. Кипр. XVI в.

Иллюстрация 2. Храмовая икона Богородицы Всецарицы на престоле с благословляющим Христом и ктитором. XVI в.

ны уже с доиконоборческих времен. Они расположены на южной стороне аркады центрального нефа. Выразительным языком образов в них представлена предыстория дивной жизни Пресвятой Богородицы, начинавшаяся с эпизода «Отвержения Даров» благочестивых Иоакима и Анны. Далее следуют сцены «Моление Иоакима в пустыне» («Благовестие Иоакиму»), «Плач Анны в саду» («Благовестие Анне»), «Встреча у Золотых врат» и «Рождество Богородицы». К редко встречающимся в стенописи эпизодам относится сцена под названием «Эфтавиматиуса», что в переводе означает «Ее первые семь шагов». На фреске изображены няня, бережно опустившая Марию на пол, и Анна, сидящая на лавке с распростертыми руками, готовая в любую секунду поддержать Деву, делающую в шестимесячном возрасте, как гласит предание, свои первые шаги. Дальнейшее повествование продолжают сюжеты: «Пир первосвященников», «Введение Марии во храм», «Моление Захария о посохах» и «Вручение Марии Иосифу». К числу редких для Православия композиций относятся «Апостолы у пустой гробницы Богородицы», где

апостол Фома запечатлен с поясом Богородицы в руках, который Она, по преданию, сбросила ему с Небес, когда он усомнился в Ее вознесении. Здесь находится и уникальный сюжет под названием «Коронация Богородицы», который в византийском искусстве никогда не входил в Богородичный цикл, но был достаточно популярным в западной церковной живописи. На фреске излучающий Божественный свет Христос на престоле в окружении серафимов коронует Богородицу, которой предстоит архангел Михаил. Именно ему Спаситель вручает Ее пречистую душу, чтобы он вознес Ее на Небеса. Повествование о земной жизни Девы Марии завершает еще более редкая сцена Возвеличивания Богородицы, напоминающая о Ее чудном Явлении апостолам, когда, по легенде, собрались они за закрытыми дверьми трапезной вокруг накрытого стола, чтобы воздать хвалу Всесвятой Царице Небесной.

История обретения Истинного Креста святой Еленой, матерью византийского императора Константина Великого, раскрывается на южной стороне северной аркады. По преданию, святая Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать Крест, на котором был распят Спаситель. Собрав весь иудейский народ, императрице удалось узнать тайну исчезновения Креста и найти место его захоронения. На фресках храма изображена восседающая на троне в царственном пурпурном одеянии Елена, рядом — воины в остроконечных шлемах и со щитами в руках, пытающие Иуду, хранящего тайну о священной реликвии. По мнению ученых, такое несколько грубоватое прочтение темы обретения Креста во фресковой живописи встречается крайне редко. Глубина изображаемых событий усиливается архитектурными строениями с обилием арок и доминирующим красным цветом, выбор которого не случаен. Он определен влиянием традиций

западного Ренессанса, пришедшего на Кипр вместе с венецианцами. Дальнейшие фресковые сюжеты повествуют о поисковых работах, в результате которых были найдены три креста. В момент свершения этого великого события рядом с местом раскопок проходила траурная процессия, и когда Истинный Крест был поднесен к умершей женщине — она чудесным образом воскресла. Так, по церковному преданию, была установлена подлинность Креста Господня. Завершает историю Обретения сцена Воздвижения на Голгофе Животворящего Креста, чтобы мог поклониться ему весь сошедшийся народ.

О благочестивой жизни святого Чудотворца Николая, отличавшегося душевной простотой, великим милосердием к страждущим, кротостью

Иллюстрация 4. Фрески: «Апостолы у пустой гробницы Богородицы», «Коронация Богородицы», «Явление Богородицы апостолам». XVI в.

Иллюстрация 5. Фресковые сюжеты из жития святого Николая. XVI в.

Иллюстрация 6. Фреска «Снятие с Креста». XVI в.

Иллюстрация 3. Фрески Богородичного цикла: «Пир первосвященников» и «Первые семь шагов Пресвятой Богородицы». XVI в.

Архитектура

Иллюстрация 7. Фреска «Принцессы Любви». XVI в.

Иллюстрация 8. Интерьер храма

духа и чистотой сердца, рассказывает серия фресок, расположенных на северной стороне северной аркады. Открывает ее сюжет о том, как святой Николай помог разорившемуся человеку выдать замуж трех дочерей, которые от безысходности уже готовы были встать на путь блуда. Следующие фрески иллюстрируют многочисленные чудеса, совершенные святителем Николаем. Среди них история о попавших в шторм моряках. Обреченные на неминуемую гибель, они молились святому Николаю и просили о помощи. Неожиданно сам Чудотворец появился у штурвала и благополучно привел корабль в гавань. Другой сюжет показывает, как святой вырывает из рук палача карающий меч, уже

занесенный над головами невинных. На древних стенах храма сохранилось и предание о трех воеводах, которых оклеветали завистливые приближенные, убедившие царя в их виновности и стремлении захватить власть. Невинно осужденные молились святому Николаю, прося у него защиты. В ту же ночь царю явился во сне угодник Божий и потребовал освободить пленников. Утром повелел владыка еще раз рассмотреть дело о мятеже и, убедившись в невиновности воевод, немедленно отпустил их с миром. После встречи с царем отправились воеводы к святому Николаю, чтобы поклониться своему спасителю. Так еще при жизни святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих и защитник невинно осужденных.

Сцены Христологического цикла органично переплетаются со всеми описанными ранее сюжетами росписей храма. Среди них композиция Крещения Иисуса в реке Иордан, сцены Омовения ног и Последнего ужина, во время которого раскроется страшная правда о предательстве Иуды. Здесь и Моление Христа в Гефсиманском саду, включающее порицание Иисусом уснувших учеников. Присутствуют на стенах храма и сюжеты Страстного цикла: Осмеяние, Христос перед Пилатом, Несение Креста Симоном, Снятие с Креста и Оплакивание, что значительно расширило классическое повествование о земной жизни Христа. На северной стене нефа сохранились композиции Вознесения, Пятидесятницы и Явления Христа Апостолам. Особый интерес представляют фрески, где художник, используя известный с античных времен прием персонификации, увековечил в образах прекрасных девушек христианские добродетели: смирение, милосердие, целомудрие, надежду, веру и любовь. Апофеозом торжества добродетелей стал сюжет, запечатлевший двух молодых женщин в красивых вышитых одеждах, с нимбами над головами, олицетворявших любовь, которая пришла в мир от Бога.

Достойное украшение церкви — величественный вызолоченный трехъярусный иконостас, созданный в 1864 г. искусным резчиком Павлом Павлидисом и занимающий всю ширину древнего трехнефного храма. Все богатство церковной символики широко представлено в ажурном обрамлении святых образов. Здесь на панелях и карнизах размещены многочисленные изображения виноградной лозы с птицами,

клюющими сочные ягоды, крылатых львов и драконов, ангелов и архангелов, лики пророков и патриархов. Иконы, украшающие иконостас, датируются в основном XVII-XIX вв. В алтарном пространстве под скатами кровли на деревянном панно выписан уникальный образ Христа — Царя Царей и Великого Архиерея — в окружении крылатых огненных колец («тронов») и символов четырех евангелистов на фоне темно-синего звездного неба с традиционными изображениями Луны и Солнца.

Заключение

Почитание Богородицы на Кипре получило широкое распространение уже в доиконоборческий период. Здесь, где история христианства насчитывает уже более двух тысячелетий, где во имя Богородицы, символизирующей Христову Церковь, построено такое великое множество уникальных храмов, среди которых и обитель Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы, усомниться в особом трепетном отношении к Ней жителей острова просто невозможно. «Церковь хранит историческую преемственность в поддержании традиций храмового зодчества. Архитектура ее зданий органически связана с содержанием Евангелия, умело и емко воплощая в своих формах символику божественного устроения мира, грядущего спасения человечества и бессмертия. Современная архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества, в том числе и храмового...» (Из послания Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II участникам выставки «Архитектура и религия» на Росстройэкспо в 1996 г.).

Список использованной литературы

1 Вельманс Т., Корач В., Шу-пут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. Милан, 1999.

2 Hein E., Jakovljevic A., Kleidt B. Byzantine Churches and Monasteries. Ratingen, 1997.

3 Orthodox Church History. Athens, 2002.

4 Papageorghiou A. Icons of Cyprus. Nicosia, 1997.

5 Sophocles Sophocleous, Palaichoria. Centuries of Heritage, Lefkosia, 2002.

6 World Heritage Sites in Cyprus. Lefkosia, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.