УДК 72.03 ПОБЕДИМСКАЯ С.
Кипр. Церковь Панагии Кафолики в Пелендри
Статья посвящена описанию и анализу кипрской церкви Панагии Кафолики в Пелендри (конец XV века). Автор фиксирует особенности планировки, материалов, сюжетов росписей церкви, что позволяет лучше определить специфические особенности кипрского церковного зодчества указанного периода.
Ключевые слова: церкви Кипра, церковь Панагии Кафолики в Пелендри, базилика, структура храма, иконостас.
POBEDIMSKAYA S.
CYPRUS. CHURCH OF THE PANAGIA OF KAFOLIKA IN PELENDRI
Article is devoted to the description and the analysis of the Cyprian church of the Panagia ofKafolika in Pelendri (the end of the XV century). The author revealsfeatures of planning, materials, plots of lists of church that allows to define better specific features of the Cyprian church architecture of the specified period.
Keywords: churches of Cyprus, church of the Panagia ofKafolika in Pelendri, a basilica, temple structure, an iconostasis.
Светлана Победимская, Ph.D
Главный редактор издательства «Yianel» Никосия, Кипр
e-mail:
afroland@spidernet.com
В кипрских деревнях часто встречаются церкви, называемые Панагией Кафолики, и местные жители, не пускаясь в теософские рассуждения, определяют это имя как «всеобщая церковь». В переводе с греческого слово «ка-фоликос» означает «вселенский», а определение «Греко-кафолическая церковь» считается официальным наименованием особой ветви Православной церкви.
Сегодня один из таких древних храмов, возведенный в конце XV в. и носящий имя Панагии Кафолики, расположен в старой части деревни Пелендри. Судя по столь значимому названию, он когда-то был главной деревенской церковью. Его оригинальный архитектурный облик представляет собой внушительную базилику, длиной до двадцати, а шириной до десяти метров. Высота его центрального нефа достигает семи метров, а в боковых приделах составляет не более двух с половиной. Восточную часть храма традиционно венчает спрятанная под козырек апсида редкой конструкции — пятигранная снаружи и полукруглая внутри. Мощные стены храма, толщиной более полуметра, выложены из различного по величине камня, издревле служившего для церковных зданий основным строительным материалом. По предсказанию ветхозаветного пророка Даниила, оторвавшийся от горы и разбивший в прах вавилон-
ского истукана камень стал символическим прообразом Христа — основателя нового царства, которое никогда не разрушится. Камень, став олицетворением Христа, одновременно знаменовал и твердость веры в Божественное учение.
При строительстве церкви Панагии Кафолики на толстый слой раствора, приготовленного из глины, укладывались камни достаточно крупных размеров. Пустоты, возникавшие между ними, заполнялись кусочками битого кирпича или узкими керамическими пластинками. Такое разнообразие строительного материала позволяло древним зодчим украсить стены базилики своеобразным орнаментальным узором. В западной части храма сохранился оригинальный пол, вымощенный обожженными глиняными плитами. Здесь первоначально находился и главный вход в храм, который чуть позднее по неизвестным причинам был заложен, и лишь деревянная перемычка на западной стене напоминает о нем. Сегодня в храм ведут четыре двери, одна из которых находится на северной стороне храма, три другие расположены на его южной стене. Центральный вход в церковь обрамляет стрельчатая арка, другая, маленькая дверь, расположенная в восточной части южной стены, ведет прямо в алтарное пространство. Завершает архитектурный ансамбль храма крутая двускатная кровля, крытая положенной внахлест плоской черепицей.
Деревянные столбы, стилизованные под арки, разделяют внутреннее пространство церкви на три нефа, по всей ширине которых в 1500 г. возведен величественный кружевной трехъярусный иконостас. Его ажурный декор, вобравший в себя различные мотивы орнаментального византийского и готического искусства, характерен для школы живописи, существовавшей в годы венецианского правления на Кипре. По панелям и карнизам иконостаса стелется обильная виноградная лоза, в которой порхают птицы, традиционно клюющие ягоды, — мотив, символизирующий евхаристию, розетки и спирали, завитки аканта и стилизованные пальмовые листья, и устремленный ввысь затейливый цветочный орнамент. Иконы местного ряда обрамляет замысловатый кружевной фриз. Над праздничным и большим Деисусным чином расположены трехлопастные арки с изящными изгибами. Золотой и синеватый фон нижней панели местного ряда оттеняет выразительность тончайшей резьбы иконостаса. Но самое главное и достойное украшение алтарной преграды — ее 48 древних икон, датируемых теми же годами, что сам иконостас. По правую сторону от Царских врат помещены иконы Христа Пантократора и Иоанна Крестителя, написанные в 1863 г., автором которых считается Иоанн Михайлидис. Однако многие ученые полагают, что эти иконы были переписаны художником, потому что их деревянная основа и технология создания более древние, чем сам образ. Слева от Царских врат расположены иконы Богородицы Коннаро, Иоанна Теолога и Святого Мамаса, выполненные в итало-византийском стиле. Образ Богородицы Коннаро получил свое наименование от названия растений, среди которых находилась одноименная часовня, где сберегалась древняя икона Пресвятой Богородицы. Местный ряд с обеих сторон венчают образы Иоакима и Анны, выписанные в полный рост.
Праздничный чин, традиционно состоящий из двенадцати икон евангельского цикла, в храме Панагии Кафолики значительно расширен. Он включает 23 сюжета, среди них присутствуют сцены, повествующие
о Светлом Христовом воскресении, — Уверение Фомы, Не прикасайся ко Мне, Жены-мироносицы у пустой гробницы и крайне редкое изображение Вознесения Пресвятой Богородицы. Кроме сцены Крещения, все иконы этого ряда — ровесники
Иллюстрация 3. Иконостас храма. 1500 г.
Иллюстрация 1. Церковь Панагии Кафолики в Пелендри. XV в.
иконостаса. Большой Деисусный чин, в центре которого, по традиции, помещался образа Христа на Троне и предстоящих Ему Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя, молящихся за род человеческий перед грозным Судией, также включает в себя изображения архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, евангелистов Луку и Марка, Иоанна и Матфея. Композицию древнего иконостаса завершает созданный в XX в. Крест Христов.
Помимо икон, входящих в ансамбль алтарной преграды, в храме Панагии Кафолики присутствуют многочисленные образы, предназначенные для молитвенного поклонения, размещенные на стенах храма, специальных полках и резных аналоях. Среди них выделяются своим почтенным возрастом и ху-
Иллюстрация 2. Храмовая икона Пресвя той Богородицы Пелендри. 1640 г.
Иллюстрация 4. Икона Христа, влекомого на Крест. XII в.
Иллюстрация 5. Икона Святого Мамаса. XIII в.
Иллюстрация 6. Икона Христа Пантокра-тора. Конец XII в.
Иллюстрация 7. Фрагмент фрески «Страшный суд». Роспись западной стены иентоального несЬа. XVI в.
дожественной манерой исполнения две большие двусторонние иконы конца XII в. — Христос Пантократор с охранительным Крестом на обороте и древнее изображение Богородицы, именуемой Брефократуса, что означает Дева с Младенцем, называемой сегодня Богородицей Одигитрией, с распятием на оборотной стороне. Присутствует в коллекции икон и крайне редкий образ Христа, именуемый как «Влекомый на Крест», датируемый XII в. На древней иконе у подножия Креста изображен Христос со связанными руками в сопровождении группы солдат. Справа от Креста — Божия Матерь и Иоанн Теолог. Эта икона поражает красивыми ликами с печальными миндалевидными глазами, теплыми охристыми тонами, тщательной проработкой деталей, струящимися складками — всем тем, что было свойственно византийской живописи конца XII — начала XIII в. Мажорное содержание, характерное для византийского искусства XIII в., передает образ Святого Мамаса — наиболее почитаемый на Кипре и традиционно изображаемый в юном возрасте, верхом на льве, выписанном весьма натуралистично, с пастушьим посохом и спасенным ягненком в руках. Не менее выразителен и храмовый образ Пресвятой Богородицы Пелендри, созданный в 1640 г. и обладающий чудотворной способностью приносить благодатный дождь на кипрскую землю.
На западной стене храма сохранились отдельные фрагменты фресковой композиции Страшного суда, выполненные в итало-византий-ской манере, характерной для XV в. В самой верхней ее части под скатами кровли — изображение Христа во Славе и предстоящих Ему Прес-
вятой Богородицы и Иоанна Крестителя и ангелов с орудиями Страстей Христовых. Ниже — воздвижение Трона и Честного Креста, у подножия которого коленопреклоненные Адам и Ева, по сторонам от Него — двенадцать апостолов. В центре — ветхозаветная сцена взвешивания на весах душ умерших. Справа — спасенные праведники, слева — грешники, падающие в ад кромешный. Тревожная тема Страшного суда, привнесенная в византийскую традицию с ранних времен, появилась в кипрских церквях начиная с XI столетия.
Заключение
Сегодня церковь Панагии Кафо-лики в Пелендри — настоящий музей, собравший под своей кровлей древние итало-византийские иконы XII-XIX вв. Каждый, кто придет сюда, проникнется чувством благоговейного трепета перед вековыми ценностями церковного искусства, которые очаровывают не только своей художественной выразительностью, но и способностью вдохновлять на молитву.
Список использованной литературы
1 Кипр. Разграбленная цивилизация. Афины, 2002.
2 Колпакова Г. С. Искусство Византии. СПб., 2004.
3 Jakovljevic A. Cyprus. Byzantine Churches and Monasteries. Nicosia, 2012.
4 Stylianou A. & J. The painted churches of Cyprus. London, 1985.
5 The Churches of Pelendria. History — Architecture — Art. Lefkosia, 2005.
6 World Heritage Sites in Cyprus. Lefkosia, 1999.