Научная статья на тему 'Церковь Пресвятого Сердца (Herz-Jesus-Kirche) Мюнхен, Германия'

Церковь Пресвятого Сердца (Herz-Jesus-Kirche) Мюнхен, Германия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
420
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
памятник культовой архитектуры / Церковь / архитектурные формы / Композиция / архитектурная трактовка

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубинина Ольга

Статья посвящена памятнику архитектуры церкви Пресвятого Сердца. Автор передает личные впечатления от посещения г. Мюнхена и восприятия католических церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковь Пресвятого Сердца (Herz-Jesus-Kirche) Мюнхен, Германия»

УДК: 726.03 ДУБИНИНА О.

Церковь Пресвятого Сердца (Негг-иезиэ-ЮгсЬе) Мюнхен, Германия

Статья посвящена памятнику архитектуры - церкви Пресвятого Сердца. Автор передает личные впечатления от посещения г. Мюнхена и восприятия католических церквей.

Ключевые слова: памятник культовой архитектуры, церковь, архитектурные формы, композиция, архитектурная трактовка

DUBININA О.

PARISH CHUCH OF HEARD OF THE CRIST Munich, Germany

Keywords: monument of cult architecture, church, architecturalforms, composition, architectural treatment

Дубинина

Ольга

аспирантка УралГАХА, г. Екатеринбург

Религиозное искусство - самое консервативное из всех направлений архитектуры, так как оно основано не только и не столько на технических знаниях, а на канонических законах, выработанных многими поколениями. В связи с этим возникает проблема высокой ответственности проектировщика перед общественностью. Архитектор должен обладать не только знаниями в области строительства, но, прежде всего, верить в то, что он делает. Речь идет не о фанатичной, ортодоксальной приверженности вере, а о наличии у проектировщика некого духовного религиозного чувства, вне зависимости от конфессии, к которой он принадлежит.

Памятники культовой архитектуры есть во многих городах, но найти качественный пример новаторства в культовых сооружениях достаточно сложно. В России и на постсоветском пространстве, например, в настоящее время занимаются лишь тем, что бездумно и навязчиво воссоздают старые церкви, делая их объектами туристического бизнеса. Ю. Лотман в статье «Петербург как семиотическая система» писал о том, что «любая реконструкция подобна декорациям на театральной сцене: издалека и при правильном свете изображение кажется настоящим, но стоит посмотреть на декорации со стороны кулис, и понимаешь, что это всего лишь кусок фанеры - пустой и бездушный».

Данная статья - попытка передать личные впечатления от посещения г. Мюнхена в целом и восприятия католических церквей в частности.

Германия, Бавария, Мюнхен

Понимание и восприятие архитектурного объекта напрямую зависит от контекстной среды, в которую он помещен. Для культовых

сооружений эта связь многократно усиливается и усложняется. Поэтому, предваряя рассказ о самой церкви, необходимо сказать несколько слов о городе и его жителях.

Мюнхен - столица земли Бавария, один из самых прекрасных городов Германии (мнение автора), где свято чтят историю, традиции и религию. Город поражает своими контрастами. Одновременно мрачный, хмурый и безудержно веселый, даже какой-то бесшабашный, по праву заслуживший титул «второй столицы» (не первого, но и не второго города) Германии - и при этом очень баварский, специфически баварский, еще и сейчас далеко не растворившийся в общенемецком «котле»; центр распространения одной из самых страшных идеологий в истории человечества (именно в Мюнхене Гитлер начинал свой кровавый путь) - и пример глубокого и искреннего национального раскаяния. Кроме того, а может быть, в первую очередь, Мюнхен -это «самая католическая» по духу из всех столиц германских земель; пестроты вероисповедания, присущей многим немецким провинциям, здесь нет: практически 100 % жителей этих мест - католики, гордящиеся тем, что новый Папа Римский Бенедикт XVI - их земляк.

Приходская церковь Сердца Христа (Церковь Пресвятого Сердца)

В 1890 году в небольшом районе Мюнхена Нойхаусен (ЫеиЬашеп) была построена и освящена приходская церковь Сердца Иисуса Христа (Неге^евив-ЮгсЬе). Церковь несколько раз горела, но ее восстанавливали на средства прихожан. В1994 г. случился очередной пожар, и церковь сгорела дотла. Был объявлен конкурс на строительство нового прихода на месте пред-

ссии

Ил. 1. Церковь Пресвятого Сердца. Мюнхен. Фасад

шесгвенника. На участие было подано 158 заявок, основанных в большинстве своем на традиционной стилистике, но победителем оказался поисти-не уникальный проект мюнхенского архитектурного бюро Allmann Sattler Wappner Architekten. В своем цроекте архитекторам удалось спроектировать принципиально новое церковное пространство, примеров которому еще не было в долгой и многообразной истории культовой архитектуры, при этом они создали мистическое пространство, представив реальное и непостижимое одновременно. Идеи постмодернизма, новейшие технические достижения и авторское переосмысление католических религиозных символов и традиций - все это позволяет поставить данное творение в один ряд с мировыми произведениями искусства.

Церковь Сердца Иисуса Христа в ее нынешнем виде была освящена кардиналом Фридрихом Веттером (Friedrich Wetter) 26 ноября 2000 г., то есть в тот самый день, когда за шесть лет до этого здесь дотла сгорела церковь-предшественница. Сгоревшая церковь ничем особенным не выделялась - традиционная для юга Германии приходская католическая церковь. Новая церковь Сердца Иисуса Христа со дня своего рождения стала единственным в мире культовым сооружением - памятником светового дизайна. Уже через несколько месяцев после ее освящения Джордж Секстон (George Sexton), светодизай-нер из Вашингтона, стал обладателем престижной награды <2000 General Electric (GE) Edison Award» с формулировкой «за элегантный, простой и

выразительный дизайн церкви Сердца Иисуса Христа в Мюнхене». Такое профессиональное признание свидетельствует о том, что авторы сумели материально воплотить истину: «Бог есть свет».

Объемно-планировочная композиция церкви - это ортогональная структура, состоящая из двух «саркофагов»:

внешнего, стеклянного и внутреннего, деревянного. Внешний объем (размеры 48,2 х 20,72 х 16,3 м) ассоциируется с хрупкой телесной материей, внутри которой заключена бессмертная душа человека. В архитектурной трактовке душа или сердце церкви - это ее зал. Снаружи прозрачный «кубик», стеклянные стены которого «вырастают» прямо из земли, выглядит легкой, ничем не связанной с землей постройкой. Солидность и основательность близлежащих жилых домов лишь подчеркивают невесомость и нереальность новой церкви. Особенно вечером, коцца «куб» сияет, как бы паря над поверхностью.

Внешняя простота и даже аскетич-ность архитектурных форм не выдает сложных, новаторских технических и конструктивных решений, впервые разработанных и воплощенных в этом здании. «Легкая» постройка на самом деле отличается повышенной прочностью и стабильностью. Ее основа ■ мощный стальной каркас, служащий «оправой» для стеклянных пластин. Для регуляции тепла, влажности, освещения, циркуляции воздуха разработана специальная электронная система. Внутренняя освещенность здания регулируется особенно интересно: естественный свет, проникающий снаружи, и искусственное освещение тщательно дозируются в зависимости от погоды, времени года и суток, желаний «режиссера». Ночью церковь сияет, как волшеб-

ный фонарь, излучает свет и тепло. Она становится естественной точкой притяжения - «духовным и оптическим фокусом» - для местной общины. Свет - всепоглощающая стихия, главная воздействующая сила сакрального интерьера, которой подчинены и специальная обработка поверхностей, и качество строительных материалов, и сама геометрия форм.

Портал здания исполняет роль иконографического полотна, создающего первое впечатление у посетителей. Автор оформления фасада - художник из Англии Александр Белешенко. Внешняя сторона портала облицована 420 стеклянными пластинами, отражающими окружающую среду. Голубой цвет выбран не случайно -это всеобщий христианский символ чистоты, веры и небесного царства. Изображение на портале в комплексе представляет собой зашифрованный текст евангелия от Иоанна. Ключом к шифру служат нарисованные и расположенные в разных положениях гвозди в полях каждой пластины. Гвозди символично напоминают о распятии Христа и по своей форме походят на очертания древних кельтских письменных знаков. По большим католическим праздникам портал раскрывается, подобно воротам, буквально магически затягивая прихожан внутрь. На наружной поверхности внутреннего деревянного куба помещено распятие Христа, также выполненное из дерева. Он является композиционным

Ил. 2. Церковь Пресвятого Серд ца. Мюнхен

Ил. 3. Церковь Пресвятого Сердца, Мюнхен. Интерьер

завершением главного фасада здания. Когда обе синих церковных двери распахнуты, виден внутренний деревянный кубический каркас и вход во внутренний зал, равномерно залитый непрямым светом.

Общеизвестно, что в католических храмах иконы в привычном для православных людей понимании практически отсутствуют, они заменены фресками и скульптурными изображениями святых. Но то, как к решению этого вопроса подошли авторы проекта церкви Сердца Иисуса Христа, повергает многих посетителей в настоящий шок. Абстрактному воспроизведению страстей господних путем шифрования религиозных текстов на фасаде церкви соответствует иллюстративный ряд, размещенный в двух боковых галереях.

Фотографическое воспроизведение пути Христа на гору Голгофу было выполнено в 1989 г. мюнхенским художником Матиасом Банером (Matthias Wahner) и передано церкви в дар галереей искусств им. Ленбаха. Четырнадцать остановок процессии отражены в черно-белых диапозитивах, семь из которых размещены в северной галерее, остальные - в южной. Черно-белые фотографии закреплены на отдельно стоящих металлических стойках, не оформлены рамами и не защищены стеклом. Особенностью изображения этого крестного пути является радикальный отказ от использования образа Христа. Вместо того, фотографии представляют собой моментальный снимок сегодняшней ситуации, какой ее может увидеть каждый человек в наше время. Таким образом, это не реконструкция тех со-

бытий, а констатация факта, лишенная художественного вымысла. Как представляется, это вполне оправданный шаг, так как церковь во все времена являлась просветительским центром, неким побудителем к изучению библейских текстов. Когда смотришь на эти фотографии, возникает желание прочитать первоисточник - Библию, или отправиться в Иерусалим, чтобы увидеть все своими глазами.

И все же в церкви есть одно живописное полотно. Оно изображает Мадонну с ребенком и находится при входе в церковный зал. Икона помещена в белый короб с подсветкой, вмонтированный в объемный крест.

Как уже отмечалось выше, понимание света, его возможностей и зна-

Ил. 4. Фрагмент оформления фасада

чимости в этом здании доведено до высшей отметки, таким образом, свету в церковном пространстве отведена роль главной художественной доминанты. По словам одного из архитекторов бюро AUmann Sattler Wappner Architecten, «концепция светорежис-суры преследует единственную цель - переход от бытового понятия света к Свету мистическому, источник которого непостижим». Поэтому «режиссура света» стала главной идеей этого сакрального пространства. Способность поверхностей отражать свет и формировать тени определила особенности пространственных дизайнерских решений. Для освещения алтаря использован дневной и искусственный свет. Отражающие отделочные пластины размещены под определенным углом, чтобы улавливать и преломлять солнечный свет, направляя его в сторону алтаря в соответствии со сменой положения солнца. В результате, крест выделяется на алтарной стене с яркостью, зависящей от степени искусственной освещенности и соотношения дневного и искусственного света. Панели, расположенные у входа, отбрасывают мощную тень в направлении алтарной стены, по мере приближения к которой тень размывается. Вечером и ночью четырнадцатиметровый крест из полированного металла, освещенный расположенными на равном друг от друга расстоянии софитами, наиболее ярко выделяется на фоне алтарной стены, подсвеченной подвижными низковольтными лампами.

Завершением объемной композиции церкви Сердца Иисуса Христа служит прямоугольная в плане башня (5,6 х 3,95 х 36,8 м), которая повторяет архитектурную тему самой церкви. Башня выполнена с применением других материалов, ее каркас, являющийся одновременно и облицовкой, представляет собой металлические решетки, накладываемые друг на друга до пяти раз. В верхней части длинного ствола из деревянных панелей выложен крест. В этой части находится помещение звонницы, облицованное изнутри деревом для улучшения акустических свойств.

Статья и фотографии здания

©Ольга Дубинина, архитектурное проектирование - ©бюро Allmann Sattler Wappner Architekten, светоди-зайн - ©George Sexton, оформление фасада ©Александр Белешенко, арт-фотография «Иисус впервые падает с креста» - ©Matthias Wahner

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.