Научная статья на тему 'Цепочки управления стоимости и их роль в переходе на инновационный путь развития промышленного предприятия'

Цепочки управления стоимости и их роль в переходе на инновационный путь развития промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / ИННОВАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / VALUE CHAINS / INNOVATIONS / MODERN TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL WAVES / INTEGRATION / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекрыжова Евгения Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы развития современных предприятий в эпоху перехода к 6-му технологическому укладу, а также роль цепочек управления ценности при переходе на инновационный путь развития. Анализируется состояние российской экономики и рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются промышленные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value chains and it’s influence on industrial enterprise in the transition to innovative path of development

The article deals with development problems of modern enterprises in time of transition to the 6th technological wave, and the influence of value chains on the way to innovative path of development. The text contains analysis of Russian economy and considers problems that a modern organization faces

Текст научной работы на тему «Цепочки управления стоимости и их роль в переходе на инновационный путь развития промышленного предприятия»

Е.А. ЧЕКРЫЖОВА

Евгения Анатольевна ЧЕКРЫЖОВА — аспирантка кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГЭУ.

В 2010 г. окончила магистратуру СПбГУЭФ.

Автор 1 публикации.

Область научной специализации — инновационный менеджмент, современные технологии, транспортная логистика.

Ъ Ъ >

ЦЕПОЧКИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПЕРЕХОДЕ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ*

Возникновение экономических кризисов и развитие мировой экономики, согласно теории больших циклов Кандратьева, происходят в период, когда общество, бизнес, политики запаздывают в осознании необходимости отказа (сначала частичного, а затем почти полного) от действующего технологического уклада и необходимости поворота общества к освоению нового. В появлении кризиса можно отметить не только роль финансового сектора, но и недооцененную роль технологий. В частности, в Российской Федерации отмечаются недоиспользование возможностей научно-технического прогресса, отставание в сфере коммерциализации, продвижения в реальный сектор экономики и на рынок новой продукции, инновационных технологий. Кризис является результатом запаздывающего развития как экономики, так и технологий.

Экономический кризис последних лет стал глобальным, поскольку в настоящее время множество фирм развиваются как на национальном, так и международном уровне, происходит интеграция процессов производства.

Для выхода из кризиса необходимы, прежде всего, осознание его цикличности, неизбежности и выделение в качестве лимитирующей стадии и фактора освоения прорывных, революционных технологий [3].

В настоящее время развитые страны находятся в 5-м технологическом укладе и усиленно готовятся к переходу в постиндустриальный (6-й технологический) уклад, что обеспечит им выход из экономического кризиса. Нано- и биотехнологии, наноэнергетика, молекулярная, клеточная и ядерная технологии, нанобиотехнологии, биомиметика, нанобионика, нанотроника и другие наноразмерные производства; новые медицина, бытовая техника, виды транспорта и коммуникаций, использование стволовых клеток — вот те отрасли, которые сегодня стремительно развиваются. Те страны, которые запоздают с переходом в 6-й технологический уклад, рискуют остаться в экономическом кризисе и застое. Положение России очень сложное, поскольку наша страна из 4-го технологического уклада не перешла в 5-й постиндустриальный уклад и вынуждена, если удастся, перескочить сразу в 6-й технологический уклад. Следует отметить важную характеристику смены технологических укладов: открытия, изобретения начинаются значительно раньше их массового освоения, т. е. их зарождение происходит в одном технологическом укладе, а массовое использование — в следующем.

При исследовании инновационной системы любого промышленного предприятия необходимо подробно рассмотреть концепцию цепочки создания ценности (ЦСЦ), описанную М. Портером

ГРНТИ 06.81.25 © Е.А. Чекрыжова, 2013 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, проф. В.П. Воробьева.

в 1985 г., поскольку она позволяет глубже понять внутрифирменные процессы, которые способствуют технологическому развитию предприятия, а также занимаемое фирмой место на рынке, чтобы определить ее конкурентоспособность [там же].

Для того чтобы фирма успешно конкурировала на рынке и была готова к переходу на постиндустриальный технологический уклад, необходимо провести анализ ресурсов в стратегическом плане. Основной идеей Портера является то, что степень оценки продуктов/услуг покупателями/пользователями определяется тем, как выполняются действия, необходимые для разработки, производства, выведения на рынок, поставки и поддержки данного продукта/услуги. Эта деятельность должна тщательно анализироваться, если мы хотим достичь понимания стратегических возможностей организации и перехода на инновационный путь развития компании.

Цепочка создания стоимости Портера представлена на рис. 1. Портер разграничивает основную и вспомогательную деятельность. Основная деятельность группируется в пять областей.

В-:Е1Э*оптйльияа деятынвдсть

И]¡фрасгр ужтуро фирмм

| Управление трудояыии ресурсами ;

| Техяадопгчеехп с разработки |

Материяльио-тсхншисхое сюбнян

МаркСШКГ н продажи

Tj. il И С

Основная зеггелымстъ

Рис. 1

Входящие поставки — это такие действия, как получение, хранение и распределение входящих ресурсов на продукцию/услуги.

Операции (производство) состоят из таких действий, как обработка, сборка, контроль качества и т. п. Их основная функция — превратить входящие ресурсы в конечный продукт/услугу.

Исходящие поставки — деятельность, связанная с распределением продукта покупателю и включающая хранение, погрузку и разгрузку, управление.

Маркетинг и продажи — ознакомление потребителей с продуктом или услугой, включают все аспекты маркетинговой деятельности.

Обслуживание — деятельность, предназначенная повысить или сохранить ценность продукта/услуги, включая подготовку, ремонт, обслуживание и т. п.

Все области основной деятельности связаны со вспомогательной деятельностью. Портер определяет четыре вида вспомогательной деятельности: материально-техническое снабжение, технологические разработки, управление трудовыми ресурсами и инфраструктура фирмы [там же].

Цепочка создания ценности на макроуровне позволяет понять, на каком уровне в данный момент находится фирма и как она должна себя позиционировать на рынке. На микроуровне — это совокупность процессов, которые происходят внутри самой фирмы и не ограничиваются рамками цепей поставок и логистики.

Существование макроуровня ЦСЦ обязано тому, что на всем протяжении создания потребительской ценности продукт проходит не одну ЦСЦ, а целую систему. Система, как правило, состоит из ЦСЦ поставщика, ЦСЦ обрабатывающей фирмы, ЦСЦ канала дистрибуции и ЦСЦ потребителя. Отдельно взятая компания является лишь частью системы создания ценности (англ. value system) или отраслевой ЦСЦ, которая показана на рис. 2 [4].

о

Рис. 2. Система создания ценности (или отраслевая ЦСЦ)

Цепочка создания ценности (ЦСЦ — valué chain) в макропредставлении похожа на известную концепцию управления цепью поставок (SCM — supply chain management).

Переход на инновационный путь развития компании основан на технико-экономических нововведениях при условии, если они удовлетворяют следующим требованиям:

— на технологическом уровне определяют темп и направление инновационного процесса;

— на экономическом уровне решающим образом обусловливают общеэкономическое развитие в фазе подъема, оказывая, тем самым, главное влияние на экономический рост;

— на общественном уровне ведут к широким реорганизациям [1].

В новом экономическом пространстве 5-го технологического уклада значительно увеличивается кооперация между сотрудниками компании, поставщиками и заказчиками. Это способствует коллективному поиску путей повышения эффективности по всей цепочке, от спроса до потребления, а также совместного использования полученных выгод. Также сокращается время принятия решений, увеличивается скорость получения информации, изменяются структура и величина внутрифирменных затрат. В настоящий момент ни на одном предприятии мира не существует EPR-системы по управлению ресурсами предприятия, позволяющей объединить все подразделения предприятия, находящиеся в разных городах и странах, для оптимизации работы подразделений.

На уровне компании необходимо использование сложного программного обеспечения, чтобы интегрировать данные и производить многоступенчатый анализ с целью выявления причинно-следственных связей между входными характеристиками повышения качества (товаров и услуг) и выходными характеристиками — удовлетворением клиента и долей рынка. Необходимо также проводить анализ направлений развития мировой производственной практики, таких как снижение времени производственного цикла, повышение уровня бездефектности, снижение потерь, а также основных направлений деятельности конкурентов [4].

Таким образом, построение информационной инфраструктуры для управления цепочками создания ценности дает возможность сделать информацию доступной всем участникам, вовлеченным в процесс. Роль информационных технологий связана с тремя следующими аспектами:

— полный контроль качества обеспечивается на каждой стадии разработки продукта внутри фирмы, например на стадии маркетинга, подготовки заказа, производства;

— внешняя интеграция качества, в которую вовлечены клиенты и поставщики;

— межфункциональная интеграция и сотрудничество, что подразумевает коммуникацию и работу в команде.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Первый аспект лучше всего проиллюстрировать с помощью процесса разработки товара с точки зрения информационных потоков. Разработка товара представляет собой процесс трансформации организации данных о рыночных и технических возможностях в доступную информацию, предназначенную для использования в коммерческом производстве. В процессе разработки информация создается, хранится, анализируется и передается, проходя путь от желаний клиента до концепции товара и его дизайна, процесса разработки и производства. На рис. 3 представлен пример процесса разработки товара с использованием информационных технологий [5].

Для обмена деловой информацией между поставщиками и клиентами используются всевозможные коммуникации, начиная с электронной почты и заканчивая электронным обменом данных. Его использование уменьшает количество ошибок, задержки и транзакционные издержки. Например, вместо размещения заказа, подразумевающего заполнение бумажного бланка, компьютер компании может принять заказ от компании-клиента и отправить заказ на склад для его выполнения и одновременно проверить объем имеющегося запаса, чтобы узнать, можно ли увеличить объем заказа.

Lis п-эчка юэздан ид цешиилн Kst-ала дистрибуции

Цепочка ссгдагид цепкости для потребителя

Производитель конечной продукции

Готовые изделия

Детали, изготовленные по индивидуальному заказу

Хранение на складе и отгрузка

Отгрузка деталей

/

.ПрошводитезиР основных ЖОМ-I понентов

Окончательная обработка деталей

¡4

брецца. (координи-. руст цепь ¿лШставок)

Пр о нзвод№^ гель цеспециа-дизнро ванной продукции

Координация. Предоставление информации

Центр обсщЩ живания КЛ1Ь ентов и nnciy-.Вдешгадаказов

Заказ поставщику комплектующих

Товар, изготовленный по индивидуальному заказу

Покупатель

Покупатели размещают заказ

Рис, 3. Процесс разработки товара с использованием информационных технологий [там же]

Третий аспект касается участия работников в команде, что играет большую роль в повышении качества работы. Информационные технологии дают возможность простого доступа к базам данных и тем самым облегчают коллективную работу. На уровне команды они представляют технологическую базу для совместного пользования информацией, для чего применяется специализированное программное обеспечение. Как правило, командам доступна такая производственная информация, как время пуска и наладки какой-либо операции, количество дефектов какого-либо вида продукции, количество остановок производственной линии за день, уровень запасов, а также финансовая информация [там же].

В заключение отметим, что грамотное управление цепочками создания ценности на предприятии позволяет решить следующие проблемы:

1) сокращение стоимости и сроков поставок продукции, что приводит к повышению конкурентоспособности компании;

2) отслеживание качества производимой продукции, а также своевременное определение потребности во внедрении новых технологий, что позволяет своевременно реагировать на изменения, происходящие как за пределами организации, так и внутри нее;

3) отслеживание потребности заказчика в производстве или поставках улучшенных либо принципиально новых продуктов путем анализа рынка и требований клиента;

4) интеграция всех участников в единый процесс создания ценности продукта;

5) своевременное получение информации от поставщиков и своевременное информирование клиентов;

6) сокращение времени расчетов и обновления информации благодаря сокращению сроков расчета стоимости и сроков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2003. №3,4.

2. Независимый ERP-Portal. URL: http:/A\\w\. crp-onlinc.ru/scm/run. php

3. Технологические уклады (ТУ), экономика нанотехнологий и технологические дорожные карты нанотексти-ля (волокна, текстиль, одежда) до 2015 г. и далее. URL: http://www.nanonewsnet.ra/articles/2011/teklinologi cheskie-uklady-tu-ekonomika-nanoteklmologii-teklinologicheskie-dorozlmye-kart

Юдаев А.В. Цепочка создания ценности и управление цепочкой поставок: отличия и сходства // Логистика. 2011. № 5. URL: http://uecs.ru/uecs-29-292011/item/477-2011-05-31-07-03-57

Yam A., Chan М., Chung W. Networked enterprise: a case study of implementing an information network system for global product development // Benchmarking: An International Journal. 2007. N 14-3. P. 369-386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.