Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
М. Портера и консультационной практике, можно предложить следующий подход:
1. Выделить границы, в рамках которых компания планирует выстраивать ЦСЦ, в том числе:
- составить список всех существующих и перспективных товаров (услуг), предлагаемых в отрасли, в которой работает компания;
- сгруппировать эти товары (услуги) по категориям, позволяющим провести их однозначную идентификацию;
- сгруппировать клиентов на основе их потребностей в указанных товарах (услугах);
- составить список потребителей, с которыми компания работает в настоящее время и хотела бы сотрудничать в перспективе;
- определить номенклатуру продуктов (услуг) компании, которые смогут удовлетворить потребности указанного круга клиентов [2].
2. Выделить и описать ЦСЦ на уровне процессов верхнего уровня.
3. Провести анализ ЦСЦ по отношению к цепочкам основных конкурентов.
4. Исключить из портфеля бизнесов компании продукты (услуги) и цепочки, не имеющие конкурентоспособных перспектив. Оптимизировать те цепочки, по которым предприятие имеет сильные позиции в настоящем либо привлекательные перспективы.
Путем анализа может быть обосновано формирование новых, дополнительных цепочек создания ценности (процессов).
В результате реорганизации цепочек создания ценности и процессов в соответствии с потребностями имеющихся и перспективных клиентов компания сможет усилить свою конкурентную позицию на рынке и заложить основу для развития бизнеса на долгосрочную перспективу.
Как показывает опыт, метод построения и анализа цепочек создания ценности может быть эффективно использован для структурирования бизнесов компа-
ний. Как правило, руководителям организаций требуется четкое представление о состоянии своего бизнеса для осуществления дальнейшего развития.
Понять, как устроен бизнес, можно, получив и проанализировав информацию о том, какие внутри него выполняются процессы и кто за них отвечает. Необходимо структурировать деятельность компании в виде процессов и рассмотреть существующую организационную структуру с точки зрения распределения ответственности руководителей за процессы и участия в них подразделений. Метод построения и анализа цепочек создания ценности является одним из лучших инструментов для решения этой задачи.
Анализ и реорганизация цепочек создания ценности позволяют:
- оценить оптимальность бизнес-модели компании в целом, в том числе выделить те процессы, которые увеличивают или сокращают ее стоимость;
- увеличить доход за счет реорганизации цепочки (продажи части бизнеса, входящего в состав цепочки, или передачи части ее процессов на аутсорсинг, создания стратегического партнерства с поставщиками; и т. п.);
- максимально эффективно (с точки зрения реализации стратегии компании) использовать ресурсы для развития бизнесов компании и реализации стратегически важных проектов и т. п.
Библиографические ссылки
1. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость ; пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
2. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М. : РИА «Стандарты и качество», 2004. 408 с.
© Козлова И. А., 2012
УДК 658.5
А. А. Константинова Научный руководитель - А. А. Бойко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Описаны тенденции развития системы инновационного управления, выделены основные проблемы, препятствующие инновационному развитию, предложены направления формирования эффективной системы управления инновациями.
Тема инновационного развития и управления инновациями России необычайно широка. В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства [2].
Переход России к новому этапу экономического развития предполагает учет высших мировых достижений научно-технического прогресса в соединении с национальной конкретно-исторической спецификой
страны, ее экономики и особенностями ее современных проблем. Первая проблема связана, как указано выше, с тем, что курс на модернизацию российской экономики провозглашен после 15-17-летнего перерыва в инновационном процессе. Поэтому ее ориентирами должны объективно служить новейшие результаты, которые получены мировой наукой и техникой за прошедшие годы, «перешагивая» промежуточные ступени [3].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Вторая проблема заключается в том, что перед государственной инвестиционно-инновационной политикой стоит задача полного завершения «восстановительного» периода, компенсации огромных потерь, понесенных в годы «перестройки», и особенно реформ 1990-х гг., в результате которых последовали невиданный до сих пор спад производства, гибель многих крупнейших предприятий, упадок целых отраслей промышленности и сельского хозяйства, снижение жизненного уровня огромной части населения. С большими трудностями восстанавливается сельское хозяйство, уступающее почти половину внутреннего рынка продовольствия импортной продукции, что является самой глубокой причиной роста цен на эти жизненно важные товары массового потребления [4].
Третья проблема связана с преодолением сырьевой ориентации экономики, что требует быстрого восстановления и дальнейшего роста обрабатывающей промышленности.
Четвертая проблема заключается в том, что государственные холдинги не осваивают тех средств, которые выделяются из бюджета. Выходит, что на старте принятия государственной стратегии инновационного развития отсутствует соответствующий механизм экономического стимулирования и административного воздействия на эти объединения. Также в современной смешанной экономике функции по обеспечению пропорциональности делятся между корпоративным сектором и государством. Они разделяют и ответственность за перевод воспроизводства на инновационные рельсы и за придание ему инновационного характера [3].
Для создания системы управления инновациями следует развивать следующие направления:
1. Увеличение государственного финансирования науки, укрепление ее материально-технической базы, обеспечение достойной оплаты труда научных работников, а также рационализирование структуры имеющейся сети научных учреждений и распределение государственных ресурсов, выделяемых на исследования. Должна возрасти роль университетской науки (сейчас менее 40% учреждений высшего образования фактически вовлечены в научные исследования и разработки). Среди актуальных задач - расширение практики научно-исследовательских работ в университетах на контрактной основе, формирование постоянных связей науки и бизнеса, увеличение инвестиций российских компаний в инновационное производство.
2. Для анализа закономерностей развития инновационных процессов, необходимы специалисты -инновационные менеджеры, которые занимаются различными организационно-экономическими аспектами нововведений. Поэтому непростой этап ее реформирования в современной России требует подготовки специалистов по инновационному управлению, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками, а также способными, активно работать на рынке нововведений. Все это предъявляет высокие требования к квалификации инновационных управленцев: они должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим
потенциалом, качествами как традиционного менеджера, так и ученого-исследователя, быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений и управления инновациями.
3. Особо следует сказать о внешнеполитических проблемах ИТР, которые не могут быть решены без государства. Инновационное развитие неизбежно потребует более интенсивного включения российской экономики в мировую хозяйственную систему. Поэтому необходима система защитных мер, которые сделали бы Россию менее уязвимой перед лицом кризисных процессов в мировой экономике [1].
4. В инновационных разработках развитых стран широко участвует средний и малый бизнес. Но не он, конечно, является лидером их инновационного развития. Возглавляют этот процесс крупные корпорации, в орбиту деятельности которых включается среднее и малое предпринимательство. И в России в авангарде создания и внедрения новых технических средств должны идти не маломощные и технически слабо оснащенные предприятия, а крупнейшие государственные и частные корпорации, реализующие федеральные целевые, а также адресные инвестиционные программы.
В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента. Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности не может нормально функционировать без вознаграждения индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности. С этих позиций инновационная деятельность есть эффективное сочетаний технологии и организации с предпринимательской этикой.
Библиографические ссылки
1. Возможности и перспективы инновационного развития России в глобализирующемся мире. Инновационная модернизация России. Политологические очерки [Электронный ресурс]. URL: http://www. etnograf.ru/node/2 72.
2. Инновационное управление: инновационное управление [Электронный ресурс]. URL: http://innova-tion-management.ru/.
3. Карьера БГУ: инновационная деятельность как объект управления [Электронный ресурс]. URL: http://www.mjob.by/innov-proj/136.
4. Экономический портал: Особенности нового этапа инновационного развития России [Электронный ресурс]. URL: http://institutiones.com/ innovations/895-osobennosti-novogo-jetapa-innovacionnogo-razvitija-rossii.html.
© Константинова А. А., 2012