цепочки добавленной стоимости в условиях пандемии covid-19
О. В. ПОНОМАРЕВА Т. А. ФЛЕГОНТОВА
Вспышка пандемии СС^Ю-19 стала внезапным и существенным негативным фактором, который, с одной стороны, сформировал дополнительные условия для дальнейшего наращивания протекционистских мер в международной торговле, с другой — показал уязвимость существующих цепочек добавленной стоимости (ЦДС) и предоставил еще одно обоснование для их перестройки в соответствии с уже развивающимися тенденциями их эволюции. Эти тенденции связаны с цифровизацией торговли, использованием новых технологий в производстве, соответствующими сдвигами в профиле издержек компаний, что ведет к географической переориентации и качественным изменениям в функционировании ЦДС.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Ключевые слова, цепочки добавленной стоимости, ЦДС, пандемия, С0УЮ-19, протекционизм, Китай, торговля, цифровизация.
Современные производственные цепочки и цепочки поставок объединяют различные стадии процесса создания стоимости в масштабах всего мира. Эксперты Всемирного банка отмечают, что в последние годы в мировой экономике и международной торговле происходят изменения, которые напрямую отражаются на развитии и состоянии ЦДС [9]. В частности, речь идет о:
• замедлении развития и расширения ЦДС, которое началось после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.;
• росте протекционизма, создающем неблагоприятные условия для функционирования ЦДС и необходимости переориентации на другие рынки;
• усилении неопределенности в мировой экономике и торговой политике, что тормозит инвестиционные процессы и развитие внешних бизнес-стратегий. Помимо перечисленного в настоящее время в связи с развитием процессов цифровиза-ции, все более широким распространением и применением современных ИКТ (роботы, ис-
кусственный интеллект, машинное обучение, большие данные, Интернет вещей и т.д.) ЦДС эволюционировали и продолжают развиваться с учетом возможностей выстраивания новых бизнес-моделей, но которые, как и прежде, ориентированы на сокращение издержек и получение максимальной прибыли.
Новые технологии привели к еще большему дроблению производственного процесса, которое теперь мотивировано в первую очередь не ценой на факторы производства и их доступностью, а близостью к потребителю на той или иной стадии производственного процесса, возможностями сокращения транспортных издержек и большей степенью «кастомизации», что является одним из существенных конкурентных преимуществ. Такой уровень рассредоточения производственного процесса в рамках ЦДС делает компании, в них вовлеченные, с одной стороны, достаточно уязвимыми к глобальным шокам, к которым относится пандемия коронавируса С0УЮ-19, с другой - дает возможность диверсифицировать производственно-сбытовые процессы.
Пономарева Ольга Владимировна, научный сотрудник Российского центра исследований АТЭС, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; научный сотрудник Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития России (Москва), e-mail: olia.v.ponomareva@gmail.com; Флегонтова Татьяна Александровна, директор Российского центра исследований АТЭС, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заместитель директора Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития России (Москва), e-mail: tatyanaflegontova@gmail.com
Последствия пандемии СОУ1Э-19
Распространение коронавируса в глобальных масштабах подорвало функционирование ЦДС как в связи с невозможностью компаний продолжать свою деятельность, что обосновано рисками для жизни и здоровья граждан, так и в связи с различными мерами, предпринимаемыми правительствами разных стран в целях борьбы с пандемией, в частности закрытием границ, требованиями по соблюдению правил самоизоляции и карантина, что наложило ограничения и снизило деловую активность населения по всему миру (ограничения на перемещение и численность работников/ временное закрытие предприятий, отмена деловых поездок, переговоров, форумов, ярмарок и т.д.). Это привело к кризису как со стороны предложения (сокращение активной рабочей силы, инвестиций, неопределенность, банкротства), так и со стороны спроса (ограничение активности потребителей).
Тот факт, что первоначально коронавирус-ная инфекция распространилась в Китае и оказала существенное влияние на производство и сферу услуг в этой стране, имеет большое значение для функционирования ЦДС. Китай является ключевым игроком в глобальных ЦДС. На него, согласно статистике ООН, приходится более 28% мирового промышленного производства [10]. Расчеты на основе данных Всемирного банка показали, что в 2018 г. страна занимала второе место в мире по объемам торговли промежуточными товарами (9,5% совокупных объемов экспорта и импорта промежуточной продукции, в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе эта доля составляла 27,7%). По экспорту промежуточных товаров Китай также находился на втором месте. Наиболее высокие показатели двусторонней торговли КНР были зафиксированы с США и Республикой Корея1.
Еще в начале марта 2020 г. в ЮНКТАД оценили негативные последствия от сокра-
щения китайского экспорта промежуточной продукции для торговли и производства других стран. Согласно расчетам 2%-ное снижение экспорта промежуточных товаров из Китая наносит наибольший урон странам ЕС (15,5 млрд. долл.), США (5,7 млрд. долл.), Японии (5,2 млрд. долл.), Республике Корея (3,8 млрд. долл.). Россия вошла в число 20 стран, наиболее подверженных негативному влиянию нарушения работы ЦДС, ориентированных на Китай (прогнозируемые потери в рассмотренном сценарии - 149 млн. долл.) [8]. Распространение коронавирусной инфекции по всему миру привело к возникновению проблем функционирования ЦДС, ориентированных не только на китайское производство и экспорт, но и на поставщиков из Германии, Великобритании, Испании, Италии, США, Индии и других стран с наиболее тяжелыми сценариями развития СОУЮ-19.
Согласно весенним оценкам МсКтБеу наибольшие негативные последствия от СОУЮ-19 в рамках торговли и ЦДС испытывали компании - производители компьютерного, электронного, оптического оборудования, других машин и оборудования, так как именно эти отрасли в большей степени ориентированы на Китай - как с точки зрения спроса (порядка 38% глобального потребления), так и предложения (около трети глобального экспорта и 28% экспорта промежуточных товаров в отрасли).
При этом в МсЮпБеу отмечали, что большое число китайских предприятий, занятых в этих отраслях, расположено именно в районах, наиболее подвергшихся распространению коронавируса и, соответственно, в которых были приняты наиболее жесткие меры по его сдерживанию. Помимо этого, компоненты продукции, производимые указанными отраслями, характеризуются наибольшим уровнем спецификации под заказчика, что услож-
1 Расчеты авторов на основе данных Всемирного банка. Ши https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/Year/ 2018/Тгас1еР^/ЕХР1МР/Раг^ег/а11/Ргос1иа/иМСТД0-5оР2
няет переориентацию на поставщиков из других регионов. Также большое значение имеет наличие технологической цепочки. ЦДС сильно ориентированы на Китай в таких отраслях, как минеральные продукты, металлургия, производство текстильной продукции, однако здесь влияние вышеперечисленных факторов не так значительно.
Среди отдельных примеров нарушения функционирования работы цепочек поставок в связи с распространением COVID-19 можно отметить нестабильность взаимодействия предприятий в сегменте электроники, о которой заявляла компания Sony после закрытия своих производств в Китае и Малайзии, а также завода в Великобритании. Основные клиенты Sony - изготовители смартфонов, которые в большой степени рассчитывают на производственные мощности в Китае. Другой круг проблем компании был вызван закрытием национальных границ, что ограничивало возможности привлечения инженеров и разработчиков к созданию и внедрению новых продуктов на производствах в разных странах.
Другой пример - нарушения в поставках оборудования для солнечной энергетики (в частности, панелей солнечных батарей) в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что в первую очередь ощутили развивающиеся страны, которые находятся в зависимости от поставок из Китая2.
Наконец, в автомобильной отрасли Китай является ключевым звеном в производственной цепи (детали, компоненты, сборочные производства), при этом провинция Хубэй, где производство было остановлено в течение длительного времени, - одна из четырех основных баз автомобильной промышленности страны. Также крупнейшие автомобильные концерны - Nissan, Daimler, BMW, Honda, Toyta, GM, Renault - закрывали/приостанавливали производства по всему миру: в странах Азии, Америки, Европы [2].
Позиции и действия международных институтов в ответ на пандемию коронавируса
Быстрое распространение эпидемии коронавируса по всему миру вынудило многие государства вводить ограничительные меры в целях защиты национальных интересов, в том числе в области торговли. Однако, в условиях объективной необходимости сдерживания и подавления пандемии, международные организации, такие как Группа 7, Группа 20, ВТО, МВФ, АТЭС, ОЭСР, призывали к координации усилий и развитию допустимых на текущий момент форматов сотрудничества. (См. таблицу.)
Меры, направленные на снижение негативных последствий пандемии коронавируса
Формирование и развитие ЦДС приводит к существенному усилению взаимозависимости экономик и производств. Риски, возникающие на одном из этапов цепочки, вызывают потери на всех звеньях. С точки зрения бизнеса в нынешних условиях принципиально важно иметь доступ к достоверной информации как о поставщике/потребителе, так и о государственных мерах по урегулированию ситуации с ко-ронавирусом, определиться с надежными логистическими каналами, обеспечить финансовую устойчивость в связи с рисками цепочек поставок. Цель государства - содействовать компаниям по указанным направлениям. При этом, в контексте глобальных ЦДС, усилий только на национальном уровне может быть недостаточно.
В свете вышесказанного меры, направленные на снижение негативных последствий пандемии, можно разделить на два ключевых блока:
Меры на уровне государства
• Приверженность либерализации торговли с целью сохранения и стабилизации или
2 Covid-19 and dependence on China's PV supply chain. 30.03.2020. URL: https://www.pv-magazine.com/2020/03/30/covid-19-and-dependence-on-chinas-pv-supply-chain/
Позиция и меры международных институтов в ответ на пандемию коронавируса
Организация
Позиция и меры
Торговые ограничения в целях защиты жизни и здоровья людей, животных и растений разрешены в ВТО. Необходимо повысить транспарентность и сотрудничать при введении тех или иных ограничительных мер.
ВТО На официальном сайте ВТО запущен в работу информационный портал с уведомлениями
о торговых мерах, предпринятых странами-членами в рамках борьбы с распространением коронавируса, публикацией различных информационно-аналитических материалов по динамике международной торговли, ведется база данных по торговле и СО\/Ю-19 [11 ] В заявлении Группы 7 о СО\/Ю-19 обозначена приверженность к координации усилий правительств на различных мерах, в том числе в контексте ЦДС [4]:
- меры на границах;
- мобилизация монетарных и фискальных ресурсов, финансовое содействие компаниям, в частности МСП, обеспечение финансовой стабильности;
- решение вопросов, связанных с нарушением работы международных цепочек поставок;
- в апреле 2020 г. министры финансов Группы 7 договорились о предоставлении бедным странам отсрочки платежей для обслуживания долга, в сентябре меры были продлены на 6 месяцев3
Группа 7
Министры финансов и управляющие центральными банками Группы 20 обозначили задачу формирования Плана действий в борьбе с СО\/Ю-194 (решение по консолидации действий в борьбе с коронавирусом было подтверждено на уровне глав государств 26 марта 2020 г.5). Министры торговли заявили о необходимости: стабилизации поставок медикаментов и торговли товарами первой необходимости; максимально сократить негативное влияние пандемии на развивающиеся и наименее развитые страны, а также на наиболее чувствительные группы населения, обеспечить, чтобы экстренные меры вторговле по противодействию СО\/Ю-19 были «целевыми, пропорциональными, прозрачными, временными и соответствовать правилам и нормам ВТО» [3]
Группа 20
Ведет работу в области анализа влияния пандемии на ЦДС в продовольственной сфере: ФАО производство, поставки, уровень цен; сформирован перечень основных негативных факторов,
связанных с пандемией СО\/Ю-19; предложены решения выделенных проблем6 Предложения по совместным действиям: отсрочка налоговых и других видов сборов, временное снижение ставок НДС, расширенный доступ к капиталу через кредиты и госгарантии, меры по поддержке МСП в секторах услуг и туризма, совместные действия финансовых властей и центральных банков.
ОЭСР По мнению ОЭСР, политика государств должна быть направлена: на формирование уверенности
бизнеса и потребителей в функционировании торговых потоков и глобальных рынков; обеспечение работы ЦДС и определение стратегии развития их устойчивости, которая необязательно должна быть связана с реиндустриализацией и наращиванием национального производства той или иной продукции [7] Источник: составлено авторами.
переориентации торговых и инвестиционных потоков и отказ от чрезмерных ограничительных мер (с учетом объективных требований по защите безопасности жизни и здоровья).
В условиях кризиса растут и риски применения странами мер протекционистского характера и введения торговых ограничений.
Так, например, в течение 2020 г., по данным Global Trade Alert, порядка 60 стран ввели ограничения на экспорт товаров медицинского назначения (некоторые уже были отменены, другие продолжают действовать)7. Однако, с другой стороны, именно противоположные меры, направленные на либерализацию торговли, могут способствовать стабилизации
3 G7 to back debt freeze extension for poor nations: Report. 25.09.2020. URL: https://www.aljazeera.eom/economy/2020/9/25/ g7-to-back-debt-freeze-extension-for-poor-nations-report
4 G20 Finance Ministers and Central Bank Governors. 23.03.2020. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2020/2020-g20-finance-0323.html
5 G20 Virtual Summit. 26.03/2020. URL: https://g20.org/en/media/Documents/ G20_Statement_King%20Salman%20Virtual%20Summit_EN%20(1).pdf
6Novel Coronavirus (COVID-19). URL: http://www.fao.org/2019-ncov/analysis/en/
7 Global Trade Alert Data. Sectors&Products. URL: https://www.globaltradealert.org/
ЦДС, обеспечению нормальных условий для осуществления производства и формирования потребительского спроса. Скоординированные действия государств в данной области могут способствовать обеспечению бесперебойного функционирования производственной цепочки на всех ее этапах. Подобная инициатива была представлена на международном уровне: главы ВТО, ФАО и ВОЗ опубликовали совместное заявление, в котором призвали правительства минимизировать влияние связанных с С0УЮ-19 ограничений на торговлю продуктами питания8. • Расширение использования ИКТ, развитие цифровой экономики (обеспечение технологических и инфраструктурных возможностей для реализации дистанционных форматов взаимодействия, перевода традиционных бизнес-процессов в цифровой формат, расширения использования ИКТ на различных, стадиях ЦДС), а также содействие МСП в этой области. Торговля как услугами, так и товарами, а также другие направления экономического взаимодействия могут быть перенесены в формат онлайн либо частично, либо полностью. Тем не менее для поддержания данных процессов необходимо наличие как физической, так и институциональной инфраструктуры, в частности: наличие и доступность интернет-связи, возможность осуществления электронных платежей и транзакций (в том числе в рамках трансграничных сделок), обеспечение безопасности и доверия в Интернете. Но, наряду с этим, еще большую роль играют вопросы цифровой грамотности среди населения. По сути решение вышеуказанных проблем на уровне государства позволит производителям, поставщикам товаров и услуг и потребителям адаптироваться к вынужденным ограничениям в условиях пандемии.
• Обмен информацией с целью обеспечения доступа как правительств, так и бизнес-сообщества к достоверной информации о текущей ситуации с С0УЮ-19 на территории отдельных, стран и о предпринимаемых в связи с этим мерах.
На текущий момент уже функционирует ряд ресурсов, систематизирующих актуальную информацию о введении новых мер торговой политики, направленных на борьбу с пандемией. В частности, постоянно обновляемые базы данных были запущены ЕЭК9, ВТО [11]; перечень мер государственной политики по борьбе с С0УЮ-19 по отдельным странам публикует МВФ10.
• Обмен опытом и лучшими практиками в области содействия бизнесу в повышении устойчивости к кризисам ЦДС, вызванным негативными эффектами глобальных, явлений типа С0УЮ-19.
В данном направлении руководством стран уже был предпринят целый спектр шагов по поддержке устойчивости ЦДС в области фискальной и монетарной политики, специфических программ социального страхования. Перечень мер, к которым прибегают страны в этой области, а также предложения, выдвинутые представителями международного бизнеса и академического сообщества, направлены на:
• повышение надежности цепочек поставок;
• обеспечение финансовой устойчивости предприятий;
• поддержание занятости и стабильной оплаты труда.
Меры на уровне отдельных бизнес-структур
Как было сказано выше, негативные последствия пандемии сказываются на глобальных ЦДС как с точки зрения шока спроса, так и шока предложения. С целью снижения данных рис-
8 Agency chiefs issue joint call to keep food trade flowing in response to COVID-19. URL: https://www.wto.org/english/news_e/ news20_e/igo_26mar20_e.htm?fbclid=IwAR0jgLQ3mWZKq5e52voYlFlsSHycr3eBo4uPISosTkURaf0zhP6J_tNMYSI
9 COVID-19. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Pages/default.aspx
10 POLICY RESPONSES TO COVID-19. URL: https://www.imf.org/en/Topics/imf-and-covid19/Policy-Responses-to-COVID-19
ков для выстроенной производственной цепочки и цепочки поставок компании пересматривают стратегии принятия решений. Помимо традиционных факторов, влияющих на цепочку поставки (стоимость, качество, скорость реализации), компании считают необходимым учитывать так называемые 3R: устойчивость, способность быстро реагировать, возможность перенастройки (resilience, responsiveness, and reconfigurability).
Принимая во внимание факторы 3R, в условиях пандемии компании стремятся к обеспечению:
• диверсификации поставщиков. Так, компании Tesla и CATL объявили о своем стратегическом партнерстве в рамках производства Tesla Model-3 в Китае, отказавшись тем самым от исключительных поставок компании Panasonic11;
• диверсификации рынков сбыта. Подобные меры были уже приняты представителями фармацевтической индустрии, производителями медицинских изделий, компаниями, производящими и поставляющими продукцию сельского хозяйства и продукты питания;
• диверсификации производства. Так, например, компании Ford, GM и FCA приостановили некоторые традиционные производства и переориентировались на выпуск продукции медицинского назначения для борьбы с COVID-19 [2].
В то же время как компаниям, так и государству необходимо тщательно подойти к вопросу о том, за счет чего будет обеспечена устойчивость ЦДС. Наращивание отечественного производства и укорачивание ЦДС не являются единственными факторами успеха. Так, ОЭСР предостерегает представителей бизнес-сообщества и государственных деятелей от такого однобокого подхода к решению вопроса устойчивости ЦДС и призывает к анализу ситуации в конкретных случаях в настоящее,
кризисное время для определения необходимых инструментов. Со стороны государства протекционизм не всегда будет лучшим ответом, в то время как развитие цифровой инфраструктуры, содействующей торговле на различных этапах, совершенствование инвестиционной среды, обеспечение выгодных условий внешнеторгового сотрудничества могут дать положительные результаты. Компаниям может быть целесообразно пересмотреть политику в отношении запасов продукции, деталей и компонентов и также развивать деятельность в цифровой среде, по крайней мере в части услуг [7].
Более того, характер формирования производственных процессов и тенденции изменения ЦДС последних лет сами по себе могут обеспечить большую устойчивость компаний на глобальных рынках. Среди данных трендов необходимо отметить:
• роботизацию производства. С точки зрения ряда экспертов, роботизация в наибольшей степени затронула и в еще большей степени затронет отрасли, в значительной мере зависящие от глобальных ЦДС, - автомобилестроение, производство текстильной продукции, электроники [5];
• решоринг и ориентацию на близость к рынкам сбыта, но не дешевизну факторов производства при принятии решения о переносе производственных мощностей.
В соответствии с докладом МсК^еу [6] новые технологии должны привести к значительной автоматизации производств, что, по сути, избавит компании от необходимости переносить их в страны с дешевой рабочей силой. В связи с этими изменениями вероятен обратный перенос производств в развитые страны и концентрация всего автоматизированного цикла производства на одной территории. С другой стороны, подобные изменения могут привести к тому, что производители начнут располагать мощности по выпуску продукции вблизи
11 How China can rebuild global supply chain resilience after COVID-19. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/ coronavirus-and-global-supply-chains/
рынков сбыта с целью сокращения торговых и, в первую очередь, транспортных издержек. Далее, в перспективе эти тренды могут послужить источником географического перераспределения ЦДС и концентрации всего цикла производства в отдельной стране, при этом объемы торговли промежуточными товарами могут сократиться, а торговля технологиями, оборудованием и услугами, связанными с производством, - вырасти.
В критических условиях подобные изменения ЦДС могут предоставить компаниям возможность диверсифицировать производственные процессы, располагая все мощности не в одной стране, исходя из логики дешевизны факторов производства, а в нескольких странах - в зависимости от наличия и объемов спроса. В ситуации, подобной продолжающейся на текущей момент пандемии ко-ронавируса, такая стратегия позволит снизить риски как с точки зрения непостоянства поставок деталей и комплектующих, так и с точки зрения возможной нестабильности спроса на рынках отдельных стран-партнеров.
Дробление производства в рамках так называемого «третьего разделения» (third unbundling) [1] подразумевает мелкое дробление цепочки не только на производственные этапы, но и на отдельные задачи, многие из которых выполняются за счет аутсорсинга и, возможно, из других стран в результате появления и развития цифровых технологий. И такой подход уже широко применяется в торговле услугами, что подтверждается статистикой: на торговлю услугами в рамках первого способа поставки (трансграничная поставка) в 2019 г.
пришлось порядка 30% в общем объеме мировой торговли услугами (более высокий показатель характерен только для третьего способа поставки (коммерческое присутствие) -55%)12. При формировании стратегии для обеспечения устойчивости ЦДС в условиях пандемии компании все чаще склоняются именно к данному формату работы с поставщиками услуг на промежуточных этапах цепочки.
Нынешний кризис подталкивает как бизнес, так и государство к пересмотру и переориентации существующих ЦДС в целях поддержания их устойчивости и гибкости. Реин-дустриализация и укорачивание цепочки не всегда могут быть целесообразны. Основные меры государственной политики могут быть направлены на обеспечение либерализации торговли и инвестиционной деятельности, расширения использования ИКТ и реализации выгод от цифровизации, транспарентности политики и обмена опытом на международном уровне. Все эти меры могут оказать содействие компаниям в решении задач диверсификации поставщиков и рынков сбыта. Международные организации, в частности ОЭСР, отмечают значимость сбалансированного подхода к формированию устойчивости ЦДС с учетом анализа ситуации в каждом конкретном случае. При этом необходимо учитывать также тенденции в эволюции ЦДС, которые имели место еще до начала пандемии коро-навирусной инфекции, - роботизацию и ре-индустриализацию, которые уже сформировали основы для переориентации производственных цепочек и цепочек поставок. ■
12 Trade in Services data by mode of supply (TISMOS). URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/trade_datasets_e.htm
Литература / References
1. Baldwin R. Globalization's Three Unbundlings, excerpt from Baldwin R. The Great Convergence 2016. URL: https://harvardpress.typepad.com/hup_publicity/2016/11/globalizations-three-unbundlings-nchard-baldwin.html
2. Beredo C., Denniston K., Giaimo Ch., Rathke S. Impacts to Automotive Supply Chains from COVID-19. 27.03.2020. URL: https://www.natlawreview.com/article/impacts-to-automotive-supply-chains-covid-19
3. G20 Trade and Investment Ministerial Statement. 30.03.2020. URL: https://www.uscib.org/uscib-con-tent/uploads/2020/04/G20_Statement_Trade-and-Investment-Ministers-Meeting_EN-300320.pdf
4. G7 leaders' Statement on COVID-19. 16.03.2020. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/03/16/g7-leaders-statement-on-covid-19/
5. Marin D. How COVID-19 Is Transforming Manufacturing. 03.04.2020. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/covid19-and-robots-drive-manufacturing-reshoring-by-dalia-marin-2020-04?barrier=accesspaylog
6. McKinsey Global Institute. Globalization in transition: the future of trade and value chains. 01.2019. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/innovation-and-growth/globalization-in-transition-the-future-of-trade-and-value-chains
7. OECD. COVID-19 and international trade: Issues and action. 12.06.2020. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/ view/?ref=128_128542-3ijg8kfswh&title=COVID-19-and-international-trade-issues-and-actions
8. UNCTAD. Global Trade Impact of the Coronavirus (COVID-19) Epidemic. 04.02.2020. URL: https:// unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditcinf2020d1.pdf
9. World Bank. 2020. World Development Report 2020: Trading for Development in the Age of Global Value Chains. Washington, DC: World Bank. URL: www.worldbank.org/en/publication/wdr2020
10. World Economic Forum. These are the top 10 manufacturing countries in the world. URL: https:// www.weforum.org/agenda/2020/02/countries-manufacturing-trade-exports-economics/
11. WTO Portal. COVID-19 and world trade. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/ covid19_e.htm
Global Value Chains in the Context of the COVID-19 Pandemic
Olga V. Ponomareva - Researcher of the Russian APEC Study Center, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Researcher of the Institute for International Economics and Finance, Russian Foreign Trade Academy (Moscow, Russia). E-mail: olia.v.ponomareva@gmail.com Tatyana A. Flegontova - Director of the Russian APEC Study Center, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Deputy Director of the Institute for International Economics and Finance, Russian Foreign Trade Academy (Moscow, Russia). E-mail: tflegontova@apec.ranepa.ru
The outbreak of the COVID-19 pandemic was a sudden and significant negative factor. On the one hand, it created additional conditions for further growth of protectionist measures in the international trade, on the other hand, it revealed the vulnerability of existing global value chains (GVC) and formulated another justification for their restructuring in accordance with the latest trends in their development. These trends are
related to the digitalization of trade, the use of new technologies in production, the corresponding shifts in the
costs profiles of companies All these tendencies lead to geographical reorientation and qualitative changes in the functioning of GVCs.
The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.
Key words: Global value chains, GVC, pandemic, COVID-19, protectionism, China, trade, digitalization.