Научная статья на тему 'Цензура в еврейской печати (исторические предпосылки, ее роль и статус)'

Цензура в еврейской печати (исторические предпосылки, ее роль и статус) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестеров А. А.

Статья посвящена истории цензуры и ее роли в еврейском вопросе. Рассматриваются предпосылки появления цензуры в еврейских изданиях, эволюция цензуры и ее зарождение на территории Российской империи с 1797 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цензура в еврейской печати (исторические предпосылки, ее роль и статус)»

ЦЕНЗУРА В ЕВРЕЙСКОЙ ПЕЧАТИ (ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ЕЕ РОЛЬ И СТАТУС)

© Нестеров А.А.*

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Статья посвящена истории цензуры и ее роли в еврейском вопросе. Рассматриваются предпосылки появления цензуры в еврейских изданиях, эволюция цензуры и ее зарождение на территории Российской империи с 1797 года.

Коль призван жить, твори и мысли,

И беды все переживи,

И все страдания исчисли Во имя Бога и любви.

Мирра Александровна Лохвицкая

Цензура (латинский язык - censura), контроль светских или духовных властей за содержанием и выходом в свет письменной или печатной продукции, а также за исполнением, показом сценических произведений, кино и фотопроизведений, художественно-изобразительной продукцией, радио-телевизионными передачами и частной перепиской. Цель цензуры - запретить или ограничить появление и распространение идей или информации, признанной властями нежелательной или вредной. Цензура существовала уже в эпоху Первого храма, примером может служить уничтожение царем Иехоякимом свитка пророчеств Иеремии.

Цензура в современном значении этого слова была введена церковью католической, которая считала своей обязанностью охранять верующих от чтения еретических книг. Церковная цензура еврейских книг сложилась к середине 13 века. Из еврейских книг цензура исключала тексты, которые признавала антихристианскими. Цензоров назначали церковные власти, как правило, из числа выкрестов. Основное внимание католической цензуры было направлено на Талмуд, раввинистическую литературу, молитвенники. После клеветнического доноса отступника Николая Донина папе Григорию Девятому в 1239 г. было издано папское распоряжение о конфискации Талмуда во Франции, Италии и Испании с целью его исследования монахами. Распоряжение было приведено в исполнение в Париже в 1240 г., вслед, за чем состоялся диспут о Талмуде между Николаем Дони-ном и рабби Иехиэлем бен Иосефом Парижским. Христианская сторона превратила этот диспут в своего рода суд, на котором евреям была отведена роль подсудимых, защищающих свои заблуждения. В 1242 г. в Па-

* Аспирант

риже Талмуд был подвергнут сожжению. Было сожжено 24 воза еврейских книг. В 1247 г. папа Иннокентий Четвертый вернул евреям Талмуд, распорядившись, однако, вычеркнуть из него ряд строк. В 1265 г. евреи были освобождены от обязанности представлять свои книги на проверку доминиканским монахам, однако в 1267 г. папа Климент Четвертый возобновил постановление Григория Девятого против Талмуда. В 1426 г. инквизиция заставила евреев Савойского герцогства вычеркнуть из текста Талмуда и молитвенников многие отрывки [3].

Контрреформация и распространение книгопечатания в 16 веке привели к тому, что церковь ужесточила свое отношение к «еретическим сочинениям». Распоряжениями папы Сикста Четвертого (1471), Иннокентия Восьмого (1487), а также решениями Латеранского собора (1512) вводилась предварительная церковная цензура всей выходившей литературы. В 1553 г. в Италии был сожжен Талмуд, и было запрещено печатать его там. В 1559 г., в период укрепления позиций Контрреформации, папа Павел Четвертый издал «Индекс запрещенных книг», в который был включен и Талмуд. Папа Пий Пятый (1566-72) постановил, что другие еврейские книги будут разрешены к печатанию при условии, что в них не будут содержаться «нападки на христианскую веру». Вследствие этого постановления была введена официальная церковная цензура еврейских книг, действовавшая под покровительством инквизиции; работа велась при помощи еврейских отступников и христианских монахов, знавших иврит. В 1581 г. в Базеле был напечатан первый цензурованный Талмуд. Сохранились тысячи еврейских книг, содержащих следы церковной цензуры: слова и целые абзацы вымараны чернилами, а на последней странице стоит подпись цензора. Значительное число текстуальных ошибок в изданиях еврейских текстов восходит к цензорским изменениям того времени. В 1595 г. был составлен индекс книг на иврите, которые было запрещено читать, если они были напечатаны без предусмотренных исправлений и изъятий. В 1596г. было опубликовано второе, расширенное издание этого индекса, включавшее 420 наименований [7].

Распространение еврейского книгопечатания вызвало споры и разногласия в еврейской среде о возможности издания еврейских книг. Вероятно, институт еврейской цензуры был введен как следствие церковного запрета на печатание Талмуда и был попыткой избежать растущего вмешательства церковной цензуры в еврейское книгопечатание. Возможно, однако, что решение было связано с разногласиями по вопросу о печатании каббалистических книг. Постановления о еврейской цензуре были приняты франкфуртской общиной в 1603 г. и сефардской общиной Амстердама в 1639 г.

Цензура в Российской империи. До 1796 г. в Российской империи специальных цензурных учреждений не существовало. Отдельные книги и произведения запрещались по распоряжению монархов или органов госу-

дарственной власти. Так, в 1763 г. последовал указ Екатерины Второй, запрещавший распространять сочинение «Письма жидовские по французскому» и др. подобные книги, «которые служат к изменению нравов». Видимо, императрица опасалась влияния иудейской религии на христианское население (в указе имеются в виду еврейские религиозные книги). Такие книги было запрещено распространять, они должны были быть изъяты из всех книжных лавок. Владельцев книжных лавок указ обязывал ежегодно подавать списки всех продаваемых ими книг на рассмотрение в Академию Наук и Московский университет, которые определяли, какие книги разрешены и какие запрещены к распространению. Если владельцы книжных лавок не исполняли этого предписания, у них конфисковывалось все имущество. Контроль за исполнением указа был возложен на полицию [5].

Систематическая цензура еврейских книг и рукописей впервые была введена в Российской империи в 1797 г., когда для цензуры всех книг, ввозимых в Россию из-за границы, были учреждены цензурные комитеты при таможнях и введены специальные должности цензоров еврейских книг. Первыми цензорами еврейских книг стали евреи из Риги Иехезкель Бамберг и Моисей Гезекиль, в 1797-1802 гг. они были сотрудниками Рижского цензурного комитета и занимались просмотром еврейских книг, поступавших из-за границы. Вскоре на должность цензора еврейских книг при том же комитете был назначен Леон Элкан. Цензоры еврейских книг должны были проверять поступавшие из-за границы книги на иврите и идиш и исключать из них те места, которые можно было счесть нападками на христианство. Между тремя цензорами еврейских книг и прочими членами Рижского цензурного комитета возникли трения, в результате которых правительство приняло постановление о том, что цензоры еврейских книг несут полную ответственность за разрешенные ими к обращению книги. На разрешенных в то время еврейских книгах указывались имена цензоров, допустивших их к свободному обращению.

Чрезмерная придирчивость цензоров вызывалась общими цензурными условиями того времени: книги задерживались из-за одной какой-либо показавшейся цензору подозрительной фразы, которой придавался более глубокий скрытый смысл. Цензоры обращали особое внимание на то, чтобы в еврейских книгах не заключалось ничего кажущегося обидным для христианской религии, из-за чего был не допущен к обращению целый ряд еврейских религиозных книг. Из-за жесточайшей цензуры еврейских книг в Российской империи, а также из-за высоких пошлинных сборов, взимаемых на таможнях при ввозе еврейских книг, изданных за рубежом, в 1830-60-х гг. был широко распространен контрабандный ввоз еврейских книг в Россию [6]. С 1830-х гг. до начала 1880-х гг. между цензорами еврейских изданий, а также между цензорами и властями не прекращались дебаты о критериях цензуры еврейских религиозных книг. С начала цар-

ствования Александра Второго (1855-81) положение печати в России стало несравненно свободнее, чем в царствование Николая Первого (182555). Цензурный гнет в этот период стал слабее. В Российской империи начали выходить еврейские периодические издания на трех языках: русском, идиш и иврите, в то же время многие из этих изданий были закрыты или закрылись сами под давлением цензуры. Редакторы изданий предпочитали прекратить их выход, чем умалчивать о злободневных проблемах еврейского народа или писать об этом полуправду. Рабинович, редактор журнала «Рассвет» (1860-61) - первого еврейского печатного органа на русском языке, издававшегося в Одессе, писал в ноябре 1860 г.: «Здешняя цензура меня душит самым бесчеловечным образом. Надобно иметь силу Геркулеса, чтобы бороться с этим чудовищем». Под давлением цензуры и произвола местных чиновников он счел, что лучше закрыть свой журнал, чем издавать его в таких условиях. Здесь хочется заметить, что это так называемое чудовище имело своей целью сохранить целостность нации как таковой. В то время в воздухе «летало» очень множество может быть и справедливых, но опасных идей, мыслей, которые, выйдя, они в печать могли бы взорвать общество изнутри, расколоть его и привести к кровопролитию. Лучше закрыть журнал и сохранить худой мир, чем привести общество к войне. Показать недостатки общества это одно, а решить эти проблемы это другое. Так что однозначно утверждать отрицательную роль цензуры на развитие еврейской печати я бы не стал. Роль историка состоит в том, чтобы рассмотреть проблему с разных сторон и потом уже делать выводы.

Но, так или иначе, для еврейских периодических изданий в России в 1860-90-е гг. существовали запретные темы, которые они не могли затрагивать, не рискуя быть закрытыми цензурой. В круг таких тем входили юдофобия, бесправное положение еврейского населения в России, погромы. Со 2-й половины 1850-х гг. внимание российской прессы к еврейскому вопросу в России ежегодно возрастало. Во 2-й половине 19 в. около 200 российских газет и журналов опубликовали статьи по еврейской тематике. Для этих газет и журналов существовали те же запретные темы, что и для специальных еврейских изданий [2].

«Временные правила о цензуре и печати» 1865 г. вводили последующую (карательную) цензуру вместо предварительной: 1) для всех периодических изданий, получивших от министерства внутренних дел разрешение на выход без предварительной цензуры; 2) для всех академических и университетских изданий; 3) в столицах - для всех сочинений российских авторов объемом свыше 10 печатных листов, для сочинений иностранных авторов объемом свыше 20 печатных листов. Министр внутренних дел получал право выносить предостережения периодическим изданиям; после третьего предупреждения издание запрещали на срок до шести месяцев или закрывали его совсем. С 1872 г. были приняты законы,

резко ограничивавшие свободу прессы и свободу издания книг в России. Кабинет министров получил право, минуя суд присяжных, выносить решение об уничтожении той или иной книги, освобожденной от предварительной цензуры. Законом 16 июня 1873 г. министром внутренних дел было дано право приостанавливать выпуск любого издания, затрагивавшего вопросы государственной важности.

Еще большим ограничениям подвергались периодические издания во время усиления реакции в годы правления Александра Третьего (1881-94) и в первый период правления Николая Второго (1894-1904). 27 августа 1882 г. были изданы «Временные правила», предоставившие вопросы о прекращении периодических изданий Совещанию четырех министров.

Еврейская периодическая печать находилась под особенно тяжелым гнетом цензуры. Издания часто закрывали по ничтожному поводу. Так, в 1891 г. было приостановлено на шесть месяцев издание журнала «Всход». Причиной послужила публикация девяти глав повести русского писателя Д. Мордовцева «Между молотом и наковальней». На докладе министра внутренних дел, в котором утверждалось, что журнал закрыт как орган, разжигающий «страсти еврейского населения», Александр Третий написал: «И прекрасно сделали». Е. Феоктистов, начальник Главного управления по делам печати в 1883-96 гг., писал в воспоминаниях: «Недурно было бы также обратить внимание и на печать еврейскую. Из практики моей я мог убедиться, что эта последняя - страшное зло, с которым бороться очень трудно» [3].

Революция 1905-1907 гг. привела к смягчению цензуры в России. «Временные правила» 24 ноября 1905 г. полностью отменили предварительную цензуру всех органов периодической печати в России, но была введена последующая (карательная) цензура. «Временные правила» 26 апреля 1906 г. отменили предварительную и ввели последующую цензуру и для всех непериодических изданий. По-прежнему под цензурным запретом были такие темы, как антисемитизм и бесправное положение евреев в России. Редакторы периодических изданий и после 1905 г. подвергались денежным штрафам и арестам за публикации на эти темы. Такого рода наказания, а также временное или полное прекращение издания периодического органа за публикацию подобных статей широко практиковались в России. Кроме общей цензуры, находившейся в ведении Главного управления по делам печати, в Российской империи существовала также ведомственная цензура (духовная, военная, театральная и др.). Различные периодические органы, в том числе и еврейские, в Российской империи запрещали и по чисто политическим соображениям: за призывы к изменению существующего государственного устройства, к национальному освобождению и т.п. Многие из этих изданий выходили нелегально. Нелегально издавались и распространялись в России различные сионистские

периодические органы после официального запрета в Российской империи сионистского движения в 1903 г.

Ужесточение или ослабление цензурных ограничений было непосредственно связано с общей политической обстановкой в стране: в годы усиления политической реакции усиливались и цензурные гонения на печать, в периоды либерализации политического режима печать в России пользовалась большей свободой. Во время установления политической реакции в стране сокращалось количество периодических изданий (в том числе и еврейских) из-за закрытия по цензурным соображениям старых и невозможности получения разрешения на выпуск новых. Добиться же разрешения на издание еврейского печатного органа в России было вдвойне сложно даже в годы относительного либерализма. Цензоры еврейских изданий на все налагали запрет, отчасти в соответствии с многочисленными цензурными циркулярами, отчасти из-за опасения нажить себе лишние хлопоты. Среди цензоров еврейских произведений были не только реакционеры-антисемиты, но и еврейские писатели и журналисты, печатавшие свои произведения в еврейских изданиях (И. Зейберлинг, Г. Ба-рац и др.), а также либерально настроенные русские ученые и общественные деятели. Еврейские писатели и поэты, чтобы добиться публикации, нередко прибегали к эзопову языку и в своих произведениях изменяли место и время действия. Предварительная цензура всех иностранных изданий существовала в Российской империи до февраля 1917 г. Многие еврейские книги, газеты, журналы, изданные за рубежом, запрещались из-за публикации в них материалов о государственном антисемитизме, бесправном положении еврейского народа в России и по политическим соображениям (социалистические, сионистские издания).

В целом цензурные ограничения и постановления в Российской империи не всегда были эффективны и последовательны. Часто произведения еврейских писателей и статьи на еврейскую тематику, запрещенные одним цензурным комитетом, разрешал другой. Среди еврейского населения Российской империи широкое хождение имели не прошедшие цензуру еврейские книги, нелегальные еврейские газеты и журналы.

Данная проблема имеет множество взглядов и суждений. Можно говорить и о чиновниках, которые запрещали выпуск еврейской печати и то, что еврейскую прессу прижимали по сравнению с другими изданиями. Можно упрекать цензоров, которые резали все на корню. Но также хочется упомянуть, что кроме безобидных еврейских изданий, которые писали о своих проблемах, были и издания радикально настроенного характера, которые необходимо было контролировать и безжалостно закрывать, если это касалось безопасности империи в целом и спокойствия общества в частности. Цензура не является, и не являлась социальным злом для общества. Она лишь не дает многонациональной стране распасться на мелкие кусочки из-за вредоносных идей и людей, которые вместо того, чтобы решить

свои проблемы по тихому, кричат на каждом шагу, что их притесняют и им нечем дышать в объятьях цензуры. Еще со времен Рима цензура являлась обычным делом в жизни римского общества, и никто не был против.

Мнений много, а история движется в одном направлении. И это направление не правых и виноватых, а реальность, которая строится на основе действий людей. Цензура является элементом истории, следовательно, она неотделима от нее и ей нет дела до того, что о ней думают. Она просто есть.

Список литературы:

1. Антонова Т.В. Борьба за свободу печати в России. 1862-1882. - М., 1992.

2. Булаев Б.П. Политическая реакция 80-х годов 19 века и русская журналистика. - М., 1971.

3. Еврейская энциклопедия. - М., 1996. - Т. 9.

4. Есин Б.И. Русская журналистика 70-80 годов 19 века. - М., 1963.

5. Котович А. Духовная цензура в России (1799-1855). - СПб., 1909.

6. Корсаков А.П. Исторические аспекты изучения цензуры в России. -М.: Посткриптум, 1996.

7. Лебедев А.П. История запрещенных книг на западе. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.