Научно-технические разработки
УДК 614.8
А.И.Иванов, А.Н. Кизиков (отряд «Центроспас»)
«ЦЕНТРОСПАС» НА ТЕРРИТОРИИ МЕГАПОЛИСА МОСКВЫ
Проблемы в проведении поис-ково-тасательнъх и других неотложных работ, характерных для условий мегаполиса
А.И. Иванов
А.Н. Кизиков
Отряд «Центроспас» входит в состав сил реагирования и ликвидации на террористические акты с возможным применением отравляющих веществ, в соответствии с приказами №№ 715, 483 МЧС России, спасательные подразделения отряда действуют в составе первого эшелона «дежурных сил» постоянной готовности МЧС России.
Взаимодействие со службами экстренного реагирования в г. Москве осуществляется на основе утвержденных положений (соглашений), инструкций по организации взаимодействия, в т.ч. с Главным управлением МЧС России по г. Москве, ГУГПС и ГУВД г. Москвы, НПЦ ЭМП, Московским авиационным центром, Московским метрополитеном, аэропортом Шереметьево и др. Информационный обмен ведется по согласованным каналам телефонной и транковой связи, в соответствующих сетях УКВ радиосвязи.
За десятилетний период с 1997 года поисково-спасательные подразделения отряда «Центроспас» принимали участие в ликвидации последствий практически всех крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории г. Москвы: взрывы жилых домов на ул. Гурьянова и Каширском шоссе, пожар на Останкинской телебашне, захват заложников в ТЦ Дубровка (Норд-Ост ), теракт на Московском метрополитене (ст. Павелецкая — Автозаводская), обрушение кровли Аквапарка, обрушение крыши Басманного рынка, авария на Московских энергосетях и других.
Исходя из полученного опыта можно выделить некоторые проблемы в проведении поисково-спасательных и других неотложных работ, характерные для условий мегаполиса:
•организационные сложности, связанные с необходимостью координации действий служб и подразделений различной ведомственной подчиненности в зоне ЧС;
•задержки прибытия групп спасателей к месту ЧС, связанные с перегруженностью городских магистралей;
•ускоренные темпы роста высотного строительства административных и жилых зданий, требующие разработки новых способов эвакуации персонала (жителей) с верхних этажей при пожарах, в условиях полного перекрытия внутренних эвакуационных путей;
• наличие разветвленной сети подземных сооружений, прежде всего метрополитена и транспортных туннелей большой протяженности, являющихся местами сосредоточения большого количества людей, эвакуация которых в случаях плотного задымления или наличия химически опасных веществ затруднительна;
• блокировка беспроводной связи (сотовая, УКВ) при угрозе взрывов, связанных с проявлением террористической деятельности.
В своей деятельности отряд «Центроспас» уделяет особое внимание поиску путей решения вышеперечисленных основных проблем.
Основные принципы организации поисково-спасательных работ, в том числе вопросы координации действий различных служб при крупномасштабных ЧС, в достаточной мере определены межведомственными нормативными документами по данному вопросу (пакет документов по системе РСЧС, «Положение о взаимодействии формирований МЧС, МВД и Минздрава при ДТП» и др.) Совершенствование организации управления и взаимодействия служб, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС, достигается в процессе комплексных и специальных учений на потенциально опасных объектах. Примером эффективности подобного подхода может служить четкое взаимодействие аварийных служб метрополитена и спасательных подразделений отряда «Центроспас» при ликвидации последствий теракта на перегоне между ст. Павелецкая и Автозаводская,
В 1997г. в отряд «Центроспас» вошла поисково-спасательная служба г. Москвы
обусловленное постоянной отработкой подобных ситуаций в процессе совместных учений, проводимых ежемесячно, в течение нескольких лет.
Планом развития отряда «Центроспас» рассматриваются основные направления совершенствования технологий проведения поисково-спасательных работ, в том числе в условиях мегаполиса.
В качестве приоритетных рассматриваются:
• развитие аэромобильных технологий с использованием вертолетов легкого класса для доставки спасателей в зону ЧС с последующим десантированием на ограниченные площадки, в т.ч. на крыши высотных зданий и сооружений для организации эвакуации людей при пожарах. Отряд имеет достаточное количество обученных спасателей, имеющих допуск на ведение данного вида работ, проводит регулярные тренировки личного состава. Фактором, сдерживающим применение этой технологии в Москве, является особый режим проведения полетов в воздушном пространстве города;
•развитие материально-технической базы Отряда для повышения эффективности реагирования на ЧС химического характера, в т.ч. связанных с проявлениями терроризма. Основной задачей на данном направлении является увеличение времени непрерывной работы спасателей в среде, непригодной для дыхания с 1 до 2 часов за счет применения дыхательных аппаратов повышенной емкости, шланговых систем (в основном для использования в подземных сооружениях), передвижных ресиверов для быстрой перезарядки ИДА в непосредственной близости от загрязненной зоны. Проблемным остается вопрос дегазации спасателей и пострадавших, в связи с отсутствием передвижных пунктов дегазации замкнутого цикла (применяются за рубежом);
•повышение эффективности и ускорение процесса поиска пострадавших при обрушениях (взрывах) зданий, а также при ограниченной видимости, за счет широкого применения технических средств поиска. Для решения данной задачи предусматривается создание в составе ПСС отряда специализированного подразделения технической разведки, включения групп (2-3чел.) разведки в состав дежурных смен,
обучение личного состава, дополнительное приобретение современных приборов поиска. Кроме того, предусматривается дальнейшее развитие кинологической службы Отряда. Совместное применение служебных собак и технических методов поиска (аналогично организации работ по поиску в лавинах) будет способствовать успешному выполнению поставленных задач:
•вопросы нормативно-правового поля, в частности, причинение спасателями ущерба имуществу при проведении аварийно-спасательных работ. Отсутствие в Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», статьи определяющей юридическое обоснование причинения ущерба при проведении АСР рождает вполне законные вопросы у спасателей и владельцев поврежденного имущества, особенно при ДТП. Хотя, те же пожарные входящие в структуру спасательных подразделений МЧС РФ, защищены ст. 22 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности» декларирующей, что «личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба».
В экстремальных ситуациях при проведении АСР, когда жизнь пострадавшего под угрозой и счет идет на минуты, а иногда и секунды, у спасателя нет не возможности, не времени рассуждать о правовой стороне его действий, сомнения рождают неуверенность, а в результате сбой в алгоритме действий, потеря драгоценного времени и т.п., поэтому спасатель должен четко знать, что защищен законодательно и ему не придется оправдываться за свои действия перед законом.
Проблемы, возникающие при проведении поисково-спасательных работ в условиях мегаполиса ни в коей мере не исчерпываются вышеприведенными и требуют продолжения поиска их решения в области совершенствования нормативно-правовой базы, разработки методик, создания новых технических средств, обучения личного состава и, в конечном счете — финансирования в рамках целевых программ.
Научно-технические разработки