УДК 623:355.58
Д.В. Мясников, М.Ф. Баринов, Д.Ф. Лавриненко
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОЙ КАТАСТРОФЫ В МОСКОВСКОМ
МЕТРОПОЛИТЕНЕ 15 ИЮЛЯ 2014 ГОДА
В статье представлено описание ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы, произошедшей в Московском метрополитене, проанализированы выявленные при этом проблемы и предложены возможные варианты их решения.
Ключевые слова: метрополитен; катастрофа; МЧС России.
D. Myasnikov, M. Barinov, D. Lavrinenko
THE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT THE WRECKING AT ELIMINATION OF CONSEQUENCES OF THE TECHNOGENIC CATASTROPHE IN MOSCOW
METRO ON JULY 15, 2014
The description of elimination of consequences of the largest technogenic catastrophe which occurred in Moscow Metro is presented in article, the problems revealed thus are analyzed and possible options their solutions are proposed.
Keywords: subway; accident; Emercom of Russia.
В 8.39 15 июля 2014 года в Московском метрополитене произошла одна из крупнейших техногенных катастроф за полуторавековую историю существования этого вида транспорта. Первая авария произошла в парижском метро в 1902 г., когда в деревянных вагонах сгорели 80 человек. В 1975 г. крушение электропоезда лондонской подземки стало причиной гибели 43 человек. Через 12 лет в Лондоне при пожаре эскалатора заживо сгорел 31 человек. В 1994 г. в токийском метро в результате применения отравляющих веществ погибли 12 человек. 28 октября 1995 г. в Баку произошла крупнейшая катастрофа: за считанные минуты в дыму от пожара задохнулись почти 300 человек.
Московский метрополитен является одним из крупнейших в мире (табл. 1). По интенсивности движения и объёмам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает первое место в мире. Он в первой тройке метрополитенов мира практически по всем другим показателям. Парк насчитывает более пяти тысяч вагонов, из которых формируется более пятисот составов. Работает в метро около 40 тысяч человек. Помимо Москвы в нашей стране метрополитен есть в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани.
Таблица 1
Некоторые данные о Московском метрополитене
Дата открытия 15 мая 1935 года
Общее количество пассажиров, перевезенных метрополитеном за 2013 год 2490,7 млн
Среднее количество пассажиров, перевозимых метрополитеном за 1 сутки 7 млн
Доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта Москвы 56 %
Эксплуатационная длина линий в двухпутном исчислении 325,4 км
Количество линий 12
Самая длинная линия Арбатско-Покровская линия (45,1 км)
Самая короткая линия Каховская линия (3,3 км)
Количество станций 195
Самая глубокая станция «Парк Победы» (84 м)
Станция, расположенная ближе всех к поверхности земли «Печатники» (4 м)
Трагедия 15 июля - далеко не первое происшествие в московской подземке. С 1935 года произошло более 30 чрезвычайных ситуаций, многие из которых привели к человеческим жертвам [1]. Информация о некоторых происшествиях до сих пор остаётся закрытой. Многие автоматические системы безопасности, которые сегодня широко применяются в метрополитене, были разработаны после трагедий (табл. 2).
Таблица 2
Чрезвычайные происшествия в Московском метрополитене
Дата Место Событие Погибшие / пострадавшие
20 октября 1974 г. ст. «Площадь Революции» взрыв -
8 января 1977 г. перегон ст. «Измайловская» -ст. «Первомайская» взрыв в поезде 7/37
15 апреля 1979 г. перегон ст. «Автозаводская» -ст. «Коломенская» сход с рельсов -
12 июня 1981 г. перегон ст. «Третьяковская» -ст. «Октябрьская» пожар в поезде 7/?
17 февраля 1982 г. ст. «Авиамоторная» поломка эскалатора 8/30
20 апреля 1987 г. перегон ст. «Автозаводская» -ст. «Павелецкая» пожар в вагоне -
17 января 1994 г. выход на пути электродепо из «Владыкино» пожар в вагоне -
30 марта 1994 г. перегон ст. «Нагорная» -ст. «Нахимовский проспект» столкновение поездов 0/20
31 марта 1994 г. перегон ст. «Нагорная» -ст. «Нахимовский проспект» столкновение поездов -
Окончание таблицы 2
Дата Место Событие Погибшие / пострадавшие
31 марта 1994 г. ст. «Петровско-Разумовская» столкновение поездов -/4
1996 г. электродепо «Владыкино» поезд пробил стену -
11 июня 1996 г. перегон ст. «Тульская» -ст. «Нагатинская» взрыв в поезде (теракт) 4/14
1 января 1998 г. ст. «Третьяковская» взрыв (теракт) 0/3
8 августа 2000 г. ст. «Пушкинская» взрыв (теракт) 13/61
10 апреля 2001 г. перегон ст. «Орехово» - ст. «Каширская» подтопление -
5 февраля 2001 г. ст. «Белорусская» взрыв (теракт) -/9
15 ноября 2003 г. перегон ст. «Царицыно» -ст. «Кантемировская» подтопление -
6 февраля 2004 г. перегон ст. «Автозаводская» -ст. «Павелецкая» взрыв (теракт) 41/250
31 августа 2004 г. ст. «Рижская» взрыв (теракт) 8/50
29 ноября 2004 г. ст. «Чертановская» столкновение поездов -
25 мая 2005 г. 52 из 170 станций Московского метро, 43 состава авария в энергосистеме -
19 марта 2006 г. перегон ст. «Войковская» - ст. «Сокол» свая пробила тоннель -
25 июня 2008 г. перегон ст. «Владыкино» -ст. «Отрадное» сход с рельсов -/8
8 июля 2008 г. перегон ст. «Южная» -ст. «Чертановская» свая пробила тоннель -
27 марта 2010 г. перегон ст. «Электрозаводская» -ст. «Семеновская» задымление в вагоне -
29 марта 2010 г. ст. «Лубянка» взрыв (теракт) 24/76
5 февраля 2010 г. ст. «Парк культуры» взрыв (теракт) 13/12
4 июня 2010 г. перегон ст. «Измайловская» -ст. «Первомайская» падение дерева на откр. участке -
26 октября 2011 г. перегон ст. «Орехово» - ст. «Царицыно» пожар в тоннеле -
15 апреля 2012 г. ст. «Комсомольская» поломка эскалатора -/10
5 мая 2013 г. перегон ст. «Выхино» -ст. «Рязанский проспект» пожар в тоннеле -/3
5 июня 2013 г. перегон ст. «Охотный ряд» -ст. «Библиотека им. Ленина» пожар в тоннеле -/80
11 июня 2013 г. перегон ст. «Серпуховская» -ст. «Тульская» авария в энергосистеме -/14
21 января 2014 г. перегон ст. «Автозаводская» -ст. «Коломенская» свая пробила тоннель -
Катастрофа 15 июля произошла на перегоне в 150 метрах от станции «Парк Победы» по направлению к станции «Славянский бульвар» [2]. Обе станции являются относительно новыми, но линия метро, «Арбатско-Покровская», - одна из самых старых. Станция «Парк Победы» является рекордсменом по глубине заложения и по длине эскалатора (рис. 1).
а)
б)
Рис. 1. Трёхмерные модели станций: а - ст. «Славянский бульвар»; б - ст. «Парк Победы»
Место катастрофы оказалось под одной из самых оживлённых городских магистралей -Кутузовским проспектом (рис. 2). Кроме того, путевое хозяйство метро здесь представлено несколькими ветками, пересечениями и тупиками. Ситуация осложнилась тем, что именно в этом районе велись работы по строительству Калининско-Солнцевской линии.
Рис. 2. Карта-схема места происшествия
Время, когда произошла трагедия, это утренний «час пик». Загрузка метрополитена одна из самых максимальных в сутки (рис. 3).
Рис. 3. Средняя загрузка вагона метро в сутки
По данным следствия, причиной катастрофы могла стать неисправность недавно установленной путевой стрелки, которая должна переводить поезда на ещё непостроенное продолжение Калининско-Солнцевской линии. А точнее, замена замка крепления на проволоку и приём работ в таком виде. Но кроме этого, были и другие нарушения в организации движения поездов. Например, скорость, с которой двигался метропоезд, значительно превышает установленную на участке ремонтных работ. Свидетели говорят и о резком скачке напряжения, из-за которого началось резкое торможение состава. Позже эта версия была опровергнута. Подобные сценарии аварийных ситуаций неоднократно отрабатывались на учениях и тренировках и практически исключали негативные последствия.
Одной из причин катастрофы могли стать и конструктивные недостатки самих вагонов. Поезд, который попал в аварию, был построен в 2010 г. и состоял из вагонов типа «Русич» (табл. 3, рис. 4). Эти вагоны впервые появились в московской подземке 2003 г.
Таблица 3
Основные характеристики вагона типа «Русич»
Начало выпуска 2002 год
Начало пассажирской эксплуатации 2003 год
Тара вагона, т 47
Длина, мм 28150
Ширина, мм 2700
Высота, мм 3651
Конструкционная скорость, км/ч 90
2 Ускорение, м/с 1,3
2 Замедление, м/с 1,1
Мощность тяговых двигателей, кВт 4 х 160
Окончание таблицы 3
Диаметр колес, мм 860
2 Вместимость вагона при плотности 10 чел/м , чел 346
Мест для сидения, шт 54
Страны, в которых эксплуатируется Россия, Болгария
Рис. 4. Вид вагонов типа «Русич»
Непосредственно место происшествия выглядело так: первый вагон, состоящий из двух, соединённых гибкой сцепкой полувагонов, врезавшись в железобетонную перегородку, сложился в три части с нагромождением друг на друга, с разрушением несущей конструкции и многочисленными металлическими фрагментами, завязанными в узлы. Высота завала 8 метров. Второй вагон получил значительные повреждения только в передней части (рис. 5). В обоих вагонах находилось около 300 человек.
^^^__±_'
К особенностям данной чрезвычайной ситуации, которые повлияли на организацию и ведение аварийно-спасательных работ, можно отнести следующие:
сложность инфраструктуры объекта (тоннель, железная дорога, большая глубина, массовое скопление людей);
одна из старейших веток Московского метрополитена; перепад высот около 80 м на расстоянии 3 км;
несколько пересекающихся путей;
ремонтные работы метрополитена в непосредственной близости от места происшествия;
утренний час пик;
конструктивные особенности вагона типа «Русич»;
скорость поезда около 70 км/ч при разрешённой 25 км/ч (на участке ремонтных работ согласно существующим инструкциям);
длинный подъём на поверхность (длина эскалатора 126 м);
наличие больших свободных площадок в непосредственной близости от места происшествия для размещения сил и средств.
Эти и другие факторы обусловили процесс реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Реагирование на чрезвычайную ситуацию началось в 8.39 со звонка очевидца в оперативно-дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве. Первым на место происшествия в 8.45 прибыл дежурный караул ПЧ-25 27 ОФПС МЧС России. Практически сразу прибыли расчёты ПЧ-28, ПЧ-9 и ПС0-207 (медицинский). Реагирование было организовано соответственно рангу «Пожар № 2», но в ходе проведения разведки прибывшими подразделениями было выяснено, что возгорания нет. То, что очевидцы и работники метрополитена приняли за дым, оказалось пылью от разрушенных конструкций тоннеля.
Общее руководство аварийно-спасательными работами сначала осуществлял первый зам. начальника ГУ МЧС России по г. Москве генерал-майор Гаврилов А.М., а затем по решению председателя КЧС и ОПБ Бирюкова П.П. - врио начальника ГУ МЧС России по г. Москве генерал-майор Ю.Н. Акимов. На месте происшествия присутствовало руководство МЧС, ГУВД, города, префектуры округа и управы района [3].
К 12.00 группировка сил и средств включала более 460 человек и 165 единиц техники. К 17.00 на месте чрезвычайной ситуации было уже 650 человек и 265 единиц техники только в первом эшелоне. К этому времени дополнительно к станции «Парк Победы» были привлечены подразделения Ногинского СЦ, Рузского ЦОПУ, а также дополнительные подразделения Центра «Лидер» и «Центроспаса», которые в основном находились в резерве. На место ЧС также прибыла оперативная исследовательская группа Академии (табл. 4).
К 21.20 аварийно-спасательные работы были завершены и подписан акт передачи объекта работ метрополитену. Аварийно-восстановительные работы продолжились службами метрополитена и завершились только ночью с 18 на 19 июля, когда движение на участке Арбатско-Покровской линии было восстановлено. Медико-санитарные последствия катастрофы включают 24 человека погибших (21 - на месте, 3 - в больницах в течение первых суток), 217 пострадавших, в том числе 155 госпитализированных. Среди погибших и пострадавших были иностранные граждане. Задействовано: 70 бригад скорой медицинской помощи, 17 лечебных учреждений, 1 морг. Из тоннеля и станций было эвакуировано более 1150 человек [4].
Тяжесть полученных травм не позволяла спасателям квалифицировано оказывать медицинскую помощь всем пассажирам, поэтому было принято решение о направлении двух бригад научно-практического центра экстренной медицинской помощи и четырёх бригад скорой медицинской помощи непосредственно к месту проведения аварийно-спасательных работ.
Таблица 4
Привлекаемые силы и средства (первый эшелон) (по состоянию на 12.00 15.07.2014 г.)
Подразделение Личный состав Техника
МЧС России
ГУ МЧС России по г. Москве 8 4
ОГ ГУ МЧС России по г. Москве 21 4
ОД 27 отряд ФПС МЧС России по г. Москве 4 1
ПЧ: 28, 25, 54, 9, 8, 33, 29, о/п 28, 4, 38 128 34
Центр экстренной психологической помощи МЧС России 3 1
Центроспас 8 2
172 46
Федеральная подсистема РСЧС
НП ЦЭМП г. Москвы 6 2
ГУ МВД России по г. Москве (на метрополитене) 60
УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве 45 15
111 17
Территориальная подсистема РСЧС
СС и НМП г. Москвы 30 10
ПСО-6, ПС0-205, ПСО-1, ПС0-203, ПС0-202, ПС0-204, ПСО-211, ЦРПСО, ПС0-206, ПС0-209, ПСО-2, ПСО-8 48 12
ГУП «Московский метрополитен» 10 5
ГКУ «МАЦ» 16 4
Управа района Дорогомилово 2 1
Префект ЗАО 2 1
ГУП «Мосгортранс» 66 66
174 99
Другие министерства и ведомства
Прокуратура г. Москвы 2 1
УФСБ по г. Москве и Московской области 2 1
Мэрия Москвы 2 1
6 3
Итого: 463 165
Особую роль в ликвидации чрезвычайной ситуации сыграли вертолёты ГКУ «Московский авиационный центр» и МЧС России. В общей сложности ими были госпитализированы 27 пострадавших, нуждающихся в неотложной помощи. Особенности территории позволили организовать места для посадки вертолётов и погрузки пострадавших, а также для размещения техники и средств. Если бы ситуация была в другом месте, подобные операции были бы очень затруднительны.
Немаловажным вопросом было и обеспечение привлечённых сил питанием и водой. Было развернуты пункты для питания пострадавших, личного состава, служб города и представителей
средств массовой информации (4 полевых кухни и 2 палатки). За время проведения было выдано более 2000 порций горячего питания и использовано более 6,5 тонны воды (рис. 6).
Рис. 6. Выдача бутилированной воды на пункте питания пострадавших, личного состава, служб города и
представителей средств массовой информации
Психологическое обеспечение было организовано ГУ МЧС России по г. Москве, ФКУ «ЦЭПП МЧС России» и «Московской службой психологической помощи населению». 3 психолога работали на месте происшествия, более 10 - в учреждениях здравоохранения города.
Анализ ликвидации данной чрезвычайной ситуации выявил ряд серьёзных проблем и нарушений, осложняющих аварийно-спасательные работы. К основным из них можно отнести следующие:
беспрепятственный доступ в зону чрезвычайной ситуации;
нахождение людей в непосредственной близости от места работ без средств защиты;
большое скопление посторонних в зоне чрезвычайной ситуации во время проведения аварийно-спасательных работ;
плохая связь спасателей со штабом ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
сложность доставки инструмента и оборудования к месту аварии, а также проблема эвакуации маломобильных пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации;
невозможность оказания медицинской помощи заблокированным пострадавшим из-за запрета нахождения медицинских работников в зоне проведения аварийно-спасательных работ;
непроработанность юридического аспекта ведения аварийно-спасательных работ на объектах метрополитена.
Совместно с сотрудниками метрополитена разработаны варианты решения некоторых из проблем. Какие-то из них уже были отработаны в ходе учений 13 августа в метро в Санкт-Петербурге и 12 сентября в метро в Москве. Но какие-то в настоящий момент так и остаются нерешёнными (рис. 7, 8).
Плохая связь спасателей со штабом ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
Сложность доставки инструмента и оборудования к месту аварии, а
также проблема эвакуации маломобильных пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации
Невозможность оказания медицинской помощи заблокированным пострадавшим
Непроработанность юридического
аспекта ведения аварийно-спасательных работ на объектах метрополитена
Применение ретрансляторов и аппаратуры
связи СВ-диапазона
У *
Применение специальных транспортных
тележек > ^
Создание института парамедицины
Обучение и аттестация на данный вид работ
Рис. 7. Варианты решения некоторых проблемных вопросов
Рис. 8. Транспортная тележка, предназначенная для доставки инструмента и оборудования к месту аварии и эвакуации пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации.
Литература
1. Мясников Д.В., Баринов М.Ф., Лавриненко Д.Ф. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на объектах метрополитена. Учебник. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.
2. Отчёт ГУ МЧС России по г. Москве. Описание чрезвычайной ситуации при крушении электропоезда в тоннеле московского метрополитена на перегоне между станциями «Парк победы» и «Славянский бульвар» 15 июля 2014 года.
3. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
4. Расписание выезда подразделений пожарной охраны, территориального гарнизона пожарной охраны города Москвы для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утверждённое Мэром Москвы и введённое в действие приказом начальника Главного управления МЧС России по г. Москве от 12.02.2014 № 80.