Экономическая безопасность
УДК 330.142.22:336.711.2 РАХМАТОВА ЗАРРИНА ИСЛОМОВНА
старший преподователь кафедры «Финансы и кредит» Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции,
соискатель ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»,
e-mail: [email protected]
ЗОИДОВ ЗАФАР КОБИЛДЖОНОВИЧ
научный сотрудник ФГБУН «Институт проблем рынка РАН»,
e-mail: [email protected]
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАПАС ПРОЧНОСТИ ИЛИ ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)1
Аннотация. Предмет. В статье рассматриваются значение, роль и степень готовности Банка России в аспекте реализации адекватных и адаптированных монетарных мер в целях обеспечении и защиты экономической безопасности национальной банковской системы. Цель работы. Целью данной статьи является раскрытие многогранности поведения Банка России в период бурного развития экономического кризиса. Методология проведения работы. В процессе исследования использованы методы эволюционно-институциональной теории и аналитической оценки. Методами исследования являются исторический и логический способы познания, общенаучные методы: анализ, научное обобщение, сравнительный анализ. Результаты работы. Результат исследования заключается в том, что применен эмпирический подход с целью выявления монетарных антикризисных рычагов, используемых Банком России в аспекте обеспечения экономической безопасности и адаптации национальной банковской системы России к условиям усиления экономического кризиса. Выводы. В целом полученные аналитические результаты свидетельствуют о том, что банковский сектор РФ сохранил свою устойчивость, необходимую для удовлетворения спроса корпоративного сектора и населения на банковские услуги, и готов поддержать формирующиеся предпосылки к росту российской экономики. Хотя позитивные тенденции банковского сектора России не означают отсутствие проблем в данном секторе, об окончательном восстановлении от воздействий экономического кризиса говорить еще рано. Область применения результатов. Результаты могут быть использованы в исследованиях по проблемам банковского сектора в условиях глобальных трансформаций, а также при подготовке планов по финансово-денежной политике.
Ключевые слова: Центральный банк, обеспечение экономической безопасности, банковская система, экономический кризис, золотовалютные резервы государства, ставка рефинансирования, корпоративный и розничный кредитный портфель, инфляционное тар-гетирование, активы и капитал банка.
RAKHMATOVA ZARRINA ISLOMOVNA
Senior Lecturer of the Department of "Finances and Credit" of the Institute of Economics and Trade of Tajik State University of Commerce, External Doctoral Candidate of FSBIS 'Institute of Market Problems of the RAS",
e-mail: [email protected]
ZOIDOV ZAPHAR KOBILDZHONOVICH
Research Associate of FSBIS "Institute of Market Problems of the RAS",
e-mail: [email protected]
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-02-00572 а-ОГОН и проект № 15-06-07739 а).
CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE FACTOR OF SAFETY OR PROTECTION OF ECONOMIC SECURITY (EMPIRICAL ANALYSIS)
Abstract. The subject. The manuscript discusses the meaning, role and degree of preparedness of the Bank of Russia in the aspect of implementation of adequate and adapted monetary measures in order provide for and protect the economic security of the national banking system. The goal of the study. The goal of the present manuscript is to describe the multifacetedness of behaviour of the Bank of Russia during the period of a turbulent development of the economic crisis. The methodology of completing the study. In the process of the study we have used the methods of evolutionary-institutional theory and analytical evaluation. The historical and logical means of perception, general scientific methods of analysis, scientific generalization, comparative analysis are the methods of this study. The results of the study. The result of the study is in using the empirical approach in order to find the monetary anti-crisis leverages used by the Bank of Russia in the aspect of ensuring provision of economic security and adaptation of the national banking system of Russia to the conditions of intensification of the economic crisis. The conclusions. Overall, the analytical results obtained evidence that the banking sector of the Russian Federation preserved its stability necessary to satisfy the demand of the corporate sector and population for banking services, and it is prepared to support the prerequisites being formed for the growth of Russian economy. Though the positive tendencies of the banking sector of Russia do not mean the absence of problems in this sector and it is too early to talk about the final recovery from the impact of the economic crisis for now. The area of application of the results. The results may be used in the studies of problems of the banking sector in the conditions of global transformations, as well as preparation of plans on the financial-monetary policy. Keywords: the Central bank, providing for the economic security, the banking system, the economic crisis, the gold value reserves of the state, the rate of refinancing, the corporate and retail credit portfolio, inflation targeting, bank assets and capital.
Введение. Эволюция центральных банков относится к середине XVШ века, и с того времени одновременно стала развиваться теоретическая школа в аспекте денежно-кредитной сферы под названием количественная теория денег, которая сталкивалась с изменениями денежно-кредитной системы и была вынуждена реагировать на изменившийся объект исследования. В те времена предметом повышенного внимания теоретических исследователей стали значение, роль и поведение Центрального банка (ЦБ) как государственного органа регулирования в аспекте поддержания устойчивости национальной банковской системы.
На сегодняшний день функции и задачи ЦБ намного отличаются от ранних функций банка. Сегодня ЦБ играют ключевую роль в управлении денежной массой, валютным курсом и хранением золотовалютных резервов страны. Также часто наблюдаются дополнительные функции и задачи, которые привязываются к ЦБ в аспекте поддержания национальной безопасности государства. Во многих странах ЦБ обладает исключительным правом денежной эмиссии и носит различные названия. В частности, в США — Федеральная резервная система (ФРС), в Великобритании — Банк Англии, в Германии — Бундесбанк, в Японии — Банк Японии, в России — ЦБ России, в Таджикистане — Национальный банк Таджикистана и т. д.
Исходя из того, что впервые центральные банки появились в середине XVIII века и в особенности принадлежали государствам, сегодня в странах с развитой рыночной экономикой банковские системы не только находятся под монополией государства, но и формируются в различных формах собственности, таких как: акционерные, смешанные. Вместе с тем, согласно таблице 1, доля участия государства в капитале ЦБ, например, составляет 50 %, или же они являются независимой организацией и не могут быть упразднены Президентом страны. Но в развивающихся странах, например, в странах бывшего Советского Союза, ЦБ до сих пор расположены под монополией государства.
Таблица 1
Доля участия государства в капитале ЦБ
Страна Доля участия государства в капитале ЦБ, %
Германия 100
Англия 100
Франция 100
Дания 100
Нидерланды 57
Польша 57
Венгрия 57
Швейцария 57
Италия 100 — собственность банков и страховых компаний
Япония 55
США 100 — собственность банков — членов Федеративной резервной системы
Австрия 50 — собственность Федерации, 50 — у физических лиц
Китай 100
Россия 100
Таджикистан 100
Составлено авторами на материалах: Финансы, денежное обращение, кредит / под ред. проф. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2001. — С. 382.
Из этого следует, что некоторые страны предпочли формирование ЦБ под влиянием государственной собственности, а некоторые предпочли оставить либеральную рыночную политику. Но независимо от того, под чьим руководством ведут свою деятельность, ЦБ призваны защищать и обеспечивать экономическую безопасность банковской системы посредством достижения законодательно поставленных перед ними таких целей, как защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, развитие и укрепление национальной банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Формирование ЦБ никогда и нигде не обходилось без участия государства. Но это не отменяет того факта, что для решения задач, стоящих перед ЦБ в области защиты и обеспечения экономической безопасности банковской системы в длительной перспективе, он должен быть наделен полномочиями не только кредитора, но и заемщика последней инстанции. 1. Экономическая безопасность национальной банковской системы Экономическая безопасность как основной компонент национальной безопасности — целостность тактических и стратегических целей государства, а также эффективность системы государственного управления, реализация которых обеспечивает защиту фундаментальных ценностей национальной безопасности от деструктивных факторов, подрывающих устои и представляющих для государства потенциальную опасность. Представляется, что важнейшим фактором для поддержания экономической безопасности как самих коммерческих банков, так и банковской системы в целом является своевременное выявление угроз, связанных с потерей позиций их на рынке банковских услуг, и выбор тех направлений, которые смогут обеспечить их устойчивое развитие [1-11].
ЦБ РФ считается Банк России. Банк России был преобразован с Российского республиканского банка Госбанка СССР 13 июля 1990 года. С того момента на основе федеративного законодательства, устава и возложенных на него функций разрабатывает и реализует единую денежно-кредитную политику в стране. Последние годы процессы интеграции и глобализации привели к изменению статуса Банка России и вынудили поневоле адаптироваться к этим условиям в целях обеспечения экономической безопасности банковской системы.
Последние десятилетия, в особенности начиная с 1990-х годов, в мире происходят невооб-
разимые и непредсказуемые кризисы разной глубины и продолжительности. Последствия этих значительных кризисов свидетельствуют, что они не являются плодом воображения и иллюзий ученых-экономистов, а имеют вполне потенциальные угрозы как для национальной безопасности, так и для отдельных институтов и структур, даже расположенных друг от друга за тысячи километров. Считаем, что импульсом сегодняшних кризисов является приток и отток трансграничного капитала, которые проявляются в эффектах «заражения и диффузий», неся за собой большие издержки и дестабилизации. Ученый Ю. В. Яковец придает важное значение теории кризисов и исходит из того, что: «XX век войдет в историю человечества как век глобальных кризисов, накатывавшихся волна за волной и знаменовавших закат, а затем и угасание индустриальной цивилизации, зарождение постиндустриальной» [19]. Возбудителем происходящих кризисов считаются постепенные снятия ограничений по трансграничным операциям с капиталом, и поэтому угрозы, сказывающиеся в области денежно-кредитных отношений, встречаются часто. В действительности, когда происходят локальные и глобальные кризисы, все страны одновременно и в одинаковой степени терпят бедствия и стагнацию. В итоге подрываются их финансовые устои, негативно отразившиеся на национальной безопасности экономической системы в целом.
Банковская система как важнейший сектор экономической системы играет огромную роль в обеспечении экономической безопасности суверенного государства. В аспекте защиты и обеспечения экономической безопасности банковской системы РФ ключевую роль играет реализация монетарных мер Банка России. Исходя из этого нами представляется возможность изучить и проанализировать состояние банковской системы и поведение ЦБ РФ в условиях экономического кризиса РФ, начавшегося в 2014 году.
2. Ретроспективный анализ, состояние и перспективы национальной банковской системы
На территории России, согласно статистическим данным на 01.01.2017, количество зарегистрированных кредитных организаций составили 975 единиц, а годом ранее общее количество составляли 1021 единицу. Структуру изменения количества кредитных организаций на две даты подробно можно рассмотреть в таблице 2.
Таблица 2
Состояние банковской системы РФ на 2015-2016 годы
№ Кредитные организации Годы Разница
п/п 01.01.2016 01.01.2017
1. Общее количество кредитных организаций 1021 975 -46
1.1. Банки 947 908 -39
1.2. Небанковские кредитные организации 74 67 -7
1.3. Кредитные организации со 100 % иностранным капиталом 68 67 -1
Составлено автором на материалах: Статистический бюллетень Банка России. ЦБ РФ. — 2016. —№12 (283). — С. 104.
По данным таблицы 2, в 2016 году очевидно, что число действующих на территории России кредитных организаций сократилось на 46 единиц. Если 10 лет тому назад (2007 года) в РФ были зарегистрированы более 1345 единиц кредитных организаций, то к началу 2017 года их число сократилось на 370 единиц, т. е. на 1/3. Причем коммерческие банки среди кредитных организаций занимают лидирующую позицию в аспекте сокращения. Можно сказать, что в 2015-2016 годах темпы сокращения числа банков усилились по сравнению с 2014 годом. Значительные снижения, прежде всего, были связаны с ростом числа кредитных организаций, у которых были отозваны лицензии со стороны Банка России. Но значимые причины сокращения числа кредитных организаций заключались в: недостаточности уровня капитала (ниже нормы), несоблюдении нормативно-правовых требований Банка России, неплатежеспособности кредитных организаций, неудовлетворенном финансовом положении и т. д.
Всю палитру зарегистрированных кредитных организаций в России отразили в диаграмме
Диаграмма 1. Динамика общего количества кредитных организаций, зарегистрированных в Банке России с 2007-2016 годов Составлено авторами на материалах: Статистический бюллетень Банка России. ЦБ РФ. 2007-2016.
Очевидно, что за весь рассматриваемый период ежегодно сокращается количество кредитных организаций и демонстрируется тенденция к снижению. Тенденция к снижению составляет почти 10 % ежегодно. Эти меры не только происходят в самой России, но также в странах СНГ. Например, в Республике Таджикистан в 2013 году общее количество кредитных организаций составляло 138 единиц, а в начале 2017 года сократилось на 35 единиц. Это свидетельствует о том, что сегодня многие ЦБ проводят зачистку банковского сектора в аспекте формирования качественного и устойчивого банковского сектора и санирования кредитных организаций.
Независимо от сокращения количества кредитных организаций положительным моментом в 2016 году считается увеличение чистой прибыли кредитных организаций по сравнению с 2015 годом, которая выросла и составила 930 млрд рублей (в 2015 году — 192 млрд рублей). В размере 1,3 тлрн рублей за 2016 год прибыль получили 445 кредитных организаций (в
2015 году — 553 кредитных организаций в размере 736 млрд рублей). Вместе с тем удельный вес прибыльных в числе действующих кредитных организаций за 2016 год снизился с 75,4 % до 71,4 %. Остальные кредитные организации получили убытки в размере 362 млрд рублей, а в 2015 году сумма убытков составляло 544 млрд рублей, на 182 млрд рублей сократились.
Уже на начало 2017 года четыре банка нарушили требование по минимальной величине собственных средств, а у троих из них были отозваны лицензии, но один банк восстановил величину собственных средств до необходимого минимума. Следует обратить внимание на тот факт, что не ежегодно, а ежеквартально ликвидируются кредитные организации от 3-6 единиц. Это обосновывается тем, что теперь меры государства направляются не на количественный аспект, а на качество деятельности этих организаций.
Совокупные активы банковского сектора по итогам 2016 года также сократились с 83 тлрн рублей до 80 тлрн рублей, что связано с сокращением активов в иностранной валюте (с 28,8 до 22,2 тлрн рублей), в то время как рублевые активы выросли с 54 тлрн рублей до 58 тлрн рублей. Причинами сокращения активов в иностранной валюте аргументируют тем, что это произошло как из-за номинального сокращения активов в иностранной валюте, так и за счет укрепления позиций российского рубля на валютном рынке. По отношению к ВВП активы банковского сектора снизились с 99,7 % до 93,2 %, но его капитал вырос на 0,1 % за год и в начале 2017 года достиг 10,9 процента. Таким образом, увеличение капитала банковского сектора на 379 млрд рублей, до 9,4 тлрн рублей, произошло за счет увеличения на 753 млрд рублей финансового результата кредитных организаций, учтенного в капитале [13]. По итогам
2016 года, как и годом ранее, основная доля в совокупных активах банковского сектора приблизительно 60 % приходилась на банки, контролируемые государством. Более заметно выросла доля крупных частных банков — с 29,8 до 31,1 %. Одновременно удельный вес банков с участием иностранного капитала снизился с 8,8 % до 7,7 %. Также сократилась доля средних и малых банков Московского и остальных регионов с 2,4 % до 1,7 %.
Вклады населения, которые считаются основами деятельности любого банка, играют первичную и определяющую роль в формировании собственного капитала. В начале 2017 года в формировании ресурсной базы кредитных организаций доля вкладов населения увеличились с
28 до 30 %, а по отношению к ВВП выросла с 27,9 до 28,2 процента. В экономической системе России продолжается дедолларизация депозитов: за отчетный период рублевые депозиты населения увеличились на 14,2 %, а депозиты в долларовом эквиваленте — на 0,4 процента. Хозяйствующие субъекты также замещают депозиты в иностранной валюте к рублям, и поэтому валютные депозиты в долларовом выражении сокращаются и в конце 2016 года снижаются на 13,6 %, тогда как рублевые депозиты организаций за тот же период увеличились на 4,0 процента.
На начало 2017 года участниками системы страхования вкладов, которая содержит гарантию возврата вкладов при малейших угрозах и явлений кризиса, являлись 808 банков, в том числе 519 действующих, 289 банков, находившихся в процессе ликвидации. Страховые случаи в 2016 году наступили в 88 банках, в том числе в отношении пяти банков был введен мораторий на удовлетворение запросов кредиторов.
Считается, что каждое государство в целях поддержания доверия к национальной валюте и экономике, а также в случае привлечения иностранного заимствования должно обладать запасами прочности. В современных условиях после распада Бреттон-Вудской валютной системы в качестве гарантий и обеспеченности национальной безопасности государства выступают размер государственных золотовалютных резервов и качество управления ими. Структура и количество государственных золотовалютных резервов России, эффективное управление определяется Банком России. В Российской Федерации под золотовалютными резервами понимаются высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования. В России они аккумулируются из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота. Общая стоимость этих показателей отражается на балансе Банка России как стоимость его активов, каковыми они, по сути, и являются. При этом в соответствии с законодательством имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью. По данным Банка России до 03.01.2014, международные резервы, выраженные в рублях, составляли 510,5 млрд долл. США, а в 2015 году достигли отметки 364,7 млрд долл. США. В начале 2017 года составили 377,7 млрд долл. США и по сравнению с 2016 годом они выросли на 9,3 млрд долл. США. Причиной роста золотовалютных резервов был возврат средств в иностранной валюте, ранее предоставленных Банком России кредитным организациям. Все это свидетельствует о том, что Банк России израсходовал эти ресурсы в течение 2014-2015 годов в целях поддержания устойчивости валютного курса рубля. К сожалению, последовавший кризис не только негативно отразился на золотовалютном резерве государства, но и на объеме инвестиций в страну, которые резко сократились в крупных объемах в иностранной валюте как в торговой выручке, так и прямых портфельных инвестициях. Хотя до наступления экономического кризиса состояние ЦБ РФ было положительным, он активно участвовал на международном валютном рынке, всячески покупая иностранную валюту и выдвигая Федеральные облигационные займы на мировой рынок ценных бумаг. Всю палитру объема международных резервов России до и после экономического кризиса можно рассмотреть в диаграмме 2.
позация в МВФ Монетарное золото
я 01.01.2014-общийобъём 509595.юн. S США ■ 01.01.2017-общийобъём 377741 млн. S США
Диаграмма 2. Объем золотовалютных резервов Банка России до и после экономического кризиса Составлено авторами: годовой отчет Банка России за 2016 год. Центральный банк Российской Федерации. 2017. — С. 32.
Согласно диаграмме 2, показатели международных резервов нельзя признавать удовлетворительными, но очевидно, что в течение 2016 года они демонстрируют тенденцию к росту по сравнению с 2015 годом. ЦБ РФ уведомляет, что 2016 год стал годом стабилизации российской экономики и ее финансовой сферы, происходит переход от спада к восстановительному росту экономики по сравнению с 2015 годом [13]. В действительности, как и другие сектора российской экономики, банковский сектор развивается в непростых условиях: сокращение ВВП, высокий уровень инфляции (12,9 % в 2015 году), трудности с внешним фондированием корпораций и банков. Несмотря на эти сложности, банковская система РФ пытается вернуться в русло прежних тенденций. В том, что спад был менее глубоким, а восстановление началось быстрее, чем ожидалось, важную роль сыграли моментальные реакции государственных органов власти на реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение системной устойчивости банковского сектора, поддержание банковского кредитования приоритетных отраслей экономики и сохранение макроэкономической стабильности в стране.
В России Стабилизационный фонд играет немаловажную роль в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд РФ был создан 1 января 2004 года, и с 2008 года был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Ежегодно перечень основных направлений этих вложений утверждается Правительством Российской Федерации. Приобретенные за счет их средств иностранные активы являются частью золотовалютных резервов Банка России. Правительством Российской Федерации в начале 2017 года была утверждена нормативная валютная структура Резервного фонда в размере 972,13 млрд рублей, что эквивалентно 16,03 млрд долл. США [20]. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили: 7,62 млрд долл. США (47,5 %), 6,71 млрд евро (41,85) и 1,10 млрд фунтов стерлингов (7,5 %). На фоне притока средств в банковский сектор за счет расходования средств Резервного фонда в 2016 году кредитные организации существенно сократили заимствования у Банка России (до 2,7 тлрн рублей): доля средств Банка России в пассивах банков за год сократились с 6,5 до 3,4 %. Это свидетельствует о том, что банки предпочли рыночные источники фондирования.
В начале 2017 года объем Фонда национального благосостояния составил 4359,16 млрд рублей, что эквивалентно 71,87 млрд долл. США [20], в том числе размещены на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России в размере 19,51 млрд долл. США, 20,76 млрд евро, 3,83 млрд фунтов стерлингов [13].
Излишние средства Фонда национального благосостояния были размещены во Внешэкономбанке по ставке 6 % годовых, а также на депозитах в Банке ВТБ и Банке ГПБ в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждался Правительством РФ в размере 164,43 млрд рублей.
Современная экономическая система для того, чтобы выжить в конкурентной среде, не может жить без кредитов. Поэтому кредитов должно быть больше, и они должны быть доступными и дешевыми. Исходя из этого для увеличения данного показателя необходимо, чтобы величина уставного фонда достигала некоторых величин, тем самым данный показатель может повлиять положительно на предложение кредитных ресурсов, предоставляемых коммерческими банками.
Обобщая вышесказанное, отметим, что возврат кредита в условиях глобальных дисбалансов является важнейшим фактором, повышающим устойчивость любого банка и содействующим повышению скорости оборота капитала. Общеизвестно, что в целях оптимизации управления кредитным портфелем в коммерческих банках страны, подобно банкам других развитых государств мира, принята классификация кредитов в зависимости от финансового состояния клиента, а также количества дней просрочки и создания фондов покрытия возможных потерь по ссудам. В зависимости от обеспеченности и наступления срока погашения кредиты делятся на 5 категорий, такие как: стандартные, нестандартные, сомнительные, проблемные и безнадежные кредиты. По каждым этим кредитам, согласно требованию международных финансовых институтов, должен создаваться резерв на возможные потери по ссудам (РВПС). Чем больше вероятностей невозврата кредитов, тем больше создается необходимый размер по этим ссудам и, соответственно, классифицируются по разным валютам, то есть фонд создается и в национальной, и в иностранной валюте [12]. Формирование качественного кредитного
портфеля со стороны банковской системы влечет за собой высокую доходность, так как предоставление заемных средств приносит всегда прибыль банкам. Другими словами, стандартные ссуды характеризуются отсутствием риска, в нестандартных ссудах наблюдается умеренный риск, а сомнительные ссуды обуславливают вероятность проявления значительного риска. Самыми проблемными ссудами считаются проблемные и безнадежные ссуды, где существуют высокие доли рисков и вероятность невозврата ссуды. Тем самым доля резервирования от этих нестандартных ссуд увеличивается относительно каждого.
В этом контексте целесообразно рассмотреть фактические данные, характеризующие качество кредитного портфеля банковской системы РФ с учетом воздействия внешнего фактора, в особенности глобального процесса.
В динамике на две даты изменения качество ссудной задолженности банковского сектора имеет следующий вид (смотри таблицу 3).
Таблица 3
Качество кредитного портфеля кредитных организаций, действующих на территории России
№ п/п Показатели Годы Разница
01.01.2015 01.01.2017
Удельный вес, %
1. Кредитный портфель банковской системы РФ 100 % 100 % -
1.1. Стандартные ссуды 46,8 44,0 -2,8
1.2. Нестандартные ссуды 39,5 38,1 -1,4
1.3. Сомнительные ссуды 6,8 8,5 +1,7
1.4. Проблемные ссуды 2,2 3,0 +0,8
1.5. Безнадежные ссуды 4,6 6,5 +1,9
Сформированный резерв на возможные потери по ссудам 6,5 8,5 +2,0
Согласно фактическим данным Банка России, доля стандартных ссуд в совокупном кредитном портфеле банковского сектора на 01.01.2015 составляла 46,8 %, а на начало 2017 года снизилась на 2,8 % и составила 44,0 %. Данные свидетельствуют о сравнительно высоких изменениях в области своевременного невозврата ссуд, и этот аспект считается негативным последствием экономического кризиса в России. Исходя из того, что наблюдается рост снижения доли стандартных ссуд в совокупном кредитном портфеле, доля сомнительных, опасных и безнадежных ссуд в совокупном кредитном портфеле имеет рост к увеличению, что обуславливает возможность вероятных рисков в этом отношении. Основной причиной невозврата кредитов является объем возможных внешних, внутренних и финансовых факторов, который до сих пор не может преодолеть банковская система и заемщики. Последствия происходящих событий могут быть плачевными для экономической безопасности банковской системы, и эти отрицательные колебания, ежегодный рост нестандартных ссуд в кредитном портфеле смогут подорвать доверие к банковской системе, а это, в свою очередь, может отразиться на других секторах экономики.
Для формирования безрискового кредитного портфеля необходимо разработать соответствующую кредитную политику, а именно: определить структуру деятельности, возможности конкурентов, выбрать рыночные сегменты, создать необходимые соответствующие резервы для покрытия нестандартных ссуд. Тем самым постоянный и тщательный анализ кредитного портфеля позволит рационально размещать ресурсы, выявить проблемные моменты, снизить риски за счет диверсификации кредитного портфеля, определить предпочтительный круг заемщиков, не желательных для банка по различным категориям. В совокупности диверсификация ссудного портфеля позволит уменьшить возможные потери или предотвратить их вовсе. На фоне слабого спроса на кредиты со стороны корпоративного сектора совокупный объем кредитов экономике снизился за 2016 год на 6,9 %, а годом ранее, наоборот, демонстрировал
рост в пределах 7,6 процента. Доля кредитов в активах банковского сектора уменьшилась с 53,0 % до 51,1 %, а отношение совокупного кредитного портфеля к ВВП также снизилось с 52,8 % до 47,6 процента. В общем объеме корпоративных кредитов более половины приходились на банки, контролируемые государством. В разрезе видов экономической деятельности наибольший удельный вес приходился на кредиты предприятиям обрабатывающих производств, то есть 21,7 %. Из-за неудовлетворительного финансового положения в сфере торговли и строительства удельный вес кредитов предприятиям оптово-розничной торговли снизился за год с 14,7 % до 14,4 %, а доля кредитов строительной индустрии — с 7,1 до 6,5 процента. Кроме того, спрос на долгосрочные кредиты, такие как ипотечные, также снизился, было выдано всего лишь 34 кредита в размере 18 млн долларов США в 2016 году, хотя в 2015 году был предоставлен 91 кредит на сумму 54 млн долл. США. Из-за колебания курса рубля по отношению к доллару США на международном валютном рынке объем ипотечных кредитов в иностранной валюте с учетом приобретенных прав требования в начале 2016 года также снизился с 2,3 млрд долларов США до 1,5 млрд долл. США.
В целом оперативным образом со стороны кредитных организаций «плохие ссуды» были адекватно и своевременно зарезервированы в полном объеме. Снижение спроса на кредиты государственные органы объясняют тем, что это произошло за счет переоценки валютной составляющей корпоративных кредитов, традиционно более значительной в сравнении с розничными кредитами, но рост кредитной активности на внутреннем межбанковском рынке отмечался существенный. В аспекте защиты экономической безопасности банковской системы России ЦБ РФ обязал всех кредитных организаций создать минимальный размер собственных средств в пределах 300 млн рублей, и в настоящее время все банки соблюдают данные требования федерального закона.
Экономические санкции, девальвация курса рубля по отношению к доллару и евро, геополитические факторы кардинальным образом поменяли валютную, монетарную и фискальную политику России. До середины 2016 года курс российского рубля определялся по фиксированному режиму, позже в целях поддержания позиций на мировом валютном рынке перешел на режим плавающего валютного курса и впоследствии стал зависеть от конъюнктуры валютного рынка. Предпринятые меры ЦБ оправдали свои надежды, курс рубля заметно стабилизировался, и теперь курс Банка России направлен на снижение инфляционного давления с помощью использования инфляционного таргетирования. Курс валют по отношению к российскому рублю в начале 2015 года колебался в диапазоне 65-75 рублей за условную единицу, а сегодня колеблется от 58-60 рублей. Динамику изменений курса рубля по отношению к доллару США можно рассмотреть в следующем рисунке (смотри диаграмму 3).
Диаграмма 3. Динамика изменения официального курса доллара США по отношению к российскому рублю. Составлено авторами: Статистический бюллетень Банка России. ЦБ РФ. 2006-2016.
В конце 2016 года официальный курс доллара США к рублю понизился на 16,8 %, курс евро к рублю — на 19,9 % по сравнению с 2015 годом. На фоне снижения курсовой волатиль-ности активность участников биржевых валютных торгов несколько уменьшилась. Средний дневной торговый оборот на кассовом сегменте биржевого валютного рынка в сумме по парам
доллар США/рубль и евро/рубль в 2016 году сократился на 5 % по сравнению с 2015 годом до 6,0 млрд долл. США. В связи с обеспечением стабильности курса рубля в 2016 году банковский сектор функционировал в условиях постепенного восстановления экономической активности: ряд отраслей рос опережающими темпами, начала повышаться реальная заработная плата, появились признаки оживления спроса на банковские продукты. Кроме того, объем вложений банков с участием иностранного капитала в ценные бумаги за 2016 год возрос на 3,3 %, что привело к росту доли таких вложений в совокупном показателе по банковскому сектору с 10,7 до 11,4 процента. Доля банков с участием иностранного капитала на рынке вкладов физических лиц за год возросла с 11,4 до 12,8 %. В 2016 году продолжилось снижение доли МБК банков-нерезидентов в пассивах российских банков с участием иностранного капитала с 5,6 % до 3,8 процента [16].
В 2016 году умеренная динамика денежных и кредитных агрегатов не создавала существенных инфляционных рисков со стороны денежного предложения. Денежная масса в национальном определении, то есть денежный агрегат М2, за 2016 год возрос на 9,2 %. Темп прироста широкой денежной массы был подвержен сильным колебаниям под влиянием переоценки валютных депозитов, и депозиты населения в 2016 году демонстрировали положительную динамику.
Общий объем государственного долга в конце 2016 года составил 519,4 млрд долл. США, из них в иностранной валюте — 416,0 млрд долл. США, в национальной валюте — 103,4 млрд долларов США. Невозможно скрыть того, что Банк России имеет внешнюю задолженность в размере 9,98 млрд долл. США, то есть 1,9 % по отношению к общему объему внешнего долга России. Основная масса задолженности выражена в иностранной валюте в размере 9,07 млрд долл. США, отставшая часть — в национальной валюте 905 млн долл. США, которая на 10 раз меньше, чем в иностранной валюте.
Банки, также как и основные участники кредитного рынка, имеют также внешние задолженности, то есть основными их кредиторами являются инвесторы и предприниматели прямого инвестирования, общий объем задолженностей банков составляет 119,2 млрд долл. США, и, соответственно, в иностранной валюте — 103,3 млрд долл., что намного больше, чем у самого Банка России, а в национальной валюте — 15,9 млрд долл. США. Задолженность банков перед внешними инвесторами составляют 23 % по отношению к общему объему внешнего долга РФ.
ЦБ РФ и банки сходятся во мнении, что банковский сектор в 2016 году частично преодолел финансовый кризис, но о полном восстановлении пока речи нет. На начало 2016 года объем внешнего долга РФ составил 515,8 млрд долл. США, за 2015 год он сократился на 14 %.
Мы стали свидетелями того, что в период наиболее острой фазы экономического кризиса традиционные методы и инструменты воздействия ЦБ РФ на экономику не в полном объеме сработали. Следует отметить, что ЦБ РФ потратил все усилия для того, чтобы адаптироваться к углубленным рыночным отношениям и разработке адекватных механизмов финансового оздоровления банковской системы. А именно — ЦБ РФ вкупе с Правительством РФ разработали антикризисный план, который должен обеспечить финансовую и социальную стабильность России в ближайшие годы. Объединенный стратегический план предусматривал семь основных направлений: поддержка импортозамещения, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, оптимизация бюджетных расходов, поддержка социально незащищенных категорий граждан, обеспечение стабильности банковской системы и снятие напряженности на рынке труда [21]. Благодаря этим мерам ЦБ РФ как доминанта банковской системы обеспечил экономическую безопасность банковской системы и предотвратил коллапс в банковском секторе. Судя по положительной динамике нескольких показателей банковского сектора, разработанных и реализованных государственными антикризисными мерами, предпринятые действия даром не прошли и обеспечили динамичное, стабильное развитие данного сектора.
Еще одним знаковым событием считается то, что с 2013 года Банк России начал публиковать подробные квартальные отчеты о мерах в денежно-кредитной политике, финансовом оздоровлении и фондировании кредитных организаций, попавших в затруднительные финансовые положения с целью повышения информационной прозрачности своей деятельности.
Опубликованные доклады по сравнению с предыдущими годами отличались высокой степенью теоретической и практической информационности, учитывали как внешние, так и внутренние макроэкономические условия и тенденции их изменения с точки зрения оценки рисков, разъясняли действия Центрального банка по реализации решений в области денежно-кредитного регулирования.
С целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов с начала 2016 года Банк России приступил к продаже облигаций федерального займа из собственного портфеля. Эта мера оказывала сдерживающее влияние на переход банковского сектора к структурному профициту ликвидности. Общий объем проданных облигаций за 2016 год составили 143 млрд рублей по номинальной стоимости. В 2016 году Банк России продолжал предоставлять средства кредитным организациям как кредитор последней инстанции с целью поддержания отдельных элементов нефинансового сектора экономики, развитие которых сдерживались структурными факторами. Действие факторов формирования ликвидности положительно повлияли на приток средств в банковский сектор, и впоследствии задолженность банков по операциям рефинансирования постепенно снижалась. Уже в конце 2016 года в банковском секторе формировался текущий избыток ликвидности на фоне продолжавшегося притока средств по бюджетному и инвестиционному каналу. Ставка рефинансирования сначала достигла 17 % (в конце 2014 года), а потом снижалась ежегодно по 1-1,5 %. Сегодня ставка рефинансирования составляет 10 % (смотри диаграмму 4). Ставка изначально была достаточно высокой, что ограничивало доступ к кредитных ресурсам, но со временем, с преодолением кризиса, стала понижаться постепенно и медленно, что в свою очередь облегчало получение кредита ссудозаем-щиками. Изначально кредитным организациям было выгоднее брать кредиты за рубежом под 6-10 %, тем более в условиях колебания доллара, но в связи с проведением умеренной денежно-кредитной политики со стороны Банка России спрос на государственные кредиты стал вырастать.
Наконец в 2016 году задолженность банков по операциям рефинансирования составили 1,6 тлрн рублей, а годом ранее составляли 3,7 тлрн рублей. Снижение задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования свидетельствует об улучшении финансового положения кредитных организаций и подтверждение того, что снижается спрос на привлеченные средства со стороны кредитных организаций.
Ставка рефинансирования Банка России до и после финансово-экономического кризиса
7
4
1 1,5 1
5 ,5 1 >.ь 1 (1,5 1
г 8
5, 5
С, ^ Г] Г, *Т "Т 7 "Т Т *Т Т Т Т Т Т V, v, «1 v", w-, v, О О О "О 'О О 'О VO О
Я С*1 Ы R fN ГЧ (N ¡R R (N Rl Г) ГЧ ГJ R N N Г) (N Rl <4 R я й N N N N R
q~ — — qqqqqqqq q~-,~qqqqqqqqq — ~ — qqqqq qqqq
Диаграмма 4. Ключевая ставка ЦБ РФ на период с 2013-2016 годов Составлено автором на материалах: Статистический бюллетень Банка России. ЦБ РФ. 2013-2016.
Наибольший вклад в обеспечение экономической безопасности банковского сектора внесли банки, принадлежавшие государству (819 млрд рублей), а также банки с участием иностранного капитала (121 млрд рублей). К сожалению, самые крупные коммерческие банки не смогли справиться с нехваткой ликвидности и понесли убытки в размере 24,1 млрд рублей. У всех групп банков, кроме банков, контролируемых государством, существенно снизились до-
ходы от операций с иностранной валютой. Крупные частные банки понесли убытки именно по этим операциям. Их доля в факторах снижения прибыли составила 6,8 %. Наиболее существенно сократили долю доходов от операций с иностранной валютой банки с участием иностранного капитала с 24,1 до 0,7 %.
В последние годы проявилась возможность тенденции в области тесного контакта ЦБ РФ с кредитными организациями с помощью использования информационного ресурса на официальном сайте Банка России, в форме личного кабинета кредитной организации. Цель реализации данного механизма заключается в ускорении и упрощении доставки документов кредитным организациям от Банка России, передаче кредитными организациями в Банк России в электронном виде отчетности, документов, обращений о предоставлении разъяснений по применению нормативных актов Банка России, в том числе в случаях территориальной удаленности кредитной организации от надзорных подразделений Банка России, а также с просьбой разрешить вопрос с установлением момента доставки предписаний Банка России.
В конце хотим отметить, что все предпринятые меры Банка России вкупе с Правительством РФ, которые мы рассматривали выше, не составляют полного перечня, их может быть намного больше, но в рамках одной работы мы не смогли рассмотреть их полностью.
Для развития конкуренции в банковском секторе и повышения защиты экономической безопасности кредитных организаций Банк России анонсировал в 2016 году кардинальные изменения в регулировании — переход к трехуровневой банковской системе. В результате реформы к небольшим банкам будут применяться упрощенные регуляторные требования, а приоритетом таких банков станет предоставление услуг малому бизнесу и физическим лицам [13].
Банк России, чтобы быть в курсе всех событий, проводил постоянные аналитические работы, направленные на выявление негативных тенденций и потенциальных проблем в деятельности банковской системы на ранней стадии их возникновения. Кроме того, со стороны ЦБ РФ готовились еженедельные свод-индикаторы, которые помогали спрогнозировать формирование негативных тенденций в риск-профилях отдельных банков, показатели деятельности которых по оцениваемым позициям оказывались за пределами границ риска; оценивалось также потенциальное негативное влияние основных рисков на соблюдение банками пруденциальных норм, прежде всего нормативов достаточности капитала; анализировались качество активов и ситуация с ликвидностью.
Банковский переполох прошел, и сейчас ситуация серьезно изменилась. Государство и его сегменты окрепли. В банковской системе на ведущих позициях находятся банки с государственным участием. Создан банк развития — государственная корпорация «Внешэкономбанк» со 100 % долей Правительства. Преобладающей является доля государства во Внешторгбанке РФ (77 % принадлежит Правительству) и Сбербанке РФ (54 % принадлежит Банку России). Руководство этих банков обязали исполнять выданные им государственными органами предписания, поэтому любая разумная государственная программа в банковской сфере в настоящее время вполне выполнима. Банковская система страны осталась устойчивой даже в стрессовых условиях.
Заключение
В целом полученные аналитические результаты свидетельствуют о том, что российский банковский сектор сохранил свою устойчивость, необходимую для удовлетворения спроса корпоративного сектора и населения на банковские услуги, и готов поддержать формирующиеся предпосылки к росту российской экономики. Банковский сектор, хоть и медленными темпами, но все же восстанавливает прибыльность и наращивает капитал, достаточный для активизации кредитования экономики. Позитивные тенденции, однако, не означают отсутствия проблем в данном секторе, и об окончательном восстановлении от воздействий экономического кризиса говорить еще рано.
Банковский бизнес с каждым годом становится все более сложным с точки зрения регулирования и надзора. Ужесточение требований к кредитным организациям со стороны Банка России накладывает на них определенные обязательства, выполнение которых требует временных и трудовых, а значит, и материальных затрат, которые по силам только активным и дальновидным игрокам. Массовый отзыв лицензий кредитных организаций говорит о том, что не все частные банки справились с негативными последствиями кризиса. Почти для сотни кре-
дитных организаций 2016 год стал последним годом деятельности, для других банков он открыл новые перспективы развития. Ситуация на рынке банковских услуг улучшается, и кредитные организации постепенно восстанавливаются до докризисного уровня, о чем свидетельствует положительная процентная маржа, сформировавшая большую часть резервов по кредитам заемщиков. Впрочем за прошедшие годы банковские институты пересмотрели свой подход к риск-менеджменту, маркетингу в корпоративном сегменте, поэтому можно ожидать меньших потерь на выходе из продолжающегося кризиса.
Для эффективной работы национальной банковской системы и продолжении всеобъемлющих реформ в этой области, прежде всего, необходимо продолжить разработку план-действий со стороны государственных органов власти, которые смогут защитить финансовые, кадровые, технологические устои банковской системы. Не надо расслабляться на фоне нескольких удовлетворительных показателей в этой области. Содержание стратегического плана должно быть емким и предельно конкретным, тщательно проанализированный и просчитанный по каждой позиции, исходя из тех ресурсов, которыми сегодня банковская система реально располагает. Кроме того, стратегический план восстановления должен быть сформирован таким образом, чтобы не брать на себя тех обязательств, которые банковская система не сможет потянуть.
На основе изучения основных действий Банка России в аспекте обеспечения и защиты экономической безопасности банковской системы в условиях сложившихся глобальных сдвигов, а также в целях содействия достижению устойчивых темпов экономического роста в будущем, нами выдвигаются следующие меры для усовершенствования деятельности как для регулирующего органа, так и для основных элементов банковской системы:
1. В системе управления Банка России действует служба внутреннего аудита, но почему-то не создана ревизионная комиссия, которая напрямую подчинялась бы Правительству РФ. Целесообразно было бы создать ревизионную комиссию в самом Банке России, работающую на постоянной основе, и переподчинить ей службу внутреннего аудита ЦБ РФ. Эта комиссия должна будет предоставлять отчеты о результатах деятельности Банка России на заседаниях Государственной Думы. При этом она могла бы получать задания от профильных комитетов, включая комитеты по обороне и безопасности, на проверку деятельности главного банка страны по отдельным вопросам, в том числе влияющим на состояние национальной безопасности государства.
2. Наступил момент, когда необходимо развивать долгосрочное рефинансирование кредитных организаций со стороны ЦБ РФ, способствовать репатриации экспортных доходов, а также осуществить реформу в самой банковской системе, направленную на оздоровление, стабилизацию и консолидацию кредитных организаций.
3. Обеспечить реальный сектор экономики доступным кредитованием за счет постепенного снижения ключевой ставки вкупе с ограничением предела банковской маржи за обслуживание целевых централизованных и корпоративных кредитов.
4. Фондирование государством кредитных организаций на межбанковские и целевые централизованные кредиты реальному сектору экономики. Необходимо установить по этим двум направлениям различные процентные ставки, конъюнктурные для межбанковского кредита и фиксированные по целевым кредитам.
5. С целью оптимизации деятельности банковской системы и защиты экономической безопасности кредитных организаций создать автоматизированную сверку данных титульных частей с базой паспортных данных МВД, Пенсионного фонда России, Комитета госбезопасности в целях установления точности, определения числа субъектов кредитных историй и их реальные финансовые возможности.
6. Банковский сектор должен фондировать принципиально те отрасли, которые смогут продемонстрировать высокую отдачу. То есть необходимо адресное поддержание отрасли и секторов с высоким потенциалом роста (например, тяжелая промышленность, военная промышленность).
7. Решение значимых социальных задач является прерогативой кредитных организаций. Они живы благодаря населению, и поэтому, чтобы смягчить негативные последствия кризиса для людей, удержать ситуацию с вкладами, необходимо использовать маркетинговые рычаги воздействия в целях снижения изъятия денежных ресурсов с депозитных счетов и мотивации кредиторов.
Литература
1. Акаев А. А., Зиядуллаев Н. С., Сарыгулов А. И., Соколов В. Н. Прогнозная модель экономической динамики в условиях стагфляции с учетом волатильности курса национальной валюты // Проблемы прогнозирования. — 2017. — № 3 (162). — С. 34-42.
2. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: опенки проблемы, способы обеспечения //Вопросы экономики. — 1994. — №12.
3. Зиядуллаев Н. С., Симонова Ю. С., Зоидов З. К. Проблемы и перспективы совершенствования международной деятельности банков в условиях интеграции и глобальной нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2016. — № 6(68). — С. 78-89.
4. Зиядуллаев Н. С., Зиядуллаев С. Н., Зоидов З. К., Кибардина Ю. С. Новые горизонты евразийской интеграции в условиях глобальной турбулентности // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 1(51). — С. 125-139.
5. Дохолян С. В. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона как социо-экономико-экологической системы / С. В. Дохолян, А. М. Садыкова, А. С. Дохолян //Апробация. — № 5. — 2015. — С. 60-66.
6. Дохолян С. В. Мотивационный менеджмент на предприятиях машиностроительного комплекса / С.
B. Дохолян, К. Г. Асриянц. — Махачкала, Изд-во ИСЭИ ДНЦРАН 2005. — 200 с.
7. Дохолян С. В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. — № 9. — 2013. — С. 139-144.
8. Зоидов К. X. Экономические кризисы: причины, последствия, пути преодоления. — М.: ИПР РАН, 2004. — 208 с.
9. Зоидов К. X., Губин В. А., Кондраков А. В., Новоселов М. В. Цикличность эволюции банковской системы России в 1992-2012 годах // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 1. —
C. 47-59.
10. Зоидов К. X., Новоселов М. В., Медников В. В. Влияние и эволюция деятельности зарубежных банков в трансформационной экономике России // Региональные проблемы преобразования экономики, 2013. — № 4(38). — С. 19-29.
11. Зоидов К. X., Новоселов М. В., Медников В. В. Влияние деятельности зарубежных банков на экономику России. Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 3 / Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 15-16 апреля 2014 года. Под ред. чл.-корр. РАНГ.Б. Клей-нера. — М.: ЦЭМИ РАН, 2014. — 183 с. — С. 65-68.
12. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности. Центральный банк российской Федерации. 14.11.2016.
13. Годовой отчет Банка России за 2016 год. Центральный банк Российской Федерации. — 2017. — №4. — С. 9. — С. 32. — С. 50-51.
14. Статистический бюллетень Банка России. ЦБ РФ. — 2016. — №12 (283). — С. 104.
15. Статистический бюллетень Банка России. ЦБ РФ. 2006-2017.
16. Состояние экономики Российской Федерации. годовой отчет Банка России за 2016 год. — С. 53.
17. Цветков В. А., Степнов И. М., Ковальчук Ю. А., Зоидов К. X. Динамика развития экономических систем / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. — М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. — 380 с.
18. Финансы, денежное обращение, кредит / под ред. проф. Г. Б. Поляка. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — С. 382.
19. Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. — М.: Наука, 1999. — С. 315
20. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru /, своб. — Загл. с экрана (дата обращения 10.01.2017).
21. Распоряжение Правительства РФ от 27января 2015 г. — № 98.
22. Levitt T. Globalisation of Markets // Global Marketing Management: Cases and Readings /edn. By R.D. Buzzel, Y.A. Quelch, C.A. Bartellet. 3 rd end. J N.Y.: Addison-Wesley Publishing Company, 1995. P. 15.
23. Alchian, Armen A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy. 1950. Vol. 58. P. 211-221.
24. Nelson R. R., Winter S. . An evolutionary theory of economic change. M.: Finstatinform, 2000. 474 p. References:
1. Akaev A. A., Ziyadullaev N. S., Sarygulov A. I. and Sokolov V. N. A predictive model of economic dynamics during stagflation taking into account the volatility of the national currency //Studies on Russian Economic Development. 2017. Vol. 28. No. 3. PP. 266-270.
2. Arhipov A., Gorodetskiy A., Mihailov B. Economic security: the honey problem, the methods of the security // Issues of economy. 1994. No. 12.
3. Ziyadullaev N., Simonova Yu. S., Zoidov Z. K. Problems and prospects of development of international activities of banks in conditions of integration and global instability // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 6(68). P. 78-89.
4. Ziyadullaev N. S., Ziadullaev S. N., Zoidov Z. K., Kibardina Yu. C. New horizons of the Eurasian integration in the context of global turbulence // Regional problems of transformation of the economy. 2015. No. 1(51). P. 125-139.
5. Dokholyan S. V. Conceptual approaches to the achievement of sustainable economic development of the region as socio-economic-ecological systems / S. V. Dokholyan, A. M. Sadykov, A. S. Dokholyan // Testing. No. 5. 2015. P. 60-66.
6. Dokholyan S. V. Motivation management at the enterprises of machine-building complex / S. V. Dokholyan, K. G. Asriyants. Makhachkala, Moscow, ISER DAS RAS 2005. 200 p.
7. Dokholyan S. V. Strategic approach to the development and implementation of regional socio-economic policy //Economics and entrepreneurshiP. No. 9. 2013. P. 139-144.
8. Zoidov K. Kh. Economic crises: causes, consequences, ways of overcoming. M.: MEI RAS, 2004. 208 p.
9. Zoidov K. Kh., Gubin V. A., Kondrakov A. V., Novoselov M. V. Cyclical evolution of the Russian banking system in 1992-2012 // Regional problems of transformation of the economy, 2013. No. 1. P. 47-59.
10. Zoidov K. Kh., Novoselov M. V., Mednikov V. V. Impact and evolution of the activities offoreign banks in the transition economy of Russia // Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 4(38). P. 19 -29.
11. Zoidov K. Kh., Novoselov M.V., Mednikov V.V. Impact of the activities of foreign banks on the Russian economy. Strategic planning and enterprise development. Section 3 / proceedings of the Fifteenth all-Russian Symposium. Moscow, 15-16 April 2014. Under the editorship of corresponding member RAS G.B. Kleiner. Moscow: CEMI RAS, 2014. 183 p. P. 65-68.
12. Regulations on the procedure offormation by credit organizations of reserves for possible losses on loans, loan and similar debt. The Central Bank of the Russian Federation. 14.11.2016.
13. Annual report of the Bank of Russia for the year 2016. The Central Bank of the Russian Federation. 2017. No. 4. P. 9, 32, 50-51.
14. Statistical Bulletin of the Bank of Russia. CBR. 2016. No. 12 (283). P. 104.
15. Statistical Bulletin of the Bank of Russia. CBR. 2006-2017.
16. The state of the economy of the Russian Federation. Annual report of the Bank of Russia for the year 2016. P. 53.
17. Tsvetkov V. A., Stepnov I. M., Kovalchuk Y. A., Zoidov K. Kh. Dynamics of development of economic systems / Under the editorship of corresponding member RAS V. A. Tsvetkov, Moscow: CEMI RAS / RAS Ypres, 2016. 380 p.
18. Finance, money circulation, credit / under the editorship of Professor G.B. Polyak. M.:YUNITI-DANA, 2001. P. 382.
19. Yakovets Yu. V. Cycles. Crises. Forecasts. M.: Nauka, 1999. P. 315
20. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [An electronic resource]. Access mode: https://www.minfin.ru / date accessed 10.01.2017, free. Heading from the screen.
21. The decree of the RF Government of January 27, 2015. No. 98.
22. Levitt T. Globalisation of Markets // Global Marketing Management: Cases and Readings /edn. By R. D. Buzzel, Y. A. Quelch, C. A. Bartellet. 3 rd end. J N.Y.: Addison-Wesley Publishing Company, 1995. P. 15.
23. Alchian, Armen A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy. 1950. Vol. 58. P. 211-221.
24. Nelson R. R., Winter S. J. An evolutionary theory of economic change. M.: Finstatinform, 2000. 474 p.