Научная статья на тему 'Государственная независимость и новые функции Национального банка Таджикистана'

Государственная независимость и новые функции Национального банка Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1585
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК / NATIONAL BANK / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY-CREDIT POLICY / МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / MACROPRUDENTIAL POLICY / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлатов Искандар Хасанович

В статье рассмотрены вопросы новых функций Национального банка Таджикистана в современных условиях с учётом вызовов мирового финансового кризиса. Значимость данных вопросов обусловлена тем, что от обеспечения финансовой стабильности, разработки механизма защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности зависит не только поддержание устойчивости банковской системы и формирование финансового рынка, но и развитие всей экономической системы страны. Предложены рекомендации о внедрении макропруденциальной политики и механизма защиты прав потребителей в Республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давлатов Искандар Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INDEPENDENCE AND NEW FUNCTIONS OF THE NATIONAL BANK OF TAJIKISTAN

The manuscript discusses the issues of new functions of the National Bank of Tajikistan in the modern conditions taking into account the challenge of the world financial crisis. The importance of these issues is due to the fact that not only maintenance of stability of the banking system and forming the financial market, but also the development of the whole economic system of the country depend on provision of financial stability, development of a mechanism of protection of rights of consumers of financial services, and improving the financial literacy. Recommendations are suggested to implement the macroprudential policy and the mechanism of protection of rights of consumers in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Государственная независимость и новые функции Национального банка Таджикистана»

ДАВЛАТОВ И.Х.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ И НОВЫЕ ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ТАДЖИКИСТАНА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы новых функций Национального банка Таджикистана в современных условиях с учётом вызовов мирового финансового кризиса. Значимость данных вопросов обусловлена тем, что от обеспечения финансовой стабильности, разработки механизма защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности зависит не только поддержание устойчивости банковской системы и формирование финансового рынка, но и развитие всей экономической системы страны. Предложены рекомендации о внедрении макропруденциальной политики и механизма защиты прав потребителей в Республике Таджикистан.

Ключевые слова: национальный банк, финансовая стабильность, денежно-кредитная политика, макропру-денциальная политика, защита прав потребителей, финансовая грамотность.

DAVLATOV

STATE INDEPENDENCE AND NEW FUNCTIONS OF THE NATIONAL BANK OF TAJIKISTAN

Abstract. The manuscript discusses the issues of new functions of the National Bank of Tajikistan in the modern conditions taking into account the challenge of the world financial crisis. The importance of these issues is due to the fact that not only maintenance of stability of the banking system and forming the financial market, but also the development of the whole economic system of the country depend on provision of financial stability, development of a mechanism of protection of rights of consumers of financial services, and improving the financial literacy. Recommendations are suggested to implement the macroprudential policy and the mechanism of protection of rights of consumers in the Republic of Tajikistan.

Keywords: the national bank, financial stability, monetary-credit policy, macroprudential policy, protection of the rights of consumers, financial literacy.

Необходимым условием стабильного развития экономики и формирования современной банковской системы является создание и обеспечение эффективного функционирования центрального (национального) банка. Роль и функции национального банка как главного банка страны с наделением особыми полномочиями сводятся к осуществлению денежно-кредитной политики, эмиссии национальных денежных знаков и регулированию всей кредитно-банковской системы.

Современная банковская система Таджикистана, по существу, создавалась и развивалась в период становления Республики Таджикистан как независимого государства и перехода экономики к рыночным отношениям. Банковская система в Таджикистане базировалась на филиалах банков Советского Союза — Республиканском отделение Госбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Сбербанка СССР. После распада СССР и образования независимого Таджикского государства на базе Республиканского отделения Госбанка СССР был создан Национальный банк Таджикистана, а филиалы других банков преобразовались в самостоятельные банковские учреждения. При этом основной задачей переходного периода для создаваемой банковской системы являлось кардинальное изменение функций и методов деятельности банков для работы при новых рыночных отношениях в экономике.

В 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы страны. Эмиссионная деятельность и надзор остались за Госбанком СССР, а кредитование хозяйственной деятельности разделили между специализированными банками — Промстройбанком, Агропромбанком, Жилсоцбанком, Внешэкономбанком и Сбербанком СССР. Филиалы этих банков образовались и в Таджикской ССР. Такое разделение и создание специализированных банков принципиально не изменило административно-командного характера кредитных отношений в стране.

В условия становления независимости и перехода к рыночным отношениям с целью созда-

ния системы денежно-кредитного регулирования, адекватного сложившимся условиям, 28 июня 1991 г. филиал Государственного банка СССР в Таджикистане был преобразован в Национальный банк Республики Таджикистан и выведен из подчинения Правительства Республики Таджикистан, получая, таким образом, необходимую независимость. Все другие филиалы банков преобразовались в отдельные банки и постепенно акционировались, кроме Сбербанка (сегодня это «Амонатбанк»). То есть была создана двухуровневая система — государственные и коммерческие банки.

Принятие на второй сессии Верховного совета Таджикской ССР 12-го созыва 24 августа 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики предопределило начало формирования современной национальной банковской системы суверенного Таджикистана. С принятием Верховным советом республики законодательных актов о национальном банке, банках и банковской деятельности, о национализации республиканских государственных банков и банка Госбанка ССР, а также с завершением формирования национального банка вся полнота власти в области денежно-кредитной сферы на территории Республики Таджикистан перешла к Национальному банку. Таким образом, согласно постановлению Верховного совета Таджикской ССР от 28 июня 1991 г был создан Национальный банк Республики Таджикистан на базе Госбанка СССР в республике.

Функции и задачи банков Советского Союза и их филиалов в Таджикистане кардинальным образом отличались от деятельности, свойственной рыночной экономике. Они, по существу, являлись частью общей системы централизованного контроля и распределения ресурсов в экономике и сопровождали выполнение бюджета в своей сфере. В их деятельности отсутствовало большинство функций и задач, свойственных банкам в общепринятой мировой практике.

Исходя из этого, на начальном этапе основная часть усилий была направлена на создание правовой базы для функционирования банковской системы. Были приняты законы «О Национальном банке Республики Таджикистан» (21.02.1991), «О банках и банковской деятельности» (21.02.1991), «О валютном регулировании и валютном контроле» (04.11.1995). На их базе и с учётом мирового опыта Национальным банком Республики Таджикистана были разработаны и введены в действие нормативные акты, позволяющие изменить функции и задачи банков, приспособить их деятельность к новым условиям. По мере становления и развития банковской системы и экономики Республики Таджикистан в целом, развивается и законодательная база и функционирование кредитных организаций.

Можно констатировать, что в процессе становления и развития Республики Таджикистан как самостоятельного и независимого государства его банковская система из филиальной сети превратилась в современную, независимую и имеющую информационные, технологические и технические средства, а также кадровый потенциал, кредитную структуру. Создана двухуровневая банковская система: первый уровень — это контролирующий и регулирующий орган — Национальный банк Таджикистана; второй — коммерческие банки. С учётом специфики развития экономики Таджикистана позднее, с 2004 г., начали открываться и успешно функционировать микрофинансовые организации.

Отметим, что одной из специфических особенностей становления и развития банковской системы Республики Таджикистана, в отличие от других стран СНГ, является гражданская война. Приходилось наряду с реформой направлять значительные усилия на обеспечение бесперебойного функционирования банков, сохранения их имущества и кадров. Благодаря непрерывной поддержке правительства Республики Таджикистан страна сумела не только сохранить, но и — главное — провести реформу банковской системы и превратить её в полноценную и независимую современную кредитную структуру. Она в настоящее время имеет разветвлённую сеть внутри республики, оказывает все виды банковских услуг и связана со многими международными финансовыми структурами, а также обеспечивает платёжную систему страны.

Национальный банк Таджикистана в целях кардинального преобразования банковской системы и реформы денежно-кредитных отношений за истёкший период сосредоточил свои усилия на создании, по существу, нового правового поля и нормативной базы банковской деятельности Республики Таджикистан, а также обеспечение эффективного управления банков-

ской системой страны.

Если до 1994 г. Национальный банк Таджикистана занимался распределением ресурсов в экономике и предоставлением кредитов через основные специализированные государственные банки: «Амонатбанк» (Сбербанк), «Внешэкономбанк», «Агропромбанк», «Ориенбанк» и «Таджибанкбизнес», обладавшие в совокупности 76% кредитов, то в дальнейшем эти функции в значительной мере перешли к самим коммерческим банкам.

Отметим, что одним из существенных факторов и особенностей становления и развития денежно-кредитной системы Таджикистана и в целом процесса перехода её экономики к рыночным отношениям явилось значительно позднее введение национальной валюты. Несмотря на получение политической независимости, в республике до конца 1993 г. в качестве платёжной единицы использовались деньги Советского Союза, а до 1 января 1994 г. — деньги Российской Федерации. В результате в Таджикистан пришло около 65 млрд руб., приведших к кризису банковской системы и денежного обращения. Проведённая в 1995 г. денежная реформа ввела в качестве национальной валюты «таджикский рубль», который находился в обращении около пяти лет. В этот период в условиях глубокого кризиса экономики Национальный банк Таджикистана вынужден был выдавать значительные кредиты на импорт зерна, муки, сахара, нефтепродуктов и других ресурсов, являющихся жизненно важными для страны. Такая несвойственная деятельность позволила в 1997 г. остановить спад производства. Начиная с 1997 г. в соответствии с программой правительства Республики Таджикистан по финансовой и экономической политике со стороны Национального банка Таджикистана прекращено кредитование экономики.

Цели и задачи центральных (национальных) банков считаются одним из основных факторов, предопределяющих свободу их деятельности и полномочия, от которых, безусловно, зависит независимость таких банков. Поэтому эти вопросы по-разному решены в разных странах мира. Например, основные цели и задачи центрального банка (или национального банка, резервного банка или резервной системы) в таких странах, как Австрия, Дания, Франция, Германия, Швейцария и Япония, закреплены конституционно или подробно изложены в законодательстве о центральных банках, а в США, Швеции, Италии сформулированы в законодательствах в общих чертах.

Немаловажное значение имеют цели и задачи центральных (национальных) банков стран СНГ, имеющие схожие условия и этапы развития банковской системы. С этой целью обзор банковских законодательных актов, регулирующих деятельность 11 центральных (национальных) банков в СНГ приведены на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, наиболее часто в качестве целей деятельности центральных (национальных) банков СНГ указывается ценовая стабильность (54,5%), а затем стабильность национальной валюты (45,5%), содействие развитию банковской системы (45,5%) и обеспечение стабильности платёжной системы (36,4%). Ценовую стабильность общепринято измерять индексом потребительских цен, то есть она характеризуется показателем инфляции. В тех странах, где целью деятельности центральных (национальных) банков является ценовая стабильность, её поддержание рассматривается в качестве необходимого условия для обеспечения устойчивого экономического роста страны.

Согласно данным Института комплексных стратегических исследований Российской Федерации целями деятельности 28 рассмотренных центральных банков в мире является: ценовая стабильность — 54%, стабильность национальной валюты и содействие экономическому развитию — по 50%, финансовая стабильность — 46%, стабильность платёжной системы — 21%, занятость — 18% [2].

Сравнение проведённого нами анализа целей деятельности 11 центральных (национальных) банков СНГ и рассмотренных центральных банков в мире показывает, что основные различия состоят в том, что в странах СНГ в качестве целей центральных (национальных) банков меньше предусмотрены вопросы содействия экономическому развитию и вообще не уделяется внимания вопросам занятости населения. На наш взгляд, это обусловлено неразвитостью банковской системы и инструментов финансового рынка стран СНГ, недостаточности финансовых ресурсов и зависимостью от глобальных рынков.

Рис. 1. Основные цели центральных (национальных) банков СНГ [5]

Для большинства центральных (национальных) банков стран СНГ, как и в мире, в банковских законодательствах предусмотрено более одной цели. Например, количество целей центральных (национальных) банков СНГ характеризуются данными на рисунке 2.

Как видно из приведённых данных на рисунке 2, больше всего целей для центрального (национального) банка установлено в России (5) и в Азербайджане, Белоруссии, Молдове и Таджикистане (3), при этом в Белоруссии и России в качестве основных цели предложено лишь поддержание стабильности национальной валюты.

1 1 1 4 5 6 1 8 Цели

Азербайджан 3

Армения 1

Беларусь 3

Казахстан 1

Киргизия 1

Молдова 3

Россия 5

Таджикистан 3

Туркменистан 1

Узбекистан 1

Украина 1

1 Деновая стабильность

2 Стабильность нац.валюта

3 Занятость

4 Развитие банковской системы

5 Развитие финансовой системы/финансовая стабильность

6 Содействие экономическому развитию

7 Стабильность платежной системы а Прочие

Рис. 2. Цели деятельности центральных (национальных) банков СНГ [5]

Содействие экономическому развитию и обеспечению развития финансового рынка считается только целью Банка России, что является очень важным при нынешней экономической ситуации в мире [10-17].

Национальный банк Таджикистана является главный банком страны, он наделён особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы.

В законе Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» от 2011 г. в качестве основной его цели указывается на поддержание долгосрочного внутреннего уровня стабильности цен, а дополнительными целями являются поддержание стабильности банковской системы и содействие эффективному и бесперебойному функционированию платёжной системы.

Для достижения вышеуказанных целей Национальный банк Таджикистана выполняет следующие задачи:

- разработка и реализация денежно-кредитной политики Республики Таджикистан;

- проведение экономического и денежного анализа и внесение на его основе правительству Республики Таджикистан предложений, а также доведение результатов анализа до сведения общественности;

- выдача лицензии кредитным организациям для осуществления банковских операций, регулирования и надзора за их деятельностью;

- выдача лицензии кредитным организациям для осуществления их деятельности, регулирования и надзора за их деятельностью;

- создание платёжной, клиринговой, расчётной систем и системы денежных услуг, регулирование и надзор за их деятельностью;

- монопольное осуществление эмиссии денежной наличности, организация обращения и изъятия денег из обращения;

- хранение и управление международными резервами;

- совершение банковских операций;

- принятие на себя от имени Республики Таджикистан обязательств и выполнение операций, вытекающих из участия Республики Таджикистан в деятельности международных финансовых организаций;

- составление платёжного баланса Республики Таджикистан.

Следует отметить, что перечисленные задачи Национального банка Таджикистана в основном совпадают с функциями центральных (национальных) банков других стран. Например, как и в других центральных банках, главной задачей Национального банка Таджикистана является разработка и реализация денежно-кредитной политики. В целях обеспечения эффективного использования инструментов денежно-кредитной политики и стабильного роста денежно-кредитных показателей Национальный банк Таджикистана составляет прогноз денежно-кредитной политики на следующий год и ежегодно представляет его не позднее 1 ноября на рассмотрение Маджлиси намояндагон, Маджлиси Оли Республики Таджикистан и ежеквартально публикует информацию о макроэкономическом положении и о вопросах, касающихся реализации монетарной политики в средствах массовой информации.

В этом законе определены правовой статус, функции и задачи, принципы организации и деятельность Национального банка как независимого юридического лица от других органов государственной власти. Согласно закону Национальный банк является центральным эмиссионным, резервным банком Республики Таджикистан, находится в собственности Республики Таджикистан и подотчётен Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Важным вопросом в деятельности Национального банка Таджикистана является независимость от исполнительной власти, что заключается в его распоряжении важных инструментов денежно-кредитной политики, к числу которых относятся процентные ставки по операциям Национального банка Таджикистана, нормативов обязательных резервов, операции на открытом рынке, кредитование кредитных организаций, валютное регулирование и валютные операции, установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения. Другим параметром независимости Национального банка Таджикистана является то, что Республика Таджикистан не несёт ответственности по обязательствам Национального банка

Таджикистана, за исключением обязательств, принятых по согласию с Маджлиси намоянда-гон, Маджлиси Оли Республики Таджикистан или президента Республики Таджикистан. Национальный банк Таджикистана также не несёт ответственности по обязательствам Республики Таджикистан, принятым без согласия Национального банка Таджикистана.

В соответствии с законом Республики Таджикистан от 1 августа 2003 г. «О гарантии вкладов физических лиц» с целью укрепления доверия населения к банковскому сектору в 2004 г. был внедрён механизм страхования вкладов физических лиц и создан Фонд гарантии вкладов физических лиц. Однако в связи с необходимостью дальнейшего развития системы страхования вкладов физических лиц в банковском секторе парламентом Республики Таджикистан от 2 августа 2011 г. был принят новый закон «О страховании сбережений физических лиц», в соответствии с которым правопреемником Фонда гарантии вкладов физических лиц стал Фонд страхования сбережений физических лиц. Данный фонд защищает права и законные интересы вкладчиков путем выплаты страховых возмещений.

Вместе с этим Национальный банк Таджикистана в целях борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путём, и во избежание финансирования терроризма с 2010 г. берёт на себя ответственность по борьбе с отмыванием денег. Этим вопросам занимается департамент финансового мониторинга Национального банка Таджикистана, который может принять необходимые меры и в связи с этим осуществлять соответствующее регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций.

В соответствии с внесёнными изменениями и дополнениями в закон Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» от 2014 г. Национальный банк Таджикистана приобрёл новый мандат по вопросам регулирования и защиты прав потребителей финансовых услуг. Теперь Национальному банку Таджикистана дана новая функция — создание благоприятных условий для защиты интересов потребителей услуг банковской системы, и он может оштрафовать кредитные организации в случае нарушения отмеченных интересов.

Как уже было отмечено, одной из дополнительных целей Национального банка Таджикистана является поддержание стабильности банковской системы. Опыт работы других стран показывает, что на протяжении истории развития многих центральных (национальных) банков их деятельность связана именно с выполнением этой функции. Это предполагает, что при возникновении обстоятельств, угрожающих стабильности банковской системы, центральный (национальный) банк может выступить в роли кредитора последней инстанции. Для Национального банка Таджикистана важным считается не только поддержание банковской, но и финансовой системы, особенно в период мировых финансовых кризисов. Однако в Таджикистане законодательно за Национальным банком не закреплены функции кредитора последней инстанции. Следовательно, восстановление этой функции является актуальным, так как совершенствование финансового регулирования и надзора в нынешних условиях и передачи функции надзора за некоторыми сегментами финансового рынка в Национальный банк Таджикистана зависит именно от этого.

Актуальность проблемы новых функций центрального банка для Республики Таджикистан обусловлена двумя факторами: во-первых, спустя 24 года после приобретения государственной независимости до сих пор Национальному банку и правительству Таджикистана не удалось в полной мере сформировать полноценный финансовый рынок и обеспечить финансовую стабильность; во-вторых, в условиях усложнившейся в последнее время структуры финансового сектора, ускорения процессов глобализации, а также внедрения новых банковских продуктов и услуг одной из важнейших задач центральных (национальных) банков является защита прав потребителей финансовых услуг и финансовой грамотности населения.

В этой связи во всех странах представляет интерес изучение вопросов макропруденциаль-ной политики, защиты прав потребителей и финансовой грамотности.

Одним из главных вопросов для центральных (национальных) банков в современных условиях стал вопрос сочетания финансовой стабильности и стабильности цен. Очевидно, что низкая и стабильная инфляция не является гарантией финансовой стабильности. Несмотря на это, центральные банки стали придавать большое значение финансовой стабильности, и некоторые из них, в частности Банк Англии, разработали новую систему макропруденциальной политики для укрепления финансовой стабильности при одновременном таргетировании инфляции [9,

с. 17].

Как известно, одной из коренных причин мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. стала макроэкономическая политика, которая не принимала в расчёт нарастание системных рисков финансового сектора и рынка жилья. Это было вызвано тем, что микропруденциальный надзор рассматривал вопросы на уровне отдельных кредитных организаций, причём банки и инструменты денежно-кредитной политики оказались не способны выполнить доверенную им функцию.

Новые функции центральных (национальных) банков большинства развитых и развивающихся стран после мирового финансового кризиса связаны с осуществлением макропруденци-альной политики, сущность которой заключается в оценке системных рисков, присущих не только банковскому сектору, но и финансовой системе в целом. Хотя выполнение данной функции в большей степени зависит от Национального банка Таджикистана как органа денежно-кредитной политики и регулирования банковского сектора, всё же проведение макропру-денциальной политики требует привлечения других министерств и ведомств, осуществляющих регулирование и надзор за прочими сегментами финансового рынка.

Актуальность выполнения Национальным банком Таджикистана данной функции исходит из его опыта в оценке рисков, осуществления денежно-кредитной политики и его независимости. Поэтому включение в компетенцию Национального банка Таджикистана действий, направленных на обеспечение финансовой стабильности позволяет произвести анализ устойчивости финансового сектора на агрегированном уровне и оценки взаимосвязи между системно-значимыми финансовыми институтами в разных сегментах финансового рынка.

Фактически отдельные меры макропруденциальной политики в Таджикистане уже используются для предотвращения вероятности возникновения системных банковских кризисов и снижения системного риска. Например, в целях повышения эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и снижения уровня долларизации в экономике был принят ряд действий системного характера. В частности, с 2011 г. ужесточён порядок формирования фонда покрытия возможных по ссудам для кредитов в иностранной валюте. В инструкции № 177 Национального банка Таджикистана «О порядке формирования и использования резерва и фонда покрытия возможных потерь по ссудам» предусмотрен дифференцированный подход к формированию фонда возможных потерь по ссудам для кредитов в иностранной валюте, в связи с наличием не только кредитного, но и валютного риска для безнадёжной группы кредитов в иностранной валюте установлен в размере 110%. С 2014 г. для данной группы кредитов при предоставлении кредита без письменного согласия заёмщика о предоставлении информации в Бюро кредитных историй или о предоставлении кредитного отчёта о данном заёмщике со стороны Бюро кредитных историй фонд формируется на уровне 120% [6].

В целях обеспечения эффективной денежно-кредитной политики и повышения доверия к национальной валюте в связи с ростом влияния волатильности курса на экономику из-за турбулентности в мировой экономике согласно постановлению правления Национального банка Таджикистана были изменены нормы обязательных резервов по обязательствам в национальной и иностранной валютах. Объём обязательных резервов для депозитов в национальной валюте снижен на 3%, а в иностранной валюте увеличен на 1%. Таким образом, объём обязательных резервов для депозитов в национальной валюте установлен на уровне 2,0%, а в иностранной валюте — 8,0% годовых, и все расчеты по новым процентным ставкам в банковской системе будут осуществляться с 1 января 2015 г.

Однако внедрение макропруденциальной политики в Республике Таджикистан требует принятия более широких и действенных мер, обеспечивающих устойчивость финансового сектора на агрегированном уровне. С этой целью с учётом опыта других стран, формирующих рынок, считаем целесообразным принятие следующих мер:

- создать межведомственную рабочую группу из числа специалистов Национального банка Таджикистана, министерства финансов Республики Таджикистан, министерства экономического развития и торговли, налогового комитета и фонда страхования сбережений физических лиц;

- предусмотреть институциональное изменение в структуре Национального банка Таджи-

кистана путём открытия специальных подразделений, отвечающих за финансовую стабильность, а также защиту прав потребителей и финансовую грамотность;

- внести изменения в банковское законодательство с целью придания Национальному банку Таджикистана новых функций по обеспечению финансовой стабильности и развитию финансового рынка, а также содействию экономическому развитию;

- разработать и реализовать инструменты макропруденциальной политики для достижения финансовой стабильности.

Кроме того, с целью обеспечения и улучшения доступа к финансовым услугам, а также признания защиты прав потребителей и развития их финансовой грамотности в качестве одного из приоритетных направлений обеспечения финансовой стабильности в Таджикистане Национальный банк Таджикистана с 2011 г. стал членом Альянса за финансовую доступность (AFI), а с 2014 г. присоединился к Декларации майя этого Альянса. Тем самим республика приняла на себя обязательства уделять особое внимание внедрению новых видов банковских услуг и улучшению доступа населения к этим продуктам, особенно в отдалённых горных районах, обмениваться опытом и знаниями с другими членами Альянса, содействовать развитию всеобъемлющей структуры защиты прав потребителей, а также до 2017 г. обеспечить доступ к финансовым ресурсам для населения сельской местности на уровне 40%, а услугами мобайл-банкинга охватить 30% населения [1].

По данным вопросам Национальный банк Таджикистана активно сотрудничает со Всемирным банком и с Германским обществом по сотрудничеству. В частности, Национальным банком Таджикистана совместно с Германским обществом по сотрудничеству созданы рабочие группы по внедрению мобайл-банкинга и совершенствованию системы «Единое окно», в результате чего потребители финансовых услуг будут иметь возможность получать финансовые услуги дистанционно, а микрофинансовые организации — оптимизировать процесс предоставления финансовой отчётности.

Следует отметить, что в республике, в частности в целях повышения уровня правовой и финансовой грамотности населения, правительством была принята Стратегия развития банковского сектора на 2010-2015 гг. Это потребовало расширения спектра оказываемых банками услуг, а также создания системы защиты прав потребителей в финансовой сфере и повышения финансовой грамотности населения, что будет способствовать повышению доверия к кредитным организациям и обеспечению стабильности банковского сектора.

В современных условиях для повышения уровня защиты прав потребителей и финансовой грамотности, на наш взгляд, необходимо:

- разработать общенациональную программу повышения финансовой грамотности населения, а также всеобъемлющую законодательную и нормативно-правовую базу в сфере защиты прав потребителей;

- усилить защиту прав потребителей за счёт разработки и внедрения специфических для финансового сектора программ по информированию граждан об их правах и механизмах защиты на основе информационных ресурсов надзорных органов;

- внедрить институт финансового омбудсмена для рассмотрения жалоб и претензий, касающихся финансовых услуг;

- разработать рекомендации, направленные на усовершенствование требований к раскрытию информации для потребителей финансовых услуг с учётом мирового опыта и требований Базельского комитета по банковскому надзору.

Это позволило бы на качественно более высоком уровне решать задачи защиты прав потребителей и финансовой грамотности, а также обеспечения стабильности финансовой системы республики.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным в рамках совершенствования банковской законодательной базы уточнить политику Национального банка Таджикистана, направленную на снижение инфляции, содействие обеспечению финансовой стабильности в экономике, поддержание экономического роста и сглаживание обменного курса национальной валюты.

Литература

1. NBT Maya Declaration Commitment promotes financial and banking stability in Tajikistan [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.afi-global.org/news/2014/5/ 15/nbt-maya-declaration-commitment-promotes-financial-and-banking-stability-tajikistan.

2. Аналитическая серия Института комплексных стратегических исследований. Выпуск 60 (119), 15 июля 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

3. Власенко М. Макропруденциальная политика как средство сглаживания проявлений системного финансового риска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.nbrb.by/bv/cont.asp?id=9878.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Демченко Л. В., Горина И. В. О роли макропруденциальных факторов развития банковского рынка в условиях роста неопределенности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/o-roli-makroprudentsialnyh-faktorov-razvitiya-bankovskogo-rynka-v-usloviyah-rosta-neopredelennosti.

5. Законы о центральных (национальных) банках, размещённые на официальных сайтах центральных (национальных) банков Азербайджана (http://www.cbar.az), Армении (http://www.cba.am), Белоруссии (http://www.nbrb.by), Казахстана (http://www.nationalbank.kz), Киргизии (http://www.nbkr.kg), Молдовы (https://www.bnm.md), России (http://www.cbr.ru), Таджикистана (http://www.nbt.tj), Туркменистана (http://www.cbt.tm), Узбекистана (http://www.cbu.uz), Украины (http://www.bank.gov.ua).

6. Инструкции № 177 Национального банка Таджикистана «О порядке формирования и использования резерва и фонда покрытия возможных потерь по ссудам» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbt.tj/files /ins177_ru_1 _pdf. pdf.

7. Каллаур П. В. Финансовая стабильность как цель деятельности центрального банка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.nbrb.by/bv/arch/474.pdf.

8. Симановский А. Ю. Банковское регулирование: реэволюция (часть II) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/simanovsky _09_14.pdf

9. Центр исследований деятельности центральных банков. Джилл Хэммонд. Практика инфляционного таргетирования-2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

10. Зиядуллаев Н. С., Зиядуллаев У. С., Кибардина Ю. С. Эффективность международной деятельности национальных банков //Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 8. — С. 58-72.

11. Зоидов К. Х. Особенности трансформационного кризиса экономики России и Таджикистана. — М.: ИПР РАН, 1995. — 70 с.

12. Зоидов К. Х., Махмудова Л. Ш. Особенности трансформационного кризиса и проблемы формирования бизнесориентированной рыночной экономики в Республики Таджикистан. — М.: ИПР РАН, 1999. — 206 с.

13. Зоидов К. Х. Россия и Таджикистан: проблемы прогнозирования экономического развития и преодоления трансформационного кризиса. — М.: ИПР РАН, 2000. — 278 с.

14. Зоидов К. Х. Экономические развития Республики Таджикистан: выбор модели //Проблемы прогнозирования. — 2002. — № 1. — С. 112-121.

15. Зоидов К. Х., Зоидов З. К. Ретроспективный анализ и прогнозирование циклических колебаний макроэкономической динамики Республики Таджикистан на основе эконометрических методов. — М.: ЦЭМИ РАН, 2012. — 341 с.

16. Зоидов К. Х., Губин В. А., Кондраков А. В., Новосёлов М. В. Цикличность эволюции банковской системы России в 1992-2012 гг. //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 1. — С. 47-59.

17. Зоидов К. Х., Новоселов М. В., Медников В. В. Влияние и эволюция деятельности зарубежных банков в трансформационной экономике России // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 4 (38). — С. 19-29.

References:

1. NBT Maya Declaration Commitment promotes financial and banking stability in Tajikistan [Electronic resource]. — Access mode: http://www.afi-global.org/news/2014/5/ 15/nbt-maya-declaration-commitment-promotes-financial-and-banking-stability-tajikistan.

2. The analytical series of the Institute for complex strategic studies. Issue 60 (119), July 15, 2013 [Electronic resource]. — Access mode: Error! Invalid object hyperlinks.

3. Vlasenko M. Macroprudential policy as a means of smoothing manifestations of systemic financial risk [Electronic resource]. — Access mode: http: //www.nbrb.by/bv/cont.asp?id=9878.

4. Demchenko L. V., Gorina I. V. macroprudential factors of role development of the banking market in the conditions of increasing uncertainty [Electronic resource]. — Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-makroprudentsialnyh-faktorov-razvitiya-bankovskogo-rynka-v-usloviyah-rosta-neopredelennosti.

5. The laws of the Central (national) banks, posted on the official websites of Central (national) banks of Azerbaijan (http://www.cbar.az), Armenia (http://www.cba.am), Belarus (http://www.nbrb.by), Kazakhstan (http:// www.nationalbank.kz), Kyrgyzstan (http://www.nbkr.kg), Moldova (https://www.bnm.md), Russia (http:// www.cbr.ru), Tajikistan (http://www.nbt.tj), Turkmenistan (http://www.cbt.tm), Uzbekistan (http://www.cbu.uz), Ukraine (http://www.bank.gov. ua).

6. Instruction No. 177 of the National Bank of Tajikistan "On the procedure of formation and use reserve and Fund of the covering possible losses on loans" [Electronic resource]. — Access mode: http://www.nbt.tj/files / ins177_ru_1 _pdf pdf.

PEniOIIA.IbllDIE IIPOBJ1EMDI IIPE0BPA30BAIIHQ '3KOIIOMHKH, №6, 2015

7. Kallaur P. V. Financial stability as an objective of Central Bank activity [Electronic resource]. — Access mode: http: //www.nbrb.by/bv/arch/474.pdf.

8. Alexei Simanovsky Banking regulation: revolucia (part II) [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/simanovsky _09_14.pdf

9. Research centre of Central banking. Jill Hammond. The practice of inflation targeting-2012 [Electronic resource]. — Access mode: Error! Invalid object hyperlinks.

10. Ziyadullaev N. S., U. S. Ziyadullaev, S. Y. kibardin Efficiency of international activities of national banks // the Russian external economic Bulletin. — 2013. — No. 8. — S. 58 to 72.

11. Zoidov K. H. Features of the transformation crisis of the economy of Russia and Tajikistan. Moscow: IPE RAS, 1995. — 70 S.

12. Zoidov K. H., Makhmudova L. sh Features of the transformational crisis and the problems of formation bizneslediirina market economy in the Republic of Tajikistan. Moscow: IPERAS, 1999. — 206p.

13. Zoidov K. H. Russia and Tajikistan: problems of forecasting of economic development and overcoming of the transformation crisis. Moscow: IPE RAS, 2000. — 278.

14. Zoidov K. H. the Economic development of the Republic of Tajikistan: selection model // problems offorecasting. — 2002. — No. 1. — P. 112-121.

15. Zoidov K. H., K. Z. Zoidov Retrospective analysis and forecasting of cyclic fluctuations of macroeconomic dynamics of the Republic of Tajikistan on the basis of econometric methods. — Moscow: CEMI RAS, 2012. — 341 p.

16. Zoidov K. H., Gubin V. A., Kondrakov A.V., Novoselov M. V. Cyclical evolution of the Russian banking system in 1992-2012 // Regional problems of transformation of economy. — 2013. — No. 1. — S. 47-59.

17. Zoidov K. H., Novoselov M. V., Mednikov V. V. Impact and evolution of foreign banks in the transition economy of Russia // Regional problems of transformation of economy. — 2013. — № 4 (38). — P. 19-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.