Научная статья на тему 'Центральные органы управления подготовкой офицерских кадров для пехоты и кавалерии русской армии в ХIX начале XX века'

Центральные органы управления подготовкой офицерских кадров для пехоты и кавалерии русской армии в ХIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «Военная история»

396
119
Поделиться
Журнал
Армия и общество
Область наук
Ключевые слова
русская армия / военное образование / подготовка / офицерские кадры / управление / ГУВУЗ (Главное управление военно-учебных заведений) / GUVUZ (Main directorate of military education institutions)

Аннотация научной статьи по военному делу, автор научной работы — Лопаткин Виктор Владимирович

В статье рассматривается история становления и развития органов управления военно-учебными заведениями, занимавшихся подготовкой офицеров для основных родов войск русской армии в ХIX начале XX века. В основу статьи положена периодизация изучаемого процесса, которая позволяет дать более конкретное представление о структуре и задачах органов управления военным образованием в исследуемый период. Обобщение конкретного исторического опыта подготовки отечественных офицерских кадров позволит использовать его в процессе модернизации Вооруженных сил Российской Федерации

The article reviews the history of origin and development of the military education bodies in pre-revolutionary Russia. The basis of the article is constituted by periods of the studied process that allows giving more specific idea of the structure and tasks of the military education bodies founded in different time. Besides, the article explains main trends, specificity, problems of origin and development of the military education bodies in the pre-revolutionary Russia by `periods. Summery of certain historical experience in the article allows its use in modernization of the Armed Forces of the Russian Federation

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Центральные органы управления подготовкой офицерских кадров для пехоты и кавалерии русской армии в ХIX начале XX века»

Лопаткин В. В.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПЕХОТЫ И КАВАЛЕРИИ РУССКОЙ АРМИИ (Х1Х - нач. XX вв.)

История становления и развития органов управления подготовкой офицерских кадров в военно-учебных заведениях России сложна и многообразна. Следует отметить, что до начала XIX в. центрального органа управления военным образованием не существовало. Военно-учебные заведения развивались самостоятельно. Каждое из них управлялось по личному усмотрению своего непосредственного начальника [9, с. 114]. Отсутствовали единый порядок ежегодного приема и выпуска, согласованные учебные планы и программы обучения, инструкции и положения для учебно-воспитательного процесса, ведения хозяйства, отчетности и т.п. документы.

Первые шаги по созданию центральной администрации военно-учебных заведений в России были предприняты в царствование Александра I. С 4 апреля 1805 г. начал свою деятельность Совет о военных училищах. Так, в рескрипте императора от 29 марта 1805 г. указывалось «... учреждая для устроения и главного управления всех корпусов Непременный Совет. Совет сей немедленно приступить должен к .преобразованию высших кадетских корпусов, составив оным полный устав и штат.» [15]. В фонде Главного управления военноучебных заведений Российского государственного военно-исторического архива сохранились всеподданнейшие доклады совета с 1805 по 1807 г. и подлинные журналы его заседаний до 1809 г. Затем в течение двух десятилетий Совет продолжал существовать только номинально. 6 апреля 1830 г. этот коллегиальный орган был восстановлен и переименован в «Совет о военно-учебных заведениях».

Еще один шаг в деле централизации управления военным образованием был предпринят в 1815 г., когда на главного директора Пажеского, кадетских корпусов и дворянского полка, подчиненного цесаревичу, возложили высший надзор за хозяйством и дисциплиной в этих заведениях [10, с. 63-67]. Для обеспечения решения этой задачи в 1820 г. при нем было учреждено особое дежурство с канцелярией, которая состояла из инспекторского, учебного и хозяйственного отделений. Дежурным штаб-офицером по совместительству являлся началь-

1

ник инспекторского отделения. Штатным расписанием особого дежурства были предусмотрены должности помощников начальников отделений, двух старших адъютантов, журналиста и четырех писарей.

Таким образом, первое тридцатилетие XIX в. можно считать начальным этапом создания органов управления военного образования Российской империи. В этот же период стал наблюдаться переход в их деятельности от функций надзора и контроля к функции определения содержания учебных программ. В целом данный этап характеризовался созданием единых нормативных актов для всех действовавших в то время военно-учебных заведений.

В феврале 1832 г. был утвержден первый штат Штаба военно-учебных заведений [13]. В его состав вошли дежурный штаб-офицер, 2 старших адъютанта, 5 классных чиновников и 10 чинов писарей. Организационно штаб состоял из двух отделений: 1-го - инспекторского и 2-го - для производства дел по частям учебной и хозяйственной.

В 1834 г. особое дежурство при главном директоре Пажеского, кадетских корпусов и дворянского полка было упразднено. Должностные обязанности самого директора были сокращены до личного наблюдения за исполнением в военно-учебных заведениях распоряжений высшего начальства без возможности инспектирования их деятельности [11, с. 27].

В 1835 г. первоначальный состав Штаба военно-учебных заведений был увеличен до 4, а с 1841 г. - до 5 отделений. Задачи между ними распределялись следующим образом: «в 1-м (инспекторском) отделении производилась вся переписка по определению и выпуску воспитанников; во 2-м (инспекторском) отделении сосредоточивались все дела относительно служащих при заведениях чинов, а также военно-судные; ведению 3-го (учебного) отделения подлежало все, что касалось умственного образования воспитанников; в 4-м (хозяйственном) отделении производились дела по содержанию и продовольствию заведений, в 5-м (счетном) сосредотачивалась отчетность по заведениям, подчиненная с 1841 г. ревизии Государственная контроля». [5, с. 73-75].

С учетом этих изменений был составлен проект нового положения для Штаба главного начальника военно-учебных заведений, утвержденного 25 марта 1843 г. Этим положением цесаревичу было присвоено звание Главного начальника военно-учебных заведений с властью и правами министров и главноуправляющих. В круг его обязанностей входило: попечение о военно-учебных заведениях; изыскание мер для улучшения их устройства; избрание надежных воспита-

2

телей с необходимыми для важного их труда нравственностью и образованием; приготовление ко всем родам оружия достойных офицеров и высшее наблюдение за неослабным исполнением существующих по ведомству постановлений. Кроме того, Штабу главного начальника военно-учебных заведений были предоставлены власть и права Военного совета по заведованию хозяйственной их частью. Вместе с тем на некоторых офицеров, в том числе и на начальника штаба, были возложены обязанности инспекторов заведений военно-учебного ведомства.

В новом положении сферы влияния каждого из вышеуказанных отделений были определены следующим образом: 1-го - прием, перевод, исключение и выпуск на службу воспитанников; 2-го - прохождение службы всех чинов ведомства и часть строевая; 3-го - воспитание нравственное, умственное и физическое; 4-го - хозяйство, 5-го - отчетность заведений. Первые два отделения состояли под управлением старших адъютантов и находились в общем ведении дежурного штаб-офицера, а остальные, с начальниками из чинов гражданских, подчинялись непосредственно управляющему делами.

При 3-м отделении для обсуждения вопросов по учебно-воспитательной части был учрежден учебный комитет под председательством начальника Штаба военно-учебных заведений. В его состав входили члены по особому назначению, инспектора классов заведений и главные наблюдатели за преподаванием в них Закона Божьего, военных, математических и политических наук, а также начертательных искусств. На этот комитет возлагалось предварительное обсуждение всех вопросов по частям учебной и воспитательной, испытание желающих поступить преподавателями в военно-учебные заведения и рассмотрение списка необходимых книг, учебных пособий и руководящих документов.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Штатом было предусмотрено неопределенное число состоявших при нем генералов и полковников, 13 штаб- и обер-офицерских должностей и 25 должностей, замещавшихся гражданскими чиновниками. Кроме того, при Штабе положены были особые должности: главного архитектора, главного доктора, аудитора, архивариуса и экзекутора, журналиста, казначея и смотрителя типографии [17, л. 13-14].

В период с 1831 по 1849 г. в Штабе главного начальника военно-учебных заведений был разработан целый ряд документов, способствовавших, по мнению автора, совершенствованию организации и управления учебно-воспитательного процесса в вузах. Среди них: «Положение о службе по учебной части», «Инст-

3

рукция для инспектирования заведений членами совета», «Руководство для практических занятий воспитанников в лагере», «Правила об издании учебных руководств по заказу военно-учебного ведомства», «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений с программами и конспектами по всем учебным предметам».

В 1855 г. Штаб главного начальника военно-учебных заведений был переименован в Главный штаб Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям. Вместе с тем, в виду сложности и разнообразности обязанностей начальника Главного штаба, приказом императора от 23 февраля 1855 г. была учреждена должность помощника начальника Главного штаба по военно-учебным заведениям, с присвоением ему прав и обязанностей бывшего начальника штаба этих заведений. В апреле 1855 г. были установлены новые правила для Главного управления военно-учебными заведениями.

В то же время деятельность военно-учебных заведений в указанный период была недостаточно эффективной. Руководство страны и армии взялось за решение данной проблемы. Так, в октябре 1862 г. был образован особый комитет для подготовки проекта реформы военно-учебных заведений [12, с. 69-72]. В его состав вошли представители Военного министерства и Министерства народного просвещения генерал-адъютанты А. А. Баранцев, О. Л. Гейден,

Н.А. Крыжановский, генерал-лейтенанты В.П. Желтухин и А.И. Веригин, тайные советники А.Ф. Постельс и А.С. Воронов, генерал-майоры К.П. Кауфман, Н.В. Корсаков, П.С. Ванновский, полковники Г.Г. Данилович, Н.А. Бирилев и др. В составе особого комитета для более подробной разработки вопросов реформы военно-учебных заведений создавались подкомиссии, работу которых координировал В.П. Желтухин.

Комитет подготовил вариант проекта реформы, основная мысль которого заключалась в «отделении специально-военных классов от общеобразовательных в особые заведения, с целью правильного устройства тех и других на таких началах, которые ближе соответствовали как прямому назначению каждого рода заведений, так и возрасту учащихся в них и характеру двух различных отделов учения» [19, с. 52]. В декабре 1862 г. проект будущей реформы был утвержден. С 1863 г. кадетские корпуса один за другим стали преобразовываться в военные гимназии, а на базе специальных классов были созданы три военных училища.

Реформа существенным образом изменила всю систему подготовки офицерских кадров. Так, уже с 1863 г. в Российской империи стала складываться

4

достаточно стройная система подготовки офицерских кадров, заключавшаяся в последовательном становлении офицера-профессионала: военные гимназии и прогимназии (кадетские корпуса) - военные училища - офицерские школы - военные академии. Каждая ступень шлифовала и совершенствовала профессиональные качества защитника Отечества. Кроме того, подготовка офицеров велась в соответствии с определенной специализацией, в зависимости от потребностей родов войск.

Благодаря деятельности штаба Главного начальника военно-учебных заведений система подготовки офицерских кадров в России стала представлять собой не только ряд образовательных ступеней, но и комплекс теоретических, организационных, практических и методических мероприятий, направленных на обучение, воспитание, развитие, укрепление морального духа и самообразование будущих офицеров в военно-учебных заведениях и непосредственно в войсках.

Деятельность штаба Главного начальника военно-учебных заведений включала следующие мероприятия: разработку и определение основных направлений обучения и воспитания будущих офицеров; подготовку и повышение квалификации преподавателей и воспитателей военно-учебных заведений; комплектование офицерского корпуса; разработку руководящих документов, уставов, инструкций, регламентирующих жизнь и деятельность воспитанников военноучебных заведений; организацию на практике жизни и быта пажей, кадетов, юнкеров, воспитанников, а также командного состава, воспитателей и преподавателей военно-учебных заведений; решение проблем военной и общеобразовательной подготовки будущих офицеров.

Исследование автором архивных документов показало, что во время второго этапа развития органов центрального управления военным образованием с 1831 по 1863 г. неоднократно изменялись функции и организационно-штатная структура Штаба военно-учебных заведений. Назначение на должность Главного начальника военно-учебных заведений представителя царской семьи свидетельствовало о значительном повышении внимания руководства государства к вопросам подготовки офицерских кадров. На данном этапе была подготовлена реформа системы подготовки офицерских кадров.

Третий этап централизации управления военным образованием связан с созданием и деятельностью Г лавного управления военно-учебных заведений (далее - ГУВУЗ).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В начале 1863 г. штаб Главного начальника военно-учебных заведений был упразднен. Высочайшим указом от 21 января 1863 г. ведомство военно-учебных заведений было введено в состав Военного министерства. Прежний «штаб Главного начальника военно-учебных заведений» и учрежденное в 1858 г. особое «Управление училищ военного ведомства» были соединены при этом в единый орган - «Главное управление военно-учебных заведений», непосредственно подчиненный особому лицу со званием начальника военно-учебных заведений. Первым начальником ГУВУЗ был назначен Генерального штаба свиты Его Величества генерал-майор Н.В. Исаков, а его помощником - бывший начальник штаба Его Высочества генерал-майор Н.В. Корсаков. Особый совет о военно-учебных заведениях, учрежденный еще в 1805 г., был официально упразднен, а его функции по инспектированию военно-учебных заведений были возложены на особых чинов, должности которых для этой цели были созданы при ГУВУЗ.

В августе 1863 г. были введены в действие положение и штат ГУВУЗ. Согласно этому положению, в ведении ГУВУЗ по всем частям состояли: Пажеский корпус, 15 кадетских корпусов, Николаевское училище гвардейских юнкеров, Константиновское военное училище, 18 училищ военного ведомства и аудиторское училище.

По штату 1863 г. в это Главное управление входили 4 отделения. Инспекторское отвечало за личный состав подведомственных Г лавному управлению заведений, прием, перевод и выпуск воспитанников. Были также учебное, хозяйственное и контрольное отделения. Кроме того, в состав ГУВУЗ входили: канцелярия с частями казначейской, экзекуторской и журнальной, военно-судная часть, педагогическая библиотека, архив, типография, общее присутствие и педагогический комитет. Однако, в 1864 г. были упразднены контрольное отделение и типография [1].

Должностной состав ГУВУЗ был следующим: 8 военных и гражданских чинов для особых поручений, 2 старших адъютанта, 3 начальника отделения, 9 их помощников и столоначальников, 2 бухгалтера, 2 контролера, правитель канцелярии с секретарем, обер-аудитор, начальник архива, смотритель типографии, заведующий библиотекой, производитель дел общего присутствия, журналист, экзекутор (он же казначей), врач, 12 младших чиновников, 60 писарей и 26 прочих нижних чинов [18, л. 54-63 об.].

По учебно-воспитательной части положением 1863 г. на управление возлагалось наблюдение: «1) за ведением в военно-учебных заведениях воспитания и

6

образования на указанных правительством началах; 2) за соответствием методов преподавания наук и искусств, учебных программ, конспектов и руководств (по всем предметам) современным требованиям педагогики и цели заведений; 3) за наиболее удобным и отвечающим требованиям педагогики распределения учебных занятий по классам» [7, с .26-27]. Кроме того, ГУВУЗ был обязан принимать меры к замещению в заведениях должностей воспитателей и преподавателей вполне достойными лицами и к распространению между ними педагогических сведений [6]. Вместе с тем еще одной задачей управления являлся мониторинг информации о развитии педагогического дела как в России, так и за границей, сбор сведений об иностранных учебных заведениях, а также обо всех инновациях в науках, преподаваемых в военно-учебных заведениях.

В 1867 г. с изданием нового общего штата Военного министерства изменился и штат ГУВУЗ. Была введена бухгалтерская часть, но упразднено общее присутствие. Штатом предусматривались должности 12 чиновников для особых поручений, адъютанта при Главном начальнике, правителя канцелярии, 3 начальников отделений, 10 столоначальников с их помощниками, 2 бухгалтеров, заведующего судной частью, редактора «Педагогического сборника», заведующего библиотекой, начальника архива с помощником, экзекутора и журналиста, 36 писарей, кондуктора, фельдфебеля, каптенармуса и 4 курьеров [3, с. 68-73].

Новый штат ГУВУЗ был введен в действие к началу 1868 г. Однако через год, 1 января 1869 г., было утверждено новое Положение о Военном министерстве, которое составило собою первый раздел 1-й книги Свода Военных Постановлений 1869 г. Это положение заключало в себе основные постановления о ГУВУЗ. Однако, уже в 1876 г., в виду значительно усложнившихся обязанностей данного управления, были произведены некоторые изменения в его штате. В частности, увеличилось число военных и гражданских чинов, назначенных для поручений при Главном начальнике. Этот измененный штат введен был в действие с 1 января 1877 г. и оставался без коренных изменений в течение всего царствования императора Александра II.

В период с 1881 по 1900 г. в организации ГУВУЗ были произведены лишь незначительные частные изменения. Но с началом XX века управление подверглось очередной реорганизации. В марте 1900 г. был утвержден новый штат ГУВУЗ. Начальнику Главного управления полагалось иметь адъютанта, 2 помощников и 10 чинов для поручений (4 штаб-офицера, 4 обер-офицера и 2 гражданских чиновника). Штатом также были предусмотрены должности чинов для

7

особых поручений (2 генерал-лейтенанта, 4 генерал-майора и 6 гражданских чиновников), инспектора строительной части с его помощником. Кроме того, положено было иметь: старшего и младшего бухгалтеров, заведующего судной частью, заведующего библиотекой, редактора журнала «Педагогический сборник», начальника архива с помощником, экзекутора. На последнего возложены обязанности: смотрителя зданий, начальника команды нижних чинов и исполняющего обязанности по казначейской части. Нижним чинам замещались должности фельдфебеля, каптенармуса, фельдшера, 4 курьеров и 50 писарей.

Расширялись и структурные подразделения. В частности вводились должности: в канцелярии - правителя, 2 столоначальников и 2 их помощников, журналиста; в 1-м отделении (по личному составу чинов и воспитанников кадетских корпусов) - начальника отделения, 3 столоначальников и 2 их помощников; во 2м отделении (по учебно-воспитательной части кадетских корпусов) - начальника отделения, 3 столоначальников и 1 их помощника; в 3-м отделение (хозяйственном) - начальника отделения, 3 столоначальников и 2 их помощников; в 4-м отделении (по учебно-воспитательной части военных и юнкерских училищ и по личному составу чинов и юнкеров военных училищ) - начальника отделения, 2 столоначальников и 2 их помощников [16, л.4-5].

Кроме того, при ГУВУЗ состояли комитеты: педагогический и хозяйственный.

Вышеуказанная группировка отделений ГУВУЗ была изменена 13 мая 1901 г., и отделения получили в ведение: 1-е - личный состав воспитанников военно-учебных заведений, 2-е - учебно-воспитательную часть военно-учебных заведений, 3-е - хозяйство военно-учебного ведомства и 4-е - личный состав чинов Главного управления и подведомственных ему заведений [2, с. 36].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В 1907 г. был определен круг обязанностей директора, инспектора классов, учителей и офицеров-воспитателей, а также установлена деятельность педагогического и хозяйственного комитета и других подразделений [4, с. 247].

К началу Первой мировой войны Россия имела развитую сеть военноучебных заведений [8]. В то время ГУВУЗ состоял из пяти отделений, судной и бухгалтерской частей, архива и библиотеки. В его состав также входили Педагогический комитет и инспектор строительной части. В ведении управления находился и Педагогический музей военно-учебных заведений. До февраля 1917 г. структура ГУВУЗ не претерпела значительных изменений. Главное управление занималось руководством учебно-воспитательной, издательской, хозяйственной

8

деятельностью Пажеского корпуса, всех кадетских корпусов, военных (пехотных, кавалерийских, казачьих) училищ, вело дела по личному составу ведомства.

Приведенный в статье фактический материал свидетельствует о том, что в начале XIX в. в русской армии были сделаны первые шаги по централизации управления военным образованием. Данный процесс завершился созданием во второй половине столетия Главного управления военно-учебных заведений. ГУВУЗ стал играть ведущую роль в деле подготовки офицерских кадров для основных родов войск. Его деятельность подтвердила целесообразность подчинения всех военно-учебных заведений одному Главному управлению, что было сделано уже в советский период истории развития отечественного военного образования.

* * *

1. Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1S64 г. Отчет Главного управления военно-учебными заведениями. СПб., 1 S66.

2. Добровольский А.М. Основы организации центрального военного управления в России и в важнейших западноевропейских государствах. СПб., 1901.

3. Заусцинский П.Ф. К столетию Военного Министерства: краткий исторический очерк развития военного управления в России. СПб., 1904.

4. Изонов В.В. Подготовка военных кадров в России (XIX - начало XX в.). СПб., 199S.

5. Историческое обозрение военно-сухопутного управления с 1S25 по 1S50 г. СПб., 1S50.

6. Коровин В.М., Свиридов В.А. Подготовка преподавателей российских военно-учебных заведений // Педагогика. 2004. № 1.

7. Краткий очерк образования и развития центрального управления военно-учебных заведений 1S32-1S92 / По официальным источникам составил М. Лалаев. СПб., 1S92.

S. Курдюк А.А. Военно-учебные заведения в системе подготовки офицерских кадров русской армии накануне Первой мировой войны // Вестник Военного университета. 200б. № 2. С. 97 -104.

9. Лалаев М.С. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военноучебных заведениях от основания первых школ до последнего времени // Военный сборник. 1900. № 1.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатилетия благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1700-1S00: в 2 т. СПб., 1SS0. Т. 1.

11. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатилетия благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1700-1SS0: в 2 т. СПб., 1SS0. Т. 2.

12. Лалаев М.С. Наши военно-учебные заведения под главным начальством Великого князя Михаила Николаевича. 1S60-1S63 гг. СПб., 1S64.

13. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собрание второе. СПб., 1830-1868. Т. VII. № 5198.

14. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собрание второе. СПб., 1830-1868. Т. XVIII. № 16651.

15. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собрание второе. СПб., 1830-1868. Т. XXVIII. № 21685.

16. РГВИА. Ф. 725. Оп. 37. Д. 252.

17. РГВИА. Ф. 943. Оп. 1. Д. 450.

18. РГВИА. Ф. 1100. Оп. 1. Д. 82.

19. Соколов Н.А. Главное управление военно-учебных заведений: исторический очерк. СПб., 1914. Т. III.