Научная статья на тему 'Эволюция системы управления военно-учебными заведениями в Российской империи в первой половине XIX в'

Эволюция системы управления военно-учебными заведениями в Российской империи в первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребенкин А. Н.

Статья посвящена анализу эволюции системы управления российскими военно-учебными заведениями в 1-й половине XIX в. Автор рассматривает состав и деятельность органов, руководящих деятельностью кадетских корпусов, законодательную регламентацию правил приема в кадетские корпуса и выпуска из них, вопросов воспитания и обучения, обязанностей офицеров и учителей. Особое внимание уделено освещению правового положения преподавателей военно-учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция системы управления военно-учебными заведениями в Российской империи в первой половине XIX в»

УДК 355.23(47)"18"

Гребенкин А.Н.,

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философия и истории ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Дпр

дения, счои

дения, со

Статья посвящена анализу эволюции системы управления российскими военно-учебными заведениями в 1-й половине XIX в. Автор рассматривает состав и деятельность органов, руководящих деятельностью кадетских корпусов, законодательную регламентацию правил приема в кадетские корпуса и выпуска из них, вопросов воспитания и обучения, обязанностей офицеров и учителей. Особое внимание уделено освещению правового положения преподавателей военно-учебных заведений.

Ключевые слова: управление, военное образование, кадетский корпус, Российская империя.

о вступления на российский престол Александра I немногочисленные военно-учебные заведения, сосредоточенные в основном в Петербурге, не являлись объектом пристального внимания со стороны правительства. Екатерина II, называвшая Сухопутный шляхетный корпус «рассадником великих людей», после размолвки с его просвещенным директором Ф.-Е. Ангаль-том охладела и к корпусу. Павел I интересовался лишь военной муштрой и шагистикой; его единственным значимым мероприятием в области военного образования было изгнание из корпусов учителей иностранных языков, а вместе с ними и самого духа просвещения; корпуса, бывшие ранее аналогом университетов, стали чисто военными учебными заведениями.

Александр I не проявлял большого интереса к вопросам военного обучения, однако именно при нем были заложены основы системы управления военным образованием. Согласно проекту административной реформы в правительстве создаются министерства, в том числе и Министерство

народного просвещения, которому Негласный комитет предполагал подчинить и кадетские корпуса. Однако эта мысль не была реализована; сам Александр I счел ее «неудобоисполнимой»1.

Для руководства военными училищами, которые предполагалось открыть2, в марте 1805 г. был создан Непременный совет о военных училищах, который возглавил Константин Павлович3. В состав Совета вошли министр военных сухопутных сил С.К. Вязьмитинов, министр народного просвещения П.В. Завадовский, инженер-генерал П.К. Сухтелен, инспектор артиллерии А.А. Аракчеев, товарищ министра иностранных дел А.А. Чарторыйский, товарищ министра юстиции Н.Н. Новосильцев, а также директора петербургских военно-учебных заведений Ф.И. Клингер и А.А. Клейнмихель4.

Создание Совета положило начало деятельности государственного органа, который был обязан координировать составление учебных программ для военно-учебных заведений, выпуск учебных пособий, осуществлять контроль над качеством преподавания и воспитания в кадетских корпусах. Под руководством Совета должен был работать комитет, целью которого была разработка уставов, штатов, инструкций, программ для корпусов и военных училищ5.

Постепенно Непременный совет распространил свою власть не только на училища, но и на иные типы военной школы: кадетские корпуса, Дворянский полк и др. Однако его реальное значение было невелико. В мае 1805 г. Совет представил на рассмотрение императора проект устава и штатов 10 губернских военных училищ. Но дальше проектов дело не пошло; были созданы лишь два училища (в Тамбове и Туле), и просуществовали они недолго. Председатель Совета, великий князь Константин Павлович, с 1815 г. занимал пост главнокомандующего польской армией и жил в Варшаве. Роль Совета стала номинальной (он занимался текущей работой — рассматривал рапорты директоров кадетских корпусов, дела по личному составу и др6.), а сам великий князь, к тому времени ставший главноначальствующим над кадетскими корпусами, был вынужден сосредоточить

все дела по управлению военно-учебными заведениями в своей военной канцелярии в Варшаве, что было сопряжено с большими неудобствами. Поэтому в 1819 г. учредили должность Главного директора Пажеского и кадетских корпусов и Дворянского полка. Ему поручалась вся текущая работа по управлению административной, учебной, хозяйственной деятельностью заведений и вменялось в обязанность регулярно докладывать о них великому князю. При Главном директоре создавалось дежурство, состоявшее из канцелярии и трех отделений: инспекторского, хозяйственного и учебного. Первым Главным директором был генерал-адъютант П.П. Коновницын. В 1823 г. умершего Коновницына заменил генерал-адъютант П.В. Голенищев-Кутузов.

К концу царствования Александра I в подчинении великого князя Константина Павловича и Главного директора Пажеского и кадетских корпусов и Дворянского полка находились восемь военно-учебных заведений: Пажеский корпус, 1 и 2 кадетские корпуса, Военно-сиротский дом, Московский кадетский корпус, Дворянский полк, Тульское Александровское военное училище, Тамбовское военное училище. Специальные военные училища (Артиллерийское и Главное инженерное), а также Школа гвардейских подпрапорщиков и Морской корпус подчинялись своему начальству.

Однако даже в подведомственных великому князю и Главному директору заведениях не было единообразного устройства; кадетские корпуса управлялись фактически по воле их непосредственных начальников — директоров. Каких-либо общих положений или уставов, регламентировавших деятельность военно-учебных заведений, при Александре I так и не было создано, и кадетские корпуса существовали в условиях правового вакуума. Так, Первый кадетский корпус формально должен был ^ жить по «Уставу», сочиненному в 1766 г. ^ И.И. Бецким, с учетом многочисленных, О противоречащих друг другу и не поддавав- О шихся упорядочению приказов его преем- ^ ников на директорском посту. Разумеется, ^ это вызывало большие затруднения. ^

Николай I с первых же дней свое- ^ го правления предпринял решительные

меры по ликвидации хаоса, царившего в военно-учебном ведомстве. Постоянно посещая корпуса и специальные училища, обращая внимание на малейшие детали7, он в течение нескольких лет создал прочную законодательную базу деятельности военно-учебных заведений, упорядочил правила приема и выпуска, регламентировал постановку учебной, воспитательной и хозяйственной работы, а также дал значительные привилегии учебно-воспитательному персоналу — как офицерам, так и штатским преподавателям.

Для разработки нового Положения о военно-учебных заведениях в мае 1826 г. был образован Комитет под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана8. Комитету вменялось в обязанность «рассмотреть и определить учебные курсы для кадетских корпусов и других заведений, к воспитанию молодых дворян, назначенных для военной службы; рассмотрение курсов наук, кои ныне преподаются, разделение классов разных заведений; степенный переход по оным, сравнивая выгоды и невыгоды оных и способы к усовершенствованию; какие курсы из ныне существующих могут оставаться нормальными для всех вообще воспитательных военных заведений, делая на оные свои замечания, какие курсы из ныне существующих должно дополнить, какие сочинить вновь и с руководством каких именно сочинений; представить особенное обозрение о возможности издания новых учебных сочинений, с тем чтобы после сего назначения запретить решительно руководствоваться какими-либо другими сочинениями»9.

Итогом работы Комитета стали принятые в 1830 г. «Устав для военно-учебных заведений второго класса»10 и «Общее положение для военно-учебных заведений второго класса»11.

Принятие «Устава» означало подведение нормативно-правовой базы под вопросы физического, нравственного и умственного воспитания кадетов. В «Уставе» были четко определены полномочия батальонного и ротных командиров и отделенных офицеров, обязанности инспектора классов и учителей. Большое внимание было уделено вопросам охраны здоровья

кадет и бытовым условиям их жизни, в том числе питанию.

На первое место «Устав» ставил физическое развитие кадет, на второе — нравственное. При этом цель нравственного воспитания, по мнению законодателя, состояла в «соделании воспитанников добродетельными и благочестивыми»12. В кадетах необходимо было развивать следующие чувства: «страх Божий, благочестие, чувство долга, беспредельную преданность Государю, повиновение начальству, нежную почтительность к родителям, уважение к старшим, благодарность и любовь к ближнему»13. Вопросам образования была посвящена вторая часть «Устава». В ней был очерчен круг дисциплин, подлежащих изучению в корпусах: Закон Божий, иностранные языки, чистописание, рисование, черчение, география, история, арифметика, геометрия, тригонометрия, правила строевой, гарнизонной и лагерной службы, полевая фортификация, основы артиллерии, военное судопроизводство и письмоводство14. Классы были поделены на три отделения, которые, в свою очередь, подразделялись на три степени; таким образом, учебный курс был рассчитан на 9 лет.

Цель учения состояла в том, чтобы, «возбуждая собственную деятельность ума учащихся и изощряя умственные их способности, довести их до той степени знаний, которая признана нужной»15. Большое внимание «Устав» уделял методике преподавания, требуя от учителей, чтобы они при обучении кадет старались «более действовать на их рассудок, не обременяя много памяти выучиванием наизусть преподаваемого...»16. Однако деятельность учителей была скована строгим запретом применять при обучении новые книги без разрешения директора корпуса.

Третья часть «Устава» регламентировала обязанности офицеров и учителей. Офицерам (от батальонного командира до ротных офицеров) было вверено наблюдение за физическим и нравственным воспитанием кадет, их поведением, приготовлением уроков, чтением и даже посещением церкви. «Устав» особо подчеркивал необходимость гуманного обращения с воспитанниками и указывал,

что офицеры, даже наказывая кадет, «не должны предаваться вспыльчивости и нетерпеливости», чтобы быть хорошим примером для своих питомцев.

Инспектор классов был обязан контролировать ход учебных занятий, наблюдать за учителями, следить за соблюдением должного порядка в классах.

Наконец, в обязанность учителям вменялось наблюдение, «чтобы кадеты слушали преподаваемое им со вниманием, сидели на назначенных каждому местах смирно и благопристойно и чтобы на делаемые вопросы отвечали основательно и почтительно, не сидя, а вставши...»17 «Устав» изъял розгу из рук учителя, и единственное наказание, которое педагог мог назначить своей властью, — поставить лентяя или шалуна в угол.

В «Общем положении для военно-учебных заведения второго класса», принятом в апреле 1830 г., была сформулирована цель деятельности военно-учебных заведений, определены правила приема воспитанников в корпуса и порядок выпуска их на службу.

В основу военного образования были положены нравственность, вера и патриотизм. Конечная цель деятельности военно-учебных заведений состояла в том, «чтобы юному российскому дворянству дать приличное званию сему воспитание.укоренив в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и обучив их всему, что в. военном звании знать необходимо нужно, соделать их способными с пользой и честью служить государю и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности к Престолу»18.

Возраст поступавших в кадетские корпуса был значительно повышен. Если по «Уставу» Бецкого в корпус поступали дети 4 — 5 лет, то по новым правилам кандидаты должны были быть не младше 10 лет и не старше 12. Они были обязаны уметь читать и писать по-русски и знать первые 4 правила арифметики. Родителям будущих кадетов необходимо было представить свидетельство о дворянском происхождении, свидетельство о времени рождения и крещения ребенка и свидетельство о его здоровом телосложении19.

«Положение» покончило с практикой производства в офицеры 15—16-летних воспитанников. Отныне каждому производимому должно было быть не меньше 18 лет. Неспособные к военной службе выпускались гражданскими чинами. За дурное поведение воспитанники, достигшие 16-летнего возраста, выписывались из корпуса в наказание нижними чинами. Малоуспешные, но старательные кадеты по достижении 16 лет переводились в армейские полки подпрапорщиками или юнкерами.

Сразу же после принятия «Положения» на его основе были созданы одноименные своды правил, регулировавшие порядок деятельности отдельных кадетских корпусов. В октябре 1830 г. были приняты «Высочайше утвержденное Положение о Первом кадетском корпусе»20 и полностью дублировавшее его «Высочайше утвержденное Положение о Втором кадетском корпусе»21. На общем «Положении» базировались и «Положения» о губернских кадетских корпусах. Так, в 1843 г. вышло «Высочайше утвержденное Положение об Орловском Бахтина кадетском корпусе, с неранжи-рованной ротой, составляемой Тульским Александровским кадетским корпусом»22.

Общие «Устав» и «Положения» оставались законодательной базой деятельности кадетских корпусов вплоть до их расформирования в 1863 г. Существенному изменению в николаевское царствование подверглись лишь правила приема в заведения. Так, в 1833 г. был прекращен прием в кадетские корпуса воспитанников недворянского проис-хождения23. В 1836 г., стремясь оградить заведения от наплыва великовозрастных кадет, зачастую отличавшихся дурной нравственностью, Николай I запретил зачислять в кандидаты молодых дворян, достигших 11-летнего возраста24.

А в 1845 г. последовала отмена канди- ^ датских списков25, и прием стал вестись по ^ 26 разрядам, на которые были поделены по- О ступающие в зависимости от служебного О положения и заслуг их отцов, а также от со- ^

т .о

става семьи. Так, к первому, высшему раз- ^

ряду относились сыновья военных генера- ^

лов и гражданских чинов первых четырех ^ классов, ко второму — сыновья Георгиев-

ских кавалеров, к 3 — 8 разрядам — сироты, к десятому — сыновья корпусных штаб-офицеров. Сыновья «дворян не чиновных и не служивших» были помещены в низший, двадцать шестой разряд26. Сыновьям состоятельных дворян было предоставлено право поступать своекоштными пансионерами на особые, выделенные специально для них вакансии.

Вслед за созданием нормативно-правовой базы деятельности кадетских корпусов необходимо было регламентировать правовой статус преподавателей, служивших по военно-учебному ведомству. С этой целью в 1836 г. было принято «Высочайше утвержденное положение о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства»27.

«Положение» уравняло в правах учителей кадетских корпусов с государственными служащими, распространив на них все права и привилегии, которыми пользовались чиновники28. До 1836 г. учителя принимались в заведение по личному усмотрению директора, без каких-либо особенных испытаний. Отныне лица, желавшие получить должность преподавателя в кадетском корпусе, были обязаны предоставить научное сочинение и прочитать пробную лекцию. По результатам испытания и успешного прохождения конкурсного отбора они назначались на соответствующую должность.

Согласно «Положению» от испытания освобождались лишь профессора, выпускники университетов, а также лица, выдержавшие при университете испытание в избранном ими для преподавания предмете и получившие свидетельство на право его преподавания29. Особое внимание законодатель обратил на должный уровень квалификации преподавателей военных наук. Тактику и стратегию могли преподавать лишь выпускники Императорской Военной академии (будущей Николаевской академии Генерального штаба), артиллерию и баллистику — выпускники Артиллерийского училища, фортификацию — инженеры, окончившие Главное Инженерное училище или Институт корпуса путей сообщения. Впрочем, ввиду острой нехватки кадров к преподаванию

военных наук могли быть допущены и лица, получившие по результатам испытания от Императорской Военной академии или Военно-ученого комитета свидетельство на право преподавания30.

Все учебные должности были поделены на 7 разрядов; каждому разряду соответствовал определенный чин. Инспектору классов полагался чин коллежского советника, старшему учителю — титулярного советника, младшему — коллежского секретаря. Учительские помощники чинов не имели. Однако все лица учебной службы, «как ограниченные в переходе к высшим должностям специальностью своих занятий», могли быть произведены тремя чинами выше присвоенного каждой должности класса. Так, инспектор классов мог дослужиться до тайного советника, старший учитель — до коллежского секретаря и т.д. Даже учительские помощники за усердную службу могли стать чиновниками и, оставаясь в прежней должности, быть произведенными в титулярные советники.

«Положение» предоставило учителям кадетских корпусов ряд важных льгот и преимуществ. Помимо общего для всех чиновников права получить за отличие по службе очередной чин, орден или подарок, преподаватели могли без соблюдения общей кандидатской очереди отдавать своих сыновей в военно-учебные заведения и пользовались казенными квартирами.

Большое внимание было уделено материальному обеспечению учителей. Оклады их жалованья были значительно повышены. Так, старший учитель за 15 недельных часов получал 2250 рублей в год31 (для сравнения: служивший в корпусе полковник с 1839 г. стал получать 2000 р. в год)32. Через 25 лет службы по военно-учебному ведомству оклад обращался в пенсию; за каждые 5 лет службы сверх 25 лет пенсия увеличивались на 20%. Прослужившие от 20 до 25 лет получали пенсию в сумме двух третей должностного оклада, от 15 до 20 лет — в сумме одной трети. Учителя, оставившие должность при стаже от 10 до 15 лет, получали единовременное пособие. Государство гарантировало материальную поддержку вдов и сирот умерших препо-давателей33.

«Положение о службе по учебной части...», повысив статус преподавателей кадетских корпусов и существенно улучшив их материальное положение, позволило привлечь в заведения квалифицированные кадры.

Параллельно продолжалось совершенствование системы управления военно-учебными заведениями. В 1830 г. Непременный совет о военных училищах был преобразован в Совет о военно-учебных заведениях. Его члены назначались непосредственно императором, а одной из главных задач стало инспектирование отдельных кадетских корпусов. Возглавлял Совет по-прежнему Константин Павлович, носивший звание Главного начальника Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка. После смерти Константина Павловича в 1831 г. посты и директора Совета, и Главного начальника унаследовал его младший брат, великий князь Михаил Павлович. Он руководил военно-учебными заведениями до 1849 г.; при нем была разработана новая система военного воспитания и установлен тот строго определенный порядок во внутренней жизни кадетских корпусов, который практически сохранился в основных чертах до гибели военно-учебных заведений Российской империи в 1917 г.34.

В связи с открытием губернских кадетских корпусов в 1832 г. был учрежден еще один руководящий орган — Штаб Главного начальника Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка. Начальник этого штаба стал играть очень заметную роль. Именно он следил за ходом учебно-воспитательной работы, передавал в отдельные заведения распоряжения Главного начальника ведомства, а самому начальнику доставлял еженедельные «мемории» Совета о военно-учебных заведениях.

С 1833 по 1855 г. должность начальника штаба исполнял генерал Я.И. Ростовцев. По его инициативе в 1841 г. Штаб был расширен и стал включать пять отделений: учебное, хозяйственное, счетное и два инспекторских, из которых одно занималось личным составом сотрудников, а другое — воспитанниками.

В марте 1843 г. вышло в свет обширное «Положение об Управлении Главного начальника военно-учебных заведений»35. Его целью было «упрочить благоустройство дворянских военно-учебных заведений», четко определить компетенцию всех руководивших военным образованием органов, установить их соподчиненность и взаимные обязанности. Создавалось три военно-учебных округа: Санкт-Петербургский, Московский и Западный. К первому относились расположенные в столице 1-й, 2-й и Павловский кадетские корпуса, Пажеский корпус, Александровский малолетний кадетский корпус, Царскосельский лицей, Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, Дворянский полк, а также Новгородский и Финляндский кадетские корпуса. Московский округ образовали 1-й и 2-й Московские, Орловский Бахтина, Тульский, Воронежский-Михайловский, Тамбовский, Оренбургский-Неплюевский, Казанский кадетские корпуса и Уральское военное училище. В Западный округ вошли Полоцкий, Полтавский, Александровский-Брестский кадетские корпуса.

Все эти военно-учебные заведения полностью подчинялись Главному начальнику, который должен был не только осуществлять «попечение о военно-учебных заведениях во всех видах», но и разрабатывать меры по «доведению их до высшей степени устройства», в число которых входили подбор квалифицированных офицеров и педагогов, искоренение беспорядков, постоянные осмотры заведений и др.

Главный начальник имел в подчинении Совет о военно-учебных заведениях и Штаб во главе с начальником. Совет имел «власть по хозяйственной части распорядительную, а по прочим совещательную, наблюдательную и исправительную»36. Никакой новый предмет преподавания, никакая важная перемена в устройстве военно- ^ учебных заведений не могла быть введена ^ и допущена без предварительного рассмо- О трения в Совете, без одобрения Главного О начальника и утверждения императора. ^

В таком виде система управления воен- ^ но-учебными заведениями существовала ^ до учреждения в 1863 г. Главного управле- ^ ния военно-учебных заведений.

В целом осуществленная в 1-й половине XIX в. законодательная регламентация вопросов, связанных с функционированием системы военного образования, обеспечила четкую и слаженную работу кадетских корпусов, упорядочила учебно-воспитательную работу в них и покончила с произволом руководителей отдельных заведений. При Александре I и Николае I была

создана работоспособная система управления военно-учебными заведениями, которая связала разрозненные прежде кадетские корпуса воедино, создала условиях для их эффективного взаимодействия. Благодаря этому к середине XIX в. кадетские корпуса стали одним из основных каналов пополнения русской армии офицерскими кадрами.

1 Беляев А.В. Кадетские корпуса России: история и современность: Монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2008. С. 52 — 53.

2 О порядке учреждения военных училищ // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. XXVIII. № 21675. Военные училища мыслились как заведения, играющие роль подготовительных по отношению к кадетским корпусам. Дети 7 — 9 лет, поступая в училища, должны были пробыть в них 7 лет, а затем их переводили в кадетские корпуса для завершения образования.

3 Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX — начале XX века. Псков, 1999. С. 35-36.

4 Об учреждении Совета о военных корпусах // ПСЗРИ. Собр. 1-е. Т. XXVIII. № 21683.

5 Беляев А.В. Указ. соч. С. 53.

6 Высшие и центральные государственные учреждения России (1801-1917). Т. 4. М.: Наука, 2004. С. 43.

7 Например, Главное Инженерное училище, будучи великим князем, Николай посещал едва ли не каждую ночь (Фермор П.Ф. Воспоминания // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 275. Оп. 1. Д. 357).

8 Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (сухопутного ведомства). Сост. полк. Н. Мельницкий. СПб., 1857. Т. 2. Ч. 3. С. 13.

9 Высшие и центральные государственные учреждения России (1801-1917). Т. 4. М.: Наука, 2004. С. 79.

10 Высочайше утвержденный Устав для военно-учебных заведений второго класса // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. V. Отд. 1-е. № 3598. Все военно-учебные заведения делились на три класса: к первому относились губернские кадетские корпуса и Дворянский полк, по второму - Пажеский и столичные кадетские корпуса, к третьему - Морской кадетский корпус, Инженерное и Артиллерийское училища.

11 Высочайше утвержденное общее Положение для военно-учебных заведений второго класса // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. V. Отд. 1-е. № 3615.

12 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. V. Отд. 1-е. № 3598. Ч. 1. Гл. II. § 15.

13 Там же. § 18.

14 Там же. Ч. 2. Гл. I. § 5.

15 Там же. § 1.

16 Там же. § 10.

17 Там же. § 122.

18 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. V. Отд. 1-е. № 3615. § 1.

19 Там же. § 4-5.

20 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. V. Отд. 2-е. № 4017.

21 Там же. 4018.

22 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XVIII. Отд. 1-е. № 17212а.

23 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. УШ. Отд. 1-е. № 5982.

24 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XI. Отд. 1-е. № 9020.

25 Прием по кандидатским спискам велся с 1820 г. (Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Ч. I, II (1700-1881). СПб., 1880. С. 122).

26 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XX. Отд. 1-е. № 18578.

27 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XI. Отд. 1-е. № 9229.

28 Там же. Ч. 1. § 2.

29 Там же. § 8.

30 Там же. § 9.

31 Там же. § 90.

32 Об усилении окладов жалованья служащих в военно-учебных заведениях // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XIII. Отд. 1-е. № 11 819.

33 ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XI. Отд. 1-е. № 9229. § 90-124.

34 Беляев А.В. Указ. соч. С. 56.

35 Высочайше утвержденное положение об управлении Главного Начальника военно-учебных заведений: Пажеского Его Императорского Величества Корпуса, Школы гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, всех сухопутных Кадетских Корпусов, Дворянского полка, училищ: Оренбург-ского-Неплюевского, Уральского войскового и Императорского Царскосельского Лицея // ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XVIII. Отд. 1-е. № 16651.

36 Высшие и центральные государственные учреждения России (1801-1917). Т. 4. М.: Наука, 2004. С. 43.

Grebenkin Aleksey N., e-mail: [email protected]

EVOLUTION OF THE SYSTEM OF ADMINISTRATION OF RUSSIAN MILITARY SCHOOLS IN THE 1st HALF OF THE XIX CENT.

This article gives the analysis of evolution of the system of administration of Russian military schools in the 1st half of the XIX cent. The author descries the composition and work of leading organs, legislative regulation of the rules of entrance and graduation, the questions of education and teaching, the duties of officers and teachers. The special attention is devoted to the description of the legal status of the teachers of military schools.

Key words: administration, military education, military school, Russian Empire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.