Научная статья на тему 'ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЕВРАЗИЙСКИХ ПРОЦЕССАХ: РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО (тезисы доклада)'

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЕВРАЗИЙСКИХ ПРОЦЕССАХ: РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО (тезисы доклада) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЕВРАЗИЙСКИХ ПРОЦЕССАХ: РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО (тезисы доклада)»

Р.И. Мурзагалеев

Директор Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа)

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ЕВРАЗИЙСКИХ ПРОЦЕССАХ: РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО

(тезисы доклада)

Подходы России и стран Центральной Азии, к основным проблемам региональной и международной повестки дня близки или совпадают. Нас объединяет обоюдная заинтересованность в сотрудничестве по вопросам региональной безопасности. Все это создает благоприятные условия для укрепления нашего взаимодействия, как в двустороннем формате, так и в рамках международных структур. Как показывает практика, попытки внерегиональных игроков выстроить альтернативные модели обеспечения безопасности Центральной Азии, как правило, вызывают последствия, ведущие лишь к деградации ситуации.

США применяют политику «двойных стандартов» в борьбе с идеологией экстремизма и терроризма, что способствует активному продвижению опасных принципов профильного международного сотрудничества. Эта политика выражена в т.н. концепции «противодействия насильственному экстремизму», которая уводит межгосударственное взаимодействие в субъективно-трактуемые дебри и приводит к отказу от международных признанных правовых норм. Под прикрытием этой концепции западные силы делят экстремистов, террористов на «плохих» и «не совсем плохих», пытаются оправдать их представителей и придать им статус сопротивленцев.

Это прямая попытка вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, дестабилизировать законные, но не угодные США, политические режимы. Данный подход не применим к странам СНГ, которые чтят нормы международного права и не выстраивают отношений с экстремистскими группировками.

Урегулирование афганского конфликта имеет непосредственное отношение к системе региональной безопасности в формате Россия -Центральная Азия. Долгие годы США и страны НАТО пытались решить афганскую проблему силовыми методами. В итоге стало ещё хуже.

Очевидно, что ее урегулирование лежит в первую очередь в политической плоскости. Российская Федерация поддерживает мирные усилия законного афганского правительства, ставящего перед противоборствующей стороной ряд непременных условий для включения во внутриафганский политический процесс: отказ от вооруженной борьбы, признание действующей Конституции ИРА, разрыв с между-

© Мурзагалеев Р.И., 2021

69

народными террористическими организациями. Важную роль в этом процессе могла бы сыграть поддержка Афганистану со стороны международного сообщества в возрождении его социально-экономической жизни, развитии транспортной и коммуникационной сети.

Объективно гарантии безопасности в Центральной Азии может дать только Россия. Только она сейчас способна обеспечить здесь своё наземное присутствие, располагает базами и инфраструктурой. У США на сегодняшний день таких возможностей в Центральной Азии нет. Да, сейчас многие страны пытаются дружить с Москвой и Вашингтоном одновременно, но не у всех это получается. Если дело дойдёт до реальной угрозы, то вряд ли США станут тратить ресурсы на защиту стран Центральной Азии. Тем более что создание хаоса и трансформация границ в Центральной Азии были бы только на руку нашим заокеанским оппонентам.

При этом у США остаётся всё меньше конструктивных ресурсов для закрепления своей роли в борьбе с международным экстремизмом и терроризмом. Сотрудничество с Америкой наносит серьёзный урон политической и экономической стабильности государств, поскольку США, хотя бы в силу первой причины, в итоге предлагают две модели сотрудничества «ручное внешнее управление» или «майдан». Очевидно, что сотрудничество с таким партнёром, как США, создаёт новые риски для государств. Поэтому, мы считаем, что сотрудничество государств в формате СНГ в вопросах борьбы с глобальными вызовами, могут рассматриваться стратегически важными для всех сторон взаимодействия. Не говоря уже о историко-культурной близости наших братских государств.

Знание нашей совместной истории позволяет критически воспринимать внешние разрушающие информационные воздействия. Совместная просветительская работа, в которой не последнюю роль играют научно-экспертные организации, является очередным шагом по укреплению дружеских отношений между народами России и Центральной Азии, а также барьером к распространению идеологии экстремизма и терроризма.

Региональный аспект является особым маркером российско-центральноазиатского сотрудничества. Продвижение региональных экспертов из Уфы, Казани, Нур-Султана, Бишкека, Ташкента в информационном пространстве приводит к активизации партнёрского диалога и наращиванию профессионального сотрудничества. Сегодня важно создавать социальные условия для их качественного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.