Научная статья на тему 'Централизованное переселение в агарный сектор российского Нечерноземья в 1960–1980-е гг'

Централизованное переселение в агарный сектор российского Нечерноземья в 1960–1980-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / УРБАНИЗАЦИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЕ ЛЬГОТЫ. / MIGRATION / STATE / POLITICS / URBANIZATION / MIGRATION ADVANTAGES.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пискунов С.А.

В статье анализируется политика организованной миграции, призванная смягчить негативные последствия урбанизации в Нечерноземной зоне РСФСР в 1960–1980-е гг. На основе архивных материалов дается характеристика переселенческой политики в регионе в условиях демографического перехода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CENTRALIZED MIGRATION INTO THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE RUSSIAN NONBLACK SOIL ZONE IN THE 1960–1980s

The politics of the organized migration called for softening the negative consequences of the urbanization in the Nonblack Soil Zone of the RSFSR in the 1960–1980s is analyzed in the article. The characteristics of the migration politics in the region under conditions of the demographic transition is given on the basis of the archival materials.

Текст научной работы на тему «Централизованное переселение в агарный сектор российского Нечерноземья в 1960–1980-е гг»

УДК 94 (470)-314.72 ББК 63.3(2)63

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В АГАРНЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОГО НЕЧЕРНОЗЕМЬЯ В 1960-1980-е гг.

THE CENTRALIZED MIGRATION INTO THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE RUSSIAN NONBLACK SOIL ZONE IN THE 1960-1980s

С. А. Пискунов

В статье анализируется политика организованной миграции, призванная смягчить негативные последствия урбанизации в Нечерноземной зоне РСФСР в 1960-1980-е гг. На основе архивных материалов дается характеристика переселенческой политики в регионе в условиях демографического перехода.

Ключевые слова: переселение, государство, политика, урбанизация, переселенческие льготы.

S. A. Piskunov

The politics of the organized migration called for softening the negative consequences of the urbanization in the Nonblack Soil Zone of the RSFSR in the 1960-1980s is analyzed in the article. The characteristics of the migration politics in the region under conditions of the demographic transition is given on the basis of the archival materials.

Keywords: migration, state, politics, urbanization, migration advantages.

Проблема миграционных процессов в Нечерноземье РСФСР в 1960-1980-е гг. является актуальной как в научном, так и практическом отношении. Внушительный по территории регион включал в себя Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский экономические районы, Удмуртскую АССР, Пермскую, Свердловскую и Калининградскую области, концентрируя, по данным переписи 1989 г., 31,97% сельского населения республики1. Существенной была роль его аграрного сектора в РСФСР: так, в 1989 г. на долю региона приходилось «17% всех земельных площадей, 21% сельхозугодий, 24% пашни, 27% сенокоса... 31% продукции растениеводства, 32% животноводства, 96% льна-долгунца и льноволокна, 50% картофеля, 37% молока, 37% яиц.» [2, с. 3]. Тем самым очевидным явился интерес демографов, географов, историков, экономистов и других специалистов к различным аспектам развития полосы, особое место среди которых заняли естественное и механическое движение жителей нечерноземной деревни [см., напр.: 3-8 и др.]. Применительно к сельской миграции главным образом исследовалось перемещения жителей в направлении «село-город», обратный же вектор фрагментарно отражен в литературе [3; 9-11]. Таким образом, целью статьи, отражающей ее новизну, является изучение государственной политики перераспределения трудовых ресурсов в пользу аграрного сектора российского Нечерноземья в 1960-1980-е гг.

ХХ в. в России сопряжен с процессом демографического перехода, проявлениями которого явились сокращение естественного прироста жителей города и деревни при одновременном усилении урбанизации. Численность селян в республике снижалась как относительно, так и абсолютно: с 76,3 млн в 1926 г. (83%) до 39 млн в 1989 г. (26%). Сокращение коснулось и нечерноземной полосы: только с 1965 г. до 1989 г. - с 19,4 млн до 12,5 млн человек [1, с. 10, 14; 6, с. 41]. Сложившееся положение не осталось без внимания государства.

Собственно практика привлечения людских ресурсов в сельскую местность Нечерноземья, преследовавшая преимущественно геополитические задачи, берет свое начало с 1946 г. и связана с заселением Калининградской области, отошедшей к СССР по окончании Второй мировой войны. В 1960-е гг. хозяйства и других административно-территориальных единиц стали привлекать кадры, используя при этом государственную поддержку в виде льгот. Меры стимулирования были определены в 1959 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 апреля 1959 г. (№ 573) в соответствии с постановлением союзного правительства от 13 марта 1959 г. (№ 259). Так, прибывшим в плановом порядке в Калининградскую область, ввиду ее особого статуса, выдавалось пособие на главу в размере 55 р. и 17,5 р. на члена семьи2, кредит на строительство дома 2,2 тыс. р. с 40%-ной компенсацией государственным бюд-

Российское Нечерноземье в 1989 г. состояло из следующих административно-территориальных единиц: Архангельской с Ненецким автономным округом, Брянской, Владимирской, Вологодской, Горьковской, Ивановской, Калининской, Калининградской, Калужской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Орловской, Пермской, Псковской, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Тульской, Ярославской областей, Карельской, Коми, Марийской, Мордовской, Удмуртской и Чувашской АССР, г. Москвы и г. Ленинграда. Указанное соотношение подсчитано на основе [1, с. 10-11, 19].

Здесь и далее размер пособий и кредита приведен в соответствие с денежной реформой 1961 г.

Таблица 1

Льготы семьям, переселяющимся внутри областей/республик Нечерноземья РСФСР в 1970-е гг.3

Единовременное пособие Кредит на покупку жилья, р. Кредит на покупку скота, р.

на главу семьи, руб. на члена семьи, р. всего погашение за счет всего погашение за счет

гос. бюджета хоз-в гос. бюджета хоз-в

1973-1976 гг.4

50 17,5 4500 1200 1000 500 --- 100

1977 г.5

10000 3000 4500

Таблица составлена на основе источников: [16-17].

жетом и 150 р. на обзаведение скотом, а также переселенцы, равно как и колхозы их принявшие, освобождались от обложения подоходным или сельскохозяйственным налогам сроком на 3 года. Остальные же области региона имели меньшие преимущества: пособие на главу в 20 р. и на каждого члена семьи по 10 р., 1 тыс. р. на жилье без государственного софинансирования, 150 р. на покупку коровы. Меньшим был и льготный налоговый период - 2 года. Кроме того, независимо от областей приема, главе отпускалось 1,5 ц, а членам семьи 0,5 ц зерна или муки по поясным розничным ценам [12]. Объяснение того рода диспропорции, очевидно, связано с тем, что регион не включал в себя области миграционного притяжения, а, напротив, долгое время считался густонаселенным, трудоизбыточным. Однако в условиях демографического перехода, последствия которого отчетливо стали проявляться со второй половины 1960-х гг. и выразились в сокращении жителей деревни за счет активной миграции в город и снижения воспроизводства, остро обозначился дефицит рабочих рук в аграрном секторе. Так, согласно данным отдела по использованию трудовых ресурсов Владимирского облисполкома, в 1968 г. недостаток кадров в совхозах исчислялся в 2,3 тыс., а в колхозах - 2 тыс. [13, л. 114]. Угроза продовольственного коллапса в Нечерноземье РСФСР вынудило руководство страны принять ряд мер для его предотвращения. В итоге в совместном постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» от 20 марта 1974 г. (№ 206) предполагалось комплексное решение ряда производственных и социально-бытовых проблем за счет государственных капитальных вложений, исчисляемых 23 млрд р. [14, л. 1-47], что, очевидно, должно было сказаться на снижении оттока жителей деревни, с одной стороны, и привлечения горожан, с другой. Несмотря на то, что в документе прямо не давались указания на организацию централизованного переселения в хозяйства региона, органы по использова-

нию трудовых ресурсов активизировали усилия именно после его обнародования. В течение второй половины 1973-1976 гг. на уровне РСФСР был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих меры государственного стимулирования по привлечению трудоспособного населения в деревню (табл. 1). Льготы были увеличены, с сохранением существовавшей ранее дифференциации. Так, переселенцам в Калининградскую область пособие на главу составляло150 р. и 50 р. на каждого члена семьи; выгоднее стали и условия кредитования покупки жилья и скота: в первом случае ссуда возросла до 5 тыс. р., 1,3 тыс. р. из которых погашалось государственным бюджетом, 1,5 тыс. р. принимающим хозяйством, остальное - новоселами; во втором - максимальный размер займа составлял 550 р., из них 150 р. за счет хозяйства. Выразившие желание переехать, например, в деревню Вологодской области получали ощутимо меньшие льготы. Так, безвозвратное пособие составляло 100 р. главе и 35 р. члену семьи; из 4,5 тыс. р., выдаваемых на приобретение дома, государство списывало только 1,2 тыс., доля хозяйства составляла 1 тыс. р., остальное ложилось на плечи семьи; меньшим был и размер кредита на корову - 500 р., 400 р. из которых выплачивали новоселы [15, с. 231-245].

Результатом принятых государством мер стало увеличение числа тех, кто согласился на переезд для работы в хозяйствах региона: подробнее - табл. 2 и рисунок.

Данные таблицы и созданной на ее основе диаграммы показывают, что число централизованно отправленных в сельскую местность Нечерноземья динамично возрастало именно после 1974 г.: например, соотношение объема организованной миграции за 1960-1964 гг. к 1975-1979 гг. выглядит как 1:1,8, а к 1980-1984 гг. - 1:3,1. При этом необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: до 1974 г. весьма существенной в переселенческом потоке была роль Калининградской области, куда централизованно стали привлекать семьи, как отмеча-

Без Калининградской области.

На протяжении 1973-1976 гг. Советом Министров РСФСР были приняты следующие постановления, установившие указанный объем льгот: от 11 ноября 1973 г. № 571 «О льготах по переселению в колхозы и совхозы внутри Калмыцкой АССР, Мордовской АССР, Владимирской, Новгородской, Орловской, Тульской и Ярославской областей»; от 22 августа 1974 г. № 477 «О льготах по переселению в колхозы и совхозы внутри Калининской области»; от 7 января 1975 г. № 17 «О льготах по переселению в колхозы и совхозы внутри Брянской, Ивановской, Костромской, Псковской и Рязанской областей»; от 7 октября 1976 г. № 556 «О льготах по переселению в колхозы и совхозы внутри Горьковской и Кировской областей».

Определено постановлением Совета Министров СССР от 23 июня 1977 г. № 555 «Об увеличении размера кредита на строительство жилых домов для переселенцев».

Таблица 2

Численность отправленных человек в сельскохозяйственные предприятия областей и автономных республик

российского Нечерноземья, 1960-1984 гг.

Наименование области, республики вселения Отправлено человек

Внутриобл. (внутрире-спубл.) переселение Межобл. переселение Межреспубл. переселение Всего

1960-1964 гг.

Владимирская обл. 1630 1630

Калининградская обл. 6739 3958 10697

Смоленская обл. 1842 1842

Итого за 1960-1964 гг. 10211 3958 14169

1965-1969 гг.

Владимирская обл. 270 270

Вологодская обл. 4399 4399

Калининградская обл. 4815 2094 6909

Пермская обл. 254 254

Рязанская обл. 282 282

Итого за 1965-1969 гг. 10020 2094 12114

1970-1974 гг.

Вологодская обл. 3416 3416

Калининградская обл. 4143 3830 7973

Тульская обл. 184 184

Ярославская обл. 210 210

Итого за 1970-1974 гг. 7953 3830 11783

1975-1979 гг.

Брянская обл. 531 531

Владимировская обл. 1454 1454

Вологодская обл. 3227 3227

Горьковская обл. 350 350

Ивановская обл. 932 932

Калининградская обл. 5005 1914 6919

Калининская обл. 2423 2423

Кировская обл. 408 408

Костромская обл. 365 365

Мордовская АССР 1603 1603

Новгородская обл. 801 801

Псковская обл. 887 887

Орловская обл. 866 866

Рязанская обл. 662 662

Тульская обл. 2116 2116

Ярославская обл. 2272 2272

Итого за 1975-1979 гг. 23902 1914 25816

1980-1984 гг.

Брянская обл. 1191 1191

Владимировская обл. 1755 1755

Вологодская обл. 3215 3215

Горьковская обл. 1789 1789

Ивановская обл. 2873 1055 805 4733

Калининградская обл. 4683 1184 5867

Калининская обл. 3533 1069 4602

Калужская обл. 206 206

Кировская обл. 1213 660 1873

Костромская обл. 996 239 1235

Мордовская АССР 3358 3358

Новгородская обл. 1398 1398

Псковская обл. 1989 842 2831

Орловская обл. 1119 1119

Продолжение таблицы 2

Наименование области, республики вселения Отправлено человек

Внутриобл. (внутрире-спубл.) переселение Межобл. переселение Межреспубл. переселение Всего

Смоленская обл. 1073 768 1841

Тульская обл. 2721 2721

Удмуртская АССР 165 165

Ярославская обл. 3014 3014

Итого за 1980-1984 гг. 37469 6115 805 44389

Всего за 1960-1984 гг. 89555 17911 805 108271

Таблица составлена на основе источников: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-518. Оп. 1. Д. 163. Л. 128; там же. Д. 195. Л. 109; там же. Д. 216. Л. 109; там же. Д. 239. Л. 109, 111; там же. Д. 266. Л. 99-100; там же. Д. 290. Л. 81, 84; там же. Д. 308. Л. 123, 126; там же. Ф. 10005. Оп. 1. Д. 22. Л. 2, 4; там же. Д. 82. Л. 43- 44, 46; там же. Д. 118. Л. 14, 16; там же. Д. 166. Л. 9, 11; там же. Д. 218. Л. 152, 155; там же. Д. 270. Л. 147, 149; там же. Д. 325. Л. 151, 153; там же. Д. 393. Л. 144, 147; там же. Д. 454. Л. 140-141, 143; там же. Д. 522. Л. 145-146; там же. Д. 581. Л. 107, 108, 110; там же. Д. 650. Л. 129-130, 132; там же. Д. 719. Л. 94-95, 97; там же. Д. 794. Л. 97-98, 100; там же. Д. 908. Л. 118-119, 122; там же. Д. 984. Л. 125-126, 128; там же. Д. 1050. Л. 116-118, 120; там же. Д. 1120. Л. 107-109, 111.

50000 40000 30000 20000 10000 0

44389

14169

1960-64 гг. 1965-69 гг. 1970-74 гг. 1975-79 гг. 1980-84 гг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. Динамика численности отправленных человек в хозяйства Нечерноземья РСФСР, 1960-1984 гг.

лось выше, еще с 1946 г. С 1974 г. ситуация стала резко меняться. Так, если в 1960-1964 гг. ее доля в общем объеме составляла 75,5%, в 1965-1969 гг. - 57,0%, в 1970-1974 гг. - 66,7% , то в 1975-1979 гг. снизалась до 26,8%, а в 19801984 гг. - до 13,2%. Подобного рода динамика свидетельствует об изменении задач переселенческой политики государства в отношении региона: на первый план вышло решение социально-экономических задач, наряду с прочими, за счет демографического фактора.

За 1960-1984 гг. село Нечерноземья приняло более 100 тыс. человек, кардинально не изменив ситуацию в демографической структуре села региона. Очевидно, что принимаемых мер оказалось недостаточно. Анализ статистических данных, характеризующих механическое движение по РСФСР, показывает, что доля организованного привлечения семей на постоянное жительство в общем потоке была крайне низкой. Так, в Вологодскую область в 1980 г. прибыло 19 244 человека, из них 684 (3,55%) - по переселению, в Брянскую область 18 310 и 197 (1,08%), Калининскую 21 977 и 758 (3,45%) соответственно [18, л. 1; 19, л. 97-98].

В то же время опыт переселенческой политики в регион следует рассматривать как одну из мер, направленную на обеспечение рабочими руками нуждающегося в

них аграрного производства, и, что немаловажно, попытку положительного влияния на половозрастную структуру постоянных жителей деревни Нечерноземья, поскольку одним из критериев отбора семей являлось наличие как минимум 2 трудоспособных, относительно здоровых членов семьи. Более того, предоставляемые государством льготы играли важную роль не только в привлечении жителей городской местности в сельскую, но и, самое главное, в пополнении категории старожилов, что, в конечном итоге, и определяло эффективность осуществляемой политики.

Выяснение количественной стороны адаптации традиционно рассматривается через явление выбытия. Следует отметить, что в Государственном комитете при Совете Министров РСФСР, обеспечивавшем, наряду с прочим, реализацию централизованного привлечения семей в деревню на постоянное жительство, фиксировались до 1982 г. включительно данные о числе закрепившихся новоселах по истечении 2 лет после приезда, а с 1983 г. -только 1 года. Анализ источников показывает, что в 19601964 гг. при среднероссийском показателе выбытия 22,73%, средняя по Нечерноземной зоне составила 22,14%, из них - по Калининградской области, принявшей за пятилетие более 2/3 от общего числа семей по регио-

ну - 27,28%. В 1965-1969 гг., на фоне снижения оттока на уровне РСФСР - 16,85%, благоприятной выглядит статистика и по Нечерноземью - 10,63%, при том что из Вологодской, включенной в категорию области-реципиента, выехало 13,77%. Не был превышен уровень РСФСР и в 1970-1974 гг.: 14,11% против 7,79%. С 1975 г., во многом благодаря государственной поддержке аграрной сферы Нечерноземья, выразившейся в принятии упоминавшегося совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров 20 марта 1974 г. (№ 206), увеличился поток плановых переселенцев, о чем свидетельствуют данные табл. 1 и рисунка. Несмотря на рост объемов переселения, доля закрепившихся семей по-прежнему была выше, чем в среднем по РСФСР: 89,26% против 86,72%. Исключение составили Владимирская (85,04%), Горьковская (79,80%), Ивановская (78,06%), Кировская (85,71%), Орловская (86,17%) и Тульская (83,55%) области, большинство из которых впервые приняло новоселов. За три года начала 80-х - 1980-1982 гг. - из села региона выбыло 10,65%, тогда как в среднем по республике - 14,84%. В то же время из Ивановской, Кировской и Костромской - 15,32%, 20,22% и 17,23% соответственно, что, очевидно, объясняется привлечением в хозяйства жителей не только собственной территории, но и других областей РСФСР и даже союзных республик. Вплоть до конца 1980-х гг. фиксирование оттока статистическими органами и органами по труду велось только по истечении 1 года с момента прибытия, что, безусловно, благоприятно отразилось на показателях в их отчетных документах: так, за 1983-1984 гг. при среднем по России 5,50% тех, кто не пожелал остаться в хозяйствах, в Нечерноземье их доля равнялась 3,40%; за 1985-1989 гг. 6,46% и 5,86% соответственно6.

Таким образом, в рассматриваемый период времени последствия демографического перехода крайне негативно отразились на структуре населения деревни Нечерноземья. Ситуация усугублялась тем, что наряду с объективными процессами регион долгое время выступал в роли донора для так называемых слабозаселенных, трудодефицитных районов. Критичность ситуации вынудила правительственные органы осуществить ряд решительных мер, одной из которых явилось государственное переселение. Выразившим желание переехать в село выдавалось пособие, гарантировалось обеспечение жильем, в том числе и за счет предоставления сравнительно выгодного кредита, скотом. Однако, как показала практика, несмотря на предпринятые шаги, сокращение жителей нечерноземной деревни продолжилось и в 1960-1980-е гг., а объемы плановых миграционных вливаний были недостаточны. Это является свидетельством сокращения значения непосредственно контролируемой миграции, с одной стороны, и усиления самостоятельного перемещения жителей страны - с другой. В то же время опыт централизованного переселения следует рассматривать как одну из

мер государственной политики по сохранению демографического потенциала жителей деревни Нечерноземной зоны РСФСР.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Население СССР по данным всесоюзной переписи населения 1989 г. М.: Финансы и статистика, 1990.

2. Янкевич П. Ф. Актуальные проблемы социального развития села Нечерноземья в условиях совершенствования социализма // Социально-экономическое и культурное развитие села Нечерноземья в условиях перестройки: сб. науч. тр. Ярославль: ЯГУ, 1990. 186 с. С. 3-20.

3. Алексеев А. И. Многоликая деревня (население и территория). М.: Мысль, 1990. 266 с.

4. Денисова Л. Н. Исчезающая деревня: Нечерноземье в 1960-1980-е гг. М.: РАН, 1996. 216 с.

5. Иоффе Г. В. Сельское хозяйство Нечерноземья: территориальные проблемы. М.: Наука, 1990. 164 с.

6. Население России в ХХ веке: Исторические очерки: в 3 т. Т. 3, кн. 1: 1960-1979. М.: РОС-СПЭН, 2005. 304 с.

7. Население России в ХХ веке: Исторические очерки: в 3 т. Т. 3, кн. 2: 1980-1990. М.: РОС-СПЭН, 2011. 295 с.

8. Социально-экономическое и культурное развитие села Нечерноземья в условиях перестройки: сб. науч. тр. Ярославль: ЯГУ, 1990. 186 с.

9. Горбачев О. В. Экономические факторы миграции сельского населения Центрального Нечерноземья (1946-1970 гг.). Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1999. 96 с.

10. Горбачев О. В. Миграция сельского населения Центрального Нечерноземья (1945-1985 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. Москва, 2003. 482 с.

11. Алексеев А. И., Данилова И. А. Зубаревич Н. В., Никулин Е. И. Современные переселения «город-село» в Нечерноземной зоне РСФСР (опыт изучения на примере Вологодской области) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. «География». 1979. № 1. С. 55-61.

12. Об упорядочении льгот по переселению: Постановление Совета Министров РСФСР от 6 апреля 1959 г. № 573 // Собрание постановлений Совета Министров РСФСР. 1959. № 3. Ст. 34.

13. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10005. Оп. 1. Д. 74.

14. ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 875.

15. О льготах по переселению: Постановление Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. № 364 // Собрание действующего законодательства СССР.

Данные получены путем сопоставления и подсчета на основе отчетов Государственного комитета по использованию трудовых ресурсов при Совете Министров РСФСР; Государственного комитета РСФСР по труду. Подробнее см. ГАРФ. Ф. А-518. Оп. 1.; там же. Ф. 10005. Оп. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.