Научная статья на тему 'Практика внутриобластного переселения в РСФСР во второй половине 1940-1980-х гг. '

Практика внутриобластного переселения в РСФСР во второй половине 1940-1980-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ВНУТРИОБЛАСТНОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ЛЬГОТЫ / МИГРАЦИЯ / STATE / GOVERNMENT POLICY / RELOCATION / INTRAREGIONAL RELOCATION / BENEFITS / MIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пискунов Сергей Александрович

В статье характеризуется элемент централизованного обеспечения аграрной сферы РСФСР внутриобластное переселение, получившее широкое распространение в 50-е 80-е гг. ХХ в. Следует отметить, что в условиях урбанизации и демографического перехода происходило сокращение численности сельских жителей, в т.ч. в старообжитых районах РСФСР. В связи с этим, осуществление политики переселения на прежних принципах стало невозможным. В сложившейся ситуации власть, не отказываясь от переселенческой практики в целом, своими инициативами расширила ее социальную базу за счет привлечения городских жителей в сельскую местность. В предлагаемой статье на основе архивных источников проанализированы наиболее важные нормативно-правовые документы, определившие суть и задачи внутриобластного переселения, выявлена специфика формирования его потоков и доля в общем объеме регулируемой аграрной миграции в указанный период. Кроме того, сделана попытка проследить зависимость адаптации семей новоселов от вида переселения. В заключении сделан вывод о повышении значимости внутриобластного переселения в послевоенной практике планового привлечения жителей страны в сельскую местность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пискунов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The central element of ensuring the agrarian sector of the RSFSR -the intra-oblast resettlement, widely used in the 50s-80s of the 20th century, is characterised in the article. It should be noted that in the context of urbanisation and demographic transition, the reduction of the number of rural residents, including the centuries-old heavily populated areas of the RSFSR, occurred. This fact, in turn, led to a revision of the concept of centralised attraction of labour resources to the agricultural sector of some considerely poorly developed regions. In this situation, without renouncing the practice of resettlement as a whole, the authorities expanded the social base of the resettlement by attracting urban residents to the countryside by its initiatives. The most important legal documents that define the essence of the problem of intraregional migration were analysed in the article, basing on the archival sources. The specifics of the formation of its flows and the share of total agricultural regulated migration in the period were revealed. In addition, an attempt to trace the dependence of the adaptation of families of settlers to the type of relocation was made. Finally the conclusion about the raising of the profile and the importance of the post-World War II intraregional migration practice of the planned involvement in the migration of the RSFSR citizens to the countryside was made.

Текст научной работы на тему «Практика внутриобластного переселения в РСФСР во второй половине 1940-1980-х гг. »

УДК 94(470)"1950/1980"; 314.5

Пискунов Сергей Александрович

кандидат исторических наук Московский педагогический государственный университет

grew5@mail.ru

ПРАКТИКА ВНУТРИОБЛАСТНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В РСФСР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-1980-х гг.

В статье характеризуется элемент централизованного обеспечения аграрной сферы РСФСР - внутриобластное переселение, получившее широкое распространение в 50-е - 80-е гг. ХХ в. Следует отметить, что в условиях урбанизации и демографического перехода происходило сокращение численности сельских жителей, в т.ч. в старообжитых районах РСФСР. В связи с этим, осуществление политики переселения на прежних принципах стало невозможным. В сложившейся ситуации власть, не отказываясь от переселенческой практики в целом, своими инициативами расширила ее социальную базу за счет привлечения городских жителей в сельскую местность. В предлагаемой статье на основе архивных источников проанализированы наиболее важные нормативно-правовые документы, определившие суть и задачи внутриобластного переселения, выявлена специфика формирования его потоков и доля в общем объеме регулируемой аграрной миграции в указанный период. Кроме того, сделана попытка проследить зависимость адаптации семей новоселов от вида переселения. В заключении сделан вывод о повышении значимости внутриобластного переселения в послевоенной практике планового привлечения жителей страны в сельскую местность.

Ключевые слова: государство, государственная политика, переселение, внутриобластное переселение, льготы, миграция.

Неравномерное заселение России и слабое освоение некоторых ее территорий обусловили вмешательство государства в миграционные процессы с целью перераспределения миграционных потоков в направлении, отвечающем геополитическим и социально-экономическим интересам страны. Проблема организованного перераспределения населения (как принудительного, так и добровольного) поствоенного периода была и по сегодняшний день является сферой интересов представителей научного сообщества, нашедших свое отражение в ряде публикаций [1; 2; 8; 9; 10; 11; 15 и др.]. Несмотря на достаточно глубокую проработку миграционной проблемы, ряд аспектов требует своего уточнения.

Целью статьи является исследование феномена внутриобластного переселения в советской миграционной практике в отношении российской деревни во второй половине ХХ в., не ставшего предметом специального изучения в заявленных хронологических и территориальных рамках.

Переселенческая политика, организованный характер которой получил оформление во второй половине XIX в., предполагала перемещение из малоземельных областей в регионы с обширными неосвоенными территориями. Однако в 1930-е гг. были осуществлены нововведения. Они были связаны с форсированным индустриальным развитием страны и сохранявшимся на тот период времени аграрным перенаселением отдельных территорий, что обусловило принятие постановления СНК СССР от 14 сентября 1939 г. №1147.

В документе союзному Переселенческому управлению давалось указание «...в месячный срок разработать и представить на утверждение СНК СССР инструкции по внутриреспубликан-скому, краевому и областному переселению, связанному с промышленным, гидротехническим, же-

лезнодорожным и другим строительством, а также связанному с переселением из малоземельных районов в многоземельные районы в пределах республик, краев и областей.» [13, ст. 444]. Это означало, что экономический фактор в перераспределении жителей деревни в рамках одной административной территориальной единицы должен был стать доминирующим. Практика внутриобластного переселения получила развитие уже в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1942 г. в присоединенные к Саратовской области районы бывшей автономии немцев Поволжья прибыло более 2,22 тыс. семей [5, д. 611, л. 12]. В 19441945 гг. за счет внутренних резервов пополнились трудовыми ресурсами хозяйства новых районов Дагестанской (17,02 тыс. семей), Сталинградской области (0,86 тыс. семей) [5, д. 604, л. 122].

С 1946 г. главной задачей переселения стало увеличение жителей на присоединенных территориях Калининградской и Южно-Сахалинской (с января 1947 г. - Сахалинской) областей, а с 1947 г. - его возобновление в сельскую местность субъектов Дальнего Востока. На 1947 г. в целом по РСФСР был установлен план 22588 семей (включая предприятия неаграрной сферы), из которых 65,98% приходилось на внешние источники, 17,98% - на увольняемых в запас, 15,07% - на прибывших самостоятельно и лишь 0,97% на внутриобластное переселение. В колхозы и совхозы предполагалось отправить 17164 семьи, тем самым соотношение выглядит следующим образом: 55,35%, 23,65%, 19,83% и 1,17%,соответственно [4, д.19, л. 3].

Из приведенной градации видно, что на тот момент времени не было определено еще четкого признака для выделения конкретного вида безвозвратной миграции. Так, если межобластное и внутриобластное переселения различались между собой местами выхода будущих новоселов,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿к № 1, 2016

© Пискунов С.А., 2016

42

то сложнее обстояло дело с демобилизованными и принятыми на месте, но самостоятельно прибывшими из-за пределов областей-реципиентов.

Характерно, что в 1947 г. данные по уволенным в запас были включены в межобластное переселение, несмотря на то, что военные подразделения дислоцировались в местах их будущего вселения. Указанное противоречие легко объяснимо мобилизацией, разделившей семьи. Впоследствии к уволившемуся в запас главе семьи (или лицу, его заменявшему), оказавшемуся, например, на Дальнем Востоке, приезжали родственники за государственный счет.

Новшеством послевоенных лет стало широкое распространение приглашений жителей страны колхозами и совхозами для постоянной работы в них. Однако первоначально, согласно архивным источникам, это было стихийное движение. Впоследствии прибывших оформляли как плановых переселенцев, распространяя на них полагавшиеся льготы.

С 1949 г. в отчетах помимо межобластного и внутриобластного переселений содержались данные о увольняемых в запас военных, принятых на месте без выделения в особую группу.

И, наконец, с 1957 г. в документах о выполнении плана их переселения указывалось только межобластное и внутриобластное. Первое, как и ранее, включало в себя направление семей из областей РСФСР и союзных республик. Второе - всех тех,

кого приняли на месте. Тем самым в предложенной в 1957 г. классификации переселенцев главным признаком стало место их вербовки. Следовательно, при рассмотрении объемов внутриобластного переселения с 1949 г. до 1957 г., в их число были включены и уволенные в запас военные, и прибывшие по приглашению колхозов, и собственно означенные как перемещенные в пределах одной административно-территориальной единицы, а за период 1946-1948 гг. - только две последние группы. С учетом оговорок был сделан рисунок 1.

Согласно рисунку 1, доля внутриобластного переселения в 1946-1953 гг. в общем объеме принятых семей составила 19,68%. Своего апогея, как относительно, так и абсолютного, внутриобластное переселение достигло в годы освоения целинных и залежных земель. За 6 лет - с 1954 по 1959 гг. в хозяйства РСФСР прибыло больше семей, чем в среднем за десятилетие в дальнейшем, составив в общем объеме 55,28%.

Немаловажно, что в 1954 г. был принят ряд правительственных постановлений, в корне изменявших де-юре социальную основу агарного переселения. Следуя довоенной традиции, и после 1945 г. отделам мест вербовки указывалось направлять в трудодефицитные хозяйства семьи, трудоспособные члены которых были знакомы с сельскохозяйственным производством. Однако на деле имелись факты направления граждан, по роду своей деятель-

Рисунок 1. Число принятых семей в сельскохозяйственные предприятия РСФСР, 1946-1989 гг.

Рисунок 1 выполнен на основе источников: ГАРФ. - Ф. А-327. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 11, 35, 51; там же. - Д. 19. -Л. 60-61, 144, 180; там же. - Д. 31. - Л. 3, 8; там же. - Д. 32. - Л. 3, 98, 111, 204; там же. - Д. 72. -Л. 5-6, 59-69; там же. - Д. 88. - Л. 7-8, 27, 71; там же. - Д. 99. - Л. 9-10, 96; там же. - Д. 165. - Л. 127, 163; там же. - Д. 166. -

Л. 66; там же. - Д. 170. - Л. 18-19; там же. - Оп. 2. - Д. 473. - Л. 53-55; там же. - Д. 629. - Л. 2, 24-25; там же. - Ф. А-518. - Оп. 1. - Д. 24. - Л. 41, 47, 50, 56; там же. - Д. 65. - Л. 84, 86; там же. - Д. 100. - Л. 113-114; там же. - Д. 133. - Л. 137-138; там же. - Д. 163. - Л. 163; там же. - Д. 195. - Л. 143-144; там же. - Д. 216. - Л. 124, 139; там же. - Д. 239. - Л. 120, 135; там же. - Д. 266. - Л. 109, 122; там же. - Д. 290. - Л. 93, 106; там же. - Д. 308. -Л. 141, 157; там же. - Ф. 10005. - Оп. 1. - Д. 22. - Л. 22, 37; там же. - Д. 82. - Л. 6, 41-42; там же. - Д. 118. - Л. 13, 17, 50; там же. - Д. 166. - Л. 8, 12, 39; там же. - Д. 218. - Л. 151, 156, 184; там же. - Д. 270. - Л. 146, 150, 180; там же. - Д. 325. - Л. 150, 154, 185; там же. - Д. 393. - Л. 143, 148, 176; там же. - Д. 454. - Л. 139, 157, 173; там же. - Д. 522. - Л. 144, 162, 179; там же. - Д. 581. - Л. 106, 125, 143; там же. - Д. 650. - Л. 115, 133, 135; там же. - Д. 719. - Л. 93, 109, 121; там же. - Д. 908. - Л. 111, 123, 141; там же. - Д. 984. - Л. 124, 129, 147; там же. - Д. 1050. - Л. 115, 121, 139; там же. - Д. 1120. - Л. 106, 112, 130; там же. - Д. 1183. - Л. 103, 109, 128;

там же. - Д. 1247. - Л. 94, 100, 120; там же. - Д. 1310. - Л. 82, 86, 92; там же. - Д. 1363. - Л. 98, 117; там же. - Д. 1425. - Л. 7; Российский государственный архив экономики (РГАЭ). - Ф. 5675. - Оп. 1. - Д. 598. -Л. 25; там же. - Д. 674. - Л. 17-21, 83-84; там же. - Д. 765. - Л. 42-46 об.

ности мало связанных с аграрным сектором, что в немалой степени обусловливалось обозначившейся ограниченностью рабочих рук в деревне мест выхода. Поэтому в 1954 г., в связи с началом целинной эпопеи, власть была вынуждена внести изменения в нормативно-правовую базу, расширив тем самым социальную основу планового переселения.

Первое постановление, датированное 15 мая 1954 г., предусматривало «.содействие и помощь в переселении рабочим и служащим, а также колхозникам малоземельных районов, изъявившим желание переселиться со своими семьями в колхозы районов освоения целинных и залежных земель.». Эта категория плановых мигрантов получила право воспользоваться льготами, установленными в 1953 г. [6, д. 622, л. 223-224]. Тем самым была узаконена возможность переселения семей в хозяйства, трудоспособные члены которых не имели опыта работы в селе.

Второе, от 8 сентября 1954 г. (№ 1894), окончательно закрепило возможность направления в деревню многоземельных районов горожан. Отмечалось, что «.на семьи рабочих и служащих, переселяющиеся в 1954-1955 годах (начиная с 1 января 1954 г.) из городов, рабочих поселков и районных центров в пределах области. на работу и постоянное жительство в многоземельные колхозы, нуждающиеся в пополнении рабочей силы.» распространялись льготы, предусмотренные февральским постановлением 1953 г., за исключением оплаты проезда с имуществом и выдачи денежного пособия [6, д. 629, л. 304-306].

Уменьшение масштабов освоения целины и залежей к концу 1950-х гг. непосредственно отразилось и на роли централизованного перераспределения трудовых ресурсов в рамках административно-территориальной единицы в пользу агарного сектора: до 37,98% в 1960-е гг. и до 38,10% в 1970-е гг.

Незначительный рост доли внутриобластного переселения - чуть более 0,1% - в 1970-е гг. связан с государственной программой развития сельского хозяйства Нечерноземья РСФСР, одним из проявлений которой стало привлечение туда жителей городской местности.

Следует иметь в виду, что на соотношение межобластное -внутриобластное переселение оказали влияние принятые в июле 1967 г. и мае 1972 г. постановления Совета Министров СССР, направленные на развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока и предполагавшие возобновление привлечения жителей Украинской ССР и Белорусской ССР. Тем самым была повышена роль внешних источников: в 1968-1970 гг. планировалось направить 23900 семей, в т.ч. из Украины и Белоруссии 9300 семей, в 1971-1975 гг. - 38250 семей, из них за счет союзных республик - 14900 семей [6, д. 859, л. 359; 7, д. 1514, л. 111].

Наконец, в 1980-е гг. доля внутриобластного переселения едва не достигла (относительно) показателей 1954-1959 гг., составив 54,84%. Повышение роли внутренних резервов было вызвано сокращением привлекаемого населения из бывших регионов-доноров, также столкнувшихся с кадровым дефицитом. При этом, как и прежде, среди принимаемых на месте, были самостоятельно прибывшие из других областей: так, в 1970-е гг. ни них пришлось 19,91%, а в первой половине 19801984 гг. - 10,24% [3, д. 118, л. 12; 3, д. 166, л. 156; 3, д. 218, л. 150; 3, д. 270, л. 154; 3, д. 325, л. 148; 3, д. 393, л. 157; 3, д. 454, л. 162; 3, д. 522, л. 125; 3, д. 581, л. 133; 3, д. 650, л. 109; 3, д. 719, л. 123; 3, д. 908, л. 129; 3, д. 984, л. 121; 3, д. 1050, л. 112].

Различия между внутриобластным и межобластным переселениями не следует сводить лишь к особенностям мест вербовки. Так, прибывшим в плановом порядке из других регионов предоставлялись большие льготы: в 1952 г. новоселам Ростовской области выдавалось по 500 руб. на главу и 150 руб. каждому члену семьи, централизованно приехавшим в колхоз из-за ее пределов, тогда как переселяемым внутри области его не полагалось. Принципиально иной подход в выплате пособий осуществлен в 1973 г.: поставив его размер в зависимость от мест вербовки, были установлены понижающие коэффициенты. Максимальные выплаты производились организованно прибывшим из-за пределов субъектов вселения. Тем, кто переселялся в хозяйства из городской местности внутри административной единицы, размер пособия составлял 50% максимальной его величины, а приглашенным хозяйствами - 75%. В полном объеме выплаты производились демобилизованным вне зависимости от мест их вербовки [5, д. 507, л. 46; 6, д. 571, л. 380; 12, с. 238-239; 14, ст. 34]. Эти меры, увеличивавшие объемы безвозмездной государственной помощи, свидетельствовали о все возрастающей роли внутриобластного переселения в практике обеспечения аграрного сектора рабочими руками. Что касается условий кредитования (на покупку скота и строительства домов), то в этой сфере изначально был установлен паритет.

Напрашивается вопрос: какой из типов безвозвратной миграции более эффективен? Ответ предполагает определение критерия (или критериев) этой эффективности. Думается, что таковым является степень приживаемости новоселов. Такого рода статистика стала вестись с 1971 г., ограничиваясь только годом с момента вселения. Так, из принятых по внутриобластному переселению в 1971 г. 3728 семей, выбыло 87 (2,33%), тогда как по межобластному и межреспубликанскому эти данные оказались значительно выше: 692 из 5541 семьи (12,49%) и 456 из 3242 (14,07%), соответственно. Эта тенденция сохранилась и позднее: в 1985 г. соотношение выбывших выглядит следу-

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016

ющим образом: 0,34%, 11,44% и 11,58% [3, д. 218, л. 187; 3, д. 1183, л. 131].

Таким образом, внутриобластное переселение, являясь одним из видов планового сельскохозяйственного переселения, получило широкое распространение в СССР во второй половине ХХ в. Во время целинной эпопеи, вознесенной Н.С. Хрущевым на уровень союзного значения, стало очевидным, что традиционная практика обеспечения людскими ресурсами государственных инициатив в новых демографических условиях не могла быть реализована.

В условиях снижения рождаемости и урбанизации власть была вынуждена изменить подход в решении проблемы кадрового обеспечения российской деревни, в т.ч. за счет расширения социальной основы переселения. Очевидно, что перераспределение жителей в рамках административно-территориальной единицы в пользу аграрной сферы должно минимизировать негативное влияние природно-климатического фактора, повысив приживаемость новоселов.

В итоге внутриобластное переселение, ставшее ответным шагом на изменение демографической ситуации в стране, явилось важной составляющей советской миграционной политики второй половины ХХ века.

Библиографический список

1. Алексеев А.И., Данилова И.А., Зубаревич Н.В, Никулин Е.И. Современные переселения город-село в Нечерноземной зоне РСФСР (опыт изучения на примере Вологодской области) // Вестник Московского университета. Серия «География». -

1979. - № 1. - С. 55-61.

2. Вербицкая О.М. Плановое сельскохозяйственное переселение в РСФСР в 1946-1958 гг. // Вопросы истории. - 1986. - № 12. - С. 14-26.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 10005. - Оп. 1.

4. ГАРФ. - Ф. А-327. - Оп. 1.

5. ГАРФ. - Ф. А-327. - Оп. 2.

6. ГАРФ. - Ф. Р-5446. - Оп. 1.

7. ГАРФ. - Ф. Р-5446. - Оп. 106сч.

8. Занданова Л.В. Переселение крестьянства в Азиатскую Россию (конец 40-х - середина 60-х гг. ХХ в.). - Иркутск, 1997. - 160 с.

9. Костяшов Ю.В. Повседневность послевоенной деревни: Из истории переселенческих колхозов Калининградской области. 1946-1953 гг. - М.: Политическая энциклопедия, 2015. - 263 с.

10. Крушанова Л.А. Миграционная политика СССР на Дальнем Востоке (середина 1940-х -1970-е гг.). - Владивосток: ДВО РАН, 2014.- 264 с.

11. Османов А.И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20-е -70-е гг. ХХ века). - Махачкала: ДНЦ, 2000.- 333 с.

12. Собрание действующего законодательства СССР. Раздел 12. Законодательство о сельском хозяйстве. Книга. 4. Т. 32. - М.: Известия, 1974. - 368 с.

13. Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР за 1939 г. - М., 1945. - № 52.

14. Собрание Постановлений Правительства РСФСР. - 1959. - №3.

15. Чернолуцкая Е.Н. Принудительные миграции на советском Дальнем Востоке в 19201950-е гг. - Владивосток: Дальнаука, 2011. - 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.