ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 5
ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
A. А. джуманбетова, доцент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ, руководитель Центра карьеры
Е. с. крюкова, ассистент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ, член Комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки России*103
B. и. Еланская, студентка 4 курса юридического факультета МГУ
центр занятости и трудоустройства юридического факультета мгу (центр карьеры) как новая форма интеграции юридического образования и практики
Статья посвящена работе уникального проекта юридического факультета МГУ — Центра занятости и трудоустройства юридического факультета МГУ (Центр карьеры), который занимается профориентацией, трудоустройством студентов и выпускников, обеспечением взаимодействия между студентами и работодателями, исследованием рынка труда.
Ключевые слова: образование, юридическое образование, трудоустройство, карьера, Центр карьеры, юридический факультет МГУ.
The article is devoted to the unique project of Law Faculty — Center of Employment and Job Placement of Law Faculty of Moscow State University (Career Center), which deals with career guidance, job placement of students and graduates, software interaction between students and employers, labor market researches.
Keywords: education, legal education, employment, career, Career Center, Law Faculty of Moscow State University.
Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на пленарном заседании Х съезда Российского союза ректоров 30 октября 2014 г., указал, что «система высшего образования была и остается мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания — и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России ... Не каждый вуз готов работать по-современному, учить так, чтобы у выпускника оставались не только диплом, но и нужные знания и профессиональные навыки, которые он может исполь-
зовать в своей практической деятельности после окончания высшего учебного заведения.. .»Л
Все больше россиян склонны думать, что значимость высшего образования зачастую преувеличена, так как наличие диплома уже не является гарантией получения высокооплачиваемой и престижной работы. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), количество приверженцев такой версии увеличилось с 45% в 2008 г. до 54% в 2013 г.2 69% россиян уверены, что в последние десятилетия выпускникам вузов стало труднее устроиться на работу, чем это было раньше3.
Такие тенденции неудивительны, многие работодатели не удовлетворены компетентностью выпускников отечественных вузов4. Это касается и выпускников многих юридических вузов и факультетов, особенно если учитывать, что рынок труда и так перенасыщен специалистами в области права. Такое положение дел невыгодно никому — ни государству, ни работодателю, ни выпускнику.
Между тем Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 не предусматривает обязанность образовательной организации оказывать содействие в трудоустройстве5. Согласно ст. 29 указанного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, предоставляющие сведения об их деятельности, в том числе трудоустройстве выпускников. Как отмечается в специальной литературе, «выпускники образовательных организаций оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорией населения. Для того чтобы подготовить выпускников образовательных организаций к самостоятельному поиску работы и успешной адаптации на региональном рынке труда, необходимо, чтобы выпускник имел четкие представления о предстоящем трудоустройстве, возможностях профессионального роста, качестве полученных им знаний, умений, практических навыков, а также требованиях работодателей, предъявляемых к выпускникам»6. Между тем трудоустройство выпускника по приобретенной им специальности — показатель качественности образования.
1 Вступительное слово Президента РФ В. В. Путина (стенограмма): URL: http:// kremlin.ru/news/46892
2 URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114462
3 URL: http://rbcdaily.ru/politics/562949979581187
4 Согласно данным исследования рекрутингового портала SuperJob, сделанного в 2011 г., уровнем знаний выпускников вузов недовольны более половины (57%) отечественных работодателей (http://www.superjob.ru/community/life/59162/).
5 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
6 Ласкина Н. В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный): Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова неизменно занимает высшие строки в наиболее престижных общенациональных рейтингах, оценивающих качество образовательных услуг, объемы научной работы, влияние на принимаемые государственно-властные решения7, а выпускники юридического факультета традиционно являются одними из самых востребованных специалистов в профильном сегменте рынка труда8.
В основе этой востребованности лежит последовательная реализация идеи интеграции юридического образования и профессиональной деятельности. Традиционно в качестве проблемы качества юридического образования отмечают недостаточную ориентацию системы преподавания на приобретение практических знаний и, как следствие, отсутствие практико-ориентированных молодых специалистов. Юридический факультет МГУ сочетает в своей работе классическую академическую культуру и новейшие требования рынка труда. Многие юридические вузы и факультеты все больше внимания уделяют интеграции юридического образования и практики. Формами такой интеграции являются: клиническое образование, т.е. участие студентов в работе с реальными клиентами в формате оказания юридических консультаций под руководством преподавателя; и сочетание теоретических занятий в вузе и прохождение производственной практики в государственных учреждениях и частных компаниях9.
Названные формы являются базовыми инструментами привнесения практических элементов в канву преимущественно теоретического высшего профессионального юридического образования. Так, идея интегрированной системы обучения возникла в советский период: впервые на факультативной основе она была введена еще на факультете общественных наук МГУ в 1919—1925 гг., а во второй половине 1920-х гг. стала обязательной. Что касается юридических клиник, то о необходимости их создания писал один из классиков дореволюцион-
7 Рейтинг Международной информационной группой «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы» в соответствии с методикой, подготовленной по заказу Федерального агентства по образованию РФ. Согласно итогам проведенного исследования МГУ лидирует по категории «юриспруденция» с большим отрывом. Подробнее о рейтинге см.: http://www.univer-rating.ru/rating_branch.asp
8 Один из наиболее интересных для поступающих в юридических вузы рейтингов был составлен Исследовательским центром портала Superjob.ru, где российские юридические вузы ранжировались по уровню зарплат их выпускников. Юридический факультет МГУ прочно обосновался на первой строке со средним уровнем дохода выпускников 2000—2005 гг. выпуска на московском рынке труда в 80.000 руб., 95% выпускников трудоустроены по специальности/смежной специальности. Рейтинг составлен по результатам анализа примерно 7000 резюме из базы Superjob. Подробнее см.: http://www.superjob.ru/research/articles/1622/zarplatnyj-rejting-yuridicheskih-vuzov/
9 Демин В. А., Гущин В. В., Никольский В. С. Повышение качества юридического образования на основе различных форм интеграции профессионального образования и профессиональной деятельности // Юридическое образование и наука. 2009. № 3.
ной цивилистики Дмитрий Иванович Мейер10. Сейчас юридические клиники открыты и успешно работают на базе большого количества российских вузов11.
Одной из новых форм интеграции юридического образования и практики является создание на базе юридических факультетов и вузов подразделений, занимающихся профориентацией, а также обеспечением взаимодействия между студентами и работодателями. Данная форма интеграции была реализована на юридическом факультете МГУ в рамках работы центра занятости и трудоустройства студентов и выпускников юридического факультета Мгу имени М. В. ломоносова (центр карьеры).
Данный Центр был создан в 2009 г. и продолжает активную деятельность по содействию в построении успешной карьеры молодыми юристами.
Центр карьеры является уникальным проектом, в основе которого лежит не просто проведение отдельных карьерных мероприятий, а обеспечение постоянного и непрерывного взаимодействия между студентами и работодателями как напрямую, так и через Центр карьеры. Основные задачи Центра состоят не только в помощи студентам найти свое место в юриспруденции в процессе и после получения высшего образования, но и в оказании содействия работодателям в поиске подходящей кандидатуры работника.
В некоторых вузах существуют похожие структурные подразделения (профориентационные центры, отделы содействия трудоустройству выпускников, центры развития карьеры), однако их целевым назначением является размещение информации о наличии вакансий или стажировок от компаний, проведение ярмарок стажировок и вакансий, а также размещение резюме студентов в открытом доступе12. Однако задачи Центра карьеры юридического факультета МГУ шире — это не просто информирование сторон о возможности сотрудничества, а исследование рынка труда в целом и его отдельных сегментов в частности. Целью таких исследований является выявление основных изменений на рынке труда, и, как следствие, помощь работодателям в установлении требований, предъявляемым кандидатам на должности, а также помощь студентам в том, чтобы соответствовать этим требованиям. Так, в число услуг, оказываемых
10 Мейер Д. И. О значении практики в системе юридического образования. Казань, 1855.
11 Проблемы организации и функционирования юридических клиник: Сб. докл. II Общерос. конф., прошедшей 13-15 мая 2011 г. на базе МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2012. С. 140-159 (Электронный ресурс): URL: http://codolc.com/
12 См., напр., Центр развития карьеры РЭА имени Г. В. Плеханова (http://www. rea.ru/ru/org/managements/Pages/careercentr.aspx), Центр карьеры МГИМО (http:// career.mgimo.ru/) и др.
Центром карьеры, входит проведение исследований на рынке труда по заказу работодателей или факультета, разработка индивидуальных программ отбора кандидатов для юридических фирм и подбор кандидатов в соответствии с предъявленными требованиями. Центр карьеры ставит перед собой следующие задачи:
1. Трудоустройство студентов и выпускников. В последнее время значительно увеличилось число студентов и выпускников, обращающихся в Центр карьеры за консультацией и помощью. Все обратившиеся в Центр были направлены на практику или трудоустроены.
Традиционным стало проведение карьерных мероприятий для студентов, в том числе ежегодного Дня карьеры. День карьеры «Первая ступень» — одно из популярных мероприятий Центра, в рамках которого студенты, выпускники и работодатели могут напрямую пообщаться друг с другом, соискатели могут найти интересную работу по специальности, а работодатели — перспективного сотрудника.
Как показали исследования, проведенные Центром карьеры совместно с лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ, большинство студентов начинают искать работу уже в процессе учебы. Чуть больше половины выпускников 2014 г. начинали свою трудовую деятельность будучи студентами. Доли тех, кто в период обучения не работал, и тех, кто совмещал работу с учебой, примерно одинаковы (47 и 53% соответственно). Именно поэтому Дни карьеры проводятся два раза в год — в осеннем и весеннем семестре, так как большинство организаций предлагают как зимние, так и летние стажировки для студентов старших курсов.
В рамках данного мероприятия Центр карьеры издает Справочник работодателя, где можно найти основную информацию о ведущих юридических фирмах, их стажировках и вакансиях, а также о процедурах отбора и основных требованиях, которые предъявляются к кандидатам.
2. Консультирование студентов по вопросам о возможностях построения успешной карьеры, трудоустройства по основной или смежной специальности. В Центр карьеры можно обратиться за помощью по составлению резюме, подготовке к прохождению профессионального отбора в компаниях, психологическому или профессиональному ориентированию. Ежегодно организуются встречи со студентами выпускных курсов по обсуждению актуальных вопросов построения карьеры.
3. Организация и проведение информационных и образовательных мероприятий, раскрывающих способы успешного построения карьеры (бизнес-кейсы, деловые игры, круглые столы и т.д., тренинги
и семинары для студентов, обучение их эффективному поведению на рынке труда, написанию резюме, прохождению собеседования и другим необходимым навыкам для трудоустройства и последующей успешной карьеры). 4. Ведется работа по исследованию трудоустройства выпусков 2013— 2015 гг. Воспитанники факультета работают в высших органах государственной власти и управления, в судах, прокуратуре, адвокатуре, крупнейших российских предприятиях, известных международных корпорациях, российских и международных юридических фирмах, ведущих учебных заведениях страны. Кроме того, продолжается работа по формированию базы данных выпускников факультета 2009—2015 гг., а также компаний-работодателей, заинтересованных в приглашении студентов и выпускников юридического факультета МГУ на работу.
Партнерами Центра карьеры традиционно выступают юридические фирмы White&Case, Linklater's, Clifford Chance, Lidings, Ho-gan Lovells, Vegas Lex и другие учреждения и организации, а также российские органы власти. Ведется сотрудничество с российскими и зарубежными партнерами, среди которых Международный центр «Ломоносов» (Женева, Швейцария), Отдел по профориентации и трудоустройству МГУ, Управление академической политики и организации учебного процесса МГУ, Московское отделение Ассоциации юристов России, РОО «Объединение выпускников юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова», выпускники юридического факультета МГУ.
Кроме того, с целью повышения эффективности деятельности Центра карьеры создано добровольное студенческое объединение для обеспечения текущей деятельности и развития, а также для более обширного информирования студентов о деятельности Центра. Для активистов Центра это отличная возможность познать рынок труда изнутри, понять основы взаимодействия между соискателями и будущими работодателями, а также усвоить азы организационной и переговорной работы.
Информационным ресурсом Центра карьеры является страница на сайте факультета http://www.law.msu.ru/trudoustrojstvo, которая пользуется популярностью как среди студентов и выпускников, так и среди работодателей, созданы сообщества в социальных сетях «В контакте» (http://vk.com/career_law_msu) и Facebook (https://www. facebook.com/groups/career.law.msu/). Помимо информации о мероприятиях Центра Карьеры, вакансиях и стажировках на различные позиции в ведущих компаниях на указанных ресурсах размещены статьи об отдельных аспектах построения карьеры и трудоустройства, отчеты о трудоустройстве и предложения для работодателей.
Несмотря на то что с момента создания Центр карьеры достиг значительных успехов, перед его руководством стоит масса задач, реализация которых позволит этому уникальному проекту выйти на качественно новый уровень, стать фундаментом трудоустройства для будущих юристов и заинтересованных в новых кадрах компаний-работодателей. Так, необходимо создание и развитие сайта Центра, на котором будут предусмотрены возможности публикации резюме студентами и выпускниками, размещение вакансий работодателями, подписка на новости Центра, развивать партнерские отношения с выпускниками факультета и компаниями-работодателями, также поможет создание полноценной внутренней электронной базы выпускников юридического факультета МГУ и компаний-работодателей.
Сейчас Центр карьеры является системой мониторинга трудоустройства и профессионального роста выпускников юридического факультета МГУ, наличие чего является важнейшим целевым индикатором и показателем реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 гг.13 Юридический факультет МГУ может стать площадкой для решения таких задач, поставленных в федеральной целевой программе, как создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики, формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов, распространение инноваций в высшем образовании. Так, на базе Центра карьеры могут быть реализованы пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества высшего профессионального образования, включению МГУ, и юридического факультета в частности, в международные исследования качества юридического профессионального образования, а также по экспертно-аналитическому, информационному, правовому сопровождению программных мероприятий в области образования.
Думается, что в перспективе Центр карьеры юридического факультета МГУ сможет стать полноценным звеном в реализации государственной молодежной политики как элемент государственно-частного партнерства; стать своеобразным локомотивом в достижении целей, поставленных в «Основах развития государственной молодежной политики до 2025 года», — развитие инновационных образовательных технологий, создание условий для самообразования молодежи, создание условий для реализации потенциала молодежи в
13 Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 22. Ст. 3232.
социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта» и др.14
список литературы
1. Ласкина Н. В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный): Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Демин В. А., Гущин В. В., Никольский В. С. Повышение качества юридического образования на основе различных форм интеграции профессионального образования и профессиональной деятельности // Юридическое образование и наука. 2009. № 3.
3. Мейер Д. И. О значении практики в системе юридического образования. Казань, 1855.
4. Проблемы организации и функционирования юридических клиник: Сб. докл. II Общерос. конф., прошедшей 13-15 мая 2011 г. на базе МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2012. С. 140-159 (Электронный ресурс): URL: http:// codolc.com/
14 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.