Проблемы трудоустройства выпускников юридических вузов
УДК 378
Дмитриева Любовь Константиновна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье рассматриваются проблемные аспекты трудоустройства выпускников юридических вузов. Отмечается, что решение данного вопроса должно определяться качеством инструментов и методов работы по организации процесса трудоустройства со стороны вуза и позитивной мотивацией самого выпускника на планирование и построение карьеры. Повышению эффективности и успешности трудоустройства выпускников способствует профориентационная работа, направленная на понимание специфики будущей профессии, квалификационных требований, возможностей карьерного роста. Указывается на возможность разрешения возникающих проблемных ситуаций лишь при объединении и взаимодействии вуза с организациями-работодателями. Изложены предложения по привлечению к процессу трудоустройства региональных отделений «Ассоциации юристов России», которые могли бы выступать координационными центрами содействия трудоустройству выпускников юридических вузов.
Ключевые слова: трудоустройство, выпускники юридических вузов, опыт работы, профориентация, работодатели, карьера.
В условиях современных тенденций развития рыночной экономики проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений стоит достаточно остро. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату и видеть перспективу карьерного роста, однако, за последние годы в большинстве регионов РФ отмечается снижение показателей трудоустройства выпускников по полученной специальности. Чаще всего эту ситуацию связывают с изменением в требованиях работодателей к выпускникам, перенасыщением рынка труда специалистами-гуманитариями. Сложность поиска места работы с достойной оплатой, построения карьеры и обеспечения себя и семьи в перспективе отмечается и самими выпускниками [2]. Эффективное решение данного вопроса сегодня должно определяться качеством инструментов и методов работы по организации процесса трудоустройства со стороны вуза и позитивной мотивацией самого выпускника на планирование и построение карьеры.
Показатели по трудоустройству выпускников, обучавшихся по очной форме обучения, выступают одним из критериев эффективности вузов. В связи с этим содействие в трудоустройстве выпускников становится крайне важным направлением деятельности образовательного учреждения, обеспечивающим его конкурентоспособность и востребованность. Трудоустройство выпускников является одной из приоритетных задач работы руководства учреждений образования и профессорско-преподавательского состава.
Проблема низкого уровня трудоустройства была затронута на Первом общероссийском форуме «Юридическое образование: механизмы управления в условиях интеграционных процессов», проходившем в октябре 2015 года в Ялте. В своем выступлении директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрна-уки А.Б. Соболев отметил, что 50% нетрудоустро-
енных обучались по экономике и юриспруденции. Также было обозначено, что контингент студентов, обучающихся по юридическим направлениям подготовки, составляет 11% общей численности студентов вузов России, то есть каждый десятый российский студент - будущий юрист [3].
Данные показатели свидетельствуют о высокой конкуренции между выпускниками при трудоустройстве по юридической специальности. Однако этот фактор не является единственной причиной проблем, возникающих при трудоустройстве после завершения обучения.
Юридический факультет им. Ю.П. Новицкого проводит работу по организации, мониторингу трудоустройства выпускников, оказывает им помощь и содействие в трудоустройстве, отслеживает их профессиональные успехи и достижения.
Анализ трудоустройства выпускников, обучавшихся по очной форме обучения, проводится по таким основным показателям, как доля выпускников, трудоустроенных после окончания вуза (трудоустроенных по полученной специальности, устроенных и с иной формой занятости: служба в ВС, отпуск по уходу за ребенком, и т.д.) и доля не трудоустроенных выпускников (из них, обратившихся в службу занятости и зарегистрированных в качестве безработных).
Анализ данных показателей за последние 3 года (2013-2015 гг.) показал, что значительное количество выпускников юридического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова (около 65%) хоть и испытывали трудности при переходе от учебы к работе, оказались занятыми на квалифицированных рабочих местах. Около 20-25% выпускников после окончания университета призываются на службу в ВС РФ, и около 3-5% уходят в отпуск по уходу за ребенком. В итоге, к 1 октября каждого года нетрудоустроенными остаются в среднем 2-4 человека. Исключение составляют показатели 2015 года, нетрудоустроенными к 1 октября числились 11 выпускников (14% от общего числа), 2 из них специалисты, 9 - выпускники-бакалавры.
© Дмитриева Л.К., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
165
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Попробуем проанализировать проблемы, с которыми наши выпускники сталкиваются при поиске работы, и чем обосновано такое количество нетрудоустроенных выпускников.
Наибольшее влияние на ситуацию рынка труда в 2015 году оказал одновременный выпуск бакалавров и специалистов, а также сокращение вакансий в условиях экономической ситуации в России. Выпускникам специалистам и бакалаврам пришлось конкурировать между собой. И, как показала практика, бакалавров берут на работу менее охотно. Чаще всего это мотивируется тем, что за четыре года обучения человек получает общую теоретическую подготовку по данному профилю, и не имеет при этом узкой специализации, присутствующей у специалистов.
Важное значение при трудоустройстве имеет наличие опыта работы по полученной специальности. Работодатели чаще отдают предпочтение выпускнику с опытом работы, мало кто готов принять на работу человека без опыта. По данным мониторинга, проведенного в мае, около 60% выпускников-специалистов уже работали по специальности. Из выпускников-бакалавров трудоустроены по профессии были около 10%. И, как показала практика, студенты, которые подрабатывали еще во время учебы, без проблем трудоустроились после окончания обучения.
Также к числу причин, оказывающих влияние на показатели трудоустройства, относятся завышенные ожидания самих выпускников, высокая самооценка своего профессионально-квалификационного уровня. Выпускники в большей мере ориентированы на высокие заработные платы, считая, что получили престижную профессию. Опрос выпускников 2015 года показал, что более 70% рассматривают вакансии с предлагаемой заработной платой в 15-20 тыс. руб. Анализ рынка труда показал, что работодатели готовы предложить молодому специалисту без опыта работы заработную плату в 10-12 тыс. руб. Кроме этого, выпускники не готовы согласиться с ненормированным временем работы, отказываются от вакансий, где заявлены командировки и т.п.
Кроме того, у большинства выпускников отсутствуют необходимые навыки самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства, написания резюме, т.е. выпускники не умеют «преподнести» себя.
Для решения указанных проблем необходим комплексный подход, направленный на повышение эффективности и поддержку трудоустройства студентов и выпускников, становление и развитие их карьеры.
В целях повышения эффективности и успешности трудоустройства выпускников необходимо
совершенствовать профориентационную работу, больше внимания уделять работе с абитуриентами, помогать им делать осознанный выбор будущей профессии, опираясь не на то, что данное направление «престижно», а на понимание специфики будущей профессии, квалификационных требований, возможностей карьерного роста. Привлекать к данной работе можно самих выпускников, студентов, и ведущих преподавателей.
Кроме того, разрешение возникающих проблемных ситуаций возможно лишь при объединении и взаимодействии вуза с организациями-работодателями. Предлагается в целях получения новых знаний, умений и навыков и повышения уровня профессиональных компетенций организовать стажировки для студентов-старшекурсников в организациях и на предприятиях города. Сейчас работа в этом направлении уже ведется, студенты успешно проходят стажировку в Костромаавтодор, ОАО «Газпром», в органах исполнительной власти Костромской области. Наши студенты работают в качестве общественных помощников в Следственном комитете РФ, Прокуратуре Костромской области, Управлении по обеспечении деятельности мировых судей по Костромской области. Для ознакомления студентов с ситуацией на рынке труда, требованиями работодателей к соискателям, предлагается организовывать экскурсии к потенциальным работодателям. Также необходимо помочь студентам в формировании навыков общения с работодателями в форме индивидуальных или групповых консультаций, тренингов, мастер-классов и т.д. (помощь в составлении резюме, правила поведения при собеседовании и т.п.).
Представляют интерес предложения по привлечению к процессу трудоустройства региональных отделений «Ассоциации юристов России», которые могли бы выступать координационными центрами содействия трудоустройству выпускников юридических вузов [1]. Данные центры могли бы не просто аккумулировать информацию о вакансиях, но также проводить профессиональный отбор выпускников, в том числе путем проведения добровольного профессионального экзамена, и рекомендовать выпускников конкретным работодателям.
Таким образом, при трудоустройстве по специальности выпускники юридических вузов сталкиваются со следующими проблемами:
1) высокая конкуренция между выпускниками при ограниченном количестве вакантных мест;
2) сокращение штатных единиц на государственной и муниципальной службе;
3) неготовность начинать трудовую деятельность при низкой заработной плате, ненормированном рабочем дне, командировках и т.п.;
4) отсутствие опыта работы и практических навыков.
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Опыт успешной подготовки выпускников вуза к решению проблемы трудоустройства..,
Библиографический список
1. Гришин С.П. О совершенствовании практики трудоустройства выпускников юридических вузов // Российская юстиция. - 2011. - №2 4. - С. 71-73.
2. Катасонов А.В., Плыгунов К.А. Проблема трудоустройства выпускников юридических ву-
зов // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2014. - № 10 (44). - С. 64-66.
3. Соболев А.Б. Повестка юридического российского образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/6392 (дата обращения: 20.01.2016).
УДК 378
Чугунов Евгений Анатольевич
кандидат исторических наук
Чугунова Ольга Дмитриевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова
ОПЫТ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (к 15-летию института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова)
В статье анализируется оригинальная система подготовки студентов экономических и управленческих специальностей (направлений), сложившаяся в Институте экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова за 15-летний период его существования. Авторы раскрывают на обширном фактическом материале основные особенности и структурные компоненты данной системы, в основу которой положена ком-петентностная модель образования. Исследователи проблемы представляют читателю развернутую характеристику основных личностных и профессиональных компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза для успешного трудоустройства в условиях современной российской экономики. Они могут быть систематизированы в три взаимосвязанные группы: навыки системного мышления и владения ситуационным анализом, коммуникативные способности, лидерские способности. Авторами статьи рассматривается особая организация производственной и преддипломной практики компетентностно-ориентированной направленности в условиях межпрофессиональных команд, а также опыт соответствующего курсового и дипломного проектирования и целенаправленного проведения имиджевых мероприятий.
Ключевые слова: трудоустройство выпускников вуза, компетентностная модель, компетентностно-ориенти-рованная практика, межпрофессиональные команды, базовые предприятия и учреждения, курсовое и дипломное проектирование, имиджевые мероприятия.
Процесс трудоустройства выпускников вузов в современных условиях характеризуется целым рядом особенностей и противоречий между ожиданиями и предложениями соответствующих сторон на рынке труда. В предыдущий период старшекурсник при наличии установленного в государственном масштабе обязательного распределения знал, что он обязательно будет трудоустроен. При этом престижность будущего места работы и должности находились в прямой зависимости от успеваемости студента (так называемого среднего балла, отражаемого во вкладыше к диплому).
Сегодня в условиях рыночной экономики государство предоставляет выпускнику вуза право свободного трудоустройства в соответствии с его желаниями, намерениями, приоритетами, ориен-тациями и т.д. Однако, существующая практика с очевидностью показывает, что не все выпускники могут самостоятельно и успешно выстроить начало собственного карьерного маршрута в виде первоначального трудоустройства по окончанию учебы в высшей школе. При этом было бы ошибочным полагать, что трудоустройство - дело лишь са-
мих выпускников, их родных и близких. Полагаем, что трудоустройство выпускников должно стать и являться одним из актуальнейших направлений деятельности выпускающих кафедр.
В связи с вышесказанным рассмотрение вопроса о трудоустройстве выпускников Института экономики (далее - Института) Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова не является случайным, а его современная постановка обусловлена необходимостью осуществления разностороннего анализа содержания и путей решения данной проблемы через эффективное взаимодействие Института, потенциальных работодателей и самих выпускников.
На наш взгляд, заслуживающим внимания примером может служить сложившаяся в течение последних десяти лет система подготовки студентов Института к осуществлению их дальнейшего трудоустройства, в основе которой лежит компетент-ностная модель образования, ориентированная прежде всего на сферу профессиональной деятельности. Именно она и обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда [3].
© Чугунов Е.А., Чугунова О.Д., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
167