Научная статья на тему 'Опыт успешной подготовки выпускников вуза к решению проблемы трудоустройства в условиях рыночной экономики (к 15-летию Института экономики Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова)'

Опыт успешной подготовки выпускников вуза к решению проблемы трудоустройства в условиях рыночной экономики (к 15-летию Института экономики Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА / МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ / БАЗОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ / КУРСОВОЕ И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИМИДЖЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATES / COMPETENCY MODEL / COMPETENCY-ORIENTED PRACTICE / INTERPROFESSIONAL TEAMS / BASIC ENTERPRISES AND INSTITUTIONS / COURSE AND DIPLOMA DESIGN / BRANDING EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугунов Евгений Анатольевич, Чугунова Ольга Дмитриевна

В статье анализируется оригинальная система подготовки студентов экономических и управленческих специальностей (направлений), сложившаяся в Институте экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова за 15-летний период его существования. Авторы раскрывают на обширном фактическом материале основные особенности и структурные компоненты данной системы, в основу которой положена компетентностная модель образования. Исследователи проблемы представляют читателю развернутую характеристику основных личностных и профессиональных компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза для успешного трудоустройства в условиях современной российской экономики. Они могут быть систематизированы в три взаимосвязанные группы: навыки системного мышления и владения ситуационным анализом, коммуникативные способности, лидерские способности. Авторами статьи рассматривается особая организация производственной и преддипломной практики компетентностно-ориентированной направленности в условиях межпрофессиональных команд, а также опыт соответствующего курсового и дипломного проектирования и целенаправленного проведения имиджевых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience successful training graduates high school to solve the problem of employment in a market economy (the 15th anniversary of the Institute of Economics of Nekrasov Kostroma State University)

The article analyses the original system of training of students of economic and management specialties (directions), developed at the Institute of Economics of Nekrasov Kostroma State University 15-year period of its existence. The authors reveal the vast factual material and the basic features of the structural components of the system, which is based on competency model of education. Researchers are challenges the reader a detailed description of the major personal and professional competences required of university graduates for successful employment in the conditions of modern Russian economy. They can be organised into three interrelated groups: systems thinking skills and ownership situation analysis, communication skills, leadership skills. The authors considered a special organisation of the production and pre-diploma practice of competency-oriented focus in the conditions of interprofessional teams, as well as experience in the relevant course and degree planning and purposeful implementation of image events.

Текст научной работы на тему «Опыт успешной подготовки выпускников вуза к решению проблемы трудоустройства в условиях рыночной экономики (к 15-летию Института экономики Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова)»

Библиографический список

1. Гришин С.П. О совершенствовании практики трудоустройства выпускников юридических вузов // Российская юстиция. - 2011. - N° 4. - С. 71-73.

2. Катасонов А.В., Плыгунов К.А. Проблема трудоустройства выпускников юридических ву-

зов // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2014. - № 10 (44). - С. 64-66.

3. Соболев А.Б. Повестка юридического российского образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/6392 (дата обращения: 20.01.2016).

УДК 378

Чугунов Евгений Анатольевич

кандидат исторических наук

Чугунова Ольга Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова

od_chuqunova@ksu.edu.ru

ОПЫТ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (к 15-летию института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова)

В статье анализируется оригинальная система подготовки студентов экономических и управленческих специальностей (направлений), сложившаяся в Институте экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова за 15-летний период его существования. Авторы раскрывают на обширном фактическом материале основные особенности и структурные компоненты данной системы, в основу которой положена ком-петентностная модель образования. Исследователи проблемы представляют читателю развернутую характеристику основных личностных и профессиональных компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза для успешного трудоустройства в условиях современной российской экономики. Они могут быть систематизированы в три взаимосвязанные группы: навыки системного мышления и владения ситуационным анализом, коммуникативные способности, лидерские способности. Авторами статьи рассматривается особая организация производственной и преддипломной практики компетентностно-ориентированной направленности в условиях межпрофессиональных команд, а также опыт соответствующего курсового и дипломного проектирования и целенаправленного проведения имиджевых мероприятий.

Ключевые слова: трудоустройство выпускников вуза, компетентностная модель, компетентностно-ориенти-рованная практика, межпрофессиональные команды, базовые предприятия и учреждения, курсовое и дипломное проектирование, имиджевые мероприятия.

Процесс трудоустройства выпускников вузов в современных условиях характеризуется целым рядом особенностей и противоречий между ожиданиями и предложениями соответствующих сторон на рынке труда. В предыдущий период старшекурсник при наличии установленного в государственном масштабе обязательного распределения знал, что он обязательно будет трудоустроен. При этом престижность будущего места работы и должности находились в прямой зависимости от успеваемости студента (так называемого среднего балла, отражаемого во вкладыше к диплому).

Сегодня в условиях рыночной экономики государство предоставляет выпускнику вуза право свободного трудоустройства в соответствии с его желаниями, намерениями, приоритетами, ориен-тациями и т.д. Однако, существующая практика с очевидностью показывает, что не все выпускники могут самостоятельно и успешно выстроить начало собственного карьерного маршрута в виде первоначального трудоустройства по окончанию учебы в высшей школе. При этом было бы ошибочным полагать, что трудоустройство - дело лишь са-

мих выпускников, их родных и близких. Полагаем, что трудоустройство выпускников должно стать и являться одним из актуальнейших направлений деятельности выпускающих кафедр.

В связи с вышесказанным рассмотрение вопроса о трудоустройстве выпускников Института экономики (далее - Института) Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова не является случайным, а его современная постановка обусловлена необходимостью осуществления разностороннего анализа содержания и путей решения данной проблемы через эффективное взаимодействие Института, потенциальных работодателей и самих выпускников.

На наш взгляд, заслуживающим внимания примером может служить сложившаяся в течение последних десяти лет система подготовки студентов Института к осуществлению их дальнейшего трудоустройства, в основе которой лежит компетентностная модель образования, ориентированная прежде всего на сферу профессиональной деятельности. Именно она и обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда [3].

© Чугунов Е.А., Чугунова О.Д., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

167

Основными компонентами рассматриваемой системы являются:

- особая организация производственной и преддипломной практик компетентностно-ори-ентированной направленности;

- курсовое и дипломное проектирование;

- подготовка и проведение имиджевых мероприятий Института.

С 2009 г. в Институте разрабатываются программы учебных дисциплин, производственных и преддипломных практик в компетентностной парадигме с той целью, чтобы процесс образования был направлен на формирование у студентов экономических и управленческих направлений подготовки необходимых современному специалисту личностных и профессиональных компетенций, основные из которых, с нашей точки зрения, могут быть систематизированы в три взаимосвязанные группы: навыки системного мышления и владения ситуационным анализом, коммуникативные способности, лидерские способности.

К первой из названных групп относятся:

- умение системно анализировать информацию с целью формирования определенных прогнозов, соответствующих стратегий действий, выработки новых направлений деятельности;

- умение выделять из разнообразных источников полезную информацию по сравнительным данным, технологиям, методам, рыночной конъюнктуре, потенциальным конкурентам и т.п.;

- умение оценивать риски возможных действий.

Данные профессиональные компетенции, как

показывает опыт, необходимы для анализа и планирования своей деятельности в условиях ограниченной определенности и постоянных перемен факторов внешнего воздействия.

Вторую группу составляют коммуникативные способности следующего характера:

- создавать атмосферу доверия, ценить идеи, выдвигаемые другими людьми, вовлекать коллектив в активную работу, не замыкая все задачи на себе;

- формировать мотивационные стимулы для сотрудников, обеспечивая их ресурсами, обратной связью, обучением и тренингом, необходимым для их личностного и профессионального роста;

- убедительно аргументировать свои предложения и предложения других, направленные на рациональный способ достижения конечного результата.

Кроме того, современный специалист должен обладать лидерскими способностями, образующими третью группу компетенций:

- умение четко определять наиболее рациональные варианты действий и убеждать других в успехе выбранного пути;

- умение выстраивать отношения с партнерами, службами, даже с теми, с которыми традиционно складываются конфликтные ситуации;

- нацеленность на действие и результат, способность брать на себя ответственность за достижение поставленных целей» [8].

Практика является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста, поэтому ее организации и проведению уделяется большое внимание. С 2009 г. сначала в качестве эксперимента, а затем как обязательное условие в Институте существует компетентностно-ориентированная практика на всех экономических и управленческих специальностях и направлениях подготовки. Она имеет целью непрерывную подготовку трудоустройства студентов в период обучения в вузе.

«В сегодняшних условиях важной задачей является не только приобретение студентом опыта работы на предприятии, но и овладение им технологией самопродвижения и построения карьеры. В этом смысле компетентностная практика предоставляет студенту хорошую возможность для решения проблемы своего последующего трудоустройства. Именно для этих целей в институте экономики сформирована база бизнес-партнеров, которые помогают в формировании компетентности будущих специалистов и трудоустройстве выпускников.

Выпускники института экономики, приобретая знания и профессиональный опыт в процессе обучения, обеспечивают инновационность, продвинутость тех предприятий, на которых они в дальнейшем работают...», что обеспечивает социально-экономическое развитие Костромской области и России в целом [4].

Партнерами Института являются базовые предприятия и учреждения, где в течение нескольких лет студенты традиционно проходят практику: Торгово-промышленная палата Костромской области, ОАО «Костромской судостроитель-но-судоремонтый завод», ОАО «Мотордеталь», ООО «Гелиос-С», филиал ООО «Росгосстрах» по Костромской области, Костромское отделение сбербанка № 8640, АКБ «Росбанк», ООО ППО «ОгЬу», Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме и др.

Институтом постоянно проводится работа по укреплению связей с данными и подобными предприятиями и учреждениями, регулярно осуществляется соответствующая деятельность выпускающих кафедр по заключению договоров о сотрудничестве в сфере трудоустройства студентов с целевыми работодателями. Как результат -многие из студентов после прохождения практики, зарекомендовав себя с положительной стороны, остаются работать на этих предприятиях и в этих учреждениях [1]. Особенно успешно осуществляется такого рода сотрудничество с организациями, которые были созданы выпускниками Института (ООО «Окна», ООО «Домино» и др.).

Специфика прохождения соответствующей практики заключается в том, что студенты должны

приобрести необходимые профессионально-личностные компетенции в условиях межпрофессиональной команды, которая создается для реализации целей практики на конкретном предприятии. Для этого сотрудникам Института необходимо ежегодно осуществлять подбор базовых предприятий и учреждений, позволяющих проходить практику и своевременно формировать межпрофессиональные команды студентов разных направлений подготовки, способных активно включиться в производственно-хозяйственную деятельность.

Опыт убедительно показал, что комплектование межпрофессиональных команд целесообразно осуществлять в период обучения студентов на 2-м курсе, в течение которого будет активно проходить их становление. Данный процесс включает в себя 4 стадии.

На первой из них устраняются недоверие, настороженность и отчужденность в отношениях между студентами, появляется готовность принимать друг друга и сотрудничать.

Вторая стадия характеризуется развитием коммуникаций между членами команды и выработкой механизма принятия групповых решений.

Третья стадия является логическим продолжением и следствием расширения коммуникаций, роста доверия и укрепления чувства групповой идентичности. Члены группы получают удовлетворенность от самого факта пребывания в ней и помогают друг другу.

Четвертая стадия становления межпрофессиональной команды характеризуется переносом акцента с межличностной солидарности и поддержки на общее дело.

Процесс формирования команд студентов в Институте строится в соответствии с апробированными базовыми принципами формирования управленческой команды, соблюдение которых служит объективной предпосылкой рационализации ее структуры. Важнейшими из этих принципов являются:

- добровольность вхождения в команду;

- формирование и согласование своих целей и приоритетов как индивидуальных, так и всей команды;

- обеспечение гибкости команды, придание ей способности реагировать на изменение условий и потребностей, в том числе отдельных ее членов;

- определение рационального числа членов команды;

- отбор в состав команды специалистов разного профиля и долевое распределение функциональных обязанностей;

- минимальная специализация членов команды, обладающих различными навыками с целью достижения гибкости внутри группы, возможности перехода от одной работы к другой без ущерба для ее качества;

- свобода высказывания мнения каждым членом команды;

- вовлечение всех членов команды в процессы управления, разработки и принятия решений;

- установление групповых норм и процессов коммуникации при принятии решений;

- формирование надлежащих межличностных взаимоотношений внутри команды;

- внедрение в группу ценностей корпоративной культуры, необходимой для утверждения в ней благоприятного социально-психологического климата [7].

Установлено, что в команде, функционирующей на основе отмеченных принципов, достигается высокий уровень коммуникации и координации деятельности ее членов, утверждаются их статус и чувство защищенности, открываются возможности самореализации.

Опыт создания межпрофессиональных команд и организации компетентностно-ориентирован-ных практик складывается в Институте в течение десяти лет. Первоначально были созданы команды студентов разных специальностей (направлений): «Экономика труда», «Финансы и кредит», «Менеджмент организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг», «Математические методы в экономике», «Бизнес-информатика», «Коммерция (торговое дело)». С нашей точки зрения, возможно выделить несколько целенаправленных путей формирования межпрофессиональных команд студентов.

В первом случае инициаторами и организаторами процесса командообразования выступает преподаватель - руководитель производственной практики. Учитывая индивидуальные способности, а также наличие необходимых универсальных, реже профессиональных компетенций, он осуществляет подбор кандидатов в межпрофессиональную команду из числа студентов Института. Именно таким образом была создана межпрофессиональная команда по инициативе профессора З.В. Брагиной, выполнявшая программу компетентностно-ориен-тированной практики на базе МУП «Костромагор-водоканал».

Второй путь формирования межпрофессиональных команд включает в себя выявление из числа студентов лидеров с приемлемыми личностными характеристиками, способных подобрать кандидатов разных специальностей (направлений) для работы в данном коллективе. В этом случае особый интерес представляет межпрофессиональная команда студентов, созданная для подготовки и прохождения производственной практики на швейном предприятии Костромской городской общественной организации инвалидов «Верба» (координаторы: доценты В.В. Сергеев и О.Д. Чугу-нова) [5]. Появление такого объединения студентов было обусловлено рядом факторов, а именно:

- деятельностью лидера по формированию команды (студентка 4 курса специальности «Экономика труда» А. Навоева);

- особенностями организации компетентностно-ориентированной практики студентов Института;

- потребностью швейного предприятия КГООИ «Верба» в разрешении кризисных ситуаций;

- необходимостью реализации программы «Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями и предоставления им доступной среды жизнедеятельности» в условиях данного предприятия»;

- желанием студентов реализовать полученные теоретические знания на практике, получить опыт работы в команде, проявить и воплотить в жизнь свою активную гражданскую позицию.

Межпрофессиональная команда прошла несколько этапов развития:

- этап формирования команды;

- этап успешного развития;

- этап анализа совместной деятельности и поиска новых путей развития команды.

В результате проведенного мониторинга личной эффективности каждого члена межпрофессиональной команды, осуществляющей прохождение производственной практики на швейном предприятии КГООИ «Верба», были получены сведения о наличии у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых современному специалисту, таких как:

- глубокое понимание существа выполняемых задач и разрешаемых проблем;

- профессиональное знание предмета основной деятельности; умение работать с информацией, необходимой для продуктивной деятельности;

- умение привлекать для выполнения работы необходимые ресурсы;

- степень самостоятельности в определении технологии исполнения работы;

- умение выбирать средства и способы действия адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; умение слушать;

- способность общаться и понимать специалиста других областей;

- способность учитывать точку зрения и интересы других;

- способность брать на себя ответственность;

- способность целенаправленно организовывать свою работу индивидуально или в команде;

- способность адекватно оценивать свой личный вклад в реализацию общего дела;

- способность к критике и самокритике;

- способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процессе достижения целей [6].

После окончания вуза шесть членов данной межпрофессинальной команды во главе с бессменным лидером А. Навоевой организовали собственное предприятие ООО «Домино», которое

занимается художественным конструированием интерьеров и мебели.

Особая организация производственной и преддипломной практик компетентностно-ориенти-рованной направленности позволяет решать их задачи совместно преподавателям, работодателям и студентам. Как результат могут появиться хоздоговорные темы, при выполнении которых можно возобновить организацию комплексных исследований, которые могут быть выполнены межпрофессиональными командами студентов во главе с преподавателями.

Другим важным направлением деятельности Института, способствующим трудоустройству выпускников, является курсовое и дипломное проектирование. В течение 15 лет сложилась органическая связь бизнес-среды с Институтом как генератором кадров, обладающих креативным мышлением, глубокими знаниями, инновационным потенциалом. Личные успехи выпускников, в том числе и по реализации в практику своих научных исследований, служат вкладом в общий успех организаций бизнеса, сотрудничающих с Институтом. Выпускники Института достаточно успешно работают в различных сферах профессиональной деятельности: государственное и муниципальное управление, социальная сфера, промышленность и энергетика, малый бизнес во всем его многообразии, связь и информационные технологии, финансовые организации, научная и преподавательская деятельность.

Интерес к выпускникам Института часто возникает как результат осуществления имиджевых мероприятий. Институт регулярно выступает инициатором того или иного начинания соответствующей направленности и нацеленности. Так, например, начиная с 2006 г. ежегодно проходит Профессионально-образовательный марафон специальностей (направлений) Института. В рамках этого мероприятия проводятся различные коллективно-творческие дела, которые направлены на поддержание корпоративного духа, укрепление связей с бизнес-средой, формирование профессионально-личностных компетенций будущих специалистов.

Соответствующие задачи реализуются также в различных видах и формах внеаудиторной деятельности практико-ориентированной направленности:

- конкурс профессионального мастерства «Лучший бухгалтер»;

- викторина «Что ты знаешь о своей будущей профессии»;

- разговор-диспут «Студент - это "уже" или "ещё"?»;

- экономические деловые игры;

- бизнес-игра «Моя профессиональная компетентность»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- конкурс деловых газет

- экономический форум «Межпрофессиональное взаимодействие: проблемы и перспективы»;

- встреча студентов Института с представителями базовых предприятий производственных практик, известными предпринимателями г. Костромы и Костромской области;

В рамках профориентационного воспитания в 2007-2008 гг. состоялся фестиваль бизнес-команд студентов КГУ, посвященный Дню Российского университета. В его подготовке и проведении приняло участие 440 человек (студенты 2-4 курсов всех специальностей Института). В рамках фестиваля состоялись: научно-практическая конференция «Университет - ресурсный центр социально-экономического и культурного ландшафта Костромской области», форум «Карьера», мастер-класс «Эффективное поведение на рынке труда и формирование готовности к клиентским отношениям», «Студенческая биржа», карьерное консультирование-тестирование, комплексно-ролевая игра «Бизнес-команда» [2].

Важным следствием участия студентов в подобных мероприятиях является приобретение ими положительного опыта самостоятельной деятельности, формирование необходимых социально-личностных качеств, входящих в структуру социально-личностных компетенций.

Обеспечение социально-профессиональной направленности образовательного процесса с учетом высокой значимости для студентов сферы профессиональной жизни и ростом значимости сферы общественной жизни позволяет повысить уровень их личной ответственности за результаты своей деятельности, позволяет эффективно обучать студентов анализировать и прогнозировать результаты своих действий. Использование коллективных форм профессионального воспитания и мотивации делового общения студентов делает возможным формирование навыков работы в группе, актуализацию мотивов достижений и повышение мотивации на сотрудничество для достижения желаемого результата.

В связи с вышесказанным полагаем уместным заключить, исходя из многолетнего положительного опыта соответствующей деятельности Института, что учебная, научная и воспитательная работа в структурных подразделениях вуза должна быть подчинена основной цели - сформировать у сту-

дентов навыки реальной жизни и деятельности в условиях рыночной экономики, необходимые и достаточные для их трудоустройства по окончании вуза.

Библиографический список

1. Выпускники института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: люди, годы... (Десятилетию института экономики КГУ им. Н.А. Некрасова посвящается) / авт.-сост. З.В. Брагина, В.В. Чекмарев и др. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 140 с.

2. Исаев Н.В., Чугунова О.Д. Профессиональная подготовка будущих специалистов экономического и управленческого направлений во внеаудиторной деятельности института экономики: актовый доклад / XII Междунар. науч.-практ. конф. «Экономическая наука - хозяйственной практике» (г. Кострома, 6-7 мая 2010 г.). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 28 с.

3. Синергетика компетентности / И.Г. Асадули-на, З.В. Брагина и др. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 208 с.

4. Устремляясь в будующее: институт экономики КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - С. 139-140.

5. Чугунова О.Д. Межпрофессиональные команды как форма организации компетентностно-ориентированной практики студентов экономических и управленческих направлений подготовки в вузе // Экономика образования. - 2015. - № 4.

6. Чугунова О.Д. Мониторинг как системная диагностика эффективности формирования компетенций специалиста в условиях межпрофессиональной команды // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - Кострома, 2007. - Т. 13. - Спец. вып. № 3. -С. 140-142.

7. Чугунова О.Д. Управленческая команда как фактор инновационного развития организации // Экономическая наука - хозяйственной практике: материалы науч. сессии IX Междунар. науч.-практ. конф., 16-19 мая 2007, г. Кострома. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С. 381-384.

8. Чугунова О.Д. Формирование компетенции специалиста в условиях межпрофессиональной команды // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: науч.-практ. конф. (5-6 мая 2008 г.). -Ярославль, 2008. - С. 275-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.