Библиографический список
1. Гришин С.П. О совершенствовании практики трудоустройства выпускников юридических вузов // Российская юстиция. - 2011. - N° 4. - С. 71-73.
2. Катасонов А.В., Плыгунов К.А. Проблема трудоустройства выпускников юридических ву-
зов // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2014. - № 10 (44). - С. 64-66.
3. Соболев А.Б. Повестка юридического российского образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/6392 (дата обращения: 20.01.2016).
УДК 378
Чугунов Евгений Анатольевич
кандидат исторических наук
Чугунова Ольга Дмитриевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова
ОПЫТ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (к 15-летию института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова)
В статье анализируется оригинальная система подготовки студентов экономических и управленческих специальностей (направлений), сложившаяся в Институте экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова за 15-летний период его существования. Авторы раскрывают на обширном фактическом материале основные особенности и структурные компоненты данной системы, в основу которой положена ком-петентностная модель образования. Исследователи проблемы представляют читателю развернутую характеристику основных личностных и профессиональных компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза для успешного трудоустройства в условиях современной российской экономики. Они могут быть систематизированы в три взаимосвязанные группы: навыки системного мышления и владения ситуационным анализом, коммуникативные способности, лидерские способности. Авторами статьи рассматривается особая организация производственной и преддипломной практики компетентностно-ориентированной направленности в условиях межпрофессиональных команд, а также опыт соответствующего курсового и дипломного проектирования и целенаправленного проведения имиджевых мероприятий.
Ключевые слова: трудоустройство выпускников вуза, компетентностная модель, компетентностно-ориенти-рованная практика, межпрофессиональные команды, базовые предприятия и учреждения, курсовое и дипломное проектирование, имиджевые мероприятия.
Процесс трудоустройства выпускников вузов в современных условиях характеризуется целым рядом особенностей и противоречий между ожиданиями и предложениями соответствующих сторон на рынке труда. В предыдущий период старшекурсник при наличии установленного в государственном масштабе обязательного распределения знал, что он обязательно будет трудоустроен. При этом престижность будущего места работы и должности находились в прямой зависимости от успеваемости студента (так называемого среднего балла, отражаемого во вкладыше к диплому).
Сегодня в условиях рыночной экономики государство предоставляет выпускнику вуза право свободного трудоустройства в соответствии с его желаниями, намерениями, приоритетами, ориен-тациями и т.д. Однако, существующая практика с очевидностью показывает, что не все выпускники могут самостоятельно и успешно выстроить начало собственного карьерного маршрута в виде первоначального трудоустройства по окончанию учебы в высшей школе. При этом было бы ошибочным полагать, что трудоустройство - дело лишь са-
мих выпускников, их родных и близких. Полагаем, что трудоустройство выпускников должно стать и являться одним из актуальнейших направлений деятельности выпускающих кафедр.
В связи с вышесказанным рассмотрение вопроса о трудоустройстве выпускников Института экономики (далее - Института) Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова не является случайным, а его современная постановка обусловлена необходимостью осуществления разностороннего анализа содержания и путей решения данной проблемы через эффективное взаимодействие Института, потенциальных работодателей и самих выпускников.
На наш взгляд, заслуживающим внимания примером может служить сложившаяся в течение последних десяти лет система подготовки студентов Института к осуществлению их дальнейшего трудоустройства, в основе которой лежит компетентностная модель образования, ориентированная прежде всего на сферу профессиональной деятельности. Именно она и обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда [3].
© Чугунов Е.А., Чугунова О.Д., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
167
Основными компонентами рассматриваемой системы являются:
- особая организация производственной и преддипломной практик компетентностно-ори-ентированной направленности;
- курсовое и дипломное проектирование;
- подготовка и проведение имиджевых мероприятий Института.
С 2009 г. в Институте разрабатываются программы учебных дисциплин, производственных и преддипломных практик в компетентностной парадигме с той целью, чтобы процесс образования был направлен на формирование у студентов экономических и управленческих направлений подготовки необходимых современному специалисту личностных и профессиональных компетенций, основные из которых, с нашей точки зрения, могут быть систематизированы в три взаимосвязанные группы: навыки системного мышления и владения ситуационным анализом, коммуникативные способности, лидерские способности.
К первой из названных групп относятся:
- умение системно анализировать информацию с целью формирования определенных прогнозов, соответствующих стратегий действий, выработки новых направлений деятельности;
- умение выделять из разнообразных источников полезную информацию по сравнительным данным, технологиям, методам, рыночной конъюнктуре, потенциальным конкурентам и т.п.;
- умение оценивать риски возможных действий.
Данные профессиональные компетенции, как
показывает опыт, необходимы для анализа и планирования своей деятельности в условиях ограниченной определенности и постоянных перемен факторов внешнего воздействия.
Вторую группу составляют коммуникативные способности следующего характера:
- создавать атмосферу доверия, ценить идеи, выдвигаемые другими людьми, вовлекать коллектив в активную работу, не замыкая все задачи на себе;
- формировать мотивационные стимулы для сотрудников, обеспечивая их ресурсами, обратной связью, обучением и тренингом, необходимым для их личностного и профессионального роста;
- убедительно аргументировать свои предложения и предложения других, направленные на рациональный способ достижения конечного результата.
Кроме того, современный специалист должен обладать лидерскими способностями, образующими третью группу компетенций:
- умение четко определять наиболее рациональные варианты действий и убеждать других в успехе выбранного пути;
- умение выстраивать отношения с партнерами, службами, даже с теми, с которыми традиционно складываются конфликтные ситуации;
- нацеленность на действие и результат, способность брать на себя ответственность за достижение поставленных целей» [8].
Практика является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста, поэтому ее организации и проведению уделяется большое внимание. С 2009 г. сначала в качестве эксперимента, а затем как обязательное условие в Институте существует компетентностно-ориентированная практика на всех экономических и управленческих специальностях и направлениях подготовки. Она имеет целью непрерывную подготовку трудоустройства студентов в период обучения в вузе.
«В сегодняшних условиях важной задачей является не только приобретение студентом опыта работы на предприятии, но и овладение им технологией самопродвижения и построения карьеры. В этом смысле компетентностная практика предоставляет студенту хорошую возможность для решения проблемы своего последующего трудоустройства. Именно для этих целей в институте экономики сформирована база бизнес-партнеров, которые помогают в формировании компетентности будущих специалистов и трудоустройстве выпускников.
Выпускники института экономики, приобретая знания и профессиональный опыт в процессе обучения, обеспечивают инновационность, продвинутость тех предприятий, на которых они в дальнейшем работают...», что обеспечивает социально-экономическое развитие Костромской области и России в целом [4].
Партнерами Института являются базовые предприятия и учреждения, где в течение нескольких лет студенты традиционно проходят практику: Торгово-промышленная палата Костромской области, ОАО «Костромской судостроитель-но-судоремонтый завод», ОАО «Мотордеталь», ООО «Гелиос-С», филиал ООО «Росгосстрах» по Костромской области, Костромское отделение сбербанка № 8640, АКБ «Росбанк», ООО ППО «ОгЬу», Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме и др.
Институтом постоянно проводится работа по укреплению связей с данными и подобными предприятиями и учреждениями, регулярно осуществляется соответствующая деятельность выпускающих кафедр по заключению договоров о сотрудничестве в сфере трудоустройства студентов с целевыми работодателями. Как результат -многие из студентов после прохождения практики, зарекомендовав себя с положительной стороны, остаются работать на этих предприятиях и в этих учреждениях [1]. Особенно успешно осуществляется такого рода сотрудничество с организациями, которые были созданы выпускниками Института (ООО «Окна», ООО «Домино» и др.).
Специфика прохождения соответствующей практики заключается в том, что студенты должны
приобрести необходимые профессионально-личностные компетенции в условиях межпрофессиональной команды, которая создается для реализации целей практики на конкретном предприятии. Для этого сотрудникам Института необходимо ежегодно осуществлять подбор базовых предприятий и учреждений, позволяющих проходить практику и своевременно формировать межпрофессиональные команды студентов разных направлений подготовки, способных активно включиться в производственно-хозяйственную деятельность.
Опыт убедительно показал, что комплектование межпрофессиональных команд целесообразно осуществлять в период обучения студентов на 2-м курсе, в течение которого будет активно проходить их становление. Данный процесс включает в себя 4 стадии.
На первой из них устраняются недоверие, настороженность и отчужденность в отношениях между студентами, появляется готовность принимать друг друга и сотрудничать.
Вторая стадия характеризуется развитием коммуникаций между членами команды и выработкой механизма принятия групповых решений.
Третья стадия является логическим продолжением и следствием расширения коммуникаций, роста доверия и укрепления чувства групповой идентичности. Члены группы получают удовлетворенность от самого факта пребывания в ней и помогают друг другу.
Четвертая стадия становления межпрофессиональной команды характеризуется переносом акцента с межличностной солидарности и поддержки на общее дело.
Процесс формирования команд студентов в Институте строится в соответствии с апробированными базовыми принципами формирования управленческой команды, соблюдение которых служит объективной предпосылкой рационализации ее структуры. Важнейшими из этих принципов являются:
- добровольность вхождения в команду;
- формирование и согласование своих целей и приоритетов как индивидуальных, так и всей команды;
- обеспечение гибкости команды, придание ей способности реагировать на изменение условий и потребностей, в том числе отдельных ее членов;
- определение рационального числа членов команды;
- отбор в состав команды специалистов разного профиля и долевое распределение функциональных обязанностей;
- минимальная специализация членов команды, обладающих различными навыками с целью достижения гибкости внутри группы, возможности перехода от одной работы к другой без ущерба для ее качества;
- свобода высказывания мнения каждым членом команды;
- вовлечение всех членов команды в процессы управления, разработки и принятия решений;
- установление групповых норм и процессов коммуникации при принятии решений;
- формирование надлежащих межличностных взаимоотношений внутри команды;
- внедрение в группу ценностей корпоративной культуры, необходимой для утверждения в ней благоприятного социально-психологического климата [7].
Установлено, что в команде, функционирующей на основе отмеченных принципов, достигается высокий уровень коммуникации и координации деятельности ее членов, утверждаются их статус и чувство защищенности, открываются возможности самореализации.
Опыт создания межпрофессиональных команд и организации компетентностно-ориентирован-ных практик складывается в Институте в течение десяти лет. Первоначально были созданы команды студентов разных специальностей (направлений): «Экономика труда», «Финансы и кредит», «Менеджмент организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг», «Математические методы в экономике», «Бизнес-информатика», «Коммерция (торговое дело)». С нашей точки зрения, возможно выделить несколько целенаправленных путей формирования межпрофессиональных команд студентов.
В первом случае инициаторами и организаторами процесса командообразования выступает преподаватель - руководитель производственной практики. Учитывая индивидуальные способности, а также наличие необходимых универсальных, реже профессиональных компетенций, он осуществляет подбор кандидатов в межпрофессиональную команду из числа студентов Института. Именно таким образом была создана межпрофессиональная команда по инициативе профессора З.В. Брагиной, выполнявшая программу компетентностно-ориен-тированной практики на базе МУП «Костромагор-водоканал».
Второй путь формирования межпрофессиональных команд включает в себя выявление из числа студентов лидеров с приемлемыми личностными характеристиками, способных подобрать кандидатов разных специальностей (направлений) для работы в данном коллективе. В этом случае особый интерес представляет межпрофессиональная команда студентов, созданная для подготовки и прохождения производственной практики на швейном предприятии Костромской городской общественной организации инвалидов «Верба» (координаторы: доценты В.В. Сергеев и О.Д. Чугу-нова) [5]. Появление такого объединения студентов было обусловлено рядом факторов, а именно:
- деятельностью лидера по формированию команды (студентка 4 курса специальности «Экономика труда» А. Навоева);
- особенностями организации компетентностно-ориентированной практики студентов Института;
- потребностью швейного предприятия КГООИ «Верба» в разрешении кризисных ситуаций;
- необходимостью реализации программы «Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями и предоставления им доступной среды жизнедеятельности» в условиях данного предприятия»;
- желанием студентов реализовать полученные теоретические знания на практике, получить опыт работы в команде, проявить и воплотить в жизнь свою активную гражданскую позицию.
Межпрофессиональная команда прошла несколько этапов развития:
- этап формирования команды;
- этап успешного развития;
- этап анализа совместной деятельности и поиска новых путей развития команды.
В результате проведенного мониторинга личной эффективности каждого члена межпрофессиональной команды, осуществляющей прохождение производственной практики на швейном предприятии КГООИ «Верба», были получены сведения о наличии у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых современному специалисту, таких как:
- глубокое понимание существа выполняемых задач и разрешаемых проблем;
- профессиональное знание предмета основной деятельности; умение работать с информацией, необходимой для продуктивной деятельности;
- умение привлекать для выполнения работы необходимые ресурсы;
- степень самостоятельности в определении технологии исполнения работы;
- умение выбирать средства и способы действия адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; умение слушать;
- способность общаться и понимать специалиста других областей;
- способность учитывать точку зрения и интересы других;
- способность брать на себя ответственность;
- способность целенаправленно организовывать свою работу индивидуально или в команде;
- способность адекватно оценивать свой личный вклад в реализацию общего дела;
- способность к критике и самокритике;
- способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процессе достижения целей [6].
После окончания вуза шесть членов данной межпрофессинальной команды во главе с бессменным лидером А. Навоевой организовали собственное предприятие ООО «Домино», которое
занимается художественным конструированием интерьеров и мебели.
Особая организация производственной и преддипломной практик компетентностно-ориенти-рованной направленности позволяет решать их задачи совместно преподавателям, работодателям и студентам. Как результат могут появиться хоздоговорные темы, при выполнении которых можно возобновить организацию комплексных исследований, которые могут быть выполнены межпрофессиональными командами студентов во главе с преподавателями.
Другим важным направлением деятельности Института, способствующим трудоустройству выпускников, является курсовое и дипломное проектирование. В течение 15 лет сложилась органическая связь бизнес-среды с Институтом как генератором кадров, обладающих креативным мышлением, глубокими знаниями, инновационным потенциалом. Личные успехи выпускников, в том числе и по реализации в практику своих научных исследований, служат вкладом в общий успех организаций бизнеса, сотрудничающих с Институтом. Выпускники Института достаточно успешно работают в различных сферах профессиональной деятельности: государственное и муниципальное управление, социальная сфера, промышленность и энергетика, малый бизнес во всем его многообразии, связь и информационные технологии, финансовые организации, научная и преподавательская деятельность.
Интерес к выпускникам Института часто возникает как результат осуществления имиджевых мероприятий. Институт регулярно выступает инициатором того или иного начинания соответствующей направленности и нацеленности. Так, например, начиная с 2006 г. ежегодно проходит Профессионально-образовательный марафон специальностей (направлений) Института. В рамках этого мероприятия проводятся различные коллективно-творческие дела, которые направлены на поддержание корпоративного духа, укрепление связей с бизнес-средой, формирование профессионально-личностных компетенций будущих специалистов.
Соответствующие задачи реализуются также в различных видах и формах внеаудиторной деятельности практико-ориентированной направленности:
- конкурс профессионального мастерства «Лучший бухгалтер»;
- викторина «Что ты знаешь о своей будущей профессии»;
- разговор-диспут «Студент - это "уже" или "ещё"?»;
- экономические деловые игры;
- бизнес-игра «Моя профессиональная компетентность»;
- конкурс деловых газет
- экономический форум «Межпрофессиональное взаимодействие: проблемы и перспективы»;
- встреча студентов Института с представителями базовых предприятий производственных практик, известными предпринимателями г. Костромы и Костромской области;
В рамках профориентационного воспитания в 2007-2008 гг. состоялся фестиваль бизнес-команд студентов КГУ, посвященный Дню Российского университета. В его подготовке и проведении приняло участие 440 человек (студенты 2-4 курсов всех специальностей Института). В рамках фестиваля состоялись: научно-практическая конференция «Университет - ресурсный центр социально-экономического и культурного ландшафта Костромской области», форум «Карьера», мастер-класс «Эффективное поведение на рынке труда и формирование готовности к клиентским отношениям», «Студенческая биржа», карьерное консультирование-тестирование, комплексно-ролевая игра «Бизнес-команда» [2].
Важным следствием участия студентов в подобных мероприятиях является приобретение ими положительного опыта самостоятельной деятельности, формирование необходимых социально-личностных качеств, входящих в структуру социально-личностных компетенций.
Обеспечение социально-профессиональной направленности образовательного процесса с учетом высокой значимости для студентов сферы профессиональной жизни и ростом значимости сферы общественной жизни позволяет повысить уровень их личной ответственности за результаты своей деятельности, позволяет эффективно обучать студентов анализировать и прогнозировать результаты своих действий. Использование коллективных форм профессионального воспитания и мотивации делового общения студентов делает возможным формирование навыков работы в группе, актуализацию мотивов достижений и повышение мотивации на сотрудничество для достижения желаемого результата.
В связи с вышесказанным полагаем уместным заключить, исходя из многолетнего положительного опыта соответствующей деятельности Института, что учебная, научная и воспитательная работа в структурных подразделениях вуза должна быть подчинена основной цели - сформировать у сту-
дентов навыки реальной жизни и деятельности в условиях рыночной экономики, необходимые и достаточные для их трудоустройства по окончании вуза.
Библиографический список
1. Выпускники института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: люди, годы... (Десятилетию института экономики КГУ им. Н.А. Некрасова посвящается) / авт.-сост. З.В. Брагина, В.В. Чекмарев и др. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 140 с.
2. Исаев Н.В., Чугунова О.Д. Профессиональная подготовка будущих специалистов экономического и управленческого направлений во внеаудиторной деятельности института экономики: актовый доклад / XII Междунар. науч.-практ. конф. «Экономическая наука - хозяйственной практике» (г. Кострома, 6-7 мая 2010 г.). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 28 с.
3. Синергетика компетентности / И.Г. Асадули-на, З.В. Брагина и др. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 208 с.
4. Устремляясь в будующее: институт экономики КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - С. 139-140.
5. Чугунова О.Д. Межпрофессиональные команды как форма организации компетентностно-ориентированной практики студентов экономических и управленческих направлений подготовки в вузе // Экономика образования. - 2015. - № 4.
6. Чугунова О.Д. Мониторинг как системная диагностика эффективности формирования компетенций специалиста в условиях межпрофессиональной команды // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - Кострома, 2007. - Т. 13. - Спец. вып. № 3. -С. 140-142.
7. Чугунова О.Д. Управленческая команда как фактор инновационного развития организации // Экономическая наука - хозяйственной практике: материалы науч. сессии IX Междунар. науч.-практ. конф., 16-19 мая 2007, г. Кострома. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С. 381-384.
8. Чугунова О.Д. Формирование компетенции специалиста в условиях межпрофессиональной команды // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: науч.-практ. конф. (5-6 мая 2008 г.). -Ярославль, 2008. - С. 275-277.