Научная статья на тему 'Центр развития личных подсобных хозяйств как один из институтов их эффективного функционирования в современных условиях'

Центр развития личных подсобных хозяйств как один из институтов их эффективного функционирования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ / ПОДДЕРЖКА / КООПЕРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PERSONAL SUBSIDIARY PLOTS / INFRASTRUCTURE / DEVELOPMENT CENTER / SUPPORT / COOPERATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдуков А.А.

Необходимой предпосылкой устойчивого развития личных подсобных хозяйств на основе максимального использования внутреннего потенциала является создание благоприятных условий для их эффективного функционирования. Специфика ЛПХ требует соответствующих подходов к решению данной задачи. В настоящее время для обеспечения устойчивого развития ЛПХ на перспективу в первую очередь необходимо исключить негативное воздействие факторов, сдерживающих их развитие. Таковыми являются, в первую очередь, недостаточно развитая инфраструктура поддержки деятельности личных подсобных хозяйств, а также недостаточный доступ к финансированию и, в частности, недостаточное развитие микрофинансирования. Проведенные исследования позволяют утверждать, что в современных условиях достаточно высокий производственный потенциал личных подсобных хозяйств Беларуси используется не в полной мере. Варианты оптимальных программ развития ЛПХ на перспективу указывают на то, что при определенном уровне государственной поддержки данная категория хозяйств может обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продукции при высокой окупаемости дополнительных затрат. Реализации определенных направлений повышения эффективности хозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств во многом будет способствовать принятие и исполнение Стратегии их развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Актуальность проблемы формирования рыночной инфраструктуры функционирования личных подсобных хозяйств предполагает необходимость создания соответствующего субъекта. В качестве такого субъекта может выступать Центр развития ЛПХ. Выполнение определенных функций каждым составляющим звеном Центра развития ЛПХ дает возможность наиболее оперативно и с максимальной отдачей использовать средства государственной поддержки, а также способствовать повышению эффективности функционирования ЛПХ как на уровне отдельного региона, так и в целом в пределах республики.A necessary prerequisite for the sustainable development of private farms based on the maximum use of domestic potential is the creation of favorable conditions for their effective functioning. The specifics of private farms require appropriate approaches to solving this problem. At present, in order to ensure sustainable development of private household farms in the future, it is first necessary to exclude the negative impact of factors constraining their development. These are, first of all, the underdeveloped infrastructure for supporting the activities of personal subsidiary plots, as well as insufficient access to financing and, in particular, insufficient development of microfinancing. The conducted studies suggest that in modern conditions a sufficiently high production potential of personal subsidiary plots of Belarus is not used to the full. Options for optimal development plans for private farms for the future indicate that, with a certain level of state support, this category of farms can provide a significant increase in the production of the most important types of products with a high payback of additional costs. The adoption and implementation of the Strategy for their development for the medium and long term will greatly contribute to the implementation of certain measures to improve the efficiency of economic activities of personal subsidiary farms. The urgency of formation of a market infrastructure for the functioning of private farms implies the need to create an appropriate entity. The Private Farm Development Center can act as such a subject. The performance of certain functions by each constituent link of the Center makes it possible to use state support funds most quickly and with maximum efficiency, as well as to increase the efficiency of functioning of private farms both at the level of a particular region and generally within the republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр развития личных подсобных хозяйств как один из институтов их эффективного функционирования в современных условиях»

УДК 338.436.33

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ КАК ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А. А. ГАЙДУКОВ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Беларусь, 213407, e-mail: haidukou@list.ru

(Поступила в редакцию 14.10.2019)

Необходимой предпосылкой устойчивого развития личных подсобных хозяйств на основе максимального использования внутреннего потенциала является создание благоприятных условий для их эффективного функционирования. Специфика ЛПХ требует соответствующих подходов к решению данной задачи.

В настоящее время для обеспечения устойчивого развития ЛПХ на перспективу в первую очередь необходимо исключить негативное воздействие факторов, сдерживающих их развитие. Таковыми являются, в первую очередь, недостаточно развитая инфраструктура поддержки деятельности личных подсобных хозяйств, а также - недостаточный доступ к финансированию и, в частности, недостаточное развитие микрофинансирования.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в современных условиях достаточно высокий производственный потенциал личных подсобных хозяйств Беларуси используется не в полной мере. Варианты оптимальных программ развития ЛПХ на перспективу указывают на то, что при определенном уровне государственной поддержки данная категория хозяйств может обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продукции при высокой окупаемости дополнительных затрат. Реализации определенных направлений повышения эффективности хозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств во многом будет способствовать принятие и исполнение Стратегии их развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Актуальность проблемы формирования рыночной инфраструктуры функционирования личных подсобных хозяйств предполагает необходимость создания соответствующего субъекта. В качестве такого субъекта может выступать Центр развития ЛПХ. Выполнение определенных функций каждым составляющим звеном Центра развития ЛПХ дает возможность наиболее оперативно и с максимальной отдачей использовать средства государственной поддержки, а также способствовать повышению эффективности функционирования ЛПХ как на уровне отдельного региона, так и в целом в пределах республики.

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, инфраструктура, центр развития, поддержка, кооперация, эффективность.

A necessary prerequisite for the sustainable development ofprivate farms based on the maximum use of domestic potential is the creation offavorable conditions for their effective functioning. The specifics ofprivate farms require appropriate approaches to solving this problem.

At present, in order to ensure sustainable development ofprivate household farms in the future, it is first necessary to exclude the negative impact of factors constraining their development. These are, first of all, the underdeveloped infrastructure for supporting the activities of personal subsidiary plots, as well as insufficient access to financing and, in particular, insufficient development of microfinancing.

The conducted studies suggest that in modern conditions a sufficiently high production potential of personal subsidiary plots of Belarus is not used to the full. Options for optimal development plans for private farms for the future indicate that, with a certain level of state support, this category offarms can provide a significant increase in the production of the most important types ofproducts with a high payback of additional costs. The adoption and implementation of the Strategy for their development for the medium and long term will greatly contribute to the implementation of certain measures to improve the efficiency of economic activities of personal subsidiary farms.

The urgency offormation of a market infrastructure for the functioning ofprivate farms implies the need to create an appropriate entity. The Private Farm Development Center can act as such a subject. The performance of certain functions by each constituent link of the Center makes it possible to use state support funds most quickly and with maximum efficiency, as well as to increase the efficiency offunctioning ofprivate farms both at the level of a particular region and generally within the republic.

Key words: personal subsidiary plots, infrastructure, development center, support, cooperation, efficiency.

Введение

В современных условиях достаточно высокий производственный потенциал личных подсобных хозяйств (ЛПХ) Беларуси используется не в полной мере. Варианты оптимальных программ развития ЛПХ на перспективу указывают на то, что при определенном уровне государственной поддержки данная категория хозяйств может обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продукции при высокой окупаемости дополнительных затрат. Реализации определенных направлений повышения эффективности хозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств во многом будет способствовать принятие и исполнение Стратегии их развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу [1]. Правовое закрепление стабильных условий стимулирования развития ЛПХ на практике позволит повысить эффективность деятельности ЛПХ по двум направлениям. Во-первых, члены личных подсобных хозяйств будут заинтересованы в наращивании производственного потенциала, так как будут уверены в достаточной окупаемости вложенных средств продолжительное вре-

мя. Во-вторых, найдет практическое использование часть продукции, которую в настоящее время нет возможности сохранить или нерационально скармливается домашним животным. Вместе с тем увеличение эффекта от производственной деятельности может способствовать повышению интенсивности труда в личном подворье, а также привлечению к нему по разным причинам неработающих членов семей.

Таким образом, при принятии Стратегии развития ЛПХ и обеспечении возможной эффективной государственной поддержки их деятельности остро станет проблема практической реализации данной помощи. В настоящее время решению данной проблемы уделяется достаточно много внимания [2, 3, 4, 5, 6, 7]. Тем не менее существующие институты рыночной инфраструктуры не всегда выполняют поставленные задачи по поддержке функционирования ЛПХ. Поэтому вопрос формирования инфраструктуры функционирования личных подсобных хозяйств по-прежнему остается весьма актуальным.

Основная часть

По мнению ряда авторов [2], наиболее приемлемым инструментом решения задач мелких сельхозпроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств, в настоящее время являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Однако данная форма кооперации ЛПХ не получила должного развития в республике по ряду причин. К основным из них, на наш взгляд, можно отнести:

1) недостаточная информированность сельских жителей о базовых основах, целях и задачах сельскохозяйственной потребительской кооперации;

2) недостаточное количество ярких примеров успешного функционирования на территории республики потребительских кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) стихийная деятельность существующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которая не позволяет привлекать внешние ресурсы для развития их членов.

Решению первых двух задач уделяется достаточное внимание. Решение третьей задачи требует обоснования практических основ их деятельности как по взаимодействию между членами кооператива, так и в отношении реализации направлений государственной поддержки наиболее активных личных подсобных хозяйств, которые закономерно используют в процессе своей деятельности принципы кооперирования. Для ее решения, согласно нашим исследованиям, должны быть комплексно реализованы следующие основные принципы. Во-первых, в основу должны быть положены преимущества сельскохозяйственных потребительских кооперативов в отношении объединения усилий ЛПХ по обеспечению основными видами средств, а также - реализации произведенной продукции. Во-вторых, необходимо использовать опыт поддержки ЛПХ в России через администрации сельских поселений или сельских исполнительных комитетов в республике. Проявившиеся недостатки данного опыта в отношении различных размеров субсидий по отдельным территориям предполагает третий принцип организации субъектов рыночной инфраструктуры ЛПХ. Он состоит в определении конкретных оптимальных размеров государственной поддержки членов потребительских кооперативов в зависимости от прироста излишков продукции, реализуемых населением по различным каналам.

Считаем, что практическое осуществление государственной помощи ЛПХ будет более эффективным, если оно будет происходить при непосредственном участии сельских советов. Специалисты данных органов владеют в полном объеме информацией о ресурсном потенциале ЛПХ, которые действуют на территории сельского совета, а также - о фактическом уровне и перспективах их развития в будущем. В связи с этим на начальном этапе создания комплексной структуры поддержки личных подсобных хозяйств в ее состав должны входить местные органы власти в форме соответствующих сельских советов. Их роль будет заключаться в обосновании объемов производства продукции местными личными подсобными хозяйствами и, в соответствии с этим, в распределении средств государственной поддержки, предоставляемых для данных целей. Это позволит на республиканском уровне более точно прогнозировать общий уровень государственной поддержки ЛПХ с учетом необходимого роста производства как в целом по данной категории хозяйств, так и в отношении наиболее дефицитных видов продуктов питания. Вместе с тем такой подход будет более действенным ввиду прозрачности распределения средств и соответствующей заинтересованности хозяйств в наращивании объемов производства продукции. Также появится возможность стимулирования наращивания производства конкретных видов продукции, в том числе дефицитных.

В дальнейшем средства государственной поддержки могут распределяться как непосредственно между хозяйствами, так и в пределах сельскохозяйственных потребительских кооперативов с аккумулированием их для развития конкретных видов деятельности. Последний способ нам представляется более перспективным в плане повышения эффективности функционирования ЛПХ посредством

объединения усилий по улучшению условий труда и повышению его производительности через кооперирование.

В качестве субъекта рыночной инфраструктуры функционирования личных подсобных хозяйств может выступать «Центр развития ЛПХ» (далее - Центр). В его состав могут входить следующие структуры: служба (специалист) местного сельского Совета; сельскохозяйственные потребительские кооперативы по снабжению ЛПХ и сбыту производимой продукции, сформированные по функционально-отраслевому принципу; организации малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели по оказанию помощи сельским жителям по ведению сельскохозяйственного производства.

Правовой основой для включения указанных субъектов в действующую структуру по поддержке ЛПХ является п. 1.13 статьи 17 «Компетенция Советов» Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [8], глава 5 «Производственное обслуживание граждан, производящих сельскохозяйственную продукцию» постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Программе развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в 20112015 годах» [9], а также статья 7 «Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан» Закона Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан» [10].

Важным направлением поддержки деятельности личных подсобных хозяйств в рамках Центра развития является научно-практическое консультирование. Оно может осуществляться как специалистами базовых сельскохозяйственных организаций, так и сотрудниками научных и высших учебных заведений соответствующего профиля на договорной основе с оплатой услуг из фондов потребления отдельных кооперативов. Сотрудничество между специалистами сферы АПК и Центром развития ЛПХ представляется взаимовыгодным. С одной стороны, все личные подсобные хозяйства, входящие в состав Центра по мере необходимости будут иметь возможность получать консультационную и практическую помощь в процессе производства, хранения, переработки и реализации продукции. С другой стороны, специалисты базовых сельскохозяйственных организаций смогут получать по месту проживания дополнительный доход за счет применения своих профессиональных знаний и умений. Это, свою очередь, в определенной мере будет способствовать закреплению кадров на селе.

Частным случаем научно-практического консультирования ЛПХ может служить привлечение на договорной основе студентов второй ступени получения высшего образования (магистрантов). Они являются полноправными специалистами сельскохозяйственного производства и повышают свою квалификацию посредством углубленного изучения специальных дисциплин, осуществления исследовательской работы, а также развития практических навыков. Помощь в ведении ЛПХ с использованием передовых достижений науки и техники может приносить магистрантам значимую прибавку к стипендии и возможность практического использования результатов собственных исследований.

Основной целью деятельности предлагаемого Центра является обеспечение благоприятных условий функционирования личных подсобных хозяйств при максимальном привлечении сельских семей к сельскохозяйственному производству на собственных земельных участках. Достижение указанной цели возможно посредством примера эффективной деятельности входящих в Центр хозяйств на основе объединения усилий в области производственной деятельности, а также содействия их развитию в рамках приоритетных государственных программ в аграрном секторе страны. При этом заинтересованность личных подсобных хозяйств во вхождение в Центр развития должна быть вызвана снижением расходов семей на ведение подсобного хозяйства и получение дополнительных доходов от гарантированной реализации излишков продукции.

Также значимым преимуществом предлагаемого нами Центра развития ЛПХ является возможность привлечения личных подсобных хозяйств к ведению органического сельского хозяйства. На практике большинство ЛПХ и в настоящее время производит экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, большинство которой идет на собственное потребление. Тем не менее для реализации такой продукции требуются гарантии ее качества, которые сложно обеспечить в рамках отдельных хозяйств. В составе Центра развития ЛПХ существуют все предпосылки производства экологически чистой продукции с гарантией соответствующего качества. Это в свою очередь в значительной степени является подтверждением необходимости финансовой поддержки соответствующих видов деятельности ЛПХ.

Как нам видится, каждый субъект данного Центра будет решать возложенные на него строго определенные задачи. К задачам служб сельского Совета депутатов следует отнести: правовое и информационное обеспечение деятельности личных подсобных хозяйств, в частности, членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; мониторинг результатов деятельности других субъектов центра; обоснование сумм государственной поддержки для развития ЛПХ для наращивания объ-

емов производства продукции; содействие организации взаимовыгодных отношений между субъектами центра, а также - между членами кооперативов и в целом между отдельными кооперативами; привлечение дополнительных источников финансирования в рамках региональных и государственных программ развития ЛПХ; повышение имиджа частного сельского товаропроизводителя посредством информирования общественности о положительных результатах деятельности ЛПХ и выделению их лучших представителей.

Функции субъектов малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей в сфере оказания услуг ЛПХ определяются их экономическими интересами по поставке хозяйствам дефицитных средств производства; оказанию услуг по выполнению сложных технологических процессов в растениеводстве и животноводстве; хранению, доработке и переработке произведенной продукции, а также ее сбыту по всем направлениям, включая экспорт.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, наряду с выполнением основных задач по удовлетворению потребностей своих членов в товарах, работах и услугах, а также сокращению затрат и увеличению личных доходов участников, могут на договорной основе аккумулировать финансовые средства для их более эффективного использования в рамках указанных задач.

При создании Центра следует в первую очередь учитывать, что входящие в него сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются исключительно на добровольной основе. Недостаточно массовое создание кооперативов в отдельных регионах республики, а также отсутствие широко доступной информации об их эффективной деятельности по содействию развитию ЛПХ обуславливает необходимость разъяснения сельскому населению преимуществ данной формы кооперации. Следовательно, данная работа должна предшествовать созданию Центра развития ЛПХ, которая в полном объеме ложится на службу сельских Советов депутатов. В свою очередь принятие Стратегии развития ЛПХ будет способствовать росту доверия сельского населения к местным органам власти и, соответственно, эффективности их стимулирующей роли в создании Центров развития ЛПХ.

Следует отметить, что наращивание объемов производства и реализации продукции личными подсобными хозяйствами в составе Центра развития ЛПХ возможно достаточно высокими темпами. Этому будет способствовать их участие в соответствующих государственных программах развития отдельных отраслей, в частности овцеводства, а также - продуктивная работа службы сельского Совета по расширению рынков сбыта продукции на договорной основе.

Непосредственную финансовую поддержку личных подсобных хозяйств за счет бюджетных средств целесообразно осуществлять в рамках соответствующих профильных кооперативов через их фонды целевого финансирования. С учетом возможного вступления в ближайшей перспективе Республики Беларусь в ВТО финансовые средства целесообразно в первую очередь направить на следующие направления: обновление стада животных более качественным молодняком и животными основного стада; приобретение высококачественных сортов сельскохозяйственных растений; обеспечение объектами хранения и переработки продукции в рамках Центра развития ЛПХ; обеспечение Центра развития ЛПХ объектами мелкой розничной торговли.

Формирование фондов потребления в кооперативах будет способствовать экономии денежных средств личных подсобных хозяйств за счет оплаты услуг, проводимых централизованно субъектами малого и среднего бизнеса, а также специалистами сферы АПК.

Заключение

Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что актуальность проблемы формирования рыночной инфраструктуры функционирования личных подсобных хозяйств предполагает необходимость создания соответствующего субъекта. В качестве такого субъекта может выступать Центр развития ЛПХ. Выполнение определенных функций каждым составляющим звеном Центра развития ЛПХ дает возможность наиболее оперативно и с максимальной отдачей использовать средства государственной поддержки, а также способствовать повышению эффективности функционирования ЛПХ как на уровне отдельного региона, так и в целом в пределах республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдуков, А. А. Стратегия устойчивого развития личных подсобных хозяйств / А. А. Гайдуков // Вестник БГСХА. - 2019. - № 3. - С. 30-34.

2. Запрудская, Т. А. Методические рекомендации по созданию и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов / Т. А. Запрудская, А. В. Казакевич, В. Н. Гердий. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2018. - 135 с.

3. Василькевич, С. Н. Личные подсобные хозяйства населения - один из важнейших секторов агропромышленного комплекса Республики Беларусь / С. Н. Василькевич // Экономика и управление. - 2010. - № 3. - С. 26-30.

4. Источники финансирования личных подсобных хозяйств и малого бизнеса в сельской местности / Международный фонд развития сельских территорий. - Минск, 2011. - 38 с.

5. Концепция устойчивого развития личного подсобного хозяйства / К. В. Копач, Е. Г. Лысенко, А. С. Хухрин. Под общ. ред. Е. Г. Лысенко. - М.: Россельхозакадемия, 2009. - 39 с.

6. Парамонов, П. Ф. Личные подсобные хозяйства населения в современной экономической системе (по материалам Краснодарского края) / П. Ф. Парамонов, И. В. Ворошилова, Д. К. Иваницкий. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - 225 с.

7. Сухоцкая, О. О некоторых итогах реализации программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в Республике Беларусь / О. Сухоцкая // Аграрная экономика. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 дек. 2018 г. № 159-З [Электронный ресурс] // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

9. О Программе развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в 2011-2015 годах: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 окт. 2010 г., № 1578 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

10. О личных подсобных хозяйствах граждан: Закон Респ. Беларусь, 11 нояб. 2002 г., № 149-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 28 дек. 2009 г. № 96-З [Электронный ресурс] // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.