Научная статья на тему 'Центр развития компетенций в высшей школе - ресурсная площадка профессионализации личности'

Центр развития компетенций в высшей школе - ресурсная площадка профессионализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCIES DEVELOPMENT CENTER / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова Людмила Александровна, Боронилова Ирина Геннадьевна, Мустаев Алмаз Флюрович, Мустаева Елена Рафаэльевна, Шаяхметов Винер Абдульманович

Раскрывается опыт деятельности центров развития компетенций как ресурсных площадок для профессионализации личности будущего учителя в условиях педагогического университета.It discloses experience of competencies development centers as the platform for professional innovations development within a pedagogical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амирова Людмила Александровна, Боронилова Ирина Геннадьевна, Мустаев Алмаз Флюрович, Мустаева Елена Рафаэльевна, Шаяхметов Винер Абдульманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр развития компетенций в высшей школе - ресурсная площадка профессионализации личности»

Э01: 10.25586^Ми.НЕТ.18.04.Р.14 УДК 378

Л. А. Амирова, И. Г. Боронилова, А. Ф. Мустаев, Е. Р. Мустаева, В. А. Шаяхметов,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Центр развития компетенций в высшей школе - ресурсная площадка профессионализации личности

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Одна из ведущих тенденций развития высшего образования в России - усиление практической ориентации подготовки студентов, что предполагает комплексную интеграцию фундаментального и прикладного компонентов обучения кадров в каждой единице времени и пространства образовательного процесса.

В контексте этой тенденции отношение фундаментального и прикладного аспектов образования рассматривается не в логике очередности -сначала фундаментальное знание, затем прикладное умение, а в логике причинно-следственной структуры профессионализации личности. При таком построении образовательный

© Амирова Л.А., Боронилова И. Г., Мустаев А. Ф.

14

процесс в вузе должен выстраиваться как специфическое пространство квазипрофессиональной деятельности, а главным принципом его организации становится принцип интеграции. Ведь именно интеграция различных компонентов образования превращает процесс подготовки кадров, а в нашем случае - подготовки будущего учителя, в «сквозной проект», ведущими элементами которого становятся учебная, научная, методическая, волонтерская, организационная и другие виды деятельности, побуждающие студента принять и занять позицию субъекта профессионализации.

В последние годы с вводом в действие федеральных государствен-

Мустаева Е. Р., Шаяхметов В.А., 2018

ных образовательных стандартов и профессиональных стандартов компетентность как комплексная способность субъекта решать социально-профессиональные задачи выступает одним из приоритетных и измеримых показателей готовности к осуществлению профессиональной деятельности как по структуре, так и по содержанию. В этих условиях преподавание в вузе организуется как осмысленное обучение, опирающееся на стимулирование и активизацию процессов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, моделирования комплексов профессиональных умений.

В процессе профессиональной подготовки современным, оптимальным и эффективным способом обеспечить уровень практической готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности является создание центров развития компетенций (далее - ЦРК), которые становятся не только основным ресурсом самоорганизации и самореализации студента, но и выполняют роль площадки для раскрытия его личностного потенциала и самосовершенствования.

Включенность процесса формирования практических профессиональных компетенций в структуру образовательного процесса по программам основного или дополнительного образования в виде конкретных действий предполагает использование деятельностных технологий, при этом соответственно меняется вся

ЛЮДМИЛА

АЛЕКСАНДРОВНА

АМИРОВА

доктор педагогических наук, профессор. Сфера научных интересов: формирование и развитие профессиональной мобильности личности педагога. Автор более 100 опубликованных научных работ

АЛМАЗ ФЛЮРОВИЧ МУСТАЕВ

проректор по учебной работе, кандидат физико-математических наук, доцент. Сфера научных интересов: управление образовательными системами в условиях профессионального образования. Автор более 60 опубликованных научных работ

ИРИНА

ГЕННАДЬЕВНА БОРОНИЛОВА

заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: дошкольное образование, инновационный педагогический опыт. Автор более 100 опубликованных научных работ

ЕЛЕНА

РАФАЭЛЬЕВНА

МУСТАЕВА

заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент. Сфера научных интересов: диагностика и коррекция нарушенного развития лиц с ОВЗ. Автор более 30 опубликованных научных работ

ВИНЕР АБДУЛЬМАНОВИЧ ШАЯХМЕТОВ

проректор по воспитательной работе, кандидат филологических наук, доцент. Сфера научных интересов: лингвистика цвета. Автор более 20 научных работ

Раскрывается опыт деятельности центров развития компетенций как ресурсных площадок для профессионализации личности будущего учителя в условиях педагогического университета.

Ключевые слова: профессионализация, практико-ориентирован-ная подготовка, центр развития компетенций, квазипрофессиональная деятельность.

It discloses experience of competencies development centers as the platform for professional innovations development within a pedagogical university.

Key words: practice-oriented training, competencies development center, quasi-professional activity.

архитектура образовательной программы - ее содержание, методы, технологические приемы, элементы

предметной образовательной среды, системы оценивания и виды (типы) образовательных результатов.

Применительно к условиям гуманитарного, а точнее педагогического вуза нами разработана и апробируется модель уровневой дифференциации компетентностной основы подготовки будущего учителя, которая включает:

- универсальные компетенции;

- профессионально-педагогические компетенции;

- предметно-методические компетенции;

- профессионально-специализированные компетенции.

В соответствии с этим организуется работа ЦРК на разных уровнях (рис. 1.). Полагаем, что «восхождение» от универсальных к профессионально-специализированным компетенциям и накопление достаточного ресурса в виде интеллектуального и практического личностного потенциала обеспечит процесс становления профессионала и развития ЦРК. Это потребовало проведения конкурсного отбора проектов изменения центров развития компетенций на факультетах и в институтах университета. Первым шагом стала процедура декомпозиции трудовых действий до совокупности трудовых операций, производственных ситуаций, типичных и атипичных профессиональных задач,

Рис. 1. Схема организации работы центра развития компетенции

Рис. 2. Электронная площадка центра развития компетенций

выражение их в виде новых образовательных результатов, которые удовлетворяют требованиям измеримости и отчуждаемости. Далее были определены технологические карты поэтапного формирования и оценки образовательных результатов, выделены технологические зоны, произведена закупка необходимого оборудования. Важным компонентом стало формирование электронной образовательной среды - электронной площадки ЦРК (рис. 2).

Основными характеристиками работы такого центра являются:

- ориентация на актуальные федеральные государственные образовательные и профессиональные стандарты;

- отказ от дисциплинарного подхода;

- уровневая сформированность компетенций (компетентность) в виде образовательного результата;

- оптимальный набор необходимого учебного оборудования;

- использование фонда оценочных средств нового поколения;

- наличие новых механизмов взаимодействия с производством, привлечение работодателей, использование ЦРК для сертифи-

кации и аттестации работников; реализация модели наставничества, супервизии; - использование ЦРК в режиме центра коллективного пользования, площадки для организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, дополнительного образования детей и взрослых. В настоящее время вузы накопили определенный опыт создания ЦРК и организации работы в них. В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы целевыми ориентирами развития ЦРК стали осмысленные профессиональные потребности, достижение и реализация которых опираются на современные образовательные технологии - проектные, проблемные, игровые, симуляцион-ные, смешанные. Встраивание учебного времени, проведенного на базе ЦРК, в основную (или дополнительную) образовательную программу соответственно требует внесения изменений в учебно-методические комплексы, а также разработки методического сопровождения заявленных технологий обучения как в самостоятельном режиме работы студента, так и в режиме сопрово-

ждения. Немаловажными факторами, влияющими на эффективность работы студента в условиях ЦРК, становятся уровень компетентности профессорско-преподавательского состава, экспертиза и супервизия; система организации контроля самостоятельной работы обучающихся; методика оценки, взаимооценки, самооценки; использование элементов информационных технологий и электронного контента.

Переориентация образовательного процесса в условиях функционирования центров развития компетенций потребовала организации обучения по модульному принципу; проектирования образовательного процесса от образовательного результата; формирования особого инструментария оценки сформированности компетенций выпускников; построения модели сетевого взаимодействия «школа -вуз». Для того чтобы получить образовательный результат, закрепить его, довести до уровня навыка, иметь возможность его реально увидеть, отследить, измерить, необходима специально созданная площадка, пространство которой максимально приближено к реальным профессиональным характеристикам. Та-

кой площадкой становится ЦРК, где каждый модуль направлен на овладение компетенциями, связанными с трудовыми действиями и выраженными в образовательных результатах - измеряемых формах оценивания уровня достижений студентов в виде единых оценочных процедур для всех студентов. Единым для всех остается также перечень всех элементов - тем, разделов модуля, методических и технологических операций, действий на тренажерах, компонентов оценочных средств.

При планировании всего комплекса учебно-методического сопровождения мы обращаемся в первую очередь к образовательному стандарту, где обозначены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В этом наборе явно наблюдаются аксиологические и смысловые переходы, и на практике не всегда возможно отделить их проявление друг от друга, ведь профессиональная деятельность является целостной и в реальном воплощении неделимой. Но при этом в условиях вузовского обучения не всегда удается не то что воплотить, но даже пронаблюдать эту самую реальность.

Для решения этой проблемы в нашем университете создан ряд центров развития компетенций, в каждом из которых продуманы условия для отработки их определенной группы. Ддя формирования коммуникативных умений и навыков в центре развития компетенций им. Л. М. Васильева «Славянский мир» используются мультимедийные технологии, которые обеспечивают интерактивность, позволяют внедрять симуля-ционные методы обучения, одновременно формирующие коммуникативные компетенции студентов и обеспечивающие контроль их персонифицированной сформирован-ности. Используются специализированные интернет-ресурсы, учебный медиаконтент (ситуационные задачи, электронные обучающие и аттестующие тесты, электронный практикум, виртуальные лабораторные работы), устройства видеофиксации, симуля-

торы и тренажеры. Новейшее оборудование и функциональное зонирование аудитории (разделение на три зоны - учебную, информационную и научно-исследовательскую) обеспечивают инновационные контактные формы работы, имитационные модели и интегрированный фонд оценочных средств.

Деятельность ЦРК «Мастерская специальных технологий инклюзивного образования» строится на принципах целостности, преемственности, комплексности. Потенциал этого центра многогранен. Он охватывает подготовку рекомендаций по работе с абитуриентами и студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; участие в разработке и реализации программ дополнительного образования для преподавателей, реализующих инклюзивную образовательную практику; участие в организации и проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, социально ориентированных научных и учебных проектов; изучение, обобщение, пропаганду, распространение и освоение опыта инклюзивного образования на территории Республики Башкортостан и Приволжского федерального округа; организацию мастер-классов, семинаров и выставок.

Интересен опыт работы ЦРК «Студия дуального обучения „Открытый

класс"», где решаются задачи формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях симуляции педагогического взаимодействия и педагогического наблюдения за реальным образовательным процессом. Здесь происходит отработка компетенций в обстановке, приближенной к реальной, реализация индивидуального подхода к обучению, отслеживание динамики когнитивного роста, обучение управлению педагогическими рисками, изучение редких педагогических ситуаций. Предусмотрены две формы работы студии: в естественных условиях (в условиях базовых школ) и в искусственно созданных имитационных условиях. Это позволяет изучать особенности организации учебного процесса, педагогический опыт отдельных преподавателей; специфику поведения учащихся в процессе выполнения различных заданий; применяемые педагогические средства и их место в занятиях, характер и величину нагрузок и др. В ходе педагогического наблюдения с использованием возможностей видеосвязи его объектами становятся учащиеся, различные классы в школе, преподаватели и родители; а также условия занятий (в классе, в спортзале, в студии или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды); а также воспитательный по-

В центре развития компетенций

тенциал семьи и образовательного учреждения. В искусственно созданных условиях практическая подготовка насыщается занятиями на тренажерах и симуляторах, происходит технологическое совершенствование тренажерных комплексов по максимальному приближению условий квазипрофессиональной деятельности к реальным; широко используются имитационные технологии, позволяющие увеличить долю учебно-профессиональной деятельности в подготовке и самоподготовке студентов, особое место здесь занимает организация самостоятельной работы студентов.

ЦРК «Педагог дошкольного образования» кроме стандартных функций играет роль экспертно-методи-ческого центра, занимается построением системы профессионального роста педагогических работников дошкольного образования Республики Башкортостан в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Его уникальность заключается в том, что концентрация ресурсов на единой площадке центра позволяет ему стать координационным органом, обеспечивающим связь между образовательными учреждениями и рынком труда, что представляет собой важное условие инновационного роста и технологическо-

го прорыва в дошкольном образовании, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников дошкольных образовательных организаций республики. Центр является организатором системной работы в формате сетевого взаимодействия по формированию компетенций, независимой оценке и сертификации квалификаций педагогических работников по профессиональным квалификациям.

Центр развития компетенций «Биотехнология микроорганизмов и полифазных методов исследования» за несколько лет работы стал многофункциональным структурным подразделением вуза по созданию новой практики образования, в нем оказываются дополнительные образовательные, информационно-методические, организационные, консультационные услуги студентам, школьникам, их родителям и педагогам города. Деятельность центра направлена также на разработку и отслеживание результатов реализации программ и проектов по работе с одаренными детьми в области экологии, биологии, биотехнологии; реализацию инновационного опыта с целью развития системы работы с одаренными обучающимися города в рамках сетевого взаимодействия. Сходные задачи и задачи собственного профиля

решают ЦРК «Инновационная химия», «Академия математики», «Мобильный центр инженерно-технического творчества», «Центр молеку-лярно-генетических исследований», «Многопрофильный центр субъек-тно-ориентированного формирования и развития профессиональных компетенций специалиста в системе непрерывного профессионального образования бимодального университета», ЦРК «Центр развития ребенка КотоффKids» и др.

Каждый ЦРК уникален по объему, структуре, целевым ориентирам. Одновременно он отражает собственные инвариантные признаки и характеристики как средоточия системности, качества, научности, инновационности, развития и продвижения, подготовки специалистов. Каждый из них выступает базой для проведения практических занятий со студентами, аспирантами, действующими педагогами, родителями, детьми. В практико-ориенти-рованной педагогике высшей школы посредством создания центров развития компетенций открываются возможности для значительного повышения качества подготовки специалистов через взаимное сочетание науки, образования, предпринимательства. Тем самым формируется повестка ближайшего будущего высшего образования России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асадуллин Р.М. Образовательная среда бимодального университета как фактор повышения качества подготовки студентов // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 3 (70). С. 93-102.

2. Гительман Л. Д. Центры компетенций - прогрессивная форма организации инновационной деятельности // Инновации. 2013. № 10 (180). С. 92-98.

3. Гончаров Г. А. Центр развития компетенций университета и его роль в экономике региона // Интернетнаука: электрон. муль-тидисциплин. науч. журн. с порталом междунар. науч.-практ. конф. 2016. № 7. С. 79-85.

4. Фурсов В.А,Лазарева Н. В., Сенюгина И.А. Центр компетенции - новая организационная форма для комплексного решения проблем развития организации // Ekonomicke trendy. 2016. № 1. С. 41-44.

LITERATURA

1. Asadullin R. M. Obrazovatel'naya sreda bimodal'nogo universiteta kak faktor povysheniya kachestva podgotovki studentov // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2017. № 3 (70). S. 93-102.

2. Gitel'man L.D. Centry kompetencij - progressivnaya forma organizacii innovacionnoj deyatel'nosti // Innovacii. 2013. № 10 (180). S. 92-98.

3. Goncharov G.A. Centr razvitiya kompetencij universiteta i ego rol' v ehkonomike regiona // Internetnauka: eHlektron. muL'tidiscipLin. nauch. zhurn. s portalom mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2016. № 7. S. 79-85.

4. Fursov V.A., Lazareva N. V., Senyugina I.A. Centr kompetencii - novaya organizacionnaya forma dlya kompleksnogo resheniya problem razvitiya organizacii // Ekonomicke trendy. 2016. № 1. S. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.