УДК 001.895:338.436.33
М.А. Конькова, канд. экон. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК
Первым шагом в построении системы управления инновациями регионального АПК должна стать оценка научно-технического потенциала организаций инновационной инфраструктуры региона и построение на этой основе принципиальной новой структуры научно-технического обеспечения регионального АПК с учетом зональных условии ведения сельского хозяйства и потребностей аграрного рынка в сельскохозяйственной продукции, сырье и продуктах его переработки. Такой комплексный подход позволит более рационально использовать научно-технический потенциал и сформировать систему управления инновациями в региональном АПК, позволяющую не только проектировать варианты ведения хозяйства, но и проводить прогнозирование агроклиматических и финансово-экономических условий, сочетать рыночные механизмы с государственной поддержкой основополагающих мероприятий по повышению эффективности производственного процесса предприятий АПК региона, защите их экономических интересов.
Развитие инновационного процесса в региональном АПК предполагает наличие достаточно развитого аграрного научного и научно-технического потенциала прежде всего в аграрном секторе экономики региона. Научно-технический потенциал регионального АПК включает научные организации, выполняющие научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных кадров, освоение инноваций, библиотечный фонд, службы рекламы научной и инновационной деятельности и другие организации, связанные с созданием научных разработок и освоением инноваций в деятельности предприятий АПК региона. Также в современной экономике России назрела настоятельная необходимость трансформации деятельности научных организаций АПК и формирование на их основе центров инновационного развития регионального АПК, которые бы занимались инжинирингом и реинжинирингом инноваций [1].
Сегодня в Российской Федерации действует 480 научных организаций аграрного профиля, из которых 225 (47 %) находятся в ведении Российской академии сельскохозяйственных наук, 58 организаций и 60 вузов (25 %) — в системе Минсельхоза России, 47 научных организаций Российской академии
40
наук (10 %) и 90 научных организаций (18 %) связаны с АПК.
Развитие науки в значительной степени сопровождается оптимизацией численности научных работников, повышением их квалификации, эффективности использования научных разработок и предоставления научных услуг, стимулированием научного труда.
За прошедшее десятилетие численность научных работников в аграрной науке сократилась на 30 %, в системе Россельхозакадемии — на 27 %. В системе Минсельхоза России число исследователей сократилось незначительно. Общее число докторов наук в целом по аграрной сфере науки сократилось на 62 %, кандидатов наук — на 24 %. Наибольший контингент докторов наук сосредоточен в научных организациях системы Россельхозака-демии (69 %) и Минсельхоза России (25 %), аналогичное распределение и кандидатов наук: 65 и 28 % соответственно.
В мировом хозяйстве численность научных работников в системе научного обеспечения аграрного сектора возросла более чем в 3 раза, в Западной Европе увеличилась в 3 раза, в США почти в 2 раза, в странах Латинской Америки — в 6 раз.
В России территориальное размещение кадрового потенциала аграрной науки отличается неравномерностью. Основные исследования в области сельскохозяйственных наук сосредоточены по Центральному федеральному округу, Южному федеральному округу. В науке и научном обеспечении сельскохозяйственного производства занято свыше 12 тыс. исследователей, или 92 % общей численности исследователей, занятых сельскохозяйственной проблематикой, из них около 8 % доктора и 36 % кандидаты наук.
В научно-исследовательских организациях сосредоточено 83 % общей численности исследователей России, из них 46 % в организациях академического профиля, 53 % в организациях отраслевого профиля. В конструкторских организациях, отнесенных к числу научных учреждений, и научных и опытных станциях численность исследователей незначительна и составляет около 10 %.
Все это позволяет констатировать, что непосредственно инновационной деятельностью и разработкой рекомендаций по постановке системы
управления инновациями в региональном АПК занимается около 25 % исследователей, сосредоточенных в научных и опытных станциях, конструкторских и проектных организациях, других организациях сельского хозяйства, связанных с освоением инноваций.
Исходя из этого следует отметить, что в регионах России аграрный научный потенциал крайне низкий, что предполагает изменение подходов в научно-технической политике в направлении устранения сложившихся диспропорций в развитии российской аграрной науки. Качество профессиональной подготовки кадров в аграрной науке также остается неудовлетворительным. В возрастной структуре кадров среди докторов наук преобладают группы от 50 до 69 лет, кандидатов наук — от 40 до 59 лет.
Анализ направлений деятельности научных организаций, необходимость совершенствования которых и трансформации их в центры инновационного развития рассматривается сейчас, позволяет отметить, что исследованиями в области растениеводства занимаются 64 организации, земледелия и мелиорации — 30 организаций, животноводства—30, ветеринарной медицины — 29, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции—24, механизации — 16, экономики и управления — 14, кормопроизводства — 13, защиты растений — 5 организаций.
Это указывает на то, что созданный научный потенциал представляет собой комплекс взаимосвязанных научных направлений, использование которых в сельском хозяйстве предполагает их апробацию применительно к конкретным агроклиматическим и эколого-экономическим условиям.
Несмотря на проведенные мероприятия по реформированию аграрной науки, существенных изменений в формах и методах научно-исследовательской деятельности не произошло. Вследствие недостаточного уровня регионального аграрного научного потенциала инновационная деятельность не получила своего развития, что еще раз подчеркивает актуальность создания центров инновационного развития регионального АПК.
По оценке ряда специалистов, в источниках финансирования внутренних затрат на исследования и разработки в среднем за год доля собственных средств не превышала 15 %. Средства бюджета составляют свыше 65 %, из них государственного бюджета — свыше 50 %, бюджетов территорий — около 15 %. Финансирование научных организаций аграрного профиля за счет внебюджетных фондов составляет около 5 %, организаций государственного сектора — свыше 4 %, предпринимательских структур — до 8 %. Ежегодно из федерального бюджета на финансирование аграрных научных исследований выделяется около 0,5 млрд р., что, по оцен-
ке экспертов, составляет 12 % уровня финансирования 1990 г.
Дальнейшее функционирование аграрной науки в условиях сложившихся схем и механизмов приведет к полной утрате аграрного научного потенциала России. Поэтому необходимы срочные меры по изменению структуры научных организаций, переходу ряда научных организаций на сочетание научно-технической и инновационной деятельности с преобладанием последней, пересмотру инновационной политики в регионах и на предприятиях регионального АПК, активному включению предпринимательских структур в процесс управления инновациями. В условиях жесткой конкуренции на рынке научной продукции, давления зарубежных фирм на органы властных структур, формирующих аграрную политику, необходимы меры защиты отечественной аграрной науки.
По мере углубления рыночных процессов в экономике значение распространения инноваций в региональном АПК резко возрастает. Тем более что инновационные институты, сформированные в советский период, стали не соответствовать развивающимся рыночным отношениям в АПК. В этой связи возникла необходимость изучения теоретических основ совершенствования процесса управления инновациями в региональном АПК, а также практики, достигнутых в этой области, и выработки методологических положений и практических рекомендаций по развитию инновационной деятельности в АПК. Это требует изучения и анализа взаимодействия и степени интеграции научных образовательных внедренческих структур и создания механизма повышения инновационной активности, особенно связанных с формированием инфраструктуры и центров инновационного развития как эффективных служб консультирования в области инновационной деятельности в региональном АПК [2].
Сегодня стало очевидным, что в основе ускорения научно-технического прогресса в АПК лежит инновационный процесс, направленный на постоянное совершенствование производства, на основе развития фундаментальных и прикладных исследований, доведенных до научно-технических разработок, освоения и тиражирования. Вся эта работа состоит из трех основных блоков: организационного, экономического и теоретико-методологического, которые в совокупности определяют эффективность процесса управления инновациями в региональном АПК.
Современная организационная структура системы научно-технического обеспечения включает три уровня, взаимодействие которых при прочих равных условиях (обоснованность экономического блока и наличие теоретико-методологической
41
основы) должно обеспечивать ускорение развития инновационной деятельности предприятий АПК, в первую очередь в аграрном секторе.
В процессе управления инновациями в региональном АПК участвуют органы управления АПК, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также различные формирования обслуживающей сферы. В настоящее время на региональном уровне проводится структуризация процесса управления инновациями, начиная от выявления потребности в инновации и кончая разработкой процедуры ее использования и внедрения, т. е. формирование инновационной инфраструктуры, в которой ведущее место должны занимать центры инновационного развития.
Формирование центров инновационного развития регионального АПК находится в начальной стадии, что обусловлено единовременным реформированием сложившихся научных и образовательных организаций, опытных станций и созданием новых форм освоения инноваций в аграрном секторе. Решается вопрос создания в разных вариантах с учетом региональных особенностей данных центров инновационного развития и формирования организационно-экономических механизмов в системе управления инновациями в региональном АПК.
Участниками процесса создания в региональном АПК центров инновационного развития сегодня являются:
• заказчики и потребители инновационной продукции (органы управления АПК, сельскохозяйственные, промышленные, перерабатывающие предприятия и их объединения, социальные структуры);
• производители научно-технической продукции (НИИ и другие научные учреждения, конструкторские бюро и др.);
• образовательные учреждения;
• инвесторы;
• внедренческие структуры.
Важным условием создания центров инновационного развития регионального АПК является сближение интересов разработчиков инноваций и их потребителей. Так, сельскохозяйственные предприятия и организации заинтересованы во внедрении нововведений и освоении инноваций, позволяющих усовершенствовать технологии, увеличить производство продукции с меньшими материально-техническими и трудовыми затратами. Разработчики инноваций и нововведений заинтересованы в реализации своей научной продукции и получении выручки от их применения. Эффективность процесса управления инновациями в региональном АПК в значительной степени зависит от информированности потребителя инновации или нововведения об их технологических
42
качествах и возможных экономических результатах, т. е. о возможной (потенциальной) дополнительной прибыли [3].
Все это диктует необходимость налаживания в регионах учета и накопления информации о научных разработках, потребностях и оценке эффективности инновационной деятельности непосредственно на предприятиях или в организациях регионального АПК, что значительно повысит инновационную активность и динамическое развитие инновационного процесса в регионах.
Инновационный процесс отличается цикличностью в силу специфики инжиниринга и реинжиниринга инноваций, в нем наблюдаются спады и подъемы инновационной активности. Практика управления инновациями регионального АПК в России позволяет отметить, что на развитие инновационного процесса влияют объективные и субъективные факторы, а также задачи, поставленные на каждый этап развития экономики по ускорению достижений научно-технического прогресса в отраслях АПК.
С изменениями, произошедшими в социальноэкономической жизни страны, утверждаются рыночные отношения в АПК, что требует также изменения подходов к организации и управлению инновациями в региональном АПК. В переходный период положение с технологическим и техническим перевооружением сельскохозяйственного производства резко ухудшилось, инновационный процесс затормозился. По многим объективным причинам переходный период оказался катастрофическим для инновационной активности. Сельскохозяйственные товаропроизводители оказались в положении, не позволяющем вести расширенное воспроизводство и проводить работу по внедрению технологий, современных машин, оборудования и препаратов, а также каких-либо инноваций, требующих дополнительных вложений.
Одновременно с разрушением научно-производственных систем произошло ослабление влияния властных структур на управление инновациями в региональном АПК. Разрушившаяся вертикальная структура управления инновациями в региональном АПК разрушила и схему прохождения научных разработок. Практически исчезло влияние региональных, а тем более районных структур на степень информированности, доведения информации и внедрение инноваций в сельскохозяйственное производство. В то же время незначительное изменение в организации технологического или другого процесса требует принятия управленческих решений. Управляемость инновационным процессом в условиях либеральной экономики важна с точки зрения влияния, выбора направления развития как отдельной производственной единицы, так и всего регионального АПК.
Научно-технический прогресс невозможен без основательного, фундаментального образовательного уровня его участников. Подготовка кадров руководителей, специалистов, работников всех профессий, организация их периодической подготовки, повышение квалификации являются базовыми направлениями научно-технического прогресса. В советский период развития общество получило хорошее образование, которое заслуженно считается одним из лучших в мире. Практически все работники сельского хозяйства имели необходимый уровень общеобразовательных и специальных знаний.
Соблюдение интересов предприятия требует постоянного развития его производственного потенциала посредством реализации нововведений и инноваций технического и организационного характера. Значение реализации инноваций и нововведений в деятельности предприятий АПК не нуждается в обосновании — инновации и нововведения уже давно рассматриваются в качестве движущей силы в развитии предприятия. Механизм реализации инноваций и нововведений должен быть ориентирован не столько на создание новых их видов, сколько на использование уже имеющихся разработок в конкретных условиях ведения хозяйства. В то же время создание новых видов инноваций или нововведений может осуществляться в круп-
ных производственных системах, имеющих в своем составе структурные подразделения, основным видом деятельности которых является выполнение таких этапов процесса управления инновациями в региональном АПК, как проведение прикладных исследований, НИОКР и изготовление опытных образцов [4].
Многообразие организационных форм реализации процесса управления инновациями в региональном АПК характеризует современное состояние и особенности освоения инноваций в сельском хозяйстве. При этом связующим звеном между научными организациями, образовательными учреждениями, центрами производства научной продукции и инноваций, нововведений и сельскими товаропроизводителями становятся именно центры инновационного развития регионального АПК.
Список литературы
1. Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования / Н.В. Игошин. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 128 с.
2. Балдин, К.В. Инвестиции: системный анализ и управление / К.В. Балдин. — М.: Дашков и К°, 2005. — 116 с.
3. Цвет, Е.Е. Инновационный менеджмент / Е.Е. Цвет. — М.: Примор-издат, 2006. — 28 с.
4. Водянников, В.Т. Экономическая оценка инвестиций в агропромышленном комплексе / В.Т. Водянников. — М.: Юркнига, 2004. — 194 с.
УДК 361.145
С.А. Петрова, аспирантка
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОПЕРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Формирование системы научного менеджмента в нашей стране происходит в исключительно сложный период становления и развития рыночной экономики, а развитие экономики требует совершенствования управления и активного регулирования социально-экономических процессов. В современных условиях повышенной динамичности производственных процессов главным критерием эффективности функционирования современных предприятий является достижение необходимых технико-экономических показателей с целью ускоренного выхода предприятий на уровень безубыточности с последующим переходом на дальнейшее развитие производственного потенциала.
В современных условиях производственная деятельность и рыночные отношения требуют развития
теории оперативного и упреждающего управления предприятием. В связи с этим особую актуальность представляют вопросы, связанные с установлением единой терминологии в области управления производственными процессами. Под понятием «управление» следует понимать «управление предприятием в целом», а под понятием «менеджмент» в рамках систем оперативного менеджмента следует понимать направленность деятельности предприятия, т. е. производственно-коммерческую деятельность предприятия [1, с. 105].
Однако оперативный менеджмент до настоящего времени не нашел должного отражения в научной литературе и не имеет достаточного развития и практического использования в производственной практике. Это вызвано повышенными
43