Лейла АРАПХАНОВА
ЦЕНТР И РЕГИОНЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛИТНЫХ ГРУПП В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ (на примере Ингушетии)
Статья посвящена эволюции региональной политической элиты в 1990-2000 гг.; рассматриваются основные механизмы формирования и ротации региональных элит.
The article is devoted to the regional political elite evolution in 1990s-2000s; the main mechanisms of forming and rotation of regional elites are being considered.
Ключевые слова:
элита, регион, политика, региональная власть, бизнес, партии; elite, region, politics, regional authority, business, parties.
В декабре 1993 г. в России была принята Конституция, провозгласившая равенство всех субъектов федерации. Документ предусматривал разграничение полномочий и заключение договоров между центром и субъектами федерации. Это положение было внесено в российскую Конституцию под давлением региональных элит и, по сути, явилось платой за их политическую лояльность центру.
Принятие Конституции произошло на фоне политических событий 1992—1993 гг., когда некоторые автономные республики России попытались закрепить за собой статус суверенных, ассоциированных с Российской Федерацией государств. «Парад суверенитетов», ранее приведший к развалу Советского Союза, теперь стал угрожать территориальной целостности Российской Федерации. Впоследствии, невзирая на возросшую напряженность во взаимоотношениях «центр — регионы», во время трагических событий осенью 1993 г. регионы поддержали федеральные власти. Соглашение, достигнутое между президентом и региональными властями, позволило найти выход из политического кризиса.
В постсоветский период можно наблюдать заметную эволюцию региональных элит. По мнению Г.К. Ашина1, история региональных постсоветских элит насчитывает три основных периода. Первый период (с августа 1991 г. до конца 1992 г.) — симбиоз демократической и советской власти. Назначенные центром главы некоторых регионов соседствовали с первыми руководителями исполнительной власти, избранными населением региона. Стремление российского руководства развивать одновременно рыночную экономику и политическую демократию стало серьезным стимулом к усилению процессов регионализации. Дополнительной причиной отрыва провинции от центра послужило то, что первые два года независимости (после 1991 г.) проходили под знаком нарастающей борьбы между президентом Б. Ельциным и Верховным Советом Российской Федерации. Федеральный центр, поглощенный борьбой исполнительной и законодательной властей, по сути, отстранился от курса на регионализацию рыночных реформ. Используя поглощенность федеральных АРАПХАНОВА структур междоусобными схватками и их стремление опереться на
Лейла регионы, местные элиты значительно увеличили свои вес и влияние.
Якубовна - Открылось огромное поле для складывания «снизу» новых типов
кмолит.н., ОоценА экономического и политического взаимодействия, поведенческих Ингушского норм, нестандартных идеологических лозунгов2.
государственного ____________
университета 1Ашин Г.К. Элитология . - М. : МГИМО (У) МИД РФ, 2005, с. 440.
[email protected] 2Магомедов А. Мистерия регионализма. — М., 2000, с. 58.
Второй период (1993—1999 гг.) — период регионализации, усиления субъектов Российской Федерации. В России в тот период власть смещалась от центра к периферии, что привело к укреплению власти региональных элит, к их стремлению воспользоваться слабостью общероссийских элит для укрепления собственных позиций, роста своей автономии от центра.
Третий этап (2000 —2005 гг.) связан с политикой руководства страны по укреплению вертикали власти в России, с формированием концептуально продуманной региональной политики. Следует отметить, что проводимые нынешним руководством страны политико-правовые, социально-экономические и административные реформы привели к существенному росту авторитета и влияния федерального центра в регионах, регионы получают гарантированную финансовую помощь от центра.
Таким образом, был достигнут компромисс между элитой федерального центра с элитами регионов. Политический вес каждой из этих групп не оставался неизменным на протяжении последних лет.
Важнейшим фактором, определяющим современное состояние взаимоотношений Москвы и субъектов РФ, стало массовое проведение выборов глав исполнительной власти в регионах в 1995—2005 гг. Итогом этого процесса стала консолидация региональных лидеров и обретение ими роли влиятельных участников российской политики. В формировании нового управленческого слоя О.В. Гаман-Голутвина на первое место ставит административнобюрократический канал рекрутирования элиты. Главным каналом рекрутирования политической элиты в Ингушетии с самого начала был офицерский корпус армии, и такая тенденция сохраняется. Таким образом, в Ингушетии существенным компонентом административного сегмента региональных политических элит являются руководители региональных силовых структур (ФСБ, МВД, УВД и др.). Удельный вес выходцев из силовых и специальных служб в составе корпуса региональных управленцев существенно вырос с начала 90-х гг. прошлого столетия. Второй по значимости в Ингушетии канал набора региональной элиты сегодня также активно действует. Это, прежде всего,
действующие представители исполнительной, судебной и (в меньшей степени) законодательной ветвей власти.
Источником, из которого формировались элиты, явились политические партии, общественные организации, учреждения науки, культуры, образования, СМИ, конфессии. По партийно-политическому каналу со второй половины 1990-х и до конца 2000-х гг. были избраны главы целого ряда субъектов федерации. Однако рост числа политически влиятельных представителей многих партий заметно уступает соответствующим показателям «Единой России», удельный вес сторонников которой в элитных группах постоянно растет. В Ингушетии, например, он составляет 72%. Весьма заметно, что значение остальных партий как каналов рекрутирования элиты в российских регионах невелико, даже если их представители и присутствовали в рейтингах политического влияния. Кроме «Единой России», в Республике Ингушетия функционируют региональные отделения таких политических партий, как «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Яблоко».
Тенденция формирования и развития современной ингушской элиты имеет несколько проявлений. Во-первых, растет уровень контроля федерального центра над процессами в регионах. Важным рычагом такого контроля стали представители президента в федеральных округах. Во-вторых, усиливается финансовоэкономическая зависимость от центра. В регионах с ярко выраженной дотационной экономикой экономическое лоббирование является одной из основных функций местной политической элиты. Это предопределяет высокий уровень контактов с федеральными властями и определенную, в т.ч. и политическую, зависимость от них.
Подводя итоги, отметим основные факторы, определяющие положение современной региональной политической элиты. Во-первых, она является составной частью общенациональной политической элиты и выступает в качестве ключевого актора региональной политической системы. Во-вторых, региональная политическая элита выступает в качестве субъекта политического процесса как регионального, так и федерального уровней.