Политика в фокусе
Магомед АЛБАКОВ
РОЛЬ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ
Статья посвящена внутриполитическим факторам, влияющим на устойчивость социально-политического развития Республики Ингушетия. Выявляются и анализируются особенности функционирования правящей элиты, этнополитическая нестабильность, проблемы терроризма и мировоззренческие настроения населения как факторы дестабилизации.
The article is devoted to domestic policy factors influencing on stability of social and political development in the Republic of Ingushetia. Features of the ruling elite functioning, ethnic and political instability, problem of terrorism and ideological attitudes of the population are revealed and analyzed as destabilizing factors.
Ключевые слова:
стабильность, социально-политическая ситуация, этнополитическая ситуация, терроризм, элита, мировоззрение; stability, social and political situation, ethnic and political situation, terrorism, elite, world-view.
I ■ инамичные процессы, происходящие в России с начала I I 90 - х гг. XX в., оказали существенное влияние на социально -J I политическое развитие регионов. Несмотря на единое поли -тическое и экономическое пространство Российской Федерации, каждый регион отличается своей социально- политической идентичностью. Особенно такая тенденция характерна для Северокавказского федерального округа, где даже в рамках одного административно территориального деления существуют специ фические особенности функционирования политической системы. На этом фоне выделяется Ингушетия, в которой существует целый пласт внутриполитических факторов, дестабилизирующих ситуа -цию в республике: это этнополитическая напряженность, угроза террористических актов, проблемы в формировании и функциони -ровании элиты, мировоззренческие особенности населения.
Социально-политическая стабилизация региона, на наш взгляд, прежде всего зависит от этнополитической стабильно сти. Возбужденное национальное самосознание в полиэтничной среде несет в себе постоянный риск дестабилизации. По мнению А. Жирикова, «непременным условием политической стабильности являются устойчивые “константные” отношения между проживаю -щими на территории страны и государства народами»1. В условиях эволюции воздействие этнических отношений на политическую стабильность может проявляться в латентном виде, в условиях кризиса — в открытом. Фактор этнической напряженности в государстве отодвигает решение социально - экономических проблем, способствует низкой эффективности различных сфер экономики и может привести к стагнации.
Таким образом, обеспечение этнополитической стабильности является одним из основных стержней социально - политической устойчивости в условиях полиэтничного общества. Причинами отсутствия этнополитической стабильности могут выступать низ кий уровень национального самосознания населения, отсутствие идейной составляющей в национальных вопросах, превалирование бытовых стереотипов над рациональным пониманием сущности
1 Жириков А. Политическая стабильность Российского государства (этнопо-литический анализ). — М., 1997, с. 10.
АЛБАКОВ Магомед Махмутович — аспирант кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова [email protected]
проблем. В этом отношении мировоз -зренческая сторона данного вопроса служит локомотивом динамичного развития этнополитической тематики в обществе.
Рассматриваемая нами в качестве объекта исследования Республика Ингушетия столкнулась с целым рядом этнополитических проблем1, которые препятствуют эффективному социально -политическому и экономическому раз витию. «Зависимость стабильности всего комплекса этносоциальных, этнополи -тических отношений от общего благопо лучия социально экономической сферы особенно наглядна в полиэтничных регионах РФ. В то же время в этих регио -нах более чем в других регионах России этничность выступает самостоятельным фактором как стабилизации, так и деста билизации общественно политической ситуации»2. Внимание местных властей, которые не могут справиться с социально -экономическими проблемами, сосре -доточивается вокруг этнополитической тематики и вопросов экстремизма и тер роризма.
Последнее стало одним из главных факторов дестабилизации внутриполитиче ской ситуации. Религиозный радикализм в Республике Ингушетия, выливающийся в некоторых случаях в форму терроризма, проникает практически во все сферы жизнедеятельности общества. Проблема терроризма отодвигает на задний план этнополитические вопросы. Терроризм использует все ресурсы и инструменты для дестабилизации общественного порядка, в т.ч. и этнополитические конфликты.
Понимая, что терроризм играет суще ственную роль в массовом сознании, фор мирует общественные настроения, правя щая элита старается силовыми способами продемонстрировать свою способность
1 В центре внимания ингушской общественно -сти находится проблема спорного Пригородного района, ставшая местом открытого вооруженно -го столкновения между ингушами и осетинами осенью 1992. Осетино -ингушский конфликт стал ключевым вопросом в Ингушетии и Северной Осетии — Алании. Нерешенной также остается проблема окончательного определения границ с соседней Чеченской Республикой. Внутри самой республики в качестве спящих рисков можно рассматривать и статус орстхойцев и мелхинцев, национальное сознание которых может еще о себе напомнить.
2 Пути мира на Северном Кавказе : независимый экспертный доклад / под ред. В. Тишкова.
- М. : ИЭА РАН, 1999.
бороться с этим явлением. Однако эти действия не приносят значимых резуль татов, а в определенной степени даже порождают новые его очаги. Все это явля ется следствием отсутствия системности в борьбе с терроризмом.
Морально - психологический климат, формируемый угрозами терроризма, соз дает ситуацию, в которой все сферы функ ционирования государства и общества сосредоточиваются на этой проблеме. В этих условиях главная роль в обеспече нии стабильности и безопасности обще ства принадлежит правящей элите, кото рая либо принимает эффективные меры, вопреки своим узкокорыстным интере сам и личным взглядам, либо использует данную проблему в популистских целях, для получения трансферов и т.п. В пер вом случае правящая элита, используя идейный подход, сопровождаемый дей ствиями системного характера, может добиться значительных успехов в стаби лизации сложившейся ситуации. Во вто ром случае вместо стабильности можно получить углубление проблем в виде уси ления страха, роста коррупции и органи зованной преступности, который на фоне террористической угрозы может оказаться в сознании общества далеко не на первом плане.
Таким образом, мы подходим к важной составляющей обеспечения внутрипо литической стабильности в Республике Ингушетия — формированию правящей элиты.
В процессе рекрутирования мест ной элиты О. Гаман - Голутвина на пер -вое место ставит административнобюрократический канал, означающий изменение форм и методов формирования нового управленческого слоя. Выделяют открытые и закрытые типы рекрутиро вания. Открытый тип характеризуется отбором посредством честного конкурса, при котором решающее значение имеют личные качества человека. Закрытому типу селекции свойственно выдвиже ние на элитные должности «не самого умного, способного, честного, но зато “своего” человека, доказавшего предан -ность социальной группе, клану, лидеру»3. Последний тип селекции ведет к деграда ции элит. Именно тенденция к деградации
3 Ашин А. Рекрутирование политических элит // Общественные науки и современность, 1998, № 3, с. 87.
свойственна правящей элите Ингушетии в последние десять лет. Л. Арапханова выде -ляет целый ряд проявлений кризиса реги -ональных элит, таких как контроль феде -рального центра над процессами в регио -нах, усиление финансово - экономической зависимости и др.1
Одной из главных причин деграда -ции правящей элиты является отсут ствие устойчивой системы формирова ния и функционирования элиты. На наш взгляд, на основании законодательных актов, касающихся регионального раз -вития, необходима разработка принци -пов формирования и функционирования региональной элиты — пакта стабиль -ности. В основе этих принципов должны быть заложены правила, регулирующие систему функционирования региональ ной элиты. Рекрутирование элиты должно происходить эволюционным путем, руко водители регионов обязаны нести ответ ственность за те или иные кадровые реше ния. Это позволит избежать болезненных для социально экономической сферы регионов процессов смены региональных элит, сможет стать сдерживающим фак тором в кадровой политике региональных руководителей, значительно ограничить подбор кадров по семейному, клановому, родовому принципу. Именно отсутствие ответственности региональных руково дителей за кадровую политику порождает рост недовольства народных масс, создает риски для политической стабильности.
Все описанные выше аспекты вну триполитической стабильности аккумулируются вокруг мировоззренческой составляющей политической стабиль ности. Мировоззренческая проблема в Ингушетии и на Северном Кавказе в
1 Арапханова Л.Я. Некоторые особенности региональной политической элиты постсоветско -го периода (на примере Ингушетии) // http:// minnacri.ru/index.php/2010-09-03-07-47-46/137-2011-02-07-14-39-59.html
целом играет существенную роль в обще ственном согласии. Переплетение раз -личных взглядов на общественное устрой ство порождает конфликт, переходящий в фазу обострения. В ингушском само -сознании столкнулись взгляды предста вителей советского поколения, последо вателей западного образа жизни, адептов традиционного уклада жизни ингушей, сторонников гармоничного совмещения религиозной практики ислама и культур ных особенностей ингушей и, наконец, приверженцев строгого религиозного уклада во всех сферах жизнедеятельно сти. Конфликт мировоззрений между этими группами социума создает серьез ные риски для стабильности в республике. Местной власти необходимо найти модель общественного развития, которая была бы приемлема для всех вышеперечислен ных категорий и не противопоставляла бы одну группу другой. В этом отноше нии идея Н. Михалкова о формировании просвещенно консервативного мировоз зрения как основы политической стабиль ности и экономического роста в стране2 важна и для гармоничного развития ингушского общества. Как верно заметил А. Панарин, «если общество пребывает в состоянии аномии и ценностных шата ний, то подавляющее большинство насе ления не представляет, чего оно хочет»3.
Игнорирование проблем мировоззрен -ческого характера и манипуляции созна нием посредством неадекватных решений способны лишь усилить напряженность в обществе. Более того, такой подход представляет серьезную угрозу устойчивости самой власти.
2 Страсти вокруг «Манифеста Михалкова» // http://www.freecity.lv/topic/strasti-vokrug -manifesta-тШаШэта/
3 Панарин А. Глобальное политическое прогнозирование. — М., Алгоритм, 2002, с. 13.