Научная статья на тему 'Историко-политологический анализ политико-правового статуса республики Ингушетия'

Историко-политологический анализ политико-правового статуса республики Ингушетия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
148
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПРИГОРОДНЫЙ РАЙОН / ОСЕТИНО-ИНГУШСКИЙ КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / SUBURBAN (PRIGORODNY) DISTRICT / THE OSSETIAN-INGUSH CONFLICT / SOCIAL AND POLITICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Албаков Магомед Махмутович

В статье проводится анализ факторов, способствовавших формированию политико-правовой базы создания Республики Ингушетия. Выявляется конфликтный потенциал социально-политической неустойчивости в развитии республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the factors that contributed to the formation of the political and legal framework for the establishment of the Republic of Ingushetia. Conflict potential of social and political instability which contributes to the stagnation in the development of the country is revealed.

Текст научной работы на тему «Историко-политологический анализ политико-правового статуса республики Ингушетия»

Магомед АЛБАКОВ

ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

В статье проводится анализ факторов, способствовавших формированию политико-правовой базы создания Республики Ингушетия. Выявляется конфликтный потенциал социально-политической неустойчивости в развитии республики.

The article analyzes the factors that contributed to the formation of the political and legal framework for the establishment of the Republic of Ingushetia. Conflict potential of social and political instability which contributes to the stagnation in the development of the country is revealed.

Ключевые слова:

Республика Ингушетия, Пригородный район, осетино-ингушский конфликт, социально-политическая стабильность; Republic of Ingushetia, Suburban (Prigorodny) district, the Ossetian-Ingush conflict, social and political stability.

Современные социально - политические проблемы Ингушетии неразрывно связаны с депортацией ингушей в 1944 г. и после -дующими событиями. Депортация 1944 г. находится в непо -средственной связи с территориальной проблемой Пригородного района1, которая и сегодня остается для республики главной поли -тической темой.

С конца 80 -х гг. XX в. проблема Пригородного района опреде -ляет характер этнополитической ситуации в регионе. На волне демократизации советского общества в ингушских районах Чечено - Ингушской АССР начинает формироваться национально -возрожденческое движение2. Его символом становится территори -альная проблематика. Начинается процесс пробуждения нацио -нального самосознания, выражающийся посредством протестных настроений. Общенациональные митинги, проведение общена -ционального съезда придали легитимность процессам возвраще -ния отторгнутых территорий. Результатом массовых протестов стал закон «О реабилитации репрессированных народов»3, который предполагал и территориальную реабилитацию. Принятие данного закона, безусловно, было торжеством российской демократии на Северном Кавказе. Однако отсутствие прогресса в разработке меха -

АЛБАКОВ Магомед Махмутович — аспирант кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова stringerebellum2018@ yandex.ru

1 Пригородный район, который стал причиной вооруженного столкновения между ингушами и осетинами осенью 1992 г., с 1944 г. находится под юрис -дикцией Северной Осетии — Алании. До депортации чеченцев и ингушей Пригородный район находился в составе Чечено- Ингушской АССР. Район был передан Северо- Осетинской АССР в результате ликвидации ЧеченоИнгушской АССР. Однако после восстановления Чечено - Ингушской АССР в 1953 г. спорный район так и остался в составе СО АССР.

2 С 1988 г. в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», Народный совет), ставившие своей целью воссоздание ингушской государственности в составе РФ с административным центром в г. Владикавказе, с возвращением всех отторгнутых территорий // http://www. mgushetiyam.org/Ыstory/book/printhtml?id=14

3 Закон «О реабилитации репрессированных народов» принят 26.04.1991 г. Верховным Советом РСФСР. В соответствии с законом репрессированными признавались народы (нации, народности, этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно этнические общности людей, например казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности на государственном уровне проводилась политика геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально государственных образований, перекраиванием национально территориальных границ, установ лением режима террора и насилия в местах спецпоселения // http://www.ria.ru/ spravka/20110426/368069285.html

низмов исполнения закона уже вскоре породило немало острых проблем.

С принятием закона о реабилитации начинается новая волна в ингушском национально возрожденческом движе нии. Логическим продолжением этих процессов стал референдум о вхождении в состав России1, на котором данный во прос поддержало абсолютное большин ство ингушского населения. Референдум открыл путь к созданию Ингушской Республики как самостоятельного субъ екта РФ, что и произошло спустя пол -года. В законе об образовании Ингушской Республики (июнь 1992 г.) был заложен механизм определения границ нового го сударственного образования. Принятие данного закона, с одной стороны, было значительным прорывом в решении тер риториальной проблемы и одновременно пиком национально возрожденческого движения, с другой — стало началом его конца.

Мы считаем, что проведенные с конца 1980 х гг. мероприятия по решению тер риториальной проблемы и образованию государственности не только послужили фундаментом для создания республики, но и заложили риск возникновения пер вого потенциального этнополитического конфликта на территории России. Таким образом, курс на обеспечение полити ческой стабильности привел к самой сложной фазе дестабилизации — кро -вавому конфликту с соседней Северной Осетией.

Осетино ингушский конфликт (октябрь-ноябрь 1992 г.) послужил серьезным поводом для трезвой оценки российским руководством ситуации на территории Ингушетии. Несмотря на объективные обстоятельства, которые в 1992 г. привели к образованию респу блики и были связаны с провозглаше нием Чечней своей независимости, референдумом о вхождении ингушей в состав России и рядом других событий, в Ингушетии на тот момент отсутство вали социальные и экономические пред посылки создания государственности. В условиях социально политического и экономического коллапса и чрезвычай ного положения, введенного в респу блике в связи с осетино ингушским кон

1 История Ингушетии (краткий очерк) // http:// www.ingushetia.ru/culture/index.shtml

фликтом, началось формирование орга -нов государственной власти республики. Это, на наш взгляд, способствовало ста -билизации общественно политической ситуации в республике, в которой в результате последствий острой фазы кон фликта, отсутствия социальных гарантий и продовольственного кризиса население находилось в тяжелейших условиях. Этот период характеризовался также пробуждением национального самосознания на фоне межэтническиго конфликта в Пригородном районе Северной Осетии.

Знаковым событием в этих условиях стали выборы в 1993 г. президента респу -блики. Эти выборы, по сути, обеспе чили промежуточную стабильность в Ингушетии. Результаты выборов проде -монстрировали высокую степень спло -ченности народа вокруг национального лидера - генерала Руслана Аушева. Это был первый и единственный случай в истории Ингушетии, когда почти 100% населения поддержало представителя сво его народа.

Таким образом, одним из факторов, спо собствующих социально политической стабильности, стали конфликтная ситуа ция и глубокий кризис во всех сферах жизнедеятельности народа, которые, в свою очередь, вызвали пробуждение национального самосознания. Вследствие этого произошла мобилизация народ ных масс вокруг определенного лидера. Однако, несмотря на большое значение этих первых в истории ингушей выборов национального лидера, они не имели пра вовой базы, поскольку к этому моменту в республике еще не существовал Основной закон, регулирующий такие вопросы. Поэтому спустя год после выборов главы республики в Ингушетии состоялся рефе рендум по первой Конституции, которая заложила политико правовую базу строи тельства ингушской государственности. Сразу же после принятия Конституции были проведены повторные выборы пре зидента Ингушетии, на которых населе ние республики в очередной раз проде -монстрировало высокую степень мобили -зации вокруг национального лидера. На фоне сложной социально - политической и экономической ситуации, напряженно сти вокруг проблем Пригородного района и независимой Ичкерии эти мероприятия создали правовую базу внутриполитиче ской стабильности в Ингушетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.