Магомед АЛБАКОВ
КАВКАЗСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
В статье предлагается универсальная для Северо-Кавказского региона модель политической стабильности, разработанная на основе социально-политических, национально-культурных особенностей региона.
The universal model of political stability for the North Caucasus region, developed on the basis of social and political and ethnocultural features of the region is proposed in the article.
Ключевые слова:
национальное самосознание, этносы, этнополитическая стабильность, радикализм, элита; national self-consciousness, ethnic groups, ethnic and political stability, radicalism, elite.
Идейная составляющая является одним из ключевых факторов, спо -собных обеспечить стабильность в любом обществе. Вследствие этого нам представляется малоэффективным прое цирование чуждой для общества системы, не согласующейся с мировоззренческими особенностями населения.
Стабильно функционирующая система предполагает формирование поколе -ния, ориентированного на рациональ -ное научное мышление, а не на пред -рассудки, ложные стереотипы и пред -ставления, популярные на локальном уровне. Формирование такого поколе -ния предполагает проведение целого комплекса мероприятий в рамках про граммы, рассчитанной на долгосрочный период. Данная программа должна рас -пространяться не только на молодежь, но и на старшие поколения, поскольку фундамент для формирования новых взглядов необходимо заложить в каждой семье. Главная задача в этом направлении должна состоять в трансформации этно традиционалистского мировоззрения1, пока еще доминирующего в сознании северокавказских народов, в мировоззре ние, основанное на правильном пони мании реалий и проблем современного мира.
Мировоззренческая составляющая является фундаментом модели полити ческой стабильности, которая включает в себя все аспекты, необходимые для устойчивого развития общества. Важная задача государства состоит в том, чтобы воспитать общество Личностей, которое
1 Аствацатурова М., Тишков В., Хоперская Л. Конфликтологические модели и мониторинг конфликтов в Северо - Кавказском регионе. — М., 2010, с. 63.
будет нести в себе минимальные риски нарушения стабильности. Поскольку в северокавказском социуме обществен -ное мнение играет значительную роль, необходимо на всех уровнях вести про -паганду ценностей и идеалов, способных составить платформу политической ста -бильности. Программа должна получить общенациональную поддержку, напри мер через созыв съезда народов, который призван придать легитимность данному процессу. На наш взгляд, необходимо принять Национальный кодекс (условное название). В нем должны быть пропи -саны правила и нормы поведения и вос питания на базе Основного закона РФ, особенностей национального характера и морально нравственных принципов местных религий. Такой документ спосо -бен заложить основу для формирования предсказуемого, здорового общества, способного вне зависимости от динамики политических процессов трезво реагиро вать на любые вызовы. Внедрение прин ципов этого кодекса должно начинаться с семьи.
Особую проблему для достижения ста -бильности на Северном Кавказе создает этносоциальная стратификация, кото рая исторически присуща полиэтничным сообществам региона. «В числе заметных следствий этой динамики отмечается интенсификация конкуренции между и внутри этнических сообществ, этниче ское субъективизирование объективных социально экономических проблем и противоречий, этнические интерпрета ции общественного диалога и дискурса. Это придает дополнительную остроту всей системе межэтнических отношений»2.
2 Там же, с. 173.
Исходя из этого, очень важно изменить стереотипные характеристики населения Северного Кавказа. Думается, что пред -ложенный нами Кодекс может заложить основу для этнополитической стабиль ности в регионе. Наряду с этим необхо димо наладить коммуникационные мосты для представителей соседних народов. Контакты должны носить регулярный и системный характер. Эта необходимость обоснована большим числом конфликт ных ситуаций, которые проявляются, прежде всего, в бытовых противоречиях, конфликтах локального уровня, актуали зирующихся в этнических категориях1. В этих условиях политика местных властей должна быть направлена не на молчаливое поощрение ложных взглядов и стереоти пов, а на их целенаправленное искорене ние.
Важнейшим фактором, способным из менить характер межнациональных отно шений и обеспечить этнополитическую стабильность, является пропаганда межна -циональных браков. Ведущая роль в этом вопросе может принадлежать духовным центрам республик. Координационному центру необходимо вынести аргументиро ванное религиозно правовое заключение в пользу межнациональных брачных сою зов. Поскольку в самосознании некото рых северокавказских народов в вопросе о межэтнических браках доминируют сте реотипы, в которых преобладает национа -листический подход, реализация предлагаемой нами перспективы представляется непростой задачей.
На этнополитическую стабильность негативное влияние оказывает субъекти вистский подход историков и археологов, представляющих тот или иной этнос, к оценке исторических событий, затраги вающих соседствующие народы. Эта про -блема, актуальная с начала 90 -х гг. XX в., связана с национальной безопасностью на Юге России. Манипуляции, связанные с историей и культурой народов, могут быть использованы геополитическими против никами России в качестве инструмента разжигания межнациональной розни на Северном Кавказе. Поэтому дополнитель -ным мотивом к поддержанию стабильно сти в регионе могут служить исторические
1 Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шнюков В.В. Ставрополье: этнокон -фликтологический портрет. — Ставрополь : СГУ, 2002.
материалы, способствующие улучшению морально-психологического климата в регионе. Руководитель Международной черкесской ассоциации К. Дзамихов, в частности, отмечает, что «в современных условиях для адыгов особую актуальность приобретает создание объективной исто рии, являющейся одним из главных фак торов формирования общенационального единства»2.
Модель политической стабильности Северного Кавказа предполагает также учет религиозного фактора. В этом контек сте очень важна популяризация теоретико -концептуальных положений понятия «умеренность в исламе». Концепция уме ренного ислама предполагает сбалансиро ванный, конструктивный, эволюционный подход к развитию мусульманского мира. Она подразумевает стремление избежать конфликтов, поиск компромисса между различными исламскими течениями, учет реалий окружающего мира и нацелен -ность на серьезную инновационную дис куссию на основе критического осмысле -ния собственного и мирового наследия. Васатизм — это исламский принцип «золотой середины», взвешенный под ход, лежащий между двумя крайностями — фанатизмом и инфантильно -стью. Фундаментальной основой данной концепции является следующий аят из Корана: «Мы сделали вас общиной, при -держивающейся середины (васатыйа), чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетель ствовал о вас самих»3.
Согласно такому подходу усреднен-ность понимается как взвешенность, уме ренность, равноудаленность от любых крайностей. Это может быть уход как от приземленного прагматизма, так и от ото рванного от реальности идеализма, как неприятие слепого отстаивания давно устаревшего, так и стремление к посто янным переменам. В этой трактовке усредненность становится главной чер -той шариата. Эта концепция представляет собой компромиссный вариант в сравне нии с традиционализмом, фундамента лизмом и модернизмом. Она использует положительные стороны каждого из них
2 Аккиева С. Активизация национальнообщественных организаций // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2006, № 67.
3 Коран, 2: 143.
и в то же время свободна от их крайно -стей. Иными словами, сама идея усред -ненности является примером срединного пути, дополняя традиционный исламский тезис о верующем разуме актуальным со временным положением о сознательной вере1.
Опыт современной северокавказской действительности показывает, что дости жение социальной, экономической и политической стабильности невозможно без решения проблем религиозного ради кализма. Как игнорирование, так и жест кая борьба с представителями радикализма лишь углубляют проблему. Лучшим сред -ством может стать не пропаганда взглядов и идей, провоцирующих представите -лей радикалов, а поиск компромиссных путей, один из которых предложен нами выше. Призыв к диалогу и компромиссу, на наш взгляд, есть одно из самых силь -ных средств воздействия на проявления радикализма. Посредством диалога можно выявить адекватные слои из этой среды и идеологически ослабить в глазах общества ее непримиримую категорию.
Ключевая роль в реализации данной модели принадлежит региональной
1 Богатырева М. Умеренность в исламе как фактор консолидации общества. — М. : Андалус, 2009.
элите. На наш взгляд, формирование подлинной элиты предполагает необхо димость специализированного подхода. Одной из основных причин нарушения политической стабильности стало отсут ствие должного внимания к проблеме формирования управленческих кадров. Для решения данной проблемы необхо димо, прежде всего, совершенствование института регионального лидерства через подготовку квалифицированных кадров в социально политической, эко номической и других сферах. Принцип доверия, преданности, лоббирования не должен превалировать над рацио нальным подходом при назначении или рекомендации определенного должност ного лица на определенные позиции. Совершенствование институтов регио нального лидерства — это системный процесс, нацеленный на комплексную подготовку лидеров различного ранга для эффективной реализации социально политических и экономических задач, стоящих перед определенным регионом.
АЛБАКОВ Магомед Махмутович — аспирант кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова [email protected]
Владимир ВОЛОХ
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Статья представляет собой краткий обзор пресс-конференции «Миграционная политика: изменения в законодательстве», прошедшей 15 октября 2012 г. в информационном агентстве «Аргументы и факты».
The given article is a short review of the press-conference «Migratory policy: changes in the legislation», which takes place in information agency «Arguments and facts» in October, 15.
Ключевые слова:
миграционная политика, национальные отношения, трудовая миграция, нелегальные мигранты; migratory policy, national relations, labor migration, illegal migrants.
Участники пресс - конференции обсудили вопросы, касающиеся роли институтов гражданского общества в реализации Концепции миграционной политики России и профилактике экс -тремизма, а также проблемы изучения русского языка трудовыми мигрантами, их адаптации и интеграции в российском обществе. Были рассмотрены инициативы
ФМС России по усилению ответствен -ности, в т.ч. за организацию незаконной миграции.
Во время встречи первый заместитель руководителя ФМС России Екатерина Егорова и другие участники конференции обрисовали нынешнюю миграционную ситуацию, ответили на многочисленные вопросы журналистов, сообщив, что еже