и в то же время свободна от их крайно -стей. Иными словами, сама идея усред -ненности является примером срединного пути, дополняя традиционный исламский тезис о верующем разуме актуальным со -временным положением о сознательной вере1.
Опыт современной северокавказской действительности показывает, что дости -жение социальной, экономической и политической стабильности невозможно без решения проблем религиозного ради -кализма. Как игнорирование, так и жест -кая борьба с представителями радикализма лишь углубляют проблему. Лучшим сред -ством может стать не пропаганда взглядов и идей, провоцирующих представите -лей радикалов, а поиск компромиссных путей, один из которых предложен нами выше. Призыв к диалогу и компромиссу, на наш взгляд, есть одно из самых силь -ных средств воздействия на проявления радикализма. Посредством диалога можно выявить адекватные слои из этой среды и идеологически ослабить в глазах общества ее непримиримую категорию.
Ключевая роль в реализации данной модели принадлежит региональной
1 Богатырева М. Умеренность в исламе как фактор консолидации общества. — М. : Андалус, 2009.
элите. На наш взгляд, формирование подлинной элиты предполагает необхо -димость специализированного подхода. Одной из основных причин нарушения политической стабильности стало отсут -ствие должного внимания к проблеме формирования управленческих кадров. Для решения данной проблемы необхо -димо, прежде всего, совершенствование института регионального лидерства через подготовку квалифицированных кадров в социально политической, эко номической и других сферах. Принцип доверия, преданности, лоббирования не должен превалировать над рацио нальным подходом при назначении или рекомендации определенного должност ного лица на определенные позиции. Совершенствование институтов регионального лидерства — это системный процесс, нацеленный на комплексную подготовку лидеров различного ранга для эффективной реализации социальнополитических и экономических задач, стоящих перед определенным регионом.
АЛБАКОВ Магомед Махмутович — аспирант кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова [email protected]
Владимир ВОЛОХ
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Статья представляет собой краткий обзор пресс-конференции «Миграционная политика: изменения в законодательстве», прошедшей 15 октября 2012 г. в информационном агентстве «Аргументы и факты».
The given article is a short review of the press-conference «Migratory policy: changes in the legislation», which takes place in information agency «Arguments and facts» in October, 15.
Ключевые слова:
миграционная политика, национальные отношения, трудовая миграция, нелегальные мигранты; migratory policy, national relations, labor migration, illegal migrants.
Участники пресс - конференции обсудили вопросы, касающиеся роли институтов гражданского общества в реализации Концепции миграционной политики России и профилактике экс -тремизма, а также проблемы изучения русского языка трудовыми мигрантами, их адаптации и интеграции в российском обществе. Были рассмотрены инициативы
ФМС России по усилению ответствен -ности, в т.ч. за организацию незаконной миграции.
Во время встречи первый заместитель руководителя ФМС России Екатерина Егорова и другие участники конференции обрисовали нынешнюю миграционную ситуацию, ответили на многочисленные вопросы журналистов, сообщив, что еже
годно в Россию приезжают 10—12 млн иностранных граждан, 70—80% из них прибывают из стран СНГ. «Объемы неле -гальной миграции, как позволяет уста новить наша информационная система, составляют примерно от 3 до 5 миллионов человек. Сейчас — порядка 3,5 милли -она», — уточнила Егорова. В связи с этим были озвучены инициативы ФМС России по усилению ответственности за наруше ния миграционного законодательства. По словам Егоровой, «один из законопроектов, в частности, ужесточает ответствен ность за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан. Вместо штрафа в 200 тыс. рублей или лишения свободы сроком на 2 года, наказание ста новится жестче — штраф в 300 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 7 лет».
Были озвучены также инициативы ФМС России в области адаптации и инте грации мигрантов, в т.ч. такие как орга -низация бесплатных курсов по изучению русского языка, создание специальных рабочих групп, которые будут вести про светительскую работу в области россий ского законодательства. Вопрос о знании русского языка мигрантами остается на пике актуальности. ФМС России иниции ровала законопроект на эту тему, который уже прошел первое чтение.
Большую роль в реализации Концепции миграционной политики России и профи лактике экстремизма играют институты гражданского общества. В этой связи, по мнению председателя Общественного совета при ФМС России Владимира Волоха, необходима активизация исполь зования потенциала российских неправи -тельственных организаций и их привлече -
ние к поэтапной реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В пресс -конференции приняли участие: статс - секретарь — первый заместитель руководителя ФМС России Екатерина Юрьевна Егорова, член Общественной палаты РФ, член Совета по межнацио нальным отношениям при Президенте РФ Асламбек Паскачев, член Общественной палаты РФ, главный муфтий Москвы и Центральной России, заместитель председателя Духовного управления мусуль -ман России Альбир Крганов, директор Московского бюро по правам чело века, член Ассоциации юристов России Александр Брод, президент Конгресса национальных объединений России, пред -седатель Российского Координационного Совета мигрантских сообществ и орга низаций Владимир Хомерики, председа -тель Общественного совета при ФМС России, заместитель заведующего кафе дрой управления миграционными про цессами Государственного университета управления, к.полит.н. Владимир Волох, сопредседатель правления Центра раз вития социальной политики и между народной интеграции «МОСТ» Михаил лазукин.
ВОЛОХ Владимир Александрович — к.полит.н., доцент; заместитель заведующего кафедрой управления миграционными процессами Института государственного управления и права Государственного университета управления, председатель Общественного совета, член Научного совета ФМС России, член РАПН