Научная статья на тему 'Центр гуманитарных исследований как новая форма интегрированной научнообразовательной структуры'

Центр гуманитарных исследований как новая форма интегрированной научнообразовательной структуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемов А. А., Иванова Н. Н.

A centre for humanitarian studies as a new form of integrated research and educational structure. The article discusses pros and cons of training for a bachelor's and master's degree versus traditional specialist's training and introduces goals and objectives of the Centre for Humanitarian Studies at Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемов А. А., Иванова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A centre for humanitarian studies as a new form of integrated research and educational structure

A centre for humanitarian studies as a new form of integrated research and educational structure. The article discusses pros and cons of training for a bachelor's and master's degree versus traditional specialist's training and introduces goals and objectives of the Centre for Humanitarian Studies at Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Текст научной работы на тему «Центр гуманитарных исследований как новая форма интегрированной научнообразовательной структуры»

ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК НОВАЯ ФОРМА ИНТЕГРИРОВАННОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

А.А. Артемов, Н.Н. Иванова

Artemov A.A., Ivanova N.N. A centre for humanitarian studies as a new form of integrated research and educational structure. The article discusses pros and cons of training for a bachelor’s and master’s degree versus traditional specialist’s training and introduces goals and objectives of the Centre for Humanitarian Studies at Tambov State University named after G.R. Derzhavin.

Присоединение России к Болонской декларации актуализирует проблему модернизации российской высшей школы и формирования научно обоснованной политики государства в области развития высшего профессионального образования. Проблемы, возникающие в процессе вхождения российской высшей школы в европейское научно-образовательное пространство, определяют потребность в изучении опыта реализации международных научно-образовательных программ и выявлении потенциала международного сотрудничества для повышения эффективности процесса модернизации высшего профессионального образования в нашей стране.

Перед российской высшей школой стоит сложная задача: не упустить открывающиеся в процессе интеграции в мировое пространство возможности и в то же время сохранить традиции российского образования, его преимущества.

В современном миропорядке высокий интеллектуальный потенциал является главным стратегическим ресурсом развития государства. Российская высшая школа, и в первую очередь университеты, выполняют сегодня важную государственную задачу, направляя свои научные и научно-педагогические кадры на решение актуальных задач становления новой российской государственности, экономического роста страны и отдельных территорий, развития науки, техники, модернизации образования, повышения культурного уровня населения, формирования духовности, становления идей толерантности [1]. Университеты призваны содействовать экономическому, социальному, культурному развитию российского общества посредством формирования партнерских отношений с государственными и общественными объединениями [2].

Модернизация российской высшей школы, ее вхождение в единое европейское образовательное пространство вызывает дискуссии в обществе и, в первую очередь, в университетской среде. Сегодня ведется достаточно острый спор о перспективах развития отечественного образования и, в частности, о наиболее приемлемой модели для российской высшей школы: моноцикловой или двуцикловой системе подготовки кадров?

Двуцикловая модель подготовки кадров встречает мощное сопротивление сторонников моноциклической подготовки специалистов высшей квалификации.

Сторонники моноциклового высшего образования одним из главных аргументов считают традиционность существующей модели, хотя и признают при этом не всегда высокий уровень получаемого студентами высшего образования и необходимость его модернизации. В качестве аргументов в пользу моноцикла выдвигается также его фундаментальность. Переход на двухуровневую структуру подготовки, по мнению сторонников данного направления, резко ухудшит качество образования. Вместе с тем подчеркивается падение качества высшего образования в России и при сохранении моноцикла.

Противники моноциклической подготовки специалистов высшей квалификации приводят следующие аргументы: моноцикл противоречит междисциплинарности, поскольку одна длительная образовательная программа не дает возможности обновлять содержание образовательных программ в соответствии с меняющимися требованиями науки.

По мнению самих студентов, двуцикловая система более гибкая, нежели прежняя [3]. К преимуществам данной системы они относят то, что часть студентов, кто не в состоя-

нии по тем или иным причинам достичь высшей ступени квалификации, все же получают высшее образование, дающее им право занимать определенные позиции на рынке труда. Те же, кто действительно обладает высоким потенциалом, имеют возможность продолжить обучение в магистратуре [4].

Между тем в российском образовательном сообществе нередко звучат следующие предположения:

• переход к двухступенчатой системе высшего образования отрицательно скажется на качестве профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации;

• усиление принципа модульности в организации обучения приведет к утрате как фундаментальности отечественного образования, так и его специализации; вместо целостного образования получится расплывчатая образовательная среда, возникнет угроза фрагментированной подготовки, утраты системности и концептуальной целостности образования;

• переход к программному подходу в управлении высшей школой чреват развалом кафедр, научных школ;

• развитие мобильности преподавателей и студентов в условиях, когда не решены экономические вопросы образования, когда не создана социальная инфраструктура для активных обменов, приведет к оттоку интеллектуального капитала из нашей страны;

• неопределенность критериев оценки качества образования в условиях, когда присутствует лоббирование интересов европейских вузов, означает для российских университетов оттеснение их на периферию, что снижает их конкурентоспособность [5].

Кроме того, нередко звучат высказывания, что создание единого образовательного пространства в Европе - это способ решения европейскими странами своих экономических проблем: создание общего рынка труда, привлечение в образовательные системы европейских стран дополнительных инвестиций за счет иностранных обучающихся, усиление позиции европейских вузов в конкурентной борьбе с американскими.

Несмотря на существующие принципиальные различия, интеграционные процессы набирают силу [6].

Острая дискуссия об угрозах вхождения российской высшей школы в международное

образовательное пространство актуализирует изучение и анализ сопоставимости образовательных программ, реализуемых вузами, различий в подходах к производству социально-гуманитарного знания в системах высшего профессионального образования России и Европы.

Несомненно, современные подходы к модернизации высшего образования должны способствовать сближению образовательных систем России и Европы. Но встает главный вопрос: какие преимущества приобретает российская высшая школа, включаясь в Болонский процесс?

Решение вышеназванных проблем обусловливает необходимость мобилизации интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научно-образовательного сообщества. Проведение анализа существующих тенденций и изучение уровня развития гуманитарных наук в России диктуется также необходимостью сохранения и развития российских научных традиций, повышением значимости исследований российских ученых в мировом научном сообществе.

Центр гуманитарных исследований, созданный в марте 2004 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, является новой формой интегрированной научно-образовательной структуры, служащей задачам дальнейшей интенсификации и анализа современных направлений научных исследований в области гуманитарных наук и образования.

Центр осуществляет свою деятельность в целях:

- анализа современных направлений и разработки методологического обеспечения теоретико-прикладных инновационных исследований в области гуманитарных наук;

- повышения качества выпускаемых университетом специалистов путем привлечения к научной и научно-производственной деятельности студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и использования результатов НИР в учебном процессе.

Основными направлениями деятельности центра являются:

1. Мобилизация интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научно-образовательного сообщества на базе Центра для анализа существующих тенден-

ций и повышения уровня развития гуманитарных наук, в том числе через сотрудничество между учеными, деловыми кругами и органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

2. Расширение сферы научных исследований и развитие взаимопонимания отечественных и зарубежных ученых в межкультур-ной коммуникации через расширение научных контактов в форме осуществления совместных международных проектов, проведения конференций, научно-практических семинаров, тематических «круглых столов» и т. д.

3. Сохранение и развитие российских научных традиций, повышение значимости исследований российских ученых в мировом научном сообществе через распространение результатов российских исследований в области гуманитарных наук за рубежом.

4. Структурирование российского научно-образовательного сообщества в гуманитарных областях через создание и развитие общественных объединений ученых.

5. Анализ мирового уровня развития гуманитарных наук и содействие внедрению полученных в научных исследованиях результатов в практику и учебный процесс российской высшей школы в форме научного консультирования.

6. Разработка методологии развития современной инфраструктуры гуманитарных наук в России на основе анализа современных инновационных теоретико-методологических исследований.

7. Решение проблем адаптации профессорско-преподавательского состава и других научно-педагогических кадров к структур-

ным изменениям в высшей школе в рамках интеграции в мировое образовательное пространство, в том числе в рамках Болонского процесса.

8. Повышение профессионального уровня исследователей через создание «Школы научного мастерства и совершенства».

9. Повышение научного уровня и поддержка молодых ученых, аспирантов и студентов через создание «Школы молодого исследователя».

Выполнение задач Центра будет основываться на плодотворном сотрудничестве профессорско-преподавательского состава

университета и ведущих специалистов российских и зарубежных университетов, результатом которого будет использование в образовательном процессе новейших фундаментальных знаний в области гуманитарных наук.

1. Артемов А.А. // Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт: матер. Междунар. конф. Ростов н/Д, 2004.

2. Артемов А.А., Болдырев Н.Н. // Классический университет и региональные приоритеты: мнимые и подлинные апории: матер. Всерос. семинара. Тюмень, 2004. С. 109-115.

3. Майкова Э.Ю. // Глобализация и образование. Болонский процесс: матер. «круглого стола». М., 2004. С. 33.

4. Дука С.И. // Там же. С. 49.

5. Нечаев В.Я. // Там же. С. 20-21.

6. Онокой Л.С. // Там же. С. 55.

Поступила в редакцию 26.10.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.