Научная статья на тему 'Ценовая политика государства в 1953-1964 гг. И ее влияние на экономику колхозов Сибири'

Ценовая политика государства в 1953-1964 гг. И ее влияние на экономику колхозов Сибири Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
5
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛХОЗЫ / ЦЕНЫ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЗАГОТОВКИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СИБИРЬ / COLLECTIVE FARMS / THE PRICES / PRICING / PREPARATIONS / AGRICULTURE / SIBERIA

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Андреенков С. Н.

В статье рассмотрены предпосылки, этапы и особенности произошедших в 1953-1964 гг. изменений в системе и уровне государственных цен на заготавливаемую колхозную продукцию, а также результаты влияния ценовой политики на финансово-экономическую и производственную деятельность колхозов Сибири. Автор делает вывод о том, что пересмотр подходов к определению цен в целом позитивно отразился на колхозной экономике, однако не привел к ожидаемому росту объемов сельхозпроизводства во многом из-за слабой заинтересованности колхозников в труде в общественном хозяйстве. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-01-00435 а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Price Policy of the State in 1953-1964 and its Influence on the Economy of Collective Farms in Siberia

In the article preconditions, stages and features of events in 1953-1964 of changes in system and level of state-set prices of prepared collective-farm production, also results of influence of a price policy on financial and economic and industrial activity of collective farms of Siberia are considered. The author does a conclusion that revision of approaches to definition of the prices as a whole was positively reflected in collective-farm economy, however has not led to expected growth of volumes of agricultural manufacture in many respects because of weak interest of collective farmers in work in a public economy.

Текст научной работы на тему «Ценовая политика государства в 1953-1964 гг. И ее влияние на экономику колхозов Сибири»

ного треста «Южкузбасслес» 1 апреля 1947 г. был создан Южнокузбасский ИТЛ НКВД СССР («Южкузбас-слаг»), а на базе треста «Севкузбасслес» и Анжерско-го механизированного лесопункта 10 апреля 1947 г. -Северокузбасский ИТЛ НКВД СССР («Севкузбасслаг»). В их ведение были переданы производственные мощности трестов, вся техника и оборудование, автомобильный и гужевой транспорт, рабочие кадры. Перед ними была поставлена задача в сезон осенне-зимних лесозаготовок вывезти 1620 тыс. куб. м леса, что на 61 % превышало заготовки сезона 1946/47 г. [3-5].

Таким образом, вся производственная деятельность лагподразделений УИТЛК Кузбасса в 19451947 гг. строилась на широком использовании труда заключенных в различных отраслях экономики региона как в виде контрагентской деятельности, связан-

ной с поставками рабочей силы хозорганам, так и самостоятельных специализированных производственных единиц, осуществлявших полный цикл изготовления продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 19231960: Справочник / Об-во «Мемориал». ГА РФ / Сост. М.Б. Смирнов, под ред. Н.Г. Охотина, А.Б. Рогинского. М., 1998.

2. Бужак В. Сиблоновская зона / Кузбасс. 1999. 13 апр.

3. Гвоздкова ЛИ. История репрессии и сталинских лагерей в Кузбассе. Кемерово, 1997.

4. Гвоздкова ЛИ. Сталинские лагеря на территории Кузбасса (30-40-е годы). Кемерово, 1994.

5. Митъ A.A. Численность и состав заключенных Сибирского исправительно-трудового лагеря (1942-1960). Кемерово, 1997.

С.Н. АНДРЕЕНКОВ

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В 1953-1964 гг. И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ КОЛХОЗОВ СИБИРИ*

Институт истории СО РАН, Новосибирск e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены предпосылки, этапы и особенности произошедших в 1953-1964 гг. изменений в системе и уровне государственных цен на заготавливаемую колхозную продукцию, а также результаты влияния ценовой политики на финансово-экономическую и производственную деятельность колхозов Сибири. Автор делает вывод о том, что пересмотр подходов к определению цен в целом позитивно отразился на колхозной экономике, однако не привел к ожидаемому росту объемов сельхозпроизводства во многом из-за слабой заинтересованности колхозников в труде в общественном хозяйстве.

Ключевые слова: колхозы, цены, ценообразование, заготовки, сельское хозяйство, Сибирь.

Интерес к обозначенной проблеме обусловлен необходимостью детализации процесса трансформации экономических отношений государства с колхозами, до конца 1950-х гг. являвшимися базовым типом сельхозпредприятий, а также определения особенностей функционирования аграрного строя Сибири. К изучению темы побуждает ее весьма фрагментарное отражение в современной историографии. Работы советских экономистов (К.И. Могильницкой, Т.И. Заславской, В.Р. Боева и др.) представляют значительную научную ценность, однако нуждаются в глубоком переосмыслении.

С момента создания и до начала 1950-х гг. колхозы развивались в условиях неэквивалентного обмена и являлись основной ресурсной базой для индустриального сектора. Сталинский режим стремился максимизировать количество получаемой в свои руки сельхозпродукции и минимизировать ее заготовительную цену. Уровень цен на продовольственные продук-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-01-00435 а.

ты не обеспечивал восполнения и 15% производственных затрат. Заготовительные цены на технические культуры покрывали в среднем 40 % себестоимости, на шерсть - 33% (табл. 1). Обязательные поставки, являвшиеся основным каналом поступления колхозной продукции в государственные фонды, дополнялись ее фактически принудительной продажей по предельным закупочным ценам, которые на 20-25 % превышали заготовительные. Основной задачей госзакупа было изъятие «излишков» зерна, появлявшихся в деревне в урожайные годы. В 1952 г. более половины колхозного хлеба изымалось в порядке натуроплаты за услуги машинно-тракторных станций (МТС), размеры которой зависели от урожайности зерновых [1, с. 16-17; 2, с. 111].

Для того чтобы рассчитаться с государством по обязательным поставкам, колхозы до минимума сокращали фонды оплаты труда своих работников, обрекая их на полуголодное существование. Лучше обстояли дела в тех колхозах, которые в большом объеме производили технические культуры. Их можно было реа-лизовывать в порядке контрактации по более высоким

© Андреенков С.Н., 2009

Таблица 1

Динамика и уровень заготовительных цен на продукцию колхозов в СССР в 1929-1952 гг.

(без премий-надбавок, руб./ц)*

Продукция 1929 г. 1940 г. 1952 г. 1952 г. в % к 1929 г. Доля производственных затрат, возмещаемых от реализации продукции по ценам в 1952 г., %

Зерно 8,0 9,0 9,7 121 7

Картофель 4,0 4,0 4,7 117 12

Подсолнечник 8,0 14,0 19,2 240 Нет свед.

Сах. свекла 1,0 2,0 6,0 600 21

Льноволокно 49 74 414 844 35

Хлопок-сырец 28 114 226 807 63

Молоко 7,0 14,0 27,0 385 11

Говядина 43,0 38,0 38,0 88 2

Свинина Нет свед. 67,2 160 3

Баранина Нет свед. 90 3

Яйца, тыс. шт. 199,0 550 15

Шерсть 1068,0 1050 33

* Составлена по: РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 4. Д. 1605. Л. 6, 8, 11, 13, 21; Д. 1561. Л. 29, 32.

ценам. С 1950 г. за сверхплановые поставки этой продукции стали выплачиваться премии-надбавки. Основной объем натуральных и денежных средств колхозники получали от личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые имели мизерные размеры и облагались натуральными податями и денежным налогом [2, с. 59-78, 129-159].

В силу принудительного характера труда и крайне низкого уровня его оплаты колхозная система отличалась невысоким уровнем производительности. Тем не менее в чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны она в целом показала свою эффективность, выполнив задачи тотальной мобилизации ресурсов для нужд обороны. За счет средств колхозов происходило и восстановление ослабленного войной народного хозяйства. Подъем сельхозпроизвод-ства достигался путем мобилизации внутренних резервов колхозов без какой-либо существенной помощи государства. Вследствие этого в начале 1950-х гг. сельское хозяйство, исчерпав восстановительный потенциал, вступило в полосу стагнации. Кризис сельхозпроизводства стал перерастать в продовольственный.

Смерть И.В. Сталина в марте 1953 г. привела к смене политического руководства в стране, а вместе с тем и к изменению подходов к проблемам развития аграрного сектора. Унаследовавшие верховную власть руководители намеревались повысить его производительность с помощью экономических стимулов. Первым и наиболее важным шагом на пути реализации этого курса, определенного на V сессии Верховного

Совета СССР в августе и на Пленуме ЦК КПСС в сентябре 1953 г., было увеличение заготовительных цен на колхозную продукцию. Вновь введенные цены дифференцировались по климатическим зонам. Повышение заинтересованности колхозов в увеличении объемов производства связывалось с использованием системы государственных закупок, которые стали проводиться по ценам, в 2-2,5 раза превышавшим уровень заготовительных цен (табл. 2).

Стимулирующее действие новых цен усиливалось снижением размеров обязательных госпоставок сельхозпродукции. В 1954 г. правительство установило для колхозов постоянные, значительно сниженные нормы сдачи животноводческой продукции и уменьшило погектарные нормы зернопоставок. В этом году изменился механизм определения размеров натуроплаты за работы МТС. Она стала начисляться не по разрядам урожайности, а по твердым ставкам - за каждый вид работ [3, с. 36-37]. Эти меры должны были привести к увеличению количества продукции, которую колхозы могли реализовывать государству по закупочным ценам.

Повышение цен на сельхозпродукцию и снижение нормативов ее госпоставок способствовали росту доходности колхозного сектора. В 1953 г. дополнительный доход колхозов СССР от сдачи и продажи государству сельхозпродукции составил 8,1 млрд руб., в 1954 г. - 22,7 млрд, в 1955 г. - 25,3 млрд руб. Суммы вырученных средств, хотя и были намного выше уровня доходов в предшествующие годы, однако оказались недостаточно большими для того, чтобы экономика

Таблица 2

Заготовительные, закупочные и средние реализационные цены на продовольственную продукцию колхозов

в СССР в 1954-1956 гг., руб./ц*

Продукция Заготовительные Закупочные Средние реализационные

1954 1955 1956 1954 1955 1956 1954 1955 1956

Зерно 10 25 Нет свед. 80 Нет свед. 42

Картофель 10 34 30 51 20 40

Овощи 34 52 45 73 35 60

Молоко 55 120 129 144 78 85 98

Говядина Нет свед. 131 150 Нет свед. 409 487 Нет свед. 220 260

Свинина 320 333 350 800 798 860 665 512 690

Мясо птицы 500 984 841

Яйца, тыс. шт. 200 500 230

* Составлена по: РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 4. Д. 1605. Л. 41-42; Д. 1630. Л. 15, 16, 113; Д. 1561. Л. 5, 39.

хозяйств могла эффективно функционировать. Если реализация технических культур позволяла колхозам улучшить финансовое положение (себестоимость производства 1 ц семян подсолнечника в целом по стране составляла 65 руб., а средняя реализационная цена на него с учетом премий-надбавок - 163 руб.), то уровень цен на продовольственную продукцию все еще не обеспечивал восполнения производственных затрат. В 1955 г. в колхозах СССР сумма выручки от сдачи зерна возмещала только 23 % издержек, картофеля - 30, мяса - 14, молока - 22, яиц - 15, шерсти - 45 %. Из-за невысоких объемов производства сельхозпродукции большинство колхозов страны не имело возможности реализовывать ее по закупочным ценам1.

Существенную долю урожая зерна колхозы по-прежнему поставляли МТС, ставки натуроплаты за услуги которых оказывались завышенными, поскольку рассчитывались от высоких показателей валового сбора. МТС стремились к увеличению натуроплаты за счет выполнения как можно большего объема работ, независимо от их необходимости. Излишки хлеба, появлявшиеся преимущественно у хозяйств целинных районов, изымались в порядке сверхплановых госзакупок. Например, в 1954 г. в Новосибирской обл. план хлебозакупа был увеличен на 24 %. Большую часть доходов, полученных от реализации сельхозпродукции, колхозы направляли на погашение задолженностей и осуществление обязательных платежей. При этом многим хозяйствам не удалось рассчитаться с долгами. По данным на 1 января 1955 г., колхозы СССР задолжали государству, различным организациям и своим работникам 22,7 млрд руб., на 1 января 1956 г. -25,6 млрд руб. В 1954 г. колхозы РСФСР начислили каждому трудоспособному колхознику на трудодни в

среднем по 2120 руб., тогда как выплатили только по 737 руб. (в 1952 г. - 262 руб.). Самый высокий в РСФСР денежный доход от работы в общественном хозяйстве получили колхозники целинных районов Западной Сибири, где в связи с ростом объемов зернового производства значительная доля собранного хлеба поставлялась в порядке планового и сверхпланового госзакупа. В 1954 г. в Алтайском крае, Омской и Новосибирской областях каждому трудоспособному колхознику было выдано в среднем по 2019 руб. (в 1952 г. - по 290 руб.). Существенными оказались и размеры натуральных выплат. В этих регионах объемы выдачи зерна на трудодни были в 3 раза выше, чем в целом по республике. В остальных районах Сибири в 1954 г. отмеченные показатели также превышали общероссийский уровень, но не так существенно2.

Более трети всех средств колхозники получали от ЛПХ, производственный потенциал которых заметно увеличился. В Алтайском крае в 1953-1955 гг. численность крупного рогатого скота в ЛПХ колхозников увеличилась на 21 %, свиней - в 9,4 раза, тогда как в колхозах поголовье этих животных сократилось, соответственно, на 7 и 2%. В середине 1950-х гг. в Сибири ЛПХ населения производили 76 % всего картофеля, 56 % овощей, 54 % мяса и молока [4, с. 59, 65-66; 5, с. 235, 238, 240, 243].

В конце 1955 г. правительство, признав темпы развития колхозного сектора в 1953-1955 гг. неудовлетворительными, указало на необходимость принятия срочных мер по их ускорению. Сотрудники Планово-экономического управления при Министерстве сельского хозяйства СССР предложили в 1956 г. установить новые, более высокие цены на производимые колхозами продовольственные продукты. Вмес-

1 РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 4. Д. 1561. Л. 32; Д. 1630. Л. 92-93,

2 РГАЭ. Д. 1561. Л. 27; Д. 1605. Л. 63; Д. 1630. Л. 35-36; Оп.

7. Д. 1326. Л. 75, 77; ГА РФ. Ф. А-310. Оп. 1. Д. 6623. Л. 212; ГАНО. Ф. П-4. Оп. 33. Д. 1524. Л. 19, 25.

то нecкoльких канатов пocтyплeния пpoдyкции pera-мeндoвaлocь иcпoльзoвaть oдин канал - гocyдap-cтвeнныe зaкyпки, ocyщecтвляeмыe пo цeнaм, oбec-пeчивaющим то тoлькo вoзмeщeниe пpoизвoдcтвeн-ных зaтpaт, нo и нaкoплeниe cpeдcтв для pacшиpeния хoзяйcтвa. Плата за уопуги MTC дoлжнa была пpoиз-вoдитьcя в дeнeжнoй фopмe и пoкpывaть ceбecтoи-мocть paбoт3.

Oтмeчeнныe peкoмeндaции в 1956 г. в пoлнoй мepe нe peaлизoвaлиcь. Пpeдлoжeния то peфopмиpo-ванию cиcтeмы зaгoтoвoк были oraroTOrni как пpeж-дeвpeмeнныe. ^инцип вoзмeщeния зaтpaт и coздaния нaкoплeний coблюдaлcя тoлькo пpи ycтaнoвлeнии за-гoтoвитeльных и зaкyпoчных цeн на кapтoфeль и oвo-щи, ypoвeнь кoтopых был cyщecтвeннo пoвышeн ^м. табл. 2). Paзмepы нaтypoплaты за уопуги MTC пo вoз-дeлывaнию этих кyльтyp paccчитывaлиcь иcхoдя из ceбecтoимocти4. Цeны на дpyгиe пpoдoвoльcтвeнныe пpoдyкты в этoм и cлeдyющeм гoдy cyщecтвeннo нe измeнилиcь. Иcпoльзoвaниe yкaзaннoгo пpинципa то-нooбpaзoвaния ^и oпpeдeлeнии цeн на вcю кoлхoз-ную пpoдyкцию былo пpизнaнo нecвoeвpeмeнным в cвязи c eщe тока вытошй ceбecтoимocтью ee пpoиз-вoдcтвa. Bвeдeниe экoнoмичecки oбocнoвaнных цeн в этой оттуации пoтpeбoвaлo бы pacхoдoвaния бoльших финaнcoвых pecypcoв, вoзмecтить ^TOpbie пpи cyщe-cтвoвaвшeм ypoнe poзничных цeн на пpoдoвoльcтвиe нe пpeдcтaвлялocь вoзмoжным. Boзвpaщeнию данных cpeдcтв в гocбюджeт мoглo cпocoбcтвoвaть пoвышe-нто poзничных цeн, oднaкo вoпpoc o пpинятии этoй мepы на пoвecткy дня нe cтaвилcя, пocкoлькy низкто и твepдыe poзничныe цeны cчитaлиcь важным «зaвo-eвaниeм тоциализма». К тому жe их yвeличeниe за-cтaвилo бы пoтpeбитeлeй пpиoбpeтaть пpoдyкты питания y чacтных пpoизвoдитeлeй. В cвязи c этим важ-нeйшeй зaдaчeй нaзывaлocь пoвышeниe пpoизвoди-тeльнocти тpyдa кoлхoзникoв и oбecпeчeниe за cчeт этoгo cнижeния пpoизвoдcтвeнных зaтpaт дo ypoвня дeйcтвoвaвших зaгoтoвитeльных цeн. В пepвyю o4e-peдь пpoизвoдcтвeнныe зaтpaты cлeдoвaлo cнизить в живoтнoвoдcтвe5.

В paмкaх peaлизaции этoй ycтaнoвки пpaвитeль-cтвo пpинялo pяд cтимyлиpyющих мep. В мapтe 1956 г. в цeлях пoвышeния зaинтepecoвaннocти кoлхoзникoв в выcoкoпpoизвoдитeльнoм тpyдe пpaвлeниям кoлхo-зoв былo peкoмeндoвaнo бoлee шиpoкo иcпoльзoвaть cиcтeмy aвaнcиpoвaния и выплат за пepeвыпoлнeниe платов. Для этого им cлeдoвaлo тоздавать cпeциaль-ныe фoнды, пoпoлняeмыe за cчeт oтчyждeния чeтвep-тoй части нaтypaльных и дeнeжных дoхoдoв хoзяйcтвa [6, c. 603-605]. Чтoбы кoлхoзы cмoгли peaлизoвaть данную задачу, а тaкжe pacпoлaгaть бoльшими cpeд-

3P^. Ф. 7486. Oп. 4. Д. 1561. Л. 1-3, 6-7; Д. 1630. Л. 109-110.

^ам жe. Д. 1630. Л. 14-18. 5 Taм жe.. Д. 1561. Л. 41.

cтвaми для пoвышeния ypoвня мeхaнизaции пpoизвoд-cтвa, в мapтe этoгo гoдa c них были отжаны пoчти вce зaдoлжeннocти6.

Пpoвeдeниe этих и дpyгих мepoпpиятий пo сти-мyлиpoвaнию тpyдa и пpoизвoдcтвa нe пpивeлo к oжи-дaeмым peзyльтaтaм. Зapaбoтoк кoлхoзникa oт paбoты в oбщecтвeннoм хoзяйcтвe ocтaвaлcя нeдocтaтoчнo выcoким для тoгo, чтoбы вызвать y того заиш-epeco-вaннocть в pacшиpeнии пpoизвoдcтвa. За нecкoлькo лeт peфopм oн cyщecтвeннo нe yвeличилcя. Haпpимep, в кoлхoзaх Hoвocибиpcкoй oбл. в 1954 г. cyммa дeнeж-ных нaчиcлeний на oплaтy тpyдoднeй и дoпoлнитeль-ных выплат кoлхoзникaм cocтaвилa 410 млн pyб., в 1956 г. - 419 млн, в 1957 г. - 356 млн pyб.7 Плата за paбoтy в кoлхoзe была мeньшe зapплaты coвхoзнoгo paбoчeгo в 2-2,5 pasa. Из-за этого пpoизвoдитeльнocть тpyдa в coвхoзaх была вышe, чeм в кoлхoзнoм хoзяй-cтвe. В 1957 г. в coвхoзнoм ceктope Cибиpи на пpoиз-вoдcтвo 1 ц мoлoкa зaтpaчивaлocь 1,9 чeлoвeкoдня, в кoлхoзaх - 2,5 [5, c. 444, 448]. Cpeднeгoдoвoй yдoй мo-лoкa oт oднoй кopoвы тоставлял, cooтвeтcтвeннo, 1848 и 1441 кг8. В cвязи c этим в кoлхoзнyю cиcтeмy стали бoлee aктивнo имплaнтиpoвaтьcя элeмeнты coвхoзнoй фopмы opгaнизaции пpoизвoдcтвa (кpyпный paзмep хoзяйcтвa, цeнтpaлизoвaннoe yпpaвлeниe, гapaнтиpo-ванная дeнeжнaя oплaтa тpyдa). Бeзнaдeжнo oтcтaвaв-шиe кoлхoзы c 1957 г. в мaccoвoм пopядкe пpeoбpaзo-вывалтоь в coвхoзы.

В 1958 г. пpaвитeльcтвo пocчитaлo цeлecooбpaз-ным ocyщecтвить paнee paзpaбoтaнныe планы peфop-миpoвaния cиcтeмы цeн и зaгoтoвoк. С этoгo гoдa npo-дукция кoлхoзoв стала пocтaвлятьcя тольш в пopядкe гocзaкyпoк. Oбязaтeльныe гocпocтaвки и нaтypoплaтa MTC были oтмeнeны. Уcтaнoвлeнныe лeтoм 1958 г. товьш зaкyпoчныe цeны имeли зoнaльнyю и ceзoннyю диффepeнциaцию, мoгли пoвышaтьcя или тонижать-cя в зaвиcимocти oт кaчecтвa и copтa пpoдyкции, а так-жe ypoвня ypoжaйнocти. Oни были вышe cpeдних pe-aлизaциoнных цeн (табл. 3), oднaкo пo-пpeжнeмy нe oбecпeчивaли пoлнoгo вoзмeщeния за^ат. Bвeдeниe нoвых цeн cдeлaлo выгодным пpoизвoдcтвo зepнa и тeхничecких кулк^, тoгдa как живoтнoвoдcтвo ocra-вaлocь нepeнтaбeльным. В 1958 г. в PCФCP oтнoшe-ниe выpyчки oт peaлизaции пpoдyкции pacтeниeвoд-cтвa к ee ceбecтoимocти cocтaвлялo 196,0 %, живoт-нoвoдcтвa - 75,3 %, в Зaпaднoй Cибиpи - cooтвeт-cтвeннo, 221,7 и 75,3 % [7, c. 34-35]. Уpoвeнь pema-бeльнocти pacтeниeвoдcтвa мoг oкaзaтьcя вышe, ecли бы вcлeд за пoвышeниeм цeн на eгo пpoдyкцию то пocлeдoв^o их пoнижeниe. В cern^pe 1958 г. цeны на зepнo yмeньшилиcь в cpeднeм на 13%, на ceмeнa

6 ГAHO. Ф. П-4. Oп. 33. Д. 1630. Л. 21-24; Д. 2097. Л. 7 oô.; Д. 2213. Л. 7 oô.

7 Taм жe. Ф. P-1406. Oп. 1. Д. 1917. Л. 8.

8 ^ PФ. Ф. A-310. Oп. 1. Д. 3179. Л. 27.

9 TAHO. Сб. пocтaнoвлeний Coвeтa миниcтpoв CCCP. 1958 г. С. 109.

Таблица 3

Средние реализационные цены в 1954-1956 гг. и закупочные цены, установленные 1 августа 1958 г.

для колхозов Западной Сибири (руб./ц)*

Продукция

Средние реализационные Закупочные

1954 1955 1956

84 57 62 73

72 80 81 101-122**

310 300 322 610-710**

672 651 633 710-845**

Зерно Молоко Говядина Свинина

* Могилъницкая К.И. Роль цены в развитии экономики колхозов. Томск, 1965. С. 33. ** В зависимости от сроков продажи.

подсолнечника - на 15, на сахарную свеклу и картофель - на 10 %9.

Повышение уровня цен создало условия для роста производительности хозяйств. Однако из-за осуществленной в сжатые сроки передачи им техники МТС позитивный эффект от данной меры был сведен к минимуму. Колхозам пришлось направлять значительные средства на оплату стоимости и обслуживания полученных машин, цены на топливо и запчасти к которым возросли. В результате сложилось несоответствие между денежными затратами колхозов и количеством финансовых ресурсов, выделяемых государством для закупки их продукции. В связи с этим средства для расширения производства хозяйства черпали из фондов оплаты труда. Если в 1957 г. в колхозах Кемеровской обл. на трудодни распределялось 38,7 % всех доходов, то в 1958 г. - только 28,1 %10. Ситуацию усугубляла необходимость выполнения сверхплановых производственных и заготовительных заданий. Все это обусловило падение заинтересованности колхозников в работе на общественных полях и фермах, что в свою очередь стало одной из причин начавшегося в 1960 г. снижения показателей производства важнейших сельхозпродуктов. В 1960-1962 гг. средняя урожайность зерновых в хозяйствах Сибири была ниже уровня 1957-1959 гг. на 11,7 %, удои молока в Западной Сибири - ниже на 7 %. Сельское хозяйство было не в состоянии удовлетворить спрос на продовольствие. В Омской обл. в 1961 г. объемы централизованных продаж мяса к показателям 1960 г. составили 88 %, в 1962 г. - 107, молока - соответственно 97 и 100, животного масла - 96 и 76% [5, с. 214, 371; 8, с. 156, 325; 9, с. 198].

Выход из тупика правительство увидело в повышении заготовительных цен на животноводческую продукцию колхозов. Убытки, которые вследствие этого должно было понести государство, решили возместить за счет доходов потребителей - путем повышения розничных цен. В мае 1962 г. заготовительная цена на мясо увеличилась на 35%, на животное масло - на

10, на сливки - на 5%. Розничные цены на мясомолочные продукты возросли на 25-30 % [10]. Эта мера кардинально не улучшила ситуацию в колхозном животноводстве, зато возмутила основную массу горожан и спровоцировала кровавые события в Новочеркасске летом 1962 г. Банкротство экономической политики в сельском хозяйстве послужило толчком к разработке в 1963-1964 гг. комплексной программы интенсификации отрасли.

Таким образом, произошедшие в 1953-1964 гг. изменения в системе и уровне цен на колхозную продукцию не привели к ожидаемому росту сельхозпро-изводства по причине слабой заинтересованности колхозников в высокопроизводительном труде и непрочной экономической базы хозяйств. В то же время связанное с пересмотром принципов ценообразования увеличение уровня эквивалентности обмена между государством и колхозами, а также ликвидация механизмов внеэкономического принуждения к труду в целом позитивно отразились на доходах колхозников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Политика раскрестьянивания в Сибири. Новосибирск, 2003. Вып. 3.

2. Илъиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х - начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004.

3. Андреенков С.Н. Аграрные преобразования в Западной Сибири в 1953-1964гг. Новосибирск, 2007.

4. Народное хозяйство Алтайского края: Стат. сб. Барнаул,

1958.

5. Сельское хозяйство СССР: Стат. сб. М., 1960.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1957 гг. М., 1958. Т. 4.

7. Могилъницкая К.И. Роль цены в развитии экономики колхозов. Томск, 1965.

8. Сельское хозяйство СССР: Стат. сб. М., 1971.

9. Народное хозяйство Омской области: Стат. сб. Омск, 1969.

10. Правда. 1962. 1 июня.

10 ГАКО. Ф. П-75. Оп. 8. Д. 333. Л. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.