Научная статья на тему 'ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / АГРАРНЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко Надежда Викторовна, Максимов Владимир Юрьевич

Предмет. Система мер поддержки как сельского хозяйства, так и агропромышленного комплекса страны в целом со стороны государства, в частности финансовые меры, составляющие его ценовую политику в данной сфере регулирования. Цели. Исследование особенностей ценообразования в системе агропромышленного сектора народного хозяйства, выработка его основополагающих принципов для дальнейшего их использования при разработке государственной агропромышленной ценовой политики. Методология. В статье использован обзор литературных данных по вопросам форм и мер государственной поддержки отечественного сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса страны. Авторы опирались на работы, опубликованные в рецензируемых отечественных изданиях. Подбор источников производился в наукометрических базах данных с помощью поисковых запросов, содержащих синонимичные конструкции. Результаты. Результатами исследования являются научное обоснование и формулировка системы основополагающих принципов организации ценообразования в сфере сельского хозяйства и всего национального агропромышленного комплекса. Выводы. Выявление группы базовых принципиальных положений в сфере обоснования цен на продукцию аграрного производства обеспечит системность и научную обоснованность разработки государственных программ финансовой поддержки устойчивого развития сельского хозяйства как ядра отечественного агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирошниченко Надежда Викторовна, Максимов Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING IN THE SYSTEM OF STATE SUPPORT MEASURES FOR THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Introduction. A system of measures to support both agriculture and the agro-industrial complex of the country as a whole, on the part of the state, in particular, financial measures that make up its pricing policy in this area of regulation. The paper studies pricing features in the system of the agro-industrial sector of the national economy and proposes its fundamental principles for their further use in the development of the state agro-industrial pricing policy. Methodology. The article uses a literature review of the forms and measures of state support for domestic agriculture and the agro-industrial complex of the country as a whole. The authors relied on works published in peer-reviewed domestic publications, the selection of sources was carried out in scientometric databases using search queries containing synonymous constructions. Results. Scientific substantiation and formulation of the system of fundamental principles of pricing organization in the field of agriculture and the entire national agro-industrial complex. Conclusions. The identification of a group of basic principles in the field of justifying prices for agricultural products will ensure the systematic and scientific validity of the development of state programs of financial support for the sustainable development of agriculture as the core of the domestic agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 338.51

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Надежда Викторовна Мирошниченко Владимир Юрьевич Максимов

Ставропольский государственный аграрный университет пер. Зоотехнический, 12,355017, Ставрополь, Российская Федерация

Предмет. Система мер поддержки как сельского хозяйства, так и агропромышленного комплекса страны в целом со стороны государства, в частности финансовые меры, составляющие его ценовую политику в данной сфере регулирования. Цели. Исследование особенностей ценообразования в системе агропромышленного сектора народного хозяйства, выработка его основополагающих принципов для дальнейшего их использования при разработке государственной агропромышленной ценовой политики. Методология. В статье использован обзор литературных данных по вопросам форм и мер государственной поддержки отечественного сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса страны. Авторы опирались на работы, опубликованные в рецензируемых отечественных изданиях. Подбор источников производился в наукометрических базах данных с помощью поисковых запросов, содержащих синонимичные конструкции. Результаты. Результатами исследования являются научное обоснование и формулировка системы основополагающих принципов организации ценообразования в сфере сельского хозяйства и всего национального агропромышленного комплекса. Выводы. Выявление группы базовых принципиальных положений в сфере обоснования цен на продукцию аграрного производства обеспечит системность и научную обоснованность разработки государственных программ финансовой поддержки устойчивого развития сельского хозяйства как ядра отечественного агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс (АПК), сельскохозяйственные предприятия, сельхозтоваропроизводитель, аграрный бизнес, государственная поддержка, финансовая политика, ценообразование, ценовая политика

Введение

Агропромышленный комплекс - крупнейший хозяйственный комплекс, объединяющий в себя различные отрасли экономики и направленные на производство, транспортировку, переработку, хранение сельскохозяйственной продукции и доведение ее до конечного потребителя. Сельское хозяйство, являющееся ядром агропромышленного комплекса, занимает основополагающее место в улучшении материального благосостояния населения, поскольку именно продукция сельского хозяйства представляет собой первоочередные, жизненно важные продукты его питания. Особенность аграрного производства состоит в том, что оно ведется на территориях большого масштаба, которые имеют существенные отличия друг от друга по признакам рельефа места расположения, особенностей климата, почвы и т. д. Кроме того, сельскохозяйственные производственные процессы непосредственно и неразрывно связаны с естественными условиями жизни и развития растений и животных, поэтому они объективно носят сезонный характер. Таким образом, в отличие от других секторов экономики на аграрно-промышленный комплекс изначально большое влияние оказывают различные природные условия, которые непосредственно влияют на процесс и результат аграрного труда [3]. Что же касается уровня развития сельскохозяйственного производства, то он определяется иными приводящими факторами: степенью ис-

Поступила в редакцию: 22.04.2022

Принята к публикации после рецензирования: 15.06.2022

пользования техники и удобрений, а также количеством и качеством использованного рабочего труда. Исходя из этого можно сделать вывод, что как благополучие нашего населения, так и безопасность страны зависят от успешного развития аграрного сектора.

Особая значимость сельского хозяйства как первичного сектора любой национальной экономики, а также жизнедеятельности населения каждой страны предопределяет необходимость особого внимания к нему со стороны государственной власти. Как руководство, так и специализированные органы государственного управления всех стран мира обеспечивают разработку путей решения проблем поддержки агропромышленного комплекса и поиск направлений и средств повышения его эффективности. Большая часть финансовых средств из бюджетов всех уровней власти направляются на разработку программ, которые призваны способствовать развитию сельского хозяйства.

Основной массив исследований современных ученых-экономистов посвящен таким финансовым методам регулирования сельскохозяйственных отношений, как бюджетирование [3], налогообложение [4], субсидирование [1, 2, 6], кредитование [4, 8, 10] и др. В то же время вопросам научно обоснованного построения и функционирования механизмов ценообразования в сфере агропромышленного комплекса уделяется гораздо меньшее внимание, чем, по нашему мнению, заслуживает данная проблемная область. Поэтому задачей непосредственно нашего исследования явилась формулировка основных принципов ценообразования как одного из главных компонентов в системе финансовых мер государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Материалы и методы исследования

Теоретическую основу работы составили труды ученых-экономистов, в которых изучены закономерности развития системы государственной поддержки агропромышленного комплекса, ориентированной на обеспечение приобретшей в текущий период (в силу известных международных событий) особую актуальность экономической и продовольственной безопасности страны [2, 4, 8, 9]. Был осуществлен анализ опубликованных в течение последнего времени трудов современных отечественных ученых, актуально отражающих состояние исследуемой проблемной области. При этом авторы настоящей статьи основывались на парадигмальной позиции о необходимости системного подхода к исследованию феномена ценообразования как одной из составных мер государственной поддержки сельского хозяйства, являющегося, в свою очередь, частью национального агропромышленного комплекса. Поиск литературных источников осуществлялся в международных и отечественных базах данных (Scopus, eLibrary.Ru, КиберЛенинка). Для целей поиска были использованы синонимические конструкции: «государственная поддержка сельского хозяйства», «государственная поддержка агропромышленного комплекса», «государственная поддержка аграрного бизнеса», ««государственная поддержка предпринимательской деятельности».

Результаты

Основу национального агропромышленного комплекса составляет сельское хозяйство - одна из наиболее специфических отраслей экономики, обладающая следующими основными особенностями:

1) сельское хозяйство является достаточно нестабильной сферой деятельности, так как оно зависит от множества природных и климатических условий;

2) оно характеризуется неравномерностью производства и потребления продукции в разные времена года, что говорит о сезонности данной отрасли;

3) производство сельскохозяйственной продукции не всегда является эффективным, поскольку одним из основных факторов размещения сельскохозяйственного производства являются качественные свойства земли, в данном случае - ее плодородие;

4) по сравнению с другими отраслями экономики сельское хозяйство неконкурентоспособно в условиях свободного рынка. Основным сдерживающим фактором являются отличия исходной экономической позиции производителя аграрной продукции от позиции всех остальных участников рынка;

5) сельскохозяйственный сектор характеризуется низкой эластичностью продовольственного рынка в силу существенных особенностей ценообразования: поскольку данный народнохозяйственный сектор имеет выраженные климатические и технологические особенности, а также высокую потребность в капитале и относительно низкую рентабельность, то для того чтобы адаптироваться к изменчивости цен, ему необходим значительный период времени;

6) сельское хозяйство формирует высокий спрос на строительные и смазочные материалы, продукцию химической промышленности, технику и т. д. В связи с этим агропромышленный комплекс несет большую долю затрат на покупку ресурсов, связанных с деятельностью сельскохозяйственных предприятий [6].

Из вышесказанного следует, что в условиях регулируемого народнохозяйственного рынка именно государство как основной ресурсный и координирующий актор должно осуществлять всестороннюю поддержку сельского хозяйства и всего АПК в целом, формировать основные направления регулирования его функционирования и развития [9].

Во многих работах экономистов особое внимание уделяется, в первую очередь, принципам системы государственной поддержки АПК. В качестве главного, по мнению ученых, следует рассматривать приоритет при осуществлении данной деятельности государственных и общественных интересов. Также в научной литературе упоминаются принципы продовольственной безопасности, устойчивости, целевого характера, гарантированности, научной обоснованности и другие принципы государственной поддержки агропромышленного комплекса [2].

Формы государственной поддержки аграрного бизнеса

Специалисты выделяют три основные формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий (сельхозтоваропроизводителей, субъектов аграрного бизнеса) (рис. 1).

1. Прямая форма. Суть данной формы заключается в предоставлении предприятиям АПК субсидий на различные ресурсы, которые потребуются для производства сельскохозяйственной продукции. Например, расходы капитального характера, страхование урожая сельскохозяйственных культур и др.

2. Косвенная форма. Данная форма может выражаться, в частности, в осуществлении закупок ресурсов, которые необходимы для удовлетворения государственных нужд, может включать регулирование рынка сельхозпродукции путем проведения интервенций, реализацию защиты экономических интересов, поддержку субъектов отечественного агробизнеса и т. д.

3. Опосредованная форма. Такая форма поддержки характеризуется мероприятиями по обеспечению благоприятных организационных, экономических и иных условий деятельности производителей сельскохозяйственной продукции. По сравнению с остальными формами опосредованная форма государственной поддержки является менее разработанной.

Формы государственной поддержки сельскохозяйственного

производства

Прямая

Косвенная

Опосредованная

Прямые бюджетные выплаты

- по процентной ставке:

- по кредитам:

- затраты на производство:

- страховые взносы:

- затраты капитального характера и др.

Бюджетные методы стимул ирую щег о характера

- льготное налогообложение;

- закупочные и товарные интервенции;

- защита экономических интересов предприятий, занимающихся ЮД и др.

Организационно-экономические мероприятия

- реструктуризация задолженности:

- организация отраслевых союзов;

- содействие развитию регионального сельхозмашиностроения и др.

■ г

Субъекты различных организационно-правовых форм

Рисунок 1 - Формы государственной поддержки предприятий

сельского хозяйства

Система мер государственного регулирования агропромышленного комплекса

В настоящее время государственная поддержка агропромышленного комплекса сочетает в себе множество различных форм и инструментов. Группируя их, выделяют прямые и косвенные меры государственного регулирования.

К примеру, меры прямого государственного регулирования включают в себя поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а именно: прямые государственные компенсационные выплаты, выплаты за сокращение посевных площадей, принудительный убой скота, выплаты за связанный с реорганизацией производства ущерб и др. [10].

К косвенным мерам регулирования сельского хозяйства со стороны государства можно отнести льготный режим налогообложения, мониторинг цен на средства производства, выплаты по страхованию имущества, государственные закупки, льготное кредитование, импортные тарифы, пошлины и др. Данные меры должны учитывать ряд особенностей сельскохозяйственного производства, такие как: труднодоступность кредитов, низкий доход хозяйствующих субъектов, что не позволяет обеспечить первоначальный капитал для создания сельскохозяйственных кооперативов и т. д.

Кроме сказанного, существенной особенностью государственной поддержки агропромышленного комплекса является противоречивость внутри механизма регулирования сельскохозяйственного производства, которая возникает из-за расходящихся интересов многих его субъектов. Изменения направлений и объемов государственной поддержки наблюдаются в зависимости от того, какие группы интересов преобладают в структурах сельскохозяйственного производства (например, фермерские, личные подсобные или иные хозяйства сельхозтоваропроизводителей).

Наиболее развитой в отечественной системе поддержки агропромышленного комплекса в настоящее время является подсистема государственной координации рыночного механизма. Эта ситуация объясняется тем, что система рыночных отношений в системе АПК в целом имеет сравнительно невысокий уровень развития. Данная подсистема рыночного механизма состоит из ряда самостоятельных элементов, которые развиты не пропорционально. Эта подсистема находится под контролем федеральных органов власти, которые решают вопросы льготного налогообложения, разработки мер страховой поддержки предприятий, поддержки животноводства, элитного семеноводства и др.

Традиционно ключевой задачей аграрной политики государства становится эффективность использования для поддержки АПК его бюджетных средств. Чаще всего, возникает необходимость напрямую поддерживать доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом источниками государственных средств могут являться земельный налог, арендная плата на пользование земли, а также таможенные пошлины, направленные на экспорт и импорт сельхозпродукции [7]. Рациональное использование бюджетных средств позволяет закрепить положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса страны [1].

Кроме названных, можно упомянуть и несколько иных инструментов государственной поддержки сельскохозяйственного производства. В частности, следует отметить применение в процессе реализации аграрной политики государства механизма квотирования. Квота - инструмент ограничения, который заключается в закупке заранее объявленного объема продукции по гарантированной государственными органами цене.

Одним из инструментов государственной поддержки АПК является механизм кредита, который является важнейшим атрибутом функционирования рынка. В настоящее время также предусмотрены меры по осуществлению лизинговых операций, которые производятся на основе тендерной процедуры.

Ученые-экономисты отмечают достаточную эффективность на сегодняшний день механизма осуществления государственных интервенций [4]. В то же время указывается и на его не полную проработку: существуют недостатки в сфере информирования участников, хранения продукции, длительность привлечения кредитов банка и др. [5].

Одним из способов гарантировать выполнение должником своих обязательств перед кредитором является залог, при этом в области сельхозтоваропроизводства предметом залога могут быть как имеющиеся ресурсы, так и будущий урожай. Участие государства в залоге осуществляется путем выделения бюджетных средств и кредитования сельскохозяйственных предприятий.

Особенности ценового механизма в сфере АПК

Одним из важнейших на сегодняшний день направлений государственной поддержки АПК является ценовая политика. Данный вид государственной политики является одним из сложнейших экономических регуляторов, в процессе использования которого пересекаются различные интересы - государства и населения, производителей и потребителей и т. д.

Комплексный подход к созданию ценового механизма в агропромышленном комплексе обусловлен, в частности, тем, что большая часть товаров личного потребления изготавливается из сельскохозяйственной продукции, что активно влияет на денежный оборот, потребительский рынок в стране, а также играет основную роль в аккумулировании себестоимости и цены рабочей силы.

Главным фактором ценообразования в аграрном секторе народного хозяйства являются общепринятые затраты на рабочую силу, которые в свою очередь зависят от природных условий, степени технического оснащения и организации производства и труда, использования достижений научно-технического прогресса, уровня квалификации работников, расположения сельскохозяйственного производства и т. д. [8].

Агропромышленный комплекс представляет собой сложную многоотраслевую структуру с экономическими, производственными и социальными связями, что необходимо учитывать при формировании главных принципов ценового механизма. В связи с этим ценовой механизм агропромышленного комплекса следует рассматривать как важную составляющую всей государственной политики регулирования и поддержки национальной экономики.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд основополагающих, базовых принципов ценовой политики как ключевого направления при формировании системы мер государственной поддержки агропромышленного комплекса:

1. Основным принципом в процессе ценообразования выступает проявление в цене произведенного продукта свойства его полезности (потребительской ценности).

2. При нормальных условиях производства уровень цен на сельхозпродукцию должен покрывать затраты сельскохозяйственных предприятий, а также обеспечивать им часть прибыли для дальнейшего продолжительного восстановления.

3. Должно быть обеспечено обоснованное соотношение между закупочными ценами на различные виды продукции сельхозтоваропроизводителей. В соответствии с потребностями национальной экономики в том или ином продукте, правильное соотношение цен будет способствовать развитию производства в определенных областях экономики.

4. Установление комфортных цен на качественную продукцию. Данное требование связано с тем, что выпуск качественной продукции требует дополнительных затрат на рабочую силу, в связи с чем оказываются тесно взаимосвязанными изменения потребительской ценности и стоимости данных товаров.

5. В условиях рыночной экономики закупочные цены должны устанавливаться с учетом закона соотношения спроса и предложения. В то же время в результате изменения спроса и предложения, колебания закупочных цен возможны исключительно при условии недопущения монополизма и обеспечения равных прав как государственных сельскохозяйственных предприятий, так и других субъектов хозяйствования в сфере агропромышленного производства.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список источников

1. Алпатов А. В., Осипов А. Н., Ставцев А. Н. Современное состояние и направления оптимизации государственной поддержки экспорта продукции АПК в России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021. № 4 (73). С. 122-131.

2. Артемова Е. И., Плотникова Е. В. Государственное регулирование и поддержка развития АПК - условие продовольственного суверенитета страны // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 35 (3). С. 38-43.

3. Горлов С. М., Горшенин А. Ю. Методика оценки результатов применения институтов государственной поддержки сельского хозяйства и принципы ее реализации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 4 (85). С. 43-50.

4. Задворнева Е. П., Семкин А. Г. Меры государственной поддержки как инструмент эффективной формы управления развитием сельского хозяйства приграничных стратегических территорий // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 8. С. 8-17.

5. Канчукоев В. О. Ситуационный анализ и оценка эффективности эккаунтинг-ме-неджмента в практике государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве и АПК Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19. № 2 (485). С. 300-322.

6. Мистюкова И. П., Мазур О. А. Экономический анализ государственной поддержки предпринимательской деятельности в Ставропольском крае (на примере сельского хозяйства) // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2021. № 1 (57). С. 61-66.

7. Митрофанова И. В., Шкарупа Е. А., Батова В. Н. Экспорт продукции российского АПК: тенденции и направления государственной поддержки в современных условиях // Региональная экономика. Юг России. 2021. Т. 9. № 2. С. 131-140.

8. Нечаев В. И. Некоторые направления и механизмы государственной поддержки научно-технологического развития подотраслей АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 1. С. 2-10.

9. Телегина Ж. А. Реструктуризация государственной поддержки производственных процессов в сельском хозяйстве на цифровой платформе // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 3. С. 14-20.

10.Черданцев В. П. Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор развития отрасли // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2021. № 1. С. 83-88.

11. Фролов, А.В. Анализ эффективности функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края / А.В. Фролов, А.А. Фролова // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 4. - С. 72-79.

12.Громов Е.И. Комплексная оценка уровня социоэколого-экономического развития региона // Вестник АПК Ставрополья. - 2011. - № 2 (2). - С. 54а-58.

References

1. Alpatov A. V., Osipov A. N., Stavtsev A. N. The current state and directions of optimization of state support for the export of agricultural products in Russia // Economics, labor, management in agriculture. 2021. № 4 (73). P. 122-131.

2. Artemova E. I., Plotnikova E. V. State regulation and support for the development of agriculture - a condition of the country's food sovereignty // Natural sciences and humanities research. 2021. № 35 (3). P. 38-43.

3. Gorlov S. M., Gorshenin A. Yu. Methodology for evaluating the results of the use of state support institutions for agriculture and the principles of its implementation // Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2021. № 4 (85). P. 43-50.

4. Zadvorneva E. P., Semkin A. G. Measures of state support as an instrument of an effective form of management of agricultural development of border strategic territories // The economics of agriculture in Russia. 2021. № 8. P. 8-17.

5. Kanchukoev V. O. Situational analysis and evaluation of the effectiveness of accounting management in the practice of state support of small and medium-sized businesses in agriculture and agriculture of the Russian Federation // Regional economy: theory and practice. 2021. Vol. 19. № 2 (485). P. 300-322.

6. Mistyukova I. P., Mazur O. A. Economic analysis of state support for entrepreneurship in the Stavropol Territory (on the example of agriculture) // Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus (Theory of economics and management of the national economy). Economic sciences. 2021. № 1 (57). P. 61-66.

7. Mitrofanova I. V., Shkarupa E. A., Batova V. N. Export of Russian agro-industrial complex products: trends and directions of state support in modern conditions // Regional Economy. South of Russia. 2021. Vol. 9. № 2. P. 131-140.

8. Nechaev V. I. Some directions and mechanisms of state support for scientific and technological development of agricultural sub-sectors // Economics of agriculture of Russia. 2021. № 1. P. 2-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Telegina Zh. A. Restructuring of state support for production processes in agriculture on a digital platform // Economics of Agriculture of Russia. 2021. № 3. P. 14-20.

10.Cherdantsev V. P. State support of agriculture as a factor in the development of the industry // Electronic online publication «International Legal Courier». 2021. № 1. P. 83-88.

11.Frolov, A.V. Analysis of the efficiency of functioning of agricultural producers of the Stavropol Territory / A.V. Frolov, A.A. Frolova // The economics of agriculture in Russia. - 2015. - No. 4. - pp. 72-79.

12.Gromov E.I. Comprehensive assessment of the level of socio-ecological and economic development of the region // Bulletin of the Agroindustrial complex of Stavropol. -2011. - № 2 (2). - Pp. 54a-58.

PRICING IN THE SYSTEM OF STATE SUPPORT MEASURES FOR THE

AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Nadezhda V. Miroshnichenko Vladimir Y. Maksimov

Stavropol State Agrarian University, trans. Zootechnical, 12, 355017, Stavropol, Russian Federation

Introduction. A system of measures to support both agriculture and the agro-industrial complex of the country as a whole, on the part of the state, in particular, financial measures that make up its pricing policy in this area of regulation. The paper studies pricing features in the system of the agro-industrial sector of the national economy and proposes its fundamental principles for their further use in the development of the state agro-industrial pricing policy. Methodology. The article uses a literature review of the forms and measures of state support for domestic agriculture and the agro-industrial complex of the country as a whole. The authors relied on works published in peer-reviewed domestic publications, the selection of sources was carried out in scientometric databases using search queries containing synonymous constructions. Results. Scientific substantiation and formulation of the system of fundamental principles of pricing organization in the field of agriculture and the entire national agro-industrial complex. Conclusions. The identification of a group of basic principles in the field of justifying prices for agricultural products will ensure the systematic and scientific validity of the development of state programs of financial support for the sustainable development of agriculture as the core of the domestic agro-industrial complex.

Keywords: agriculture, agro-industrial complex (AIC), agricultural enterprises, agricultural producer, agricultural business, state support, financial policy, pricing, pricing policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.