Научная статья на тему 'Ценообразование как фактор конкурентоспособности предприятия в строительной отрасли'

Ценообразование как фактор конкурентоспособности предприятия в строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА СМЕТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / СМЕТНОЕ НОРМИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукова Е. А.

В условиях жесткой конкуренции на современном этапе развития экономики особое внимание уделяется проблеме ценообразования в строительной отрасли. В статье исследованы такие вопросы как особенности формирования механизма ценообразования в строительстве, элементы ценообразования, а также его принципы и задачи. В ходе данного исследования обозначен авторский подход к системе ценообразования как фактора конкурентоспособности предприятия в строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценообразование как фактор конкурентоспособности предприятия в строительной отрасли»

DOI: 10.12737/article_5926a05a2f15b9.65090402

Гукова Е.А., магистрант

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

[email protected]

В условиях жесткой конкуренции на современном этапе развития экономики особое внимание уделяется проблеме ценообразования в строительной отрасли. В статье исследованы такие вопросы как особенности формирования механизма ценообразования в строительстве, элементы ценообразования, а также его принципы и задачи. В ходе данного исследования обозначен авторский подход к системе ценообразования как фактора конкурентоспособности предприятия в строительной отрасли.

Ключевые слова: ценообразование, конкурентоспособность, система сметного ценообразования, сметное нормирование, строительная отрасль.

Введение. В условиях конкурентной борьбы особое значение приобретает создания механизма ценообразования и выявление условий, оказывающих значительной воздействие на установление цены продукции. Одним из главных способов повышения способности к конкуренции предприятия является оптимальный механизм установления цены и определение факторов, имеющих влияния на определение цены на единицу продукции. Уровень цены реализации прямым образом решает ценовую способность к конкуренции товара [1, с. 6]. Ценообразование в условиях конкурентной борьбы, и в частности в строительной отрасли, должно быть ориентировано на решение триединой задачи: окупать себестоимость товара и приносить достаточную прибыль, цена должна быть понятна покупателю и она должны обладать конкурентоспособностью. Очень важно определиться какое направление будет выбрано в рамках ценообразования: затратное, покупательское или конкурентное. В зависимости от того, насколько правильно компания устанавливает цены на свои товары или услуги, зависит ее финансовая устойчивость и конкурентоспособность на рынке [2, с. 742]. Конкурентные преимущества позволяют уточнить те характеристики, с помощью которых строительные организации добиваются превосходства над конкурентами [3, с. 63].

Методология. Вопросы конкурентной борьбы рассматривались в трудах известных западных экономистов, таких как А. Смит, Д. Рикардо, М. Портер, А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд и др. Но в тоже время отдельные проблемы, связанные, например, с ценообразованием в строительной отрасли исследованы не в полном объеме. В последние годы появился ряд публикаций по этой проблеме, среды которых выделяются труды Л.М., Михалина, X. М. Гумбы, А. А. Коростелева, В. Н. Стаханова и др.

Основная часть. Вступление России в ВТО, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского союза, предопределяют новые условия для развития строительных организаций, особенно в условиях жесткой конкурентной борьбы за потребителя и ресурсы [4]. Вопросы, связанные с конкурентоспособностью организаций находят отражение в Распоряжении Правительства РФ от 01.08.2014 г. № 1447-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»». Данный план реализации государственной программы Российской Федерации разработан на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов и направлен на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынке [5]. Каждый выбираемый критерий конкурентоспособности должен отражать определенную информацию об удовлетворяемых потребностях. Поэтому выбираемые критерии должны быть адекватны спектру потребностей в услугах [6, с. 23], что влечет за собой особое отношение к ценообразованию. В строительной отрасли одним из таких критериев является соотношение «цена-качество» предоставляемой услуги. Механизм ценообразования в строительстве имеет свои определенные особенности, поскольку строительные объекты в подавляющем большинстве случаев различаются по габаритам, общей площади, этажности, используемым материалам конструктивных элементов. Даже возведение объектов по типовым проектам не может иметь одинаковую стоимость из-за расположения строительных площадок и местных

условий, то есть каждый объект имеет свою конкретную цену. Зависимость цены на продукцию этой сферы от множества факторов затрудняет ее определение. Отличительными особенностями ценообразования в строительстве являются:

• разные функциональные назначения сооружений, зданий; их архитектурные и строительные решения; номенклатура материалов, оборудования;

• организация - все эти составляющие диктуют условия необходимости разработки нового проекта на каждый заказ; разные климатические, геологические условия площадок под строительство объектов по типовым проектам характеризуются разными объемами работ; неподвижность продукции или ее территориальная закрепленность;

• этой особенностью обусловлено передвижение работников и строительных машин к объекту; большие временные затраты.

Стоимость строительства, в основном рассчитывается индивидуально согласно сметной документации [7, с.68], где прописаны объемы работ, расценки на отдельные виды работ, технологии и методы строительства. Для оценки стоимости также имеется специальная система ценообразования, которая включена отдельной частью в состав общегосударственных нормати-

вов Строительных норм и правил (СНиП), часть ГУ-2001 «Сметные нормы и правила». В соответствии с расчетами, утвержденными сметной документацией и учитывая принципы формирования цен в строительстве производится определение балансовой стоимости объекта, а также рассчитываются его технико-экономические показатели и принимается решение о целесообразности строительства. Получение конечного продукта строительства не обходится без затрат, которые возникают при осуществлении разных видов работ. Их принято классифицировать следующим образом:

• строительные работы;

• монтажные;

• мебель, инвентарь и оборудование;

• прочие затраты.

На ценообразование в строительстве оказывают влияние конъюнктура целевого рынка, ценовая политика фирмы, а также издержки на изготовление и сбыт продукции. В общей теории управления, и. в частности, в строительной отрасли [8-. 13], система ценообразования предполагает выделение подсистемы сметно-нормативной (справочно-информационной) базы, которая включает в себя такие элементы как сметные нормативы и сметные нормы (рис. 1).

Конъюнктура целевого рынка

Ценовая политика фирмы.

Издержки на изготовление и сбыт продукции

Ценообразование в строительстве

Нормативная база

Сметные нормативы

Государственные

Территориальные

Сметные нормы

Отраслевые

Материалы (кол-во)

Затраты труда

Фирменные

Индивидуальные

Время работы строительных машин

Рис. 1. Ценообразование в строительстве

Одна из специфических особенностей ценообразования в строительстве заключается в том, что нормативы устанавливаются по видам работ на отдельные элементы цены. Цена реализации строительной продукции (Ц) определяется по общей формуле:

Ц = З Пр Нк (1)

где З - затраты; Пр - прибыль; Нк - косвенные налоги.

В итоге цена определяет величину совокупных издержек производства продукции и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара. Таким образом, цена рассчитывается:

Ц = С + П + Н, где С - себестоимость (издержки производства) продукции;

П - прибыль производителя (предприятия);

Н - налоги, сборы, платежи, отчисления [14, с. 4].

Основные положения по ценообразованию и сметному планированию в строительстве регламентированы «Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции» (МДС). Система ценообразования в строительстве предполагает решение таких задач, как определение свободных (договорных) цен на строительную продукцию, использования всей совокупности сметных нормативов, расчета затрат на строительство на различных этапах строительного цикла. Ценообразование в строительной отрасли должно происходить при соблюдении принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию, а также с учетом широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой проводится расчет затрат [15,с. 37].

Выводы. Строительство - ведущая отрасль народного хозяйства, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала. От эффективности функционирования строительного комплекса, во многом, зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность отечественной экономики. В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли строительной организации, ее конкурентоспособность. Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распростра-

нения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассорти-

мент. Ценообразование в строительной отрасли является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Липсиц И.В. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. М.: Юрайт, 2011. 528 с.

2. Зайкина К. А., Насретдинова Э. С. Стратегия ценообразования как инструмент конкурентной борьбы // Молодой ученый. 2016. №11. С. 742-744.

3. Барбарская М. Н. Управление конкурентоспособностью строительной организа-ции//Основы экономики, управления и права 2012. № 1 (1). С. 63-66.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.) № 328 Система ГАРАНТ: Электронный ресурс: http: // base.garant.ru

/70643464/#block_45#ixzz3VQuRmJAk

5. Гелета И.В., Захарченко И.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http: // human. snauka.ru /2015/07/12126 (дата обращения: 01.04.2017).

6. Лифиц, И. М.Конкурентоспособность товаров и услуг. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование. 2009. 460 с.

7. Екимова К.В., Мартынюк Ж.С. Российская система ценообразования в строительстве: текущие проблемы обоснования цены строительства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 21 (238). С. 68-72.

8. Гридчин А.М., Лесовик В.С. От бюджетного выживания к инновационному разви-тию//Промышленное и гражданское строительство. 2007. № 8. С. 10-12.

9. Глаголев С.Н Бухонова С.М. Анализ формализованных подходов оценки гибкости промышленного предприятия // Современные проблемы строительного материаловедения Материалы седьмых академических чтений. 2001.С. 60-68.

10.Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Сомина И.В. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности экономических систем //

Белгородский экономический вестник. 2014. № 2 (74). С. 3-7.

11.Гукова Е.А. Особенности Российской специфики организации процесса бизнес-планирования на предприятии//Экономические и социальные факторы развития народного хозяйства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск. 2016.С.60-64.

12.Ambrose Brent W., Jeffery L., Cindy M. Ambrose Overview of the Commercial Real Estate Industry [Электронный ресурс]. Система. требо-

вания: // Режим доступа: http://pdf-world.net/pdf/282711/Commercial_Real_Estate-pdf.php (дата обращения 01.04.2017).

13.Miles M. Real estate development: principles and process. 3 ed. / M. Miles, G. Berens, M. Weiss // Urban Land Institute. 2005. 576 p.

14. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2005. 332 с.

15. Михалина Л.М. Ценообразование в строительстве: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 2008. 75 с.

Gukova E.A.

METHODOLOGICAL BASIS OF DETERMINING THE ESTIMATE VALUE IN THE BUILDING INDUSTRY

In the fierce competition at the present stage of economic development special attention is paid to the problem of pricing in the construction industry. The article examines such issues as the peculiarities of the mechanism of pricing in construction, pricing items, as well as its principles and objectives. In the course of this study indicated the author's approach to the pricing system as a factor of competitiveness of enterprises in the construction industry

Key words: pricing, competitiveness, the system of the estimated pricing, the estimated valuation, the construction industry.

Гукова Елена Арсеновна, магистрант, кафедра менеджмента и маркетинга. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Адрес: Россия, 308000, Белгород, ул. Победы, д. 85. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.