Раздел 5. Экономика строительства
УДК 69.003
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЁТА СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ ТРУДА В СМЕТНЫХ
НОРМАХ
Акимова Э.Ш., Кулиш Е.А.
Академия строительства и архитектуры (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского, 295943, г. Симферополь, ул. Киевская, 181, е-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. В настоящее время в строительной отрасли происходит процесс совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования. В работе была собрана информация о реформе ценообразования в строительстве, проанализированы вышедшие новые документы по ценообразованию, а также проанализированы изменения в составе ресурсной части средств малой механизации труда.
Ключевые слова: реформа ценообразования, система сметного нормирования и ценообразования в строительстве, средства малой механизации труда.
ВВЕДЕНИЕ
Реформа ценообразования в строительстве в Российской Федерации, которая 2016-2017 гг. казалась довольно отдалённой, постепенно набирает полные обороты и становится всё более реальной для специалистов строительной отрасли [1]. Стартом реформы стало внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, принятое Государственной Думой под приказом 369-ФЭ от 03.07.2016 [2]. Изучив данный закон понятно, что документ предусматривает и узаконивает расчёт стоимости строительства по ресурсному методу. Так, с принятием закона в Градостроительный кодекс вводятся новые понятия сметных норм, сметных нормативов, сметной стоимости, сметных цен строительных ресурсов. Таким образом, заметен плавный переход от «расценок» к «нормам», от федеральных и территориальных единичных расценок (ФЕР/ТЕР) к государственным элементным сметным нормам (ГЭСН), которые, в свою очередь, и являются базой ресурсного метода определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
Государственные элементные сметные нормы служат для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения отдельных видов строительно-монтажных и прочих работ [3]. Актуальной редакцией государственных элементных сметных норм, для задействования ресурсного метода согласно реформе, является база 2017 года, введённая приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. №1038/пр, который признаёт не подлежащими к применению все прошлые редакции ГЭСН [4].
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ
Стартовала реформа ценообразования в строительстве РФ с «Концепции 400 дней», которая была направлена на решение острых проблем ценообразования и сметного нормирования в строительстве, поскольку неоднократно поднимались вопросы о необходимости оптимизации издержек государства на инвестиционные цели, в т.ч. направленные на снижение стоимости строительства [5]. В основу данной концепции заложен постепенный отказ от базисно-индексного метода составления сметной документации и осуществление перехода к ресурсному методу составления сметной документации, что позволит повысить точность производимых расчётов.
По мнению авторов реформы, сметно-нормативная база (СНБ-2001) на сегодняшний день не удовлетворяет требованиям современных экономических условий, несмотря на то, что было произведено её редактирование в 2009 и 2014 гг. По мнению экспертного сообщества, СНБ-2001 уже давно устарела, так как в её основу положены нормы и нормативы советского времени, отсутствуют сметные нормы на прогрессивные технологии с применением инновационных материалов и современных механизмов. Также отмечается существенная разница в стоимости строительных материалов и услуг в различных регионах страны, а также отсутствует централизованная база данных о стоимости материальных ресурсов. Таким образом, сегодня процесс ценообразование в строительстве абсолютно непрозрачный, так как стоимость одних и тех же работ может быть разной даже в одном регионе [6].
Это далеко не все причины, которые делают невозможным проконтролировать обоснованность и оценить эффективность вложения бюджетных средств, направленных на строительство. Сфера технического регулирования и сметно-нормативная база в строительном секторе РФ сегодня не способствуют формированию достоверной и актуальной цены строительства [7, 8].
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Несмотря на ожидаемые быстрые и положительные результаты, начатая реформа ценообразования не произвела ожидаемого эффекта. Проводимая в настоящее время работа имеет характер только лишь изменения существующей системы сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли, предусматривая работу в трёх областях:
• нормативно-правового регулирования - приведение понятийного аппарата в соответствие с действующим законодательством;
• технического обеспечения - разработка и утверждение пакета основных методических документов в сфере сметного нормирования;
• информационного обеспечения - создание и внедрение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве [9].
Целью работы является анализ изменений в законодательстве по регулированию вопросов ценообразования и сметного нормирования в строительстве относительно методик определения в ресурсной части средств малой механизации труда.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Эффективность реализации инвестиционно-строительного проекта в существенной степени зависит от качества разработки проектно-сметной документации. Сметная документация является значимой частью проектной документации на возведение здания или сооружения и входит в проект отдельным разделом. Кроме того, на основании сметной документации устанавливается договорная цена строительства, и происходят расчеты между подрядчиком и заказчиком.
Сметно-нормативная база 2001 (СНБ-2001) года была разработана в новых экономических условиях деятельности инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации, но при разработке СНБ-2001 были использованы принципы и сметные нормы 1984 и 1991 гг., что, конечно же, отразилось на качестве норм и расценок, входящих в СНБ-2001.
Сметно-нормативная база 2001 года имеет ряд достоинств:
- максимальный учет в расценках местных условий производства строительно-монтажных работ и других территориальных особенностей, влияющих на стоимость строительства, поскольку сборники ТЕР разработаны в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (а не на федеральном уровне);
- предоставление возможности конкретным предприятиям разрабатывать индивидуальные сметные нормы в случаях, когда необходимые для определения сметной стоимости производимых ими работ нормы отсутствуют в сборниках ГЭСН. Ряд индивидуальных сметных норм утверждается на федеральном уровне, утвержденные индивидуальные сметные нормы вносятся в федеральный реестр сметных нормативов, что позволяет предприятиям при необходимости использовать их при разработке сметной документации. Это также позволяет пополнять сметно-нормативную базу 2001 г. и учитывать индивидуальные условия строительства.
К недостаткам СНБ-2001 можно отнести:
- недостаточно достоверное определение норм затрат труда и размера оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (использованы преимущественно статистические данные) при формировании сметных норм;
- снижение доли заработной платы в структуре сметной стоимости;
- снижение нормы сметной прибыли по некоторым видам строительно-монтажных работ, при использовании сметно-нормативной базы 2001 г. сметная стоимость возросла незначительно, что по-прежнему не позволяет покрывать реальные расходы предприятий;
- стоимостные показатели сметно-нормативной базы 2001 г. приняты по состоянию на 1 января 2000 г., поэтому в настоящее время необходимо использовать индексы инфляции к расценкам, заложенным в базу;
- допущено много недочетов при составлении ГЭСН (например, в ряде расценок учтены не все, используемые при работах, материалы; в сборниках ГЭСН заложена норма ненормируемых материалов, равная 5% от стоимости основных материалов, в то время как более точные расчеты показали, что их размер не превышает 2%);
- снизилась доля заработной платы в структуре сметной стоимости (не покрываются реальные расходы на оплату труда). В сметно-нормативной базе 1984 года доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляла 25-28%, а в сметно-нормативной базе 2001 года она снизилась до 8-10% (по значительному числу работ) [10].
С 2008 года в Российской Федерации было начато реформирование системы ценообразования в строительстве, вследствие чего были пересмотрены сметные нормативы на федеральном и территориальных уровнях, была разработана новая редакция сметно-нормативной базы, действующей в строительстве, -редакция 2009 года.
Приказом Минстроя России от 30 января 2014 года № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» (в редакции приказа от 07 февраля 2014 г. № 39/пр) [11] с 1 апреля 2014 года введена в действие и внесена в федеральный реестр сметных нормативов новая редакция государственных сметных нормативов, включающая: государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), федеральные единичные расценки (ФЕР-2001), сборники сметных цен на материалы (ФССЦ-2001), сборники цен на эксплуатацию
строительных машин, сборник тарифов на перевозку грузов. Одновременно с вводом новой редакции базы в действие (внесение ее в федеральный реестр сметных нормативов) исключены из реестра ранее утвержденные Минрегионом России и Госстроем сметно-нормативная база и дополнения к ней, выпущенные в период с 2008 по 2012 годы.
По заявлениям разработчиков отличием новой редакции 2014 года государственных сметных нормативов от ранее действовавшей ФСНБ-2001 (редакции 2009) года является включение в нее большого количества изменений и дополнений к нормам и расценкам практически во всех сборниках. Однако, существенных изменений сметно-нормативная база, утвержденная в 2014 году, не претерпела.
Наиболее важными изменениями реформы ценообразования в строительстве 2016-2017 гг. стало появление большого количества «открытых» норм и расценок, а также исключение из состава ресурсной части средств малой механизации труда. Первое изменение вполне обосновано, так как некоторые нормы и расценки, ставшие «открытыми», отныне не учитывают в прямых затратах стоимость основных материальных ресурсов, определяющих данный вид работ. Это позволяет сразу учитывать в сметной документации те строительные материалы с их марками, которые оговорены проектными данными, а не учитывает сметную стоимость материалов наиболее широко применяемых марок, без привязки к проекту.
Однако второе изменение является более спорным. Ранее в сметных нормах предусматривались время эксплуатации средств малой механизации труда, а в сметных расценках была указана стоимость эксплуатации, которая учитывала амортизацию первичной стоимости и прочие расходы по поддержанию средства производства в работоспособном состоянии. Логично, что приобретение средств малой механизации труда учитывалось, однако не вся стоимость сразу, а частями, которые соответствуют нормам амортизации.
Но на данный момент по всей актуализированной сметно-нормативной базе из расценок и норм исключены средства малой механизации труда, как их стоимость, так и время эксплуатации. К таким средствам относят машины, механизмы, приспособления и механизированный инструмент, используемые рабочими для выполнения поставленных задач.
Произведём сравнительный анализ федеральной сметной нормативной базы на основе ресурсных частей государственных элементных сметных норм в редакции Приказа №1038/пр (ред. 2017 г.) и в редакции Приказа №703/пр (ред. 2014 г.), утверждённые Минстроем России, на примере некоторых сметных расценок (табл. 1).
Таблица 1.
Сравнение ресурсных частей различных редакции государственных элементных сметных норм (ГЭСН)
Состав ресурсной части нормы
редакция 2014 года редакция 2017 года
11-01-047-02 «Устройство покрытий из плит керамогранитных»
1. Краны башенные, грузоподъемностью до 5 т 1. Краны башенные, грузоподъемностью до 5 т
2. Краны на автомобильном ходу 6,3 т 2. Краны на автомобильном ходу 6,3 т
3. Растворосмесители передвижные 65 л 3. Растворосмесители передвижные 65 л
4. Плиткорез МАК1ТА ИИ 4101 4. Автомобили бортовые, грузоподъемностью до 5 т
5. Автомобили бортовые, грузоподъемностью до 5 т
12-01-002-09 «Устройство кровель плоских из наплавляемых материалов»
1. Краны башенные, грузопод. до 8 т 1. Краны башенные, грузопод. до 8 т
2. Краны на автомобильном ходу, грузоподъемностью до 10 т 2. Краны на автомобильном ходу, грузоподъемностью до 10 т
3. Горелки газопламенные 3. Автомобили бортовые, грузоподъемностью до 5 т
4. Автомобили бортовые, грузопод. до 5 т
12-01-020-01 «Устройство кровель различных типов из металлочерепицы»
1. Краны на автомобильном ходу, грузоподъемностью до 10 т 1. Краны на автомобильном ходу, грузоподъемностью до 10 т
2. Дрели электрические 2. Автомобили бортовые, грузоподъемностью до 5 т
3. Ножницы: электрические 3. Ножницы: электрические
4. Пила дисковая электрическая
5. Автомобили бортовые, грузоподъемностью до 5 т
Проанализировав сметные нормы на «Устройство покрытий из плит керамогранитных» и «Устройство кровель плоских из наплавляемых материалов», заметно, что в редакции 2017 года отсутствуют такие необходимые в работе средства, как плиткорез и горелки газопламенные. Такие случаи не являются единичными исключениями. Малый инструмент, в том числе дорогостоящий, а также часто являющийся основным для конкретной строительной технологии, системно и намеренно исключён из состава прямых затрат государственных элементных сметных норм по всей сметно-нормативной базе. Из этого вытекает ряд важнейших проблем, которые негативно повлияют на процесс производства работ в строительной отрасли в целом.
Во-первых, отсутствие основных средств малой механизации приводит к снижению производительности труда. Нехватка качественного высокопроизводительного инструмента заставляет прибегнуть рабочих к ручным условиям работы, что снижает уровень механизации и, в последствии, производительности труда.
Во-вторых, это разногласия с технологией производства работ. Например, в сметной норме на «Устройство кровель плоских из наплавляемых материалов» газовые горелки отсутствуют в составе прямых затрат, но в составе производства работ сказано, что «наклейка рулонных материалов должна производиться методом подплавления мастичного слоя газопламенными горелками» [11].
В-третьих, данные изменения оказывают влияние на договорную стоимость производства работ, так как она становится недостоверной. Например, отступить от технологии производства кровельных работ запрещено, однако теперь покупать и обслуживать горелки придётся производителям работ, так как иначе выполнить качественно данные работы не представляется возможным.
В-четвертых, на примере сметной нормы «Устройство кровель различных типов из металлочерепицы» видно, что такие технологически необходимые инструменты, как дрели электрические и электрические дисковые пилы были исключены из расценки. Однако время эксплуатации и стоимость электрических ножниц в нормах по-прежнему учитывается. На основе таких изменений не представляется возможным проследить логику разработчиков новых законопроектов в области исключения средств малой механизации труда из сметно-нормативной базы.
Стандартизирующий документ, который учитывает нормы потребности в строительном инструменте, также должен играть важнейшую роль в реформе ценообразования строительной продукции на территории Российской Федерации [12]. Проблема в том, что утверждён он Госстроем СССР от 26.12.1986 г. и на текущий момент является действующим.
Проанализировав данный нормативный документ, становится очевидным, что он утратил свою актуальность, так как в нём отражены устаревшие механизированные инструменты (ручные машины), строительно-отделочные машины, вибраторы, ручной строительно-монтажный, слесарный, контрольно-измерительный инструмент, приспособления, применяемые на строительной площадке.
ВЫВОДЫ
Совершенствование системы ценообразования в строительстве подходит к концу, однако результат проводимой преобразовательской деятельности не носит однозначный положительный эффект, ввиду отсутствия системности проводимой работы. Опираясь на вышеизложенное, предлагается доработать актуальную редакцию базы государственных элементных сметных норм, добавив в состав ресурсной части все необходимые технологически механизированные средства труда для повышения качества работ, что позволит повысить производительности труда в строительстве, а также будет способствовать формированию достоверной стоимости строительных работ. Итогом проведённой работы должны стать разработанные единая новая сметно-нормативная база, актуальные методические рекомендации, указания и пособия по определению сметной стоимости строительства, новые сборники государственных сметных норм и расценок, а также развитие единой федеральной государственной информационной системы (ФГИС ЦС).
ЛИТЕРАТУРА
1. Реформа ценообразования в строительстве - концепция Минстроя «400 дней» (ресурсный метод). -[Электронный ресурс]. - URL: http://smeta-rzd.ru/resursniy_metod.html.
2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федеральный закон от 03.07.2016 № З69-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 федерального закона. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200745/ 3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7.
3. ГЭСН 81-02-ОП-2017 «Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы». Общие положения. - [Электронный ресурс]. URL: http://zwezda.lgg.ru/218/2.pdf.
4. Об утверждении сметных нормативов: приказ Минстроя России от 30.12.2016 №1038/пр. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/13419/.
5. Государственный Совет о «чёрной дыре» ценообразования в строительном комплексе России. -[Электронный ресурс]. - URL: http://ardexpert.ru/article/6696.
6. Крючкова, Е. Сметы отправляют на переоценку. Минстрой создаёт единую базу госрасценок на строительство / Е. Крючкова // Коммерсантъ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://kommersant.ru/doc/2862995.
7. Емельянова, Е.Г. К вопросу об истории формирования и развития системы сметного ценообразования в строительстве на территории Российской Федерации / Е.Г. Емельянова, А.А. Кузьменков, О.Д. Тихонова, А.В. Федорова // Ресурсосберегающие технологии, материалы и конструкции: сборник статей научно-практической конференции (24 апреля 2015 г.). - Петрозаводск: Петропресс, 2016. - С. 79-91.
8. Емельянова, Е.Г. Основные принципы зарубежной системы ценообразования в строительстве / Е.Г. Емельянова, А.А. Кузьменков, А.В. Федорова // Деревянное малоэтажное домостроение: экономика, архитектура и ресурсосберегающие технологии: сборник статей нучно-практической конференции (23-27 июня 2014 г.) / ПетрГУ. - Петрозаводск: Петропресс, 2015. - С. 5-10.
9. План мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования [Электронный ресурс]. - URL: http://rccs-novobl.ru/plan-meropriyatiy-po-sovershenstvovaniyu-sistemy-tcenoobrazovaniya-i-smetnogo-normirovaniya.html.
10. Добышева, Т.В. К вопросу о реформировании системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве / Т.В. Добышева // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2015. - № 1 (12). - С. 33-38.
11. О введении в действие новых государственных сметных нормативов: приказ Минстроя России от 30 января 2014 года № 31/пр (в редакции приказа от 07 февраля 2014 г. № 39/пр). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-smeta.ru/index/476-vvedenii-novykh-gosudarstvennykh-smetnykh-normativov.html
12. СНиП 5.02.02-86 Нормы потребности в строительном инструменте. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.xn--h1ajhf.xn--p1ai/snip/view/178.
FEATURES OF SMALL-SCALE MECHANIZATION ACCOUNT IN THE ESTIMATE NORMS
Akimova E.Sh., Kulish E.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic Of Crimea
Annotation. The construction industry is undergoing the transformation process of the pricing and estimated rationing system. In work analyzed information on pricing reform in construction, the new documents on pricing, as well as changes in the composition of the resource part of small-scale mechanization of labor.
Keywords: pricing reform, the system of the estimated valuation and pricing in the construction industry, means of small-scale mechanization of labor.