Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ГРУППОВОЙ СРЕЗ'

ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ГРУППОВОЙ СРЕЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДОСУГО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бормотов Игорь Владимирович

Цель. Статья посвящена актуальной теме - социально-философскому анализу ценностного выбора российской молодежи на групповом уровне. Предметом исследования является уточнение методологического статуса понятия «групповые ценности» и его содержания. Авторы ставят целью раскрыть профессионально-образовательные, семейные и досуго-развлекательные ценности российской молодежи. Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют структурно-содержательный, системный и аналитический методы, а также принцип социально-философской реконструкции. Результаты. Результаты работы заключаются в выявлении особенностей функционирования групповых ценностей молодежи в современном российском обществе. Дается целостное представление о том, что представляет собой современная российская молодежь как социально-демографическая группа. Авторы делают предположение о том, как будут изменяться ценностные ориентации молодого поколения россиян в ближайшем будущем. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере социально-философского проектирования и прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF VALUES OF THE RUSSIAN YOUTH: GROUP CUT

Purpose. The article is devoted to an acute problem of the social and philosophical analysis in terms of the choice of values as a group cut. The subject of the present research is a more precise definition of the methodological status of the term “group values” as well as its contents. The authors aim to reveal professional, educational, family and leisure values of the Russian youth. Methodology. Structural and contextual, system and analytical methods build up the research, as well as the principle of social and philosophic reconstruction. Results. The results are to identify features of the functioning of the group values of youth in modern Russian society. The present day Russian youth is described as a social and demographic group. The authors are giving suggestions of how the young Russian’s values are going to change in the future. Practical implications: The results can be applied in the sphere of social and philosophic development and forecast.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ГРУППОВОЙ СРЕЗ»

философские науки studies in philosophy

DOI: 10.12731/2077-1770-2016-3-1-123-133 УДК 1(091) +(316.6)

ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ГРУППОВОЙ СРЕЗ

Бормотов И.В.

Цель. Статья посвящена актуальной теме - социально-философскому анализу ценностного выбора российской молодежи на групповом уровне. Предметом исследования является уточнение методологического статуса понятия «групповые ценности» и его содержания. Авторы ставят целью раскрыть профессионально-образовательные, семейные и досуго-развлекательные ценности российской молодежи.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют структурно-содержательный, системный и аналитический методы, а также принцип социально-философской реконструкции.

Результаты. Результаты работы заключаются в выявлении особенностей функционирования групповых ценностей молодежи в современном российском обществе. Дается целостное представление о том, что представляет собой современная российская молодежь как социально-демографическая группа. Авторы делают предположение о том, как будут изменяться ценностные ориентации молодого поколения россиян в ближайшем будущем.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере социально-философского проектирования и прогнозирования.

Ключевые слова: профессионально-образовательные ценности; семейные ценности; досуго-развлекательные ценности; групповые ценности; молодежь.

THE CHOICE OF VALUES OF THE RUSSIAN YOUTH:

GROUP CUT

Bormotov I.V.

Purpose. The article is devoted to an acute problem of the social and philosophical analysis in terms of the choice of values as a group cut. The subject of the present research is a more precise definition of the methodological status of the term "group values" as well as its contents. The authors aim to reveal professional, educational, family and leisure values of the Russian youth.

Methodology. Structural and contextual, system and analytical methods build up the research, as well as the principle of social and philosophic reconstruction.

Results. The results are to identify features of the functioning of the group values of youth in modern Russian society. The present day Russian youth is described as a social and demographic group. The authors are giving suggestions of how the young Russian's values are going to change in the future.

Practical implications: The results can be applied in the sphere of social and philosophic development and forecast.

Keywords: professional and educational values; family values; leisure and entertainment; group values; the youth.

Проблема ценностного выбора современной российской молодежи становится объектом пристального внимания ученых и об-

щественных деятелей нашей страны, что находит свое отражение в появлении значительного количества работ и публикаций [3; 8; 10]. Анализ данных работ позволяет выделить три основных подхода к рассмотрению российской молодежи.

«Первый подход рассматривает молодёжь как носителя свойств молодости (психофизиологический аспект) в определённый период жизни человека.

Второй подход, характеризует молодёжь сквозь призму социального статуса, определяемого возрастными изменениями, а соответственно, и промежуточностью, и нестабильностью её положения.

Третий подход исследует молодёжь как социокультурную общность, носителя общих групповых ценностей, образов бытия, общественных идеалов, (ценностный аспект), а также собственной культуры (субкультуры)» [5, с. 18].

Помимо основных подходов имеют право на существование и некоторые другие, менее известные точки зрения, среди которых можно выделить следующие:

- о месте молодежи в общественном воспроизводстве (В.И. Чуп-ров) [11];

- о роли молодежи в концепции «общества риска» (Ю.А. Зубок) [6, с. 147-162].

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от их решения зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день. От представлений, ценностей, норм и установок современной молодежи, напрямую зависит и будущее развитие российского общества.

Давая характеристику современному молодому поколению можно выделить те основные признаки, которые его отличают от остальных социальных групп:

- в этих молодых людях нет практически ничего советского;

- они мечтают многого достичь, иметь высокие заработки;

- они достаточно честолюбивы;

- большинство из них не хотят работать в государственном секторе, но их интерес к государственной службе растет;

- они стремятся к самореализации, самостоятельности и саморегуляции.

Анализ отличительных признаков современной российской молодежи позволяет определить ее ориентации в мире ценностей, к которым можно отнести: продолжающийся процесс вымывания национальных ценностей, деградация ценностного сознания подрастающих поколений, отсутствие стройной системы ценностей и идеалов, ориентация на индивидуализм, эгоизм и т. д.

Молодежь представляет собой дифференцированную группу. Ее разделение осуществляется на основе двух факторов: во-первых, социальный статус семей, материальное положение, готовность получить высшее образование; и, во-вторых, место проживания; знакомство с современной жизнью и обычаями; уровень коммуникабельности и отношение к культуре отдельных групп молодежи.

Ориентации молодежи на групповые ценности необходимо учитывать при ценностном выборе. Это связано с тем, что современная российская молодежь представляет собой очень «пеструю» и неоднородную по составу, образу жизни, ценностным ориентациям, культурным предпочтениям социальную группу. Для нее свойственна целая палитра разнообразных оттенков, полутонов, взглядов, умонастроений, которые своеобразно проявляются в молодежной субкультуре. Если к этому добавить постоянную обновляемость социально-демографического состава российской молодежи, то можно представить всю ту сложность, которая возникает при анализе групповых ценностей.

Даннаяразновидность ценностей интегрирует личные устремления молодых людей в таких важных сферах деятельности, как обра-

зовательная, профессиональная, семейная и досуго-развлекательная. Групповые ценности выполняют объединяющую роль, «связывая воедино социальные и личностные ценности молодежи» [4, с. 133].

Среди групповых ценностей особое место занимают профессионально-образовательные, которые ориентируют молодых людей на «достойный профессиональный выбор, повышение ценности знания, престижное образование» [9, с. 182]. Знания являются важным фактором развития личности, повышения качества жизни. В современном российском государстве практически достигнуто всеобщее высшее образование. Подавляющее число молодых людей учатся в государственных и коммерческих высших учебных заведениях, с одной единственной целью - получить диплом. Однако для того, чтобы быть успешными в современном обществе одного диплома о высшем образовании может быть недостаточно, необходимо обладать и иными умениями, и навыками, среди которых можно выделить следующие:

- высшее образование должно подкрепляться дополнительными знаниями (иностранный язык, пользование различными компьютерными программами, права на вождение автомобиля и т.п.);

- повышаются требования к качеству «человеческого материала», то есть молодой человек должен обладать проектным стилем мышления, который предполагает свободный переход от одного исследовательского проекта к другому;

- происходят изменения и в системе требований к рабочей силе, которая все больше ориентируется на инициативу и самостоятельность, способность работать во временных группах, высокую мотивацию к переобучению.

Конечно, полученные знания являются, прежде всего, средством для развития профессиональной карьеры, но они рассматриваются и как неотъемлемый атрибут современного человека, давая возможность каждому приобщиться к достижениям культуры, накопленным

человечеством последним открытиям науки. Роль знания и образования повышается, с одной стороны, в связи с вступлением общества в информационную эпоху, а с другой, - в связи с прагматизацией мировоззрения, потребностью в высокообразованных специалистах.

В этих условиях усиливается влияние на поведение и деятельность молодых людей образовательных ценностей, которые обусловливаются так называемыми постматериалистическими потребностями. Их целесообразно классифицировать по отношению к личности молодого человека на предметно-практические и социально-коммуникативные. Если первая группа потребностей связана с конкретными видами труда и имеет скорее инструментальный характер, то вторая имеет отношение к социальному статусу личности. В образовательной среде возрастает удельный вес утилитаристских ценностей учащейся молодежи, что сказывается на подвижках, которые происходят в ее менталитете.

Формирование образовательных ценностей современной российской молодежи осуществляется под «влиянием объективных и субъективных, внешних и внутренних, стихийных и целенаправленных факторов, которые различаются как по масштабу своего влияния, так и по силе своего воздействия на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях» [7, с. 22].

Содержание профессиональных ценностей молодежи обусловлено, прежде всего, местом жительства и видом деятельности. Если для городской молодежи доминирующими являются современные ценности: карьера, деловой успех, материальный достаток, корпоративная солидарность, то для сельской - традиционные: религия, патриотизм семья, здоровье, дружба, любовь. Иерархия ценностных ориентации работающей молодежи зависит от сферы и особенностей профессиональной деятельности. Так, например, у молодых людей, занятых в нематериальном производстве, господствуют такие ценности, как образованность, терпимость и чуткость; в мате-

риальном производстве - самореализация, независимость и рационализм; в силовых структурах доминируют волевые качества, исполнительность и дисциплинированность.

Показательным фактором трансформации ценностей в профессиональной сфере стало изменение в сознании молодого поколения списка престижных профессий, которые позволяют получить высокий доход и достойное положение во властных структурах. Современная молодежь выбирает новые направления занятости: так, например, пользуются популярностью представители таких профессий, как программисты, работники модельного и шоу-бизнесов, работники торговли и менеджеры. В предпочтениях молодежи проявляется явное противоречие: в список престижных профессий включены специальности, ориентированные не на доход, а на содержательную сторону труда. Вместе с тем, основным мотивом выбора занятости все также остается хорошо оплачиваемая работа, и только потом - интересная. Можно констатировать тот факт, что в постсоветском обществе изменилось только процентное соотношение профессиональных ценностей молодого поколения, однако, приоритеты остаются неизменными.

Наряду с профессионально-образовательными ценностями у молодых людей наблюдается «формирование семейных и досуго-развлекательных ценностных ориентаций» [1, с. 119].

В молодежной среде продолжается процесс динамических изменений в содержании семейных ценностей, который реализуется под влиянием общемировых, российских и групповых тенденций, охватывающих переход от патриархальной семьи к нуклеарной, а также от детоцентристкой к эгалитарной.

Изменения в семейных ценностях молодых людей носят не только содержательный, но и функциональный характер, который проявляется в трансформации межличностных отношений между супругами от конфронтации и нетерпимости по отношению друг к другу до оказания психологической поддержки членам семьи.

Среди молодых людей в последние годы набирает популярность проживание семейной пары без регистрации. Гражданский брак чаще всего встречается среди представителей молодого поколения, живущего в крупных городах, хотя от них не отстает и провинция.

Однако независимо от конкретного типа семья остается для молодежи значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодых людей не приветствуется. Доминирующими ценностями семейной жизни остаются духовная близость, любовь, взаимное уважение супругов, родительство, дети, общие интересы, гармоничные отношения, совместное ведение хозяйства и др.

Особое значение в жизни современной российской молодежи «играют досуго-развлекательные ценности» [2, с. 17]. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- во-первых, досуго-развлекательные ценности неразрывно связаны с появлением у молодежи свободного времени, которое будучи свободным от работы и учебы используется молодыми людьми для отдыха и развлечений;

- во-вторых, досуго-развлекательные ценности направлены на реализацию таких типов досуга молодых людей, как развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, которые позволяют юношам и девушкам не только раскрывать, но и реализовывать свои потребности, желания, ориентации, личностные качества в свободное от работы и учебы время;

- в-третьих, досуго-развлекательные ценности направлены на удовлетворение основных духовных потребностей молодежи, среди них наиболее востребованными для молодых людей являются: культурные, научные, социальные и творческие;

- в-четвертых, в структуре досуго-развлекательных ценностей молодежи произошли значительные изменения, которые были вызваны появлением новых информационных технологий, они

оказали воздействие на читательские вкусы и пристрастия, на подбор музыкальных, теле- и кинопроизведений. Таким образом, ценностный выбор российской молодежи на групповом уровне позволяет, не только дополнить аксиологическую картину российского общества, но и обозначить важные направления будущих научных исследований. Среди них особую значимость приобретает проблема организации досуга среди молодых людей и формирование положительно направленных профессионально-образовательных ценностей.

Список литературы

1. Анафьянова Т.В. Особенности развития иерархии семейных ценностей молодой семьи // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 8. С. 119-122.

2. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: автореф. дис. ... к.соц.н. Ставрополь, 2004. 28 с.

3. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. М.: Наука, 2003. 155 с.

4. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 132-141.

5. Елишев С О. Молодежная политика в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010. 31 с.

6. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 147-162.

7. Королев С.Л. Онтологические и аксиологические аспекты трансформации современного отечественного образования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2007. 26 с.

8. Лелекина И.А. Социально-экономический статус молодежи в трансформирующемся российском социуме: автореферат дис канд. соц. наук. Майкоп, 2007. 24 с.

9. Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Народное образование. 2001. № 2. С. 178-182.

10. Омельченко Е.Л. Молодежь. Открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. 184 с.

11. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000. 116 с.

References

1. Anafianova T.V. Osobennosti razvitiya ierarhii semeinih tsennostei volodoi semyi [The Characteristics of the Hierarchy of Family Values of the Young]. Sovremennie naukoemkie tekhnologii [Modern Science Technologies]. 2010. № 8, рр. 119-122.

2. Batnasunov A.S. Dosug Kak Sfera Zhiznedeyatelnosti Sovremennoy RossiyskoiMolodezhi [Leisure as a Part of Young People's Life]: PhD author's thesis. Stavropol, 2004. 28 p.

3. Boryaz V.N. Molodezh. Metodologicheskie Problemi Issledovaniya [Methodological problems of Research]. Vlast [Power], 2008. № 10, рр. 91-93.

4. Geger A. E. Viuavlenie individualnih i gruppovih tsennostei v gruppe molo-dezhi. Releventnie metodicheskie resheniya [Identification of Individual Values and Values in a Group of Young People. Relevant Solutions]. Socio-logicheskie resheniya [Social Science Solutions], 2010. № 1, рр. 132-141.

5. Eliscev S.O. Molodejnaiapolitika v formirovanii tsennostnyh orientacii sovremennogo rossiyskogo obschestva [Youth policy in the formation of value orientations of modern Russian society]: PhD author's thesis. M., 2010. 31 p.

6. Zubok Y.A. Risk v socialnom razvitii molodezhi [The Risk of Social Development of the Youth]. Socialno-gumanitarnie znaniya [Social and Humanities Science], 2003. № 1, рр. 147-162.

7. Korolev S.L. Ontologicheskiye i aksiologicheskiye aspekti transfor-matsii sovremennogo otechestvennogo obrazovaniya [Ontological and

Axiological Aspects of the Transformation in Russian Society]: PhD author's thesis. Novosibirsk, 2007. 26 p.

8. Lelekina I.A. Sotsialno-ekonomicheskiy stus molodezhi v transformirue-mom rossiyskom sociume [Social and Economic status of the Youth in the Transforming Russian Society]: PhD author's thesis. Maikop, 2007. 24 p.

9. Nikandrov N.D. Obrazovaniye na rubezhe tisyacheletiy: vechnoe I pre-hodyaschee [Education on the Verge of the Epoques: Eternal and Ephemeral]. Narodnoe obrazovanie [Popular Education], 2001. № 2, рр. 178-182.

10. Omelchenko E.L. Molodezh. Otkritiy Vopros [The Youth. An Open Issue]. Ulyanovsk: Simbirskaya Kniga, 2004. 184 p.

11. Chuprov V.I., Zubok Y.A. Molodezh v obschestvennom vosproizvodstve: problemi i perspektivi [The Youth in the Social Reproduction: Problems and prospects]. M., 2000. 116 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Бормотов Игорь Владимирович, заведующий кафедрой философии, истории и права, доцент, кандидат философских наук Тульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ул. Оружейная, 1а, г. Тула, Тульская область, 300012, Российская Федерация tula@ffa.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Bormotov Igor Vladimirovitch, Chairman of the Department of Philosophy, History and Law, Associate Professor, PhD

Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch)

1, Oruzheinaya Str, Tula, Tula Region, 300012, Russian Federation tula@ffa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.