ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 37.013
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
М.Н. Киреев1), Н.В. Киреева2), Е.Н. Коренева3), В.В. Кистенев4)
1,2,3,4) Белгородский государственный институт искусств и культуры
1) e-mail: [email protected] 2'3) e-mail: [email protected] 4) e-mail: [email protected]
В настоящей статье авторы рассматривают феномен славянства в качестве значимого фактора истории современного человечества, а ценностно-смысловой потенциал славянской культуры - в качестве особым образом иерархически структурированной совокупности смысложизненных ценностей, определяющих особенности мировоззренческой позиции, личностной и групповой деятельности людей в формировании и развитии славянского мира. К сожалению, социальные катаклизмы конца XX и начала XXI веков привели к существенным деформациям славянского национально-культурного самосознания, к размыванию и утрате многих корневых основ славянской художественной культуры и искусства. Происходящие процессы общественно-политической и культурной жизни сегодняшнего дня требуют всестороннего осмысления закономерностей исторического и духовного пути славянских народов, поиска объединяющего начала в многополярном мире.
Ключевые слова: ценность, славянская культура, культурное самосознание, духовность, воспитание, социальные установки, самобытность.
Славянские народы, проживающие на огромном пространстве евразийского континента и составляющие примерно половину населения Европы, образуют этническую, языковую и духовную общность1. Данное обстоятельство обусловлено не только пространственными границами - географической близостью, глубоким
1 Куликова О.Ю. Славянский вопрос в ракурсе современных историко-политических исследований // URL: http://libryansk.ru/slavyanskij-vopros-v-rakurse--brsovremennyh-istorikopoliticheskih-
issledovanij.21025/ (дата обращения: 11.08.2018).
временным периодом, но и единством ценностно-смыслового потенциала славянской культуры.
Именно культура становится питательной средой духовного мира личности, взращивая его жизненную силу, способствуя достижению гармоничного равновесия путем выработки в период становления индивидуальной духовности системы высших ценностей (любовь, красота, добро и истина), социально-значимых (семья, народ, культура, Родина, природа, мир, жизнь и т.д.) и личностных ценностей (счастье, справедливость, честь, достоинство, совесть, ответственность, здоровье и т.д.).
Под ценностью, в данном случае, следует понимать личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе информации и знания человека о мире и его собственного жизненного опыта и чувственных переживаний, активно направленных на достижение совершенного бытия и гармоничных межличностных взаимодействий2. Ценность выражает человеческое измерение культуры и помогает личности осуществить духовное преобразование прошлой культуры в свои чувства, разум и волю. Ценности, являясь аксиологической формой культуры, влияют на социализацию (саморегуляцию, самополагание, самопроектирование) и самоактуализацию личности, на реализацию самого глубинного слоя ее структуры. Ценности объемлют как сферу сущего, так и сферу должного, ибо они создают «образ, эскиз будущего, ту перспективу развития личности, которая прямо не вытекает из наличной, сегодняшней ситуации»3. Воспринятая, осознанная личностью и выстроенная в иерархию система ценностей, формирующая ее духовный мир, выступает мировоззрением, посредством которого воспринимается внешний мир.
Истоки духовного мира личности следует искать в генетическом коде культуры, в воссозданных культурой явлениях, которые в течение длительного времени формировались под влиянием особо важных для жизни индивида и социума, определенных социально-экономических и географических условий. Н.Д. Никандров справедливо указывает, что становление системы ценностей духовного мира личности следует искать «не где-то на стороне, а в истории нашей Родины»4. Духовность определяет формирование тех качеств личности, которые объединяют ее с другими людьми и опосредуются ценностным содержанием историко-культурного наследия. В качестве локальной цивилизации Россия выступает целостным социальным организмом материальных и духовно-нравственных форм существования всех славянских этносов, определившим их историческую судьбу и сформировавшим национальное самосознание славянского народа, систему его ценностей.
Западные и отечественные мыслители, писавшие о ценностях славянской культуры, расходясь в их оценке, были едины в том, что постулировали их крайне противоречивый характер. Так, маркиз А. де Кюстин, посетив Россию в начале XIX века, полностью отрицал наличие в российском обществе самобытных ценностей: «У русских есть лишь названия всего, но ничего нет в действительности. Россия - страна фасадов»5.
Н.А. Бердяев утверждал, что русскому народу присущи «деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и
2 Казанцева Д.Б. Основные ценности славянской культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 1. С. 22.
3 Там же.
4 Там же.
5 Кафтан В.В. Духовно-ценностное противоборство в современной России // Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика: материалы II всероссийской научно-методической очно-заочной конференции / отв. ред. С.В. Бойко. Череповец, 2013. С. 18.
доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт»6.
Значительная часть отечественных аксиологов полагает, что основными ценностями славянской культуры являются: правда, как синтез истины и справедливости; спасение как примирение обособленности и всемирности и соборность как гармония свободы и единства. Рассмотрим их более подробно.
Правда - это основополагающая ценность славянской культуры, она выполняет императивно-контрольную функцию, выступая в качестве должного, которому следует подчиняться, и критерия, с которым необходимо сверять общественную и личную жизнь. Н.А. Бердяев был убежден, что «миссия русского народа сознается как осуществление социальной правды в человеческом обществе, не только в России, но и во всем мире»7. Но если правда является всеобщей, то ее должны осознать и признать все люди.
Спасение - это целеполагающая ценность, указывающая высшее состояние, ради достижения которого даже несовершенное земное сообщество может оказаться способным к соборному единению. Россия играла поистине великую и никем неоспоримую роль в истории только тогда, когда она выступала спасительницей человечества от угрозы земного Апокалипсиса. Так было, когда она обескровила монгольскую орду, грозившую растоптать Европу, или защитила мир в войне с наполеоновской Францией и гитлеровской Германией. Сегодня многие мыслители представляют миссию России в том, чтобы спасти бездуховную цивилизацию Запада. На современном историческом этапе в качестве идеала спасения выступает необходимость создания наилучшей формы человеческого общежития, примера братства людей и народов.
Соборность - есть гармония свободы и единства людей, она мыслится как «свобода в единстве» и «единство в свободе» и достигается на основе взаимной любви. Важнейшая ценность российского общества - органическое единство общего и единичного, которое нашло выражение в понятии соборности. Это центральное понятие русской философии, введенное А.С. Хомяковым, означает целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Соборность - одно из главных духовных условий национального единства и создания России. Раскрытием идеи соборности является ценность всеединства. С.Л. Франк утверждал, что: «Всеединство выступает как такое состояние мира и человека, в котором воплощается идеал соборности. Мир и человек предстают как становящееся всеединство, где осуществляется гармонизация единого и многого, преодолеваются крайности тоталитаризма и индивидуализма. По
отношению к другим культурам всеединство проявляется как всечеловечность,
8
открытость иному» .
Духовная концепция всеединства, созданная В.С. Соловьевым, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В.С.Соловьев определяет
6 Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Харьков; М., 1999. С. 120.
7 Лаза В.Д. Русская духовная традиция воспитания и социализации в трудах отечественных ученых // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 121.
8 Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994. С. 164.
всеединство следующим образом: «Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь, в них как полнота бытия»9.
В противоположность Западу, цивилизация в России носит преимущественно духовный характер. Идея совершенствования души, преодоление греховной природы тела, постижение высшего смысла земной жизни для русского человека всегда были ближе материального благополучия. Известный русский философ П.И. Новгородцев выделял понятие «религиозный склад народа» как ключевую категорию для характеристики русской культуры10.
По его мнению, «согласно русскому взгляду на мир, высшая цель культуры состоит не в строительстве внешних форм жизни, а в ее духовной, внутренней сущности. Не конституции, а религии образуют высший продукт духовного творчества и высшую цель жизни»11. В свою очередь, архимандрит Илларион (Троицкий) достаточно глубоко, на наш взгляд, подметил: «Идеал православия есть не прогресс, но преображение.
Новый завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу»12. Следовательно, противоречие двух цивилизаций не вызвано частными несовпадениями отдельных сторон жизни. Оно проистекает от разного миропонимания, различных мотивов жизни, систем ценностей.
Как отмечает Л.А. Рябова, «сакральное ядро национальной культуры можно определить, как систему основополагающих ценностей, составляющих системообразующий стержень традиций, имеющих священный смысл для народа, поскольку они выведены из архетипов его образа жизни и сакрального начала
13
бытия» . Эта категория наиболее точно позволяет соотносить моральные ценности с их религиозной основой, выстраивать их иерархию, которая отражает структуру социума и представляет собой формулу символического кода культуры. Вполне можно согласиться с Л.А. Рябовой в том, что сакральное ядро культуры содержится в сознании народа, которое формулирует алгоритмы поведения и функционирования субъектов социальной жизни (как отдельных лиц, так и общественных институтов), соотносит их права и обязанности с Божественным порядком, определяет тем самым
14
их статус по самым высоким критериям .
Указанная система ценностей для славянской культуры есть необходимая и продолжающаяся во времени живая связь, посредством которой осуществляется международная, межнациональная, межличностная коммуникация и внутриличностная рефлексия человека, как активного участника социального бытия. Это те самые человеческие качества, которые российский академик Н.Н. Моисеев
9 Соловьев В.С. Первый шаг к положительной эстетике // Литературная критика. М., 1990. С. 63.
10 Лаза В.Д. Русская духовная традиция воспитания и социализации в трудах отечественных ученых // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 119.
11 Там же.
12 Там же, с. 120.
13 Рябова Л.А. Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья: автореф. дис. ... к. пед. наук: 13.00.01 / Институт развития личности Российской академии образования. М., 1998. С. 21.
14 Там же, с. 16.
назвал «нравственным императивом», а немецкий философ И. Кант - «моральным законом» внутри человека. Действительно, ведь только моральный закон в душе каждого человека может стать реальной и самой надежной гарантией дальнейшего безопасного развития общества. Никакие законодательные или же административные меры таких гарантий дать принципиально не могут.
Говоря о противоположности типов духовности русской и западной культуры, И.В. Киреевский указывал на внутреннюю цельность самосознания русского человека, которую формировала цельность его семейной жизни, сказывающаяся на воспитании детей, приобщении их к постоянному труду и хозяйственным заботам семьи, взращивающая его совесть и нравственный долг по отношению к природе, культуре и государству. При этом каждое важное для себя дело, отмечал он, русский человек непосредственно связывал с высшим понятием ума и с глубочайшим средоточием сердца. Именно поэтому важное значение для теоретико-методологического анализа проблемы сохранения славянского мира, имеет оценка специфики русского национального характера, особенностей отношения русского народа к семье и воспитанию детей.
Традиционно воспитание детей в России осуществлялось на евангельских заповедях любви, терпения, смирения и самоотречения. О воспитательной роли православия И. Ильин писал: «В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечты о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство «правды» и «кривды», добра и зла»15. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которых Россия никогда не поборола бы своих врагов. Религиозное учение постоянно обращается к нравственности человека, верующие и неверующие следуют заповедям: «не лги», «не воруй», «не убий» и т.д.
Для российской духовной традиции характерно особое отношение к ребенку как «наследнику Царствия Божия», что находится в парадоксальном несоответствии с невысоким социальным статусом ребенка в обществе и общим отношением к детству, которое характеризуется, с точки зрения человека нашего времени, завышенными требованиями, излишней суровостью воспитания и юридическим детским бесправием, так как вплоть до XIX в. в юридических актах не были зафиксированы права ребенка. Вместе с тем, в различных слоях и сословиях общества присутствовало уважительное, по сути, отношение к детской жизни, которое выражалось в религиозных представлениях о ребенке как воплощении ангельской чистоты, простоты и целомудрия (в соответствии с евангельским призывом «Будьте как дети»), в естественном признании за детьми автономного мира детской субкультуры и пространства детских игр. С самых первых дней своей жизни, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки, ребенок усваивает язык и веру, способы и нормы поведения, образ мышления, мировоззрение. Социальные установки, усвоенные в детстве, в семье, во многом определяют всю жизнь человека. Семья концентрирует в себе всю совокупность отношений общества, и именно через нее дети с рождения включаются в систему общественных отношений.
Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Именно поэтому А.С. Хомяков большую роль отводил правильному, не противоречащему традициям русского народа воспитанию и образованию. Образование, по его мнению, должно было
15 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1998. С. 154.
дополнять воспитание, идейно соответствовать ему. Прежде всего, определяя смысл слова «воспитание», А.С. Хомяков подчеркивал, что это «...есть передача всех начал нравственных и умственных от одного поколения последующему за ним поколению»16.
При этом он считал, что умственное и духовное воспитание начинается так же рано, как и физическое. Особое место в последующей жизни человека, по его словам, имеют «...самые первые зачатки воспитания, передаваемые посредством слова, чувства, привычки... Строй ума у ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама, будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или
17
выгода» .
Основная часть воспитательной функции, таким образом, принадлежит семье и обществу. Государство же должно позаботиться о том, чтобы «школьное учение» не находилось в противоположности с предшествующим. В противном случае оно «...делается вредным: вся душа ребенка, его мысли, его чувства раздвояются; исчезает всякая внутренняя цельность, всякая цельность жизненная; обессиленный ум не дает плода в знании, убитое чувство глохнет и засыхает; человек отрывается, так сказать, от почвы, на которой вырос, и становится пришельцем на своей собственной земле»18. Поэтому общественное воспитание в России должно быть основано на законах высшей нравственности и христианской правды. «Внутренняя задача Русской земли, - пишет А.С. Хомяков, - есть проявление общества христианского, православного, скрепленного в своей вершине законом живого единства и стоящего на твердых основах общины и семьи»19.
Отсюда можно сделать вывод, что национальное русское воспитание, по А.С. Хомякову, должно основываться не на богобоязненности вообще и не на христианстве вообще, а согласовываться с началами Православия, с началами семейной жизни и требованиями сельской общины, поскольку она имеет огромное влияние на крестьянство. Поэтому главное - избегать всего того, что может навредить многовековому укладу, так как сформировать жизненные начала невозможно, как невозможно искусственно создать чувства, связывающие русского крестьянина с его общиной и ребенка с его семьей. Он справедливо отмечает, что любовь к семье «не
внушается отвлеченными теориями кафедры: она растет и крепнет только привычкою
20
к семейному быту» . Этим А.С. Хомяков мотивирует необходимость бережного отношения к русской семье и общине. Он впервые говорит о том, что ранний уход ребенка из семьи может негативно и даже губительно сказаться на последующем развитии общества. Рассуждая о насущных проблемах воспитательно-образовательной системы молодежи и необходимости прочной взаимосвязи семейного воспитания с общественным и государственным, А.С. Хомяков старался возродить и утвердить в обществе традиционные формы социализации, при этом развивая их с требованиями современной ему эпохи.
Основные философские статьи А.С. Хомякова написаны как бы в продолжение и развитие статей И.В. Киреевского. Однако, в отличие от Хомякова, И.В. Киреевский сосредоточен более на личностном аспекте проблемы: духовная раздробленность на Западе и цельность духа в России как основание русского просвещения. Спор о пути
16 Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. С. 37.
17 Там же.
18 Там же.
19 Там же, с. 38.
20 Там же, с. 43.
России неизбежно приводил к вопросу о формировании взглядов подрастающего поколения, и мыслители, озабоченные судьбой России и сохранением ее самобытности, приходили к единому мнению о необходимости просвещения, укорененного в традициях народной жизни «не во плоти, а в духе». Только такой подход, по мнению В. Даля и издателя журнала «Русская Беседа» А. Кошелева, приведет к гармоничному развитию русского юношества и не повредит самобытности и нравственности народа21.
К.Д. Ушинский также видел философские основы своего учения в христианстве. На вопрос, каким путем вести юного человека к совершенствованию, он отвечал, что только христианство может вести по этой великой и опасной дороге, указывая на живой идеал совершенства - Христа. Особую роль он отводил народным традициям воспитания. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал русский мыслитель и педагог К.Д. Ушинский22.
Личность теснейшим образом связана с обществом. Общественное воспитание осуществляет связь поколений посредством народности, «вносит свет сознания в тайники народного характера, оказывает сильное влияние на развитие общества,
23
развитие его языка, литературы, законов» .
Народность проявляется в каждой системе воспитания как ее основа. Согласно позиции К.Д. Ушинского, народность есть воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах. «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах,
24
сохранивших свою самобытность» . Народность отражается в воспитании национального характера, исторической самостоятельности, творческой силы, психологического склада народа, его любви к Родине.
Система воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он считал жизненно необходимым для общества, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Выступая против слепого копирования опыта европейских школ, он доказывал, что эта практика только наносила вред отечественному образованию.
Подчеркивая значение православия для русского народа, в статье «О нравственном элементе в русском воспитании» К.Д. Ушинский писал: «Русское воспитание нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего из моды и истасканного нами костюма новым столь же иностранным и столь же чуждым, что хотя, конечно, очень многое можем и должны занять из опытов иностранной педагогики, но не должны забывать, что для младенца тогда только не вредна чужая пища, когда он, вскормленный молоком матери, уже приобрел достаточно сил, чтобы переварить и употреблять эту чужую пищу... Такой родимой грудью для нас является народность и наша народная религия, соединяющая каждого
21 Даль В. Письмо к издателю А.И. Кошелеву // Опыты православной педагогики. М., 1993. С. 39.
22 Меньшов В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского. М., 1994. С. 71.
23 Там же, с. 56.
24 Там же, с. 71.
из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался далеко от глаз наших, в самой темной массе народа или в самом отдаленном уголке нашей неизмеримой отчизны, -соединяющие нас с давно отжившими поколениями, - словом, со всем тем, что дает
25
нам прочное, историческое, а не эфемерное существование» . По мнению автора, религиозное воспитание человека происходит на протяжении всей его жизни. Оно начинается с раннего детства, продолжается в юности, проникает во все школьные предметы, в окружающую жизнь человека. Воспитание ребенка достигает успеха, когда на него в равной степени влияют церковь, семья и школа.
Выдающийся русский религиозный философ и общественный деятель И.А. Ильин особую роль отводил семье и непосредственно матери и отцу. Именно они дарят человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость, защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Истинное воспитание начинает именно мать, поющая у колыбели своему младенцу: «...это дух ее инстинкта обращается к духовности его инстинкта, рассказывая ему о возможности любви и счастья на земле»26. Но не менее необходим ребенку поток мужественной и братски-товарищеской любви отца. Духовная атмосфера здоровой семьи, подчеркивает он, призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине.
И.А. Ильин полагал, что в трехлетнем возрасте ребенок начинает наблюдать внешний мир и открывается для новых восприятий и переживаний. Поэтому необходимо направить его внимание на таинственную целесообразность явлений природы, для того чтобы он заметил совершенство, скрытое и явное в мире. Это рождает в сердце чуткость, благоговение и благодарность. Первые пять-шесть лет детской жизни И.А. Ильин считал самыми значительными, так как в следующее десятилетие (с шестого по шестнадцатый год жизни) многое определяется в ребенке на всю жизнь. Поэтому надо в первый период, т.е. до самого «вытесняющего» перелома в детской душе, ребенка душевно беречь с тем, чтобы постепенно изменить весь тон воспитания: «... ибо после периода душевной теплицы должен наступить период душевного закала; ребенок должен приучаться внутренне к самообладанию и к высоким требованиям, и этот процесс дается ему тем легче, чем меньше «травм» он вынесет из первого периода. В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье - к любви, а не к ненависти и зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению, доносам и предательству. Ибо воистину -мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и
27
погубить»27.
Дети должны уже в пять-шесть лет на бессознательном уровне приобщаться к национальному духовному опыту. Для этого следует обогащать их сокровищами русского языка, гениальностью которого радостно дивился Н. Гоголь; русской песни, которая даст детской душе «исход из грозящего озлобления и каменения»; молитвой, которая даст духовную гармонию и источник духовной силы; русской сказки, которая пробудит первое чувство героического. Русские сказки просты и глубоки как сама русская душа. Именно они всегда оказывали исключительное влияние на формирование детской культуры. Они всегда юны и наивны как дитя; и всегда древни
25 Меньшов В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского // К.Д. Ушинский. Русская школа. М., 1994. С. 59-60.
26 Ильин И.А. Основные задачи воспитания // Православная беседа. 1995. № 1. С. 91.
27 Там же.
и мудры как прабабушка; как спрашивающее дитя и отвечающая старушка; оба созерцающие младенцы.
И.А. Ильин писал о сказке, что «...это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество на не испытанную еще трудную жизнь, созерцая из древнего национального лона всегда новые трудности жизненного пути. И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребенка, умеем спрашивать и выслушивать голос нашей сказки...»28. Потом последуют жития святых и героев, которые наполнят душу образами национальной святости и национальной доблести.
По мнению И.А. Ильина, преклонение перед святым и героем возвышает душу, дает смирение, чувство собственного достоинства и чувство ранга. И постижение всей русской истории, которая учит духовному преемству и сыновней верности. Но, предостерегает И.А. Ильин, «...национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: националистического самомнения и от
29
всеосмеивающего самоунижения»29. Русский ребенок должен знать и любить просторы своей страны, почувствовать с раннего детства творческую радость и силу труда как источника здоровья и свободы. Пробудить в нем это - значит заложить в нем основы «духовной почвенности и хозяйственного патриотизма». Эти образы, укорененные в Православии и русской традиции, идеальные в своей основе, выдающийся мыслитель создавал и хранил для будущей России, которая, по его мнению, освободившись от пут большевизма, воспитает новое поколение истинных патриотов, «духовнозрячих», сердечных и цельных людей с «крепким характером».
Таким образом, на наш взгляд, ценностно-смысловой потенциал славянской культуры представляет собой особым образом иерархически структурированную совокупность смысложизненных ценностей, определяющих особенности мировоззренческой позиции, личностной и групповой деятельности людей в формировании и развитии славянского мира.
Отметим, что ценностно-смысловой потенциал славянской культуры как основа формирования и воспитания личности вбирает в себя такие черты как миролюбие, терпимость и уважение к представителям других народов и религий, великодушие, приоритет справедливости, отзывчивость и сострадание к обездоленным, коллективизм и взаимопомощь, чувство долга и готовность к служению отчизне, уважение к старшим, а также высокая значимость семейных ценностей. Все эти отличительные качества славянской культуры формировались тысячелетиями под влиянием не только учения православной церкви, но также и той исторической судьбы, которая была уготована славянским народам в мировой истории.
Сегодня многие из этих черт уже не так ярко выражены, а некоторые и вовсе утрачены под натиском культурной экспансии Запада в эпоху глобализации. Тем не менее, многие важные отличительные качества традиционной славянской культуры все еще сохраняются в генетической памяти славянских народов. Не менее важным богатством славянского мира является русский язык, который обладает колоссальным когнитивным потенциалом. Ведь язык - это не только средство общения между людьми, но также и «пространство мысли». Это тот важнейший инструмент познания, при помощи которого человек постигает сущность наблюдаемых им процессов или явлений, моделируя их в своем сознании. При этом очень большое
28 Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Православная беседа. 1996. № 2. С. 78.
29 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. С. 65.
значение имеет богатство, разнообразие и качество самого языка. Здесь славянскому миру очень повезло, так как ему достался один из самых выразительных и богатых по своему разнообразию языков мира - русский язык. Это - самое главное богатство славянского мира, которое должно быть бережно сохранено, проанализировано и эффективно использовано в качестве основного гуманитарного ресурса для преодоления духовного кризиса современного российского общества.
Рассматривая вопрос ценностного потенциала славянской культуры как основы формирования и воспитания личности, необходимо, на наш взгляд, осветить и практическую плоскость исследуемой темы, то есть реализацию государственной политики по сохранению и трансляции наследия славянского мира в регионах России. В качестве примера мы изучим векторы развития культуры славянского мира в Белгородском регионе.
Белгородская область, с одной стороны, является типичным представителем юга средней полосы Европейской России, в то же время уникальна по историческим, географическим и, вытекающим из них экономическим и культурным показателям. Она представляет собой высокоразвитый индустриально-аграрный регион, экономика которого опирается на колоссальные богатства недр (более 40% разведанных запасов железных руд страны, многочисленные месторождения строительных материалов (мела, песка, глин и т. д.), минеральные подземные воды) и уникальные чернозёмы. Следует отметить уникальность Белгородского области как приграничного региона, где традиционно соседствовали культуры русских, украинцев, белорусов. Важной характеристикой этнокультурного развития области считается взаимодействие культур их взаимообогащение при сохранении локального своеобразия.
Важным фактором социально-экономического развития Белгородской области является то, что её правительством уделяется особое внимание развитию человеческого потенциала, основанного на всём богатстве полиэтнического социокультурного пространства, уникальности ценностей и традиций составляющих его этнокультур. В сфере культуры осуществляются мероприятия, направленные на создание условий для сохранения культурного наследия, развития традиционных художественных направлений, внедрения новых технологий, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей.
В связи с этим, рассмотрим основные векторы развития культуры славянского мира в Белгородском регионе в 2016-2017 гг. Так, основными событиями в 2016 году стали мероприятия, посвященные Году российского кино, 75-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 250-летию со дня рождения историка и писателя Н.М. Карамзина, 225 -летию со дня рождения русского писателя С.Т. Аксакова, 200-летию со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), 195-летию со дня рождения русского писателя Ф.М. Достоевского и русского поэта Н.А. Некрасова, 190-летию со дня рождения русского писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина и исследователя русского фольклора А.Н.Афанасьева, 175-летию со дня рождения русского композитора П.И. Чайковского, 130-летию со дня рождения русского композитора и скрипача М.Г. Эрденко, 125-летию русского композитора С.С. Прокофьева, 120-летию со дня рождения Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова и 75-летию со дня рождения заслуженного художника РФ С.С. Косенкова.
В 2016 году в учреждениях культуры Белгородской области состоялись следующие особо значимые мероприятия30:
- V Международный музыкальный фестиваль «Борислав Струлев и друзья».
- Вручение ежегодной премии Губернатора области клубным и библиотечным работникам государственных и муниципальных учреждений культуры «Творчество. Мастерство. Успех».
- X Международный конкурс скрипачей имени М.Г. Эрденко.
- Вручение ежегодной премии Губернатора области работникам государственных и муниципальных музеев области «Хранители наследия».
- Межрегиональный фестиваль театров кукол «Майская карусель».
- III Международная выставка-конкурс на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства.
- XI Международный фольклорный праздник «Славяне мы - в единстве наша сила» (п. Вейделевка).
- Вручение ежегодной премии генерала армии М.А. Гареева «За выдающийся вклад в дело сохранения исторической памяти Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
- Областной праздник хоровой музыки, посвященный Дню славянской
письменности и культуры.
- IX Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето красное» - «А песня в России - на все времена» - хоровой концерт (Чернянский район, с. Холки).
- I Конкурс композиторов и исполнителей на соискание премии «Прохоровское поле» в области музыкального искусства.
- Областной театрализованный праздник «Третье ратное поле России».
- V Топоровские чтения на Белгородчине.
- XV Всероссийская школа библиотечной инноватики.
- IV Всероссийская школа клубной инноватики.
- X Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России - Щепкину».
- V Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи».
- XV Литературно-педагогические Лихановские чтения.
В рамках Года российского кино в Белгородской области проведено более 1000 различных мероприятий и реализовано около 30 социально-культурных проектов с участием свыше 100 тысяч белгородцев. Многие мероприятия, проводимые в Белгородской области в рамках Года российского кино, можно объединить общей тематикой «Мир отечественного кино». Они направлены на формирование знаний по истории отечественного кинематографа, воспитание уважительного отношения к культурному наследию страны и Белгородской области, расширение познавательных интересов в области кино.
В культурно-досуговом направлении реализуются следующие проекты:
- «Создание центров культурного развития», стратегическая задача которого -сделать Дома культуры точкой притяжения для новых посетителей, актуализировать функции учреждений на основе сформированной материально-технической базы существующих модельных Домов культуры.
- «Культурная карта Белгородчины». В рамках проекта созданы онлайн и оффлайн-площадки для трансляции видеоуроков фольклорной идентичности территорий области в доступных форматах для детей среднего школьного возраста.
30 Основные итоги работы учреждений культуры и искусства Белгородской области в 2016 году / Сост. Г.Л. Зуева. Белгород, 2017. С. 4.
На YouTube создан канал проекта, где размещены видеоуроки. Проектом уже охвачено более 25 тысяч детей и подростков.
В 2017 году в рамках проекта были представлены видеоуроки об истории и народной культуре муниципальных районов и городских округов области:
- «Создание Славянского центра культуры» на базе Белгородского государственного института искусств и культуры. Сегодня Славянский центр -площадка для дуального обучения по направлениям подготовки этнотуризм, музеология. За прошедший период было сформировано три комплекса: инновационный, музейно-выставочный, научно-творческий. По итогам 2016-2017 гг. в мероприятиях проекта приняли участие более 23 тысяч человек.
- Ключевым проектом в направлении «Культурно-досуговая деятельность» в 2017 году, являлся проект по созданию системы - выставочно-информационного пространства Белгородской области. Целью проекта является создание к концу 2018 года системы информационно-выставочного пространства области, включающей в себя организацию и проведение на базе 159 выставочных пространств региона 5 областных и 582 муниципальных выставок работ декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, создание виртуального «Выставочного календаря» региона.
Стратегический вектор проекта - создание системы творческих лифтов для народных умельцев, разработка выставочного календаря Белгородской области, который позволит расширить границы выставочной деятельности учреждений культуры региона, привлечь большее количество посетителей выставок. Новизна проекта заключена в пирамидальном механизме его реализации, т.е. создаваемая система будет выстроена по принципу пирамиды, начиная от сельских выставочных площадок, до областных.
Выставочный зал «Родина» станет итоговой площадкой комплекса мероприятий проекта. На сайте Белгородского государственного центра народного творчества будет размещена выставочная афиша региона. В один «клик» пользователь сможет получить информацию о планируемых выставках, месте и времени их проведения, связаться с организаторами.
- Комплексный проект по музыкальному всеобучу детей и подростков области «Музыкальная палитра». Результатом реализации проекта станет вовлечение не менее 7 тысяч детей и подростков в деятельность музыкальных студий культурно-досуговых учреждений области и выездных классов детских школ искусств, музыкальных школ, обучение их азам бытового музицирования.
- «Лаборатория полезного действия» - проект по созданию инновационной модели развития государственного центра народного творчества направлен на увеличение числа потребителей культурных услуг на 15% .
Следующим направлением проектной деятельности является развитие библиотечного дела. Главная цель библиотечных проектов - создание новых продуктов и услуг для качественного и эффективного доступа к информации, культурным ценностям целевых читательских групп.
Еще одним направлением является развитие музейного дела. Общая цель музейных проектов - формирование художественно-эстетических потребностей личности, так называемой «музейной потребности». При этом учитывается, что возможности для роста посещаемости музеев области имеют свои ограничения, что связано с вопросами вместительности и пропускной способности музейных учреждений.
Симбиоз новых форматов музейной работы и классических форм деятельности увеличит количество посещений музеев к концу 2019 года до полумиллиона человек.
Музейный проект «Искусно об искусстве» государственного художественного музея использует следующий механизм достижения поставленной цели:
- Расширение форм работы, которые будут соответствовать духу времени.
- Использование передовых маркетинговых технологий, для «искусной» подачи своей деятельности.
Результатом реализации проекта станет увеличение к концу 2019 года посетителей до 115 тыс. человек (на 15% по отношению к 2016 году).
- «Через творчество к знаниям» - проект государственного историко-краеведческого музея, результатом реализации которого станет увеличение посещений творческих мероприятий музея не менее чем на 25 % (более 36,0 тыс.) к концу 2019 года.
- «ЛитИстория» - проект государственного литературного музея. В результате реализации проекта к концу 2019 года количество посетителей увеличится до 47 тыс. человек.
- «Музейная перезагрузка» - проект государственного историко-художественного музея-диорамы, результатом которого станет увеличение количества участников мероприятий военно-патриотической направленности на 33 % (от 26,392 тыс. чел. с 2014-2016 гг.) к концу 2019 года.
- «От ремесла к искусству» - создание нового музейного комплекса на базе музея народной культуры. В результате реализации данного проекта предполагается создать уникальный многопрофильный музейный комплекс по изучению, сохранению, возрождению и развитию народной культуры Белгородчины в общем культурном пространстве региона, благодаря чему, посещение музея к концу 2019 года составит не менее 68 тыс. человек.
Проектная деятельность получила большое распространение в муниципальных районах и городских округах для продвижения социально значимых культурных ценностей и идей. Так, в реализации у структурных подразделений управления культуры Губкинского городского округа в отчетном году находился 21 проект, особо значимые среди которых - «Формирование интереса среди молодежи к чтению посредством кинематографа», «Развитие духовно-нравственного и семейного воспитания у молодого поколения Губкинского городского округа («Один раз на всю жизнь»), «Приобщение детей к изучению обрядово-игровой культуры через изготовление традиционной народной куклы («Календарь народной куклы»), «Развитие предпринимательских навыков у молодежи посредством интеллектуально-досуговой деятельности («Герой нашего времени») и другие.
В Вейделевском районе в 2016 г. в сфере культуры осуществлялась реализация 15 проектов, из них - 5 переходящих с 2015 г. и 11 новых. К примеру, результатом проекта «Танец - ритм жизни» - по обучению основам танцевальной культуры жителей Вейделевского района различной возрастной категории, созданы 23 новых танцевальных коллектива; «Достояние района доступно каждому» проект туристической направленности «Создание условий для популяризации достопримечательностей Вейделевского района» был инициирован в декабре 2016 года, к реализации был запланирован в 2017 году.
Управлением культуры Валуйского района велась работа по реализации 14 проектов, что позволило дополнительно материально простимулировать работников учреждений культуры. Наиболее интересные проекты: «Организация и проведение интеллектуального шоу «Умник» на базе МУК «Центр культурного
развития» города Валуйки», «Создание театральных любительских объединений на базе библиотек МУК «МЦБ Валуйского района», «Организация клубов «Мастерская счастья», направленных на укрепление семьи и семейных отношений на базе культурно-досуговых учреждений клубного типа муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» и др.
Интересен межведомственный проект «Будущее на 5+» участником которого является управление по культуре и молодежной политике Яковлевского района, получивший высокую оценку Правительства области. По мнению разработчиков проекта, работу по созданию благополучного и солидарного общества можно организовать в пяти приоритетных направлениях, которые затрагивают интересы всех слоев населения района:
1) интеллектуально-творческое развитие молодого поколения;
2) физическое развитие детей и молодежи;
3) уважение к старшему поколению и памяти предков;
4) создание рекреационных пространств и благоустройство территории;
5) самоуправление и гражданская ответственность.
В рамках программы в течение 5 лет предполагается реализовать порядка 100 проектов с общим бюджетом до 1 млрд рублей.
Не менее важным представляется проект «Создание центра духовно-нравственного и патриотического воспитания «Русский мир» на территории Дмитриевского сельского поселения Ракитянского района».
Созданный Центр военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Русский мир» - районный центр координации деятельности военно-патриотических и кадетских клубов Ракитянского района. Это база для проведения массовых районных мероприятий (форумов, слетов, спартакиад, квестов для молодежи и т.д.) с охватом более тысячи человек в год.
Одной из главных задач, стоящих перед учреждениями культуры - сохранить и передать созданную поколениями, уникальную народную художественную культуру, которая отражена в богатстве и многообразии песенного, декоративно-прикладного творчества, семейно-бытовых традициях, многоцветной палитре народных костюмов, разнообразии этнографического материала. Одна из комнат Центра отведена под музейную экспозицию крестьянского быта «Русская изба».
Символично, что Центр «Русский мир» работает на святом, намоленном месте. Здесь более века находилась церковь во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Духовно-просветительский центр размещен на месте алтаря бывшей церкви имени Димитрия Ростовского. Авторы проекта с уважением отнеслись к традициям Русской Православной Церкви и при реконструкции здания сохранили овальную форму помещения, оформив его с использованием образов икон, молитвы, заповедей.
Занятия в Духовно-просветительском центре ведет настоятель храма Святителя Димитрия Ростовского села Дмитриевка отец Иоанн (Сиончук). Отец Иоанн (Сиончук) воспитывает детей не только на основе проповедей и православной литературы, но и личным примером. Являясь человеком творческим и увлеченным моделированием техники Великой Отечественной войны, он старается вовлечь в мир творчества и своих учеников. В зале размещены работы настоятеля и юных дмитриевцев. На стенах здания размещены цитаты о духовности и патриотизме великих русских исторических деятелей: А. Невского, П. Столыпина, А. Пушкина, А. Чехова, Ф. Достоевского, В. Даля. Отдельная выставка посвящена великому подвижнику и молитвеннику земли Ракитянской архимандриту Серафиму (в миру
Дмитрию Александровичу Тяпочкину). Могила старца Серафима и памятник ему на церковном дворе Свято-Никольского храма п. Ракитное являются местом поклонения сотен верующих и паломников из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Таким образом, феномен славянства в цивилизованном, геополитическом и этнологическом измерении является значимым фактором истории современного человечества. К сожалению, социальные катаклизмы конца XX и начала XXI веков привели к существенным деформациям славянского национально-культурного самосознания, к размыванию и утрате многих корневых основ славянской художественной культуры и искусства. Происходящие процессы общественно-политической и культурной жизни сегодняшнего дня требуют всестороннего осмысления закономерностей исторического и духовного пути славянских народов, поиска объединяющего начала в многополярном мире.
На основе рассмотренных векторов развития культуры славянского мира в Белгородском регионе можно заключить, что сегодня в регионе проводится значительная работа по сохранению духовных традиций славянского народа и передаче их подрастающему поколению.
Вместе с тем, для сохранения единства славян, проживающих в Украине и других странах, необходимо продолжать поддерживать между ними интенсивный культурный обмен расширять и укреплять экономические связи, проводить согласованную информационную политику, с целью противодействия любым попытками манипулирования историческими фактами и исключения деструктивных направлений, устанавливающих искусственные барьеры между славянскими народами.
Список литературы
1. Куликова О.Ю. Славянский вопрос в ракурсе современных историко-политических исследований // Режим доступа: http://libryansk.ru/slavyanskij -vopros-v-rakurse--brsovremennyh-istorikopoliticheskih-issledovanij.21025/ (дата обращения: 11.08.2018).
2. Казанцева Д.Б. Основные ценности славянской культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 1. - С. 22-26.
3. Кафтан В.В. Духовно-ценностное противоборство в современной России // Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика: материалы II всероссийской научно-методической очно-заочной конференции / отв. ред. С.В. Бойко. -Череповец: Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2013. -С. 16-23.
4. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. -Харьков; М., 1999. - 615 с.
5. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - СПб., 1994. - С. 164-165.
6. Соловьев В.С. Первый шаг к положительной эстетике // Литературная критика. - М., 1990. - С. 5966.
7. Лаза В.Д. Русская духовная традиция воспитания и социализации в трудах отечественных ученых // // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 2. - С. 119-123.
8. Рябова Л.А. Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья: автореф. дис. ... к. пед. наук: 13.00.01 / Институт развития личности Российской академии образования. - М., 1998.
9. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1998. - 248 с.
10. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // Хомяков А.С. О старом и новом. - М.: Современник, 1988. - 115 с.
11. Даль В. Письмо к издателю А. И. Кошелеву // Опыты православной педагогики. - М., 1993. - 39 с.
12. Меньшов В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д. Ушинского // К.Д. Ушинский. Русская школа. - М., 1994.
13. Ильин И.А. Основные задачи воспитания // Православная беседа. - 1995. - № 1. - С. 91-97.
14. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Православная беседа. - 1996. - № 2. - С. 78-83.
15. Основные итоги работы учреждений культуры и искусства Белгородской области в 2016 году / Сост. Г.Л. Зуева. - Белгород, 2017. - 89 с.
VALUE POTENTIAL OF THE SLAVIC CULTURE AS A BASIS OF FORMING AND BRINGING UP A PERSONALITY
M.N. Kireev1), N.V. Kireeva2), E.N. Koreneva3), V.V. Kistenyov4) 1,2,3,4) Belgorod State Institute of art and culture 1) e-mail: [email protected] 2'3) e-mail: [email protected] 4) e-mail: [email protected]
The article deals with the phenomenon of Slavdom as a significant factor in the history of the contemporary mankind and with the value potential of the Slavic culture as a special hierarchically-structured combination of life-purpose values which determine peculiarities of worldview, people's personal and group activity in the Slavic world formation and development. Unfortunately, social disasters in the end of the XXth and in the beginning of the XXIst cc. led to considerable deformations of national and cultural identity, to erosion and loss of many root foundations of the Slavic culture and art. Contemporary processes of social, political and cultural life require all-round comprehension of historical and spiritual way of the Slavic nations, search for a spiritual bond in the multipolar world.
Keywords: value, Slavic culture, cultural identity, spirituality, upbringing, social settings, authenticity.