tion of the Russian Federation according to the implementation of the standards of the RLD-complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 89.
4. Nazarenko, L.D. and Vavilov, V.M. (2014), "Physiological mechanism of influence of means of athletic gymnastics on men of the second mature age (40-49 years)", Pedagogical, psychological and medico-biological problems ofphysical culture and sports, No. 9 (2), pp. 134-140.
5. Savin, S.V. and Stepanova, O.N. (2017), "Technique of functional (fitness) training of women of mature age", Physical and health culture, No. 1 (61), pp. 42-45.
6. Savin, S.V., Stepanova, O.N., Sokolova, V.S. and Nikolaev, I.V. (2017), Wellness training for people of mature age: orientation, content, techniques, Moscow.
7. Stafeeva, A.V. and Deryabina, A.L. (2016), "Effectiveness of exercise and recreational activities with power fitness with men of mature age", The successes of modern science and education, No. 1 (12), pp. 209-212.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.06.2020
УДК 378.4
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Николай Сергеевич Федюк, преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Елена Владимировна Климова, кандидат биологических наук, доцент, Алексей Алексеевич Мазенков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий Андреевич Тихончук, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена изменением системы ценностей, снижением роли физической культуры в жизни современной молодежи и, как следствие, отсутствием мотивационно-ценностного отношения к ней. Рассмотрены понятия «ценность» и «ценностный потенциал». Определено предназначение физической культуры, способствующее формированию гармонично-развивающейся личности. Сделано заключение о необходимости повышения уровня физической подготовленности студентов посредством благоприятного воздействия на организм физических упражнений. Ценностный потенциал физической культуры определяется не столько уровнем развития и физическим здоровьем человека, но также и повышением уровня его когнитивных способностей, что положительным образом влияет на его конкурентоспособность и востребованность в профессиональной сфере.
Ключевые слова: физическая культура, образование, общество, личность, ценностный потенциал.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p147-151
VALUE POTENTIAL OF PHYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATION
SYSTEM
Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian
State University of Communication, Novosibirsk; Nikolai Sergeevich Fedyuk, the teacher, Military Communication Academy, St. Petersburg; Elena Vladimirovna Klimova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexey Alekseevich Mazenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Communication, Novosibirsk; Arcady Andreevich Tikhonchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Abstract
The relevance of the article is due to a change in the value system, a decrease in the role of physical culture in the life of modern youth and, as a result, the lack of motivational and value attitude to it. The concepts of "value" and "value potential" are considered. The purpose of physical culture is defined, which contributes to the development of value potential and, as a result, the formation of a harmoniously developing personality. It is concluded that it is necessary to increase the level of physical fitness of students through the impact of physical exercises on the body, since physical culture and awareness of its values contributes to the development and strengthening of not only health, but also to increase the level of cognitive abilities of a person, which makes it more competitive and in demand in the professional sphere.
Keywords: physical culture, education, society, personality, value potential.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что с развитием современных информационных технологий, и, как следствие, расширением индустрии развлечений, с каждым днем педагогам все сложнее заинтересовать обучающихся, систематически заниматься физической культурой. Об этом свидетельствует низкий уровень физической подготовленности студентов, обучающихся в Сибирском государственном университете путей сообщения (далее - СГУПС). Данное положение дел является критическим, возникает острая необходимость в принятии мер направленных на повышение роли физической культуры в жизни общества. Назрела потребность в пересмотре системы ценностей современной молодежи с акцентуацией на потенциале физической культуры.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Понятие «ценностный потенциал» не является чем-то новым в педагогике. Однако данный термин не имеет однозначного определения. Для большего понимания, проанализируем ряд понятий так или иначе связанных с ним. В основе словосочетания «ценностный потенциал» лежат такие термины, как «ценность» и «потенциал». Рассмотрим каждое из них подробнее в контексте взаимосвязи с физической культурой и личностью.
Ценность определяется, прежде всего, как идеальная норма, соотносящаяся с трансцендентальным сознанием общества. Ценности - это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества [5]. Ценности физической культуры - представляют собой особую квинтэссенцию, направленную на решение социальных, профессиональных и личностных задач [4].
Потенциал в переводе с латинского «potentia» - сила, возможности, представляющий собой совокупность имеющихся средств. «Потенциал личности» определяет способность человека умножать свои внутренние возможности (сверхчеловек) [3]. Ценностный потенциал личности с одной стороны предполагает осознание ценностей лично значимых для конкретного человека, с другой признание личностью роли практических ориентиров и формирование на их основе полезных привычек и шаблонов поведения.
Ценности являются производной ценностного потенциала личности при условии включения их в мировоззрение и практической реализации в условиях профессиональной деятельности обусловленной определенной спецификой, требующей развития интеллекта. А, что понимается под интеллектом? Интеллект - это способность человека находить решение стоящих перед ним задач, а задачи могут быть совершенно разноплановые, ведь не мы учим жизнь, а она нас. Человек обладает как минимум 9 разновидностями интеллекта, которые помогают ему решать определенные задачи [2]. Один из видов - интеллект физический. Все прочие базируются на физическом интеллекте, поскольку тело человека является носителем всех их разновидностей, которые между собой взаимосвязаны.
Доказано, что даже самые простые физические упражнения вызывают повышенное сердцебиение, что влечет за собой и повышенное кровоснабжение, а значит и пита-
ние всего организма и мозга в частности. В защиту этого предположения говорят результаты американских исследователей из Техасского университета, которые, пришли к выводу, что физические упражнения стимулируют кровоснабжение задней поясной коры и гиппокампа, тем самым усиливается обмен веществ и повышается активность нейронов. Участники эксперимента, регулярно упражнявшиеся в спортзале, лучше проходили тесты на память, причём изменения происходили именно в такой последовательности: сначала улучшался кровоток, потом их когнитивные способности [6].
Именно поэтому потому любая даже самая «щадящая» гимнастика, которая выполняется регулярно, способствует улучшению кровообращения во всем организме, в том числе и в головном мозге. Исследователями неоднократно подчеркивалось, что ходьба особенно на свежем воздухе благоприятна для обогащения клеток кислородом. Кислородное голодание для мозга равносильно деградации. Ведь именно мозг меньше всего может прожить без доступа кислорода. А потому любые физические занятия на свежем воздухе имеют мгновенный эффект.
Нельзя недооценивать благоприятное воздействие на организм дыхательной гимнастики. Она насыщает мозг кислородом, что во всех отношениях идет на пользу памяти. Занятия плаванием сочетают нагрузки на все группы мышц в совокупности с дыхательными упражнениями, что благоприятно сказывается на кровоснабжении мозга и на его развитии.
На основании вышеприведенных исследований считаем возможным предположить, что осознание роли и ценности физической культуры формируют и ценностный потенциал личности и, как следствие, оказывают влияние на развитие интеллекта в целом. Последнее обеспечивает успешность выполнения человеком задач в профессиональной деятельности на высоком компетентном уровне [1].
В СГУПС стоит задача, которая заключается в организации процесса обучения обеспечивающего формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре. Установка студентов на здоровый образ жизни и физическое самосовершенствование, привитие им потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями представляют собой основную цель учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и осознание ценностей физической культуры.
Работа по реализации вышеуказанной цели потребовала от преподавателей кафедры «Физическое воспитание и спорт» проведения педагогического констатирующего эксперимента.
Целью эксперимента являлось установление уже существующих предположений о снижении роли физической культуры и недооценке её ценностей реализуемых в условиях образовательного процесса. В экспериментальных исследованиях принимали участие студенты, обучающиеся по основным образовательным программам в количестве 561 человек. Средний возраст обучающихся составил 20,4±0,4 лет.
В ходе педагогического наблюдения осуществляемого в течение в течение 20172020 гг. за проведением занятий по физической культуре установлено, что студенты систематически отсутствуют на плановых учебных занятиях по физической культуре, о чем свидетельствует процентная динамика их посещаемости отражённая в журналах учёта, представленная на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что занятия по физической культуре пропускает подавляющее большинство студентов. Общий процент посещаемости составляет 59±8,5%. Необходимо отметить, что наибольший процент посещаемости занятий студентами по физической культуре на первом и третьем курсах. В соответствии с программой обучения в ходе текущего контроля было проведено тестирование уровня развития физических качеств. Студенты, выполняли контрольные упражнения: на быстроту - бег на 100 метров, силу -сгибание и разгибание рук в упоре лежа и выносливость - бег на 1000 метров. Результаты текущего контроля представлены в таблице 1.
1курс 2 курс 3 курс
Рисунок 1 - Динамика посещения занятий студентами по дисциплине «Физическая культура», «Элективные
курсы по физической культуре»
Таблица 1 - Результаты физической подготовленности студентов
Физические качества Результаты
отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Быстрота 7% 15% 42% 36%
Сила 22% 15% 34% 29%
Выносливость 9% 24% 46% 21%
Приведенные результаты свидетельствуют о низкой физической подготовленности и степени развитости основных физических качеств у студентов. Недостаточный уровень двигательной активности, систематические пропуски занятий по физической культуре лишь подтверждают незаинтересованность студентов в развитии физических качеств, физического интеллекта и укреплении здоровья - в иерархии ценностей современной молодежи физическая культура не является естественной доминантой, что незамедлительно скажется и на снижении их интеллектуального потенциала.
По мнению доктора Джона Ретея «физические упражнения оказывают влияние, прежде всего на мозг и лишь затем на тело. Они управляют настроением, уровнем энергичности и внимательности, общим ощущением хорошего самочувствия» [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамика посещаемости учебных занятий по физической культуре и уровень физической подготовленности подтверждают необходимость создания благоприятных условий преподавателям для систематической физической тренировки студентов, которые способствовали бы не только воздействию на физические качества, но и на чувства, мировоззрение и интеллект обучающихся. Осознание ценностей физической культуры и внедрение их в структуру миропонимания человека и общества будет способствовать развитию и укреплению не только здоровья, но и повышению уровня когнитивных способностей человека, что сделает его более конкурентоспособным и востребованным в профессиональной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березина, Т.Н. О взаимодействии физических и интеллектуальных способностей // Психолог. - 2012. - № 1. - С. 1-24. - URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=47 (дата обращения: 01.01.2020).
2. Бирюкова, А. Интеллект как основа развития личности: понятия и определения интеллекта / А. Бирюкова // Аналитика культурологии. - 2009. - № 2 (14). - С. 73-75.
3. Глоссарий. Психологический словарь. - URL : http://www.psychologies.ru/glossary/15/potentsial/ (дата обращения: 01.01.2020).
4. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. -
384 с.
5. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов / В.Г. Кузнецов. - Москва : ИНФРА-М, 2005. - 731 с.
6. Стасевич, К. Физическая активность и мозг. - URL : https://www.nkj.ru/archive/articles/32066/ (дата обращения: 01.01.2020).
7. Лоуренс, Д. Тренируйте свой мозг с помощью упражнений. - URL : https://www.webmd.com/fitness-exercise/features/train-your-brain-with-exercise#1 (дата обращения: 01.01.2020).
REFERENCES
1. Berezina, T. (2012), "Оп the interaction of physical and intellectual abilities", Psychologist, No. 1, pp. 1-24, available at:: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=47.
2. Biryukova, A. (2016), "Intelligence as the basis for personal development: concepts and definitions of intelligence", Cultural Studies Analytics, No. 2 (14), pp. 73-75.
3. Glossary. Psychological dictionary, available at: http://www.psychologies.ru/glossary/15/potentsial/.
4. Evseev, Yu.I. (2003), Physical culture, Phoenix, Rostov-on-Don.
5. Kuznetsov, V. (2005), Dictionary of philosophical terms, INFRA-M, Moscow.
6. Stasevich, K. (2017), Physical activity and the brain, available at: https://www.nkj.ru/archive/articles/32066/.
7. Lawrence, J (2018), Train Your Brain With Exercise, available at: https://www.webmd.com/fitness-exercise/features/train-your-brain-with-exercise#1.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2020
УДК 796.011
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана Юрьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет
Аннотация
В материалах статьи представлены обобщенные результаты теоретического и эмпирического исследований о физической подготовленности детей 6-11 лет к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Проанализированы компоненты содержательной части программ по физическому воспитанию учащихся дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Диагностика физической подготовленности дошкольников и младших школьников, показывает уровень развития двигательных способностей, характеризуя одну из сторон физического развития детей. Разработаны методические рекомендации активизации двигательной деятельности обучающихся на занятиях по физической культуре, направленных на всестороннее гармоничное физическое развитие детей среднего возраста и подготовки к сдаче норм комплекса ГТО.
Ключевые слова: дети, двигательные способности, физическая подготовленность, двигательная активность, физическое развитие, физическое воспитание, диагностика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p151-157
INTEGRATED APPROACH TO THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AND TRAINING TO DELIVER THE STANDARDS OF ALL-RUSSIAN PHYSICAL
CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" OF LEARNERS OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY GENERAL EDUCATION
Svetlana Yurievna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow
City University