Подходы к оценке качества программ физической культуры в системе высшего образования: российская и международная практика
Чайковская Ольга Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Московский государственный строительный университет (национальный исследовательский университет)», [email protected]
В статье анализируются существующие подходы к оценке результативности (качества) программ физической культуры, реализуемой в условиях вуза. В работе определены инструменты, позволяющие оценивать качество программ физической культуры в системе высшего образования, в частности показано, что для комплексной реализации компетентностного подхода необходимо учет следующих трех факторов: во-первых необходимо удовлетворить потребности в повышении профессиональных знаний, позволяющих разработать собственную стратегию сохранения и повышения уровня физического развития и привлечения к здоровому образу жизни; во-вторых создания ценностно-мотивационных установок, формирующих психологическую ориентацию на решение личностных и профессиональных проблем с помощью элементов парадигмы здорового образа жизни, а также устойчивость по отношению к негативному влиянию социума; в-третьих - формирования или сохранения на достаточном для успешной профессиональной деятельности уровня физического развития с помощью физических упражнений.
Ключевые слова: программы физической культуры, студенческая молодежь, ценностные установки, педагогические измерения, компетентностных подход
Международные исследования физической активности населения указывают на то, что все больше населения отказывается от физической активности. На основании данных исследования, включающего 122 стран было выявлено от 25% до 33% населения не обладают информацией о пользе физических упражнений, при этом со всех наблюдаемых странах более половины населения не занимаются физической культурой или спортом регулярно и этот процент постоянно повышается в странах с низким уровнем дохода1. Все это является причиной повышения уровня заболеваемости хроническими заболеваниями сердечнососудистой системы, депрессии, синдрома хронической усталости, эпидемии ожирения, распространения вредных привычек. Кроме того, многочисленные исследования в области результативности физической активности указывают на то, что она положительно влияет на успех в профессиональной деятельности, так как существенно увеличивает память и когнитивные функции2.
Для сохранения здоровья населения необходимо усилить информированность населения в данной области, а также повышение результативности усвоения привычек здорового образа жизни, в которые входит и необходимость регулярной физической активности, развития распространения в обществе ценностей здорового образа жизни3.
В этих условиях система высшего образования является фактически единственным инструментов, позволяющим институционализированно достичь данных целей, и кроме того, стать источником положительного внешнего эффекта на окружающих, привлекать все больше людей к ценностям здорового образа жизни. Однако значительное количество педагогических исследований в области физической подготовки студентов указывает на то, что ее уровень эффективности недостаточен, у будущих специалистов не формируются привычки здорового образа жизни, зачастую и информированность относительно пользы регулярной физической активности находится на низком уровне, при этом данная проблема характерна фактически для всех стран мира (кроме ряда стран Юго-Восточной Азии).
С другой стороны, в ряде исследований показано, что физическая активность в ВУЗе фактически предоставляет наибольшее количество возможностей для усвоения привычек здорового образа жизни
1 To, Q. G., Chen, T. T., Magnussen, C. G., & To, K. G. (2013). Workplace physical activity interventions: a systematic review.
GO American Journal of Health Promotion, 27(6), e113-e123.
2 Lee, S., Burgeson, C., Fulton, J., & Spain, C. (2007). Physical educa-^ tion and physical activity: Results from the school health policies and
CM
programs study 2006. Journal of School Health. 77(8), 435-463.
оГ 3 Иванов А. В., Иванченко Ю. Н. Стратегическое развитие отрасли
физической культуры и спорта // ППМБПФВС. 2008. №6
чем это позволяет школьное образование. В большей степени это связано с разнообразием программ физической культуры, отражающих индивидуальные предпочтения обучающихся4.
Современная система образовательных стандартов высшего образования в России предполагает применение компетентностного подхода, наличие измеримых целей усвоения отдельных дисциплин и образовательных программ в целом.
В современных рабочих программах дисциплины «Физическая культура», реализуемых в высших учебных заведениях при реализации образовательных программ, не связанных с физкультурой и спортом, определяются по уровням шкалы компетентности цели достижения занятий физической культурой в ВУЗах. В частности, на ступени «владеть» в большинстве программ указывается на то, что ключевой целью является то, что «выпускник должен самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»5.
Также, анализ их содержания указывает на то, что в них также могут содержаться требования к выполнению реферата на заданную тему в соответствии с определенными требованиями, а также ряд определенных целевых установок, характеризующих общее физическое состояние выпускника, такие как выполнение нормативов бега на 100 и 3000 метров юношами (100 и 2000 метров девушками соответственно), прыжков, наклонов корпуса, упражнений на пресс, приседаний, количество прыжков со скакалкой за одну минуту, отжимания и подтягивания.
Также, в большинстве программ указывается, что студенты получают зачет только в случае, если выполнено более 70-80% нормативов. Таким образом, в современной системе высшего образования нормативно определяется необходимость достижения целей, связанных с развитием навыков и привычек здорового образа жизни и достижения оптимальной для человека формы, в то время как ее характеристики определяются рядом постепенно увеличивающихся нормативов и выполнением рефератов на заданную тему.
Однако исследования указывают на то, что современный уровень физической подготовки выпускников школ постоянно снижается, увеличивается количество студентов, обладающих вредными привычками, хроническими заболеваниями, а также избыточной массой тела. К одной из причин сложившейся ситуации необходимо отнести то, что в современном школьном образовании обучающиеся заинтересованы в большей степени в
4 Масалова О.Ю. Методологические подходы к формированию физической культуры студента в высшей школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №3 (103).
5 Например, аналогичные условия определены в РПД дисциплины «Физическая культура» http://ksei.ru/netcat_files/userfiles/EI0S/380301FK/Prikladnaya_fizi
cheskaya_kultura.pdf
успешной сдаче тестов ЕГЭ для более успешного поступления в вуз, чем в гармоничном физическом или интеллектуальном развитии, поэтому занятиям физической культуре уделяется все меньше внимания в старших классах школы.
Таким образом, применение стандартных тестов для оценки результативности программы могут не отражать улучшений физического состояния студентов, имеющих низкий уровень на начало освоения программы высшего образования. В ряде случаев программа позволяет существенно улучшить состояние физической формы, но не позволит достичь целевых показателей нормативов.
С другой стороны, студенты, обладающие высоким уровнем спортивной подготовки, могут не только не повысить, но и существенно снизить уровень активности, и при этом успешно сдавать постепенно повышающиеся нормативы. Следовательно, подход к педагогическим измерениям, связанным только с написанием реферата и сдачи нормативов, по мнению автора, не отражает сущность компетентстного подхода, заключающегося в достижении комплексных целей, имеющих влияние ценностные установки и привычки, сохраняющиеся у обучающихся на протяжении всей жизни.
Следовательно, результативность реализуемой программы физической культуры в условиях ВУЗа может не отражать достижение поставленных целей. Студенты, привлекаемые к спортивному образу жизни, могут так и не быть отнесены к определенному уровню компетенции из-за недостаточно успешной сдачи нормативов. Все это говорит о том, что в современной системе преподавания физической культуры возникает противоречие между принятыми подходами к формированию компетенций и методами их оценки.
В этой связи возникает необходимость переосмысления современной российской и международной практики оценки качества программ физической культуры в системе высшего образования, поиска новых инструментов и методов педагогических измерений6. Так как, согласно международным исследованиям, проблема недостаточной вовлеченности студентов в процессы совершенствования уровня физической активности характерны и для стран ЕС и США, несмотря на высокий уровень развития спорта в системе высших учебных заведений.
В современных исследованиях показана связь между рядом характеристик педагогического процесса в области физической культуры студентов, значимых для поиска новых подходов к педагогическим измерениям.
В частности исследование, проведенное на основании анкетирования студентов в 150 университетах США показало, что обучаемые не имеют достаточного уровня знаний относительно значимости физической культуры для поддержания и укрепления здоровья, при этом не была определе-
6 Adams, T.M. II., Graves, M.M., & Adams, H.J. (2006). The effectiveness of a university level conceptually-based health-related fitness course on health-related fitness knowledge. Physical Educator, 63(2), 104-112
на и зависимость между уровнем компетентности в данной области и физической активностью. Зачастую обладающие знаниями о пользе физических упражнений студенты не занимаются регулярно физической культурой, в то время как студенты, не владеющие такой информацией - посещают регулярные тренировки7.
Между тем в других исследованиях показана зависимость между психологическими особенностями личности, связанными с потребностями преодолевать трудности наиболее рациональным способом и потребностями в регулярной физической активности. При этом в тех же исследованиях показано, что данные установки формируются именно посредством воспитательных действий в процессе преподавания физической культуры в системе образования. Также показано, что эффективность преподавания физической культуры в первую очередь основывается на поиске инструментов мотивации, формирующей ценностные установки студентов в области сохранения или формирования привычек здорового образа жизни8. При этом обучающиеся могут не обладать глубокими знаниями в области пользы физической активности и ее влияния на социальную и профессиональную сферу.
Следовательно, при оценке качества программ физической культуры в системе высшего образования необходимо учитывать не только знания в данной области и выполнение ими необходимых нормативов физического развития, но и оценивать сформированность ценностных установок в области привлечения к здоровому образу жизни.
Таким образом, говоря об оценке качества программ физической культуры в системе высшего образования необходимо определить инструменты педагогических измерения относительно следующего:
- повышение профессиональных знаний в данной области, позволяющих разработать собственную стратегию сохранения и повышения уровня физического развития, привлечение к здоровому образу жизни;
- создание ценностно-мотивационных установок, формирующих психологическую ориентацию на решение личностных и профессиональных проблем с помощью элементов парадигмы здорового образа жизни, формирование устойчивости по отношению к негативному влиянию социума;
- сохранение на достаточном для успешной профессиональной деятельности уровня физического развития с помощью физических упражнений.
Относительно первого необходимо отметить, что значимость теоретической подготовки в области физической культуры значительна, в то время как компетентность в данной области согласно значительному количеству реализуемых в настоящее время программ относится к написанию реферата на заданную тему. Между тем, по мнению автора, наиболее подходящим инструментом педагогических из-
со ^
0
сч
сч
01
7 Там же
8 Kulinna, P.H., & Silverman, S. (2000). Teachers' attitudes toward teaching physical activity and fitness. Research Quarterly for Exercise and Sport, 71, 80-84.
мерений является применение тестовых заданий с выбором одного верного ответа из нескольких. По мнению автора, в состав данного теста должны входить вопросы, отражающие значимость регулярных занятий физической культурой и спортом для повышения качества социальной и профессиональной жизни, влияния на психоэмоциональную сферу, объективные показатели здоровья сердечнососудистой системы, основанные на современных результатов исследований.
По отношению к мотивационной сфере необходимо, чтобы в процессе освоения программы у обучающихся были сформированы ценностные установки на продолжение занятиями физической культурой. Данные показатели могут быть измерены с помощью специализированных психологических опросников, учитывающих особенности региона, программы обучения, гендерной структуры. По мнению автора целесообразно данные оценки проводить как в начале, так и в конце обучения для оценки качества программы обучения для оценки качества программы, так как результативность занятий физической культуры в ВУЗе определяется тем, будут ли будущие специалисты в той или иной области регулярно посвящать время физической активности, придерживаться здорового образа жизни. При этом в настоящее время качество программ физической культуры в системе высшего образования с позиции психологических установок фактически не изучается.
По отношению к показателю повышения или сохранения достаточном уровне физического развития необходимо отметить, что большинстве случаев оценки результативности реализации программы обучения не учитывается начальный уровень подготовки. Между тем, именно он является значимой характеристикой, основой для измерения достигнутого прогресса. В этих условиях необходимо, чтобы у обучающихся были значимые измеримые показатели прогресса, возможно, отличные от распространенных нормативов, значение которых в меньшей степени влияют на мотивацию студента. Например, к таким показателям можно отнести такие как процент мышечной и жировой ткани в организме, жизненный объем легких, ЧСС в состоянии покоя, средней и пиковой нагрузки. Такие показатели, в большей степени характеризующие состояние здоровья, напрямую зависящие от физической активности чем физическая форма, могут оценить качество реализуемых учебных программ.
Реализация такого подхода потребует пересмотра системы педагогических измерений в области результативности занятий физической культуру в ВУЗе с одной стороны, с другой - потребует разработки соответствующих инструментов педагогических измерений, таких как разработка тестов в отношении формирования комплексных знаний в области физической нагрузки и ее влияния на здоровье, психоэмоциональное состояние и профессиональные качества специалистов.
Предлагаемый подход позволит реализовать компетентностный подход в традиционно про-
блемной области современного высшего образования так как позволит участь:
- недостатки программ физической культуры в системе высшего образования;
- современные достижения в области определения и повышения их эффективности;
- многоаспектно оценить качество их реализации с позиции приобретаемых знаний, навыков и улучшения физической формы обучающихся.
Литература
1. Adams, T.M. II., Graves, M.M., & Adams, H.J.
(2006). The effectiveness of a university level conceptually-based health-related fitness course on health-related fitness knowledge. Physical Educator, 63(2), 104-112
2. To, Q. G., Chen, T. T., Magnussen, C. G., & To, K. G. (2013). Workplace physical activity interventions: a systematic review. American Journal of Health Promotion, 27(6), e113-e123.
3. Keating, X.D., Harrison, L., Chen, L., Xiang, P., Lambdin, D., Dauenhauer, B. et al. (2009). An analysis of research on student health-related fitness knowledge in K-16 programs. Journal of Teaching in Physical Education, 28, 333-349.
4. Kropski, J.A., Keckley, P.H., & Jensen, G.L. (2008). School-based obesity prevention program: An evidence-based review. Obesity, 16(5), 1009-1013
5. Kulinna, P.H., & Silverman, S. (2000). Teachers' attitudes toward teaching physical activity and fitness. Research Quarterly for Exercise and Sport, 71, 80-84.
6. Lee, S., Burgeson, C., Fulton, J., & Spain, C.
(2007). Physical education and physical activity: Results from the school health policies and programs study 2006. Journal of School Health. 77(8), 435-463.
7. Иванов А. В., Иванченко Ю. Н. Стратегическое развитие отрасли физической культуры и спорта // ППМБПФВС. 2008. №6.
8. Шуняева Е. А. Физическое воспитание студентов вуза с различной структурой физической подготовленности // Вестник спортивной науки. 2007. №2.
9. Масалова О.Ю. Методологические подходы к формированию физической культуры студента в высшей школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №3 (103).
10. Булавкина Т. А. Критерии оценки физической культуры студентов с точки зрения их личностной значимости // Новые исследования. 2011. №26.
11. Семенов С.А., Гжемская Н.Х., Галлямова О.Н. Педагогические условия, необходимые для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности во время занятий физической культурой // Ученые записки университета Лесгаф-та. 2015. №2 (120).
12. Семирханов Б.Р. Модель повышения конкурентоспособности высших учебных заведений на основе развития услуг физической культуры и спорта. // Инновации и инвестиции. 2015. №11. с.118-122
13. Шаталова И.Е., Резенькова О.В., Лукина Л.Б., Троценко Н.Н., Алиев Е.Е. Познавательная активность как результат деятельностного отно-
шения студентов специальных медицинских групп к физической культуре и здоровому образу жизни. // Инновации и инвестиции. 2014. №6. с.164-166
Approaches to assessing the quality of physical education programs in higher education: Russian and international practice Chaikovskaya O.E.
Moscow State University of civil engineering (National research University)
In article issued usage approaches to assessing the effectiveness (quality) of programs of physical culture, implemented in the conditions of the university. It was determinate that the tools that allow to evaluate the quality of physical education programs in the higher education system, it is necessary to increase the professional knowledge in this field, allowing student young to develop they own strategy for maintaining and increasing the physical development level, engaging in a healthy lifestyle; the creation of value-motivational attitudes that form a psychological orientation toward the solution of personal and professional problems with the help of elements of the paradigm of a healthy lifestyle, stability in relation to the negative influence of society; and also the formation or preservation of a level of physical development sufficient for successful professional activity with the help of physical exercises. Key words: programs of physical training, student youth, value-motivational attitudes, pedagogical dimensions, competence approach
References
1. Adams, T.M. II., Graves, M.M., & Adams, H.J. (2006). The effectiveness of a university level is based on health-related fitness knowledge. Physical Educator, 63 (2), 104-112
2. To, Q. G., Chen, T. T., Magnussen, C. G., & To, K. G. (2013).
Workplace physical activity interventions: a systematic review. American Journal of Health Promotion, 27 (6), e113-e123.
3. Keating, X.D., Harrison, L., Chen, L., Xiang, P., Lambdin, D.,
Dauenhauer, B. et al. (2009). An analysis of the research on student health-related fitness knowledge in K-16 programs. Journal of Teaching in Physical Education, 28, 333-349.
4. Kropski, J.A., Keckley, P.H., & Jensen, G.L. (2008). School-based obesity prevention program: An evidence-based review. Obesity, 16 (5), 1009-1013
5. Kulinna, P.H., & Silverman, S. (2000). Teachers' attitudes towards teaching physical activity and fitness. Research Quarterly for Exercise and Sport, 71, 80-84.
6. Lee, S., Burgeson, C., Fulton, J., & Spain, C. (2007). Physical
education and physical activity: Results from the school health policies and programs study. 2006. Journal of School Health. 77 (8), 435-463.
7. Ivanov A. V., Ivanchenko Yu. N. Strategic development of the
physical culture and sports industry // PPMBPFVS. 2008. № 6.
8. Shunyaeva EA Physical education of university students with
different structure of physical readiness // Vestnik sportivnoy nauki. 2007. № 2.
9. Masalova O.Yu. Methodological approaches to the formation of
the student's physical culture in higher education // Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2012. № 3 (103).
10. Bulavkina, TA, Criteria for assessing the physical culture of students in terms of their personal significance, New Research. 2011. № 26.
11. Semenov SA, Gzhemskaya N.Kh., Galliamova O.N. Pedagogical conditions necessary for the adaptation of students to future professional activities during physical training // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2015. №2 (120).
12. Semirkhanov B.R. A model to increase the competitiveness of higher education institutions through the development of physical education and sports services. // Innovation and investment. 2015. No.11. p.118-122
13. Shatalova I.E., Rezenkova OV, Lukina LB, Trotsenko NN, Aliev E.E. Cognitive activity as a result of the activity attitude of students of special medical groups to physical education and a healthy lifestyle. // Innovation and investment. 2014. No.6. p.164-166