Научная статья на тему 'Ценностный подход к формированию профессионально-экологической культуры будущего специалиста'

Ценностный подход к формированию профессионально-экологической культуры будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / VALUE APPROACH / PROFESSIONAL-ECOLOGICAL CULTURE / FUTURE EXPERT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко А. В., Гагарин А. В., Степанов С. А.

Раскрываются аксиологические особенности формирования профессиональной экологической культуры студента будущего специалиста в высшем учебном заведении в интересах устойчивого развития природы и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко А. В., Гагарин А. В., Степанов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value approach to the formation of professional-ecological culture of a future specialist

This article reveals axiological features of formation of professional ecological culture of a student a future expert from the point of view of interests of a sustainable development of nature and a society.

Текст научной работы на тему «Ценностный подход к формированию профессионально-экологической культуры будущего специалиста»

Социально-экологическое проектирование и образовательные технологии

А.В. Иващенко, А.В. Гагарин, С.А. Степанов

Ценностный подход к формированию профессионально-экологической культуры будущего специалиста

Раскрываются аксиологические особенности формирования профессиональной экологической культуры студента - будущего специалиста в высшем учебном заведении в интересах устойчивого развития природы и общества. Ключевые слова: ценностный подход, профессионально-экологическая культура, будущий специалист, устойчивое развитие.

Аксиологический (ценностный) подход в экологическом образовании будущих специалистов принципиально важен в условиях экологического кризиса, охватившего планету Земля. Обеспечить человеку, особенно будущему профессионалу в той или иной сфере народного хозяйства или управления, возможности для выживания и активной жизнедеятельности на планете - важнейшая государственная задача, значимое направление деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования в России в интересах совместного и устойчивого развития человека и окружающей его природной среды, среды его обитания.

Формирование готовности (психологической, теоретической, практической) личности молодого человека, студента - будущего специалиста1 - к активной деятельности в плане сохранения природного мира в неблагоприятной экологической среде, к деятельности экологически целесообразной (экологоориентированной) профессиональной, осуществляемой в контексте устойчивого развития природы и общества, есть одна из определяющих задач высшей школы в современных условиях глобального экологического кризиса. Такого рода готовность будущего специалиста есть проявление его профессионально-экологической культуры - личностного свойства, отражающего в целом готовность будущего специалиста ответственно относится к окружающей среде, его способность пользоваться своими экологическими знаниями, представлениями и умениями в профессиональной деятельности и характеризую-

1 Здесь и далее термины «студент» и «будущий специалист» употребляются в качестве аналогов, поскольку в исследовании принимали участие студенты московских вузов - будущие специалисты различной профессиональной ориентации.

щего особенности экологоориентированного мировоззрения, поведения и деятельности личности.

Профессионально-экологическая культура в контексте профессиональной деятельности будущего специалиста, с одной стороны, есть неотъемлемый (имманентный) компонент профессионализма личности, выраженный, прежде всего, в проявлении его экологической компетентности. |

С другой - отражение экологического сознания его личности, централь- и

ным элементом которого является мировоззренческий (экологоориентированное мировоззрение [2]), детерминирующий соответствующее поведение будущего специалиста - как в экологически проблемных, так и в обыденных ситуациях профессиональной деятельности.

Системное значение в адекватном проявлении профессионально-экологической культуры специалиста имеет уровень сформированности (освоения) у него экологоориентированных ценностей и превращение их в ценностные ориентации личности.

В общем плане ценность - одно из ключевых понятий современной общественной мысли. Оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных целей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного [6].

Ценности, в том числе экологоориентированные, присущи обществу. Выживание общества с его собственной социальной структурой и противоречиями должно быть высшей целью для всех его членов, и, следовательно, нормы, способствующие выживанию данного общества, - это высшие ценности, обязательные для каждого индивида [7]. Систему экологоориентированных ценностей следует рассматривать на уровне личности, социальной группы и общества, каждой из которых присущ определенный набор ценностей, выделяемых по социальному, региональному, этническому, возрастному и профессиональному критериям.

Особую значимость понятие ценности обнаруживает при анализе структуры человеческой деятельности, которая невозможна без ориентации в окружающем мире, сознательного выбора, предшествующего принятию решения, что, в свою очередь, предполагает оценку окружающих предметов и явлений, определение их положительной значимости для субъекта, постановку целей, выработку программ действий.

Анализ отечественной литературы показывает, что единый подход к определению понятия «ценность» не выработан, общепризнанное определение данного понятия в научной литературе отсутствует и дается авторами в зависимости от задач исследования. Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, разнообразием его

технологии

ш ш х форм, вариантов, хотя существуют общие исходные методологические

ОХХ тт

5^о позиции. Данная категория выражает сложную структуру взаимоотноше-1^5 ний между различными объектами материального и духовного мира, и до о£ £ сих пор идут уточнения и выявления значения ценностного отношения ос5 к материальным предметам и явлениям природы и к взаимоотношениям | I людей. Различия в концепциях ученых, их сопоставление позволили сде-

^ т

о § лать ряд важных обобщений: несмотря на разнообразие определений цен-'В ности, в каждом из них подмечены определенные сущностные признаки, присущие данному явлению; имеющиеся определения не исчерпывают, а дополняют друг друга; содержание понятия «ценность» обладает целым рядом признаков, свойственных, так или иначе, всем формам общественного сознания, - значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность; ценности представляют собой взаимосвязь объективного и субъективного; они имеют непринудительный и ненасильственный характер; в жизни человека они выполняют познавательную, социально-поведенческую и духовно-нравственную роль.

В рассмотрении сущности экологоориентированных ценностей в данной работе мы придерживались, с одной стороны, подхода, определяющего понятие «ценность» как значение данного предмета, явления действительности для субъекта, как отношение, связывающее объект с субъектом - отношение субъекта к объекту [3]; с другой - подхода, рассматривающего ценность как некий личностный смысл [5], как ориентир субъективной деятельности в мире социальных отношений [1]. Освоенные человеком экологоориентированные ценности становятся его ценностными ориентациями, характеристиками его внутреннего мира, личностным смыслом его деятельности, направленной на природу, деятельности экологически целесообразной (экологоориентированной).

Экологоориентированные ценности в каждый отдельный период играют свою роль и занимают свое специфическое место в жизни каждого человека, в том числе и в практике профессиональной деятельности. Они могут рассматриваться в следующих аспектах: аксиологическом (высшие жизненные ценности), когнитивном (через призму которых человек познает самого себя), процессуальном (осваиваются в процессе жизнедеятельности, формируются и развиваются в различных видах деятельности, в результате разрешения внутренних и внешних противоречий, проявляются в сфере экологического сознания, поступков, личностных свойств), ориентационном (определение ядра экологической ориентации человека, его отношения к миру природы, другим людям, самому себе).

Аксиологический (ценностный) подход в формировании профессионально-экологической культуры будущего специалиста в высшем

учебном заведении позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи его личности и природной среды, увидеть личностный аспект его ориентации на экологоориентированные ценности, установить их взаимосвязь с ценностными ориентациями, которая сводится к следующему: освоенные экологоориентированные ценности становятся ценностными о

ориентациями будущего специалиста, а степень их освоения определяет |

и:

уровень развития ценностных экологических ориентаций; ценностные о экологические ориентации - диалектическое образование как по структуре, так и динамике развития; в них слиты когнитивные и эмоциональноволевые компоненты; ценностные экологические ориентации на различных этапах имеют содержательную характеристику, которая охватывает достаточно широкий их диапазон, проявляются в целях, мировоззрении, взглядах, идеалах, мотивах, интересах, стремлениях личности; развитость ценностных экологических ориентаций - признак экологической зрелости личности, показатель меры ее экологической направленности; ценностные экологические ориентации характеризуются адекватностью, избирательностью, динамичностью; формирование ценностных экологических ориентаций способствует процессу развития личности в целом.

Экологические ценностные ориентации детерминируются общими условиями окружающей человека экологической среды. Они проявляются в целях, интересах личности, определяются ее особенностями и жизненным опытом, обусловлены и корректируются системой воспитания и образования, общественными отношениями.

Анализ современных глобальных экологических проблем показал, что, в связи с изменением глобальной экологической ситуации, формирование системы экологоориентированных ценностей будущих специалистов на современном этапе должно идти по трем направлениям: на основе согласования с запросами глобальной изменяющейся экологической действительности на планете; на базе толерантности по отношению к ранее существующим ценностям в системе «человек - природа»; в результате приспособления ранее существующих ценностей к новым условиям взаимодействия человека, общества и природы.

На основе обобщения подходов отечественных исследователей, а также с учетом эмпирических данных, нами выделены следующие группы экологоориентированных ценностей: предметно-экологические - являются частью «очеловеченного» окружающего природного мира человека и включают природные условия, ресурсы, объекты; социально-экологические - выражены в виде экологических традиций, правил, императивов человека; собственно-природные - естественное природное окружение как ценность [2]. Данные группы можно объединить в следующие типы

технологии

Социально-экологическое проектирование и образовательные технологии

ценностей: общечеловеческие; социоприродные; экологонравственные; экологогуманистические; экологоэстетические; социопродуктивная экологоориентированная деятельность как ценность; личностные (ориентированные на взаимовыгодные отношения человека с окружающим природным миром и с человеком как его неотъемлемой частью, на определение стратегии жизненного выбора личности, на физическое и духовное состояние личности).

Личностные ценности могут изменяться в зависимости от возраста, накопления общественного опыта и опыта практической экологоориентированной деятельности. Данные ценности осваиваются человеком на основе преобразования глобальной информации и социальных способов деятельности в личностно-значимые. Соответственно, такого рода ценности должны быть адекватны общечеловеческим и социоприродным.

Конечно, с точки зрения адаптации к современным процессам в обществе будущие специалисты - студенты, особенно младших курсов, находятся в «трудном положении», т.к. получение ими высшего образования происходит на фоне разрушения системы традиционных ценностей. Зачастую, явные противоречия социально-экономической и социальноэкологической действительности затрудняют адекватную рефлексию взаимосвязи происходящих общественных, экономических и экологических процессов. Личностная и профессиональная социализация студентов идет сложно и противоречиво, поскольку в ней отражается психологическое и нравственное состояние общества, главными характеристиками которого являются сегодня нестабильность и несформированность новых норм и ценностей, многие из которых поменяли свою оценку на прямо противоположную, превратившись из ценностей в антиценности.

Проведенный теоретический анализ позволил нам выделить основные функции экологоориентированных ценностей в проявлении профессионально-экологической культуры будущих специалистов: экологоориентирующая (отражает экологический аспект ориентации будущего специалиста в мире ценностей, выбор наиболее значимых для него, мировоззренческого осмысления экологической действительности и своих отношений с окружающим природным миром и людьми как его частью); смыслообразующая (отражает роль и место экологоориентированных ценностей в структуре экологоориентированного мировоззрения как его мотивационно-смыслового ядра); системообразующая (отражает аспект определения общего направления осуществления экологоориентированной деятельности); саморегуляции (отражает аспект саморегуляции студентом на личностном уровне мотивов и целей осуществления экологоориентированной деятельности).

Процесс освоения или отторжения превалирующих экологоориентированных ценностей не происходит механически - в результатах и в ходе этого процесса отражается и оценивается глубина и прочность экологических установок, сформированных ранее. Во-первых, это экологически с

традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе. Фор- с

мирующаяся личность осваивает традиционные формы поведения, которые постепенно входят в привычку, становятся важным аспектом эколо- с

гического сознания. Во-вторых, экологические установки они опираются на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать нормы взаимоотношений с природой. В-третьих, экологические установки основываются на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.

Психолого-педагогический аспект проблемы в общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр объективных экологоориентированных ценностей сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей личности, сделать так, чтобы объективные экологоориентированные ценности реально стали субъективно-значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее ценностными экологическими ориентациями. Процесс ориентации студентов на экологические ценности органично вплетен в ткань целостного педагогического процесса, следовательно, имеет все присущие ему черты и закономерности.

Наибольшая результативность экологического образования будущих специалистов достигается при оптимизации экологоориентированной деятельности студентов, включающей создание эмоционально-положительного настроя студентов на ее содержание, преодоление возможных трудностей в ее осуществлении, переживание ее важности для личности и общества, удовлетворение от ее целесообразной организации и конкретно значимых результатов, необходимость возможного слияния с деятельностью взрослых. Ведущими показателями, определяющими позицию студентов в экологоориентированной деятельности, являются готовность участвовать в данной деятельности, фактическое участие в ней, готовность и умение критические оценивать выполненную работу, ее результаты, понимание ответственности за качество выполняемой деятельности перед самим собой, коллективом, обществом.

Экологическое образование будущих специалистов есть результат взаимодействия объективных условий и субъективных факторов, от степени соответствия между которыми зависит его эффективность. Исследование проблемы показывает, что экологические ценности, их богатство

технологии

Социально-экологическое проектирование и образовательные технологии

глубоко осваивают те студенты, которые сознательно стремятся их понять и эмоционально освоить их значение в своей жизнедеятельности, активно трансформируют эти ценности в ценностные экологические ориентации. При этом важнейшим источником активности личности в процессе экологического образования являются потребности, степень их сформированности.

Важной особенностью оптимизации освоения экологоориентированных ценностей будущими специалистами является выявление и освоение его критериев. Мы выделяем четыре важнейших критерия: интеллектуальный, поведенческий, мотивационный, эмоционально-оценочный.

С целью оптимизации освоения будущими специалистами экологоориентированных ценностей как мотивационно-смыслового ядра формирующейся профессионально-экологической культуры следует также выделить специфику и функции их субъектов-носителей (в значении -выразителей, представителей).

Носителями экологоориентированных ценностей в условиях образовательных учреждений высшего профессионального образования являются педагог высшей школы и коллектив студентов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам рассматривать педагога высшей школы как субъекта-носителя экологической культуры. Важной задачей всех высших учебных заведений является развитие (культивирование, формирование) экологической культуры, существенным компонентом которой является интеллектуальная деятельность, гарантирующая гуманное и научно обоснованное взаимодействие (косвенное или прямое) любого специалиста с природой в профессиональной деятельности, культуры профессионально-экологической.

В связи со сказанным нами конкретизирована сущность понятия «профессионально-экологическая культура» как целостной системы, состоящей из ряда взаимосвязанных элементов: совокупности профессиональных экологических компетенций (экологоориентированных ценностных, нормативных, практических); экологоориентированного профессионального мышления включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей; системы убеждений, отражающих мировоззренческий уровень профессионально-экологической культуры; системы практических навыков и умений, определяющих уровень практической деятельности; культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращений экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступков; культуры принятия экологоориентированных решений в той или иной профессиональной деятельности; культуры чувств, харак-

теризующих уровень эмоциональной деятельности человека; осознания истоков, сущностей и путей решения экологических проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза.

Содержание процесса формирования профессионально-экологической культуры состоит в создании условий для осознанного освоения буду- с

щими специалистами этих отношений, к выработке нравственно-экологического императива. И в этом смысле несомненное, определяющее I

значение имеет освоение студентами системы экологоориентированных ценностей, которое предполагает разумное отношение к природе; обеспечивает осознание природы как общечеловеческой (глобальной) ценности; определяет мотивационную сферу поведения: оценочные суждения, взгляды, убеждения, потребность поступать экологически целесообразно; выступает смысловым ядром экологического сознания в системе формирующейся профессионально-экологической культуры, включающей когнитивный, перцептивно-аффективный, эмоционально-волевой, мотивационно-поведенческий, ценностно-ориентационный компоненты.

В педагогическом процессе формирования профессионально-экологической культуры ее нравственно-экологический аспект занимает важное место, в нем отражается эмоционально-ценностное отношение человека к природе, а также к самому себе и другим людям. И в этом смысле на первый план выступает проблема характеристики педагога высшей школы как субъекта-носителя нравственных экологоориентированных ценностей и нравственно-экологической культуры как одного из важнейших проявлений культуры профессионально-экологической. Нравственно-экологическая культура состоит из взаимодействующих факторов: специфический вид общественной (экологоориентированной) деятельности по созданию, передаче, освоению, творческому преобразованию моральных требований; возникающая в этой деятельности совокупность соответствующих идеалов, принципов, норм, реализующихся в конкретных действиях индивидов и социальных общностей; процесс духовнонравственного развития общества и человека, осуществляемый на основе деятельности по созданию, освоению и совершенствованию нравственных ценностей.

В механизме освоения экологоориентированных ценностей педагогу высшей школы как их субъекту-носителю свойственны следующие функции: прогнозирующе-проектирующая, образовательная, воспитательная, мобилизующая, регулятивная.

Влияние коллектива студентов на формирование их профессиональноэкологической культуры определяется его сформированностью, уровнем развития отношений в нем, степенью включенности каждого его члена

технологии

ш ш х в совокупность коллективных отношений. Направленное влияние при Ш этом оказывают следующие типы отношений, сложившиеся в коллективе: деловые, официальные отношения взаимной зависимости, контроля, о| ф объединяющие студентов в процессе разнообразной совместной деятель-ос5 ности; неофициальные межличностные отношения взаимной заинтере-| I сованности, формирующиеся в процессе неформального и формального о § общения студентов в коллективе; межличностные отношения избира-^ тельного характера, в основе которых находится взаимопонимание, симпатия и общие интересы.

В процессе реализации активного взаимоотношения и взаимонаправ-ленности воздействия коллектива и его членов проявляется характер существующих отношений, которые определяют нормы поведения студентов. Функциями коллектива студентов в механизме освоения ими экологоориентированных ценностей являются ориентирующая и регулятивная, основывающиеся на механизмах влияния на личность: общественное мнение (выступает критерием оценки собственных поступков и собственного поведения; предупреждает возможные нарушения нравственных норм студентами; воздействует одновременно на волю, сознание и чувства человека), групповые нормы (носящие положительный и отрицательный характер).

В заключение отметим, что экологоориентированные ценности есть мотивационно-смысловое ядро экологического сознания личности будущего специалиста, проявляющегося в форме экологически целесообразного поведения в профессиональной деятельности. Процесс освоения экологоориентированных ценностей будущим специалистом любой профессиональной сферы есть важнейшее условие формирования профессионально-экологической культуры его личности. Профессионально-экологическая культура, ее проявления (компетентностные и мировоззреческие = ценностные) в профессиональной деятельности будущего специалиста отражают экологическую ориентацию его личности, психологическую, теоретическую и практическую готовность к осуществлению ее (деятельности) с позиций экологической целесообразности, с позиций обеспечения возможностей для выживания человека на планете, для коэволюцион-ного и устойчивого развития системы «Человек - Природа - Общество».

Библиографический список

1. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978.

2. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.

3. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

4. Лихачев Д. С. Экология - проблема нравственная // Наше наследие. 1991.

№ 1. С. 3-4.

5. Олпорт Г. В. Личность в психологии. СПб., 1998.

6. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 765.

7. Фром Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 285-287.

15

го

67

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.