Научная статья на тему 'Ценностный переворот в эпоху глобализации'

Ценностный переворот в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
189
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАД / ЦЕННОСТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / WEST / UPHEAVAL OF VALUES / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье анализируется глобализация, в основе которой, прежде всего, культурная стратегия Запада, направленная на покорение и порабощение всего «другого», незападного. Западные ценности обличены в привлекательную упаковку таких красивых словосочетаний, как «права человека», «демократия» «свобода». Цель идеологической экспансии одна навязать свои ценности, образ жизни и мировосприятие всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностный переворот в эпоху глобализации»

Вальцев С. В.

г. Москва

Ценностный переворот в эпоху глобализации

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье анализируется глобализация, в основе которой, прежде всего, культурная стратегия Запада, направленная на покорение и порабощение всего «другого», незападного. Западные ценности обличены в привлекательную упаковку таких красивых словосочетаний, как «права человека», «демократия» «свобода». Цель идеологической экспансии одна -навязать свои ценности, образ жизни и мировосприятие всему миру. Abstract: the article analyzes globalization, which is based primarily Western cultural strategy, aimed at the subjugation and enslavement of all the "other" non-Western. Western values encapsulated in the attractive packaging such beautiful phrases like "human rights", "democracy", "freedom". The purpose of the ideological expansion of one - to impose their values, lifestyle and worldview worldwide.

Ключевые слова: Запад, ценностный переворот, глобализация. Keywords: West, upheaval of values, globalization.

Понятие «глобализация» вошло в наш лексикон сравнительно недавно. Глобализация оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни - экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения. Все эти сферы, вовлекаясь в убыстряющийся темп освоения и обмена информацией, приобретают качественно новые черты. Глобализация, являясь доминирующим цивилизационным процессом современности, вместе с тем, вбирает в себя многие свойства иных общемировых процессов, представляя собой явление принципиально новое в истории человечества, не являясь простым продолжением существовавших прежде интеграционных общемировых тенденций.

В основе своей глобализация - это, прежде всего, культурная стратегия Запада, направленная на покорение и порабощение всего «другого», незападного, некультурного, нечеловеческого. Глобализация - это принятие норм, ценностей и институтов западного бытия всем человечеством в качестве необходимости закона, «веления времени». В этой стратегии все «незападное», своеобразное, другое должно исчезнуть или занять свою скромную нишу в установленной системе ценностей. Национальные культуры должны считаться с требованиями западной культуры уже потому, что глобализация, как всемирный процесс, есть глобализация вокруг

западных ценностей. Культурный стержень глобализации - западная культура. Западные ценности обличены в привлекательную упаковку таких красивых словосочетаний, как «права человека», «демократия» «свобода». Цель идеологической экспансии одна — навязать свои ценности, образ жизни и мировосприятие всему миру.

Очень точно о происходящем в мире и о роли в этом процессе Запада сказал французский философ Рене Генон: «...Запад, без всякого сомнения, осуществляет свою экспансию повсюду. Вначале его влияние проявлялось только в материальной, наиболее близкой ему сфере, через насильственные завоевания, торговлю и контроль за природными ресурсами других стран. Сегодня же ситуация значительно усугубилась. Люди Запада, всегда жаждущие прозелитизма, столь им свойственного, преуспели в насаждении своего антитрадиционного и материалистического мировоззрения среди других народов. Если вначале их завоевания затрагивали людей только телесно, то сегодня они проходят в более тонкой сфере, отравляя умы людей и убивая в них всякую духовность.. .Ничто не способно опровергнуть эту истину — никакие лицемерные предлоги, никакие моралистические оправдания, никакие гуманитарные восклицания, никакие пропагандистские уловки, никакое (подчас довольное ловкое и искусное) внушение, пытающееся прикрыть эти разрушительные цели»'

Процесс глобализации тесно переплетен с процессом духовной деградации человека. Духовность упорядочила общество и фактически выделила человека из животного мира. В духовности были воплощены лучшие общечеловеческие идеалы на протяжении всей истории его развития, с начала формирования человека до сегодняшних дней. В наиболее общем плане эти идеалы были едины в разные эпохи и у разных народов, собственно, поэтому они и получили название «вечные ценности».

Если бы мы потрудились рассмотреть любые широко распространенные этические системы, то увидели бы, что все этические нормы сводятся к двум: аскетизму и альтруизму. Аскетизм выражается в требовании биологического самоограничения ради служения Богу или духовного совершенствования. Основными запретами являются запреты вещного потребления («Горе вам, богатые») и антисексуальные запреты («Не прелюбодействуй»). Наиболее полно данные запреты воплощаются во всевозможных постах, обетах, существующих в каждой из религий. Альтруизм выражается в требовании жертвы собственными ресурсами ради окружающих. Например, один из пяти столпов ислама — обязательная милостыня. Мягкой формой альтруизма является запрет на присвоение ресурсов, принадлежащих другому лицу («Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»). Сегодня мы наблюдаем закат духовности. Место аскетизма занимает гедонизм, а место альтруизма — эгоизм или, как его часто называют, индивидуализм.

Одним из основных инструментов культурного распространения глобализации является распространение масскультры, произведения которой преднамеренно выполняются на столь низком уровне, чтобы зритель мог оценить их, не имея особого образования и специальной подготовки. Чтобы быть общедоступным, а значит, иметь больший коммерческий успех, весь

материал подается элементарно, тривиально, банально. Любое классическое произведение перерабатывается в таком ключе, чтобы оно стало доступно человеку, не обладающему даже минимумом знаний и интеллекта.

Цивилизация, в которой основной целью является увеличение коммерческой прибыли, не заинтересована, чтобы человек был развитым существом: для поддержания товарно-денежного оборота выгоднее всего иметь в качестве потребителя серую усредненную массу, готовую купить то, что внушат. В результате идеалом цивилизации оказывается абсолютно расслабленный, во всем зависящий от нее потребитель, существующий лишь для поддержания товарно-денежного оборота.

Как отмечает социолог М. Дональд: «массовая культура внедрена сверху, технически сфабрикована бизнесменами, ее аудитория — пассивные потребители, их участие ограничивается выбором между "покупать" или "не покупать"... Массовая культура... интегрирует массы в упрощенные, сниженные формы высокой культуры, тем самым, становясь инструментом политического доминирования».

Проблема духовного декаданса заключается даже не в деградации, а именно в глобализации. Если мы окинем взглядом историю человечества, то увидим, что деградация того или иного народа не является редчайшим историческим событием. Уникальность сегодняшнего момента заключается в том, что деградации никогда не сопутствовала глобализация этой самой деградации.

Одним из аспектов духовной деградации является интеллектуальная примитивизация, так согласно опросам, проведенным среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет Национальным географическим обществом США в 2002 году, 87 % американцев не могли найти на карте Ирак, с которым США хотели тогда воевать, 29 % не могли найти Тихий океан, а 11 % не могли найти на карте США.

Интеллектуальная примитивизация непосредственным образом затрагивает сферу образования. Американская федерация учителей информирует о том, что уровень знаний школьников в области истории страны упал с 17 % (показатель двухлетней давности) до 11 % в прошлом году. Мониторинг, проведенный среди учеников 8 -х классов американских школ, показал, что большинство подростков понятия не имеют даже о том, какие страны участвовали во Второй мировой войне. В американских учебниках существует огромное количество неточностей и ошибок. Со страниц одного из учебников сообщалось, что первая атомная бомба была сброшена на Корею, а не на Японию. Но верхом невежества можно признать такую цитату: «Наполеон выиграл битву при Ватерлоо». В связи с тем, что во многих учебниках личное мнение авторов излагается как «истина в высшей инстанции», а также в связи со многими иными проблемами, американские специалисты в области образования среди прочих способов борьбы с ошибками предлагают и следующий, весьма оригинальный: вовсе отказаться от учебников по истории государства.

Отмечается тенденция к снижению математического образования в школах США, Англии, Германии, Японии. Это выглядит парадоксально: идет информатизация общества, растет потребность в сложных компьютерных системах, в программном продукте, в прикладной математике, а внизу, в

школах, где формируется основа — противоположная тенденция. И в особенности эта тенденция характерна для США, где либерализация образования позволяет ученикам самим выбирать, чем они хотят заниматься.

В тоже время возрастает количество западных стран, где принимаются законы, обязывающие школы проводить занятия на тему борьбы с гомофобией, рассказывать о «сексуальном разнообразии», а также ввести в учебники по истории главу о гей -культуре и указывать на исторический вклад геев и лесбиянок в развитие общества. Такие законы приняты в раде штатов США, Испании, Великобритании.

Вторая половина XX столетия стала временем «триумфального шествия» английского языка в глобальном масштабе. Пожалуй, еще в середине XIX века мало кто мог бы предположить, что этот язык, сложившийся из диалектов, на которых говорили переселившиеся в раннее средневековье в Британию германские племена, станет через несколько десятилетий доминирующим в мировой экономике, науке и технике, дипломатии, носителем культурного влияния, распространяющегося практически на все страны мира. Английский языл стал претендовать на роль первого в истории человечества всемирного языка. В США широко распространено представление об одноязычии (разумеется, английском) как свойстве культурных и зажиточных людей и связи двуязычия с бедностью и отсталостью.

Глобализация вместо того, чтобы быть средством обогащения каждой культуры всеми иными в процессе их равноправного диалога, превратилась в форму обезличивания практически всех культур. Это представлялось бы вовсе парадоксальным при развитых современных средствах коммуникации, если бы не очевидное использование этих средств в прямо противоположном направлении - в целях не взаимного обогащения, но обезличивания и унификации. В этих условиях становится крайне актуальным вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности, самобытности и уникальности культуры других народов планеты и одна из главенствующих ролей в решении данной проблемы должна отводится именно сфере образования.

Литература

1. Байдаров Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека. // Глобализация и культура №4 2005 - с. 34

2. Вальцев С. В. Закат человечества // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 23-30.

3. Вальцев С. В. Карьеризм и самоактуализация. Суть различий // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 34 -36.

4. Вальцев С. В. Философско-психологические основания стремления к власти // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 37-43.

5. Генон Р. Кризис современного мира. М., 2004. - с. 78

6. Вальцев С.В. Закат человечества. - М.: Книжный мир, 2008. - с. 112.

7. ДональдМ. Основы социологии и политологии. М., 2001. С. 39.

8. Далеко не все американцы знают, где Ирак и где США. 20.11.2002, телекомпания НТВ.

9. Загадки истории США. 09.11.2004, ИА Клерк.Ру.

10. Стрелкова И. А. Глобализация образования — место и роль России// Наш современник. № 12. 2006.

11. Skutnabb-Kangas 1983: 66; Tollefson 1991: 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.