О. Ю. Кузнецова
ЦЕННОСТНЫЙ МИР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Работа представлена кафедрой педагогики и методики начального образования
Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л. В. Романова
Статья посвящена проблемам формирования миропредставления младших школьников, аксиологизации педагогического процесса на предмете «Музыка», ценностному наполнению авторской песни для детей и ее художественному сходству с детской поэзией. Представлены две модели (ценностного миропредставления и ценностного мира авторской песни для детей), разработанные нами для опытной работы с младшими школьниками на уроках предмета «Музыка». Раскрыт педагогический потенциал ценностного мира авторской песни для детей.
Ключевые слова: мироотношение, миропредставление, аксиологический подход, аксиологизация, аксиосфера, ценность, ценностное миропредставление, бардовская/авторская песня, авторская песня для детей, педагогический потенциал.
O. Kuznetsova
VALUE SYSTEM OF SINGING AUTHORS' SONGS AND ITS EDUCATIONAL
POTENTIAL
The article focuses on the problem of formation of the world view in Russian society and socialisation of the younger generation. The author analyses the contents of singing authors' songs and highlights their similarity to children's poetry. Two models of developing children's value systems are introduced; they might be referred to when
working with schoolchildren at Musical Education lessons. The author emphasises the educational potential of singing authors' songs.
Key words: view of the world, world perception, axiological approach, axio-sphere, value, value system, axiologisation, singing authors' song, singing authors' song for children, educational potential.
Современный мир, переживающий смену парадигм бытия, поставлен перед необходимостью формирования мироотношения, где ценности и идеалы будут интегрированы в гуманистической картине мира личности. На основе такой картины формируются повседневный уклад и образ жизни, которого придерживается человек, если он осознает свою принадлежность данному социуму. Таким же образом происходит социализация ребенка. Она предполагает «выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни» [2, с. 25]. Способом превращения ценностей социума в ценности личности М. С. Каган называет воспитание, которое «может происходить только в процессе ее приобщения к ценностному сознанию других людей» [6, с. 176]. Формирование личности, как известно, происходит в социальной группе со специфическим набором ценностей: «Принадлежность личности к группам в обществе определяется тем, что она разделяет их идеалы и ценности» [1, с. 12], где ценности - «важнейшее структурное свойство любой природной вещи или артефакта, указывающее на мировой космический и духовный (культурный) порядок, мировую вертикаль» [10, с. 84]. Иерархию образовательных ценностей отражает педагогическая аксиология.
Аксиологический подход в образовании исследовали В. П. Бездухов, Е. В. Бонда-ревская, А. В. Кирьякова, С. В. Кульневич, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, П. И. Пид-касистый, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. С. Су-хобская, Г. И. Чижакова. В педагогическом исследовании А. В. Кирьяковой отмечается, что при различии философских подходов в аксиологии все же ясно обозначена система ценностей как внутренний стержень культуры: истина (познание), добро, красота и
близкие по значимости к ним человек (счастье), труд (деятельность, творчество), отечество (свобода) [8, с. 174]. А. В. Кирьякова обозначает и три взаимопроникающие фазы аксиологизации личности школьника: 1) присвоение личностью ценностей; 2) преобразование личности на основе присвоенных ценностей; 3) самопроектирование или прогноз личности. Личностными новообразованиями в этом процессе, по ее мнению, становятся ценностные отношения: к миру - «образ мира», к себе - «образ «Я» и к будущему - «образ будущего» [8, с. 169]. Такой взгляд на проблему аксиологизации очень близок к нашей позиции в исследовании ценностного миропредставления младшего школьника.
Философскую теорию ценности разрабатывали Н. А. Бернштейн, М. С. Бургин, В. А. Василенко, Ф. С. Галимбекова, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, Д. А. Леонтьев, Г. Лот-це, Г. Риккерт, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов, М. Хайдеггер, М. Шелер и другие. Вопросы культурных ценностей рассматривали И. М. Быховская, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Л. Н. Столович, Н. З. Чавчавадзе. Ученые оказались едины в своих представлениях о психологическом ключе освоения общечеловеческих ценностей: оно есть не только осознание, но и отношение, т. е. «личная встреча», «диалог», «событие», «личностный смысл». Ценности человеческого общества присваиваются становящейся личностью (открытие смысла для себя), переживаются ею (связь эмоций с активностью сознания и потребностями человека) и интегрируют смыслы, эмоции и знания в образ мира. Образ мира, как и картина мира, тесно связан с миропредставлением.
В качестве составной части художественного мироотношения выделил и проанализировал миропредставление Л. А. Закс [4]. Он понимает миропредставление как «пред-
метно-ценностную мирообразную структуру художественного сознания, фиксирующую ценности как предикаты объектов, или ценностный состав действительности в его взаимосвязи со своими предметными носителями» [4, с. 144]. В обыденном человеческом сознании постижение ценностей объективного и субъективного мира в чувственно-зримых образах-представлениях определяется нами как ценностное миропредставление.
Базовым компонентом содержания музыки тоже является представление-образ как нерасторжимое единство объективного и субъективного начал. Будучи объединением усилий памяти, воображения, мышления и других свойств человека, образ-представление обладает обобщенностью (отличающей его от непосредственного впечатления в образе-восприятии), вбирает в себя человеческий опыт настоящего, прошлого и возможного будущего [7]. Следовательно, система музыкальных образов создает свое художественное миропредставление, присутствующее в каждом музыкальном произведении. Однако не каждое произведение обладает педагогическим потенциалом для формирования аксиосферы ребенка, поэтому в предмете «Музыка» особенно важен выбор художественного материала, используемого в учебном процессе для развития ценностного миропредставления у учащихся младших классов. Одним из наиболее подходящих, с нашей точки зрения, является музыкальный материал авторской/бардовской песни, которая обладает своей аксиосферой.
В связи с проблемой ценностно-смысловой направленности авторской песни мы солидарны с С. П. Распутиной, которая считает, что советское бардовское движение «актуализирует индивидуально-личностные начала, обращаясь к конкретному человеку как к субъекту-творцу, формирует некое духовное сообщество и тем самым противопоставляет себя коммерциализации, рациональности и практицизму массовой музыкальной культуры с ее обращением к человеку как усредненному объекту-потребителю масскульта» [12, с. 8]. Также нам близко высказывание
Б. Б. Жукова об авторской песне как одном из «наиболее мощных факторов формирования новой общенациональной системы ценностей» [3, с. 389], поскольку «высочайшая ценность человеческой личности является центром и основанием бардовского мировоззрения и мироощущения» [15, с. 17]. Бардовская/авторская песня представляет ценности неофициальной персоналистской культуры, индивидуальной творческой свободы и является промежуточной жанровой сферой для массовой, фольклорной и профессионально-академической музыки.
Особый интерес для педагогики музыкального образования представляет авторская песня для детей (термин наш. - О. К., далее в аббревиатуре АПдД) - субжанр авторской песни, который популярен и у самих бардов, и у детской аудитории. Она, с одной стороны, репрезентирует ценности детского мира, а с другой - сугубо личностный набор ценностей автора, обусловленный отсутствием социального заказа.
По способам художественного выражения в авторской песне для детей мы обнаружили сходство со спецификой детской поэзии, выявленной В. Здир [5]: 1) главной темой становится мир ребенка и все, что с ним связано; 2) детская поэзия и тексты авторской песни для детей по преимуществу эпичны (каждое стихотворение или песня - это маленькая история со своим сюжетом); 3) конкретный образ может иметь обобщающее значение (например, герой олицетворяет собой капризных детей вообще); 4) характерность игрового начала, игра смыслом и звуком (песенка-загадка, песня-игра и т. п.); 5) богатство рифм, ассонансов, аллитераций.
При изучении авторской песни для детей мы находим ее сходство с юмористической и сатирической поэзией, где в шутливой форме у ребенка формируются первые представления о человеческой природе, о психологии отношений между людьми. В качестве основного художественного и дидактического приема здесь используются юмор и ирония. Например, событийный экстрим в «Маленьком трубаче» С. Никитина (маленький тру-
бач, над которым все смеялись, вывел из окружения израненный полк, а сам героически погиб) воплощается абсолютно серьезно, а в «Катанье на лошади» А. Дольского (шестеро друзей, взяв напрокат кобылку, пытались доказать, что каждый из них - казак, взгромоздившись на нее одновременно. Естественно, все закончилось неоднократными падениями и возвращением домой с лошадью на руках) -комически, в соответствии с масштабом и значимостью ситуации. Смеховое начало приближает ценностное содержание песен к игровой природе детского мироосвоения.
Сходство авторской песни для детей мы находим и с парадоксально-игровой поэзией [5]. Дидактическое начало здесь ослаблено, зато на первый план выступает начало игровое, развивающее в ребенке способность нестандартно мыслить и творчески воспринимать мир. В основе таких стихотворений и песен - парадоксальная, немыслимая ситуация. «Этот "мир вверх ногами" создается при помощи словесной игры, таких приемов, как оксюморон и метатеза. В первом случае сочетаются противоположные или несочетаемые слова или понятия, обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом» [5]. Например, в песне «Старушка на потолке» М. и Р. Валито-вых бабушка учится у мушки ходить по потолку, чтобы скрываться там от приставаний внучки. Также в песне «Рисуй, пока молодой» (Ю. Харченко, трио «Мультики») используется прием оксюморона. Парадоксальная ситуация заключается в том, что дети рисуют большими буквами на только что побеленной стене «На стене, товарищи, не рисовать!».
Часть этих приемов восходит к устному народному творчеству, в частности к поэтике небылиц и перевертышей. «На первый взгляд эти словесные эксперименты способны запутать маленького читателя, но на самом деле он хорошо знаком со словотворчеством и легко принимает правила игры» [5]. Таковы имена героев песен Зюзюка, Какабука («Зюзюка», М. и Р. Валитовы), несуществующие цвета (серо-буро-малиновый слон в «Цветной песен-
ке» М. и Р. Валитовых) или известный перевертыш Э. Успенского «Ехал кактус на коне» и песня «Кулинаки-Пулинаки» (М. и Р. Вали-товы), где специально перепутан порядок слов в рассказе, кто и чем занимается. Включаясь в подобную игру, ребенок учится распознавать правильный порядок вещей, улавливать тонкие смысловые связи между словами и понятиями, учится мыслить ассоциативно, творчески подходить к любой ситуации. Вместе с тем усваиваются и ценности. Учитель, в свою очередь, может использовать сходство детской литературы и авторской песни для детей, раскрывая педагогический потенциал и ценностные аспекты последней.
Для экспериментальной работы на уроках предмета «Музыка» во 2-х-4-х классах Нижнетагильской СОШ № 25 нами была разработана обобщенная модель ценностного миропредставления (далее ЦМПр.). Структура модели опирается на три основных онтологических уровня: природа как основа мира; человек как разум природы; общество как организация людей Прообразом нашей учебной модели послужила модель Л. В. Романовой [13, с. 60]. Структура модели как подобие мирового древа, ценностной вертикали -«ценностное сознание делит мир явлений на противоположности добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и заблуждения, сакрального и профанного, благородного и подлого и др. Все оппозиции воспринимаются им не порознь, а в виде оппозиции «верха» и «низа» [10, с. 78]. Ю. И. Мирошников указывает на два совершенно неустранимых свойства ценностного сознания: эмоциональное, пристрастное, пафосное отношение к миру и упорядоченность мира по вертикали, уходящей в верхние и нижние слои бытия [10, с. 83].
В нашей модели внутри уровней находятся понятия, обозначающие различные те-матизируемые в музыкальном искусстве явления данных мирообразных сфер. Эти явления сгруппированы попарно по принципу бинарности (добро/зло, мир/война, жизнь/ смерть и т. п.), но необязательно антагонистичности (например, пол/возраст или переживание/размышление). Обоснованием вклю-
ченных в модель составляющих послужила, во-первых, значимость этой системы образов-ценностей как внутреннего стержня социальной культуры; во-вторых, их присутствие в музыкальном искусстве; в-третьих, доступность этих образов и понятий для детей младшего школьного возраста.
На основе аксиологической направленности авторской песни для детей кратко очертим воплощение общечеловеческих ценностей, свойственных этому субжанру, соответственно онтологическим уровням (природа, человек, общество) обобщенной модели ЦМПр (см. схему 1).
Схема 1
с
Обобщенная модель ЦМПр
_ Г-
ПРИРОДА / Основа мира
1
время пространство
воздух вода земля
флора фауна
одушевленность неодушевленность
I
С
ЧЕЛОВЕК / Разум природы
добро/ жизнь/ свобода/ оптимизм/ дружба/
зло смерть зависимость пессимизм вражда
любовь/ ненависть надежда/ отчаянье счастье/ горе общение/ одиночество активность/ пассивность
возраст переживание мечта/ Труд/ герой/
пол размышление судьба игра антигерой
т
ОБЩЕСТВО / Организация людей
т
мир / народ/ семья / школа/
война толпа сиротство улица
искусство/ наука/ творчество/ умение/
кич невежество застой неумелость
Природа в текстах авторской песни для детей представлена в основном животным миром (котенок, мышонок, бегемотик, мошка, зайчик, медвежонок и т. п.), который, с одной стороны, одухотворяется, с другой -является игровой формой для решения детских, семейных, учебных проблем, неким аналогом человеческого мира. В меньшей степени репрезентируется пространство (круг арены, палатка шапито, улица, дом, квартира, комната, кровать, потолок), время (дни недели, время года, время дня и т. п.) и стихии (вода, воздух, земля). Социум представлен семьей и школой, соседями и городом. Ведущей ценностью среди этих узло-
вых понятий является, конечно, семья. Человек фигурирует как ребенок или - метафорически - как звереныш, взаимодействуя с родителями, бабушками, дядями и другими родственниками, попадая в реальные, но заостренные, парадоксальные ситуации. Взрослые персонажи выявляют проблемы отношений и поведения детей, неочевидные для последних.
С целью развития ценностного миропредставления младших школьников нами была составлена еще одна модель - ценностного мира АПдД (далее ЦМ АПдД) (см. схему 2). Ее основой послужили, во-первых, проекция обобщенной модели ЦМПр на со-
держательный материал АПдД и, во-вторых, высказывания учеников в ходе эксперимен-
тальной работы на уроках музыки при освоении АПдД.
Схема 2
Модель ЦМ АПдД
С
X
ПРИРОДА / Основа мира
)
время суток дни недели время года стихии пространство флора фауна одушевленность неодушевленность волшебство
I
ЧЕЛОВЕК / Разум природы
добро/ дружба/ игра/ юмор общение
зло ссора баловство оптимизм/ одиночество
щедрость/ вежливость/ мечта свобода/ счастье
жадность хамство надежда/ зависимость любовь/
мужество/ скромность/ опрятность/ гостеприимство/ сочувствие
робость легкомыслие неряшливость эгоизм благородство/
возраст преданность/ судьба наблюдательность/ герой/
пол/ надоедливость гордость/ рассеянность антигерой
С
ОБЩЕСТВО / Организация людей
)
семья школа/ умение/ мудрость/
друзья/ улица неумелость невежество
праздник творчество прекрасное/ народ/
зрелищность/ бескорыстие/ безобразное толпа
искусство/ обжорство/ притворство/ беззаконие/
вандализм пьянство обман вредительство
Вторая модель дает понять, что спектр ценностного мира авторской песни для детей широк и разнообразно конкретизирует обобщенную модель, которая, в свою очередь, является сеткой координат для ценностных ори-ентаций младших школьников. На практике из ответов учеников следует, что их ценностное сознание прекрасно раскрывает аксиосферу АПдД, обогащая в то же время свое ценностное миропредставление. Это позволяет выделить основания для педагогического моделирования в перспективе ценностного миропредставления младших школьников на основе двух предыдущих моделей и увидеть сходство с ЦМ АПдД, что является другим этапом нашего исследования.
Как известно, на формирование личности, т. е. на воспитание и образование учаще-
гося, направлены основные разделы педагогики, где «обучение решает задачу перехода от незнания к знанию», а «воспитание призвано сформировать духовный мир человека» [9, с. 8]. Как показал наш опыт работы с младшими школьниками на уроках музыки над АПдД, ценностный мир последней обладает огромным педагогическим потенциалом: 1) игровое моделирование жизненных ситуаций и их решение; 2) развитие ЦМПр детей; 3) упорядочивание эмоционального опыта ребенка.
В первом случае АПдД дает положительные и отрицательные примеры для подражания. Как известно, младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии их ценностного миропредставления,
очень важно окружить их положительными примерами для подражания, однако также необходимо обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, делать правильные выводы.
При обучении младших школьников игры становятся «формами для передачи определенных знаний и навыков», а некоторые игровые элементы - «снятием напряжения и переутомления детей» [9, с. 156]. Игра как креативное средство развития ребенка позволяет ему «формулировать свои собственные, индивидуальные взгляды на сущность обсуждаемых проблем» [9, с. 159]. АПдД и работа с ней изобилует игровыми приемами. Это - песни-игры, песни-загадки, игра в мудрецов, исполнение по ролям, инсценирование песни и т. п.
Во втором случае процесс развития миропредставления младших школьников видится нам в следующем «алгоритме»: восприятие АПдД, предлагающей определенный ценностный ряд; активизация воображения учащегося для вживания в песенную ситуацию; извлечение ценностных смыслов из песенного сюжета; креативная работа с музыкально-поэтическим материалом песни для интериоризации ценностей и развития личного ценностного миропредставления учащегося.
В третьем случае ЦМ АПдД помогает упорядочивать эмоциональный опыт ребенка, как и его знания о действительности. Исследуя окружающий мир, младший школьник испытывает положительные и отрицательные эмоции и сам вызывает эти эмоции у тех, с кем он общается. Так маленький человек учится оценивать все происходящее, и ему надо помочь закрепить два важнейших представления: о дуальной сущности мира (наличии «черного и белого», добра и зла) и об иерархии его явлений. Каждое жизненное явление приобретает свою ценность, указывающую «на мировой космический и духовный порядок, мировую вертикаль» [10, с. 84]. Выстраивание в учащемся видения и чувства этого порядка и есть развитие ценностного сознания или ценностного миропредставления, которое «формируется в мире культуры, имеет эмоциональные корни, ранжировано по вертикали» [там же, с. 85].
Проблема формирования аксиосферы детей весьма актуальна и исследуется в различных направлениях, но она еще далеко не разрешена, и каждый новый виток в развитии современного общества требует нового осмысления этой проблемы и поиска новых подходов к ее решению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галимбекова Ф. С. Проблема ценностей в современном российском обществе: Автореф. дис. канд. философ. наук. Уфа, 2000. 18 с.
2. ГоловановаН. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
3. Жуков Б. Б. Современное состояние авторской песни как отражение изменений в национальном менталитете // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. М.: ГКЦМ, 1999. Вып. III. Т. 1. С. 380-390.
4. Закс Л. А. Художественное сознание. Свердловск, 1990. 212 с.
5. Здир В. Детская поэзия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents/ kn_01_23.html
6. КаганМ. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петролис», 1997. 205 с.
7. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: Учеб. пособие. Астрахань: ИПЦ «Факел»; ООО «Астраханьгазпром», 2001. 368 с.
8. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 189 с.
9. Кроль В. М. Педагогика. М.: Высш. шк., 2008. 317 с.
10. Мирошников Ю. И. Аксиология: концепция эмотивизма. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 164 с.
11. Подласый И. П. Педагогика. Кн. 2: Процесс воспитания. М.: ВЛАДОС, 2004. 256 с.
12. Распутина С. П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардовского движения 60-80-х годов: Автореф. дис. канд. философ. наук. М., 1997. 16 с.
13. Романова Л. В. Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. 168 с.
14. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.
15. ЧесноковаВ. Ф. Кто сменит атлантов? // Менестрель. 1989. № 3. С. 16-23.