Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников интереса к фольклору славянских народов'

Формирование у младших школьников интереса к фольклору славянских народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
77
Поделиться
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР CЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ (РУССКИЙ / УКРАИНСКИЙ / БЕЛОРУССКИЙ / ПОЛЬСКИЙ) / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТЕРЕС К НАРОДНЫМ ПЕСНЯМ / ТАНЦАМ / ТРАДИЦИЯМ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ / SLAVIC FOLKLORE (RUSSIAN / POLISH) / UKRAINIAN / BELORUSSIAN / AESTHETIC UPBRINGING FOR ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN / ETHNIC TOLERANCE / INTEREST IN FOLK SONGS / DANCE / TRADITIONS / SELF-REALIZATION IN THE AESTHETIC ACTIVITY OF FOLKLORE BAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ольга Степановна

Описан процесс формирования интереса у младших школьников к фольклору славянских народов от приобщения к нему (песни, танцы, народные сцены) через активизацию эстетической деятельности к обогащению творческого потенциала детей; показан механизм повышения уровней сформированности интереса от любопытства к любознательности и устойчивому интересу.There is described the process of making elementary schoolchildren interested in Slavic folklore. It starts from getting familiar with songs, dance and folk scenes, it continues through the aesthetic activity to creative potential enrichment. The mechanism of increasing the interest from curiosity to steady interest is illustrated.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Ольга Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников интереса к фольклору славянских народов»

воспитание и дополнительное образование

о.с. МИХАЙЛОВА (Волгоград)

формирование у младших школьников интереса к Фольклору славянских народов

Описан процесс формирования интереса у младших школьников к фольклору славянских народов от приобщения к нему (песни, танцы, народные сцены) через активизацию эстетической деятельности к обогащению творческого потенциала детей; показан механизм повышения уровней сформированности интереса от любопытства к любознательности и устойчивому интересу.

Ключевые слова: фольклор славянских народов (русский, украинский, белорусский, польский), эстетическое воспитание младших школьников, этнотолерантность, интерес к народным песням, танцам, традициям, самореализация в эстетической деятельности фольклорного ансамбля.

Модернизация образования, осуществляемая в России, связана с проблемой ее вхождения в единое мировое образовательное и культурное пространство. В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2010 г. определяется качественно новый уровень обучения и воспитания школьников, ориентированный на осмысление идей общечеловеческих ценностей через национальную культуру своего народа, формирование интереса к народным традициям.

В этой связи начальная школа призвана определить одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса эстетическое воспитание младших школьников на основе формирования интереса к фольклору славянских народов, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладываются основы национального самосознания, представления о поликультурности современного общества и образования, общечеловеческих ценно-

стях, развиваются этнотолерантные отношения между детьми. В педагогике к проблеме формирования интереса младших школьников к фольклору славянских народов, использования народного искусства в эстетическом воспитании неоднократно обращались Л.М. Баженова, М.А. Верб, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев, Б.М. Не-менский, Т.Я. Шпикалова и др. Традиционные пути овладения детьми фольклором на основе особенностей одной этнической общности исследовали А.Ф. Юртов, М.Е. Евсевьев (мордовский фольклор), З.М. Явгильдина, С.И. Раимова (татарский), Н.С. Меликмамедов (азербайджанский), М.А. Кумахов (адыгейский), Р.К. Габитова, В.М. Кривоносов (башкирский) и др. Формирование интереса у детей начальной школы к фольклору русского народа исследовали В.П. Аникин, О.В. Бе-режнова, Г.С. Виноградов, Н.Н. Гилярова, В.Е. Гусев, Т.И. Калужникова, О.И. Капица, Л.П. Куприянова, А.Н. Мартынова, М.Н. Мельников, И.А. Морозов, М.Ю. Новицкая, Е.И. Якубовская и др. изучались особенности фольклора одного из славянских народов: украинского -Д. Задор, А. Кошиц, П. Линтур, П. Ми-лославский; белорусского - М. Дринев-ский, И. Кирчук, З. Можейко, Г. Цито-вич; польского - М. Карасовский, В. Ко-тоньский, Ю. Хоминьский и др.

Однако проблема формирования интереса у детей начальной школы к фольклору славянских народов на основе синтеза различных славянских культур изучена недостаточно. В педагогической теории требуются уточнение сущностных характеристик интереса к разным славянским народам, выявление специфики фольклора каждого из славянских народов (русского, украинского, белорусского, польского), обоснование моделей, средств формирования интереса младших школьников к фольклору славянских народов в ходе эстетического воспитания. Отсутствие педагогического знания о перечисленных аспектах проблемы тормозит ее решение в пе-

© Михайлова О.С., 2010

дагогической практике образовательных учреждений.

Рассмотрим проблему с учетом собственного опыта организации экспериментальной работы в учреждениях образования и данных исследования по формированию интереса младших школьников к фольклору славянских народов (русского, украинского, белорусского и польского). Экспериментом было охвачено около 240 детей 7 - 10 лет из МОУ СОШ № 84, гимназии № 4 (экспериментальные группы - 120 чел.) и МОУ СОШ № 11 г. Волгограда (контрольные группы того же возраста, аналогичного количественного и качественного состава). Эксперимент проводился на материале программы «Славянские узоры», разработанной автором для детей начальной школы и реализуемой в течение 7 лет (2002 -2009 гг.).

Констатирующее обследование с помощью тестовых заданий фиксировало уровень интереса младших школьников к фольклору славянских народов (эмоциональное восприятие музыки, пения, танца; умение слушать и чувствовать характер народных песен, танцев); знания о фольклоре славянских народов (умение пользоваться словесными характеристиками для определения эмоциональнообразного содержания народной музыки, содержания текста песен, впечатлений от увиденных славянских костюмов); предпочтения среди музыкальных фольклорных произведений русского, белорусского, украинского, польского народов - песен, танцев, народных сцен, славянских костюмов (мотивированность выбора, аргументированность предпочтения). Диагностика интереса к фольклору славянских народов на начало эксперимента показала низкий уровень - «любопытство» у 80% детей, средний уровень - «любознательность» у 20%, высокий уровень -«устойчивый интерес» не был обнаружен. У детей были выявлены слабое эмоциональное восприятие музыки, пения, танца; неумение слушать и чувствовать характер народных песен, танцев, фольклорных образов, свидетельствующие о необходимости формирующего эксперимента, что потребовало обоснования и разработки модели процесса формирования интереса у младших школьников

к фольклору славянских народов и программы «Славянские узоры» для ее реализации.

Т еоретико-методологической основой исследования, а также разработки модели и программы «Славянские узоры» послужили теоретические положения культурологического, поликультурного, целостного подходов. Культурологический подход (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова) позволил нам рассматривать процесс формирования интереса у младших школьников к фольклору славянских народов посредством понимания личности ребенка как человека культуры, осуществления попытки вернуть воспитание в контекст культуры, т.е. создать «единое культурнообразовательное пространство школы, где осуществляется развитие ребенка, приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков, способностей» [2, с. 78]. Развитие готовности ребенка к субъектно-субъектному взаимодействию, диалогическому общению в контексте культурологического подхода потребовало изменения форм и методов эстетического воспитания детей начальной школы, наполнения его содержания сведениями о культурных традициях, эстетических ценностях различных славянских народов, пробуждения у них интереса к славянскому фольклору с последующим переходом ценностей в жизнедеятельность детей, испытывающих ощущение сопричастности к культуре славянских народов.

Поликультурный подход (И.С. Бессарабова, Х.Х. Тилова, Н.Н. Ушнурце-ва) помогает изучить личность младшего школьника, в которой сочетаются национальное достоинство со способностью равносубъектного общения с представителями других этнических групп, способствует эмоционально-эстетическому овладению культурой славянских народов и мировой культурой в поликультур-ном образовательном пространстве, создает предпосылки для «интеграции традиционного и поликультурного знания» [1, с. 3]. Новизной отличаются поиск конструктивных механизмов этнотоле-рантного единения наций и сохранения

культурного многообразия славянских народов, воспитание национального самосознания младших школьников, уважения к славянским народам и их культурам, установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения, рассматривающегося в синкретическом единстве славянских культур в эстетической деятельности детей начальной школы.

Опираясь на идеи целостного подхода, развиваемые волгоградской научной школой (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.), мы рассматриваем формирование интереса у младших школьников к фольклору славянских народов в динамике через этапы, отличающиеся целями, реализуемыми в содержании образования, применяемыми средствами и получаемыми результатами. Определенная последовательность преобразования интереса приводит к количественным и качественным изменениям в личности ребенка, осуществляющимся за счет сил самодвижения, когда возникшая целостность и разносторонность личности развиваются, крепнут на основе более тесного сплочения [4, с. 55].

На базе идей целостного, культурологического и поликультурного подходов нами была разработана модель процесса формирования интереса к фольклору славянских народов у младших школьников в ходе эстетического воспитания, включающая три этапа, основанные на образовательных стратегиях приобщения, активизации и обогащения. Этап приобщения связан с адаптацией младших школьников к эстетической деятельности на уроках славянского фольклора и в детском фольклорном ансамбле, изучением несложных образцов песен, народных игровых движений, знакомством со сценическими народными костюмами, с развитием любопытства по отношению к традициям русского, белорусского, украинского и польского народов. Музыкально-литературные композиции «Введение в мир прекрасного» на основе славянского детского фольклора создавали музыкально-эстетическую среду наглядно-образными и ассоциативными средствами, ситуации адаптации в по-ликультурном пространстве, способству-

ющие раскрытию способностей, скрытых, неактуализированных художественноэстетических потенциалов. Изучение музыкального материала, как показали результаты нашего исследования, целесообразно начинать с самого доступного и понятного младшим школьникам русского фольклора. Изучение русских народных песен, прибауток («Дождь», «Ав-сень», «Летал, летал воробей», «Сидит олень», «Ах ты, котенька, коток», «Пойду ль я, выйду ль я, да» (хоровод), «Заинька», «Частушки», «Мак», «Я не в три косы косила» (игровая) и др.) развивает творческие навыки детей, наполняет их духовно, мотивирует изучение фольклора, способствует радостному познанию лучших образцов детского фольклорного творчества.

Этап активизации предполагает стимулирование активности детей в эстетической деятельности посредством развития у них любознательности с помощью лучших образцов детского славянского фольклора, нацелен на освоение эстетических знаний его средствами, понимание его смысла и овладение его эстетическими ценностями в деятельности ансамбля, развитие этнотолерантных отношений. На втором этапе младшие школьники приобретают эстетические знания, умения, навыки, применяя их в исполнительской деятельности, выступлениях, концертах. Благодаря коллективному творчеству при систематических репетициях достигается воспитывающий эффект - увлечение ребенка славянским фольклором; на основе личных симпатий в ансамбле дети находят себе друзей, партнеров для парных танцев, общие мотивы эстетической деятельности, сплочения, единения коллектива, общие художественно-эстетические интересы. Эмоциональное восприятие украинских народных песен «Ой, за гаем, гаем», «чом, чом не прийшов» осуществляется через слушание и исполнение номеров в облегченных вариантах на украинском и русском языках, при этом отражение украинской культуры происходит ненавязчиво при личной активности педагога.

На втором этапе мы изучаем музыкальный фольклор славянских народов, младшие школьники, разучивая песни,

закрепляют свои знания и речевые навыки, правильное произношение. Через текст народных песен с огромным интересом дети изучают жизнь, обычаи, природу, культурные особенности славян; на концертах исполняются песни на разных языках, а именно: украинские - «За-спиваймо, писню веселеньку», «Щедрик, щедрик»; белорусские - «Янка», «Купа-линка», «Ветрык»; польские - «Край рож-динны», «В желеным гаю», «Польске квя-ты». пение народных славянских песен, исполнение танцев («Казачок, «Гопак», «Бульба», «Крыжачок», «Полонез», «Краковяк», «Любэльский», «Шленский») и игра на народных инструментах (бубны, трещотки, ложки) эффективно способствуют развитию у младших школьников эмоциональной и интеллектуальной сфер индивидуальности, создают предпосылки для перехода от любо-знательности к устойчивому интересу.

Этап обогащения нацелен на накопление художественного опыта в эстетической деятельности, новых знаний о фольклоре славянских народов, поиск детьми интересных музыкальных образцов, обогащение их ценностями различных культур, реализацию их творческого потенциала. На третьем этапе происходят развитие творческих способностей младших школьников, повышение уровня интереса от любознательности к устойчивому интересу к фольклору славянских народов, что требует от педагога неординарного восприятия каждого ученика, анализа позитивных и негативных результатов его эстетической деятельности, гибкой смены методов обучения и воспитания, выбора наиболее оптимального ритма работы для реализации творческого потенциала каждого участника ансамбля.

Реализация модели осуществляется средствами занимательно-игрового введения младших школьников в мир славянской культуры, направленного на активизацию эмоциональных, смысловых и деятельностных проявлений детей, побуждение их к самостоятельности и творчеству, ценностному отношению к эстетической деятельности, фольклору славянских народов. Результаты формирующего эксперимента показали эффективность разработанной в

ходе исследования модели (от приобщения - знакомства с песнями, танцами, народными сценами четырех славянских культур, представляющих многообразие эстетических, художественных, нравственных ценностей, выраженных в произведениях, к активизации эстетической деятельности детей, развитию эстетических чувств, вкуса и обогащению художественным опытом, эстетическими ценностями славянских культур), обеспечивающей повышение уровней сформированности интереса у младших школьников от любопытства к любознательности и устойчивому интересу к фольклору славянских народов.

Выводы и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены при подготовке студентов художественных специальностей педагогических училищ, колледжей, вузов, а также в практике учителей и педагогов дополнительного образования.

Литература

1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2009.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.

3. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Красноперова Т.В. Формирование интереса к музыке у учащихся 1 - 8-го классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007.

How to motivate elementary schoolchildren to get interested in Slavic folklore

There is described the process of making elementary schoolchildren interested in Slavic folklore.

It starts from getting familiar with songs,

dance and folk scenes, it continues

through the aesthetic activity

to creative potential enrichment. The mechanism

of increasing the interest from curiosity

to steady interest is illustrated.

Key words: Slavic folklore (Russian, Ukrainian, Belorussian, Polish), aesthetic upbringing for elementary schoolchildren, ethnic tolerance, interest in folk songs, dance, traditions, self-realization in the aesthetic activity of folklore band.