Научная статья на тему 'Ценностные приоритеты субъектов зависти'

Ценностные приоритеты субъектов зависти Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / ЗАВИСТЬ-УНЫНИЕ / ЗАВИСТЬ-НЕПРИЯЗНЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УНИВЕРСАЛИЗМ / ЩЕДРОСТЬ / СТИМУЛЯЦИЯ / ТРАДИЦИИ / ENVY / ENVY-DESPONDENCY / ENVY-DISLIKE / VALUE ORIENTATIONS / UNIVERSALISM / GENEROSITY / STIMULATION / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усова Наталия Владимировна

Феномен зависти не утрачивает своей актуальности в научных исследованиях современности. На основе эмпирических исследований в статье представлены результаты изучения противоречий в аксиологической сфере личности как потенциальных источников переживания зависти. Работа посвящена исследованию различий ценностных оснований переживания зависти по типу зависти-неприязни и зависти-уныния. Показано, что субъектам зависти свойственно противоречие между уровнем нормативных идеалов и уровнем индивидуальных приоритетов. На основе теории динамических отношений между ценностями результаты исследования позволили нам выделить ценности-оппозиции, детерминирующие переживания зависти. Центральной для зависти личности, мотивирующей субъекта на соответствующее поведение, является оппозиция ценностей универсализма и щедрости. Специфичной для переживания зависти по типу зависти-уныния является оппозиция ценностей универсализма и стимуляции, для зависти по типу зависти-неприязни оппозиция ценностей традиции и щедрости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value priorities of subjects of envy

The phenomenon of envy does not lose its topicality in modern scientific research. Based on empirical research, the article presents the results of a study of contradictions in the axiological sphere of personality as potential sources of envy. The work is devoted to the study of differences in the value bases of the experience of envy by the type of envy-hostility and envy-despondency. It is shown that envy subjects are characterised by a contradiction between the level of normative ideals and the level of individual priorities. Based on the theory of dynamic relationships between values, the results of the study allowed us to highlight the value of the opposition-determining experiences of envy. Central to the envy of the individual and motivating the subject to appropriate behaviour is the opposition of the values of universalism and generosity. The opposition to the values of universalism and stimulation is specific for experiencing envy by the type of envy-despondency, while the opposition of the values of tradition and generosity is the envy of the type of envy-dislike.

Текст научной работы на тему «Ценностные приоритеты субъектов зависти»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-60-64 УДК 159.923

Усова Наталия Владимировна

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СУБЪЕКТОВ ЗАВИСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Социально-психологическая структура, детерминанты и механизмы регуляции зависти», проект № 18-013-00134 А

Феномен зависти не утрачивает своей актуальности в научных исследованиях современности. На основе эмпирических исследований в статье представлены результаты изучения противоречий в аксиологической сфере личности как потенциальных источников переживания зависти. Работа посвящена исследованию различий ценностных оснований переживания зависти по типу зависти-неприязни и зависти-уныния. Показано, что субъектам зависти свойственно противоречие между уровнем нормативных идеалов и уровнем индивидуальных приоритетов. На основе теории динамических отношений между ценностями результаты исследования позволили нам выделить ценности-оппозиции, детерминирующие переживания зависти. Центральной для зависти личности, мотивирующей субъекта на соответствующее поведение, является оппозиция ценностей универсализма и щедрости. Специфичной для переживания зависти по типу зависти-уныния является оппозиция ценностей универсализма и стимуляции, для зависти по типу зависти-неприязни - оппозиция ценностей традиции и щедрости.

Ключевые слова: зависть, зависть-уныние, зависть-неприязнь, ценностные ориентации, универсализм, щедрость, стимуляция, традиции.

Информация об авторе: Усова Наталия Владимировна, кандидат психологических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 11.12.2019.

Для цитирования: УсоваН.В. Ценностные приоритеты субъектов зависти // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 60-64. DOI 10.34216/20731426-2020-26-1-60-64.

Nataliya V. Usova

Chernyshevsky Saratov State University

THE VALUE PRIORITIES OF SUBJECTS OF ENVY

The study is carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the research project «Social and psychological structure, determinants and mechanisms of envy regulation», project № 18-013-00134 А

The phenomenon of envy does not lose its topicality in modern scientific research. Based on empirical research, the article presents the results of a study of contradictions in the axiological sphere of personality as potential sources of envy. The work is devoted to the study of differences in the value bases of the experience of envy by the type of envy-hostility and envy-despondency. It is shown that envy subjects are characterised by a contradiction between the level of normative ideals and the level of individual priorities. Based on the theory of dynamic relationships between values, the results of the study allowed us to highlight the value of the opposition-determining experiences of envy. Central to the envy of the individual and motivating the subject to appropriate behaviour is the opposition of the values of universalism and generosity. The opposition to the values of universalism and stimulation is specific for experiencing envy by the type of envy-despondency, while the opposition of the values of tradition and generosity is the envy of the type of envy-dislike.

Keywords: envy, envy-despondency, envy-dislike, value orientations, universalism, generosity, stimulation, traditions.

Information about the author: Nataliya V. Usova, Candidate of Psychological Sciences, Chernyshevsky Saratov State University, Saratov, Russia.

E-mail: [email protected]

Article received: December 11, 2019.

For citation: Usova N.V. The value priorities of subjects of envy. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 60-64 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-60-64.

Феномен зависти интересует исследователей еще со времен античности. В научной литературе по сей день регулярно появляются работы, посвященные изучению данного явления. Ученые описывают сущность зависти (Муздыбаев К.), проводят параллели и сравнение зависти с другими пороками (Ильин Е.П.), пытаются определить роль зависти в развитии общества (Шек Г.), раскрывают теории происхождения зависти (Соколова Е.Е., Абдрашитова И.В.)

и определяют ее детерминанты (Бескова Т.В., Ша-мионов Р.М.).

Определяя сущность зависти, нам бы хотелось более подробно остановиться на идеях Бесковой. Автор предлагает рассматривать зависть как «враждебное отношение к другому человеку, детерминированное его превосходством в значимых сферах, сопровождающееся негативными эмоциями, имеющими двунаправленный характер (на другого и на себя), комплексом негативных

60

Вестник КГУ 2020

© Усова Н.В., 2020

эмоций, снижением самооценки и желанием нивелировать прямо или косвенно это превосходство». Рассмотрим два вида зависти. Субъект, переживающий «зависть-неприязнь», характеризуется озлобленностью, гневом, раздражением, которые адресованы более успешному субъекту. Данное переживание находит свое выражение в ненависти, подозрительности, высокой враждебности. Переживаемое чувство сопровождается сильным желанием превзойти другого любым возможным способом. Желание обладать вожделенным, но недосягаемым может трансформироваться в желание лишить другого предмета зависти или навредить сопернику. Для субъекта «зависти-неприязни» характерно убеждение в том, что успехи другого принижают и/или обесценивают его собственные успехи и достижения. «Зависть-уныние» характеризуется переживанием иных чувств. Здесь главными являются чувства обиды, досады и грусти, субъект испытывает уныние, отчаяние, неуверенность и бессилие что-либо изменить. Для субъекта «зависти-уныния» характерно убеждение в незаслуженной непреодолимой обделенности по сравнению с другими.

Зависть возникает в тех случаях, когда предмет зависти имеет значительный интерес для личности, вызывает потребность им обладать, другими словами, высоко ценится субъектом.

Ценности имеют социальную природу и обретают самостоятельное значение для субъекта в процессе интериоризации. В своей совокупности ценности с присущей им субъективной значимостью образуют ценностные ориентации личности. Все многообразие работ, посвящённых вопросу ценностей, ценностных ориентаций, представленных в исследованиях, объединяет общая идея о том, что ценностные ориентации во многом определяют формирование личности человека [Вишняков, Карымова; Карымова, Трифонова; Сергеева, Вишняков]. Можно с уверенностью констатировать, что отношение личности к успеху и достижениям других субъектов во многом обуславливается

именно ценностными ориентациями, так как они выражают преимущественно сознательное отношение человека к социальной действительности [Хухлаев, Бучек] и определяют его дальнейшее поведение [Fischer, Boer].

Анализируя ценностные ориентации как «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы ее отношений, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам», Бескова выявляет характер взаимосвязи ценностных ориентаций личности с общим уровнем зависти и завистью к определенным предметам. Автор выделила четыре группы ценностей в зависимости от характера взаимосвязей значимых/доступных ценностей с завистью и обнаружила взаимосвязь между показателем рассогласованности в мотивационно-личностной сфере и завистью. Несмотря на объем проделанной работы, по-прежнему остается без ответа вопрос о том, в какой мере зависть детерминирована иерархией ценностных ориентаций человека.

С нашей точки зрения, при ответе на поставленный вопрос целесообразнее опереться на теорию ценностей Ш. Шварца, в которой ценности рассматриваются как существующие вне конкретной ситуации ориентиры, служащие движущими мотивами индивида и групп [Schwartz]. Ценности имеют отношение к желаемым конечным состояниям и формам поведения личности, в силу чего мы убеждены, что исследование ценностей ориентиров, включающих в себя набор характеристик, позволит нам судить об их универсальности в качестве предикторов переживания зависти.

Целью данной работы явилось изучение противоречий в аксиологической сфере личности как потенциальных источников переживания зависти. Новизна работы состоит в нахождении различий ценностных оснований переживания зависти по типу зависти-неприязни и зависти-уныния.

Таблица

и особенностей переживания зависти

Взаимосвязь ценностных предпочтений

Показатели Зависть-неприязнь Зависть-уныние Зависть

Наслаждение 0,117 0,084 0,107

Достижение 0,125 0,025 0,077

Социальная власть 0,175 - 0,031 0,069

Самоопределение 0,170 0,098 0,142

Стимуляция 0,153 0,038 0,099

Конформизм 0,128 - 0,007 0,060

Универсализм 0,226* 0,156 0,204

Безопасность 0,059 0,020 0,041

Щедрость - 0,012 - 0,024 - 0,020

Поддержка традиций 0,168 - 0,035 0,063

Примечание. * - уровень статистической значимости р < 0,05.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

61

В качестве теоретического базиса операциональной модели исследования ценностной сферы личности нами использована концепция базовых человеческих ценностей Шварца и теория зависти, описанная в исследованиях Бесковой.

В качестве методического инструментария для проведения эмпирического исследования использовались:

- методика Шварца [Карандашев].

- методика исследования завистливости личности [Бескова].

Для начала оценим тесноту связи между переживанием зависти и ценностями, идеалами и убеждениями, оказывающими влияние на личность. Для этого воспользуемся парным коэффициентом корреляции (см. таблицу). Как мы видим, в ходе анализа обнаружена лишь одна тесная корреляционная взаимосвязь между «зависть-неприязнь» и ценностным ориентиром «универсализм».

Отметим сразу, что определенная выше корреляционная взаимосвязь фиксирует только тесноту нахождения двух переменных между собой. Более ценным для нашего исследования явилось бы определение причинно-следственных связей. Поиск соответствующего ответа продолжим с помощью результатов регрессионной модели.

Ответ на вопрос, существуют ли статистически значимые отношения между ценностными предпочтениями и особенностями переживания зависти, даст нам возможность продемонстрировать общую тенденцию между зависимой и независимой переменной, а также позволит предсказать динамику изучаемого феномена.

В ходе регрессионного анализа вариация мотива-ционных типов ценностей на уровне нормативных идеалов объясняет 14 % особенностей протекания зависти, 11 % зависти-уныния и 19 % зависти-неприязни. Учитывая большое количество предикторов, которые определяют особенности переживания зависти, значение нашей зависимой переменной можно считать достаточно показательным.

Рассмотрим более детально полученные регрессионные уравнения, отразив наиболее значимые ценностные предпочтения.

Интегральный показатель зависти = ценности самоопределения (Self-Direction) (1,771) + ценности универсализма (Universalism) (1,274) + отсутствие ценности щедрости (Benevolence) (- 1,235).

Зависть-уныние = ценности самоопределения (Self-Direction) (0,931) + ценности универсализма (Universalism) (0,719) + отсутствие ценности щедрости (Benevolence) (- 0,407) + отсутствие ценности стимуляции (Stimulation) (- 0,285).

Зависть-неприязнь = ценности самоопределения (Self-Direction) (0,840) + ценности универсализма (Universalism) (0,555) + отсутствие ценности щедрости (Benevolence) (- 0,828) + ценности поддержки традиций (Tradition) (0,326).

Полученные уравнения свидетельствуют о том, что формирование ценности самоопределения, универсализма в сочетании с отсутствием ценности щедрости детерминируют переживание зависти. Данный результат свидетельствует в пользу того, что для субъекта зависти характерно понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы, они стремятся к самостоятельности, автономности и независимости и, при этом их совершенно не заботит сохранение благополучия людей, с которыми они находятся в личных контактах. Скорее всего, это связано с тем, что приоритет самостоятельности и универсализма делает акцент на возможности справедливого для всех и комфортного для субъектов зависти существования в различных ситуациях, свидетельствует о стремлении субъектов зависти к жизни в социуме и активном использовании общественных благ, но при этом у них отсутствует способность отказаться от эгоистических интересов и готовность делиться «добром». Стоит особенно отметить, что нравственный смысл жизни и деятельности человека проявляется именно в способности делиться добром, в любви, милосердии, альтруизме, терпимости, помощи, стремлении содействовать счастью и благополучию других людей.

Результаты исследования, таким образом, позволили нам обнаружить определенное противоречие между уровнем нормативных идеалов и уровнем индивидуальных приоритетов. С одной стороны, у субъектов зависти хорошо сформировано представление о ценностном и нравственном смысле жизни, но, с другой, отсутствует готовность делиться с ближним теплотой, милосердием и т. п. Можно сказать, что добрые действия и поступки, которые совершают субъекты зависти, ориентированы в основном на собственную выгоду, а также на получение внешнего и (или) внутреннего вознаграждения.

Специфическое реагирование на благополучие окружающих по типу зависти-уныния детерминировано отсутствием стремления к новизне и состязательности в жизни. При этом следует подчеркнуть, что стремление к новизне необходимо для поддержания оптимального уровня активности организма. Мы предполагаем, что именно лежащая в основе ценности «стимуляция» - направленность форм социального взаимодействия индивида на новизну (риск, приключения, яркие впечатления, новые виды деятельности) - является одним из механизмов социально-психологической адаптации и дальнейшей ориентации личности на развитие или регресс, что в научных исследованиях чаще всего описывается через представления о белой и черной зависти.

Здесь точно так же обнаруживается противоречие между уровнем нормативных идеалов и уровнем индивидуальных приоритетов. С одной сторо-

ны, субъектами зависти-уныния усвоена ценность рационального использования собственных возможностей, активного и конструктивного миросо-зидания, а с другой - им свойственны социальная пассивность, приспособление, предпочтение стабильности в ущерб возможному росту. Субъектам зависти-уныния свойственно нежелание нести ответственность за собственный выбор.

Специфическое реагирование на благополучие окружающих по типу зависти-неприязни обусловлено уважением традиций, склонностью к смирению, благочестию, принятию своей участи. С нашей точки зрения, неприязнь субъектов зависти в данном случае возникает как реакция на неудачные попытки сохранить стабильность за счет добровольного самоограничения и подчинения.

Рассогласованность между нормативными идеалами и индивидуальными приоритетами личности является важной характеристикой, способствующей формированию зависти. Завистливость субъекта свидетельствует о наличии аксеологи-ческого конфликта, переживаемого индивидом. Завистливый субъект предъявляет социуму паттерны поведения (индивидуальные приоритеты), не соответствующие его истинным убеждениям (нормативным идеалам). При этом именно ценностные оппозиции оказывают более существенное влияние на формирование зависти, нежели собственно ценности.

Таким образом, на основе теории динамических отношений между ценностями результаты исследования позволяют нам выделить ценности-оппозиции, детерминирующие переживания зависти. Центральной для зависти личности, мотивирующей субъекта на соответствующее поведение, является оппозиция ценностей универсализма и щедрости. Специфичной для переживания зависти по типу зависти-уныния является оппозиция ценностей универсализма и стимуляции, для зависти по типу зависти-неприязни - оппозиция ценностей традиции и щедрости.

Список литературы

Абдрашитова И.В. Зависть: извинительная, продуктивная, конструктивная? URL: http:// www.ethicscenter.ru/f716.html (дата обращения: 11.11.2009).

Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004.

Бескова Т.В. Социальная психология зависти. Саратов: Наука, 2010. 255 с.

Бескова Т.В. Взаимосвязь ценностных ориен-таций личности и ее склонности к зависти // Известия Саратовского университета. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

vzaimosvyaz-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti-i-ee-

sklonnosti-k-zavisti (дата обращения: 27.10.2019).

Вишняков А.И., Карымова О.С. К вопросу о ценности семьи (на примере студентов) // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-4. С. 846-850.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

Карымова О. С., Трифонова Е.А. К вопросу о ценностях в студенческой среде // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2014. С. 20222024.

Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. 1997. Т. 23. № 6. С. 3-11.

Сергеева Е.Н. Вишняков А.И. Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6-х классов гимназии № 1 г. Мелеуза, РБ // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 82. С. 37-38.

Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / пер. с англ. М.: София, 2006. 368 с.

Соколова Е.Е. Психология зависти // Педология. Новый век. 2002. № 10. С. 71-82.

Филипенко В.В., Черняев Л.Л. Зависть и уныние. URL: http://www.sspp.ru/index.php?module=s ubjects&func=view page&pageid=12 (дата обращения: 27.03.2010).

Хухлаев О.Е., Бучек А.А. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на материале исследования студенчества нескольких регионов России) // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. URL: https://www.hse.ru/pubs/ share/direct/document/63066164 (дата обращения: 16.10.2019).

Шамионов Р.М. Зависть в системе социально-экономических установок и активность личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zavist-v-sisteme-sotsialno-ekonomicheskih-ustanovok-i-aktivnost-lichnosti (дата обращения: 27.10.2019).

Fischer R., Boer D. Motivational basis of personality traits: A meta-analysis of value-personality correlation. Journal of Personality, 2015, vol. 83, р. 491-510.

Schwartz S. Basic human values: Theory, measurement, and applications. Revue française de sociologie, 2005, v. 42, p. 249-288.

References

Abdrashitova I.V. Zavist', izvinitel'naia, produktivnaia, konstruktivnaia? [Envy: excusable, productive, constructive?]. URL: http://www. ethicscenter.ru/f/16.html (access date: 11.11.2009). (In Russ.)

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

63

Arkhangel'skaia L.S. Zavist' v strukture otnoshenii sub "ektov, ispytyvaiushchikh trudnosti obshcheniia [Envy in the structure of relations of subjects experiencing communication difficulties]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Rostov n/D., 2004. (In Russ.)

Beskova T.V Sotsial'naia psikhologiia zavisti [The social psychology of envy]. Saratov, Nauka, 2010. 255 p. (In Russ.)

Beskova T.V. Vzaimosviaz' tsennostnykh orientatsii lichnosti i ee sklonnosti k zavisti [The relationship of the value orientations of the personality and its tendency to envy]. Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Akmeologiia obrazovaniia. Psikhologiia razvitiia [Acmeology of education. Developmental psychology], 2010, № 3. URL : https ://cyberleninka. ru/article/n/vzaimosvy az-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti-i-ee-sklonnosti-k-zavisti (access date: 27.10.2019). (In Russ.)

Vishniakov A.I., Karymova O.S. K voprosu o tsennosti sem'i (naprimere studentov) [On the value of the family (for example, students). Basic research]. Fundamental'nye issledovaniia [Basic research], 2014, № 3-4, pp. 846-850. (In Russ.)

Karandashev V.N. Metodika Shvartsa dlia izucheniia tsennostei lichnosti, kontseptsiia i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance]. Saint Petersburg, Rech', 2004, 70 p. (In Russ.)

Karymova O.S., Trifonova E.A. K voprosu o tsennostiakh v studencheskoi srede [On the issue of student values]. Universitetskii kompleks kak regional'nyi tsentr obrazovaniia, nauki i kul'tury: materialy Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [University Complex as a Regional Center for Education, Science and Culture: Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference], 2014, pp. 2022-2024. (In Russ.)

Muzdybaev K. Psikhologiia zavisti [The psychology of envy]. Psikhologicheskiy. Zhurnal

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Psychological Journal], 1997, T. 23, № 6, pp. 3-11. (In Russ.)

Sergeeva E.N. Vishniakov A. I. Osobennosti psikhologicheskoi bezopasnosti obrazovatel'noi sredy na primere uchashchikhsia 6-kh klassov gimnazii № 1 g. Meleuza [Peculiarities of the psychological safety of the educational environment, as exemplified by students in the 6th grade of gymnasium No. 1 in Meleuz]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University], 2008, № 82, pp. 37-38. (In Russ.)

Seligman M. Novaia pozitivnaia psikhologiia, Nauchnyi vzgliad na schast'e i smysl zhizni [New positive psychology]: per. s angl. Moscow, Sofiia, 2006, 368 s., pp. S. 71-82. (In Russ.)

Sokolova E.E. Psikhologiia zavisti [The Psychology of Envy]. Pedologiia. Novyi vek [New Age], 2002, № 10, pp. 71-82.

Filipenko V.V., Cherniaev L.L. Zavist' i unynie [Envy and despondency]. http://www.sspp.ru/index. php?module=subjects&func=view page&pageid= 12 (access date: 27.03.2010). (In Russ.)

Khukhlaev O.E., Buchek A. A. Etnonatsional'nye ustanovki i tsennosti sovremennoi molodezhi (na materiale issledovaniia studenchestva neskol'kikh regionovRossii) [Ethno-national attitudes and values of modern youth]. Teoreticheskaiy I eksperimental'naya psikhologiia [Theoretical and Experimental Psychology], 2011, № 4. URL: https://www.hse.ru/ pubs/share/direct/document/63066164 (access date: 16.10.2019). (In Russ.)

Shamionov R.M. Zavist' v sisteme sotsial'no-ekonomicheskikh ustanovok i aktivnost' lichnosti [Envy in the system of socio-economic attitudes and activity of the individual]. Teoreticheskaia i eksperimental'naia psikhologiia [Theoretical and experimental psychology], 2011, № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zavist-v-sisteme-sotsialno-ekonomicheskih-ustanovok-i-aktivnost-lichnosti (access date: 27.10.2019). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.