Научная статья на тему 'Содержание аффективного компонента зависти'

Содержание аффективного компонента зависти Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / ЗАВИСТЬ-НЕПРИЯЗНЬ / ЗАВИСТЬ-УНЫНИЕ / ПРЕДМЕТ ЗАВИСТИ / ОТНОШЕНИЕ / СТРУКТУРА / ЭМОЦИИ / АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОЗИТИВНЫЙ АФФЕКТ / НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ / ENVY / ENVY-DISLIKE / ENVY-DESPONDENCY / OBJECT OF ENVY / ATTITUDE / STRUCTURE / EMOTIONS / AFFECTIVE COMPONENT / POSITIVE AFFECT / NEGATIVE AFFECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бескова Татьяна Викторовна

В статье приводятся результаты исследования аффективного компонента зависти. Определены инвариантные и вариативные эмоциональные состояния, свойственные субъектам зависти-неприязни и зависти-уныния. Общими переживаниями являются обида, стыд, беспокойство, тревога, неуверенность и расстроенность. Частные эмоциональные состояния проявляются в том, что если у субъекта зависти-неприязни негативные эмоции в большей степени направлены на превосходящего Другого, то у субъекта зависти-уныния на самого себя. Произведен анализ взаимосвязей зависти к различным предметным сферам и интегративных показателей позитивного и негативного аффектов. Показано, что наиболее сложное эмоциональное состояние переживают субъекты, завидующие социальному статусу Другого и его материальным благам (усугубляются негативные и подавляются позитивные эмоции). Сохранность положительных эмоций при нарастании отрицательных свойственна субъектам, завидующим высокоразвитой личности с успешными семейными и межличностными отношениями. Эмоциональный фон субъекта, завидующего молодости других людей, не изменяется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the affective component of envy

The paper presents the results of research on the affective component of envy. The invariant and variant emotional states inherent in the actors of envy-dislike and envy-despondency are defined. Common experiences include resentment, shame, concern, anxiety, uncertainty, and frustration. Private emotional states are manifested in the fact that the actor of envy-dislike feels negative emotions mostly towards the superior other person while the actor of envy-despondency has a negative attitude towards oneself. The research analyzes the relationship between envy of different subject areas and the integrative indicators of positive and negative affects. The study demonstrates that the most complex emotional state is experienced by the actors envying the social status of the other person and its material benefits (negative emotions are aggravated, and positive ones are suppressed). The preservation of positive emotions with the growth of negative ones is a characteristic of actors being envious of a highly developed personality having the successful family and interpersonal relationships. The emotional background of the actor tended to envy other people their youth does not change.

Текст научной работы на тему «Содержание аффективного компонента зависти»

УДК 159.9.07:179.8

https://doi.org/10.24158/spp.2018.10.13

Бескова Татьяна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики Саратовской государственной юридической академии

СОДЕРЖАНИЕ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЗАВИСТИ [1]

Beskova Tatiana Viktorovna

PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Legal Psychology, Forensic Examination and Education Science, Saratov State Law Academy

THE CONTENT OF THE AFFECTIVE COMPONENT OF ENVY [1]

Аннотация:

В статье приводятся результаты исследования аффективного компонента зависти. Определены инвариантные и вариативные эмоциональные состояния, свойственные субъектам зависти-неприязни и зависти-уныния. Общими переживаниями являются обида, стыд, беспокойство, тревога, неуверенность и расстроенность. Частные эмоциональные состояния проявляются в том, что если у субъекта зависти-неприязни негативные эмоции в большей степени направлены на превосходящего Другого, то у субъекта зависти-уныния - на самого себя. Произведен анализ взаимосвязей зависти к различным предметным сферам и интегративных показателей позитивного и негативного аффектов. Показано, что наиболее сложное эмоциональное состояние переживают субъекты, завидующие социальному статусу Другого и его материальным благам (усугубляются негативные и подавляются позитивные эмоции). Сохранность положительных эмоций при нарастании отрицательных свойственна субъектам, завидующим высокоразвитой личности с успешными семейными и межличностными отношениями. Эмоциональный фон субъекта, завидующего молодости других людей, не изменяется.

Ключевые слова:

зависть, зависть-неприязнь, зависть-уныние, предмет зависти, отношение, структура, эмоции, аффективный компонент, позитивный аффект, негативный аффект.

Summary:

The paper presents the results of research on the affective component of envy. The invariant and variant emotional states inherent in the actors of envy-dislike and envy-despondency are defined. Common experiences include resentment, shame, concern, anxiety, uncertainty, and frustration. Private emotional states are manifestedin the fact that the actor of envy-dislike feels negative emotions mostly towards the superior other person while the actor of envy-despondency has a negative attitude towards oneself. The research analyzes the relationship between envy of different subject areas and the integrative indicators of positive and negative affects. The study demonstrates that the most complex emotional state is experienced by the actors envying the social status of the other person and its material benefits (negative emotions are aggravated, and positive ones are suppressed). The preservation of positive emotions with the growth of negative ones is a characteristic of actors being envious of a highly developed personality having the successful family and interpersonal relationships. The emotional background of the actor tended to envy other people their youth does not change.

Keywords:

envy, envy-dislike, envy-despondency, object of envy, attitude, structure, emotions, affective component, positive affect, negative affect.

Современный мир, характеризующийся ростом конкурентных отношений, потребительских настроений («быть не хуже других»), борьбой за лучшее место в жизни, не только порождает позитивные изменения в человеке (инициативу, автономность, решительность, конкурентоспособность), но и ведет к усилению негативных социально-психологических явлений. Одно из них -зависть. Безусловно, она не является «изобретением» современности и, вероятно, существует столько, сколько и само человечество (о чем свидетельствуют самые ранние источники). Однако, как и любой другой социально-психологический феномен, зависть детерминируется не только внутренними, но и внешними факторами.

Ситуацию в современной России можно охарактеризовать как «сочетание несочетаемого»: декларация готовности создания общества равных возможностей и возрастающее социальное неравенство, еще не забытые уравнительные тенденции советского общества и новые ориентиры общества потребления. В связи с этим в современной ситуации исследование зависти (ее строения, детерминант и эффектов, механизмов формирования и регуляции) приобретает особую актуальность.

Исходя из авторской концепции, зависть представляет собой социально-психологическое отношение личности, имеющее уровневую структуру, которая включает в себя субсистемный, компонентный и элементный уровни. Субсистемный уровень представлен тремя видами отношения: к объекту зависти (Другому), предмету его превосходства и самому себе. Каждая из этих субсистем состоит из когнитивного, аффективного и конативного компонентов, которые в свою очередь раскрываются на элементном уровне. В исследовании остановим свое внимание на содержании аффективного компонента зависти.

Анализируя многочисленные определения зависти, представленные как в научной литературе, так и в словарях, мы отметили, что если в одних из них сопутствующие зависти эмоции отсутствуют (например, в работах Н.В. Дмитриевой [2, с. 133], К. Муздыбаева [3, с. 4]), то в других, напротив, ее трактовка осуществляется через использование иных эмоций (чувств). Наиболее часто в определениях зависти используется эмоция досады (подобная традиция восходит к трактовкам, представленным в толковых словарях русского языка). Кроме досады, при определении зависти используются и другие эмоциональные образования: обида [4], злость [5], раздражение [6], недовольство [7], ненависть [8], печаль [9] и др. Очевидно, что представленные эмоциональные образования тесно коррелируют друг с другом, образуя группу фрустрационных эмоций (по классификации Е.П. Ильина [10, с. 163-190]), возникающих в связи с наличием объективных или субъективных помех на пути к какой-либо цели. В определении же В.В. Филипенко и Л.Л. Черняева [11, с. 67] эмоции, включенные в структуру зависти, имеют принципиально иной спектр (стыд, привязанность, вина, интерес), что, вероятно, подразумевает возможность ее морально-этического переживания.

Подобные определения, раскрывающие эмоциональную составляющую зависти, помогают приблизиться к пониманию ее психологической сущности и раскрытию ее строения. Однако все они основаны на теоретических изысканиях авторов и не имеют эмпирического подтверждения. Именно поэтому цель настоящего исследования состоит в том, чтобы определить характер взаимосвязей между завистью и различными по модальности эмоциями и выявить элементный состав аффективного компонента.

Диагностическим инструментарием эмпирического исследования выступили следующие методики:

1) методика исследования завистливости личности (Т.В. Бескова [12]), диагностирующая выраженность интегративного показателя зависти, а также двух ее разновидностей - зависти-неприязни и зависти-уныния, различающихся по спектру переживаемых эмоций и поведенческим проявлениям;

2) один из блоков авторского опросника «Проявления зависти и ее самооценка» (Т.В. Бескова), направленный на диагностику зависти к различным предметным сферам, в котором респондентам предлагается по пятибалльной шкале оценить зависть к семнадцати предметным сферам;

3) методика «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (Е.Н. Осин) [13]. Авторская версия опросника включала в себя двадцать прилагательных, описывающих различные по модальности эмоциональные состояния и чувства, выраженность которых у себя респонденты оценивали по пятибалльной шкале. В целях настоящего исследования перечень эмоций и чувств был расширен на 10 пунктов. Нами были добавлены пять эмоциональных состояний позитивной направленности (счастливый, оптимистичный, полный надежд, собранный, спокойный) и пять состояний негативной направленности (обиженный, отчаявшийся, разочарованный, негодующий, унывающий).

Выборка исследования составила 150 человек, из которых 39,3 % мужчин и 60,6 % женщин, возрастной интервал - от 18 до 53 лет (Мх = 26,1, Мо = 22, Md = 23).

На первом этапе эмпирического исследования был проведен анализ корреляционных связей с целью выявления инвариантных и вариативных эмоциональных состояний субъектов с преобладанием различных видов зависти (зависти-неприязни и зависти-уныния). В результате исследования выявились как общие, так и частные переживаемые эмоции (таблица 1).

Таблица 1 - Взаимосвязи зависти-неприязни и зависти-уныния

с эмоциональным состоянием человека_

Эмоциональное состояние Зависть

Зависть-неприязнь Зависть-уныние Интегративный показатель зависти

1 2 3 4

Подавленный 0,138 0,242 ** 0,206 *

Расстроенный 0,165 * 0,267 *** 0,230 **

Виноватый 0,270 *** 0,144 0,222 **

Испуганный 0,290 *** 0,236 ** 0,280 ***

Злой 0,212 ** 0,117 0,179 *

Уверенный -0,176 * -0,263 ** -0,234 **

Раздраженный 0,278 *** 0,075 0,192 *

Стыдящийся 0,350 *** 0,313 *** 0,353 ***

Нервный 0,246 *** 0,109 0,193 *

Беспокойный 0,221 ** 0,221 ** 0,235 *

Бодрый -0,132 -0,178 * -0,165

Тревожный 0,268 0,238 ** 0,269 ***

Обиженный 0,391 0,290 *** 0,362 ***

Счастливый -0,081 -0,197 * -0,148

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

Отчаявшийся 0,110 0,201 * 0,165 *

Оптимистичный -0,149 -0,271 *** -0,224 **

Разочарованный 0,127 0,343 *** 0,251 **

Полный надежд -0,159 -0,166 * -0,173 *

Негодующий 0,320 *** 0,134 0,243 **

Унывающий 0,116 0,274 *** 0,209 **

Позитивный аффект -0,120 -0,221 ** -0,182 *

Негативный аффект 0,351 *** 0,324 *** 0,360 ***

Примечание: 1) * - уровень значимости 0,05; ** - 0,01; *** - 0,001; 2) в таблице представлены только те строки, в которых содержатся статистически значимые корреляционные связи.

Анализ вышеприведенной таблицы позволил выявить как инвариантные, так и вариативные эмоциональные состояния, соответствующие переживанию разных видов зависти (зависти-неприязни и зависти-уныния). Систематизируем взаимосвязи и представим их на рисунке 1.

Рисунок 1 - Эмоциональные состояния субъекта зависти

Таким образом, все субъекты зависти, независимо от ее вида, переживают обиду и стыд. Кроме того, они расстроены, неуверенны в себе, испуганны, беспокойны и тревожны. Иначе говоря, завидующий одновременно испытывает как чувство нарушения справедливости по отношению к самому себе, так и угрызение совести, поскольку с позиций нравственных императивов зависть осуждается обществом. Для субъекта зависти также характерны пониженная самооценка и тревожное состояние, проявляющееся в беспредметном страхе.

Но, кроме общих эмоциональных состояний, различные виды зависти (зависть-неприязнь и зависть-уныние) вносят в ее переживание свое эмоциональное своеобразие. Если зависть-неприязнь сопровождается злостью, раздражением, негодованием, нервным напряжением и чувством вины, то зависти-унынию свойственен абсолютно иной спектр эмоций (подавленность, отчаяние, разочарованность, уныние, пессимизм, ощущение себя несчастливым человеком, у которого отсутствуют надежды и силы на изменение ситуации). Можно сказать, что субъект зависти-неприязни в большей степени испытывает негативные эмоции по отношению к превосходящему его человеку, тогда как эмоции субъекта зависти-уныния направлены на самого себя и связаны с понижением общего жизненного тонуса.

Второй этап эмпирического исследования был посвящен выявлению эмоциональных состояний субъектов, завидующих разным предметным сферам. При анализе данных взаимосвязей обнаружились множественные корреляции, нуждающиеся в детальной систематизации, которую, на наш взгляд, необходимо начать с общего - анализа взаимосвязей предметной зависти с интегративными показателями позитивного и негативного аффектов (таблица 2).

По результатам анализа представляется возможным выделить три группы предметов зависти (по критерию ее взаимосвязи с эмоциональным состоянием субъекта).

К первой группе относятся те предметные сферы, зависть к которым имеет связь как с позитивным, так и с негативным эмоциональным состоянием. Т. е. зависть к ним не только усугубляет негативные переживания человека, но и снижает интенсивность положительного эмоционального фона. К таким предметам зависти относятся здоровье, карьерный рост, социальный статус, материальный достаток, интеллект и отдых (досуг).

Таблица 2 - Взаимосвязи позитивного и негативного аффектов с завистью к разным предметам_

Предметная сфера зависти Статистически значимые связи

Позитивный аффект Негативный аффект

Внешняя привлекательность - 0,172 *

Здоровье -0,231 ** 0,192 *

Молодость - -

Карьерный рост -0,211 ** 0,270 ***

Положение в обществе, социальный статус -0,206 * 0,290 ***

Похвала значимого человека, награды, популярность - 0,232 **

Материальный достаток -0,207 * 0,257 **

Дорогие или модные вещи - 0,271 ***

Профессиональные или учебные успехи - 0,381 ***

Интеллект, способности -0,226 ** 0,317 ***

Личностные характеристики человека - 0,267 **

Умение общаться - 0,263 **

Успех у противоположного пола - 0,256 **

Наличие преданных друзей - 0,161 *

Семейное благополучие - 0,220 **

Дети (их наличие или их успехи) - 0,185 *

Отдых, путешествия, развлечения -0,196 * 0,316 ***

Примечание: * - уровень значимости 0,05; ** - 0,01; *** - 0,001.

Максимальное число корреляций с эмоциональными состояниями из этой группы предметов зависти имеет зависть к интеллекту (13 связей с различными негативными эмоциями и 8 связей с позитивными) и зависть к возможности Другого отдыхать и путешествовать (13 и 4 соответственно). Далее в порядке уменьшения числа связей следуют зависть к социальному статусу (12 и 1), материальному достатку (8 и 5), карьерному росту (9 и 3) и здоровью (7 и 4).

Ко второй группе отнесены те предметы, зависть субъекта к которым хоть и приводит к нарастанию у него негативных эмоций, но при этом не снижает интенсивность переживаемых им положительных эмоций, на что указывает отсутствие статистически значимых корреляций с позитивным аффектом. В эту группу входит самое большое количество предметов зависти: внешняя привлекательность; похвала значимого человека, популярность; дорогие или модные вещи; профессиональные (учебные) успехи; личностные качества; умение общаться; успех у противоположного пола; наличие преданных друзей; семейное благополучие; наличие и успехи детей.

В этой группе наибольшее количество корреляций с эмоциональными состояниями выявлено по отношению зависти к профессиональным (учебным) успехам (15 связей с негативными эмоциями). С другими предметами зависти обнаружено меньшее число взаимосвязей: умение общаться (11), успех у противоположного пола (11), дорогие вещи (10), личностные качества (9), наличие преданных друзей (8), популярность (6), семейное благополучие (6), внешняя привлекательность (5), дети (их наличие и успехи) (4).

В третью группу вошел только один предмет - молодость, зависть к которому не имеет связи ни с позитивным, ни с негативным эмоциональным состоянием субъекта. Но, несмотря на отсутствие корреляций с интегративными показателями позитивного и негативного аффектов, зависть к молодости коррелирует с некоторыми негативными (7 взаимосвязей) и позитивными (4 взаимосвязи) переживаниями.

Соотнесем данные группы предметов с факторной моделью зависти [14], в которой выделены три фактора: а) зависть к высокоразвитой личности с успешными семейными и межличностными отношениями; б) зависть к социальному превосходству человека и его материальным благам; в) зависть к физическим данным человека.

Практически все предметы, входящие в фактор зависти к высокоразвитой личности с успешными семейными и межличностными отношениями (кроме интеллекта), имеют связь лишь с негативным эмоциональным фоном субъекта. Что касается зависти к интеллекту, то, помимо усиления негативных эмоциональных переживаний, в этом случае снижается и интенсивность положительных эмоций.

Большинство предметов зависти к социальному превосходству человека и его материальным благам (карьерному росту, социальному статусу, материальному достатку, отдыху (путешествиям)) связаны с изменениями переживаний разной модальности. Это не относится только к двум предметам, отнесенным в данный фактор (похвале значимого человека (популярности) и дорогим вещам), которые приводят к усугублению негативных эмоций, но не затрагивают позитивный эмоциональный фон субъекта.

Физические характеристики человека (здоровье, молодость, внешний вид), которые в модели выделены в отдельный фактор, обнаружили кардинально различные связи с эмоциональными состояниями. Так, зависть к здоровью усиливает негативные и делает слабее позитивные переживания человека, зависть к внешней привлекательности, усиливая выраженность негативных эмоций, не влияет на изменение позитивных, а зависть к молодости вовсе не затрагивает эмоциональную сферу. Подобный разброс в связях эмоциональных состояний с завистью к предметам, входящим в один и тот же фактор, возможно, объясняется как их ценностными различиями, так и иными установками. Так, здоровье, являясь приоритетной ценностью практически для каждого человека (о чем свидетельствуют многочисленные социально-психологические исследования), при отсутствии его у субъекта может вызывать зависть к тем, у кого с ним нет проблем, не только сопровождаемую крайне негативными эмоциями (беспокойством, отчаянием, унынием), но и блокирующую оптимизм, уверенность и ощущение надежды. При зависти к внешней привлекательности Другого возникающие по отношению к нему негативные эмоции не приводят к падению общего положительного фона, вероятно, из-за определенных общественных установок, которые находят свое отражение в том числе в народном фольклоре («С лица воды не пить», «Не родись красивой, а родись счастливой» и др.). Отсутствие каких-либо связей зависти с молодостью, на наш взгляд, связано с неотвратимостью старения и восприятием человеком возраста как некой данности, которая не поддается изменению (зачем переживать из-за того, что ты не можешь приобрести).

Таким образом, анализ полученных результатов эмпирического исследования позволяет сделать ряд выводов.

1. Субъект зависти, независимо от ее вида, испытывает целый спектр негативных эмоциональных состояний (обида, беспокойство, тревога, неуверенность, расстроенность и стыд), относящихся к разным группам эмоций. Вид зависти (зависть-неприязнь или зависть-уныние) вносит в эмоциональную палитру человека свою специфику. Так, переживание зависти-неприязни сопровождается прежде всего эмоциями, связанными с эмоциональным напряжением субъекта (злость, раздражение, негодование, нервное напряжение) и направленными на превосходящего Другого. Столь сильные по амплитуде негативные эмоции соседствуют у субъекта зависти-неприязни с угрызениями совести и чувством вины, поскольку зависть в общественном сознании предстает как осуждаемое явление. Зависть-уныние порождает принципиально другой эмоциональный фон - подавленность, отчаяние, разочарованность, уныние, пессимизм, ощущение себя несчастливым человеком, у которого отсутствуют надежды и силы на изменение ситуации. Т. е. она в большей степени направлена не на Другого, а на сам субъект, не только усиливая у него негативные эмоции, но и снижая его общий жизненный тонус.

2. Максимальное ухудшение эмоционального состояния субъекта, при котором не только усиливается интенсивность отрицательных эмоций, но и подавляются положительные, в основном связано с завистью к социальному статусу Другого и его материальным благам. Немного «лучше» в эмоциональном плане чувствуют себя субъекты, завидующие высокоразвитой личности с успешными семейными и межличностными отношениями, у которых происходит усиление негативных эмоций при сохранности позитивных. Эмоциональный фон субъекта, завидующего молодости других людей, не претерпевает изменений.

Результаты эмпирического исследования могут быть успешно использованы в практике психологического консультирования по проблемам межличностных отношений. Отношение к зависти в общественном сознании имеет ярко выраженную негативную модальность, поэтому человек редко признается в ней даже самому себе (утверждения типа «Были случаи, когда я завидовал удаче других» входят практически во все «шкалы лжи»). Совокупность описываемых клиентом эмоций по отношению к Другому может являться своего рода маркером зависти, будь то зависть-неприязнь или зависть-уныние.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Социально-психологическая структура, детерминанты и механизмы регуляции зависти», проект № 18-013-00134 А.

2. Дмитриева Н.В. Психология зависти // Сибирский психологический журнал. 2005. № 2. С. 133-141.

3. Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 6. С. 3-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зависть [Электронный ресурс] // Краткий психологический словарь / под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. URL: https://psychology.academic.ru/661 (дата обращения: 22.08.2018).

5. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / пер. с англ. А.Ф. Ускова. СПб., 1997. 96 с.

6. Davidson W.L. Envy and Emulation // Encyclopedia of Religion and Ethics / ed. by J. Hastings. Vol. V. Davidians - Fichte. N. Y. ; Edinburgh, 1912. P. 322-323.

7. Grimm J., Grimm W. Deutsches Wörterbuch. Leipzig, 1854. 1722 S.

8. Флай В. Синдром Каина // Развитие личности. 2007. № 1. С. 172-176.

9. Пилишина А.В. Зависть в контексте межличностных отношений : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2015. 154 с.

10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. 752 с.

11. Филипенко В.В., Черняев Л.Л. Зависть и уныние // Гештальт. М., 2004. С. 67-72.

12. Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 127-141.

13. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 91-110.

14. Бескова Т.В. Особенности «предметного поля» зависти // Сибирский психологический журнал. 2010. № 35. С. 52-57.

References:

Beskova, TV 2010, 'The Aspects of the "Subject Field" of Envy', Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, no. 35, pp. 52-57, (in Russian).

Beskova, TV 2012, 'Research Methods of Envy of Personality', Voprosypsikhologii, no. 2, pp. 127-141, (in Russian). Davidson, WL 1912, 'Envy and Emulation', in J Hastings (ed.), Encyclopedia of Religion and Ethics, vol. 5, Davidians -Fichte, New York, Edinburgh, pp. 322-323.

Dmitrieva, NV 2005, 'Psychology of Envy', Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, no. 2, pp. 133-141, (in Russian). Filipenko, VV & Chernyaev, LL 2004, 'Envy and Despondency', Geshtal't, Moscow, pp. 67-72, (in Russian). Fly, V 2007, 'The Cain Syndrome', Razvitiye lichnosti, no. 1, pp. 172-176, (in Russian). Grimm, J & Grimm, W 1854, Deutsches Wörterbuch, Leipzig, 1722 S., (in German). Ilyin, EP 2001, Emotions and Feelings, St. Petersburg, 752 p., (in Russian).

Karpenko, LA, Petrovsky, AV & Yaroshevsky, MG (eds.) 2018, 'Envy', Kratkiy psikhologicheskiy slovar', viewed 22 August 2018, <https://psychology.academic.ru/661>, (in Russian).

Klein, M 1997, Envy and Gratitude. A Study of Unconscious Sources, St. Petersburg, 96 p., (in Russian). Muzdybaev, K 1997, 'Psychology of Envy', Psikhologicheskiy zhurnal, vol. 18, no. 6, pp. 3-12, (in Russian). Osin, EN 2012, 'Measuring Positive and Negative Affect: Development of a Russian-language Analogue of PANAS', Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, vol. 9, no. 4, pp. 91-110, (in Russian).

Pilishina, AV 2015, Envy in the Context of Interpersonal Relationships, PhD thesis, St. Petersburg, 154 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.