Научная статья на тему 'Ценностные приоритеты студентов гуманитарных и экономических специальностей марийского государственного университета'

Ценностные приоритеты студентов гуманитарных и экономических специальностей марийского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ / YOUNG STUDENTS / PUBLIC CONSCIOUSNESS / SYSTEM OF VALUES / VALUE PRIORITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шабыков Виталий Иванович, Кудрявцева Раисия Алексеевна

Данная статья имеет целью обобщить результаты социологического исследования 2012 года на тему «Социальный портрет студенческой молодежи». Она посвящена рассмотрению ценностных аспектов общественного сознания студентов старших курсов гуманитарных и экономических специальностей Марийского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шабыков Виталий Иванович, Кудрявцева Раисия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Priorities of the Mari State University Students Studying the Humanities and Economics

The article generalizes the results of the 2012 sociological survey “Young Students’ Social Portrait”. The authors consider value aspects of public consciousness of students studying the Humanities and Economics at the Mari State University.

Текст научной работы на тему «Ценностные приоритеты студентов гуманитарных и экономических специальностей марийского государственного университета»

УДК 316.37

В. И. Шабыков V. I. Shabyk&i

Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

им. В. М. Васильева

The V. M. Vasilyev Research Institute of the Mari Language, Literature and History

Р. А. Кудрявцева R. A. Kudryavtseva

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Ценностные приоритеты

студентов гуманитарных и экономических специальностей

Марийского государственного университета

Value Priorities of the Mari State University Students Studying the Humanities and Economics

Данная статья имеет целью обобщить результаты социологического исследования 2012 года на тему «Социальный портрет студенческой молодежи». Она посвящена рассмотрению ценностных аспектов общественного сознания студентов старших курсов гуманитарных и экономических специальностей Марийского государственного университета.

The article generalizes the results of the 2012 sociological survey "Young Students' Social Portrait". The authors consider value aspects of public consciousness of students studying the Humanities and Economics at the Mari State University.

Ключевые слова: студенческая молодежь, общественное сознание, ценностные ориентации и приоритеты.

Key words: young students, public consciousness, system of values, value priorities.

В рамках социологического исследования, проведенного в 2012 году МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева по теме «Социальный портрет студенческой молодежи» [3], были опрошены более 120 студентов 3-5 курсов гуманитарных и экономических специальностей Марийского государственного университета. В анкетировании приняли участие студенты Института финноугроведения (ИФУ), Института экономики, управления и финансов (ИЭУФ), а также студенты-историки историко-филологического факультета (ИФФ).

Исследование выявило социально-групповые (правовые, политические, религиозные), общечеловеческие ценности и «ценности индивидуального субъекта» [1, с. 106] (эстетические, нравственные и др.), определяющие сознание, моральный облик и социальное поведение современной студенческой молодежи.

Структуру аксиосферы студентов ИФУ, ИЭУФ и ИФФ можно представить в виде общих (одинаково свойственных всем студентам, независимо от их специальности) и специфических ценностных ориентаций, которые ранжированы нами по степени их важности (первостепенной, второстепенной, третьестепенной важности, несущественные).

Приоритетными (первостепенной важности) ценностями всей студенческой молодежи университета (около или более 50 %, ответивших в каждом структурном подразделении) признаются следующие: 1) социальные

ценности: образование (знание), «жизненный проект» (цель), работа, материальное благосостояние (богатство); 2) политические ценности: патриотизм, государство (гражданственность), межнациональный мир, вера в будущее; 3) культурные ценности: «сохранение среды» [1, с. 145], иностранный язык, семья; 4) нравственно-этические ценности: трудолюбие, доброта, воспитанность, дружба; 5) религиозные ценности.

Результаты исследования позволяют утверждать, что безусловной «первичной» (М. С. Каган) ценностью и для будущих экономистов, и для историков, марийских филологов, и для будущих учителей истории, марийского языка и для литературы, иностранного языка является знание. Целенаправленный интерес к нему ярко выражен в их ответах на вопрос «С интересом ли Вы учитесь?». Большинство студентов всех специальностей на данный вопрос дали ответы «да» и «скорее да, чем нет» (ИФУ — 75,6 %, ИЭУФ — 78,4 %, ИФФ — 59 %). Ответивших «скорее нет, чем да» и «нет» больше всего выявлено среди историков (30,8 %).

Свидетельством наличия интереса к знаниям в определенной мере можно считать и ответ «это мне интересно и важно» на вопрос «Для чего Вы учитесь?» (ИФУ — 29, 3 %, ИЭУФ — 27 %, ИФФ — 30,8 %).

Целенаправленность собственного жизнеустройства как индивидуально-субъектная ценность представлена

в качестве одной из доминирующих у всех студентов, но наиболее ярко она выражена у студентов института финно-угроведения. На вопрос «Для чего Вы учитесь?» дали ответ «просто хочу добиться поставленной цели и получить образование» в ИФУ 68,3 % опрошенных, ИЭУФ — 51,4 %, ИФФ — 48,7 %.

Несомненной приоритетной ценностью признается студентами работа (дело) как смысл и способ существования. На вопрос «Что означает для вас понятие «Успех в жизни»?» 78 % опрошенных студентов ИФУ, 73 % студентов ИЭУФ и 66,7 % студентов ИФФ ответили: «Дело по душе, интересная работа». Значимость данного фактора для студенческой молодежи подтверждается и тем, что примерно половина респондентов готова в своей профессионально-трудовой деятельности к тяжелой (ИФУ — 46,7 %, ИЭУФ — 54,1 % и ИФФ — 48,7 %) и сверхурочной работе (соответственно 41,5 %, 59,5 % и 61,5 %).

Студенты имеют примерно одинаковое представление о своей будущей работе (ИФУ — 87,8 %, ИЭУФ — 83,8 % и ИФФ — 87,2 %). Часть из них уже совмещает работу с учебой (наибольшее количество работающих студентов в ИФУ — 4,9 %, в ИЭУУФ — 2,7 %, среди историков работающих не оказалось). Считая работу своим ценностным приоритетом, большинство студентов в поисках работы в основном надеются исключительно на себя. На вопрос «Как Вы предполагаете искать работу?» 80,5 % опрошенных студентов ИФУ, 70,3 % студентов ИЭУФ и 76,9 % будущих историков выбрали ответ «буду искать работу сам».

С работой и жизненным успехом в сознании всех студентов напрямую связана другая ценность — материальное благосостояние (богатство, достаток). Понятие «успех в жизни» для более половины студентов — это «высокий заработок, материальное благополучие» (в наибольшей степени эта связь выражена у студентов-историков — 64,1 %). Добиться материального благополучия — это жизненный план большинства опрошенных студентов всех трех подразделений университета.

В аксиосфере студентов важное место занимают политические и культурные ценности. Особо следует выделить патриотизм, «сохранение среды», уважение к этнической культуре края. Так, например, на вопрос, в какой мере они знакомы с обычаями, традициями, культурой, историей марийского народа, с которым связана историко-культурная, этническая специфика развития края и название республики, большинство студентов ответили, что с ними знакомы («имею хорошее представление», «кое-что знаю»): ИФУ и ИЭУФ — по 75,6 %, ИФФ — 94,9 % (высокий процент у историков связан со спецификой их специальности и учебного плана, предусматривающего глубокое изучение истории и культуры края).

Патриотизм и гражданственность как важнейшие политические социально-групповые ценности четко обозначаются в ответах студентов на вопрос «Гордитесь

ли Вы Россией?» и «Гордитесь ли Вы Республикой Ма -рий Эл?» (табл. 1). Наиболее высокий показатель патриотизма и гражданской солидарности (гордости за свое государство) обозначен у студентов-историков. Гордость «малой родиной» в одинаковой мере (почти 60 %) является безусловной первичной ценностью у студентов ИФУ и ИЭУФ.

Таблица 1 — Распределение ответов на вопросы

«Гордитесь ли Вы Россией?» и «Гордитесь ли Вы Республикой Марий Эл?» (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Гордятся Россией Гордятся РМЭ

ИФУ ИЭУФ ИФФ ИФУ ИЭУФ ИФФ

Да 63,4 73,0 79,5 58,5 59,5 43,6

Нет 7,3 2,7 5,1 14,6 5,4 20,5

Затрудняюсь ответить 29,3 13,5 15,4 26,9 24,3 35,9

Не ответили 0,0 10,8 0,0 0,0 10,8 0,0

При потенциальной возможности переменить место жительства примерно половина студентов не намерена покидать Россию. На вопрос «Если Вы собираетесь переменить место жительства, то куда хотели бы уехать?» более 50 % студентов ИЭУФ и более 40 % студентов ИФУ и ИФФ ответили, что уехали бы не за пределы своей страны, а лишь в другой ее регион.

Значительная часть студентов (более половины в ИЭУФ и ИФФ, около 70 % в ИФУ) свои чувства по отношению к Республике Марий Эл обозначила «в целом доволен, но многое не устраивает», что говорит об их неравнодушии к судьбе своей страны и ее граждан. В аналогичном смысле важен и ответ студентов на вопрос «Как Вы оцениваете отношения между представителями разных национальностей, проживающих в нашей республике?». Более половины студентов (51,2 % в ИФУ, 56,8 % в ИЭУФ и 59 % в ИФФ) оценивают их как удовлетворительные (считающих их хорошими примерно в 2 раза меньше).

Для студентов важна как ценность мощь государства, зависимая от межнационального мира, справедливого жизнеустройства, политического и экономического равенства людей, этносов. Данный тезис в полной мере подтверждается ответами на вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, причины межнациональных конфликтов в нашей стране?» (табл. 2).

Как видим, среди факторов напряженности и угрозы государству примерно треть студентов всех подразделений называют «ослабление правовой, социальной защищенности людей», «пренебрежительное отношение Центра к интересам наций, к национальной психологии, к историческому прошлому наций». Треть опрошенных историков говорит о неравномерном развитии регионов. Историки, хорошо осведомленные об истории развития стран и народов, в наибольшей мере опасаются в рассматриваемом контексте также миграции населения (56,4 %) и проявлений национализма и экстремизма (более 80 %).

Таблица 2 — Распределение ответов по вопросу «Каковы, на Ваш взгляд, причины межнациональных конфликтов в нашей стране?» (в % от числа опрошенных)

Признавая важным межнациональный мир и равенство, студенты в большинстве своем готовы на межэтническое взаимодействие на бытовом уровне. На вопрос «Как Вы считаете, имеет ли значение национальность при выборе друзей?» 75,6 % студентов ИФУ, 83,8 % студентов ИЭУФ и 82,1 % историков ответили «не имеет». Самый высокий процент респондентов с такой ориентацией среди историков марийской национальности (93,7 %).

Первичной ценностью для студентов является вера в будущее. Более 60 % студентов ИФУ и ИФФ, примерно 54 % историков на вопрос «С каким чувством Вы смотрите в будущее?» ответили «с чувством надежды, оптимизма».

Безусловным культурно-ценностным приоритетом студентов является иностранный язык. Явное предпочтение отдается ими английскому языку. Необходимость его знания в их дальнейшей жизни отметили 95,1 % респондентов ИФУ, 79,5 % — ИФФ, 64,9 % — ИЭУФ. В Институте финно-угроведения ни один студент не выбрал такие варианты ответов, как «не очень нужен» (для сравнения: в ИЭУФ такой ответ дали 13,5 % опрошенных, в ИФФ — 7,7 %), «все равно» (в ИЭУФ такой ответ дали 16,2 % опрошенных), «скорее не нужен» и «не нужен».

Первичной ценностью студентами признается семья. При ответе на вопрос «Что означает для вас понятие «Успех в жизни»? 65,9 % студентов ИФУ, 75,7 % студентов ИЭУФ и 76,9 % студентов-историков жизненный успех связали с хорошими отношениями в семье. А на вопрос «Готовы ли Вы в своей профессионально-трудовой деятельности к отказу от семейных ценностей ради работы» большинство студентов (78,1 % в ИФУ, 83,8 % в ИЭУФ и 66,7 % в ИФФ) ответили, что не готовы.

Мир нравственно-этических и эстетических ценностей студентов представлен целым рядом общечеловеческих понятий и явлений. Так, более 70 %

студентов всех подразделений как наиболее важные факторы для достижения в жизни успеха назвали трудолюбие и добросовестность. Не менее важным фактором жизненного успеха признается ими дружба, с которой связаны понятия равенства себя и другого и такие нравственные ценности, как добродетель, уважение к другому, благородство, отзывчивость, готовность помочь другому. Успех в жизни понимают как «хорошие и верные друзья» 75,7 % студентов ИЭУФ, 69,2 % студентов ИФФ и 51,2 % студентов ИФУ.

В качестве приоритетных человеческих ценностей выступают доброта (примерно 84-92 %), воспитанность (примерно 65-85 %), ум (примерно 49-62 %). Вторыми по степени важности отмечены юмор, уверенность, целеустремленность и общительность (табл. 3).

Таблица 3 — Качества, которые ценятся студентами в людях в наибольшей степени (в % от числа опрошенных)

Качества ИФУ ИЭУФ ИФФ

Ум 56,1 62,2 48,7

Доброта 90,2 83,8 92,3

Юмор 36,6 43,2 48,7

Уверенность 34,1 27,0 25,6

Целеустремленность 56,1 45,9 28,2

Обязательность 7,3 27,0 28,2

Независимость 9,8 18,9 17,9

Инициативность 9,8 8,1 5,1

Воспитанность 85,4 64,9 66,7

Общительность 53,7 43,2 38,5

Сила 0,0 5,4 5,1

Оригинальность 7,3 2,7 20,5

Красота 9,8 13,5 5,1

Другое 4,9 5,4 0,0

Оппозицию этим ценностям составляют не принимаемые большинством студентов «антиценности»: зависть (не принимают в людях это качество 80,5 % студентов ИФУ, 70,3 % студентов ИЭУФ и 51,5 % студентов-историков), грубость и невоспитанность (не принимают их соответственно 82,9, 73 и 53,8 %), неуважение к окружающим (соответственно 73,2, 51,4 и 64,1 %), скупость и мелочность (не нравятся примерно 49-65 процентам опрошенных), злость (более 40 % студентов всех подразделений назвали ее качеством, которое не нравится в людях) и лень (более 30 % отметили, что она им не нравится).

Первенство, сила, власть воспринимаются студентами как несущественная ценность. Об этом можно судить и по ответам на вопрос «Что означает для вас понятие «Успех в жизни»?». При ответе на него примерно одинаково небольшое количество студентов ИФУ и ИЭУФ (соответственно 2,4 и 2,7 %) с успехом связали власть (среди историков таковых оказалось

Причины ИФУ ИЭУФ ИФФ

Ослабление правовой, социальной защищенности людей 31,7 24,3 30,8

Пренебрежительное отношение Центра к интересам наций, к национальной психологии, к историческому прошлому наций 29,3 35,1 30,8

Снижение уровня жизни людей 4,9 16,2 23,1

Миграция населения 22,0 35,1 56,4

Боязнь утраты национальной самобытности, культуры, языка 39,0 18,3 30,8

Неравномерное развитие регионов страны 14,6 16,2 33,3

Проявления национализма и экстремизма 34,1 56,8 82,1

Другое 0,0 0,0 5,1

Затрудняюсь ответить 19,5 8,1 0,0

примерно в 3 раза больше). Сила для студентов ИФУ является абсолютно непривлекательным качеством и соответственно не признается ценностью.

Бесспорно, к числу ценностей первостепенной важности относятся религиозные ценности. Подавляющая часть студентов всех подразделений свое отношение к религии сформулировала как «я религиозен» и «можно сказать, что я религиозный человек» (так ответили 89,1 % опрошенных в ИЭУФ, 75,6 % — в ИФУ и 69,2 % — в ИФФ), что, собственно, коррелирует с общей тенденцией в развитии религиозного сознания всего населения Республики Марий Эл (по итогам соцопроса 2011 года, уровень религиозности населения республики составлял 73 %). Правда, уровень «категорически выраженной» религиозности студентов (ответ «я не религиозен») у студентов данных подразделений неодинаков: самый высокий — в ИЭУФ (43,2 %) и самый низкий — в ИФФ (12,8 %). Что касается историков, то они, разделяя понятия «светское» и «религиозное» и признавая отдельность их существования, достаточно четко «раскладывают» роль религиозных институтов в светском государстве (показательно и то, что у историков минимальный показатель по респондентам, затруднившихся с ответом — 2,5 %). Отвечая на вопрос «Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные органы в духовной и общественной жизни страны?» они связывают роль религиозных структур, главным образом, с духовно-нравственным воспитанием (ответ «должны строго служить укреплению духовности и нравственности в обществе» — 56,4 %); около 40 % респондентов ограничивают их функцию исключительно с удовлетворением религиозных потребностей верующих людей. Лишь единицы студентов-историков говорят об активной роли религиозных органов в общественно-политической роли страны (2,6 %), в то время как марийские филологии и студенты-экономисты придают этой роли безусловную значимость (соответственно около 20 % и более 16 %).

Далее выявим некоторые специфические ценностные ориентации, характеризующие студентов разных групп специальностей.

В наибольшей степени ценностные различия проявляются по следующим позициям: межкультурное общение, национальность (этническая природа), материальные ценности, статус, свобода. Специфические моменты выявляются и в нравственно-этической аксиосфере студентов.

Межкультурное общение и межкультурная коммуникация относятся к числу первичных ценностей студентов гуманитарных специальностей. Исследование выявило достаточно высокую степень ориентированности студентов-гуманитариев на изучение языков и широкую межкультурную коммуникацию. Об этом можно судить по их ответам на вопрос «Считаете ли Вы необходимым изучение других языков, помимо тех, которые Вы уже изучаете?». Студенты активно изучают английский язык (не изучают его только

примерно 2,5 % из общего числа опрошенных); в учебных планах многих специальностей представлен марийский язык (из числа опрошенных его не изучают 24,4 % опрошенных студентов ИЭУФ, 7,7 % студентов ИФФ). Необходимость в изучении других языков, помимо тех, которые уже изучают, отметили 48,8 % студентов ИФУ и 53,8 % студентов ИФФ. Студенты экономических специальностей не заинтересованы в знании многих языков и более замкнуты в языковой коммуникации (70,3 % не видят необходимости в изучении других языков, помимо тех, которые уже изучают).

«Системообразующей духовной энергией» [1, с. 116] группы (одного этноса) порождены такие ценности, как национальность (этническая природа), национальное достоинство, общность и единство. Эти групповые ценности особенно важны для студентов гуманитарных специальностей. Так, в ряду причин межнациональных конфликтов в нашей стране примерно треть из них называет «боязнь утраты национальной самобытности, культуры, языка» (39 % студентов ИФУ, 30,8 % историков). Для сравнения: среди студентов экономических специальностей так считают 18,3 %, что свидетельствует о доминировании индифферентных тенденций в этой молодежной среде по данной проблематике.

О меньшей степени важности национальности как политико-культурной ценности для студентов ИЭУФ свидетельствуют и другие факты. Например, на вопрос «Кто Ваши ближайшие друзья?» студенты-экономисты в большинстве своем отвечали «круг моих друзей многонационален» (56,8 %), в то время как студенты ИФУ и ИФФ, главным образом, отмечали «в основном, люди моей национальности» (соответственно 61 и 51,3 %).

В мире нравственно-этических и эстетических ценностей студентов различия проявляются по следующим позициям (рассмотрим и на основе анализа их ответов на вопросы «Какие качества в наибольшей степени Вы цените в людях?») (табл. 3) и «Какие качества Вам не нравятся в людях?»:

- принципиально важной (первичной) ценностью для марийских филологов является целеустремленность — 56,1 %, в то время как, например, для студентов экономических специальностей — это ценность второстепенной важности (28,2 %);

- общительность в наибольшей степени важна также для студентов ИФУ (53 %); минимальный уровень важности данной ценности выявлен у историков — 38,5 %;

- оригинальность более привлекательна как ценность для историков (20,5 %), и она почти не представляет интерес для экономистов (2,7 %);

- примерно на 20 % больше внимания историки, по сравнению с марийскими филологами, проявляют к юмору; марийские филологи, по сравнению с историками и экономистами, — к воспитанности;

- экономисты в большей степени, чем студенты других специальностей, ценят ум (62,2 %);

- красота в наибольшей степени привлекательна для студентов ИЭУФ (13,5 %), для историков это почти несущественная ценность (5,1 %);

- безусловными «антиценностями» для 64,9 % будущих экономистов являются скупость и мелочность (для сравнения: не признают в людях эти качества 48,8 % опрошенных в ИФУ), для 35,1 % — расчетливость (для сравнения: в ИФУ — 17,1 %); неуважение к окружающим как «антиценность» более всего тревожит студентов ИФУ — 73,2 % (для сравнения: в ИЭУФ — 51,4 %).

Результаты всероссийских исследований образа молодежи и ценностных приоритетов молодежи новой России свидетельствуют о том, что около половины молодых респондентов убеждены в том, что «многие традиционные моральные нормы устарели», что пользование ими — «значит обречь себя на неуспех»; более половины респондентов «сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаются с тезисом о том, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы» [2, с. 22-23].

Картина общественного сознания студенческой молодежи Республики Марий Эл в данном контексте в целом отличается от российской, но по отдельным позициям близка к ней. Например, около половины студентов-историков отметили, что для достижения своих целей могли бы дать взятку (табл. 4). Около 36 % готовы сознательно обмануть кого-либо, если это необходимо для реализации их целей. Почти 30 % будущих экономистов также могли бы совершить два этих действия. Настораживает и процент (хотя он небольшой) респондентов-историков, которые могли бы использовать для достижения своих целей сексуальные связи (студенты двух других подразделений исключают такие действия в своем поведении).

Отношение студентов разных специальностей к материальным ценностям (материальный достаток семьи, заработная плата, жилищные условия), признаваемым ими в целом важными условиями жизненного успеха, представляется неодинаковым. Если судить по ответам на вопрос: «Какие проблемы Вас беспокоят?», то можно сделать следующие выводы: студенты

ИФУ и ИФФ (соответственно 68,3 % и 51,3 %) больше, чем будущие экономисты (37,8 %), обеспокоены семейным достатком. Более половины студентов ИФУ и ИФФ считают важнейшей проблемой жилищные условия (для сравнения: ИЭУФ — около 30 %). Более половины будущих экономистов и историков обозначают проблему «малая вероятность заработать самому», что свидетельствует о придании ими заработной плате приоритетного значения. Материальное благополучие как ценность особенно сильно выражена у студентов ИЭУФ: 83,8 % опрошенных в качестве своего жизненного плана указали «добиться материального благополучия» (для сравнения: такой ответ дали 48,8 % опрошенных ИФУ, в ИФФ — 76,9 %). О собственном бизнесе, который мог бы обеспечить материальное благополучие, мечтают 45,9 % будущих экономистов; 43,2 % опрошенных именно с успешным бизнесом связывают понятие «успех в жизни». Среди студентов ИФУ и ИФФ, мечтающих о собственном бизнесе, оказалось намного меньше (соответственно 14,6 % и 10,3 %), но само наличие студентов с такими жизненными планами среди гуманитариев (более 10 %) говорит о многом: во всем молодежном сообществе возрастает приоритет материальных ценностей. Познавательные ценности типа «возможность путешествовать, видеть мир», во многом зависимые от материального достатка, в большей степени привлекательны для будущих историков (41 %), в меньшей степени — для будущих экономистов (29,7 %) и еще в меньшей степени — для студентов ИФУ (17,1 %).

Должностной статус (престиж в обществе) особенно важен для студентов ИЭУФ: 43,2 % опрошенных представляют себя в будущем в должности руководителя предприятия или учреждения (для сравнения: среди студентов ИФУ таковых выявлено 26,8 %, а среди студентов ИФФ — 17,9 %). Почти треть историков свой должностной статус представляют как «рядовой сотрудник / работник».

Одно из важнейших ценностных устремлений индивида — это свобода как условие выбора, самоопределения и самоутверждения. В этом свете интересно посмотреть на факторы выбора специальности студентами рассматриваемых нами подразделений (табл. 5). Данные нижеприведенной таблицы, обобщающей ответы студентов на вопрос «Почему Вы выбрали эту специальность?», говорят о том, что свобода как ценность была максимально значима и реализована при выборе образовательной траектории студентами ИФУ и ИЭУФ. Главными факторами ее сознательного и целенаправленного выбора для них стали следующие: для студентов ИФУ — это «специальность интересная и перспективная» (почти 50 %), для студентов ИЭУФ — это в равной степени (32,4 %) «специальность интересная и перспективная» и «после окончания вуза данная специальность даст мне возможность хорошо зарабатывать». Кроме того, почти четверть студентов ИЭУФ шла на экономическую специальность в надежде

Таблица 4 — Моральные ценности в достижении целей (в % от числа опрошенных)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варианты ответов Могли бы для достижения своих целей

сознательно обмануть кого-либо дать взятку использовать сексуальные связи

ИФУ ИЭУФ ИФФ ИФУ ИЭУФ ИФФ ИФУ ИЭУФ ИФФ

Да 14,6 29,7 35,9 2,4 29,7 43,6 0,0 0,0 7,7

Нет 53,7 62,2 30,8 78,0 59,5 30,8 100,0 91,9 71,8

Затрудняюсь ответить 31,7 8,1 33,3 19,6 10,8 25,6 0,0 8,1 20,5

на то, что она после окончания вуза даст возможность сделать карьеру. Принципиальная иная ситуация у историков, для большей части которых (61,5 %) решающими оказались обстоятельства, которые и предопределили их выбор, ограничили их свободу. Соответственно довольно большая часть историков на вопрос «Удовлетворены ли Вы выбранным учебным заведением и своей будущей профессией?» отвечала следующим образом: «учебным заведением — да, профессией — нет» (38,5 %) или «не удовлетворен ни учебным заведением, ни профессией» (15,4 %). Только четверть студентов ИФФ ответила, что удовлетворена и учебным заведением, и профессией, в то время как в ИЭУФ и ИФУ таковых значительное большинство (соответственно 73 % и 61 %).

Таблица 5 — Распределение ответов на вопрос «Почему Вы выбрали эту специальность?» (в % от числа опрошенных)

В данном контексте закономерно и то, что историки с определенной долей пессимизма подходят к оценке уровня образовательной подготовки в вузе и к своему

собственному психологическому состоянию. Если будущие экономисты при ответе на вопрос «Как бы Вы оценили уровень образовательной подготовки и пер -спективность получаемой Вами специальности?» выбирают в большинстве своем вариант «получаемая специальность сегодня перспективна и уровень подготовки по ней в целом солидный, приличный» (56,8 %), то историки — вариант «специальность перспективна, но уровень подготовки вызывает серьезную озабоченность» (84,6 %). Проблема собственной психологической неуравновешенности для историков (более 25 % опрошенных указали на эту проблему) является намного более актуальной, чем для студентов ИЭУФ и ИФУ. Среди ценностных характеристик личности около 20 % историков отмечают независимость, что подчеркивает как значимость для них этой ценности, так и переживание ими отсутствия реальных возможностей для практической ее реализации.

—Ш—-

1. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

2. Кириллина Т. Ю. Отечественная социология морали: прошлое, настоящее, будущее // Социологические исследования. 2013. № 6 (338). C. 17-24.

3. Социальный портрет студенческой молодежи: анкета / Мар-НИИЯЛИ им. В. М. Васильева. Йошкар-Ола, 2012. 13 с.

1. Kagan M. S. Filosofskaya teoriya tsennosti. SPb.: TOO TK «Petropolis», 1997. 205 s.

2. Kirillina T. Yu. Otechestvennaya sotsiologiya morali: proshloe, nastoyashcheye, budushcheye // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. № 6 (338). C. 17-24.

3. Social'nyi portret studencheskoi molodezhi: anketa / MarNIIYaLI im. V. M. Vasil'eva. Ioshkar-Ola, 2012. 13 s.

Ответы ИФУ ИЭУФ ИФФ

Специальность интересная и перспективная 48,8 32,4 5,1

После окончания вуза данная специальность даст мне возможность хорошо зарабатывать 7,3 32,4 0,0

После окончания вуза данная специальность даст мне возможность сделать карьеру 14,6 24,3 10,3

Не хватило баллов поступить на другую специальность 9,8 2,7 61,5

Мне все равно, где учиться 2,4 0,0 5,1

Другое 17,1 8,1 17,9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.