Научная статья на тему 'Изучение особенностей студенческой молодежи как основа практики личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов'

Изучение особенностей студенческой молодежи как основа практики личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕННОСТИ / ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ / ВЫБОРКА / STUDENTS / PHYSICAL TRAINING / VALUES / QUESTIONING METHODS / SAMPLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин С. М.

Статья посвящена анализу результатов изучения особенностей студенческой молодежи, ее отношения к физической подготовке и роли данного вида подготовки в жизни и профессиональной деятельности человека, потребностей молодых людей, их интересов, жизненных установок и системы разделяемых ценностей, особенностей и предпочитаемых видов и форм проведения досуга с целью использования получаемых результатов для повышения эффективности и качества физической подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF STUDENTS PECULIARITIES AS THE BASIS OF INDIVIDUAL-ORIENTED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT NONSPECIALISED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article «The Study of Students Peculiarities as the Basis of Individual-Oriented Physical Training of Students at Nonspecialised Higher Education Institutions» is devoted to the analysis of the results of the study of students peculiarities, their attitude to physical training and the role of this kind of training in the life and professional activity of a person, young peoples needs, their interests, aims in life and the values shared, the peculiarities and preferable types and forms of spending spare time in order to use the results obtained to increase the effectiveness and quality of physical training of future specialists.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей студенческой молодежи как основа практики личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов»

УДК 378. 02: 372.8

С. М. Воронин

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ПРАКТИКИ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Статья посвящена анализу результатов изучения особенностей студенческой молодежи, ее отношения к физической подготовке и роли данного вида подготовки в жизни и профессиональной деятельности человека, потребностей молодых людей, их интересов, жизненных установок и системы разделяемых ценностей, особенностей и предпочитаемых видов и форм проведения досуга с целью использования получаемых результатов для повышения эффективности и качества физической подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: студенческая молодежь, физическая подготовка, ценности, опросные методы, выборка.

Изменившиеся условия жизни существенно повлияли на развитие человека, на формирование его как личности; изменились условия профессионально-трудовой деятельности, начал формироваться новый вид рынка - рынок труда, который предъявляет высокие требования к человеческому фактору, рассматриваемому как человеческий капитал, и если в советский период развития нашего общества затраты на образование, на поддержание интеллектуального и физического состояния человека понимались как издержки, то на сегодняшний день экономисты рассматривают данные расходы как ключевые инвестиции в экономический рост. Анализируя практику физической подготовки студентов в непрофильных вузах, мы видим, что в ходе данной подготовки продолжают реализовываться основы традиционной физической подготовки на базе когнитиврной образовательной парадигмы, в большинстве своем не проводится изучение особенностей современной студенческой молодежи, ее потребностей, интересов, жизненных установок и системы разделяемых ценностей с целью использования получаемых результатов для повышения эффективности и качества физической подготовки будущих специалистов.

В ходе работы над проблемой личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов мы провели изучение особенностей студенческой молодежи и ценностных ориентаций, разделяемых данной группой молодежи. Исследование проводилось на базе Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Выборка опрашиваемых студентов включала 720 человек, обучающихся на различных факультетах университета на 1-2-м курсах: математическом, экономическом, юридическом, физическом, историческом, факультете социально-политических наук, биологии, психологии, информатики и вычислительной техники. Лиц женского и мужского пола приблизительно равное количество, также в сделанной выборке было представлено равное количество студентов различных факультетов [1]. Сделанная выборка репрезентативна, так как отражает специфику генеральной совокупности включенных в нее людей как по составу (пол,

возраст, социально-экономические, географические, этнические, культурные характеристики), так и по индивидуальным характеристикам.

Результаты опросов показали, что более 90 % опрошенных студентов как мужского, так и женского пола ориентированы на успех в жизни. Среди факторов, с которыми у студентов ассоциируется успех в жизни: обретение власти и денег (1-е место), общественное признание (2-е место), высокая профессиональная квалификация (3-е место); карьера в профессиональной сфере (4-е место). В женской части выборки выделили еще такой фактор, как удачное устройство личной жизни и спокойная жизнь.

На вопрос о том, что на сегодняшний день волнует молодых людей, было получено три приоритетных ответа: деньги (1-е место), любовь (2-е место), учеба (3-е место). Разницы по половому признаку выявлено не было.

Следующий вопрос, который был нами задан: как Вы считаете, достижение успеха в жизни связано с Вашей профессиональной деятельностью?

При анализе ответов на данный вопрос четко была выявлена разница в ответах представителей различных специальностей. Юристы и экономисты (90 %) независимо от пола связывают успех с будущей профессиональной деятельностью. Получение высшего образования они рассматривают как возможность иметь престижную работу и высокую заработную плату. Представители других специальностей рассматривают высшее образование в качестве возможного средства успеха. Студенты-физики и студенты-математики на первое место ставят получение диплома. У студентов данных специальностей четкой профессиональной ориентации не выявлено.

В женской части выборки (исключение составляют юристы и экономисты) у 15 % опрошенных прозвучал ответ: «может пригодиться в будущем», у 34 % мужской выборки (за исключением уже названных специальностей) - «возможность отсрочки от армии».

Наибольший романтизм и абстрагирование от практики проявляется у студентов-психологов и историков.

Следующий вопрос, который мы задавали: на что Вы полагаетесь в реализации своих жизненных планов?

Большая часть выборки независимо от пола (41 %) ответили «на удачу», на свои личностные качества, такие как инициативность, самостоятельность, активность, предприимчивость надеется 19 % опрошенной выборки; 17 % опрошенных считают, что реализация жизненных планов связана с достижением высокого профессионализма и успешной адаптации в будущей профессиональной деятельности. Среди остальных ответов наиболее встречаемые были такие: «все зависит от родителей», «наличие связей с нужными людьми», «все определяет случай».

На вопрос о том, влияет ли состояние здоровья на осуществление жизненных планов, опрошенные дали различные ответы. Только 27 % студентов ответили «да». Мы видим, что немногие задумываются над тем, что состояние их здоровья может внести существенные коррективы в реализацию задуманного.

Следующий вопрос, который задавался в ходе опросов: влияет ли освоение физической культуры, физическая подготовка на реализацию Вас как специалиста?

Среди опрошенных ответы распределились следующим образом: да, без сомнения влияет -18 %; скорее да, чем нет -11; трудно сказать - 38; скорее нет, чем да - 13; нет, ничего не зависит - 13 %.

Надо отметить, что больший процент ответов «да, без сомнения» был получен у студентов, обучающихся на юридическом факультете, а ответ «нет, ничего не зависит» - у студентов-физиков. Разницы в ответах по половому признаку выявлено не было.

Следующий вопрос: какими видами спорта Вы предпочитаете заниматься? Опрошенные студенты в качестве приоритетных выделили следующие виды спорта: гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, туризм, плавание, восточные единоборства, спортивные игры. Причем спортивные игры были поставлены на первое место студентами всех специальностей независимо от пола, за исключением юношей-юрис-тов, которые отдали предпочтение восточным единоборствам.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что студенты в достаточной степени не оценивают роль физической подготовки в подготовленности к будущей профессии. Ориентируясь на успех в жизни, включая профессионально-трудовую деятельность, только большая часть студентов - юристов и экономистов - связывают этот успех с высоким уровнем освоения профессиональной деятельности. Представители других специальностей в большинстве своем рассматривают получение профессии как возможное средство достижения успеха.

В реализации своих жизненных планов, по результатам наших исследований, большинство студентов ориентированы на удачу, а не на свои личностные ка-

чества и успешное освоение профессиональной деятельности. Немногие из студентов задумываются о том, что состояние здоровья и общая физическая подготовленность могут изменить планы на будущее.

Следующей задачей изучения студенческой молодежи мы поставили задачу изучения ценностных ориентаций молодых людей. С этой целью мы использовали методику «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: преобладающими в мужской выборке являются такие ценности, как свобода, материальная обеспеченность, друзья, признание, развлечения. Интересная работа по значимости поставлена на 7-е место, уверенность в себе на 6-е, здоровье на 10-е.

В женской выборке в соответствии с определенными рангами: любовь, материальная обеспеченность, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, счастье других. Интересная работа в женской выборке поставлена на 15-е место, уверенность в себе на 7е, здоровье на 14-е.

Проанализировав полученные ответы, мы видим, что студенты нацелены на материально обеспеченную жизнь, но мужская часть выборки соотносит ее со свободой, друзьями, интересной работой, а женская часть выборки - с любовью, продуктивной жизнью и счастливой семейной жизнью. Здоровье как ценность больше значимо в мужской выборке.

Проанализировав полученные ответы по шкале инструментальных ценностей, мы видим, что предпочтительным образом действия и свойствами в мужской части выборки являются: рационализм, образованность, эффективность в делах, самоконтроль и смелость.

В женской части выборки - высокие запросы, жизнерадостность, рационализм, терпимость и чуткость. Эффективность в делах у женщин стоит на 16-м месте.

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о большей ориентации на профессионально-трудовую реализацию в мужской выборке и на приоритет реализации в личностной сфере в женской части выборки.

Наше исследование позволило выявить четкую ориентацию студенческой молодежи на частную жизнь. Доминирующими в системе ценностей выступают ценности материального благополучия и ценности индивидуального характера.

Следующей задачей изучения особенностей студенческой молодежи мы поставили задачу изучения молодежного досуга.

Анализ полученных ответов показал, что образ жизни студенческой молодежи имеет преимущественно пассивный характер.

В опрошенной выборке лишь 31 % юношей и девушек отметили активные формы досуга. Среди них 17 % предпочитают заниматься спортом. Основные увлечения: скейбординг, велосипед, мотоциклы, автомобили, футбол; 8 % предпочитают подвижные игры и танцы, посещают дискотеки; 6 % предпочитают туризм; 69 % опрошенной нами выборки предпочли пассивные формы досуга. Среди них, например, такие: компьютерные игры - 18 %, общение с друзьями -22, прослушивание музыки - 11, «ничегонеделание» - 8, просмотр видео - 6, «особых предпочтений нет, занимаюсь чем придется» - 4 %.

Таким образом, мы видим, что в целом отмечаемое учеными и практиками ослабление нормативноценностной регуляции поведения в обществе отразилось на особенностях досуга студенческой молодежи.

Гиподинамия в современном обществе получает все большее распространение, учеба в вузе ведет к усилению данного явления, причем с нарастанием в зависимости от продвижения студентов с младших курсов на старшие курсы, но это не побуждает молодых людей дефицит активности в учебной деятельности компенсировать ее увеличением в досуговой.

В качестве задачи изучения особенностей студенческой молодежи как основы практики личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов мы поставили задачу изучения личностных особенностей студентов и ориентации их на те или иные личностные качества, необходимые современному человеку в жизни и трудовой деятельности.

В ходе опросов нами были заданы следующие вопросы:

- какие качества личности помогают современному человеку адаптироваться в социальной жизни;

- какие качества личности помогают специалисту адаптироваться на рынке труда и в профессиональной деятельности;

- какие качества личности современного человека Вы считаете положительными;

- какие качества личности современного человека Вы относите к отрицательным.

В ответах на поставленные вопросы выявлена разница по половому признаку.

На первый вопрос в мужской выборке были получены следующие ответы: уверенность в себе, инициативность, общительность, самостоятельность, твердость характера.

В женской выборке в качестве приоритетных отмечены следующие качества: доброта, терпимость, изобретательность, активность, умение понимать другого человека.

На второй вопрос мы получили следующие приоритетные варианты ответов.

В мужской выборке были получены следующие ответы: волевые качества, мобильность, высокий уровень информированности, профессионализм, гибкость.

В женской выборке: смекалка, творческий подход к делу, умение использовать свои сильные стороны и нивелировать недостатки, рационализм, оптимизм.

На третий вопрос мы получили следующие приоритетные варианты ответов.

В мужской выборке были получены следующие ответы: сила и выносливость, высокая работоспособность, гибкость мышления, индивидуализм, лидерские качества.

В женской выборке: дружелюбность, коллективизм, сердечность, эмпатийность, честность.

В ответах на четвертый вопрос также была зафиксирована разница по половому признаку. В мужской выборке к качествам личности, имеющим отрицательный характер, относят: трусость, агрессивность, терпимость, самодовольство, лживость.

В женской части выборки: вредные привычки, пассивность, враждебность, распущенность, цинизм.

Проанализировав полученные ответы мы видим, что молодые люди в большей степени ориентированы на развитие таких личностных качеств, как сильная воля, выносливость, высокий профессионализм, склоны к индивидуализму. Девушки ориентированы на дружелюбие, терпимость, эмпатийность, честность и больше склонны к проявлению коллективных начал в жизнедеятельности.

Проведенное исследование изучения особенностей студенческой молодежи как основы личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов позволило в интегративном комплексе задач данной подготовки выделить основные направления их реализации, а именно:

- формирование мотивации к занятиям физической культурой в ходе теоретической и практической подготовки через использование активных методов обучения, таких как проблемные лекции, лекции дискуссии, спортивные игры;

- усиление акцента на такой компонент интегративного комплекса физической подготовки, как профессионально-прикладная физическая подготовка девушек;

- активное включение наших студентов в спортивно-массовые мероприятия вне учебных занятий, развитие сети спортивных клубов и факультативов. Включение в теоретический курс лекций, материал которых отражает роль и значение физической подготовки в развитии активности человека, его выносливости, волевых качеств, общего укрепления здоровья, стабильности эмоциональных проявлений, эффективности функционирования всех психических процессов, значение физической подготовки в формировании общей подготовленности к социальной жиз-

недеятельности и профессионально-трудовой реализации, в процессе которой физически подготовленный человек легче сможет поддерживать эффективный уровень работоспособности, справляться с перегрузками и с перенапряжением, управлять своими эмоциональными состояниями и находить оптимальный выход в стрессовых ситуациях;

- обеспечение условий в ходе физической подготовки, противодействующих развитию потребительских ориентаций студенческой молодежи;

- корректировка процесса личностного формирования и его направленность на развитие творчески активной, деятельной, ориентированной на созидательное участие во всех сферах жизнедеятельности общества;

- развитие в ходе личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов таких качеств личности, как интернальность, толерантность, самостоятельность, активность, мобильность и эмоциональная устойчивость.

Список литературы

1. Воронин С. М. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов. Ярославль, 2008. 282 с.

Воронин С. М., кандидат биологических наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания и спорта.

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Ул. Советская, 14, г. Ярославль, Россия, 150000.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.02.2009

S. M. Voronin

THE STUDY OF STUDENTS PECULIARITIES AS THE BASIS OF INDIVIDUAL-ORIENTED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT NONSPECIALISED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article «The Study of Students Peculiarities as the Basis of Individual-Oriented Physical Training of Students at Nonspecialised Higher Education Institutions» is devoted to the analysis of the results of the study of students peculiarities, their attitude to physical training and the role of this kind of training in the life and professional activity of a person, young people’s needs, their interests, aims in life and the values shared, the peculiarities and preferable types and forms of spending spare time in order to use the results obtained to increase the effectiveness and quality of physical training of future specialists.

Key words: students, physical training, values, questioning methods, sampling.

Voronin S. M.

Yaroslavl Demidov State University.

Ul. Sovetskaya, 14, Yaroslavl, Russia, 150000.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.