ФГОС второго поколения
УДК 37.0+316.74:37
В. Н.Клепиков
J Ч
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ
Какие ценностные приоритеты актуальны в развитии социального института воспитания?
Аннотация. Развитие социального института воспитания связано с двумя ведущими и взаимодополняющими социокультурными тенденциями: интеграция ассоциируется с освоением общечеловеческих, общенациональных, общегражданских, коллективных и т.п. ценностей, консолидирующих людей с разными взглядами, мировоззрениями и культурами; дифференциация - с освоением национальных, этнических, конфессиональных, личностных и т.п. ценностей, способствующих самобытной идентификации локальных сообществ, групп людей и отдельных индивидов. Диалектический синтез данных тенденций обнаруживается в духовно-нравственных свершениях, когда индивидуальное (особенное) по своей значимости и признанию становится всеобщим. При этом приоритетными являются гуманистически ориентированные общечеловеческие, общенациональные и общегражданские ценности, которые способствуют миру, свободе, демократии и взаимопониманию между народами, различными культурами и отдельными людьми.
Ключевые слова: воспитание, социальный институт воспитания, ценностные приоритеты, гуманистическая направленность, интегрирующие и дифференцирующие тенденции, субъектность, общечеловеческие, общенациональные и общегражданские ценности.
Summary. The development of the social institution of education is associated with two leading and complementary socio-cultural trends: the integration associated with the development of universal, national, civil, collective values, etc., consolidating people with different views, worlds and cultures differentiation - with the development of national, ethnic, religious, personal etc. values that contribute to the identification of distinctive local communities, groups and individuals individuals. Dialectical synthesis of these trends is found in the spiritual and moral achievements, COG-but the individual (particular) on the importance and recognition becomes universal. The priority are humanistically oriented universal, national and civil values, that promote peace, freedom, democracy and mutual understanding between peoples, different cultures and individuals.
Keywords: education, social institution of education, values, priorities, humanistic ingovernment, integrating and differentiating tendencies, subjectivity, human, obschenatsiotional and civil values.
Изменение мировоззренческих ориентиров в политической, социальной, экономической и духовной сферах российского общества влечёт за собой выбор приоритетных1 ценностей в образовании и воспитании. Но в первую очередь это связано с радикальными трансформациями, происходящими в сознании современных людей: противоречивое воздействие информационных технологий, интенсивные ритмы жизни, возрастающие требования к получаемым знаниям и компетенциям, недостаток времени, отводимого на «проживание» транслируемых знаний и т.д., и как результат - бессистемное или даже хаотическое формирование личностных ценностей и ценностных отношений.
1 В дальнейшем слова «приоритетные» и «ведущие» мы будем использовать как синонимы.
Поэтому в сложившейся ситуации особую роль приобретает процесс выбора субъектами воспитательного процесса приоритетных ценностей и складывающихся на их основе ценностных отношений. Приоритетные ценности имеют особое значение в процессе модернизации общества и образования, так как выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, в соответствии с которыми совершенствующаяся личность сверяет своё поведение и деятельность в социуме.
Приоритетными ценностями становятся те лич-ностно значимые категории и понятия, по отношению к которым субъект определился позитивно, ибо «ценностям нельзя научить, их нужно проживать» (В. Франкл). Принятие или отрицание определённых ценностей становится для человека формой разви-
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
41
ФГОС второго поколения
тия субъектности. Развитие субъектности условно отражают три стадии взаимодействия человека с миром объектов: субъект-исполнитель, субъект-деятель и субъект-творец. При этом развитие субъектности -это прежде всего работа с ценностями и смыслами по выстраиванию иерархии отношений человека с миром и самим собой, а иерархия приоритетных ценностей определяет основу этого взаимодействия.
Важно отметить, что основными ценностными приоритетами образования и воспитания являются всё же не успешность человека, не его конкурентоспособность, не формирование квалифицированного потребителя (как заявил на «Селигере» в 2010 году бывший министр образования А. А. Фурсенко), а многостороннее развитие способностей человека, его духовнонравственного мира.
Образование и тем более воспитание - это не сфера услуг, а социальное служение, один из главных элементов общественного воспроизводства - созидание самого человека. А он есть высшая цель и ценность. Поэтому образование и воспитание должны иметь не только прагматическую, но и, в первую очередь, аксиологическую направленность.
То же самое можно сказать и о личности. Согласно В. Франклу, человеческое существование не аутентично, если оно не проживается как прорыв к чему-то высокому: «Быть человеком - значит быть направленным не на себя, а на нечто иное» [5; с. 284]. Этим иным может быть жизненный смысл, другой человек, идеал, абсолют. В. Франкл считал, что между субъектами существуют особые отношения, которые он называл полем напряжения. Они подобны «напряжению между «Я есмь» и «я должен”», между реальностью и идеалом, между бытием и смыслом [5; с. 285].
Согласно общепринятому мнению, воспитание имеет своей целью, прежде всего, интериориза-цию подрастающим поколением гуманистически ориентированных ценностей (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский и др.). Оно, в широком смысле, направлено на то, чтобы весь спектр гуманистически ориентированных ценностей сделать предметом осознания, освоения и реализации в виде ценностно-ориентационной и ценностно-направленной деятельности личности, т.е. аксиологический компонент в воспитании является основополагающим, а формирование у субъектов гуманистически ориентированных ценностей можно рассматривать как стратегическую цель. Без ценностного наполнения содержания воспитания, невозможно эффективно формировать у них гуманистически ориентированные взгляды, мировоззрение, общую культуру [6, 7].
Очевидно, что ценностные приоритеты человека, нередко противоположные, в конечном итоге, определяют доминирующую (результирующую) тенденцию. Существуют различные виды направленности личности: альтруистическая, эгоцентрическая, демократическая, либеральная, религиозная и т. д. В воспитании наиболее корректно выбрать гуманистическую направленность, так как именно она соответствует современным научно обоснованным психолого-педагогическим условиям формирования личности.
Если говорить о мировой тенденции, то современное состояние человеческой цивилизации со всей очевидностью говорит о том, что её стихийно-эгоцентрическое развитие крайне непродуктивно, и её дальнейшее развитие возможно только на основе познанных закономерностей развития, а также долгосрочного прогнозирования и целеполагания в соответствии с жизнеутверждающими идеалами и ценностями.
В России специфика перехода к демократии и рынку определяется тем, что страна представляет собой федеративное образование, неоднородное в историческом, социокультурном и религиозном отношениях. В многонациональных образованиях переход к демократическому обществу, как правило, сопровождается обострением межнациональных конфликтов, усиливаемых социально-классовым противостоянием между традиционными классами и теми новыми слоями, которые возникают в процессе социальных трансформаций.
Как показывают события последних лет, совпадение современной модернизации страны с ростом национального самосознания и национальным возрождением многих народов России сопровождается не только обострением межнациональных отношений, политической нестабильностью и социальной напряженностью, но и проявлением элементов национализма и шовинизма. Большинство населения, испытывающего социальный дискомфорт, стремится устранить его в результате объединения вокруг консолидирующих ценностей и идеалов и тем самым преодолеть столкновение конфликтующих мировоззренческих установок.
Вот почему в последнее время так много разговоров ведётся о необходимости выработки консолидирующей общенациональной российской идеи. Наше общество остро нуждается в такой идее, способной дать россиянам надежду и веру в лучшее будущее, наполнить их жизнь высоким духовно-нравственным содержанием, воссоздать обновлённые гуманные отношения между людьми, обеспечить условия для гармоничного развития личности и процветания России.
Таким образом, опыт первых лет российской модернизации выявил наиболее сложную проблему переходного периода, а именно проблему сохранения государственной системы в состоянии динамического равновесия и баланса интересов различных социальных групп в условиях нарастающей поляризации сил. При этом устойчивость процесса изменения системных качеств российского общества, характера деятельности, образа жизни людей во многом зависит от способности широких слоев населения воспринимать идеи реформ как свои личные, воспроизводить их, делать содержанием индивидуальной культуры.
Это вполне возможно, так как в сфере общенациональной жизни можно выделить источники духовности, нравственности, гуманности, солидарности, гражданственности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет россиянину противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Из всего вышесказанного становится очевидной стратегическая роль социальных институтов воспитания. Воспитание как социальный институт в своей
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
ФГОС второго поколения
динамике подчиняется общим закономерностям общественного развития. Особые проблемы, связанные с сохранением устойчивости системы воспитания, возникают в исторические периоды кардинального обновления всех сфер социальной структуры общества. В этих условиях принципиально важным является сохранение сущностных смыслов воспитания при всей необходимости их обновления.
В последние годы наметились положительные сдвиги, определяющие возможности развития социального института воспитания. Позитивную роль сыграли Национальный план действий в интересах детей, Федеральная программа «Дети России», концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ведомственные и региональные программы развития воспитания и др.
К позитивным изменениям следует отнести и введение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС второго поколения) воспитательного компонента, системы требований к условиям воспитания и социализации учащихся на разных уровнях школьного образования. Так постепенно формируется новый опыт взаимодействия государства и общества, а также профессиональных структур в решении проблем детства.
Как отмечает директор «Института семьи и воспитания» РАО С. В. Дармодехин: «Современная стратегия воспитания должна опираться на принципиально новое понимание глобальных трансформаций российского социума и феномена детства как ресурса развития страны. Мы принимаем как аксиому необходимость качественных и системных изменений стратегий, целей, принципов воспитания сегодняшних и будущих поколений детей» [1; с. 17].
Однако есть и негативные моменты, которые существенным образом влияют на развитие социального института воспитания:
1) снижение воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений;
2) достаточно высокая среди населения безработица;
3) значительная часть населения живёт за чертой бедности;
4) утрата значительным населением страны ориентации на созидательные ценности.
На этом фоне социальный институт воспитания приобретает всё большую значимость. Его содержание, смысл, назначение - ориентация на различные категории населения - детей, молодёжь, взрослых, пожилых, инвалидов, на преодоление ими трудностей и противоречий социума. Посредством социального института воспитания человек «включается» в окружающую среду, обогащает свои природные ресурсы, склонности и способности, адаптируется к новым социальным условиям.
В условиях меняющегося общества перед социальным институтом воспитания фактически ставится задача одновременно с обществом искать ответы на вопросы: «что воспитывать в человеке?», «в каком направлении его воспитывать?», «как это осуществлять?» и т.д. Конкретизируемые вопросы существенно корректируют развитие социального института воспитания в позитивном русле.
Как показали наши наблюдения, развитие социального института воспитания связано с двумя ведущими и взаимодополняющими тенденциями: интеграция ассоциируется с освоением общечеловеческих, общенациональных, общегражданских, коллективных и т.п. ценностей, консолидирующих людей с разными взглядами и мировоззрениями; дифференциация - с освоением национальных, этнических, конфессиональных, личностных и т.п. ценностей, способствующих самобытной идентификации локальных сообществ, групп людей и отдельных индивидов1. При этом диалектический синтез данных тенденций обнаруживается в духовно-нравственных свершениях, когда индивидуальное (особенное) по своей значимости и своему признанию становится всеобщим1 2.
Анализ показывает, что, с точки зрения социологии, современное развитие социального института воспитания происходит в условиях конфликта, в котором столкнулись два социокультурных потока, один из которых ориентирован на индивидуалистические ценности западной либеральной цивилизации, а другой, противоположный - на коллективистские ценности восточной цивилизации (Ю. Е. Волков, Ж. Т. Тощенко и др.). В России эти две социокультурные системы неорганично сочетаются, отторгают друг друга, что обуславливает неоднородность политических и экономических изменений3.
В значительно смягчённом варианте данное противопоставление в образовательном аспекте можно обнаружить у тех учёных-педагогов, которые рассматривают современное воспитание в ракурсе общечеловеческих и личностных ценностей (А. И. Шемшури-на, Н. Е. Щуркова и др.). Каждый уникальный человек, живущий на земном шаре, по их мнению, включён в мировое сообщество и является человеком мира. Утверждение в жизни людей общечеловеческих ценностей есть закономерный результат культурно-исторического развития человечества. Потенциал общечеловеческих ценностей накапливался тысячелетиями и служит основанием мотивации и регулирования человеческих отношений. При этом личностными становятся те общечеловеческие ценности, по отношению к которым субъект самоопределился, выработал собственную смысловую позицию. Личностные ценности формируются и проявляются в его предпочтениях, актуальной регуляции решений, выборе.
Третьим наиболее заметным ракурсом рассмотрения современных ценностей является деление их на общенациональные и национальные (Н. Д. Никандров, А. А. Корольков и др.). Общенациональные и нацио-
1 Предложенное разделение относительно: например, национальные ценности могут выступать как в роли интегрирующих ценностей (относительно определённой нации), так и дифференцирующих (относительно других наций).
2 В слове «всеобщее» для нас содержится самое важное и самое существенное, ибо в мире, изобилующем конфликтами, войнами, несправедливостью, насилием, приоритет принадлежит тому, что единит людей разных религий, культур и мировоззрений.
3 Неорганичное сочетание индивидуалистических и коллективистских ценностей, как полагают, некоторые исследователи, вызвано промежуточным положением России между Западом и Востоком.
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
43
ФГОС второго поколения
нальные ценности хранятся в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России. Система общенациональных и национальных ценностей складывалась на протяжении многих столетий под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековый опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысливаемый нами как общность исторической судьбы. Российские люди объединены памятью предков, завещавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Общенациональные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Они являются интегральным результатом многовекового многонационального сотрудничества.
Если говорить о воспитании школьников, то общечеловеческие и общенациональные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных институтов - участников воспитания: семьи, школы, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных объединений.
Важно отметить, что приоритетные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Как известно, базисный учебный план общего образования состоит из трёх разделов: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеучебная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Содержание образования, определённое инвариантной частью, может обеспечивать приобщение учащихся к общечеловеческим и общенациональным ценностям. Вариативный компонент по желанию детей и родителей может приобщать учащихся к национальным, этническим, региональным и конфессиональным ценностям. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются с опорой на личностные ценности и смыслы учащихся, их интересы и потребности. При этом очевидно, что все данные виды ценностей взаимодействуют между собой.
Трёхкомпонентная структура Базисного учебного плана обеспечивает согласование и реализацию образовательных интересов различных социальных групп, а также школьников и их родителей. Конструктивно решается вопрос о преподавании культурологических основ традиционных российских религий, истории религий и светской этики. Если преподавание одного из этих предметов отвечает интересам учащегося и его семьи, то он вводится в вариативную часть учебного плана, формируемую общеобразовательным учреж-
дением. Другими словами, при наличии у школы необходимых условий, а у учащихся - соответствующих потребностей, классы могут делиться на группы по изучению того или иного специального курса.
Взаимодействие общечеловеческих, общенациональных, национальных, этнических, региональных, личностных и других ценностей обеспечивают интеграционные процессы. Интеграционные процессы обнаруживают идентичные и иные смыслы, в ходе этого устанавливается обогащающая взаимосвязь между различными ценностями, а между людьми взаимопонимание. Отсюда под интеграцией понимается взаимодействие ценностей и смыслов на основе их ассоциативно-образной взаимосвязи по смежности, сходству и контрасту.
Интеграционные процессы важны ещё и потому, что невозможно осваивать только, например, общечеловеческие, национальные или региональные ценности. Часто они столь тесно переплетены, что их непросто разграничить по какому-либо особенному признаку. Например, сложно утверждать, что такая-то нравственная ценность принадлежит именно данной нации, этносу или региону. Поэтому интегрирующие и дифференцирующие тенденции всегда взаимосвязаны, зависят от конкретного контекста, работают согласно принципу «сдержек и противовесов».
Школа, благодаря таким процессуальным характеристикам, как непрерывность, системность, целостность, длительность, культуро- и природосообразность, является одним из эффективнейших институтов воспитания юных граждан России. Система работы педагогического коллектива по формированию приоритетных ценностей строится в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, поддержанной соответствующими технологиями, механизмами, формами, методами и приёмами.
Особая роль принадлежит учителю. Учитель не тот, кто уже достиг вершин гуманистических идеалов и успокоился, а тот, кто постоянно поднимается к ним, беря с собой своих учеников, и вместе с ними преодолевает преграды и трудности личностного роста. Как отметил Л. Н. Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя» [4; с. 11].
Формирование ведущих ценностей школьников осуществляется:
> за счёт выявления, изучения, раскрытия и сохранения ценностей различных культур, народов, национальностей, этносов, регионов (через почитание своих национальных ценностей, появляется возможность уважения общенациональных и общечеловеческих ценностей);
> путём обнаружения общих ценностей и смыслов, значимых для людей разных национальностей, культур, мировоззрений (например, таких как родина, семья, патриотизм, государственность, солидарность,
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
ФГОС второго поколения
духовность, образование, мир, любовь, единство и др.);
> в процессе интеграции различных ценностей, в ходе которой выявляются общие смыслы, объединяющие народы всей планеты.
Итак, процесс воспитания личности должен учитывать наличие приоритетных ценностей, предполагает рассмотрение всей совокупности социальных отношений и целостной системы жизнедеятельности человека, определённых средств и способов реализации возможностей различных социальных институтов. К ценностным приоритетам развития социального института воспитания следует отнести гуманистически ориентированные общечеловеческие, общенациональные и общегражданские ценности, выполняющие функции консолидации людей по объединяющим признакам.
Литература
1. Дармодехин С. В. О разработке стратегии модернизации воспитания в современном российском социуме // Социальный институт воспитания в современной России:
модернизация, динамика, стратегия развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 7-9 декабря 2011 г. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012.- 240 с.- Т. 1. С. 17.
2. Клепиков В. Н. Аксиологическая интеграция как современная образовательная технология по этическому воспитанию школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. № 6. 2011. С. 44-48.
3. Клепиков В. Н. Формирование ценностных ориентаций школьников в контексте ФГОС второго поколения // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. № 4. С. 3-8.
4. Толстой Л. Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. Т. 14. М., 1913. С. 11.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Правда, 1990.
С. 284.
6. Щербина Ю. С. Контуры новой системной модели обучения. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 5.
7. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2011.- № 1.
УДК 37.032
Ю. Л. Семенова
J ^
ДИАЛОГ КУЛЬТУР В БИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Л_________________________________________г
Аннотация. В современных условиях перехода к деятельностно-компетентностной образовательной модели с акцентом на межчеловеческое взаимодействие особую актуальность приобретает формирование у учащихся коммуникативной компетенции. В статье рассмотрена возможность ее развития посредством актуализации педагогического потенциала диалога культур в билингвальном образовательном пространстве. Названы результаты применения билингвального обучения в гимназии № 94 г. Екатеринбурга.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, диалог культур, билинвальное образование, межпредметная интеграция.
Abstract. In the modem pedagogic paradigm emphasizing the activity-competence model and personal interrelations, development of students’ communicative competence is considered to be of great importance. The paper examines the development opportunities of the above mentioned competence by actualizing the pedagogic potential of culture dialogue in bilingual educational environment. The applied effectiveness of bilingual education in the Yekaterinburg high school № 94 is given.
Index terms: communicative competence, culture dialogue, bilingual education, interdisciplinary integration.
Актуальность билингвального обучения на современном этапе определяется, прежде всего, всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах, что в образовательной сфере обусловливает тенденцию к интеграции предметного знания, направленности на
познание целостной картины мира [2, 10] и др. В настоящее время необходимо развивать способность личности адаптироваться к условиям интернационального образования, науки и производства.
Использование диалога культур как ресурса формирования коммуникативной компетенции придает об-
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/3
45